Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ ПОДРОСТКОВ С ЗПР И КОПИНГ-МЕХАНИЗМОВ В ПАРЕ «РЕБЕНОК - РОДИТЕЛЬ»'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ ПОДРОСТКОВ С ЗПР И КОПИНГ-МЕХАНИЗМОВ В ПАРЕ «РЕБЕНОК - РОДИТЕЛЬ» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
182
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ПОДРОСТКИ С ЗПР / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / КОПИНГ-МЕХАНИЗМЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карпушкина Наталья Викторовна, Ольхина Елена Александровна, Саулина Ирина Александровна

В статье рассматриваются психологические особенности детско-родительских отношений в семьях подростков с ЗПР и копинг-механизмов в паре «ребенок - родитель». Появление в семье подростка с проблемами в развитии вносит дезорганизацию в ее функционирование и нарушает весь уклад жизни семьи. Многих психологов самых различных школ и направлений давно привлекала внимание значимость отношений между родителями и подростками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Карпушкина Наталья Викторовна, Ольхина Елена Александровна, Саулина Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF CHILD-PARENTAL RELATIONS IN FAMILIES OF ADOLESCENTS WITH ZPR AND COPING MECHANISMS IN "CHILD-PARENT" PAIR

The article deals with the psychological features of child-parent relations in families of adolescents with ZPR and coping mechanisms in the "child - parent" pair. The appearance of a teenager with developmental problems in the family causes disorganization in its functioning and disrupts the entire way of life of the family. Many psychologists of various schools and directions have long been attracted by the importance of the relationship between parents and adolescents.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ ПОДРОСТКОВ С ЗПР И КОПИНГ-МЕХАНИЗМОВ В ПАРЕ «РЕБЕНОК - РОДИТЕЛЬ»»

Психология

УДК 378.15

кандидат психологических наук, доцент Карпушкина Наталья Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Ольхина Елена Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Саулина Ирина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ ПОДРОСТКОВ С ЗПР И КОПИНГ-МЕХАНИЗМОВ В ПАРЕ «РЕБЕНОК - РОДИТЕЛЬ»

Аннотация. В статье рассматриваются психологические особенности детско-родительских отношений в семьях подростков с ЗПР и копинг-механизмов в паре «ребенок - родитель». Появление в семье подростка с проблемами в развитии вносит дезорганизацию в ее функционирование и нарушает весь уклад жизни семьи. Многих психологов самых различных школ и направлений давно привлекала внимание значимость отношений между родителями и подростками.

Ключевые слова: подростки, подростки с ЗПР, детско-родительские отношения, копинг-механизмы.

Annotation. The article deals with the psychological features of child-parent relations in families of adolescents with ZPR and coping mechanisms in the "child - parent" pair. The appearance of a teenager with developmental problems in the family causes disorganization in its functioning and disrupts the entire way of life of the family. Many psychologists of various schools and directions have long been attracted by the importance of the relationship between parents and adolescents.

Keywords: adolescents, adolescents with ZPR, child-parent relations, coping mechanisms.

Введение. Увеличивающее количество подростков с задержкой психического развития (ЗПР) является одной из актуальных тем в современном обществе.

О.Н. Усанова отмечает то, что ресурс развития подростков с проблемами в развитии в большой степени формируется их близким окружением, в большей мере - родителями [11, с. 107].

Появление в семье подростка с проблемами в развитии создает стрессовую ситуацию для родителей и влияет на дальнейшую семейную жизнь.

Психологов самых различных школ и направлений давно привлекала внимание тема значимости отношений между родителями и подростками. Данная проблема изучалась авторами в контексте психофизического здоровья детей. Это имеет особую актуальность для реализации современных стратегий здоровьесберегающих государственных программ.

Некоторые отрасли психологии, такие как специальная и медицинская, располагают рядом исследований, которые посвящены изучение не только личностных особенностей, но и отдельных психических функций подростков с ЗПР.

Несмотря на то, что развертыванию психолого-педагогического изучения подростков с ЗПР способствует накопленный опыт углубленной разработки проблем диагностики, а также дифференциальной диагностики и отдельных вопросов коррекции, большинство аспектов остаются требующими дальнейших экспериментов, которые направлены на уточнение когнитивной деятельности у подростков с разными формами ЗПР, что способствует индивидуализации воспитания, обучения и коррекции [10, с. 90].

Изложение основного материала статьи. Под термином «задержка психического развития» понимают синдром временного отставания психики в отдельных ее функциях или в целом (сенсорных, моторный, речевых, эмоционально-волевых), а также замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма.

