Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия социализации воспитанников детского дома'

Организационно-педагогические условия социализации воспитанников детского дома Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
940
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАННИК / ДЕТСКИЙ ДОМ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ / PUPIL / ORPHANAGE / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / SOCIALIZATION / SOCIAL ROLES / PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хакимова Л.Я.

В данной статье рассматриваются организационно-педагогические условия социализации воспитанников детского дома: организация воспитательно-образовательной деятельности в детском доме усвоения воспитанниками социальных ролей, направленная на развитие самооценки, стремление к личным достижениям, интеграцию в общество; развитие самосознания, самоконтроля, самоорганизации и самоопределения воспитанников; организация систематической планомерной воспитательной работы по формированию умений и навыков организации быта и жизнедеятельности воспитанников. Внедрение данных условий основывается на следующие принципы: принцип стратегии, принцип преемственности, принцип открытости системы, разнообразие форм и методов разрешения трудных жизненных ситуаций детей, научная, методическая и технологическая обеспеченность социально-педагогической поддержки детства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хакимова Л.Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and pedagogical conditions of socialization of orphanage pupils

The given article is based on the idea of a creation of the organizational and pedagogical conditions of the socialization of pupils of the orphanage, and namely: organization of upbringing and educational activities in the orphanage, assimilation of the social roles by the pupils directed to the development of a self-appraisal, aspiration to the personal achievements, integration to the society; development of a self-conscience, of a self-control, self-organization and self-determination of pupils; organization of a systematic educational work on formation of skills in organization of mode of life and vital functions of pupils. Introduction of the given conditions is based on the following principles: principle of a strategy, principle of a succession, principle of an openness of a system, diversity of forms and methods of solutions of difficult life situations of pupils, scientific, methodological and technological security of a social and pedagogical support of childhood. System of a successful socialization of the orphanage with the given principles and the areas of the organizational activityall that means providing of the unity of the main subjects of such a maintenance taken as the base of its components, their aims, functions and means used for the achievements of optimal results oriented to the individuality of pupils of the orphanage. Thus, the use of methods of a theoretical analysis allows us to make following conclusions: main functions of the orphanage are the educational one, human rights and advocacy function, socially adaptive and rehabilitation function; socialization of pupils of the orphanage is successful when its optimal organizational and pedagogical conditions based on principle of a strategy, principle of a succession, principle of an openness of a system, diversity of forms and methods of solutions of difficult life situations of pupils, scientific, methodological and technological security of a social and pedagogical support of pupils of the orphanage are revealed.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия социализации воспитанников детского дома»

УДК 371

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА © Л. Я. Хакимова

Башкирский государственный университет, Стерлитамакский филиал Россия, Республика Башкортостан, 453103 г. Стерлитамак, пр. Ленина 49.

Тел./факс: +7 (347) 325 28 04.

E-mail: Ped_psihol@mail.ru

В данной статье рассматриваются организационно-педагогические условия социализации воспитанников детского дома: организация воспитательно-образовательной деятельности в детском доме усвоения воспитанниками социальных ролей, направленная на развитие самооценки, стремление к личным достижениям, интеграцию в общество; развитие самосознания, самоконтроля, самоорганизации и самоопределения воспитанников; организация систематической планомерной воспитательной работы по формированию умений и навыков организации быта и жизнедеятельности воспитанников. Внедрение данных условий основывается на следующие принципы: принцип стратегии, принцип преемственности, принцип открытости системы, разнообразие форм и методов разрешения трудных жизненных ситуаций детей, научная, методическая и технологическая обеспеченность социально-педагогической поддержки детства.

Ключевые слова: воспитанник, детский дом, организационно-педагогические условия, социализация, социальные роли.

Актуальность проблемы исследования. В

российском обществе в настоящее время считается, что семья является источником передачи ребенку социально-исторического опыта, прежде всего, эмоциональных и деловых отношений между людьми.

Отношение государства к детям, находящимся в опасной жизненной ситуации, к которым, в первую очередь, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, является показателем гуманности современного общества.

