Научная статья на тему 'Особенности формирования копинг-стратегий у подростков-сирот, склонных к конфликтной ситуации'

Особенности формирования копинг-стратегий у подростков-сирот, склонных к конфликтной ситуации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
539
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ / НЕЗАЩИЩЕННОСТЬ / ПОДРОСТКИ-СИРОТЫ / КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ / КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ ДЕЗАДАПТИВНОСТЬ / COPING STRATEGIES / PSYCHOLOGICAL VULNERABILITY / INSECURITY / TEENAGE ORPHANS / COPING BEHAVIOR / CONFLICT SITUATION / DESADAPTIVE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Польшина Мария Александровна

Статья посвящена особенностям формирования копинг-стратегий у подростков-сирот, воспитывающихся в детском доме. Результаты эмпирического исследования копинг-стратегий подростков-сирот показывают, что подростковый возраст является переломным моментом: подросток еще взаимосвязан с миром детства, но уже вступает во взрослую жизнь. Объясняется значение защитных механизмов в выборе стиля копинг-поведения, копинг-стратегий детей-сирот в критическом состоянии или критической ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Польшина Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION OF COPING STRATEGIES IN ADOLESCENTS-ORPHANS, PRONE TO CONFLICT SITUATION

The Article is devoted to the peculiarities of the formation of coping strategies in orphans brought up in an orphanage. The results of an empirical study of coping strategies of orphaned adolescents show that adolescence is a period of crisis: the teenager is still connected with the world of childhood, but is already entering adulthood. The role of protective mechanisms in choosing the style of coping behavior, coping strategies of orphans in critical condition or critical situation is described.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования копинг-стратегий у подростков-сирот, склонных к конфликтной ситуации»

6. Достоевский, Ф.М. Идиот / Ф. М. Достоевский. - АСТ, 2007. - 672 с.

7. Калинин В.В. Когнитивные нарушения при эпилепсии / В.В. Калинин, Е.В. Железнова, А.А. Земляная // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова - 2006 - Приложение 1. - Эпилепсия. -2006. - С. 64-70.

8. Калинин, В.В. Изменение личности и мнестико-интеллектуальный дефект у больных эпилепсией / В.В. Калинин // Журнал неврологии и психиатрии им. Корсакова. - 2004. № 2. - С. 64-72.

9. Карлов, В.А. Ключевые вопросы эпилепсии / В.А. Карлов // Журнал неврологии и психиатрии. -2003. - № 3. - С. 4-8.

10. Михайленко, А.А. «Голландский Гиппократ» Герман Бургаве и проблема эпилепсии / А.А. Михайленко, А.И. Красноружский, С.Н. Базилевич // Журнал неврологии и психиатрии. 2008. - № 3. - С. 3-7.

11. Морозова, М.А. Возрастная динамика височной эпилепсии у детей / М.А. Морозова, Л.В. Калинина // Журнал неврологии и психиатрии. - 2003. - № 3. - С. 9-13.

12. Назметдинова, Д.М. Мнестико-интеллектуальные расстройства у больных эпилепсией: анализ связей между характеристиками заболевания и мозговой асимметрией / Д.М. Назметдинова, А.В. Басамыгин,

B.В. Калинин // Журнал неврологии и психиатрии. - 2010. - №6. - С. 82-86.

13. Особенности когнитивных функций у детей с эпилепсией / В.И. Гузева, В.О. Белаш, В.В. Гузева, О.В. Гузева, Окемба Ибарра Элеонора Анатази // Журнал неврологии и психиатрии. - 2008. - Т. 23, №9. -

C. 24-27.

14. Прусаков, В.Ф. Детская эпилепсия и ее лечение / В.Ф. Прусаков // Неврологический вестник. - 2004. - №1. - С. 82-85.

15. Рустемова, С.А. Клинико-нейропсихологическая характеристика расстройств высших психических функций у больных эпилепсией: автореф. дис. ...канд. мед. наук / Алматы., 2007. - 27 с.

16. Студеникин, В.М. Локализационно-обусловленные формы эпилепсии у детей и их лечение / В.М. Студеникин, В.И. Шелковский, С.В. Балканская // Лечащий врач. - 2008. - Т. 23, № 5. - С. 68-71.

