СЕКЦИЯ № 1.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕРЕЖДЕНИЙ МЧС РОССИИ В ОБЛАСТИ
ПОЖАРОТУШЕНИЯ
С.С. Аганов, заведующий кафедрой, д.п.н., профессор, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, г. Санкт-Петербург
Н.В. Елфимов, преподаватель, Сибирская пожарно-спасательная академия-филиал Санкт-Петербургского
университета ГПС МЧС России, г. Железногорск
С началом научно-технической революции и стремительным ее развитием в ХХ столетии начинается качественно новый этап в развитии систем обеспечения пожарной безопасности, что требует от сотрудников МЧС определенных знаний при выполнении своих должностных обязанностей в профессиональной деятельности.
Надо отметить, что пожары становятся все более сложными в области тушения, и чтобы успешно решать эти проблемы необходимо постоянное повышение определенных знаний и навыков в области проведения профилактики, а также непосредственно в области тушения пожаров на различных объектах.
В настоящее время профессиональная подготовка курсантов в учебных заведениях МЧС России тесно связана с формированием у них навыков пожаротушения. Вместе с тем, сложившаяся к настоящему времени система профессиональной подготовки курсантов в учебных заведениях МЧС России не в полной мере обеспечивает эффективное решение этой задачи [1, 4].
Все вышесказанное требует особого внимания и пересмотра качества профессиональной подготовки курсантов в учебных заведениях МЧС России. Для этого в системе их профессиональной подготовки должно уделяться более пристальное внимание такому аспекту как формирование навыков пожаротушения на различных объектах. Это необходимо для более эффективного решения сложных задач в экстремальных условиях профессиональной деятельности при ликвидации пожаров разной категории сложности, где требуется не только умение правильно выбрать решающее направление и метод тушения пожара, но и также требуется от личного состава высокого показателя физической подготовки. Так как все мероприятия, связанные с тушением пожара и проведением аварийно-спасательных работ, требуют большого физического потенциала, что непосредственно требует хорошую физическую подготовку от личного состава участвующего в тушении пожара и проведения аварийно-спасательных работ [3, 4]. После выпуска в период прохождения службы выпускники учебных заведений МЧС России сталкиваются с мероприятиями по
ликвидации ландшафтных пожаров, газовых и нефтяных фонтанов, пожаров в гаражах, в больницах, детских учреждениях, школах и т.д., а также с мероприятиями по проведению аварийно-спасательных работ на данных объектах. Вместе с тем, ликвидация пожаров в зданиях, на энергетических предприятиях и в помещениях с электроустановками, на предприятиях текстильной промышленности и в складах волокнистых материалов имеет свои особенности. Соответственно требуется в период учебы использование дифференцированного подхода к отбору средств обучения.
На сегодняшний день при отработке навыков пожаротушения осуществляется без учета этих особенностей, что негативно сказывается на эффективности формирования навыков пожаротушения у курсантов учебных заведений МЧС России. Основными причинами наличия этих недостатков являются: отсутствие дифференцированного подхода к отбору средств обучения, недостаточный уровень готовности выпускников учебных заведений ГПС МЧС России к решению профессиональных задач в процессе ликвидации пожаров высокой категории сложности. Это является следствием недостаточного научно-методического обеспечения организации процесса профессиональной подготовки по формированию навыков пожаротушения у курсантов.
Внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс учебных заведений МЧС России, в частности дифференцированного подхода к отбору средств обучения создает условия для подготовки специалистов новой формации, владеющих современными способами ликвидации пожаров. Выпускникам приходится постоянно обновлять свои знания, пересматривать методы работы, овладевать новыми умениями по локализации и ликвидации пожаров разной категории сложности учитывая внедрение инновационных методов, а соответственно и учитывать физическую подготовку личного состава выполняющего поставленную задачу [3]. Это требует высокого уровня развития навыков пожаротушения у выпускников вузов МЧС России.
Следует также отметить, что вопросы формирования навыков пожаротушения у курсантов учебных заведений МЧС России недостаточно изучены. До настоящего времени не разработана педагогическая технологии формирования навыков пожаротушения у курсантов, с использованием дифференцированного подхода к отбору средств обучения. Именно эти факторы во многом характеризуют качество обучения и в дальнейшем значительно влияют на эффективность профессиональной деятельности выпускников учебных заведений МЧС России при ликвидации разных видов пожаров.
Содержание и структура профессиональной деятельности при ликвидации разных видов пожаров складывается из разных навыков. Поэтому важным компонентом профессиональной подготовки выпускников учебных заведений ГПС МЧС России к профессиональной деятельности является подбор наиболее оптимальных средств обучения. Необходимо подчеркнуть, что готовность выпускников вузов МЧС России к профессиональной деятельности при ликвидации разных видов пожаров может быть обеспечена только при достаточной подготовленности их во всех отношениях. В современных условиях компенсировать низкий уровень отдельных слагаемых готовности к
профессиональной деятельности при ликвидации разных видов пожаров бывает очень сложно. В связи с этим нельзя ни в коей мере преуменьшать или недооценивать значение любого из них. Поэтому использование дифференцированного подхода к отбору средств обучения при формировании навыков пожаротушения у курсантов учебных заведений МЧС России является важной научной задачей.
Опыт профессиональной подготовки курсантов в учебных заведениях МЧС России свидетельствует, что применение дифференцированного подхода к отбору средств обучения будет способствовать более эффективному формированию у них навыков пожаротушения. Теоретическая подготовка в вузе должна сопровождаться практическими тренировками в выполнении профессиональных действий при ликвидации разных видов пожаров [2].
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
2. Организационно-методические указания по подготовки начальствующего состава федеральной противопожарной службы МЧС России, от 28 июня 2007 № 43-1889-18./ Под редакцией В.П. Плата.
3. Учеб. пособ.: Физическая подготовка в ГПС МЧС России /Под общей редакцией П.В.Плата. - СПб.: С.-Петербургский ун-т ГПС МЧС России, 2008.-537с. /Артамонов В.С., Аганов С.С., Лобжа М.Т., Минкин Д.Ю., Стригельская И.Ю., Иванова Е.С.
4. Концепция использования дифференцированного подхода к отбору средств обучения в процессе профессиональной подготовки специалистов (Ю.В. Аманацкий, С.С. Аганов, А.Э. Болотин, М.Т. Лобжа, Н.Н. Северин, А.В. Стригельская, В.И. Ткачев и др.).
ХЛОРИРОВАННЫЕ ПАРАФИНЫ КАК АНТИПИРЕНЫ
Л.Р. Альмеева, А.Ф. Тангатаров, доцент, к.т.н., Уфимский государственный авиационный технический университет, г. Уфа
Антипирен (от греч. апй - приставка, означающая противодействие, и греч. руг - огонь) - компонент, добавляемый в материалы органического происхождения с целью обеспечения огнезащиты.
Антипирены замедляют воспламенение и горение в связи с тем, что содержат замедлители горения (фосфаты аммония, бора, хлорид аммония), синергисты (вещества, усиливающие действие основного замедлителя) и стабилизаторы, ограничивающие расход замедлителя.
Предполагают, что их действие обусловлено:
1) разложением антипирена под действием пламени с поглощением тепла и выделением негорючих газов;