@
Социальное
пространство
личности
Дмитрий Корниенко
МЕТАИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РОДИТЕЛЕЙ И ИХ ЛИЧНОСТНЫЕ СВОЙСТВА В СВЯЗИ С КОНФИГУРАЦИЕЙ СЕМЬИ
Аннотация.Обсуждается возможность исследования детско-родительских отношений в контексте теории интегральной индивидуальности В.С. Мерлина. Отношения родителей и детей рассматриваются как метаиндивидуальные характеристики, которые опосредованы личностными чертами. На выборках семей разного по численности типа (многодетная, с двумя детьми и с одним ребенком) обсуждаются различия в родительском отношении к детям. Специальное внимание уделено анализу взаимосвязей личностных свойств и параметров отношений к детям у родителей. Метаэффект родителей проявляется в семьях разного типа и по отношению к детям в связи с их порядком рождения.
Ключевые слова: детско-родительские отношения; конфигурация семьи; индивидуальность; метаиндивидуальность.
Abstract. Child-parent relations in the theoretical background of integral individuality theory are discussed. Child-parent relations are metaindividual characteristics which are mediated by personality traits. Empirical study was organized to find differences among families with 1, 2 and 3 children. Correlation betweenpersonality traits and child-parent relation characteristics are also analyzed. The metaeffect (influence of parent individuality) depends on family size and child birth order.
Keywords: child-parent relations; family configuration;individuality;m etaindividuality.
Теория
интегральной
индивидуальности
Семью правомерно рассматривать в контексте понятия «метаиндивидуаль-ность»
Проблема детско-родительских отношений является одной из наиболее значимых как в отечественной, так и в зарубежной психологии, однако до настоящего времени она не находила своего изучения в рамках интегрального исследования индивидуальности. Восполнению пробела и посвящено данное исследование. Каким же образом семья с точки зрения детско-родительских отношений может рассматриваться в контексте теории интегральной индивидуальности В. С. Мерлина?
Разрабатывая теорию интегральной индивидуальности, В. С. Мерлин ввел понятие «метаиндивидуаль-ность», которое есть психологическая характеристика отношения людей к данной конкретной индивидуальности [1]. Метаиндивидуальность определяется свойствами индивидуальности (например, свойства темперамента, личности) и особенностями социальных взаимодействий и контактных групп. Свойствами метаи-нидвидуальности являются статусы, стили лидерства-руководства, ценностно-ориентаци он ное единство группы. В работах, выполненных под руководством Б. А. Вяткина, к свойствам метаиндивидуальности стали относить и другие характеристики индивидуальности: устойчивость к стрессу, конфликтность, активность, общая культура.
Семью как социальную группу правомерно рассмо-тривать в контексте понятия «метаиндивидуальность», так как характеристики семьи удовлетворяют следующим теоретическим положениям:
• система социальных отношений, складывающаяся в семье, позволяет каждой индивидуальности устанавливать отношения с социальной действительностью и тем самым проявлять собственную индивидуальность в данной группе, проявлять собственную метаиндивидуальность;
• особенности социальной группы, в данном случае семьи (например, количество членов семьи и специфика отношений между ними) определяют характеристики метаиндивидуальности каждого члена;
• проявления метаиндивидуальности определяются индивидуальными свойствами и соответственно то, как будет происходить взаимодействие, опосредовано не только самой группой, но и характеристиками ее участников;
• в основе метаиндивидуальности лежат свойства индивидуальности, т.е. взаимодействие в семье определяется теми характеристиками личности (или индивидуальности), которыми обладают родители и дети;
• метахарактеристикой можно считать специфику родительского отношения;
• изменения, которые происходят с родителями и ребенком в процессе их взаимодействия, можно обозначить термином метаэффект [2]. Соответственно, исследуя особенности индивидуальности и специфику детско-родительских отношений в разных семьях, мы можем говорить о том, как проявляются эти свойства в детях.
Метахарактеристи- Данная идея рассматривалась в работах учеников
ки и мегаэффежт В.С. Мерлина, однако по отношению к другим выборкам. В основном исследовался метаэффект в системе «учителя - ученики». Свойства родителей также можно рассматривать как предикторы свойств детей и на основании этого говорить о проявлении метахарактеристик и метаэффекте.
В качестве иллюстрации подхода, реализованного в настоящем исследовании, можно предложить следующую схему. Свойства индивидуальности родителей, проявляясь в метаиндивидуальности, оказывают прямое влияние (стрелки 1, 2) на детей (метаиндивидуаль-ность и индивидуальность), но родители в свою очередь подвержены влияниям со стороны детей (стрелки 3, 4). В качестве собственно свойств индивидуальности можно рассматривать особенности темперамента и личности родителей и детей, а в качестве свойств, в большей степени являющихся метаиндивидуальными, - характеристики взаимодействия родителя и ребенка.