17. Томас Р. Броун, Грегори Л. Холмс Эпилепсия. Клиническое руководство - М.: «Издательство БИНОМ», 2006. - 288 с.

18. Троицкая, Л.А. Дефекты речи больных с эпилепсией / Л.А. Троицкая // Журнал неврологии и психиатрии им. Корсакова. 2006. № 1. - С. 65 - 69.

19. Эпидемиология эпилепсии в России / А.Б. Гехт, Л.Е. Чурилин, А.Н. Бойко, И.В. Голованова, В.В. Шпрах, Р.М. Кабаков, Р. Балханова, С.В. Котов, А.С. Котов, Н.Н. Спирин, Н.В. Пизов, Л.И. Волкова, Н.Н. Перунова, Е.И. Гусев // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 2006, Приложение 1. - С. 3-7.

20. Эпилепсия детей и подростков / В.Д. Трошин и др. - Н. Новгород, 2002. - 316 с.

Психология

УДК:159.9.072

кандидат биологических наук, доцент Польшина Мария Александровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У ПОДРОСТКОВ-СИРОТ, СКЛОННЫХ К КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

Аннотация. Статья посвящена особенностям формирования копинг-стратегий у подростков-сирот, воспитывающихся в детском доме. Результаты эмпирического исследования копинг-стратегий подростков-сирот показывают, что подростковый возраст является переломным моментом: подросток еще взаимосвязан с миром детства, но уже вступает во взрослую жизнь. Объясняется значение защитных механизмов в выборе стиля копинг-поведения, копинг-стратегий детей-сирот в критическом состоянии или критической ситуации.

Ключевые слова: копинг-стратегии, психологическая защищенность, незащищенность, подростки-сироты, копинг-поведение, конфликтные ситуации дезадаптивность.

Annotation. The Article is devoted to the peculiarities of the formation of coping strategies in orphans brought up in an orphanage. The results of an empirical study of coping strategies of orphaned adolescents show that adolescence is a period of crisis: the teenager is still connected with the world of childhood, but is already entering adulthood. The role of protective mechanisms in choosing the style of coping behavior, coping strategies of orphans in critical condition or critical situation is described.

Keywords: coping strategies, psychological vulnerability, insecurity, teenage orphans, coping behavior, conflict situation, desadaptive.

Введение. Обстоятельства в современном мире с каждым годом затрудняются из-за происходящих культурных, политических, социально-экономических изменений в обществе, из-за чего возрастает внутренняя напряженность, эмоциональный дискомфорт, и в целом нагрузка на психику подростков-сирот. Они вынуждены решать все более серьезные проблемы, включаться в новые общественные и межличностные взаимоотношения, учитывать большее число аспектов, которые способствуют продуктивной и успешной деятельности. Все эти быстрые изменения социальной сферы заставляют подростков-сирот искать другие формы и алгоритмы поведения, которые позволяют стремительнее адаптироваться к новым тяжелым ситуациям, при этом использовать когнитивные способности, имеющийся жизненный опыт, инициативность и творческий потенциал. Главной моделью адаптационных процессов реагирования подростков-сирот на тяжелые обстоятельства является копинг-поведение и копинг-стратегии.

Изложение основного материала статьи. Р. Лазарус в 1966 году в своей книге «Психологический стресс и процесс совладания с ним» использовал копинг для объяснения осознанных стратегий совладания со стрессом и с другими вызывающими чувства беспокойства ситуациями. С изданием этой книги, в качестве главного звена стресса стал рассматриваться копинг, а именно — как стабилизирующий аспект, помогающий человеку в поддержке психосоциальной адаптации в ситуации стресса [9, 10].

В отечественной психологии феномен, как копинг, нашло отражение в трудах В.А. Бодрова, К.К. Платонова, Б.М. Теплова, Л.И. Уманского рассматривающие понятие «эмоциональная устойчивость»;

«стрессоустойчивость» - в исследованиях В.С. Мерлина, «поисковая активность» - у В.В. Аршавского и В.С. Ротенберга. Функционирование личности при конфликтных ситуациях изучалось в контексте экстремальных условий медицинской психологии, медицины и представителями психологии (В. А. Бодров, Н.И. Сирота, В.М. Ялтонский и др.) [1, 4, 6].

