ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159.9
К. С. Игембаева
Магистр психологии, КарГУ имени Е.А.Букетова, г.Караганда [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ
Аннотация
В данной статье раскрываеться вопрос института семьи. В особенности влияния семьи на формирование личности детей. Особенности детско-родительских отношений, а таже типы воздействия родителей на ребенка раскрываются согласно теориям авторов. Особенности отношения родителей влияют на эмоциональную сферу детей. В данной работе раскрываются типы сотрудничества родителей и детей. Приведены результаты исследования.
Ключевые слова
Семья, детско-родительские отношения, эмоциональная сфера, стили воздействия родителей, дети.
Известно, что в ходе взаимодействия с окружающими людьми происходит психическое развитие, социализация ребёнка, усвоение им определённой системы ценностей, норм национальной и общечеловеческой культуры. Традиционно семья считается главным институтом воспитания. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. На формирование личности ребёнка оказывает влияние и общая атмосфера семьи: формы и способы взаимодействия взрослых и детей, которые в ней преобладают.
Особенности детско-родительских отношений, как многообразие взаимодействий родителей и детей, изучали многие современные ученые: В.В. Абраменкова, Г.С.Абрамова, В.М. Даринская, В.Н.Дружинин, А.И. Захаров, СВ. Ковалев, Л.В. Куликов, Е.А.Савина, Е.О Смирнова, А.С. Спиваковская, А.В.Суворов и
др. [1]
Выдающийся психолог XX в. Выготский Л.С. подчеркивал, что семья является для ребенка самой первой и самой важной социальной средой, в которой создаются условия для перестройки наследственного опыта в ходе семейных взаимоотношений.
Стиль воздействия родителей может быть разным: интеллектуально-эмоциональным, дидактическим, эмпатийньм, кооперативным, директивным и аффективным. Всё приспособление к социальному миру ребенка происходит либо опосредованно через взрослых, либо в сотрудничестве. Другими словами, родители либо воздействуют на ребенка, либо взаимодействуют с ним. [2]
Сотрудничеству ребенка и взрослого посвящены исследования Г.С. Абрамовой. Она выделяет три типа сотрудничества ребенка и взрослого. Первый тип — ситуативный. Взрослый при таком сотрудничестве как бы создает искусственную преграду для возможного развития ребенка, ограничивая сферу взаимодействия с ним. Второй тип - операциональный. Этот тип сотрудничества ориентируется не только на актуальные, но и на потенциальные личностные возможности ребенка, но, тем не менее, взрослый всю инициативу в этом взаимодействии берет на себя. Третий тип сотрудничества автор назвала ценностным, когда ребёнок и взрослый представляют высшую ценность один для другого. [3]
Семье, безусловно, принадлежит значительная роль в развитии психо-эмоциональной сферы и личности ребенка. Уже в работах Л.С. Выготского, а позднее А.В. Запорожца показано значение авторитета взрослого (родителя) для развития психо-эмоциональной и нравственной сферы детей. Характер взаимоотношений ребенка с окружающими, его поведение, аффективные реакции на успехи и неудачи
задают ему эталон не только способов действия, но и эмоционального отношении к людям и событиям, служат образцом для подражания.
Роль семейного благополучия для нормального психического развития, в том числе и для развития психо-эмоциональной сферы, неоднократно высказывалась в работах психологов. Интерес представляют результаты диссертационного исследования И.М. Листик, в котором обнаружено влияние субъективного восприятия семейной ситуации ребенком на способность дошкольников к распознаванию эмоций. Необходимость изучения родительско-детских взаимоотношений в контексте неполной семьи актуальна, вероятно, с момента образования семьи как социальной единицы и установления триангуляторных отношений как здоровых отношений мать—отец—ребенок в полной семье. [4]
В исследовании были использованы методики «Опросник родительского отношения» (А.Я. Варга, В.В. Столин) с целью определения типов семейного воспитания, также проективная методика «Разноцветные домики» (Н.И. Ганошенко и И. В. Тихомирова) с целью выявления эмоционального предпочтения и отношение ребенка в его контактах.
В результате сопоставления показателей методики «Разноцветные домики» с типами родительских установок и отношений, выявленных по методике А.Я. Варга и В.В. Столина, установлено, что выбор «центрального домика для себя» сочетается с типом «демократичность», т.е. это свидетельствует о том, что родители придерживаются в своих отношениях с детьми установок «демократичность», предоставляя им возможность высказать своё мнение, считаются с ним, общаются на равных, стараются участвовать в его делах, разделяют и поощряют его интересы.
