Научная статья на тему 'Влияние социальных характеристик матери на особенности познания индивидуальности ребенка'

Влияние социальных характеристик матери на особенности познания индивидуальности ребенка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
382
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЗНАЧИМОГО ДРУГОГО / МЕТАИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ДИСПЕРСИОННЫЙ АНАЛИЗ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФАКТОРОВ / FACTORS' INTERRELATION / OTHER BEING SOMETHING SIGNIFICANT INDIVIDUALITY COGNITION / META-INDIVIDUALITY / DISPERSAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жданова Светлана Юрьевна, Аликина Елена Львовна

Рассматривается проблема познания индивидуальности Значимого Другого. Представлены результаты исследования особенностей познания матерью индивидуальности ребенка в зависимости от возраста, образования респондентов, количества детей в семье и конфигурации семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mother's social characteristics influence on peculiarities of the method of child's individuality cognition

The Other being something Significant individuality cognition problem is considered. The peculiarities of the method of child's individuality cognition by mother research results in dependence with age, respondents' education, children quantity in family and family configuration are presented.

Текст научной работы на тему «Влияние социальных характеристик матери на особенности познания индивидуальности ребенка»

10. Мышенкова А. Гендерные и возрастные аспекты использования Интернет: Курсовая работа. - БГУ 2000. - С. 24.

11. Сордия Г.М. Влияние пользования Интернета на личность пользователя в зависимости от личностных особенностей (уровня тревожности):

Дипломная работа I МИЭПП. - М., 2006. - С. 84.

12. Холмс Л. «Норма» и «патология» в использовании Интернета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: IIru-cyberp sy.blogspot.comI 2011I01Iblog-post 25.html (Дата обращения: 14.03.2011).

УДК 159.923.33

Жданова Светлана Юрьевна

доктор психологических наук, доцент

Аликина Елена Львовна

Пермский государственный университет alikinart@rambler.ru

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК МАТЕРИ НА ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ РЕБЕНКА

Рассматривается проблема познания индивидуальности Значимого Другого. Представлены результаты исследования особенностей познания матерью индивидуальности ребенка в зависимости от возраста, образования респондентов, количества детей в семье и конфигурации семьи.

Ключевые слова: познание индивидуальности значимого другого, метаиндивидуальность, дисперсионный анализ, взаимодействие факторов.

Проблема изучения индивидуальности сегодня получила новый ракурс - это . познание индивидуальности человека не только как объекта, но и как субъекта познания собственной психической реальности. Особую актуальность в контексте данной проблемы приобретают вопросы о том, как зависит познание индивидуальности от различных характеристик субъекта: его пола, возраста, социального статуса и т.д. Одним из аспектов современных исследований познания индивидуальности является познание индивидуальности с позиции субъекта, её познающего на основе социальных представлений [8]. Проблемой субъекта достаточно активно занимались: К.А. Абульханова-Славская, 1986, 1991; В.В.Семенова, 1998; Г.М. Андреева, 1999, 2000; В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, 2000;

А.В. Брушлинский, 2001, 2002; А.А. Волочков, 2002; А.М. Ким, 2002; В.В. Знаков, 2002, 2003; С.Ю. Жданова, 2005.

При рассмотрении проблемы познания индивидуальности с позиции субъекта, её познающего, особый интерес вызывает вопрос о том, как соотносятся особенности познания человеком индивидуальности других людей с его индивидуальными особенностями [4]. В контексте данной проблемы особый интерес представляет изучение познания детской индивидуальности с позиции матери, как субъекта познания. В связи с этим

актуальность приобретает вопрос о том, как осуществляется процесс познания индивидуальности Значимого Другого, какие социальные характеристики влияют на познание индивидуальности близкого человека, в частности ребенка, какие факторы имеют первоочередное значение в процессе познания матери индивидуальности ребенка.