В нашей психологической науке определение «копинг» индивидуальности объясняется как адаптивное, совладающее поведение, или психологическое преодоление [5].

Такие ученые, как Ф. Е. Василюк, Л. А. Китаев-Смык, И. В. Камынина, А. В. Либин, пишут, что копинг — это явление, которое постоянно изменяется, так как человек и окружение создают динамическую, единую связь и осуществляют взаимное влияние друг на друга [1]. А. Г. Маклаков раскрывает копинг-поведение, как адаптационный потенциал личности, в котором высокие резервы противодействия стрессу обозначены индивидуальной личностной диспозицией индивидуальности. Личностные диспозиции влияют на процессы копинг-поведения и могут быть механизмом, с помощью которого личность оказывает буферное влияние на конфликтные ситуации [5, 6, 7].

Форма адаптивного копинг-поведения описывается также наличием эффективного социально-поддерживающего процесса, который обеспечивает сформированность базисной копинг-стратегии поиска личностного копинг-ресурса восприятия социальной поддержки, возможностью активного самостоятельного выбора источника поддержки, социальной поддержки, определения ее вида и дозирования объема, успешным прогнозированием ее возможностей.

Копинг-стратегии - система целенаправленного поведения по сознательному овладению условием для уменьшения вредного влияния стресса.

В этот термин вкладываются представления о постоянно изменяющихся поведенческих и когнитивных попытках преодолеть специфические внутренние или внешние требования, оценивающиеся как превышающие или чрезмерные ресурсы личности [1, 8].

Ученые обозначили эти стратегии копинга, следующим образом: сфокусированная на проблеме (принятие решений и совершение конкретных действий для преодоления стресса); сфокусированная на эмоциях (управление чувствами и поддержание эмоционального равновесия); сфокусированная на оценке (установление для себя значения обстоятельства).

Прием формирования копинг-стратегий — один из наиболее важных на пути становления индивидуальности. С точки зрения большинства ученых, аспектами, влияющими на выбор стиля и копинг-стратегии, являются как особенности ситуации и выбор её решения, так и особенности человека, включая самооценку, самопринятие, уровень тревожности и локус контроля; возраст, пол, и гендер; принадлежность личности к той или иной этнической группе или социальному слою, социальную компетентность, социальную роль, социальный опыт [8].

Интерес к развитию копинг-стратегий объясняется тем, что одной из задач психолого-педагогической общественности является оказание на высоком уровне помощи в преодолении негативного влияния социума и успешной социализации и адаптации, создание условий для полноценного развития личности. Весьма значительным является изучение копинг-стратегий у подростков-сирот, склонных к конфликтной ситуации, что вызвано целым рядом причин. В силу трагических жизненных ситуаций подростки-сироты, склонные к конфликтной ситуации, более других склонны отрицательным внешним воздействиям со стороны социума, что мешает их органичной адаптации и успешной социализации к современным условиям. Подростки, оставшиеся без попечения родителей и подростки-сироты, относятся к группе риска, поскольку в их жизненных обстоятельствах есть и отчуждение от социальной среды, и неприятие себя, и часто возникающие невротические реакции, которые вызывают нарушения общения с окружающими, эмоциональную неустойчивость, неуспех в деятельности и т.д. [5, 8].

Проблема эффективной социализации подростков-сирот обусловлена особенностями эмоционально-личностного развития этой категории детей подросткового возраста. Среди таких особенностей психологи и педагоги выделяют: агрессивность, дезадаптированность, неумение и нежелание признать свою вину, проблемы в общении, негативизм, перекладывать ответственность за разрешение возникшей трудной ситуации на других, неуверенность в себе, подозрительность, дефицит позитивных моделей поведения [1; 4].

