10. Мышенкова А. Гендерные и возрастные аспекты использования Интернет: Курсовая работа. - БГУ 2000. - С. 24.
11. Сордия Г.М. Влияние пользования Интернета на личность пользователя в зависимости от личностных особенностей (уровня тревожности):
Дипломная работа I МИЭПП. - М., 2006. - С. 84.
12. Холмс Л. «Норма» и «патология» в использовании Интернета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: IIru-cyberp sy.blogspot.comI 2011I01Iblog-post 25.html (Дата обращения: 14.03.2011).
УДК 159.923.33
Жданова Светлана Юрьевна
доктор психологических наук, доцент
Аликина Елена Львовна
Пермский государственный университет [email protected]
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК МАТЕРИ НА ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ РЕБЕНКА
Рассматривается проблема познания индивидуальности Значимого Другого. Представлены результаты исследования особенностей познания матерью индивидуальности ребенка в зависимости от возраста, образования респондентов, количества детей в семье и конфигурации семьи.
Ключевые слова: познание индивидуальности значимого другого, метаиндивидуальность, дисперсионный анализ, взаимодействие факторов.
Проблема изучения индивидуальности сегодня получила новый ракурс - это . познание индивидуальности человека не только как объекта, но и как субъекта познания собственной психической реальности. Особую актуальность в контексте данной проблемы приобретают вопросы о том, как зависит познание индивидуальности от различных характеристик субъекта: его пола, возраста, социального статуса и т.д. Одним из аспектов современных исследований познания индивидуальности является познание индивидуальности с позиции субъекта, её познающего на основе социальных представлений [8]. Проблемой субъекта достаточно активно занимались: К.А. Абульханова-Славская, 1986, 1991; В.В.Семенова, 1998; Г.М. Андреева, 1999, 2000; В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, 2000;
А.В. Брушлинский, 2001, 2002; А.А. Волочков, 2002; А.М. Ким, 2002; В.В. Знаков, 2002, 2003; С.Ю. Жданова, 2005.
При рассмотрении проблемы познания индивидуальности с позиции субъекта, её познающего, особый интерес вызывает вопрос о том, как соотносятся особенности познания человеком индивидуальности других людей с его индивидуальными особенностями [4]. В контексте данной проблемы особый интерес представляет изучение познания детской индивидуальности с позиции матери, как субъекта познания. В связи с этим
актуальность приобретает вопрос о том, как осуществляется процесс познания индивидуальности Значимого Другого, какие социальные характеристики влияют на познание индивидуальности близкого человека, в частности ребенка, какие факторы имеют первоочередное значение в процессе познания матери индивидуальности ребенка.
Характеризуя особенности социального познания и анализируя факторы, обусловливающие его развитие, Г. Крайг использует понятие «ниша развития ребенка» [6]. К числу основных компонентов ниши развития автор относит: повседневные физические и социальные условия; особенности воспитания и ухода за детьми; психологические особенности родителей или тех, кто заботится о детях. Данные компоненты, с точки зрения Г. Крайг, находятся в состоянии динамичного реципрокного взаимодействия (когда совпадает демонстрируемое и желаемое партнером поведение каждого участника), задавая уникальный мир, в котором живет каждый ребенок. Автор отмечает, что даже дети одной семьи живут в разных нишах развития, которые постоянно изменяются на всем протяжении детства. Каждый из названных компонентов своеобразно воздействует на ребенка и на формирование его индивидуальности. Родители вместе, или одна мать интегрируют индивидуальность ребенка в систему семьи. Однако диагностировать уровень влияния каждо-
го компонента на формирование детской индивидуальности достаточно сложно или практически невозможно в силу отсутствия методического инструментария.