Несмотря на то что в последние годы стали активнее распространяться такие формы воспитания данной категории детей, как опека (попечительство), передача усыновителей (приемные или патронатные родители), по-прежнему значительная часть сирот находится в различных государственных учреждениях.

Многие проблемы жизнедеятельности, в том числе создание условий для полноценного развития детей, остаются прежними. Льготы и права этих детей на деле сильно ущемляются, либо вовсе не реализуются.

Проблемам социализации воспитанников детского дома посвящены работы Аксеновой В. И. [1], Ани-симова В. И. [2], Байтингера Е. [3], Белякова Б. В. [4], Головановой Н. Ф. [5], Кочешкова Ю. Н. [6], Оли-ференко Л. Я. [7], Шипициной Л. М. [8] и др. Социализация детей-сирот рассматривается в работах Байбородовой Л.В. [5], Бобылевой И. А. [8], Джа-римовой Х. А. [9], Шипициной Л. М. [8] и др.. Проблема связи психологических особенностей детей-сирот с проблемами их социализации рассматриваются в трудах Макушиной Е. А. [10], Андреенко-вой В. П. [11] и др.

Вместе с тем, анализ литературы, проведенный в рамках исследования, подтверждает, что проблемы сиротства недостаточно изучены. Прежде всего, это касается вопроса социализации воспитанников детского дома. Увеличение числа воспитанников детского дома настоятельно требует проведения дальнейших исследований в этой области.

Обзор научной литературы, анализ существующей образовательной практики позволили выделить следующие противоречия:

- между возросшей потребностью общества в социализации воспитанников детского дома и недостаточной разработанностью ее содержания, форм и методов осуществления;

- между возрастающим числом воспитанников детского дома в условиях современной России и необходимостью разработки эффективных средств, обеспечивающих социализации таких детей в условиях детского дома;

- между имеющимися возможностями организационно-педагогических условий жизни в детском доме и их неэффективным использованием специалистами, работающими с воспитанниками, в обеспечении процесса социализации.

Указанные противоречия определи проблему нашего исследования: каковы организационно-педагогические условия, способствующие эффективной социализации воспитанников детского дома средствами социально-культурной деятельности?

Цель нашего исследования есть выявление, обоснование и экспериментальная проверка организационно-педагогических условий социализации воспитанников детского дома средствами социально-культурной деятельности.

Как показывает наше исследование, процесс социализации очень сложен для воспитанников детского дома. Проблема подготовки воспитанни-

ков детского дома к самостоятельной жизни является первостепенной задачей.

Исследователи социализацию делят на две стадии - первичную и вторичную.

Протяженность первичной стадии - от рождения до окончания подросткового возраста. В этот период человек овладевает основными социальными ролями и функциями. Вторичная социализация охватывает период, когда личность в ходе своей последующей жизнедеятельности реализует свои социальные роли и профессиональные функции, приобретая все новые и новые. Этот этап социализации важен с точки зрения анализа профессионального становления личности.

Исследования и практика показывают, что скорость социальной адаптации личности зависит от индивидуальных особенностей личности, наличия социальных знаний, умений и навыков. Поэтому фаза адаптации является наиболее значимой в плане восприятия, переработки и осмысления на личностном уровне реальной картины социальной и будущей профессиональной действительности. Отражение действительности, активная переработка полученной извне информации, ее анализ, оценка, обобщение и становлению их субъектной позиции в ходе социализации.

Фаза освоения социального опыта и новых видов деятельности ставит социализирующуюся личность на позицию носителя определенных видов деятельности. Осваивая опыт, человек овладевает новыми предметными и интеллектуальными действиями, знакомится с базовыми категориями, дающими возможность разрешать интеллектуальные затруднения, которые возникают при освоении профессиональной и социально-экономической действительности.

Следующая стадия - фаза воспроизведения опыта - является особо значимой для социального и профессионального становления личности, поскольку в ее рамках происходит активизация процесса индивидуализации личности. Именно эта фаза характеризуется наиболее полным проявлением субъектной позиции личности.