Личностное становление и социальная адаптация почти всегда проходят у подростков-сирот с очень серьёзными осложнениями из-за наличия комплекса психологических травм, нарушения социализации в самом широком значении слова (вплоть до неумения соблюдать правила личной гигиены), полученных в результате жизненной драмы, влияния асоциального поведения окружающих и прежде всего — членов семьи.

Открытие особенностей копинг-стратегий в подростковом возрасте является актуальным, так как в научной литературе этот период описывается как наиболее конфликтный и стрессогенный [1, 8].

На формирование копинг-стратегий подростков-сирот оказывают влияние те же факторы, что и для подростков, воспитывающихся в семьях, но они вследствие незрелости мышления, ограниченности представлений, преобладании игровых интересов, малой интеллектуальной целенаправленности, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности имеют свои особенности. Обобщенный портрет таких подростков можно описать следующим образом: неумение вступать в значимые отношения с другими людьми, интеллектуальное отставание, вялость эмоциональных реакций, агрессивность, неуверенность в себе. Для них свойственно большое число межличностных контактов, но они все поверхностны, формальны, безэмоциональны. Друзья легко заменяются другими, если они не оправдывают ожиданий. Подросткам-сиротам легче не испытывать привязанность к кому-либо, чем потом переживать разрыв отношений [8].

Таким образом, было проведено исследование особенностей формирования копинг-стратегии у подростков-сирот, склонных к конфликтной ситуации. Исследование проводилось на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения "Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Дом детства" г. Оренбурга".

Для исследования особенностей копинг-стратегий подростки-сирот, склонных к конфликтной ситуации было разработано и проведено экспериментальное обследование, направленное на рассмотрение их копинг-пповедения в разных ситуациях и социально-психологической адаптированности. В исследовании приняли участие 20 детей подросткового возраста 15-16 лет. Дети были поделены на две группы:

1 группа - подростки, воспитывающиеся в семьях;

2 группа - подростки, проживающие в детском доме.

Для диагностики доминирующих копинг-стратегий личности в нашем исследовании была использована методика «Индикатор копинг-стратегий Д. Амирхан», для диагностики социально-психологической адаптированности использовалась методика «Шкала социально-психологической адаптированности К. Роджерсом и Р. Даймонд (адаптация Снегиревой Т.В.)» [2, 3].

Индикатор копинг-стратегий (Д. Амирхан). Диагностические данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Диагностические данные по методике "Индикатор копинг-стратегий"

Экспериментальная группа Контрольная группа

.м и ® цок е И § .м и ® цок е И §

Испытуемый ел зо и ^ V & а « наел и »о ео Испытуемый ел зо и ^ V & а « наел и »о ео

ар ^ в н н м ® Пп зИп ар ^ в н н м ® Пп зИп

Екатерина З. 22 31 23 Сергей К. 26 14 18

Юлия Г. 17 20 26 Николай М. 18 31 8

Валерий М. 25 28 26 АлександраП. 31 14 16

Виктория Л. 22 28 25 Анатолий З. 26 22 28

Ангелина Г. 9 24 30 Денис И. 20 29 16

Николай Б. 18 25 30 Михаил Ш. 31 24 24

Дмитрий А. 24 29 22 Василий К. 18 31 10

Никита Г. 20 25 26 Арсений М. 33 15 27

Денис Д. 18 14 31 Светлана Л. 26 24 17

Никита З. 15 17 30 Анастасия Е. 20 30 28

Максим И. 20 25 29 Виктория П. 31 26 17

Марина Х. 19 19 32 Ксения М. 28 25 28

Александр М. 17 18 31 Кира Г. 31 14 17

Полина А. 24 30 21 Тимофей Б. 26 23 27

Петр Б. 27 21 25 Дарья Ч. 25 28 24

Полина Т. 20 15 27 Дарья В. 21 29 24

Илья Ч. 19 27 26 Рустам И. 32 22 24

Милана Т. 27 30 20 Валерия П. 23 30 18

Наталья Р. 29 24 26 Арина М. 26 26 16

Валентина С. 26 16 26 Анжелика У. 28 23 24

Среднее 20,9 23,3 26,6 Среднее 26,3 24,5 20,85

Направление на решение проблем позволяет конструктивно приспосабливаться к предъявляемым трудностям и требованиям, появляющиеся в подростковый период. Поиск социальной поддержки - это активная поведенческая стратегия, при которой человек для эффективного разрешения проблемы обращается за помощью и поддержкой к окружающим: семье, друзьям, значимым другим. Поведенческая стратегия "избегание проблем" характеризуется тем, что личность пытается избежать контакта с окружающей средой, уйти от решения проблем.