Характеризуя особенности социального познания и анализируя факторы, обусловливающие его развитие, Г. Крайг использует понятие «ниша развития ребенка» [6]. К числу основных компонентов ниши развития автор относит: повседневные физические и социальные условия; особенности воспитания и ухода за детьми; психологические особенности родителей или тех, кто заботится о детях. Данные компоненты, с точки зрения Г. Крайг, находятся в состоянии динамичного реципрокного взаимодействия (когда совпадает демонстрируемое и желаемое партнером поведение каждого участника), задавая уникальный мир, в котором живет каждый ребенок. Автор отмечает, что даже дети одной семьи живут в разных нишах развития, которые постоянно изменяются на всем протяжении детства. Каждый из названных компонентов своеобразно воздействует на ребенка и на формирование его индивидуальности. Родители вместе, или одна мать интегрируют индивидуальность ребенка в систему семьи. Однако диагностировать уровень влияния каждо-

го компонента на формирование детской индивидуальности достаточно сложно или практически невозможно в силу отсутствия методического инструментария.

В рассматриваемой ситуации логично обратиться к теории интегральной индивидуальности

В.С. Мерлина, многочисленные работы которого, посвящены изучению межуровневых взаимосвязей и специфике опосредующих звеньев в структуре индивидуальности. Одним из ключевых понятий для теории В.С. Мерлина является понятие метаиндивидуальности [7]. Введение данного понятия является необходимым для описания того, как индивидуальность человека взаимодействует с окружающим миром, и в частности с другими индивидуальностями.

Метаиндивидуальность - это психологическая характеристика отношения людей к данной конкретной индивидуальности [7]. Л.Я. Дорфман считает, что метаиндивидуальность создается приписыванием индивидуальности тех или иных свойств окружающими ее людьми. Под метаиндивидуаль-ным миром автор видит «специфическую область взаимодействий индивидуальности с фрагментами социальной действительности, которые непосредственно влияют на индивидуальность и которые, в свою очередь, испытывают на себе влияние индивидуальности» [4]. К свойствам метаиндивидуальности относятся статусы, показатели социальной перцепции, стили лидерства-руководства, ценностно-ориентационное единство группы [7]. Метаиндивидуальность детерминирована, с одной стороны, специфическими особенностями контактной социальной группы и конкретной социальной ситуацией (в нашем случае - семья), в которую она включена, а с другой интраиндивидуаль-ными свойствами. Тем самым метаиндивидуаль-ные свойства приобретают двойной смысл: они принадлежат индивидуальности и в то же время окружающим её людям; они приписываются индивидуальности, но и идеально представлены не в её сознании, а в сознании других людей (в нашем случае - родителей и матери в частности). Кроме того, под метаиндивидуальностью следует понимать также те вклады, которые производит индивидуальность данного человека (в нашем случае -матери) в других людей (в нашем случае - своих детей), осуществляя реальные изменения в их личности, сознании и поведении [2].

С целью изучения влияния социальных характеристик матерей на особенности познания ин-

дивидуальности детей нами было проведено собственное эмпирическое исследование. Оно проводилось на выборке женщин, имеющих опыт материнства и проживающих в границах одного административного поселения. Выборка была представлена тремя группами респондентов. Первую составили женщины, имеющие одного ребенка (34 человека), вторую группу - женщины, имеющие двоих детей (38 человек), третья группа была представлена женщинами, имеющими троих и более детей. Общее количество обследованных составило 102 человека. В процессе исследования были использованы: метод свободного описания (М. Лалджи), метод ассоциаций, метод Q-сортировки (В. Стефонсона), метод рисунка (А.Л. Венгер). Респондентам была предложена анкета, с помощью которой были собраны данные о социальном статусе респондентов.

Для сравнительной оценки степени влияния факторов на формирование метаиндивидуальности респондентов в зависимости от их социальных характеристик был проведен двухфакторный дисперсионный анализ (Модель со случайными эффектами). В анализ в качестве независимых переменных (факторов) включался показатель «количество детей в семье» (с тремя уровнями: один ребенок, два ребенка и три ребенка), а также один из двух показателей социальных характеристик матери:

1) образование матери (с тремя уровнями: среднее, среднее специальное, высшее);

2) возраст матери (с тремя условными уровнями, полученными в ходе статистической обработки: молодой (18-30), средний (31-40) зрелый (41-55));

В ходе обработки описаний детей, полученных от респондентов, методом контент-анализа были выделены категории описания ребенка (всего семнадцать): количество слов; упоминание имени; упоминание пола; возраста; описание внешности; характеристика темперамента; описание черт характера; интересов; описание когнитивных навыков; особенностей мотивационной сферы; общения; социальных ролей; упоминание отца; родственников; упоминание сиблингов; описание здоровья ребенка; описание эмоций респондентов. Данные категории использовались в качестве зависимых переменных в двухфакторном дисперсионном анализе.

