ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ФПС ГПС МЧС РОССИИ
М.В. Шишков, зам. начальника отдела, О.В. Стрельцов, ст. науч. сотрудник ВНИИПО МЧС России, г. Балашиха
Изучение психологической готовности курсантов к профессиональной деятельности в период их обучения, позволяет выявить проблемы и устранить их с помощью опытного преподавательского состава, на этапе профессиональной подготовки. Как указывает А.А. Вострецов, профессиональное становление курсантов, как будущих офицеров ГПС МЧС России - это процесс взаимосогласованных требований профессии пожарного к человеку и человека к профессии [1].
Структура личностного уровня готовности к профессиональной деятельности представляет собой сложный синтез тесно взаимосвязанных структурных компонентов. К ним относятся: мотивационно-ценностный, эмоциональный, когнитивный. В структуре готовности к профессиональной деятельности центральное место занимает мотивационно-ценностный компонент [2, 3].
В ходе изучения вопросов профессиональной готовности были обследованы курсанты 3, 4 и 5 курсов Академии Государственной противопожарной службы МЧС России, Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России, Ивановского института Государственной противопожарной службы МЧС России и Уральского института Государственной противопожарной службы МЧС России (всего 490 человек). По результатам исследования удалось составить мотивационную структуру курсантов, с использованием методики «Мотивационный профиль личности (Э.В. Мильман)».
Изображенные на Рис. 1.-3, усредненные мотивационные профили показывают, что в целом мотивация курсантов этих курсов ориентирована на вопросы своего социального статуса, поддержания, комфорта, общения и общественной полезности (особо выражено у выборки курсантов СПбУГПС МЧС России), что говорит о социально направленной позиции.
При этом у курсантов ИИГПС МЧС России, фокус смещен с мотива общественной полезности на мотив общей активности. В тоже время, в ходе исследования был установлен любопытный факт значительного разброса между высокими значениями мотива социального статуса в общежитейской мотивации и низкими значениями уровня социального статуса в учебной мотивации курсантов. Можно предположить, это говорит о том, что курсанты не готовы рассматривать учебную деятельность, как путь к повышению своего социального статуса. Одновременно в общежитейском плане мотивации курсантов социальный статус своего положения является
доминирующим в ряду преобладающих мотивов поддержания и общественной полезности.
Рис. 2. Результаты психодиагностики мотивационной структуры курсантов 4-ых курсов факультета пожарная безопасность (усредненные мотивационные профили)
Сравнительный анализ групп готовности курсантов показал зависимость успешности обучения курсантов от их общежитейских мотивов и мотивов учебной деятельности. Так усредненные мотивационные профили групп успешных и менее успешных как в общежитейской сфере, так и учебной достоверно различаются по ряду шкал и можно сказать, что для успешных
курсантов мотивы общей и творческой активности, а так же общественной полезности важнее, чем для курсантов со слабым уровнем готовности.
Рис. 3. Результаты психодиагностики мотивационной структуры курсантов 5-ых курсов факультета пожарная безопасность (усредненные мотивационные профили)
В заключение необходимо отметить, что мотивация не является статическим образованием и имеет процессуальную развертку, что обуславливает ее дальнейшее изучение, которое планируется провести в 2014 году.
Список использованной литературы
1. Вострецов А.А. Профессиональное становление курсантов вузов Государственной противопожарной службы МЧС России в ходе образовательного процесса / А.А. Вострецов. - СПб: УГПС МЧС России, 2004. - 21 с.
2. Кучерявенко И.А. Проблема психологической готовности к профессиональной деятельности / И.А. Кучерявенко // Молодой ученый. -2011. - №12. - Т. 2. - С. 60-62.
3. Михайлова В.В. Формирование психологической готовности курсантов вузов ГПС МЧС России к деятельности в условиях риска: дис. ... канд. пед. наук. - СПб: УГПС МЧС России, 2008. - 167 с.