Представленная схема является первой попыткой взглянуть с позиции теории интегральной индивидуальности на проблему детско-родительских отношений и, естественно, требует дальнейшей проработки. Вместе с тем мы считаем, что вполне правомерным является
2
4
Схема 1. Взаимосвязь свойств индивидуальности и метаиндивидуальности родителей и детей
Личность родителя и родительский стиль
Детские черты как переменные, опосредующие связи с родителями
Эмоционально-личностные связи ребенка и родителей
рассмотрение результатов исследования свойств индивидуальности родителей и детей, опираясь на данный теоретический конструкт.
Кратко остановимся на ряде эмпирических фактов относительно взаимосвязей личности родителя и родительского стиля.
Как известно, «зрелая» родительская личность более успешно справляется с родительским функционированием [3; 4]. Впоследствии было проведено множество исследований, посвященных данному вопросу [5; 6; 7].
В целом эмоциональная стабильность, открытость опыту, доброжелательность и контроль импульсивности положительно связаны с позитивной родительской поддержкой и контролем [3]. Экстраверсия более связана с негативным контролем, но также и с большей теплотой и поддержкой [6].
В некоторых исследованиях рассматривалась также роль детских черт как переменных, опосредующих связи между личностью родителя и его родительским функционированием [8; 9]. В частности, было показано, что положительные проявления такого свойства детского темперамента как самоконтроль, положительно связаны с материнской чувствительностью и приводят к стремлению матери позитивно регулировать поведение ребенка.
В целом большинство исследователей соглашаются с утверждениями о том, что важными личностными детерминантами родительского поведения являются эмоциональная стабильность, высокая экстраверсия, открытость новому и высокий самоконтроль, равно как и высокое стремление к достижениям и интернальный локус контроля. Такое сочетание черт обеспечивает детям больше поддержки, нежности, отзывчивости и интеллектуальной стимуляции практически независимо от возраста ребенка.
Естественно, что в отечественной психологии проблемы семьи также являются традиционным предметом изучения. В частности большой пласт работ посвящен исследованию эмоционально-личностных связей ребенка со взрослым [10; 11]. Рассматривается проблема привязанности и типы взаимодействия в диаде «родитель-ребенок», формирование образа «я». Исследуется проблема взаимосвязи родительского отношения к ребенку и родительского поведения по отношению к нему [10], способы регуляции родителем поведения ребенка [12]. Стиль отношения к ребенку не является единым для всех взрослых членов семьи. В семье одновременно могут быть представлены несколько стилей отношения
Структура семьи и личностные особенности ее членов
Организация исследования
Различия между параметрами родительского отношения в семьях разного типа
к ребенку: отца, матери, бабушки и дедушки, которые как согласуются, так и противоречат друг другу [11].
Обсуждается проблема совместной деятельности ребенка и взрослого, где взрослый - это партнер, помощник и образец действий, то есть главная движущая сила психического развития.
Структура семьи (порядок рождения и количество детей в семье) опосредует взаимосвязи между когнитивными и личностными характеристиками. Влияние фактора порядка рождения на личностные характеристики ребенка в определенной степени опосредовано уровнем интеллекта [13].
Отдельным направлением является исследование семей с двумя детьми. В исследовании И.Е. Козловой показано, что старшие дети по сравнению с младшими в большей степени склонны к конфликтному, доминирующему поведению в отношении сиблинга*. Антагонизм в сиблинговой паре связан с низким уровнем родительского принятия и эмоциональной близости с детьми [14].
Для подробного изучения внутрисемейных средовых факторов, характеристик метаиндивидуальности, проявляющихся в семье, нами было организовано исследование на выборках семей разного типа. Были привлечены выборки трех типов семей: многодетная, имеющая трех детей (45 семей); сиблинговая, имеющая двух детей с разницей в возрасте от четырех лет (30 семей); семья с одним ребенком (50 семей). Возраст родителей: матери М = 40,48; SD = 3,65, отцы М = 42,04; SD = 4,85, матери одного ребенка М = 40,12; SD = 4,47; отцы одного ребенка М = 43,10; SD = 3,57, возраст детей: старший ребенок в семье М = 14,68; SD = 2,19, младший ребенок в семье М = 11,12; SD = 2,43, ребенок в однодетной семье М = 11,67; SD = 2,90.