Результаты двухфакторного дисперсионного анализа, в рамках которого изучалось взаимодей-

ствие двух факторов: «количество детей в семье» и «образование матери», показывают, что: фактор «образование матери» оказывает непосредственное прямое влияние на включение респондентами в описание индивидуальности детей: их интересов и упоминание отца ребенка. Так, результаты свидетельствуют о том, что матери со средним образованием значимо реже описывают интересы ребенка, чем матери со средним специальным (р < 0,018) и с высшим (р < 0,009) образованием во всех трех подгруппах независимо от количества детей. Так же в результате анализа выявлено, что матери, имеющие высшее образование значимо чаще упоминают отца при описании ребенка, чем матери со средним (р < 0,008) и средним профессиональным (р < 0,016) образованием во всех трех подгруппах независимо от количества детей. Полученные данные позволяют говорить, что матери, имеющие высшее образование значительно больше внимания уделяют интересам ребенка и включенности отца в воспитательный процесс.

Дополнительно в ходе данного двухфакторного дисперсионного анализа, в рамках которого изучалось взаимодействие двух факторов: «количество детей в семье» и «образование матери», выявлено, что фактор «образование матери» опосредованно, через фактор «количество детей в семье» влияет на особенности познания респондентов при описании пола и темперамента ребенка. Данные анализа показали, что эффект фактора «количество детей в семье» обнаружен в подгруппах однодетных и многодетных матерей при упоминания пола ребенка: так однодетные матери со средним образованием чаще при описании индивидуальности детей упоминали пол, чем двухдетные (р < 0,049) и многодетные матери (р < 0,001), а многодетные матери с высшим образованием реже упоминали пол детей, чем однодетные матери (р < 0,036) и чем двухдетные матери (р < 0,058). Эффект фактора «образование матери» обнаружен в подгруппах матерей с высшим и средне специальным образованием при упоминания пола ребенка: так двухдетные матери, имеющие высшее образование, значимо чаще упоминали в описании пол ребенка, чем двухдетные матери, имеющие среднее специальное образование (р < 0,022), а однодетные матери, имеющие среднее специальное образование, значимо реже упоминали в описании пол ребенка, чем однодетные матери, имеющие среднее обра-

зование (р < 0,005) и однодетные матери, имеющие высшее образование (р < 0,037). Полученные в результате анализа данные позволяют зафиксировать общую тенденцию, что с увеличением количества детей у респондентов значимость пола ребенка при познании индивидуальности снижается. Значимость уровня образования при упоминании в описании пола ребенка прослеживается только в подгруппе двухдетных матерей.

Согласно результатам анализа эффект фактора «количество детей в семье» обнаружен в подгруппах однодетных и двухдетных матерей при описании темперамента ребенка: так однодетные матери с высшим образованием реже упоминали темперамент, описывая ребенка, чем двухдетные матери (р < 0,083) и многодетные матери (р < 0,006), а двухдетные матери со средним образованием реже упоминали темперамент детей при описании, чем многодетные матери (р < 0,01). Эффект фактора «образование матери» обнаружен в подгруппах матерей со средним и средне специальным образованием при описании темперамента ребенка: так двухдетные матери, имеющие среднее образование, значимо реже (никогда) упоминают в описании темперамент ребенка, чем двухдетные матери, имеющие высшее образование (р < 0,083), а многодетные матери, имеющие среднее специальное образование, значимо реже упоминали в описании темперамент ребенка, чем матери, имеющие высшее образование (р < 0,040), и матери, имеющие среднее образование (р < 0,05) в этой подгруппе. Полученные в результате анализа данные выявляют общую тенденцию, что актуальный опыт материнства в сочетании с высоким уровнем образования предопределяет более глубокое познание особенностей индивидуальности своих детей.