Высокий уровень обнаружился при количестве баллов более 31 для стратегии разрешение проблем, более 29 - для поиска социальной поддержки, более 27 - для избегания проблем. Средний уровень определялся при количестве баллов 22 - 30 для стратегии разрешения проблем, 19 - 28 - для поиска социальной поддержки, 24 - 26 - для избегания проблем. Низкий уровень констатировался у остальных испытуемых.

На рисунке 1 представлено процентное распределение по уровням показателей адаптированности/дезадаптированности подростков, участвовавших в исследовании (Шкала социально-психологической адаптированности К. Роджерсом и Р. Даймонд (адаптация Снегиревой Т.В.)).

На таблице 2 заметно, что среди подростков-сирот не диагностирована высокая адаптированность, а низкая представлена более чем у половины (65,00%).

Таблица 2

Процентное распределение уровней адаптированности и дезадаптированности подростков

Уровень Экспериментальная группа Контрольная группа

Адап-ть Дезадап-ь Адап-ть Дезадап-ь

Низкий 65,00 5,00 30,00 15,00

Норма 35,00 35,00 60,00 70,00

Высокий 0,00 60,00 10,00 15,00

Низкая адаптированность указывает на недостаточную психологическую защищенность таких подростков, неприспособленность к социуму, сниженный социальный статус, негативное самоощущение,

неудовлетворенность собой и своей жизнью. Присутствуют проблемы подростков во взаимодействии с окружающей средой, в общении. У подростков, воспитывающихся в семье, низкая психологическая защищенность встречается вдвое реже (30,00%).

Подростки с нормой показателя адаптированности, характеризующим и нормальную степень психологической защищенности, составляют примерно треть экспериментальной (35,00%) и более половины контрольной группы (60,00%). У таких подростков некоторые проблемы во взаимодействии с окружением существуют, но адаптивные возможности позволяют более или менее успешно справляться с ними.

Показатели дезадаптации являются высокими у 60,00% подростков-сирот и только у некоторых подростков из семьи (15,00%). Это указывает на незащищенность, которая может проявляться симптомами депрессивного настроения, тревоги, беспокойства. Возникает чувство неспособности справиться с ситуацией. Снижена продуктивность в повседневных делах. Возможны вспышки агрессии.

В пределах нормы показатель дезадаптированности, характеризующий нормальную психологическую защищенность, диагностирован у трети подростков экспериментальной группы (35,00%) и большинства подростков контрольной группы (70,00%).

Низкая дезадаптированность, указывающая на достаточную защищенность, редко отмечается среди подростков-сирот - 5,00%. Такие подростки адаптированы к окружающей социальной реальности, возникающие проблемы незначительны и преодолимы. Это отмечается у 15,00% подростков из семьи.

Выводы. Итак, анализ диагностических данных указывает на снижение адаптированности среди подростков-сирот. Расчет по критерию Фишера подтверждает достоверность этого снижения и его

р <0,01

статистическую значимость при . Следовательно, можно говорить о существовании

выраженных проблем и недостаточности психологической защищенности у подростков-сирот. Могут возникать сложности формирования отношения к себе и окружающим, а также искажения усвоения социальных норм, ценностей и образцов поведения. Эти проблемы могут принимать разные формы -инфантильность, социальная незрелость, а также социальная дезадаптация, проявляющаяся в различных социальных отклонениях корыстного, агрессивного, социально-пассивного типа.