В рассматриваемой ситуации логично обратиться к теории интегральной индивидуальности
В.С. Мерлина, многочисленные работы которого, посвящены изучению межуровневых взаимосвязей и специфике опосредующих звеньев в структуре индивидуальности. Одним из ключевых понятий для теории В.С. Мерлина является понятие метаиндивидуальности [7]. Введение данного понятия является необходимым для описания того, как индивидуальность человека взаимодействует с окружающим миром, и в частности с другими индивидуальностями.
Метаиндивидуальность - это психологическая характеристика отношения людей к данной конкретной индивидуальности [7]. Л.Я. Дорфман считает, что метаиндивидуальность создается приписыванием индивидуальности тех или иных свойств окружающими ее людьми. Под метаиндивидуаль-ным миром автор видит «специфическую область взаимодействий индивидуальности с фрагментами социальной действительности, которые непосредственно влияют на индивидуальность и которые, в свою очередь, испытывают на себе влияние индивидуальности» [4]. К свойствам метаиндивидуальности относятся статусы, показатели социальной перцепции, стили лидерства-руководства, ценностно-ориентационное единство группы [7]. Метаиндивидуальность детерминирована, с одной стороны, специфическими особенностями контактной социальной группы и конкретной социальной ситуацией (в нашем случае - семья), в которую она включена, а с другой интраиндивидуаль-ными свойствами. Тем самым метаиндивидуаль-ные свойства приобретают двойной смысл: они принадлежат индивидуальности и в то же время окружающим её людям; они приписываются индивидуальности, но и идеально представлены не в её сознании, а в сознании других людей (в нашем случае - родителей и матери в частности). Кроме того, под метаиндивидуальностью следует понимать также те вклады, которые производит индивидуальность данного человека (в нашем случае -матери) в других людей (в нашем случае - своих детей), осуществляя реальные изменения в их личности, сознании и поведении [2].
С целью изучения влияния социальных характеристик матерей на особенности познания ин-
дивидуальности детей нами было проведено собственное эмпирическое исследование. Оно проводилось на выборке женщин, имеющих опыт материнства и проживающих в границах одного административного поселения. Выборка была представлена тремя группами респондентов. Первую составили женщины, имеющие одного ребенка (34 человека), вторую группу - женщины, имеющие двоих детей (38 человек), третья группа была представлена женщинами, имеющими троих и более детей. Общее количество обследованных составило 102 человека. В процессе исследования были использованы: метод свободного описания (М. Лалджи), метод ассоциаций, метод Q-сортировки (В. Стефонсона), метод рисунка (А.Л. Венгер). Респондентам была предложена анкета, с помощью которой были собраны данные о социальном статусе респондентов.
Для сравнительной оценки степени влияния факторов на формирование метаиндивидуальности респондентов в зависимости от их социальных характеристик был проведен двухфакторный дисперсионный анализ (Модель со случайными эффектами). В анализ в качестве независимых переменных (факторов) включался показатель «количество детей в семье» (с тремя уровнями: один ребенок, два ребенка и три ребенка), а также один из двух показателей социальных характеристик матери:
1) образование матери (с тремя уровнями: среднее, среднее специальное, высшее);
2) возраст матери (с тремя условными уровнями, полученными в ходе статистической обработки: молодой (18-30), средний (31-40) зрелый (41-55));
В ходе обработки описаний детей, полученных от респондентов, методом контент-анализа были выделены категории описания ребенка (всего семнадцать): количество слов; упоминание имени; упоминание пола; возраста; описание внешности; характеристика темперамента; описание черт характера; интересов; описание когнитивных навыков; особенностей мотивационной сферы; общения; социальных ролей; упоминание отца; родственников; упоминание сиблингов; описание здоровья ребенка; описание эмоций респондентов. Данные категории использовались в качестве зависимых переменных в двухфакторном дисперсионном анализе.