Результаты двухфакторного дисперсионного анализа, в рамках которого изучалось взаимодействие двух факторов: «количество детей в семье» и «возраст матери», показали, что фактор «возраст матери» не оказывает независимого от фактора «количество детей в семье» влияния на показатели описания ребенка и опосредует влияние фактора «количество детей в семье» на упоминание в описании респондентами детей их пола и мотивационной сферы. Данные анализа показали, что эффект фактора «количество детей в семье» обнаружен в подгруппах однодетных и двухдетных матерей при упоминания пола ребенка: так однодетные матери среднего возраста

значимо чаще упоминали пол при описании ребенка, чем двухдетные (р < 0,018) и многодетные (р < 0,003) матери, а двухдетные матери зрелого возраста чаще упоминали пол, при описании детей, чем однодетные матери (р < 0,026) зрелого возраста. Эффект фактора «возраст матери» обнаружен в подгруппах матерей среднего и зрелого возраста при упоминания пола ребенка: так однодетные матери среднего возраста значимо чаще упоминали в описании пол ребенка, чем однодетные матери зрелого возраста (р < 0,015), а двухдетные матери зрелого возраста чаще упоминали пол, описывая своих детей, чем матери среднего (р < 0,048) и молодого (в тенденции) возраста.

Так же в результате анализа обнаружен эффект фактора «количество детей в семье» в подгруппах однодетных и многодетных матерей при описании мотивационной сферы ребенка: так многодетные матери среднего возраста значимо чаще описывают мотивационную сферу детей, чем однодетные матери (р < 0,002) и двухдетные матери в этой подгруппе (р < 0,006), а однодетные матери зрелого возраста значимо чаще описывают мотивационную сферу ребенка, чем двухдетные матери (р < 0,068).). Эффект фактора «возраст матери» обнаружен в подгруппах матерей среднего и зрелого возраста при описании мотивационной сферы ребенка: так однодетные матери зрелого возраста значимо чаще описывают мотивационную сферу ребенка, чем однодетные матери среднего возраста (р < 0,013), а многодетные матери среднего возраста значимо чаще описывают мотивационную сферу ребенка, чем многодетные матери молодого возраста (р < 0,024). По-видимому, возраст матери - это наличие более богатого социального опыта, а в сочетании с материнским опытом, который складывается в процессе воспитания детей, мать имеет возможность более детально представлять особенности индивидуальности своих детей.

Для оценки взаимодействия факторов «количество детей в семье» и «конфигурация семьи» по переменным описания ребенка был проведен однофакторный дисперсионный анализ. В качестве независимой переменной был выбран показатель «конфигурация семьи» (полная, неполная, приемный отец), а в качестве зависимой переменной - показатели описания ребенка. Анализ проводился отдельно в группах однодетных, двухдетных и трехдетных матерей, поскольку все описываемые уровни конфигурации в каждой из этих

групп не встречались. Так, в группе однодетных матерей присутствовали такие варианты конфигурации, как полная и неполная семья; в подгруппе трехдетных - полная семья и приемный отец, а в подгруппе двухдетных - только полная семья.

Результаты однофакторного дисперсионного анализа (независимый фактор - конфигурация семьи) по переменным описания ребенка показали, что: однодетные матери, воспитывающие ребенка в полных семьях, чаще, чем однодетные матери, воспитывающие ребенка в неполных семьях, в описании ребенка подчеркивают его пол (Б = 4,25, р < 0,05) и упоминают его отца (Р =3,63, р < 0,10). Приведенные выше результаты анализа свидетельствуют что, для однодетных матерей из полных семей очень важна включённость отца в воспитательный процесс ребенка и очень значим пол ребенка, что можно трактовать как влияние отца ребенка на особенности познания матерью индивидуальности ребенка.

Многодетные матери, воспитывающие детей с приемным отцом, чаще, чем многодетные матери, воспитывающие ребенка в полных семьях с родным отцом, в описании ребенка упоминают родственников (Р = 4,42, р < 0,05) и социальные роли ребенка (2,92, р < 0,10). Приведенные выше результаты анализа свидетельствуют, что для многодетных матерей из комбинированных семей более важна в процессе познания индивидуальности детей опора на родственников. Матери рассматриваемой группы, более детально оценивают социальные роли детей с точки зрения включённости их семейную жизнедеятельность.

