Научная статья на тему 'Психологические особенности готовности к профессиональной деятельности курсантов образовательных учреждений ГПС МЧС России'

Психологические особенности готовности к профессиональной деятельности курсантов образовательных учреждений ГПС МЧС России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
393
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Харин В.В., Стрельцов О.В., Рюмина С.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности готовности к профессиональной деятельности курсантов образовательных учреждений ГПС МЧС России»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГПС МЧС РОССИИ

В.В. Харин, О.В. Стрельцов, С.И. Рюмина ФГБУ ВНИИПО МЧС России, г. Балашиха

Становление личности пожарного протекает через его профессионализацию, которая протекает в условиях специфических для данного вида службы. А именно, к общепризнанным факторам профессионального риска пожарных относятся тяжелая физическая работа и нервно-психическое напряжение [1; 2]. В свою очередь, изучение О.Л. Узуном служебной деятельности и процесса профессиональной подготовки специалистов МЧС России показало, что программы профессиональной подготовки курсантов ВУЗов МЧС России не рассматривают проблем, связанных с необходимостью адаптации будущих специалистов к профессиональной деятельности, которая связана с выполнением служебных задач, протекающих в обстановке нервно-психического и эмоционального напряжения [3]. На практике это может привести к тому, что впервые столкнувшись с реальной действительностью, выпускник со слабой подготовкой не сможет самостоятельно решать поставленные перед ним задачи. Это делает актуальным изучение особенностей профессиональной готовности выпускников ВУЗов ГПС МЧС России, так как проблемы профессионализма зачастую свидетельствуют и о личностной неготовности к профессиональной деятельности.

В ходе проведенного анализа научно-методических подходов к пониманию профессиональной готовности были выделены два основных подхода к оценке готовности компетентностный и личностный. В рамках компетентностного похода, предлагается формализованная модель профессиональной компетентности пожарного. Профессиональная компетентность представляется как, сформированная у выпускника ВУЗа МЧС России система общекультурных, общих профессиональных и профессионально-специализированных компетенций. Личностный подход показывает, какими личными качествами должны обладать сотрудники ГПС для успешного достижения целей профессиональной деятельности. Обобщая данный подход, А.Э. Болотин, С.С. Аганов и М.С. Довженко предложили схему структуры готовности выпускника вуза ГПС МЧС России к профессиональной деятельности [4], которая изображена на рисунке 1.

Операционный компонент

Мотнвацнонный компонент

Ориентаинонный компонент

владение спосооами и приемами деятельности, необходимыми знаниями, навыками, умениями, процессами анализа, синтеза, сравнения

чувство долга, ответственность за выполнение задачи и др.

знания и представления оо особенностях и условиях деятельности сотрудников ГПС МЧС при ликвидации пожара и спасении людей

Готовность выпускника ВУЗа ГПС МЧС России к профессиональной деятельности

-сг

тг

-сг

уровень профессиональной работоспособности, здоровья, развития физических качеств и прикладных навыков

самоконтроль, самомооилизация. умение управлять действиями, из

которых складывается выполнение обязанностей и др.

самооценка своей подготовленности и соответствия процесса решения профессиональных задач оптимальным образцам

Физический компонент

Волевой компонент

Оценочный компонент

Рис. 1. Структура готовности выпускника вуза ГПС МЧС России к профессиональной деятельности

В целях изучения личностных особенностей профессиональной готовности, в 2014 году было проведено психодиагностическое

