Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХИКИ СИРОТ НА ЭТАПАХ ЦЕННОСТНОГО, СМЫСЛОВОГО И ПРЕДМЕТНОГО СОЗНАНИЯ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХИКИ СИРОТ НА ЭТАПАХ ЦЕННОСТНОГО, СМЫСЛОВОГО И ПРЕДМЕТНОГО СОЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
52
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ / ПРЕДМЕТНОЕ СОЗНАНИЕ / СМЫСЛОВОЕ СОЗНАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ЦЕННОСТНОЕ СОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жихарева Л.В., Рачек О.С.

Научный интерес к изучению становления жизненного мира детей, лишившихся попечения родителей, вызван задачами организации государственного попечения детей и подростков - социальных сирот, увеличение количества которых отмечается в нашей стране. У воспитанников детских домов масса проблем. Одна из основных - успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить вариант жизни достойного Человека. И основная миссия детского дома, приемной семьи - помощь в социальной адаптации воспитанников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE FORMATION OF THE PSYCHE OF ORPHANS AT THE STAGES OF VALUE, MEANING AND OBJECTIVE CONSCIOUSNESS

The scientific interest in studying the formation of the life world of children deprived of parental care is caused by the tasks of organizing state care for children and adolescents - social orphans, the increase in the number of which is noted in our country. Children in orphanages have a lot of problems. One of the main ones is to successfully integrate into modern society and independently build a version of the life of a worthy Man. And the main mission of the orphanage, the adoptive family is to help in the social adaptation of the pupils.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХИКИ СИРОТ НА ЭТАПАХ ЦЕННОСТНОГО, СМЫСЛОВОГО И ПРЕДМЕТНОГО СОЗНАНИЯ»

УДК 159.9

Жихарева Л. В. ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» РФ, г. Симферополь Рачек О. С. студент 5 курса психолого -педагогического факультета ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» РФ, г. Симферополь ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХИКИ СИРОТ НА ЭТАПАХ ЦЕННОСТНОГО, СМЫСЛОВОГО И

ПРЕДМЕТНОГО СОЗНАНИЯ

Zhikhareva L. V. GBOUVO RK "Crimean Engineering and Pedagogical University " RF, Simferopol Rachek O. S. student 5th year of psychological and pedagogical faculty GBOUVO RK "Crimean Engineering and Pedagogical University" RF, Simferopol

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE FORMATION OF THE PSYCHE OF ORPHANS AT THE STAGES OF VALUE, MEANING AND

OBJECTIVE CONSCIOUSNESS Аннотация. Научный интерес к изучению становления жизненного мира детей, лишившихся попечения родителей, вызван задачами организации государственного попечения детей и подростков - социальных сирот, увеличение количества которых отмечается в нашей стране. У воспитанников детских домов масса проблем. Одна из основных - успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить вариант жизни достойного Человека. И основная миссия детского дома, приемной семьи - помощь в социальной адаптации воспитанников.

Ключевые слова: внутриличностный конфликт, предметное сознание, смысловое сознание, социальная адаптация, ценностное сознание.

Annotation. The scientific interest in studying the formation of the life world of children deprived of parental care is caused by the tasks of organizing state care for children and adolescents - social orphans, the increase in the number of which is noted in our country. Children in orphanages have a lot of problems. One of the main ones is to successfully integrate into modern society and independently build a version of the life of a worthy Man. And the main

mission of the orphanage, the adoptive family is to help in the social adaptation of the pupils.

У детей-сирот месть и агрессия - очень часто не единственное средство выживания в условиях интернатного учреждения. Мотив мести у детей-сирот обусловлен недоверием к миру, который и вызывает желание отомстить хоть кому-то. Негативный опыт отношений с родителями, отказ кровных родителей от детей, и, как следствие, - доверие к миру является несформированным (по Э. Эриксону), что приводит к неудовлетворенности потребности в безопасности. В результате - не сформированы социальные потребности, которые закладываются в определенные возрастные периоды, а это в дальнейшем усложнит процесс взаимодействия ребенка с социальным миром [4].

Далеко не все в порядке с ценностной сферы у детей-сирот в приемных семьях, здесь ярко проявляется нарушения формирования мотива аффиляции особенно в адаптационный период проживания в условиях приемной семьи. Семья предстает перед ребенком комплексом проблем (структурные особенности семейной организации, стиль жизни семьи, обстановка, часто в семье уже есть свой родной (кровный) ребенок -возникают проблемы с отношениями с ним родителей и усыновленного ребенка; трудности адаптации членов приемной семьи к новой ситуации, проблема идентификации приемного ребенка в новой семье, особенности взаимодействия с внешним окружением; неуверенность, тревога, страх и др.).

Как свидетельствуют факты, описанные в психолого-педагогической литературе, в большинстве случаев приемные дети в адаптационный период пытаются обособиться, избегать новых социальных контактов, отгородиться от общения с окружающими людьми, а в случае невозможности его избежать дети испытывают тяжелое эмоциональное напряжение, проявляющееся в поведенческих реакциях - вербальной и физической агрессии.