Полученные результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Главным, определяющим фактором, оказывающим влияние на особенности представлений матерей об индивидуальности детей является фактор количество детей в семье.

2. Факторы возраста, образования матери и конфигурации семьи оказывают опосредующее и незначительное влияние, поскольку выявлены эффекты лишь по нескольким переменным для каждого фактора.

Библиографический список

1. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М., 2005.

2. Вяткин Б.А. Метаиндивидуальность и её проявления у учителей начальных классов // Вопросы психологии. - 2001. - N° 3. - С. 71-78.

3. Вяткин Б.А. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие. - М.: ИП РАН, 1999.

4. Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоретические проблемы. -М., 1993. - С. 456.

5. Жданова С.Ю. Психология познания индивидуальности человека. - Пермь, 2005.

6. Корниенко Д. С. Родительское отношение как метаиндивидуальная характеристика в связи с конфигурацией семьи и возрастом ребенка // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2011. - № 1 (15) [Электронный ресурс]. -

http://psystudy.ru (дата обращения: 15.06.2011).

7. КрайгГ., Бокум Д. Психология развития. -9-е изд. - СПб.: Питер, 2006.

8. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика, 1986.

9. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд // Психологический журнал. - 1995. - Т. 16. - № 1. - С. 3-18; № 2. - С. 3-14.

10. Смирнова Е.О., СоколоваМ.В. Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка // Вопросы психологии. - 2007. -№ 2. - С. 57-68.

УДК 159.9:61

Меньшикова Александра Алексеевна

Российский государственный социальный университет (г. Москва)

menalex2008@rambler.ru

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К МАТЕРИНСТВУ У БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН С ОНКОЛОГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

Целью исследования было выявление особенностей психологической готовности к материнству у беременных женщин с онкологическими заболеваниями. Высокая частота встречаемости злокачественных новообразований во время беременности и отсутствие данных в отечественной науке относительно психологического состояния беременных женщин с онкопатологией обусловили выбор данной темы.

Ключевые слова: психологическая готовность, материнство, беременность, онкологические заболевания.

В настоящее время в России рост рождаемости сопровождается значительным снижением численности женщин репродуктивного возраста, что создает угрозу национальной безопасности для нашей страны в будущем. Распространенная среди женщин тенденция планирования материнства в позднем репродуктивном возрасте привела к увеличению частоты случаев выявления злокачественных новообразований в период беременности.

Период беременности для женщины является начальным этапом становления ее материнства, при этом плод в утробе будущей матери выступает уже как субъект воспитательных воздействий [2]. Исследования перинатальной психологии доказали, что негативные переживания в период беременности оказывают неблагоприятное влияние на качество привязанности к ребенку и приводят к дисфункциональным отношениям в системе «мать-дитя» [1; 5; 12]. Наличие тяжелой соматической патологии в период беременности является условием хронического психоэмоционального стресса, что выступает главным фактором риска нарушений детско-родительских взаимодействий [4; 7]. Успешность адаптации

женщины к беременности в условиях тяжелого заболевания, ее способность осознавать значимость ребенка и регулировать свое психологическое состояние с учетом требований внешней ситуации - зависит от особенностей ее психологической готовности к материнству [3]. В качестве центральных компонентов психологической готовности к материнству у беременных женщин выступают особенности коммуникативного опыта в раннем детстве, эмоциональное отношение к материнству и родительские установки [6]. Данные исследований совладающего поведения беременных женщин показывают, что негативные родительские установки значимо влияют на выбор неконструктивных копинг-стратегий в период беременности [8], однако также имеются данные о взаимосвязи психологической готовности к материнству и выборами пассивных копинг-стратегий [9]. В условиях болезни выбор пассивных копинг-стратегий признается неконструктивным и зачастую указывает на состояние дезадаптации личности [10].

В контексте изучения особенностей психологической готовности к материнству беременных женщин с онкологическими заболеваниями пред-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.