Результаты двухфакторного дисперсионного анализа, в рамках которого изучалось взаимодей-
ствие двух факторов: «количество детей в семье» и «образование матери», показывают, что: фактор «образование матери» оказывает непосредственное прямое влияние на включение респондентами в описание индивидуальности детей: их интересов и упоминание отца ребенка. Так, результаты свидетельствуют о том, что матери со средним образованием значимо реже описывают интересы ребенка, чем матери со средним специальным (р < 0,018) и с высшим (р < 0,009) образованием во всех трех подгруппах независимо от количества детей. Так же в результате анализа выявлено, что матери, имеющие высшее образование значимо чаще упоминают отца при описании ребенка, чем матери со средним (р < 0,008) и средним профессиональным (р < 0,016) образованием во всех трех подгруппах независимо от количества детей. Полученные данные позволяют говорить, что матери, имеющие высшее образование значительно больше внимания уделяют интересам ребенка и включенности отца в воспитательный процесс.
Дополнительно в ходе данного двухфакторного дисперсионного анализа, в рамках которого изучалось взаимодействие двух факторов: «количество детей в семье» и «образование матери», выявлено, что фактор «образование матери» опосредованно, через фактор «количество детей в семье» влияет на особенности познания респондентов при описании пола и темперамента ребенка. Данные анализа показали, что эффект фактора «количество детей в семье» обнаружен в подгруппах однодетных и многодетных матерей при упоминания пола ребенка: так однодетные матери со средним образованием чаще при описании индивидуальности детей упоминали пол, чем двухдетные (р < 0,049) и многодетные матери (р < 0,001), а многодетные матери с высшим образованием реже упоминали пол детей, чем однодетные матери (р < 0,036) и чем двухдетные матери (р < 0,058). Эффект фактора «образование матери» обнаружен в подгруппах матерей с высшим и средне специальным образованием при упоминания пола ребенка: так двухдетные матери, имеющие высшее образование, значимо чаще упоминали в описании пол ребенка, чем двухдетные матери, имеющие среднее специальное образование (р < 0,022), а однодетные матери, имеющие среднее специальное образование, значимо реже упоминали в описании пол ребенка, чем однодетные матери, имеющие среднее обра-
зование (р < 0,005) и однодетные матери, имеющие высшее образование (р < 0,037). Полученные в результате анализа данные позволяют зафиксировать общую тенденцию, что с увеличением количества детей у респондентов значимость пола ребенка при познании индивидуальности снижается. Значимость уровня образования при упоминании в описании пола ребенка прослеживается только в подгруппе двухдетных матерей.
Согласно результатам анализа эффект фактора «количество детей в семье» обнаружен в подгруппах однодетных и двухдетных матерей при описании темперамента ребенка: так однодетные матери с высшим образованием реже упоминали темперамент, описывая ребенка, чем двухдетные матери (р < 0,083) и многодетные матери (р < 0,006), а двухдетные матери со средним образованием реже упоминали темперамент детей при описании, чем многодетные матери (р < 0,01). Эффект фактора «образование матери» обнаружен в подгруппах матерей со средним и средне специальным образованием при описании темперамента ребенка: так двухдетные матери, имеющие среднее образование, значимо реже (никогда) упоминают в описании темперамент ребенка, чем двухдетные матери, имеющие высшее образование (р < 0,083), а многодетные матери, имеющие среднее специальное образование, значимо реже упоминали в описании темперамент ребенка, чем матери, имеющие высшее образование (р < 0,040), и матери, имеющие среднее образование (р < 0,05) в этой подгруппе. Полученные в результате анализа данные выявляют общую тенденцию, что актуальный опыт материнства в сочетании с высоким уровнем образования предопределяет более глубокое познание особенностей индивидуальности своих детей.
