Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010. Т. 7, №2. С. 124-136.
ПРОБЛЕМА МЕТАИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
Д.С. КОРНИЕНКО
Резюме
Вопрос о взаимодействии индивидуальности с миром был поставлен В.С. Мерлиным как проблема метаиндивидуальности. Развитие представлений о метаиндивидуальности осуществлено в работах, посвященных проблеме влияния метаиндивидуальности учителя на учеников. Однако проблема метаиндивидуальности и метаэффекта не рассматривалась по отношению к семье. На основании эмпирических данных рассматриваются взаимосвязи параметров взаимодействия родителя с ребенком, вклады личностных черт родителей и свойств темперамента детей в характеристики взаимодействия с ребенком. В качестве проявлений метаэффекта рассматриваются показатели родительского отношения. Результаты обсуждаются в контексте проблемы метаиндивидуальности.
Ключевые слова: индивидуальность, метаиндивидуальность, взаимодействие родителей и детей, личность, темперамент
Теоретические представления и эмпирические исследования метаиндивидуальности в рамках теории интегральной индивидуальности
Одной из проблем «Очерка интегрального исследования индивидуальности» (Мерлин, 1986) является
взаимодействие индивидуальности с окружающим миром, и в частности с другими индивидуальностями. В связи с необходимостью рассмотрения вопроса о том, как происходит взаимодействие индивидуальности и окружающего мира, с целью описания этого взаимодействия и последующего эмпирического исследования
В.С. Мерлин вводит понятие «мета-индивидуальность». Метаиндивидуаль-ность является проявлением конкретной индивидуальности в социуме. Согласно В.С. Мерлину, свойства индивидуальности проявляются во взаимодействии с другими людьми и оказывают на них влияние (Мерлин, 1986). Метаиндивидуальность — понятие, позволяющее описать взаимодействие индивидуальности с миром, учитывая при этом и особенности конкретной индивидуальности, и характеристики группы. Характеристиками метаиндивидуальности являются прежде всего такие свойства, которые, с одной стороны, характеризуют отношение человека к группе, с другой, являются свойствами одного из уровней интегральной индивидуальности. В качестве метаиндивидуальных показателей в исследованиях, выполненных под руководством В.С. Мерлина, рассматривались социометрический статус в группе (Васильева, 1976; Гордецова, 1978; см.: Мерлин, 1986); стили лидерства-руководства (Люкин, 1977; см.: Мерлин, 1986); ценностно-ориен-тационное единство группы (Пика-лов, 1977; см.: Мерлин, 1986).
Проблема влияния одного человека на другого или на группу непосредственно связана с разработкой понятия «метаэффект». Изменения, которые оказывает метаиндивидуаль-ность одного человека, формируя свойства других людей, описывается метаэффектом (Вяткин, 1999; Щукин, 1999). Метаэффект можно рассматривать как процесс и результат влияния одного человека на другого. Если рассматривать ситуацию взаимодействия двух людей, то предполагается, что каждый из них оказы-
вает друг на друга метаиндивидуаль-ное влияние или возникает метаэффект.
«Второе рождение» проблема метаиндивидуальности получает в эмпирических исследованиях, выполненных под руководством Б.А. Вят-кина, в которых рассматриваются различные метаиндивидуальные характеристики учителей и метаэф-фект учителя на собственных учеников. В качестве метаиндивидуаль-ных свойств рассматривались стрес-соустойчивость (Субботин, 1993), конфликтность (Марголина, 1996), активность (Мантова, 1994, см.: Вяткин, 1999) и др. Данные исследования позволяют с уверенностью говорить об эмпирической обоснованности метаиндивидуального влияния одного человека на другого и возможности воплощения свойств индивидуальности в социальном взаимодействии.