Методами диагностики свойств личности родителей стали опросник Г. Айзенка EPI, опросник субъективного контроля Дж. Роттера. Характеристики мета-индивидуальности оценивались по опроснику И.М. Марковской «Взаимодействие родителя с ребенком» .
Различия в показателях родительского отношения также могут являться свидетельством того, что дети испытывают на себе влияние родительского отношения не как общего средового фактора, а как индивидуального, так как к старшему и младшему ребенку родители относятся по-разному и соответственно создают разные условия среды.
* Сиблинги (от англ. siblings) - братья и сестры от общих отца и матери.
Таблица 1
Значимые различия в родительском отношении к детям в сиблинговой семье
Показатель родительского отношения Старший Младший t- значение*
Ср.ар. (ст.откл.) Ср.ар. (ст.откл.)
Требовательность 16,24 (2,97) 15,45 (3,31) -
Строгость 13,78 (2,98) 13,47 (3,65) -
Контроль 16,88 (2,69) 15,21 (2,45) 3,12
Близость 17,07 (3,62) 17,79 (3,72) -
Принятие 17,02 (1,94) 17,12 (2,08) -
Сотрудничество 17,96 (3,26) 17,36 (4,06) -
Согласие 14,43 (2,12) 15,15 (4,52) -
Последовательность 17,98 (3,37) 17,91 (4,06) -
Авторитетность 15,91 (3,25) 12,34 (4,68) 4,27
Удовлетворенность отношениями 19,67 (3,81) 19,00 (3,95) -
уровень значимости р < 0,01
Результаты исследования многодетных семей
Из 10 параметров родительского отношения только по двум есть статистически значимые различия (р < 0,001) между отношением родителей к старшему ребенку и младшему (Табл. 1). Это показатели «контроль» и «авторитетность» родителя по отношению к старшему ребенку. Родители проявляют больше контроля за старшим, чем за младшим ребенком.
В многодетной семье отношение родителей отличается для старшего, среднего и младшего ребенка (Табл. 2). Параметром, по которому обнаруживается различие при сравнении всех трех групп, является контроль ребенка, причем значения контроля являются наиболее высокими по отношению к младшему ребенку, затем к старшему и среднему. Такая ситуация представляет интерес, так как старший и младший находятся на границе подросткового возраста, а второй ребенок - в середине. Высокий контроль младшего ребенка связан с его позицией в семье и необходимостью проявлять не только заботу, но и осуществлять действия, ограничивающие или корректирующие поведение. Старший ребенок подходит к юношескому возрасту и, вероятно, появление новых поведенческих особенностей заставляет родителей проявлять дополнительный контроль.
Отношение к среднему ребенку практически не отличается от отношения к младшему, что может объясняться как близостью возрастов, так и тем, что для родителей младший и средний являются одной группой, и отношения с ними выстраивается одинаково. Отличие в отношении к старшему по сравнению со средним ребенком связано с характеристиками требо-
■к
Таблица 2
Значимые различия в родительском отношении к детям в многодетной семье
Показатели родительского отношения Старший Средний Младший Означение*
Ср.ар. (ст.откл.) Ср.ар. (ст.откл.) Ср.ар. (ст.откл.) Ст-Ср Ст-Мл Ср-Мл
Требовательность 15,52 (1,79) 14,52 (2,25) 14,44 (2,15) 2,41 2,68 -
Строгость 14,48 (2,26) 14,69 (2,57) 14,13 (2,84) - - -
Контроль 16,53 (1,69) 14,38 (1,70) 15,40 (1,86) 6,23 3,13 -2,81
Близость 15,29 (2,92) 15,25 (2,79) 16,10 (2,55) - - -
Принятие 16,58 (2,09) 15,71 (1,65) 16,18 (1,98) 2,28 - -
Сотрудничество 17,63 (2,53) 15,52 (2,68) 16,56 (2,96) 3,95 - -
Согласие 15,04 (1,96) 14,27 (2,86) 14,65 (3,02) - - -
Последовательность 15,52 (2,94) 17,33 (2,75) 17,31 (3,13) -3,12 -2,89 -
Авторитетность 16,29 (2,62) 13,13(3,10) 13,96 (3,48) 5,41 3,71 -
Удовлетворенность отношениями 17,00 (3,56) 16,21 (2,92) 17,00 (3,05) - - -
* уровень значимости р<0,01
вательности, принятия, сотрудничества и авторитетности родителей, которые проявляются по отношению к старшему. К младшему ребенку родители относятся с меньшей требовательностью и являются для него меньшим авторитетом, но более последовательны в воспитательных воздействиях по сравнению со старшим ребенком.