Результаты двухфакторного дисперсионного анализа, в рамках которого изучалось взаимодействие двух факторов: «количество детей в семье» и «возраст матери», показали, что фактор «возраст матери» не оказывает независимого от фактора «количество детей в семье» влияния на показатели описания ребенка и опосредует влияние фактора «количество детей в семье» на упоминание в описании респондентами детей их пола и мотивационной сферы. Данные анализа показали, что эффект фактора «количество детей в семье» обнаружен в подгруппах однодетных и двухдетных матерей при упоминания пола ребенка: так однодетные матери среднего возраста
значимо чаще упоминали пол при описании ребенка, чем двухдетные (р < 0,018) и многодетные (р < 0,003) матери, а двухдетные матери зрелого возраста чаще упоминали пол, при описании детей, чем однодетные матери (р < 0,026) зрелого возраста. Эффект фактора «возраст матери» обнаружен в подгруппах матерей среднего и зрелого возраста при упоминания пола ребенка: так однодетные матери среднего возраста значимо чаще упоминали в описании пол ребенка, чем однодетные матери зрелого возраста (р < 0,015), а двухдетные матери зрелого возраста чаще упоминали пол, описывая своих детей, чем матери среднего (р < 0,048) и молодого (в тенденции) возраста.
Так же в результате анализа обнаружен эффект фактора «количество детей в семье» в подгруппах однодетных и многодетных матерей при описании мотивационной сферы ребенка: так многодетные матери среднего возраста значимо чаще описывают мотивационную сферу детей, чем однодетные матери (р < 0,002) и двухдетные матери в этой подгруппе (р < 0,006), а однодетные матери зрелого возраста значимо чаще описывают мотивационную сферу ребенка, чем двухдетные матери (р < 0,068).). Эффект фактора «возраст матери» обнаружен в подгруппах матерей среднего и зрелого возраста при описании мотивационной сферы ребенка: так однодетные матери зрелого возраста значимо чаще описывают мотивационную сферу ребенка, чем однодетные матери среднего возраста (р < 0,013), а многодетные матери среднего возраста значимо чаще описывают мотивационную сферу ребенка, чем многодетные матери молодого возраста (р < 0,024). По-видимому, возраст матери - это наличие более богатого социального опыта, а в сочетании с материнским опытом, который складывается в процессе воспитания детей, мать имеет возможность более детально представлять особенности индивидуальности своих детей.
Для оценки взаимодействия факторов «количество детей в семье» и «конфигурация семьи» по переменным описания ребенка был проведен однофакторный дисперсионный анализ. В качестве независимой переменной был выбран показатель «конфигурация семьи» (полная, неполная, приемный отец), а в качестве зависимой переменной - показатели описания ребенка. Анализ проводился отдельно в группах однодетных, двухдетных и трехдетных матерей, поскольку все описываемые уровни конфигурации в каждой из этих
групп не встречались. Так, в группе однодетных матерей присутствовали такие варианты конфигурации, как полная и неполная семья; в подгруппе трехдетных - полная семья и приемный отец, а в подгруппе двухдетных - только полная семья.
Результаты однофакторного дисперсионного анализа (независимый фактор - конфигурация семьи) по переменным описания ребенка показали, что: однодетные матери, воспитывающие ребенка в полных семьях, чаще, чем однодетные матери, воспитывающие ребенка в неполных семьях, в описании ребенка подчеркивают его пол (Б = 4,25, р < 0,05) и упоминают его отца (Р =3,63, р < 0,10). Приведенные выше результаты анализа свидетельствуют что, для однодетных матерей из полных семей очень важна включённость отца в воспитательный процесс ребенка и очень значим пол ребенка, что можно трактовать как влияние отца ребенка на особенности познания матерью индивидуальности ребенка.
Многодетные матери, воспитывающие детей с приемным отцом, чаще, чем многодетные матери, воспитывающие ребенка в полных семьях с родным отцом, в описании ребенка упоминают родственников (Р = 4,42, р < 0,05) и социальные роли ребенка (2,92, р < 0,10). Приведенные выше результаты анализа свидетельствуют, что для многодетных матерей из комбинированных семей более важна в процессе познания индивидуальности детей опора на родственников. Матери рассматриваемой группы, более детально оценивают социальные роли детей с точки зрения включённости их семейную жизнедеятельность.
