Научная статья на тему 'Роль и место физической подготовки в образовательном процессе пожарных'

Роль и место физической подготовки в образовательном процессе пожарных Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Частихин А.А., Частихин А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль и место физической подготовки в образовательном процессе пожарных»

РОЛЬ И МЕСТО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПОЖАРНЫХ

А.А. Частихин, к.п.н., Военный авиационный инженерный университет,

А.М. Частихин,

отдел ГИМС ГУ МЧС России по Тамбовской области

В 1994 году был принят закон «О пожарной безопасности». Последние изменения определяют основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации (правовые, экономические, социальные). Основные задачи пожарной охраны - профилактика пожаров, спасение людей и имущества, тушение пожаров, и проведение аварийно-спасательных работ.

Для решения этих задач необходимо готовить специалистов с учётом современных требований к их квалификации в области гражданской обороны, пожарной безопасности, защиты в чрезвычайных ситуациях [2].

С 2002 года началась адаптация ГПС в системе МЧС России. До этого времени она находилась в составе МВД России. Этот факт требует определённой перестройки в образовательном процессе.

Необходимо отметить, что подготовка кадров с высшим профессиональным образованием сама по себе предполагает постоянный поиск новых, более эффективных средств, форм и методов обучения и воспитания. Тем более это актуализируется в связи с переходом ГПС в структуру МЧС и появлением новых, ранее не ставившихся, задач.

Для решения этих задач необходимо интенсифицировать учебный процесс в ВУЗах ГПС МЧС, что неизбежно приведёт к повышению умственных и физических нагрузок на обучаемых.

Известно, что физическая подготовка является одним из средств повышения умственной и физической работоспособности, обеспечивает физическую готовность к овладению избранной профессией. Следовательно, поиск путей, повышающих эффективность физической подготовки в процессе приобретения теоретических знаний, формировании профессиональных навыков и умений, является актуальным.

Профессиональная деятельность пожарных в существенной мере обусловлена их физическими кондициями, т.е. она, во-первых, требует напряжения физических сил, во-вторых, успешность выполнения функциональных обязанностей во многом определяется высокой физической подготовленностью. Именно поэтому физическая подготовка является составной частью профессионального образования пожарных, а физические качества и прикладные двигательные навыки - важнейшим компонентом их профессиональной пригодности, входящим в общую структуру ПВК данного специалиста.

В начале 20-х годов, с образованием Ленинградского пожарного техникума, вопросам физической подготовки слушателей стали уделять более серьёзное внимание. Анализируя роль спорта в пожарных командах, А.Вагнер рекомендует для воспитания ловкости, решимости и быстроты движений заниматься теми видами спорта, которые сопряжены с состязаниями и ведутся коллективным путём, требующие подчинения отдельных лиц друг другу, а достигнутая победа является триумфом всего коллектива [3].

В послевоенные годы продолжает совершенствоваться профессионально-прикладная направленность физической подготовки пожарных кадров. Физическая подготовка, отмечает И.Пономарёв, является неотделимой частью обучения курсантов Ленинградского пожарно-технического училища. Систематические строевые смотры, организация стрельбы и спортивных соревнований позволяют сформировать прочную основу для формирования квалифицированных специалистов [4].

Можно предположить, что реально физическая подготовка ещё не заняла должного места в профессиональной учёбе пожарных, организационно-методические аспекты разработаны недостаточно чётко, и ещё хуже реализуются в практике.

Н.Н. Северин разработал и научно обосновал технологию управления ФП личного состава подразделений ГПС с учётом особенностей их профессиональной деятельности. Основная идея автора заключалась в том, что научно обоснованная технология управления ФП в подразделениях ГПС с учётом профессиональной деятельности личного состава позволит улучшить их физическое состояние и работоспособность [5].

В.И. Ткачев, В.Н. Шульженко разработали технологию организации ФП сотрудников ГПС МЧС России с использованием упражнений в составе пожарного расчёта. Проведя профессиографические исследования, авторы отмечают, что наиболее характерными элементами профессиональной деятельности, в которых проявляется физическая подготовленность и которые могут лечь в основу физических упражнений, являются: действия по преодолению препятствий; действия с пожарной техникой, рукавами и лестницами; различные способы передвижения при тушении пожара; инженерные работы по сооружению заграждений для огня [6].

Физические упражнения, по мнению авторов, должны носить коллективный характер, так как до 95% профессиональных действий при ликвидации пожаров выполняются в составе пожарных расчётов. Физическая нагрузка личного состава ГПС в ходе ликвидации пожара характеризуются длительной работой большой мощности. Периодически она увеличивается до субмаксимальных и кратковременно - до максимальных значений. Действия, производимые на фоне предшествующего им утомления, требуют при этом высокой координации

движений. Поэтому достижение успеха в значительной мере будет зависеть от мобилизационных возможностей организма пожарных расчётов.

В работе, посвященной развитию физической культуры в вузах ГПС МЧС России, С.С. Аганов отмечает, что ФП, включённая в систему профессиональной деятельности сотрудников ГПС, формирует их физическую подготовленность, способствует приобретению профессионально важных двигательных умений и навыков, развитию физических способностей. Физическая культура направлена на то, чтобы развить целостную личность сотрудника ГПС МЧС России, гармонизировать его духовные и физические силы, активизировать его готовность как личность и профессионала полноценно реализовать свои сущностные силы в учёбе, профессиональной деятельности, здоровом и продуктивном стиле жизни [1].

Таким образом, в дореволюционный период об использовании физических упражнений в процессе профессионального образования пожарных нет чётких и прямых упоминаний. В предвоенные годы физическая подготовка ещё не стала обязательным разделом профессионального образования пожарных. В послевоенные годы продолжает совершенствоваться профессионально-прикладная

направленность физической подготовки пожарных кадров. Эта учебная дисциплина становится неотделимой частью обучения в системе профессионального образования огнеборцев. В начале 90-х годов вопросы физической подготовки решаются на уровне диссертационных исследований. Однако, несмотря на появление подобных работ, ещё не в полной мере решены вопросы, связанные с изучением структуры профессионально-важных качеств огнеборцев ГПС, которые требуют преимущественного развития, в том числе и средствами физической подготовки.

Список использованной литературы:

1. Аганов С.С. Развитие физической культуры в вузах ГПС МЧС России // Вестник СПб института ГПС. 2006. №1 (12)-2(13). С. 205-210.

2. Артамонов В.С. Подготовка кадров для системы МЧС России в СПб институте ГПС МЧС России // Вестник СПб института ГПС. 2005. №2 (9). С.5-8.

3. Вагнер А. Спорт в пожарных командах // Пожарное дело. 1925. №6. С. 14-15.

4. Пономарёв И. Славный путь // Пожарное дело. 1956. №7. С. 13-14.

5. Северин Н.Н. Управление физической подготовкой личного состава подразделений ГПС МЧС России с учётом особенностей профессиональной деятельности: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - СПб, 2005. - 24 с.

6. Ткачёв В.И., Шульженко В.П. Физическая подготовка сотрудников ГПС МЧС России в составе пожарного расчёта. Белгород: Изд-во Бел. ГУ, 2006. 104 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.