Знания, выполняющие свою социализирующую роль, не могут заменить всего того, что имеет значение в процессе социализации воспитанников детского дома - оптимальной организации всей жизнедеятельности, здоровой обстановки в коллективе, использования разносторонних каналов социально-психологического воздействия на личность. Иными словами социальная ориентация воспитанника детского дома определяется не только и не столько объемом и качеством знаний, сколько поведением. Поведение личности определяется ее потребностями, мотивами, установками, ценностными ориентациями, регулируется совокупностью социальных и нравственных норм, являющимися продуктом социализации на каждом этапе возрастного развития ребенка.

Как известно, условие - это то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое), существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), выражающий отношение предмета к окружающим его явлениям, из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления. Сам предмет выступает как нечто обусловленное, а условие - как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира. В отличие от причины, непосредственно порождающей то или иное явление или процесс», условие составляет ту среду, обстановку, в которой последние возникают, существуют и развиваются [1].

Независимо от того, выступает ли условие в единственном числе или в совокупности конкретных проявлений, оно образует среду протекания, от которой зависит действие законов природы и общества. Условия рассматриваются чаще всего как нечто внешнее для явления в отличие от более широкого понятия причины, включающей как внешние, так и внутренние факторы. В рассматриваемом нами контексте педагогическое условие выступает как совокупность объективных и субъективных факторов, необходимых для обеспечения эффективного функционирования всех компонентов образовательной системы, зависящие от выбора целей и задач, содержания, форм и методов, принципов обучения и воспитания. К педагогическим мы относим условия, осознанно создаваемые в педагогическом процессе и направление на формирование и реализацию необходимых качеств данного процесса, стремясь к выбору наиболее полного набора условий [2].

Итак, теоретический анализ проблемы социализации воспитанников детского дома, анализ процесса социализации воспитанников детского дома в воспитательно-образовательном процессе позволил нам сформулировать и обосновать педагогические условия, способствующие их возникновению.

Во-первых, организацию воспитательно-образовательной деятельности в детском доме по социализации воспитанников по усвоению социальных ролей, направленную на развитие самооценки, стремление к личным достижениям, интеграцию в общество;

Во-вторых, развитие самосознания, самооценки, самопознания, самоконтроля, самоорганизации и самоопределения воспитанников детского дома;

В-третьих, организацию систематической планомерной воспитательной работы по формированию умений и навыков организации быта и жизнедеятельности воспитанников детского дома.

Первым педагогическим условием является организация образовательной деятельности воспитанников детского дома по усвоению социальных ролей, направленных на развитие самооценки, стремлений к личным достижениям, интеграцию в общество.

Это условие связано с тем, что низкий уровень социализации воспитанников детского дома обусловлен, прежде всего, ее пассивной формой, которая связана с принятием ценностей референтной группы. Таких ценностей, как показывает опыт, немного:

- воспитанники привыкают жить в детских домах, ориентируясь на групповую совесть, поруку;

- воспитание в коллективных условиях, когда все регулируется и контролируется извне, не способствует развитию саморегуляции. Поэтому, попадая после выпуска в самостоятельную жизнь, в условия свободы от внешних регуляций и контроля, бывшие воспитанники теряются: они не привыкли создавать для себя нормативы поведения, деятельности; - они привыкли нарушать навязанные извне нормативы поведения. Низкий уровень социального интеллекта мешает выпускникам понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им [5].

Основная задача образовательной деятельности любого детского дома это - социализация воспитанников, их интеграция в современное общество.

Интеграция в общество воспитанников детского дома предполагает:

1) воздействие общества и социальной среды на личность ребенка;

2) активное участие в этом процессе самого ребенка.

В процессе социализации формируется личность ребенка-сироты, которая определяется тем, какое место он занимает в системе социальных отношений. Социализация ребенка осуществляется широким набором средств, характерных для данного общества. Решающим и наиболее эффективным в плане формирования личности периодом, когда происходит устойчивая интериоризация норм, ценностей, ролей, выработка системы социальных ориентации является детство и юность [9].

Вторым педагогическим условием выступает формирование «самости», а именно самосознания и самооценки воспитанников детского дома. Многочисленные исследования свидетельствуют, что любовь к себе - одна из важнейших базовых потребностей человека.