В применяемой Международной классификации поведенческих и психических расстройств МКБ-10 данный термин отдельно не фигурирует, однако некоторые характеристики данного нарушения освящены в разделе «Специфические расстройства развития школьных навыков». По этой причине, с точки зрения трудностей в обучении осуществляются современные исследования данной проблемы за рубежом [1].

Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития возрасту) и вместе с тем временный характер психического отстаивания, которое с возрастом может преодолеваться и тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия развития и обучения подростков рассматриваемой категории.

Характерной особенностью задержки психического развития является выраженная неоднородность разных психических функций, а так же неровность в формировании разных сторон психической деятельности. На первый план в картине задержки психического развития выступают нарушения в становлении личности и динамические расстройства в различных видах деятельности.

У многих детей с ЗПР наблюдается характерная для нарушения картина развития: незрелость сложных форм поведения, быстрая утомляемость в ходе деятельности, сниженная работоспособность, расстройства мозговой деятельности. В то же время у этих подростков нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми.

В основе морфологических измененмй этих симптомов является перенесенное подростком органическое поражение центральной нервной системы и ее резидуально-органическая недостаточность. Другой причиной может быть функциональная незрелость центральной нервной системы.

Задержка психического развития возникает, как правило, из-за влияния внешних факторов. Неблагоприятные экзогенные факторы приводят к нарушению темпа развития наиболее молодых отделов нервной системы. В большинстве случаев симптомы обратимы.

В отличие от умственной отсталости при задержке психического развития диффузное поражение головного мозга отсутствует. Но наблюдается наличие очаговых органических поражений головного мозга средней или легкой степени, либо функциональные нарушения деятельности центральной нервной системы. Также у подростков с ЗПР отмечается нарушения различных структур мозга и их участие в реализации познавательных процессов, таких как восприятие, внимание, памяти, речи, интеллектуальной деятельности, что лежит в основе изменении познавательной деятельности. У подростков с

задержкой психического развития снижена продуктивность, познавательная активность в различных видах психической деятельности, неравномерное формирование процессов познавательной деятельности.

Анализ по этим параметрам позволяет выделить своеобразные особенности развития подростков с задержкой психического развития и отграничить задержку психического развития от других аномальных состояний. Эмпирические данные в исследованиях подростков с задержкой психического развития показали, что подростки с ЗПР имеют определенную, только им свойственную психологическую структуру, и поэтому выделенные показатели и критерии наиболее информативно указывают нам на уровень интеллектуально-эмоционального, личностного развития.

Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности подростка, так и для организации психолого-педагогической практики. Педагоги и психологи рассматривают благополучие подростка в семье, как одну из важнейших функций семьи - создание условий для воспитания здоровой личности. Также можно отметить, что дисгармония во внутри семейных отношениях тесно связана с дисгармонией в детско-родительских отношениях.

Таким образом, причины трудности воспитания подростков с задержкой психического развития различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить положительное воспитание. Чаще - низкая педагогическая культура родителей подростков с задержкой психического развития. Во втором случае нередко основную роль в воспитательном процессе подростков с задержкой психического развития играют личностные особенности родителей. Довольно часто родители склонны решать личностные проблемы за счет подростка [5, с. 90].

В работах многих авторов показана роль семьи в формировании ряда личностных проявлений подростков с задержкой психического развития, особенностей их представлений о своей будущей семье, влияние родительской семьи на функционирование семей выпускников специальных школ.

Также известно, что ситуация развития подростка в неполной семье является менее благоприятной как в социокультурном, так и в психологическом отношениях. Искаженная полоролевая структура семьи негативным образом отражается на полоролевом развитии подростков.

Для рассмотрения детско-родительских отношений мы выбрали возрастную социокультурную группу подростков, по определенным причинам: во-первых, подростковый возраст - это период развития, характеризующийся усилением девиантного и антисоциального поведения; во-вторых, в подростковый период система ценностных ориентаций находится в стадии формирования, и именно в этот период ценностные ориентации становятся устойчивыми свойствами личности; в-третьих, неустойчивость эмоционально-волевой сферы, повышенная тревожность и различные отклонения в поведении, неадекватная самооценка, изменение высших психических функций, форм и способов взаимодействия с окружающими, вовлеченность в систему Интернет как культурное орудие - все это характеризует новую социальную ситуацию развития современных подростков в транзитивном обществе [6, с. 26].