В семьях разного типа отношение к старшим и младшим детям отличается по одним и тем же параметрам. Родительское отношение различается по показателю контроля: родители больше контролируют старшего и считают себя большим авторитетом для него.
Родители вне зависимости от типа семьи создают разную среду для детей, при этом можно говорить о параметрах, которые являются независимыми от конфигурации семьи, а есть и такие, которые проявляются в семьях определенного типа, определяя специфику внутрисемейной среды.
Тип семьи, следует рассматривать скорее как фактор общей среды, а специфику отношений в семье как факторы индивидуальной среды, так как именно в них проявляются различия между детьми и родителями.
Результаты корреляционного анализа показателей отношения к старшему и среднему ребенку достаточно схожи. Выявлено, что удовлетворенность отношениями со старшим и средним связана с нейротизмом и интернальностью в разных сферах, общая интерналь-ность связана с принятием и последовательностью родителей, а интернальность в области семейных отно-
Показатели свойств личности родителей и параметров родительского взаимодействия в многодетной семье
Младший ребенок в семье и отношение к нему родителей
Специфика отношений к старшему, среднему и младшему ребенку
Удовлетворенность и интернальность
шений - с близостью и согласием с действиями ребенка. Половина взаимосвязей личностных свойств и показателей отношений к старшему и среднему ребенку совпадает: большее число специфических связей наблюдается для показателей отношения к среднему ребенку, чем к старшему. Это означает, что в целом к первым детям в многодетной семье отношение является достаточно схожим: центральное место в структуре взаимосвязей занимают параметры удовлетворенности отношениями и интернальности.
Взаимосвязи параметров отношения к младшему ребенку и личностных свойств родителей имеют большую специфику, по сравнению с отношением к старшим детям.
По отношению к младшему ребенку большую роль играет невротизм родителя, то есть эмоционально нестабильные родители будут склонны к проявлению строгости, отвержения и отстраненности от младшего ребенка. Высокий уровень экстраверсии связан с проявлением большей эмоциональной близости. Интернальность в меньшей степени связана с отношением к младшему ребенку по сравнению со старшим и средним. Так, показателями, наиболее связанными с проявлениями уровня субъективного контроля, являются эмоциональная близость и удовлетворенность отношениями.
Сравнивая между собой взаимосвязи личностных свойств и параметров отношений к старшему, среднему и младшему ребенку, можно утверждать, что у родителей в многодетной семье уровень интернальности в наибольшей степени связан с отношением к старшим детям (старшему и среднему), а отношения к младшему в больше степени связаны с эмоциональной стабильностью.
При сравнении структур взаимосвязей личностных свойств и показателей родительского отношения обнаруживаются три связи, повторяющиеся независимо от порядкового номера возраста ребенка. Это взаимосвязи удовлетворенности и интернальности (общей и в области достижений) и близости с ребенком и интернально-сти в семейных отношениях. Наличие данных связей по отношению к детям с разным порядковым номером означает, что эти взаимосвязи являются независимыми и достаточно устойчивыми. Большее сходство в структуре взаимосвязей обнаруживается в отношении к старшему и среднему ребенку, чем в отношении к младшему. Отношение к младшему ребенку в большей степени связано с экстраверсией и нейротизмом, тогда как отношение к страшим и средним детям в большей степени
Личностные свойства родителей и параметры отношения к единственному ребенку
Связи, общие для всех типов семей
Проявление специфики разных
связано с интернальностью. Такие факты дают основание утверждать, что личностные свойства родителей по-разному определяют отношение к детям, и соответственно для детей создается разная среда.
Рассмотрим взаимосвязи свойств личности и параметров отношений у родителей сиблингов. В целом структура взаимосвязей параметров родительского отношения и личностных черт к старшему и младшему сиблингу отличаются незначительно. Центральное место занимают проявления родителем «непоследовательности -последовательности» в требованиях по отношению к ребенку. Так, эмоционально стабильные родители с внутренним локусом контроля (особенно в отношении внутрисемейного взаимодействия) будут демонстрировать постоянство и стабильность требований.
Взаимосвязи в группе родителей, имеющих единственного ребенка - подростка, заключаются в следующем: чем выше уровень невротичности родителя, тем в большей степени он проявляет контроль и эмоционально отдаляется от старшего ребенка. Высокий уровень экстраверсии связан с проявлениями последовательности, а принятие родителем на себя ответственности за семейную ситуацию - с более высоким авторитетом у ребенка - подростка. Также обнаружено: чем выше уровень субъективного контроля, тем большее согласие в детско-родительском взаимодействии.