Таким образом, копинг-стратегии поведения, выбираемые детьми подросткового возраста, характеризуются их половозрастными особенностями. Aдаптивные стратегии поведения предпочитают 40 % подростков-сирот, они добровольно следуют социальным требованиям, адекватно реагируют на замечания, помогают взрослым, конструктивно взаимодействуют со сверстниками. Пятая часть подростков-сирот (среди них преобладают мальчики) показывает дезадаптивное поведение, при отсутствии контроля со стороны взрослых они нарушают социальные требования, врут, неконструктивно взаимодействуют со сверстниками. При этом для всех детей наиболее типичной реакцией на ситуацию стресса, фрустрации является экстрапунитивная, эмоционально негативная, возможно, агрессивная реакция, не направленная на определенный объект, то, что можно назвать раздражением, досадой.

Литература:

1. Бартош Т.П., Бартош О.П. Копинг-поведение и психоэмоциональное состояние учащихся 9-11-х классов, склонных к употреблению алкоголя / Т.П. Бартош, О.П. Бартош // Вопросы наркологии. — 2008. — № 10. — С. 18 —24.

2. Вассерман Л.И., Иовлев Б.В., Исаева Е.Р. и др. Методика психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями: пособие для врачей и мед. Психологов / Л.И. Вассерман, Б.В. Иовлев, Е.Р. Исаева — СПб.: Изд-во ШПЛИ им. В.М. Бехтерева, 2009.

3. Иванов ПА., Гаранян КГ. Aпробация опросника копинг-стратегий (COPE) / ПА. Иванов, КГ. Гаранян // Психологическая наука и образование. — 2010. — № 1. — С. 82-93.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Останина КВ. Теоретические основы формирования копинг-поведения учащихся / КВ. Останина // Вестник ЧГПУ. — 2009. — № 1. — С. 11-13.

5. Польшина М. A., Шсибуллина A^. Психологическая защищенность и копинг-поведение подростков-сирот в конфликтных ситуациях / МА. Польшина, A^. Шсибуллина // Казанский педагогический журнал. -2017. - № 2. - С. 169-174.

6. Польшина МА. Механизмы психологической защищенности у подростков-сирот в разных социальных ситуациях / МА. Польшина. - Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПЛ, 2018. - Вып. 59. - Ч. 4. -С. 444 - 447.

7. Польшина МА. Социально-психологическая адаптация как фактор психологической защищенности подростков-сирот в социуме / МА. Польшина. - Вестник костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2018. - № 2. - С. 80 - 84.

8. Рассказова Е.И., Гордеева Т.О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы исследований / Е.И. Рассказова, Т.О. Гордеева // Психологические исследования. — 2011. — № 3 (17). http:// www.psystudy.ru/index.php/num/2011n3-17/493-rasskazova-gordeeva17.html.

9. Hardie E., Critchley C., Morris Z. Self-coping complexity: role of self-construal in relational, individual and collective coping styles and health outcomes // Asian Journal of Social Psychology. — 2006. — Vol. 9. — P. 47-51.

10. Lazarus R.S. Cognitive and coping processes in emotion. In: B. Weiner (ED). Cognitive views of human motivation. — NY: Academic Press, 1974.

Психология

УДК 159,9

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Прилепских Оксана Сергеевна

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)

ОСОБЕННОСТИ ВОЛИ И ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. В статье представлено исследование воли и волевых качеств личности в подростковом возрасте. Помимо краткого теоретического анализа основных концепций воли и волевой активности в подростковом возрасте, представлены результаты эмпирического исследования проявлений воли и волевых качеств в данном возрастном периоде. Предпринята попытка систематизации диагностического инструментария соответственно трем компонентам волевых качеств личности: когнитивному, эмоциональному и поведенческому. Эмпирически определены основные тенденции развития волевых качеств личности в подростковом возрасте.

Ключевые слова: воля, волевые качества личности, подростковый возраст, методики диагностики воли.

Annotation. The article presents a study of the will and volitional qualities of the individual in adolescence. In addition to a brief theoretical analysis of the basic concepts of will and volitional activity in adolescence, the results of an empirical study of the manifestations of will and volitional qualities in a given age period are presented. An attempt was made to systematize the diagnostic tools according to the three components of the volitional qualities of the person: cognitive, emotional and behavioral. Empirically identified the main trends in the development of volitional personality traits in adolescence.

Keywords: will, volitional qualities of personality, adolescence, methods of diagnosing will.