Вышеперечисленные обстоятельства позволяют считать изучение механизмов совладания важнейшей проблемой современной психологии. Эта проблема особенно актуальна у подростков с задержкой психического развития. Определяющую роль имеют случайные факторы, которые деформируют социально-психологические свойства личности, формирование личности, склонной к девиациям является долгим детерминированным процессом, сложность заключается в том, что к формированию данной личности могут привести факторы развития из раннего детства, которые сложно учесть в подростковом возрасте и которые требуют глубинной работы.

С позиций глубинной психологии - факторы раннего детства имеют свои корни в подсознании, могут не осознаваться подростками, которые не имеют достаточного уровня самосознания, самопонимания и других сложных конструкций личности.

Особое значение в развитии подростка имеет социальная среда. Так подросток подвергается сильному влиянию сверстников, с которыми общается или желает общаться, несформированность самосознания, недостаток рефлексивных качеств может привести к девиантному поведению. Желание принадлежать к группе, страх исключения их сообщества, влияние субкультур так же приводят к асоциальному поведению. Это усугубляется недостаточностью осознания и принятия норм и правил, культуры, традиций и т.д. Особой группой являются социально-психологические причины. Основными социальными группами являются семья и школа. Противоречия, несогласованность ведут к острому восприятию подростком отношений, формированию убеждений, склонностей и т.д. К особым группам риска относятся: криминальные, конфликтные, педагогически несостоятельные, педагогически пассивные, антипедагогические.

Реакции на стресс подростков практически не изучены. Объективно недостаточно разработан профессиональный инструментарий диагностики стратегий борьбы со стрессом. Недостаточно исследована стрессовая ситуация, патогенез её протекания.

В связи с этим целью нашего исследования явилось изучение копинг-поведения подростков в зависимости от особенностей стрессовой социально-психологической ситуации.

Эмоционально-ориентированный путь направлен на работу с переживаниями. Если стресс слишком силен или справиться с его источником своими силами не удается, можно поступить иначе - переосмыслить проблему, найти позитивные моменты в том, что все обернулось именно так, посмотреть на ситуацию с юмором.

Избегающий копинг считается самым непродуктивным. Те, кто выбирает его, пытаются игнорировать и проблему, и связанные с ней эмоции - например, с помощью алкоголя, острых ощущений и любых занятий, отвлекающих от реальности.

Существование этой системы говорит о нашей гибкости: чем чаще мы сознательно выбираем продуктивные способы копинга в противовес привычным, но непродуктивным, тем больше растет наша устойчивость к стрессам в целом.

В зарубежной психологии Э. Скиннер предложила вариант выделения копинг-механизмов в отдельные «ячейки», которые были названы «семейством копингов»:

1. Копинг «Разрешение проблемы» - его задача заключается в планировании и моделировании план действий;

2. Копинг «Поиск информации» - применение всех возможных ресурсов для получения необходимой информации, в отдельных случаях обращение за помощью в поиске к другим людям;

3. Копинг «Беспомощность» - этот копинг неадаптивный, который характеризуется стеснением, замешательством и неуверенностью;

4. Копинг «Избегание» - этот копинг, как и транслирует нам название говорит о модели избегания, ухода от стрессовой ситуации и отрицания;

5. Копинг «Уверенность в себе» - этот копинг, в свою очередь, копинг, направленный на позитивной переоценке стрессовой ситуации и контроле своего эмоционального фона за счет уверенности в себе;

6. Копинг «Поиск поддержки» - копинг, который направлен на поиск социальной и эмоциональной поддержки от близкого окружения;

7. Копинг «Делегирование» - этот копинг не адаптивен, он проявляется в проявлении недовольства, а также в делегировании негативных последствий проблемы на других людей;

8. Копинг «Социальная изоляция» - копинг, который заключается в отторжении сначала определенных людей, а в последствие полного прекращения социальных контактов;

9. Копинг «Приспособление» - копинг отвлечения и выбора вместо решения стрессовой ситуации модели поведения «приспособиться к проблеме»;

10. Копинг «Переговоры» - копинг, заключающийся в применении методов расстановки приоритетов и убеждения;

11. Копинг «Покорность» - копинг, при котором преобладают навязчивые мысли и идеи, которые также обозначают как ригидные персеверации;

12. Копинг «Сопротивление» - этот копинг предполагает совокупность обвинения других людей, агрессии и восприятии ситуации как того, что исходит только извне [10, с. 90].