Нами установлено, что дети с позитивной самооценкой лучше успевают в школе и более того, по самооценке ребенка в дошкольном возрасте можно с высокой долей вероятности предсказать его успеваемость в начальной школе. Самосознание принадлежит целостному субъекту и служит ему для организации его собственной деятельности, его взаимоотношений с окружающими и его общения с ними.

Образование отношений формирующегося человека к самому себе является наиболее поздним по сравнению с другими свойствами. По убеждению И. В. Бестужева-Лада, «во всех видах деятельности и поведения эти отношения следуют за

отношением к ситуации, предмету и средствам деятельности, к другим людям. Лишь пройдя через многие объекты отношений, сознание становится объектом самосознания. Требуется накопление опыта множества подобных осознаний себя субъектом поведения для того, чтобы отношения к себе превратились в свойство, называемое рефлексивностью. Однако именно эти свойства завершают структуру личности и обеспечивают ее целостность. Они наиболее тесно связаны с целями жизни и деятельности, ценностными ориентациями, установками; выполняя функцию самопознания, самоконтроля, саморегуляции и самоорганизации личности» [12]. Мы солидарны с его мнением. Наше исследование процесса социализации воспитанников детского дома подтверждает вышесказанное. Действительно, у воспитанников детского дома практический опыт общения с другими категориями людей общества очень мал. В условиях данного учреждения дети в основном общаются со своими сверстниками, что затрудняет их социализацию.

В процессе социализации самопознание является очень важным его компонентом. Ученые-исследователи признают его сложным многоуровневым процессом, индивидуализированным и развернутым во времени. В психологической науке выделены две стадии познания: познание своих особенностей через познание особенностей другого, сличение и дифференциацию; на второй стадии подключается самоанализ [7].

По мнению Н. Ф. Головановой, «самопознание является процессом динамическим и никогда не завершающимся, так как, во-первых, происходит постоянное развитие самих познавательных способностей; во-вторых, изменяется и сам объект познания - личность, и в-третьих, всякое знание о себе самом уже фактом своего получения меняет субъект: узнав что-то о себе человек становится другим. Самопознание идет параллельно с постоянной проверкой на адекватность и коррекцией [5].

Общеизвестно, что человек не часто прибегает к самоконтролю, во-первых, потому что многие поведенческие акты регулируются автоматически и, во-вторых, человек часто бывает неудовлетворен собственной самооценкой. Самосознание включается только тогда, когда этого невозможно избежать, например, в условиях рассогласования правил и норм с поведением, или когда требуется внимательное отношение к себе.

Итогом развития самосознания в подростковом возрасте является формирование личностной идентичности - переживания себя и своего жизненного опыта как единичного непрерывного и тождественного самому себе. В большей или меньшей степени сформированная идентичность опосредует учебную деятельность, а также формирование профессиональных планов в контексте более широкого процесса - жизненного самоопределения.

Основными критериями границ и этапов самоопределения следует считать уровень понимания личностью смысла жизни, смену воспроизводящего вида деятельности и полноту уровня соотнесенности у конкретной личности. Педагоги-исследователи выделяют этапы самоопределения, которые представляют собой общепринятые в настоящее время в отечественной психологии этапы возрастной периодизации, выделяемые на основе смены ведущей деятельности. Факторы и условия самоопределения аналогичны факторам социализации, это те социально задаваемые события, которые обычно учитываются в качестве критериев в социологических исследованиях: окончание школы, получение паспорта, аттестата зрелости, избирательное право, возможность вступления в брак. Частные же формы самоопределения напрямую заимствованы из социологических работ: это ролевое, социальное самоопределение и самоопределение в семейно-бытовой сфере. Таким образом, авторы к проблеме самоопределения личности применяют социологический подход.

Третьим педагогическим условием является организация систематической планомерной воспитательной работы по формированию умений и навыков организации быта и жизнедеятельности воспитанников детского дома.