Отношения между показателями «расположения домика для друга» и типом родительских отношений «гиперопека» можно интерпретировать как ситуацию, при которой ребёнок ощущает отсутствие родительского внимания, или наоборот - гиперопеки, наличие большой межличностной дистанции между родителями и ребёнком. Результаты диагностики отражены в таблице 1.
Таким образом, использование методики «Разноцветные домики» в комплексной диагностике эмоциональной сферы дали определённую информацию об отношении ребёнка к членам семьи. В особенностях эмоционального отношения мальчиков и девочек к своим родителям и другим членам семьи существенных различий не выявилось. Из полученных данных видно, у девочек эмоциональная связь с мамами и бабушками несколько выше, чем с папами и дедушками. У мальчиков же наряду с мамами, в эмоциональном мире также ощутимо присутствие отца.
Таблица 1
Эмоциональное отношение детей к членам семьи
Методика «Разноцветные домики»
Пол детей мальчики девочки
Предпочтения количество % количество %
Мама 16 48 15 56
Папа 12 31 3 20
Бабушка 2 6 3 12
Дедушка 4 11 - 0
Брат-сестра 4 11 1 5
По результатам исследования можна сделать вывод, что при воспитании детей отношения и чувства родителей более важны, чем их теоретическая подготовка (ориентация) и методы и средства воспитания, но не менее важно, как ребенок воспринимает эти методы и отношение к нему родителей, и именно это восприятие оказывается решающим.
Список использованной литературы:
1. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: ИЦ «Академия», 1999. С. 35-48.
2. Смирнова Е.О., Савина Е.А. Родители и дети: психология взаимоотношений.- М.; Когито - центр, 2000. С. 167-187.
3. Абрамова Г.С. К проблеме нравственного содержания зоны ближайшего развития. // Республиканский
научный сборник Вып. 10. «Психология». — Минск: Народная асвета, 1990. С. 65-70.
4. Листик Е.М. Развитие способности к распознаванию эмоций в старшем дошкольном возрасте. Автореф. канд. психол. наук. — М.. 2003. С. 175.
© Игембаева К.С., 2019
УДК 159.9.075
Ю.В. Мишин
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет» (г.
Симферополь)
ОСОБЕННОСТИ ЛОКУС КОНТРОЛЯ ЛИЧНОСТИ С ВНЕШНИМ ТИПОМ РЕЛИГИОЗНОСТИ
Аннотация
В статье приведены результаты исследования взаимосвязи религиозности и субъективного контроля личности, построенного на основе корреляционного анализа итогов применения методик диагностики локус-контроля и типов религиозности личности. Полученные выводы свидетельствуют о характерных особенностях локус контроля людей с внешним типом религиозности. Результаты могут быть использованы в исследованиях взаимосвязи особенностей субъективного контроля и адаптационных возможностей обучающихся образовательных организаций, а также в целях диагностики и прогноза социализации личности.
Ключевые слова
Экстернальность, интернальность, внешняя религиозность, локус контроля.
Способность личности к раскрытию внутреннего потенциала является важным предиктором успешности. Локализация субъективного контроля (локус контроля) наряду с генерализованным мотивационным стереотипом обусловливает процессы саморегуляции человека, организует его деятельность на достижение успеха. Зачастую путь достижения цели сопряжен с трудностями и кризисными ситуациями, что несомненно вызывает необходимость поиска внутренних резервов поддержки. Эффективность этого процесса во многом связана с религиозностью, как ресурсом совладания и преодоления.
Религиозность, являясь интегративным качеством личности, накладывает отпечаток на формирование всей ценностно-смысловой и мотивационной сферы человека [2].
Г. Олпорт считал, что развитие религиозности во многом зависит от физиологических факторов, темперамента и интеллектуальных способностей, духовных исканий и потребностей. Исследуя формы проявлений религиозных чувств, Г. Олпорт выделяет внешнюю и внутреннюю религиозность. Одни люди используют религию, другие живут религией. Для одних - это средство, а для других - цель. Человек, обладающий внешним типом религиозности использует религию для своих прагматических целей. Он может использовать религию как источник защиты и покровительства, утешения или самооправдания [4]. «Свою веру он принимает не особо всерьез или же выборочно, кроит ее под себя и более важные свои интересы» [5].
Таким образом, внешняя религиозность образует символическую систему, психологическую установку, влияющую на формирование мотивационно-поведенческой сферы и, в частности, локализацию контроля достижений [3].
На предыдущем этапе нашего исследования проведен полимодальный сбор информации об испытуемых (415 человек, студенты техникума), распределение их на три подвыборки (нерелигиозные