Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЯХ ПОДРОСТКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕМЬЕ И В ИНТЕРНАТЕ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЯХ ПОДРОСТКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕМЬЕ И В ИНТЕРНАТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
81
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ / КОПИНГ-СТРАТЕГИЯ / COPING-STRATEGY / ПОДРОСТКИ / TEENAGERS / ИНТЕРНАТ / СOPING-BEHAVIOR / CHILDREN'S HOME

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гаджибабаева Д.Р.

В статье представлены результаты эмпирического исследования используемых стратегий поведения в стрессовой ситуации подростками, проживающими в условиях семьи и дома-интерната. В исследовании приняли участие подростки, проживающие в условиях семьи, а также подростки, проживающие в условиях школы-интерната для сирот г. Великий Новгород РФ. Подростки, проживающие в интернате, являлись социальными сиротами, то есть их родители были лишены родительских прав по тем или иным социальным причинам. Всего в исследовании приняли участие 80 подростков от 14 до 15 лет. Проведенное исследование позволило нам определить доминирующие формы копинг-поведения у подростков. Копинг - это непрерывно меняющиеся когнитивные и поведенческие попытки, применяемые индивидами, чтобы справиться со специфическими внешними и/или внутренними требованиями, которые оцениваются как чрезмерные или превышающие ресурсы человека. На основании проведенного исследования было выявлено, что у подростков, проживающих вне семьи, с большей вероятностью встречаются менее эффективные копинг-стратегии, такие, как копинг-поведение, ориентированное на эмоции, и копинг-поведение, ориентированное на избегание, чем у подростков, проживающих в условиях семьи. Эффективная копинг-стратегия «ориентация на решение задач» в большей мере свойственна подросткам, проживающим в условиях семьи. Полученные данные свидетельствуют о том, что пубертатный период - это важнейший период в становлении личностной и эмоциональной сфер человека. Пребывание в этот период вне семьи отрицательно сказывается как на формировании личностных особенностей подростков, так и на подборе эффективных стратегий поведения при взаимоотношении с другими людьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of behavior strategies in a stress situation used by teenagers living in a family and in care-homes

The article presents empiric investigation results of behavior strategies in a stress situation used by teenagers living in a family in comparison with those living in care-homes. The investigation covered teenagers from the city of Velikiy Novgorod in Russia. Care-home children in our case are social orphans whose parents were deprived of parental rights due to different kinds of social reasons. Total number of investigated is 80 aged 14-15. As a result dominating forms of coping-strategies have been determined. Teenagers living in a care-home have less effective coping strategies. It is possible to conclude that adolescence is the most important period of personal and emotional development of a human. Being out of a family during this period can affect personal and emotional development as well as finding of behavior strategies for interaction with other people within a society.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЯХ ПОДРОСТКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕМЬЕ И В ИНТЕРНАТЕ»

УДК 159.9

Д.Р. Гаджибабаева

Сравнительный анализ стратегий поведения в стрессовых ситуациях подростков,

проживающих в семье и в интернате

Дагестанский государственный университет; Россия, 367001, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43 а; gdr 05@mail.ru

В статье представлены результаты эмпирического исследования используемых стратегий поведения в стрессовой ситуации подростками, проживающими в условиях семьи и дома-интерната. В исследовании приняли участие подростки, проживающие в условиях семьи, а также подростки, проживающие в условиях школы-интерната для сирот г. Великий Новгород РФ. Подростки, проживающие в интернате, являлись социальными сиротами, то есть их родители были лишены родительских прав по тем или иным социальным причинам. Всего в исследовании приняли участие 80 подростков от 14 до 15 лет. Проведенное исследование позволило нам определить доминирующие формы копинг-поведения у подростков.

Копинг - это непрерывно меняющиеся когнитивные и поведенческие попытки, применяемые индивидами, чтобы справиться со специфическими внешними и/или внутренними требованиями, которые оцениваются как чрезмерные или превышающие ресурсы человека.

На основании проведенного исследования было выявлено, что у подростков, проживающих вне семьи, с большей вероятностью встречаются менее эффективные копинг-стратегии, такие, как копинг-поведение, ориентированное на эмоции, и копинг-поведение, ориентированное на избегание, чем у подростков, проживающих в условиях семьи. Эффективная копинг-стратегия «ориентация на решение задач» в большей мере свойственна подросткам, проживающим в условиях семьи.

Полученные данные свидетельствуют о том, что пубертатный период - это важнейший период в становлении личностной и эмоциональной сфер человека. Пребывание в этот период вне семьи отрицательно сказывается как на формировании личностных особенностей подростков, так и на подборе эффективных стратегий поведения при взаимоотношении с другими людьми.

Ключевые слова: копинг-поведение, копинг-стратегия, подростки, интернат.