Все это пагубно сказывается на формировании психики на этапах ценностного, смыслового и предметного сознания, усиливает имеющиеся проблемы и приводит к неуверенности в себе, непонимание ценности своей личности, отсутствия жизненной перспективы. В основном у таких детей формируется комплекс безнадежности, личностной беспомощности, им достаточно трудно определить смысл и цель своего существования, почувствовать себя кому-то нужным.

Предметное сознание ребенка наполняет мир значениями. Этот предметный мир наполняется смысловыми измерениями (смысловое сознание), а затем и ценностными (ценностное сознание). Указанные координаты обеспечивают коммуникативную деятельность с другими людьми и их сообществами, то есть детерминируют способность к взаимодействию с другими психологическими системами. Следовательно,

смысловое сознание рассматривается как продукт функционирования детско-взрослой общности.

Содержанием смыслового сознания и соответствующей ей картины мира является значение и смыслы, которые обеспечивают осмысленность сознания и его особое свойство, приобретаемое в результате функционирования объединенной психологической системы.

То есть сознание ребенка-сироты с трех лет из предметного постепенно начинает превращаться в смысловое. Благодаря этому, выделенные словом предметы, становятся для ребенка реальностью. Реальность открывает ребенку предметы и явления, которые существуют на данном этапе развития «для него», т.е. удовлетворяют его потребности и реализуют его возможности. Таким образом, в процессе становления целостной психологической системы, и сознания в частности, происходит постепенное расширение и усложнение картины мира ребенка. При этом под расширением понимается повышение информированности субъекта в различных сферах окружающего его мира, увеличение количество понятий, в которых и осмысливается окружающий и внутренний мир. Усложнение картины мира предполагает усложнение характера связей между ее составляющими, т.е. между системой значений и смыслов.

Усложнение предметного сознания и соответствующей ему картины мира есть показатель перехода на более высокий уровень самоорганизации психологической системы. Наличие устойчивых и динамических связей в предметной картине мира свидетельствует о возможности перевода системы значений в систему смыслов, и соответственно становления смыслового сознания. Характеризуя этап перехода предметного сознания к смысловому, можно выделить ряд общих условий (систему детерминант) организации совмещенной психологической системы, включающих в себя то, как организованы транскоммуникативные процессы. К данному ряду условий относятся: способность детей к обобщению и различению; характер ассоциативных связей между словом и предметом; уровень общей познавательной, в том числе и речевой активности детей; чувствительность детей к проблеме.

Благодаря формирующейся чувствительности к проблемам, усложняющемуся эмоциональному развитию при анализе ситуации дети-сироты чаще обращаются не к предметным значениям, а к системе смыслов, стоящих за ситуацией. Это позволяет говорить о важной роли чувствительности к проблемам в становлении смыслового сознания.

Таким образом, воспитанники учреждений интернатного типа - это дети с особым внутренним миром, они получили материнскую депривацию, недостаток любви и заботы со стороны взрослых; соответственно - это отразилось на их ценностных ориентациях, мотивации и потребностях.

Поэтому большинство детей-сирот, определяя ценность любой жизненной сферы, оценивают ее как недоступную для себя или оценивают ценность как доступную, но при этом она не является очень значимой.

Можно утверждать, что здесь срабатывает такой механизм психологической защиты, как перенос (замещение), при котором недостижима или неприемлема цель, эмоция или какой-то объект сознательно замещаются на более приемлемые. У детей-сирот происходит неправильная оценка значимых ценностей и тех перспектив, которые они перед собой ставят.

Можно говорить о наличии психологических проблем, трудностей социальной адаптации. А это приводит к внутриличностному конфликту. Проблема несформированности такой ценности, ведет к недооценке собственной активности и свидетельствует о недостаточной ответственности и нежелание брать на себя ответственность, а отвержение такой ценности, как творчество, усиливает стереотипность реакций и неумение видеть разнообразные выходы из сложных ситуаций, лишь обостряет стрессогенную ситуацию.

Понятия ценность, ценностная ориентация и смысл возникли на стыке ряда дисциплин: философии ценностей, аксиологии, социальной и культурной антропологии, социологии, психологии, а также многочисленных теорий и течений в этой области.

Поэтому исследование ценностных ориентаций отличается разноплановостью и многозначностью.

Воспитание - процесс формирования ценностного сознания индивида с целью изменения мировоззренческой, культурно-поведенческой и чувственной сферы человека [2, с.106].

Содержание ценностного сознания детьми-сиротами обусловлено особенностями социальной, экономической, политической и культурной ситуации. Воспитание как процесс освоения ценностей включает несколько этапов: выявление сущности и содержания ценностей (обучение ценностям); их эмоциональное переживание; закрепление ценностей в поведенческой практике детей-сирот.