Подростки, которые используют инфантильные формы поведения не способны бороться с трудностями, они не берут ответственность за их решение и уходят от проблем в виртуальную реальность. Такое поведение увеличивает время в сети. Подростки в разном возрасте используют разные механизмы совладающего поведения: в 13-14 лет подростки тянутся к поиску социальной поддержки. Подростки мужского пола чаще выбирают проблемно-ориентированные копинги, а девушки - эмоционально-ориентированные.

А.П. Лукашова, анализируя выбор совладающего поведения в зависимости от уровня самооценки: подростки со средним уровнем самооценки выбирают продуктивные копинги, подростки с высоким и низким уровнем выбирают непродуктивные копинги [7, с. 247].

Д.Р. Гаджибабаева проводила сравнительный анализ механизмов поведения в стрессовых ситуациях подростков, проживающих в семье и в интернате, она пришла к следующим выводам [3, с. 243]:

Подростки, которые проживают в условиях семьи чаще всего используют тип копинг-поведения «ориентация на решение задач», подростки, которые проживают в интернате используют копинги на избегание при возникновении проблемы. М.Е. Баулина рассматривая копинги, которые чаще всего используют подростки-мигранты с ЗПР писала, что они используют пассивные и асоциальные модели поведения, они уходят от решения проблем и не стремятся к кооперации и достижению собственных целей. Подростки, которые используют адаптивные копинги имеют высокий уровень психологической зрелости и высокую самооценку, и осознание собственной значимости [2, с. 43].

Выводы. Таким образом, на особенности отношений в паре «родитель - ребенок» влияют факторы: личность родителей; их взаимоотношения с ребенком- подростком; психолого-педагогическая компетентность родителей подростка с ЗПР; психологический климат семьи; соответствие требований родителей возможностям подростка. Коррекционная работа и сопровождение семьи является одной из сфер деятельности психолога, который должен работать не только с ребенком, но и со всей семьёй.

Литература:

1 Азимова Сада Фуад Кызы «Копинг-стратегии» и «копинг-поведение» подростков // Academy. - 2020. - №12 (63). -URL: https://cyberleninka.rU/article/n/k-ping-strategii-i-k-ping-p-vedenie-p-dr-stk-v (дата обращения: 08.08.2021).

2 Баулина М.Е. Копинг-стратегии подростков-мигрантов с девиантным поведением // Системная психология и социология. - 2015. - №2(14). - С. 43-49.

3 Гаджибабаева Д.Р. Сравнительный анализ стратегий поведения в стрессовых ситуациях подростков, проживающих в семье и в интернате // ВЕСТНИК Дагестанского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. - 2015. - Том 30. - №4. - С. 238-243.

4 Герасимова О.Ю., Семченко Л.Н., Маркина А.Ю. Детско-родительские отношения в семьях подростков с задержкой психического развития // Педиатрический вестник Южного Урала. - 2016. - №1. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/detsk--r-ditelskie--tn-sheniya-v-semyah-detey-s-zaderzhk-y-psihichesk-g--razvitiya-1 (дата обращения: 08.08.2021).

5 Кандаурова А.В. Совладающее поведение педагога в условиях социальных изменений: монография / А.В. Кандаурова. - Омск: Изд-во ФГБОУ ВО Омский ГАУ. - 2018. - 160 с.

6 Карпушкина Н.В., Конева И.А. Новые подходы к аттестации студентов в условиях модернизации высшего образования // Вестник Мининского университета, 2016. - №2

7 Лукашова А.П. Выбор подростками с различной самооценкой копинг-стратегий как условие их успешной социализации // Воспитание в контексте социализации: Современные вызовы и практики. Материалы открытой региональной конференции Всероссийского Научно-практического Форума/ под редакцией М.В. Шакуровой. - 2019. -С. 247-251.

8 Маркина А.Ю., Герасимова О.Ю., Семченко Л.Н. Детско-родительские отношения в семьях подростков с задержкой психического развития // Вестник СМУС74. - 2015. - №3 (10). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/detsk--r-ditelskie--tn-sheniya-v-semyah-detey-s-zaderzhk-y-psihichesk-g--razvitiya (дата обращения: 08.08.2021).

9 Самойленко Е.В. Влияние доминирующего типа материнского воспитания на формирование полоролевого поведения мальчиков-подростков из неполной семьи / Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 7. - С. 175-178.

10 Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации подростков с задержкой психического развития / Р.Д. Триггер. - СПб.: Питер, 2018. - 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.