На сегодняшний день особо актуальным является исследование психологических и психофизиологических особенностей детей и подростков, проживающих в детских домах, так как раскрытие потенциала каждого ребенка - это основная задача современной психологии и психофизиологии. Исследования в этом направлении касаются изучения психологических и психофизиологических характеристик детей дошкольного возраста, поскольку именно в этом возрасте становятся очевидными различия между детьми, и детей именно этого возраста чаще всего берут на воспитание в семьи. Согласно культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, развитие ребенка зависит от условий, в которых оно протекает. Это означает, что наибольшее влияние на него оказывают условия жизни в семье и жизненный этап, на который выпадают наиболее радикальные изменения ближайших к ребенку обстоятельств [1, 2].

Многие дети попадают в государственные учреждения не сразу с момента рождения, а позднее, в тот момент, когда их родителей в силу различных обстоятельств лишают родительских прав. В этом случае у них не возникает тех проблем, которые сопровождают развитие детей, воспитывающихся вне семьи с момента рождения, но, тем не менее, различия между ними и «домашними» детьми существуют, и они во многом

зависят от момента попадания ребенка в государственное учреждение [3, 4].

Исходя из представлений об особенностях онтогенеза и наличии критических периодов, психологические изменения будут тем выраженнее, чем больше критических периодов ребенок не сможет адекватно пройти. Различают привацию и депривацию. Привация - явление, при котором человек с самого рождения лишен определенных стимулов, а потому соответствующие значимые потребности и свойства у него вообще не возникают. Если же предмет потребности существовал, но затем внезапно стал недоступным, говорят собственно о депривации [4, 5]. Например, особенности развития ребенка, с момента рождения проживающего вне семьи, существенно отличаются от развития ребенка, который утратил родителей на более поздних этапах онтогенеза.

Отсутствие адекватной стимуляции ведет к нарушению всех психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения. Отсутствие рядом взрослого, активно занимающегося развитием ребенка, еще более усугубляет последствия депривации.

В зависимости от времени утраты родителей дети имеют депривацию разного типа и разной выраженности. У них могут быть те или иные проблемы в речевом развитии, двигательной активности, отсутствие умения любить и т. д. [4].

Любой вид депривации резко тормозит развитие ребенка, и изменения тем выра-женнее, чем раньше начинается изоляция ребенка от стимуляции и чем длительнее и тотальнее она происходит. Пребывание в семье в существенной мере может компенсировать подобные изменения, и компенсация будет тем выраженнее, чем раньше попадет ребенок в семью.

Доказано, что у подростков, имеющих здоровых родителей, позитивное самоощущение и самоприятие существенно выше, чем у подростков, имеющих родителей с теми или иными психиатрическими заболеваниями. У большинства из них низкая самооценка. Отсутствие постоянной заботящейся фигуры, безусловного принятия, необходимость заслуживать хорошее отношение приводят к снижению активного отношения к жизни: не формируются собственные ценности, принципы, ориентиры [6].

Различные высказывания подростков свидетельствуют о необходимости трех ключевых компонентов при воспитании детей. Это наличие теплой, стабильной связи между родителями и ребенком. Связь обеспечивает чувство защищенности, позволяющее подростку постигать окружающий мир. Второй компонент - это психологическая автономия - свобода формировать собственное мнение, иметь собственные интересы и самостоятельно принимать решения. Если автономия ограничена, подростки становятся более склонными к девиантному поведению, и им с трудом удается стать независимыми в зрелом возрасте. И наконец, поведение детей должно регулироваться. Успешные родители наблюдают за своими детьми и управляют их поведением, устанавливают правила, его регулирующие. Регулирование воспитывает в детях самообладание и позволяет избежать антисоциального поведения [7].

Психологические особенности подросткового возраста, с одной стороны, обусловлены физиологическими изменениями, происходящими в организме, с другой -стремлением подростка изменить собственное положение в социуме, что сопровождается переоценкой всех ценностей, самого себя и социума [8].

Психофизиологические перестройки подросткового возраста влияют на всю психическую сферу человека, прежде всего на формирование личности [8].

На завершающем этапе пубертатного периода возрастает потребность самоутверждения, складывается рефлексирующая личность, меняется самооценка. Возникает несоответствие социально-психологических запросов и функциональных возможностей

организма, что может привести к ухудшению здоровья и поведенческой дезадаптации, различным формам девиантного поведения. Чем больше накапливается нарушений, тем больше они усугубляют процесс дальнейшей адаптации.

Умение наладить дружеские отношения приобретается в значительной мере в семье. Существует тесная связь между семейными отношениями и социальной адаптацией подростков.

