ИЗУЧЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-
ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ
А.А. Частихин, к.п.н., Военный авиационный инженерный университет,
А.М. Частихин,
отдел ГИМС ГУ МЧС России по Тамбовской области
Служебно-боевая деятельность сотрудников ГПС является одним из частных проявлений человеческой деятельности, конкретным видом общественно-полезного и социально необходимого труда. Чтобы оценить качество этого труда необходимо выявить степень соответствия между объективными требованиями, предъявляемыми к профессиональным качествам сотрудников, и успешностью их служебной деятельности.
Совокупность качеств, обеспечивающих эффективную и надёжную профессиональную деятельность, называют профессионально важными качествами (ПВК). Их выявление и формирование является одной из важнейших задач профессионального образования и подготовки специалистов ГПС МЧС России.
Несмотря на достаточно длительную историю борьбы человека с огненной стихией, в том числе и профессионально организованную, первые работы, посвящённые анализу и обобщению труда огнеборцев, относятся к концу XIX - началу XX века. Так, впервые обобщение практического опыта пожарного дела в России было осуществлено В.П. Григорьевым в книге «Практическое руководство пожарного дела» [2].
Начиная со второй половины 20-х годов прошлого века, в этом направлении появляется много исследований, связанных с различными аспектами деятельности огнеборцев.
К.М.Яичков - в 30-х годах начальник ЦПО НКВД РСФСР -констатирует, что профессия пожарного по классификации Народного комиссариата труда СССР относится к высшей категории по степени опасности и вредности. Это требует серьёзного отношения к подготовке специалистов пожарного дела в ведомственных образовательных учреждениях [10].
В послевоенное время теория и практика подготовки пожарных кадров также находилась под пристальным вниманием специалистов различного уровня. Так, Ф.Зильберштейн обращает внимание на принципиальные недостатки в методике обучения пожарных команд: упражнения по ПСП отрабатываются главным образом на скорость, правильности же выполнения приемов уделяется недостаточное внимание: целиком оправдавшая себя методика обучения раздельной обработкой каждого упражнения по этапам оказалась забытой; ряд тем отрабатывается лекционным методом, без практического показа; идейному содержанию
занятий не уделяется должного внимания; к подготовке пожарных недостаточно привлекаются отличники [3].
М. Малыхин отмечает, что получение всесторонних и глубоких знаний, воспитание физической выносливости, необходимых каждому работнику пожарной охраны, немыслимы без хорошей организации боевой учёбы личного состава [7].
Б. Кончаев считает, что систему профессионального обучения пожарных нужно перестроить, так как молодые пожарные техники, выйдя из стен училища, не имеют нужных практических навыков в пожаротушении. Такая оторванность теории от практики является основным недостатком в подготовке пожарных специалистов [4].
Можно отметить, что к концу 50-х годов прошлого столетия в основном сложились дидактические компоненты, определяющие педагогические условия образовательного процесса в учреждениях и частях пожарной охраны страны. Последующие года можно охарактеризовать как процесс «шлифовки» педагогических компонентов формирования знаний, умений и навыков специалистов борьбы с огнём. За этот период практически все образовательные учреждения пожарного профиля приобрели статус ВУЗов, Государственная противопожарная служба перешла под юрисдикцию МЧС. Эти изменения повлекли за собой коррекцию целевой установки и конкретных задач в подготовке специалистов пожарно-спасательного профиля.
Важное место в образовательном процессе стали занимать проблемы психолого-педагогической направленности. Так, А.А. Вострецов разработал поэтапную многокомпонентную систему формирования готовности курсантов вузов ГПС к профессиональной деятельности. Модель данной системы отражает: всесторонний учёт изменений «обстановки сегодняшнего дня», функций и задач, выполняемых ГПС МЧС России; непрерывное совершенствование форм и методов обучения и воспитания курсантов в целях успешного формирования их готовности к профессиональной деятельности; систему всестороннего контроля процесса профессиональной подготовленности курсантов на всех этапах обучения [1].
Н.М. Мамедов определяет процесс профессионального становления в виде ряда этапов: формирование профессиональных намерений; профессиональное обучение; профессиональная адаптация; стабильное профессиональное функционирование [8].
A.А. Кочин, С.И. Уткин считают, что основным направлением, по которому осуществляется психологическая подготовка, является стирание граней между учебной и служебной деятельностью. Приближение условий обучения к реальным условиям проводится путём внесения различных воздействий, характерных для экстремальной обстановки в выполнении курсантами учебных задач [5].
B.В. Кузнецов предлагает формировать ПВК выпускников вузов ГПС МЧС в ходе психологического сопровождения образовательного
процесса. В его методике важное место занимают психодиагностические тесты, применяемые в вузах МЧС, которые должны быть ориентированы на оценку таких ПВК как: служебно-профессиональная направленность; интеллектуально-мотивационная готовность к обучению и службе в ГПС; социальная зрелость; когнитивные, коммуникативные, эмоционально-волевые особенности личности и профессиональные способности [6].
В.В. Ощановский, М.С. Поваль, В.М. Лобвиненко, О.Ю. Поцюрько предлагают использовать элементы логики в профессиональной подготовке спасателей. Это, несомненно, позволит работникам спасательных служб более грамотно и чётко управлять своими действиями, действиями подчинённых и населения, уменьшит риск принятия ошибочных решений, более адекватно реагировать на изменяющуюся обстановку в районе чрезвычайного события [9].
Таким образом, сам процесс профессиональной подготовки, в том числе и формирования ПВК с помощью средств физической подготовки, должен содержать элементы и условия, в которых можно развивать логическое мышление у курсантов: психотехнические игры в русле физкультурно-спортивной деятельности; решение тактических задач во время спортивных состязаний, особенно в различных видах спортивных игр.
Список использованной литературы:
1. Вострецов А.А. Формирование готовности к профессиональной деятельности курсантов вузов ГПС России: дис. ... канд. пед. наук. - СПб, 2004. - 185 с.
2. Григорьев В.П. Практическое руководство пожарного дела. СПб, 1894.
3. Зильберштейн Ф.О методике боевой подготовки // Пожарное дело. 1956. №4. С. 10-11.
4. Кончаев Б. Систему обучения надо перестроить // Пожарное дело. 1959. №4. С. 15-16.
5. Кочин А.А., Уткин С.И. Совершенствование психологической подготовленности будущих офицеров к профессиональной деятельности // Вестник СПб ИГПС. 2005. №1. С. 101-104.
6. Кузнецов В.В. Методика формирования профессионально-важных качеств выпускников ГПС МЧС России в ходе психологического сопровождения образовательного процесса: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб ИГПС МЧС России, 2005. - 26 с.
7. Малыхин М. Улучшить подготовку личного состава // Пожарное дело. 1957. №9. С. 10-11.
8. Мамедов Н.М. Профессиональное становление курсантов ВУЗов ГПС МЧС России в ходе образовательного процесса: дис. ... канд. пед. наук. - СПб, 2004. - 207 с.
9. Ощановский В.В., Поваль М.С., Лобвиненко В.М., Поцюрько О.Ю. Логика как необходимый элемент подготовки спасателей // Пожаро-взрывобезопасность. 2007. №5. С. 6-9.
10. Яичков К.М. Охрана труда пожарных // Пожарная техника. 1938. № 5. С. 6-7.