Научная статья на тему 'Особенности мотивации курсантов образовательных учреждений ФПС ГПС МЧС России'

Особенности мотивации курсантов образовательных учреждений ФПС ГПС МЧС России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
194
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шишков М.В., Стрельцов О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности мотивации курсантов образовательных учреждений ФПС ГПС МЧС России»

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ФПС ГПС МЧС РОССИИ

М.В. Шишков, зам. начальника отдела, О.В. Стрельцов, ст. науч. сотрудник ВНИИПО МЧС России, г. Балашиха

Изучение психологической готовности курсантов к профессиональной деятельности в период их обучения, позволяет выявить проблемы и устранить их с помощью опытного преподавательского состава, на этапе профессиональной подготовки. Как указывает А.А. Вострецов, профессиональное становление курсантов, как будущих офицеров ГПС МЧС России - это процесс взаимосогласованных требований профессии пожарного к человеку и человека к профессии [1].

Структура личностного уровня готовности к профессиональной деятельности представляет собой сложный синтез тесно взаимосвязанных структурных компонентов. К ним относятся: мотивационно-ценностный, эмоциональный, когнитивный. В структуре готовности к профессиональной деятельности центральное место занимает мотивационно-ценностный компонент [2, 3].

В ходе изучения вопросов профессиональной готовности были обследованы курсанты 3, 4 и 5 курсов Академии Государственной противопожарной службы МЧС России, Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России, Ивановского института Государственной противопожарной службы МЧС России и Уральского института Государственной противопожарной службы МЧС России (всего 490 человек). По результатам исследования удалось составить мотивационную структуру курсантов, с использованием методики «Мотивационный профиль личности (Э.В. Мильман)».

Изображенные на Рис. 1.-3, усредненные мотивационные профили показывают, что в целом мотивация курсантов этих курсов ориентирована на вопросы своего социального статуса, поддержания, комфорта, общения и общественной полезности (особо выражено у выборки курсантов СПбУГПС МЧС России), что говорит о социально направленной позиции.

При этом у курсантов ИИГПС МЧС России, фокус смещен с мотива общественной полезности на мотив общей активности. В тоже время, в ходе исследования был установлен любопытный факт значительного разброса между высокими значениями мотива социального статуса в общежитейской мотивации и низкими значениями уровня социального статуса в учебной мотивации курсантов. Можно предположить, это говорит о том, что курсанты не готовы рассматривать учебную деятельность, как путь к повышению своего социального статуса. Одновременно в общежитейском плане мотивации курсантов социальный статус своего положения является

доминирующим в ряду преобладающих мотивов поддержания и общественной полезности.

Рис. 2. Результаты психодиагностики мотивационной структуры курсантов 4-ых курсов факультета пожарная безопасность (усредненные мотивационные профили)

Сравнительный анализ групп готовности курсантов показал зависимость успешности обучения курсантов от их общежитейских мотивов и мотивов учебной деятельности. Так усредненные мотивационные профили групп успешных и менее успешных как в общежитейской сфере, так и учебной достоверно различаются по ряду шкал и можно сказать, что для успешных

курсантов мотивы общей и творческой активности, а так же общественной полезности важнее, чем для курсантов со слабым уровнем готовности.

Рис. 3. Результаты психодиагностики мотивационной структуры курсантов 5-ых курсов факультета пожарная безопасность (усредненные мотивационные профили)

В заключение необходимо отметить, что мотивация не является статическим образованием и имеет процессуальную развертку, что обуславливает ее дальнейшее изучение, которое планируется провести в 2014 году.

Список использованной литературы

1. Вострецов А.А. Профессиональное становление курсантов вузов Государственной противопожарной службы МЧС России в ходе образовательного процесса / А.А. Вострецов. - СПб: УГПС МЧС России, 2004. - 21 с.

2. Кучерявенко И.А. Проблема психологической готовности к профессиональной деятельности / И.А. Кучерявенко // Молодой ученый. -2011. - №12. - Т. 2. - С. 60-62.

3. Михайлова В.В. Формирование психологической готовности курсантов вузов ГПС МЧС России к деятельности в условиях риска: дис. ... канд. пед. наук. - СПб: УГПС МЧС России, 2008. - 167 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.