Привязанность - это первое проявление любви, которое ощущают дети обычно по отношению к своим родителям. Подростки, испытывавшие здоровую, безопасную привязанность, значительно больше доверяют другим и поэтому тепло относятся к окружающим. И наоборот, подростки, никогда не испытывавшие привязанность к родителям, жестоки и непреклонны по отношению к сверстникам. Положительный результат теплых отношений между родителем и ребенком объясняется тем фактом, что дети, хорошо ладящие со своими родителями, имеют более высокую самооценку. Высокая самооценка, в свою очередь, позволяет человеку быть более открытым и придает уверенности в себе, что помогает наладить хорошие взаимоотношения со сверстниками [9].

Анализ литературы свидетельствует - есть множество данных о том, что состояние многих детей, проживающих вне семьи, можно описать как пребывание в стрессе хотя бы на каком-то из этапов жизненного развития личности. Можно предположить, что дети применяют неэффективные стратегии снятия стресса. Однако достаточных данных для того, чтобы сделать определенные выводы, в настоящее время не существует.

Именно поэтому для нас представляло большой интерес оценить возможности детей, проживающих вне семьи и в семье, справляться со стрессовыми или проблемными ситуациями.

Как показано Р. Лазарусом [10], стресс - это дискомфорт, испытываемый, когда отсутствует равновесие между индивидуальным восприятием запросов среды и ресурсов, доступных для взаимодействия с этими запросами. Следовательно, стресс - это не то, что воздействует на человека, а то, как человек на это реагирует.

Анализ научной литературы свидетельствует о том, что пребывание в государственном учреждении, а не в семье, негативно сказывается на детях, и это влияние тем более выражено, чем раньше оказывается ребенок вне семьи.

Материалы и методы

Целью нашего исследования являлся сравнительный анализ стратегий поведения в стрессовых ситуациях подростков, проживающих в условиях семьи и дома-интерната.

В своем исследовании мы изучали психологические особенности преимущественно подростков, являющихся социальными сиротами, то есть их родители были лишены родительских прав по тем или иным социальным причинам. Это означает, что они попали в интернат не с момента рождения, а некоторое время находились в семье.

В интернате проживает больше мальчиков, поскольку девочек чаще, чем мальчиков, берут на воспитание в приемные семьи. В исследование были включены все подростки, проживающие в интернате, и ровно такое же количество детей, проживающих в семьях. Респонденты были подобраны с сохранением соотношения мальчиков и девочек.

В исследовании приняли участие 2 группы респондентов. Первую группу составили подростки, проживающие в условиях семьи. Вторую группу составили подростки, оставшиеся без попечения родителей, проживающие в условиях школы-интерната для сирот г. Великий Новгород. Всего в исследовании приняли участие 80 подростков от 14 до 15 лет.

В настоящее время появляются все новые инструменты оценки личностной сферы ребенка, что позволяет более глубоко оценить психологические особенности подрост-

ков, проживающих вне семьи. Для выявления используемых стратегий поведения в стрессовой ситуации подростками в исследовании был использован адаптированный Т.А. Крюковой тест «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» [11]. Он включает перечень заданных реакций на стрессовые ситуации и нацелен на определение доминирующих копинг-стрессовых поведенческих стратегий.

Копинг - это непрерывно меняющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними и/или внутренними требованиями, которые оцениваются как чрезмерные или превышающие ресурсы человека. Однако возможности совладать с трудными ситуациям не остаются у человека одинаковыми, так как личность и среда образуют неразрывную динамическую взаимосвязь и оказывают друг на друга взаимное влияние [11].

Таким образом, копинг - это «поведенческие и когнитивные усилия, применяемые индивидами, чтобы справиться со взаимоотношениями человек - среда» [11].

Для определения доминирующего копинг-поведения в стрессовых ситуациях для подростков, проживающих в условиях семьи и интерната, была использована следующая инструкция: «Ниже приводятся возможные реакции человека на различные трудные, огорчающие или стрессовые ситуации. Укажите, как часто вы ведете себя подобным образом в трудной стрессовой ситуации и поставьте соответствующую цифру в бланке ответов: 1 - никогда; 2 - редко; 3 - иногда; 4 - чаще всего; 5 - очень часто».

При обработке результатов исследования суммировались баллы, поставленные испытуемыми с учетом ключа, по пяти показателям:

• копинг-поведение, ориентированное на решение задачи;

• копинг-поведение, ориентированное на эмоции;

• копинг-поведение, ориентированное на избегание;

• субшкала отвлечения;

• субшкала социального отвлечения.

Общее число баллов по каждому показателю позволяет определить доминирующее копинг-поведение в стрессовых ситуациях у респондента.

Методы обработки результатов исследования

Все результаты вводились в таблицы программы Excel. Результаты исследования обрабатывались пакетом программы SPSS. При сравнении данных применяли t-критерий Стьюдента для независимых выборок.