У родителей единственного ребенка (младшего школьника) обнаружено, что чем выше уровень субъективного контроля в разных сферах, тем выше удовлетворенность отношениями с ребенком, меньше проявления строгости и контроля.
Рассматривая корреляционные взаимосвязи параметров родительского отношения в трех типах семей в целом, можно обнаружить связи, общие для всех типов семей. Это взаимосвязь интернальности и согласия с ребенком, а также последовательности в родительских требованиях по отношению к старшему ребенку. В выборках многодетных родителей и родителей, имеющих одного ребенка, общими являются связи уровня субъективного контроля и удовлетворенности отношениями с младшим ребенком.
Специфика семей проявляется в следующем:
Высокий уровень невротизма в целом больше присущ матерям, чем отцам, а уровень интернальности наиболее низок у родителей из многодетной семьи.Экстра-версия не является параметром, значимо отличающимся у родителей в разных семьях.
Для родителей из многодетной семьи наиболее значимым личностным свойством по отношению к старшему ребенку является интернальность, а к младшему - невротизм.
В сиблинговой семье последовательность родителей в отношении старшего и младшего ребенка является характеристикой, в наибольшей степени зависящей от личностных свойств.
В семье с одним ребенком обнаруживается малое число связей свойств личности и характеристик родительского отношения. Удовлетворенность родителей отношением с единственным ребенком - младшим школьником находится во взаимосвязи с интернально-стью, однако это не обнаруживается в выборке родителей, имеющих и старших детей.
Полученные данные дают основание утверждать, что личностные свойства родителей по-разному связаны с отношением к детям разного возраста в разных типах семей. Вместе с тем тип семьи определяет структуры взаимосвязей метаиндивидуальных и интраин-дивидуальных свойств. Кроме того, можно обоснованно говорить о проявлении метаэффекта родителей в семьях разного типа по отношению к детям в связи с порядком их рождения.
1. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М., 1986.
2. Вяткин БА., Щукина М.Р. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие. - М., 1999.
3. Clark LA, Kochanska G, Ready R. Mothers' personality and its interaction with child temperament as predictors of parenting behavior // Journal of Personality and Social Psychology. - 2000. - Vol. 79. - P. 274 - 285.
4. Belsky J., Barends N. Personality and parenting // Handbook of parenting / M.H. Bornstein ^d.). - 2-nd ed. Children and parenting. - New Jersey, 2002. - Vol. 1. - P. 415 - 438.
5. Kochanska G, Clark LA, Goldman M.S. Implications of mothers' personality for their parenting and their young children's developmental outcomes // Journal of Personality. - 1997. - Vol. 65. - P. 387 - 420.
6. Mangelsdorf S, Gunnar M, Kestenbaum R. Infant proneness-to-distress temperament, maternal personality and mother-infant attachment: Associations and goodness of fit. // Child Development. - 1990. - Vol. 61. - P. 820 - 831.
7. Metsapelto R-L, Pulkkinen L. Personality traits and parenting: neuroticism, extraversión, and openness to experience as discriminative factors // European Journal of Personality. - 2003. - Vol. 17. - № 1. - P. 59 - 78.
8. Kochanska G., Aksan N. Children's Fearfulness as a Moderator of Parenting in Early Socialization: Two Longitudinal Studies // Joy Developmental Psychology Copyright. - 2007. - Vol. 43. - № 1. - P. 222 - 237.
9. Karreman A. The relation between parental personality and observed parenting: The moderating role of preschoolers' effortful control // Personality and Individual Differences. - 2008. - Vol. 44. - Р. 721 - 732.
10. Смирнова Е.О., Быкова Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительских отношений // Вопросы психологии. - 2000. - № 3. - С. 35 - 48.
11. Мухина В.С., Хвостов АА. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия. - 7-е изд., испр. и доп. - М., 2009.
12. Веракса Н.Е., Дьяченко О.М. Способы регуляции поведения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии, 1996. - №3. - С. 14 - 26.
13. Зырянова Н.М., Черткова Ю.Д. Влияние размера семьи и порядка рождения детей на взаимосвязь когнитивных и личностных характеристик // Психологические исследования: электрон.науч. журн., 2011. -№ 5(19). URL: http://psystudy.ru (время доступа 20.12.2011).
14. Козлова И.Е. Особенности сиблинговых отношений в двухдетных семьях // Психологические исследования: электрон.науч. журн., 2010. - № 4(12). URL: http://psystudy.ru (время доступа 20.12.2011).
101
№ 4 - 2011