обследование курсантов 3, 4 и 5 курсов (проходящих подготовку по специальности «Пожарная безопасность»): Академии ГПС МЧС России, Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России и Уральского института ГПС МЧС России в количестве 463 человека и в возрасте от 17 до 23 лет. Прежде всего, при помощи методики «Мотивационный профиль личности» (Э.В. Мильман) удалось составить мотивационную структуру курсантов. Изображенные, на рисунках 2 и 3, усредненные профили мотивации, показывают, что профили учебной и общежитейской мотивации курсантов по курсам, в целом, совпадают и отличаются лишь степенью выраженности тех или иных мотивов, что говорит об однородности мотивации курсантов, независимо от срока обучения. В общежитейской мотивации курсанты наиболее мотивированы на поддержание жизнеобеспечения, общественную полезность, создание комфортной среды и общение со сверстниками. В учебной мотивации ярко выражен и доминирует мотив социального статуса. Также в обучении курсанты руководствуются мотивами поддержания, общественной полезности, общения со сверстниками. Это может говорить о том, что учебная мотивация курсантов имеет социальную направленность, где учебная деятельность рассматривается, как путь к повышению своего социального статуса в обществе, а мотив общественной полезности выполняет смыслообразующую функцию, помогающую утвердить свое положение в обществе, как социально полезного субъекта этого общества, что важно для профессии пожарного. В тоже время наблюдаемый резкий перепад (различие) профильных линий учебной и общежитейской мотивации курсантов, указывает на конфронтацию различных мотивационных факторов внутри общей структуры личности, это говорит об отсутствии зрелой мотивации. То есть, можно констатировать, что зрелая мотивация курсантов ВУЗов ГПС МЧС России, за период обучения еще не была сформирована.

391

♦.....

ч * *

л ч /А'ч /' ч\ / А

\ /' 4 ..... ••• /

V ^ ......* /

Поддержание Комфорт Социальный Общение Общая Творческая Общественная

статус активность активность полезность

.....♦••■■ 3 курс 4 курс - -а- - 5 курс

Рис. 2. Результаты диагностики общежитейской мотивационной структуры курсантов 3, 4 и 5 курсов факультета «Пожарная безопасность» (усредненные

профили)

Рис. 3. Результаты диагностики учебной мотивационной структуры курсантов 3, 4 и 5 курсов факультета «Пожарная безопасность» (усредненные профили)

Помимо этого, в целях изучения психологических особенностей курсантов, в зависимости от степени их готовности к профессиональной деятельности, обследованные были разбиты на три группы с высоким, средним и низким уровнями успешности. Для чего применялся кластерный анализ результатов, полученных в ходе экспертной оценки курсантов (с использованием опросника экспертной оценки личностных и деловых качеств курсантов). Сравнительный анализ показателей психологических свойств и профессионально важных качеств курсантов, вошедших в разные группы готовности (с использованием 1-критерия Стьюдента), показал ряд различий в полученных группах:

1. У курсантов с высокой профессиональной готовностью более выражены: мотивы общей и творческой активности, а так же общественной полезности; высокий уровень социализации, адекватная оценка своей роли в коллективе,

ориентация на соблюдение общепринятых норм поведения; высокий уровень нервно-психической устойчивости, легкая адаптация к новым условиям деятельности, быстрая выработка стратегии своего поведения и социализация. Как правило, они не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью, у них более развито понятийное мышление.

2. Курсанты группы средней готовности более мотивированы на социальный статус, комфорт и общение, чем курсанты с высокой готовностью, но, как и последние ориентированы на мотив общественной полезности. Одновременно, по сравнению с более готовыми курсантами, курсанты данной группы характеризуются менее высоким уровнем личностного адаптационного потенциала, моральной нормативности и поведенческой регуляции.

3. Курсантов с низкой профессиональной готовностью может отличать наличие признаков нарушений в социальной адаптации, что чаще всего выражается в слабой саморегуляции, импульсивности реакций, конфликтности. Помимо этого, отсутствует стремление соблюдать общепринятые нормы поведения, групповых требований, нежелание брать на себя ответственность, отсутствие мотивации к профессиональной деятельности.

Список использованной литературы

1. Марьин М.И., Гечель А.Л., Апостолова Л.О. Психическое состояние пожарных после тушения пожара // Медицина труда и промэкология. 1993. № 1. С. 9-10.

2. Матюшин А.В., Порошин А.А., Бобринев Е.В. Оценка профессионального риска заболеваний и гибели пожарных // Пожарная безопасность. 2005. № 6. С. 68-74.

3. Узун О.Л. Система научного обеспечения профессиональной подготовки специалистов МЧС России к деятельности в чрезвычайных ситуациях: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2011. - 51 с.

4. Болотин А.Э., Аганов С.С., Довженко М.С. Структура готовности выпускника ВУЗа ГПС МЧС России к профессиональной деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России выпуск №1. 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.