Введение. Изучение воли и волевой регуляции поведения является достаточно актуальной темой в психологии. Попытки решения проблемы волевой регуляции поведения предпринимались отечественными и зарубежными представителями различных психологических теорий и направлений. Среди отечественных исследователей воли и волевой регуляции поведения можно отметить работы А.Ф. Лазурского, С.Л. Рубинштейна, В.И. Селиванова, Н.Д. Левитова, А.И. Высоцкого, Е.П. Ильина, В.А. Иванникова. Причем, исследование воли как самостоятельного психического процесса и сложного многокомпонентного образования получило начало в научной школе В.И. Селиванова [2, 5].

Исследованиям воли и волевых характеристик в подростковом возрасте посвящено немногочисленное число работ: в общем контексте значимость изучения волевой сферы подростка подчеркивают Л.И. Божович, И.С Кон, А.К. Маркова, Н.А. Серова, И.С. Сивова, Д.И. Фельдштейн и другие. В плане изучения волевых качеств в подростковом возрасте научный интерес представляют исследования И.В. Боязитовой, С.И. Хохлова, Т.И. Шульги. Необходимо отметить, что при видимой значимости проблемы остаются недостаточно разработанными методы оценки уровня развития волевой активности подростков и психолого-педагогические условия, способствующие развитию волевых качеств личности в данный возрастной период. Недостаточная изученность вышеперечисленных параметров, а так же необходимость регулировки процесса развития волевой сферы личности подростка в условиях современной образовательной системы стали аргументом актуальности исследования и предпосылкой для его реализации.

Изложение основного материала статьи. Активность человека является ведущим фактором, оказывающим влияние на психическое становление, развитие психических процессов и свойств. Причем, активность является сознательным и избирательным действием личности, которое направлено на преобразование, изменение окружающего пространства, изменение самого человека, ее развитие.

Воля характеризуется проявлением определенной степени социальной активности человека в различных сферах жизни: труде, учебной деятельности, общении. Именно волевые качества личности помогают контролировать и управлять собственными стимулами с учетом не только личных потребностей, но и потребностей социума.

Волевые действия, по мнению А.Г. Ковалева, характеризуются наличием сознательно поставленной цели, наличием мотивации в достижении цели и преодолением препятствий на пути к данной цели. Причем к волевым действиям относятся не только действия по преодолению препятствий, но и действия по организации внутренней психической жизни человека, процесс мышления и контроля за собственными эмоциями и чувствами [3].

Мы согласны с определением воли, данным В.И. Селивановым, который рассматривал волю как «сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние препятствия при совершении целенаправленных действий и поступков» [5]. Главной характеристикой «развитой воли», как считал В.И. Селиванов, является экономное расходование энергии.

В отечественной психологии воля рассматривалась как компонент или свойство характера. В работах А.Г. Ковалева, В.А. Крутецкого, Л.Ф. Лазурского, Н.Д. Левитова, С.Л. Рубинштейна, И.В. Страхова, Д.Н. Узнадзе характер представлен как основа воли, где совокупность наиболее существенных и устойчивых черт поведения человека, отражают своеобразие его волевых качеств [3, 5, 6].

Анализ научной литературы позволяет рассматривать волевую активность личности как сложное образование, включающее следующие компоненты: динамический, содержательный и социально -личностный. Динамический компонент или двигательные характеристики волевой активности, является физиологическим механизмом, позволяющим управлять человеку своим поведением. Содержательный компонент определяет направленность воли. В содержательный компонент авторы включают мотивационные и эмоциональные факторы. Социально-личностный компонент волевой активности отражает возможность применять сформированные волевые свойства в процессе реализации волевой активности. Итак, волевой называют такую личность, в которой гармонично развиты основные компоненты, составляющие волевую активность. Авторы указывают на разные уровни выраженности волевой активности, от низкой формы проявления до высокой, характеризующей импульсивные формы активности. Формы волевой активности обозначены теоретически и не подтверждены экспериментальными исследованиями. Исследователи отмечают недостаточное количество экспериментальных методик, позволяющих диагностировать различные уровни выраженности волевой активности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.