В условиях детского дома ребенок, как правило, не умеет обустроить свой быт. В этом отношении возможны тоже отклонения, ведущие к выпадению человека из данной сферы жизни. Причиной здесь является тот факт, что детям свойственно необъективное восприятие реальности, они иначе видят окружающий мир и то, что происходит с ними. Воспитанник находится на стадии формирования нравственной, художественной, политической, правовой и др. культур и ценностей. Кроме того, жизнь ребенка пока еще сконцентрирована в пределах одних суток, в них нет длительности и ритмичности.

Данное условие связано с тем, что учреждениям для воспитанников детского дома присущи отстраненность от реальной жизни. Это ведет к изоляции воспитанников от внешнего мира, к ограничению социальной активности, к дефициту образцов социального поведения для подражания и усвоения, ограничению сфер реализации усвоенных социальных норм и социального опыта рамками учреждения. Все это снижает способность освоения социальных ролей. Низкий уровень социализации воспитанников детского дома проявляется также в их неспособности найти свое место в жизни и получить профессию, адекватную способностям и потребностям. Особенностью идентификации выпускника является то, что он не выделяет свою роль и позицию в жизни, воспринимает себя как одного из многих, стремится быть малозаметным, идентифицируют себя с группой. Занижены притязания в сфере образования, профессионального

продвижения и материального благополучия. Недостаточное включение ребенка в разные виды практической деятельности в учреждении ограничивает реальный жизненный опыт воспитанников, тормозит процесс жизненного самоопределения, в том числе - профессионального. Выпускников сиротских учреждений характеризует несформиро-ванность жизненных планов [1].

К самостоятельной жизни воспитанники детского дома обычно считают себя не готовыми. Но, с одной стороны, эти дети хотят жить самостоятельно, отдельно, быть независимыми ни от кого. С другой стороны, боятся этой самостоятельности. Такая двойственность приводит к недовольству собой и своей жизнью.

Психолого-педагогические исследования, проведенные отечественными психологами В. П. Анд-реенковой [11], Н. Ф. Головановой [5], Л. Я. Оли-ференко [7] при изучении роли взрослых в общении с детьми, указывают на ярко выраженную зависимость детей от взрослого. Зависимость может выступать в двух формах - положительный, когда ребенок стремится привлечь внимание взрослого завоевать его любовь выполнением требований, послушным поведением, и отрицательный, когда внимание взрослого завоевывается плохим поведением, демонстративным непониманием.

Нарушения в сфере общения сказываются на развитии личности ребенка-сироты, искажая его представления о себе, отношение к самому себе, затрудняя осознание себя как личности.

Отсутствие условий для внутреннего сосредоточения стандартизирует определенный социальный тип личности. У детей, живущих в сложившихся условиях воспитания в интернате на полном государственном обеспечении, появляется иждивенческая позиция, отсутствуют бережливость и ответственность.

В свете обозначенных проблем очень важным является их серьезное изучение и попытки найти выход из создавшегося положения, то есть возможные пути реформирования и изменения системы детских домов, замены ее другими, более эффективными формами. Необходимо попытаться серьезно осмыслить данную проблему и ее последствия для выпускников и для общества в целом. Иначе, какой смысл воспитания детей в детском доме, если при выходе из него они рискуют попасть в деви-антную среду, так как не знает, что он должен делать, как организовать свою теперь уже самостоятельную жизнь.

А. Н. Леонтьев предлагает следующие организационно-педагогические принципы социализации воспитанников детского дома:

- приоритет государственных подходов в оказании помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Отечественный и зарубежный опыт убеждает, что при всем многообразии возможных организационно-правовых форм социаль-

ных учреждений и служб система социально-педагогической поддержки детства в целом должна находиться под контролем государства, поскольку, согласно Конвекции ООН о правах ребенка, именно государство является гарантом реализации и защиты прав детей и несет юридическую ответственность за все действия в отношении детей в пределах его юрисдикции;

- принцип стратегии, состоящий в том, что хотя организационно социально-педагогическое сопровождение является функцией специальной комплексной службы, в целом задача защиты прав детей имеет стратегическое значение для всего учреждения;

- принцип преемственности, предполагающий модернизацию и укрепление уже имеющихся служб и функций наряду с созданием новой модели их реализации;

□ принцип открытости системы, означающий, что как само учреждение, так и его службы осуществляет свою деятельность как открытая социально-педагогическая система;

- разнообразие форм и методов разрешения трудных жизненных ситуаций детей, позволяющее построить индивидуальную программу социально-педагогической поддержки для каждого ребенка;

- научная, методическая и технологическая обеспеченность социально-педагогической поддержки детства, входящих в систему [13].