Полученные результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Главным, определяющим фактором, оказывающим влияние на особенности представлений матерей об индивидуальности детей является фактор количество детей в семье.
2. Факторы возраста, образования матери и конфигурации семьи оказывают опосредующее и незначительное влияние, поскольку выявлены эффекты лишь по нескольким переменным для каждого фактора.
Библиографический список
1. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М., 2005.
2. Вяткин Б.А. Метаиндивидуальность и её проявления у учителей начальных классов // Вопросы психологии. - 2001. - N° 3. - С. 71-78.
3. Вяткин Б.А. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие. - М.: ИП РАН, 1999.
4. Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоретические проблемы. -М., 1993. - С. 456.
5. Жданова С.Ю. Психология познания индивидуальности человека. - Пермь, 2005.
6. Корниенко Д. С. Родительское отношение как метаиндивидуальная характеристика в связи с конфигурацией семьи и возрастом ребенка // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2011. - № 1 (15) [Электронный ресурс]. -
http://psystudy.ru (дата обращения: 15.06.2011).
7. КрайгГ., Бокум Д. Психология развития. -9-е изд. - СПб.: Питер, 2006.
8. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика, 1986.
9. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд // Психологический журнал. - 1995. - Т. 16. - № 1. - С. 3-18; № 2. - С. 3-14.
10. Смирнова Е.О., СоколоваМ.В. Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка // Вопросы психологии. - 2007. -№ 2. - С. 57-68.
УДК 159.9:61
Меньшикова Александра Алексеевна
Российский государственный социальный университет (г. Москва)
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К МАТЕРИНСТВУ У БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН С ОНКОЛОГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
Целью исследования было выявление особенностей психологической готовности к материнству у беременных женщин с онкологическими заболеваниями. Высокая частота встречаемости злокачественных новообразований во время беременности и отсутствие данных в отечественной науке относительно психологического состояния беременных женщин с онкопатологией обусловили выбор данной темы.
Ключевые слова: психологическая готовность, материнство, беременность, онкологические заболевания.
В настоящее время в России рост рождаемости сопровождается значительным снижением численности женщин репродуктивного возраста, что создает угрозу национальной безопасности для нашей страны в будущем. Распространенная среди женщин тенденция планирования материнства в позднем репродуктивном возрасте привела к увеличению частоты случаев выявления злокачественных новообразований в период беременности.
Период беременности для женщины является начальным этапом становления ее материнства, при этом плод в утробе будущей матери выступает уже как субъект воспитательных воздействий [2]. Исследования перинатальной психологии доказали, что негативные переживания в период беременности оказывают неблагоприятное влияние на качество привязанности к ребенку и приводят к дисфункциональным отношениям в системе «мать-дитя» [1; 5; 12]. Наличие тяжелой соматической патологии в период беременности является условием хронического психоэмоционального стресса, что выступает главным фактором риска нарушений детско-родительских взаимодействий [4; 7]. Успешность адаптации
женщины к беременности в условиях тяжелого заболевания, ее способность осознавать значимость ребенка и регулировать свое психологическое состояние с учетом требований внешней ситуации - зависит от особенностей ее психологической готовности к материнству [3]. В качестве центральных компонентов психологической готовности к материнству у беременных женщин выступают особенности коммуникативного опыта в раннем детстве, эмоциональное отношение к материнству и родительские установки [6]. Данные исследований совладающего поведения беременных женщин показывают, что негативные родительские установки значимо влияют на выбор неконструктивных копинг-стратегий в период беременности [8], однако также имеются данные о взаимосвязи психологической готовности к материнству и выборами пассивных копинг-стратегий [9]. В условиях болезни выбор пассивных копинг-стратегий признается неконструктивным и зачастую указывает на состояние дезадаптации личности [10].
В контексте изучения особенностей психологической готовности к материнству беременных женщин с онкологическими заболеваниями пред-