Ценности играют важную роль в формировании идентичности человека, является механизмом, который побуждает поведенческие модели. Ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей. У каждого индивида возможна собственная иерархия этих ценностей, выступающих совместным звеном между общественным и индивидуальным бытием. Механизм формирования внутренних структур человеческой психики (преобразование внешних ценностей на ценности внутренние), благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности, в психологии называется интериоризацией (от лат. interior внутренний).

Содержание воспитания, как мы уже отмечали, составляет совокупность ценностей. Каждый раз, когда мы говорим о воспитании нравственных, трудовых, эстетических, патриотических или других видов воспитания детей-сирот в социуме, мы учитываем формирование ценностного сознания. Воспитание ценностей у детей-сирот - практика и

деятельность по формированию ценностного сознания, направленная на расширение возможностей детей осуществлять и защищать свои права и свободы, быть ответственными в обществе, ценить многообразие и активно участвовать в общественной жизни с целью продвижения и защиты принципов демократии. Воспитательное пространство - это совокупность институтов, условий и механизмов формирования ценностного сознания.

Итак, ценности лежат в основе воспитания и определяют его цели. Изменение ценностей приводит к изменению целей воспитания. Поэтому ценности становятся воспитательным фактором благодаря тому, что превращаются во внутренние мотивы поведения личности. Они являются нормируемыми образованиями, определенными внутренними предписаниями. Внутренние предписания, в свою очередь, задают необходимое или желаемое поведение.

Задача воспитания - ввести молодого человека в мир ценностей, в мир культуры, в котором он как личность (благодаря активной деятельности человеческого сознания) осмысливает, производит собственное отношение к нему, приобретая независимость, неповторимость, субъектность в ее понимании.

Современное развитие общества показывает недостаточность социализации. Любому индивиду нужны ценностные ориентиры и поведенческие модели, формирование которых невозможно в процессе социализации. Воспитание - это управляемая и контролируемая социализация. Всякое воспитание является социализацией, но не всякая социализация означает воспитание. При этом результат воспитание, и социализации один - формирование ценностей. Воспитание отличается от социализации, в первую очередь, тем, что в его основе лежит осознанное действие субъекта на объект с целью получения определенных результатов. Результатом и воспитания, и адаптации, и социализации являются ценностные ориентации личности, поскольку в процессе усвоения нравственных, правовых и других социальных норм происходит формирование личностной системы ценностных ориентаций.

Современная глобализация трансформирует общественные отношения, изменяя сознание, чувства, поведение человека, то есть меняется ценностное сознание. Воспитательные технологии и институты не успевают за трансформацией ценностного сознания. Особенно остро это ощущается в условиях разрушения социокультурного воспитательного среды и отчуждение индивида от социальных институтов (семьи, университета, государства), что очень часто и происходит с детьми-сиротами. Ценностная сфера меняется быстрее, чем воспитательные технологии. К сожалению, качество человека как субъекта воспитания снижается.

«Следствием разрыва между ценностями личности и ценностями общества становится замедление процессов социального развития, поскольку отсутствие фиксированной, социально приемлемой, положительной системы ценностей приводит к росту степени стихийности

ценностных ориентаций личности и повышает вероятность асоциальных результатов. Все это означает приумножение «неопределенностей», с которыми сталкивается конкретный человек, выстраивая свою линию жизни» [2, с.106].

Формирование ценностных ориентаций личности осуществляется как с помощью идентификации, так и присвоение ценностей, то есть интериоризации.

Культурно-историческая теория Л.Выготского содержит положения, согласно которой форма психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми, и только тогда, в результате интериоризации, становится психическим процессом отдельного индивида.

Интериоризацию следует понимать как процесс перевода во внутренний мир социальных норм и их усвоения в качестве знаний, умений, норм и образцов поведения. От внедрения ценностей в процесс воспитания «зависят перспективы развития социальной системы в целом. В связи с этим воспитание может быть рассмотрено как специально организованный процесс интериоризации ценностей» [3].

Резюмируя вышеописанное нельзя сказать, что воспитание - это процесс формирования или изменения мировоззренческого, культурно-поведенческого и чувственного мира человека посредством формирования ценностного сознания. Содержание воспитания, в конце концов, составляет совокупность ценностей. Цель воспитания означает определение предполагаемых изменений в ценностной сознания воспитанника детского дома либо приемной семьи, которых хочет достичь педагог. То есть формирование ценностного сознания, ценностных ориентаций можно рассматривать как основную цель и задачи воспитания.

Использованные источники:

1. Горькая, Ж. В. Психология ценностей: учебное пособие / Ж. В. Горькая. -Самара: Изд-во «Самарский университет», 2014. - 92 с.

2. Социологический энциклопедический словарь. - М.: Норма, 2000. - 912 с.

3. Шиянов, Е. Н. Аксиологические основания процесса воспитания // Педагогика. - 2007. - N010. - С. 33 - 37.

4. Шнейдер, Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков /Л. Б. Шнейдер. - М.: Академический Проект; Трикста. - 2005. - 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.