Результаты и их обсуждение

Важнейшей стратегией поведения в стрессовых ситуациях из всех показателей является ориентация на решение задач. Согласно полученным результатам исследования, этот тип копинг-поведения больше используется подростками, проживающими в условиях семьи. Иная картина отмечается у подростков, проживающих в интернате.

Копинг-стратегия, связанная с ориентацией на эмоции, более характерна для подростков, проживающих в интернате.

Копинг-стратегия, связанная с ориентацией на избегание при возникновении проблемы, вновь более характерна для подростков, проживающих в интернате.

Копинг-стратегия отвлечения от решения проблем также в большей мере свойственна подросткам, проживающим в интернате, по сравнению с подростками, проживающими в семьях. Эта же закономерность отмечается и для шкалы социального отвлечения.

Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1. Сравнительный анализ копинг-стратегий у подростков, проживающих в семье и в школе-интернате (среднее и стандартное отклонение)

Показатели Общеобразовательная школа Школа-интернат

Ориентированность на решение задачи 59,9 ± 14,4* 47,8 ± 10,9*

Ориентированность на эмоции 42,3 ± 13,5 48,9 ± 14,6*

Ориентированность на избегание 44,8 ± 13,2* 52,6 ± 10,9**

Субшкала отвлечения 22,4 ± 7,5 38,3 ± 6,7**

Субшкала социального отвлечения 17,3 ± 5,6* 22,4 ± 5,5*

Примечание: * - различия между подростками нормативной школы и школы-интерната с уровнем значимости р < 0,05; ** - р < 0,01 ^-критерий Стьюдента).

Таким образом, можем установить, что у подростков, проживающих вне семьи, с большей вероятностью встречаются менее эффективные копинг-стратегии, чем у подростков, проживающих в условиях семьи. Эффективная копинг-стратегия «ориентация на решение задач» в большей мере свойственна подросткам, проживающим в условиях семьи.

Наши данные свидетельствуют о том, что пубертатный период - это важнейший период в становлении личностной и эмоциональной сферы человека. Пребывание в этот период вне семьи отрицательно сказывается как на формировании личностных особенностей подростков, так и на подборе эффективных стратегий поведения при взаимоотношении с другими людьми.

Литература

1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 1999. - 224 с.

2. Неженцева Л.Г. Личность и ее составляющие в социально-психологическом контексте // Актуальные проблемы психологического знания. - 2012. - № 3. - С. 20-26.

3. Япарова О.Г. Особенности ценностных представлений приемных и кровных детей // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2011. - № 2. -С. 89-94.

4. Рожков О.П. Исследование социально-психологической адаптации детей с задержкой интеллектуального развития // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2014. - № 4. - С. 149-156.

5. Воскобойникова С.А. Нет чужих детей: раздумья о проблемах современного сиротства. - М.: Педагогика, 2012. - 175 с.

6. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. - СПб.: Питер, 2004. -

701 с.

7. Райс Ф., Должин К. Психология подросткового и юношеского возраста / под ред. Е.И. Николаевой. - СПб.: Питер, 2012. - 816 с.

8. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка); учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений. - 2-е изд., стер. (Серия «Высшее профессиональное образование»). - М.: Академия, 2009. -416 с.

9. Дмитриева Н.С. Модель жизненного пространства у подростков: предпосылки и направления исследования // Актуальные проблемы психологического знания. - 2013. -№ 3. - С. 90-98.

10. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. Эмоциональный стресс: пер. с анг. - Л.: Лениздат, 1970. - 300 с.

11. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. -М.: Изд-во Института психотерапии, 2012. - C. 442-444.

Поступила в редакцию 3 марта 2015 г.

UDC 159.9

Comparative analysis of behavior strategies in a stress situation used by teenagers living

in a family and in care-homes

D.R. Gadzhibabaeva

Dagestan State University; Russia, 367001, Makhachkala, M. Gadzhiev st., 43 a; gdr 05@mail.ru

The article presents empiric investigation results of behavior strategies in a stress situation used by teenagers living in a family in comparison with those living in care-homes. The investigation covered teenagers from the city of Velikiy Novgorod in Russia. Care-home children in our case are social orphans whose parents were deprived of parental rights due to different kinds of social reasons. Total number of investigated is 80 aged 14-15. As a result dominating forms of coping-strategies have been determined. Teenagers living in a care-home have less effective coping strategies. It is possible to conclude that adolescence is the most important period of personal and emotional development of a human. Being out of a family during this period can affect personal and emotional development as well as finding of behavior strategies for interaction with other people within a society.

Keywords: ooping-behavior, coping-strategy, teenagers, children's home.

Received 3 March, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.