Построить систему успешной социализации в детском доме с учетом указанных принципов и направлений организационной деятельности - значит обеспечить единство в качестве ее компонентов основных субъектов такого сопровождения, их цели, функции и используемые средства для достижения оптимальных результатов, сориентированных на личность воспитанника детского дома.

Таким образом, использование методов теоретического анализа (анализ, синтез, сопоставление) позволили нам сделать следующие выводы: основными функциями детского дома являются образовательная, правозащитная, социально-адаптационная, социально-реабилитационная; социализация воспитанников детского дома проходит успешно, если выявлены ее оптимальные организационно-педагогические условия, основанные на принцип стратегии, принцип преемственности, принцип от-

крытости системы, разнообразие форм и методов разрешения трудных жизненных ситуаций детей, научная, методическая и технологическая обеспеченность социально-педагогической поддержки детства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аксенова В. И и др. Социализация воспитанников детского дома: проблемы, поиски, решения. Ставрополь, 2003. 116 с.

2. Анисимов В. И. Особенности психического развития детей в интернатных учреждениях // Социальные проблемы сиротства. М.: институт социологии РАО, 1992. С. 158.

3. Байтингер Е. Меры зашиты воспитанников детского дома // Директор школы. 2002. №4. С. 115-125.

4. Беляков Б. В. Инновационные подходы в работе образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2003. №1. С. 8-12.

5. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб.: Речь, 2004. 272 с.

6. Кочешкова Ю. Н. Ресоциализация и социальная адаптация детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации // Вестник университета Российской академии образования. 2004, №4. С. 111-114.

7. Олиференко Л. Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Критерии и показатели отнесения детей к категории нуждающихся в государственной помощи и поддержке. М., 2002. С. 84.

8. Дети социального риска и их воспитание / Под ред. Л. М Шипициной. СПб, 2003. С. 144.

9. Джаримова Х. А. Социальная депривация детей-сирот: социологический анализ: Автореф. Дисс. ... канд. соц. наук. Майкоп, 2002. С. 11.

10. Макушина Е. А. Возможности социально-психологической адаптации воспитанников детского дома в системе па-тронатного воспитания // Вестник университета Российской академии образования. 2004. №4. С. 123-125.

11. Андреенкова В. П. Проблемы социализации личности. // Социальные исследования. М.: Наука, 1970. С. 9-21.

12. Байбородова Л. В. Преодоление трудностей социализации детей-сирот. Ярославль, 1997. С. 164.

13. Леонтьев А. А. Дети улиц. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей. М.: Интеллект-Центр, 2001. С. 192.

14. Аналитический материал по выявлению и устройству детей, оставшихся без родительского попечения // Вестник образования. 2000. №16. С. 3-7.

15. Бобылева И. А. Условия и критерии социальной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставщихся без попечения родителей // Вестник университета Российской академии образования. 2004. №4. С. 36-47.

16. Шагимуратова Н. М. Трудовая социализация воспитанников Серменевского детского дома // Социальная педагогика. 2007. №7. С. 73-75.

Поступила в редакцию 20.02.2014 г.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SOCIALIZATION OF ORPHANAGE PUPILS

© L. Ya. Khakimova

Bashkir State University, Sterlitamak Branch 49 Lenin Ave., 453103 Sterlitamak, Russia.

Phone: +7 (347) 325 28 04.

E-mail: ped_psihol@mail.ru

The given article is based on the idea of a creation of the organizational and pedagogical conditions of the socialization of pupils of the orphanage, and namely: organization of upbringing and educational activities in the orphanage, assimilation of the social roles by the pupils directed to the development of a self-appraisal, aspiration to the personal achievements, integration to the society; development of a self-conscience, of a self-control, self-organization and self-determination of pupils; organization of a systematic educational work on formation of skills in organization of mode of life and vital functions of pupils. Introduction of the given conditions is based on the following principles: principle of a strategy, principle of a succession, principle of an openness of a system, diversity of forms and methods of solutions of difficult life situations of pupils, scientific, methodological and technological security of a social and pedagogical support of childhood. System of a successful socialization of the orphanage with the given principles and the areas of the organizational activity- all that means providing of the unity of the main subjects of such a maintenance taken as the base of its components, their aims, functions and means used for the achievements of optimal results oriented to the individuality of pupils of the orphanage. Thus, the use of methods of a theoretical analysis allows us to make following conclusions: main functions of the orphanage are the educational one, human rights and advocacy function, socially adaptive and rehabilitation function; socialization of pupils of the orphanage is successful when its optimal organizational and pedagogical conditions based on principle of a strategy, principle of a succession, principle of an openness of a system, diversity of forms and methods of solutions of difficult life situations of pupils, scientific, methodological and technological security of a social and pedagogical support of pupils of the orphanage are revealed.

Keywords: pupil, orphanage, organizational and pedagogical conditions, socialization, social roles, principles.

REFERENCES

1. Aksenova V. I i dr. Sotsializatsiya vospitannikov det-skogo doma: problemy, poiski, resheniya [Socialization of Orphanage Children: Problems, Searches, Solutions]. Stavropol', 2003.

2. Anisimov V. I. Sotsial'nye problemy sirot-stva. Moscow: institut sotsiologii RAO, 1992.

3. Baitinger E. Direktor shkoly. 2002. No. 4. Pp. 115-125.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Belyakov B. V. Vospitanie i obuchenie detei s narusheniyami razvitiya. 2003. No. 1. Pp. 8-12.

5. Golovanova N. F. Sotsializatsiya i vospitanie rebenka [Socialization and Upbringing of a Child]. Saint Petersburg: Rech', 2004.

6. Kocheshkova Yu. N. Vestnik universiteta Rossiiskoi akademii obrazovaniya. 2004, No. 4. Pp. 111-114.

7. Oliferenko L. Ya., Shul'ga T. I., Dement'eva I. F. Kriterii i pokazateli otneseniya detei k kategorii nuzhdayushchikhsya v gosudarstven-noi pomoshchi i podderzhke. Moscow, 2002. Pp. 84.

8. Deti sotsial'nogo riska i ikh vospitanie [Social Risk Children and Their Upbringing]. Ed. L. M Shipitsinoi. Saint Petersburg, 2003. Pp. 144.

9. Dzharimova Kh. A. Sotsial'naya deprivatsiya detei-sirot: sotsiologicheskii analiz: avtoref. diss. ...kand. sots. nauk. Maikop, 2002. Pp. 11.

10. Makushina E. A. Vestnik universiteta Rossiiskoi akademii obrazovaniya. 2004. No. 4. Pp. 123-125.

11. Andreenkova V. P. Sotsial'nye issledovaniya. Moscow: Nauka, 1970. Pp. 9-21.

12. Baiborodova L. V. Preodolenie trudnostei sotsializatsii detei-sirot [Overcoming Socialisation Difficulties of Orphans]. Yaroslavl', 1997. Pp. 164.

13. Leont'ev A. A. Deti ulits. Obrazovanie i sotsial'naya adaptatsiya beznadzornykh detei [Children of Streets. Education and Social Integration of Street Children]. Moscow: Intellekt-Tsentr, 2001. Pp. 192.

14. Analiticheskii material po vyyavleniyu i ustroistvu detei, ostavshikhsya bez roditel'skogo popecheniya // Vestnik obrazovaniya. 2000. No. 16. Pp. 3-7.

15. Bobyleva I. A. Vestnik universiteta Rossiiskoi akademii obrazovaniya. 2004. No. 4. Pp. 36-47.

16. Shagimuratova N. M. Sotsial'naya pedagogika. 2007. No. 7. Pp. 73-75.

Received 20.02.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.