Несмотря на общую разработанность проблемы метаиндивидуаль-ности, в последние годы ее исследование носит скорее фрагментарный характер, в частности методологические проблемы метаиндивиду-альности достаточно подробно рассматривались в работах Л.Я. Дорф-мана (Дорфман, 1993). Вместе с тем использование указанной методологии и теоретической основы позволяют рассматривать семью как группу, в которой происходит взаимодействие и взаимовлияние индивидуальностей. Данный вопрос подробно не рассматривался в рамках теории интегральной индивидуальности. Одним из перспективных направлений рассмотрения семьи с позиции метаиндивидуального подхода будет изучение метаэффекта родителей,
изучение предикторов свойств детей и родительского отношения к ним.
Семья в контексте проблемы метаиндивидуальности
Понятие метаиндивидуальности применимо к рассмотрению семьи, так как соответствует теории интегральной индивидуальности на основании следующих положений:
1. Система социальных отношений, складывающаяся в семье, позволяет каждому члену вступать во взаимодействие с социальной действительностью и тем самым проявлять собственную индивидуальность в данной группе. В качестве примера можно привести ряд исследований относительно детско-родительских отношений и их влияния на поведение детей. В частности, рассматриваются конструкты детско-родитель-ских отношений (детско-родитель-ский конфликт, детско-родительская коммуникация) и практик воспитания, которые могут приводить к отсроченному антисоциальному поведению детей (Dishion, Kavanagh, 2003). Также было установлено, что воспитание детей в семье, где часто возникают конфликты, отсутствие эмоциональной поддержки приводят к проблемам в поведении (Смирнова, Быкова, 2000; Bray et al., 2001; Шведовская, 2006).
2. Особенности социальной группы, в данном случае конфигурация и специфика семьи (например количество членов семьи и специфика отношений между ними), определяют характеристики метаиндивиду-альности каждого ее члена. Например, если матери считают, что отцы должны больше времени уделять
ребенку, то это приводит к тому, что отец начинает больше вникать в происходящее с ребенком, больше занимается с ребенком (Ellis, McFadyen-Ketchum et al., 1999; Coley, Hernandez, 2006). Родительское поведение может определяться экономической составляющей семьи, социальной поддержкой, поддержкой супруга (супруги) и уровенем депрессии, причем для отцов и матерей данные параметры имеют разную степень значимости (Simons et al., 1993). Было установлено, что на родительское поведение могут влиять учителя и степень вовлеченности родителей в школьную жизнь детей, что приводит к позитивным изменениям в стиле родительского поведения (Grolnick et al., 1997).
3. Проявления метаиндивидуаль-ности опосредованы двояко — ин-траиндивидуальными свойствами человека и характеристиками группы. Опираясь на данные C. Мангельс-дорф и Л. Кларк (Mangelsdorf et al., 1990; Clark et al., 2000), можно утверждать, что свойства личности определяют такие проявления родительского поведения, как контроль, поддержка и т. п. В то же время и свойства темперамента детей вызывают определенное поведение у матерей (Kochanska et al., 2000, Kochanska, Aksan, Joy, 2007; Karreman et al., 2008).
4. В основе метаиндивидуальнос-ти лежат свойства индивидуальности, т. е. взаимодействие в семье определяется теми характеристиками личности (или индивидуальности), которыми обладают родители и дети. Так, согласно К. Хейнике, основными личностными параметрами родителя являются способность к
адаптации, способность к позитивному поддерживающему поведению и саморазвитие (Belsky, Barends, 2002). В целом эмоциональная стабильность, открытость опыту, доброжелательность и контроль импульсивности положительно связаны с позитивной родительской поддержкой и контролем (Clark et al., 2000). Экстраверсия более связана с родительским контролем ребенка, а также и с большей теплотой и поддержкой по отношению к нему (Mangelsdorf et al., 1990; Kochanska et al., 2000; Ko-chanska, Aksan, Joy, 2007).
5. Метасвойствами можно считать свойства, характеризующие специфику родительского взаимодействия с ребенком (например, контроль ребенка, близость к ребенку). Однако так как в рамках интегрального исследования индивидуальности специальных работ об особенностях родительского функционирования не проводилось, то данные утверждения имеют на сегодняшний день скорее статус гипотез. В целом особенности родительского взаимодействия с ребенком удовлетворяют следующим требованиям, предъявляемым к метаиндивидуальным характеристикам:
1) многоуровневость метасвой-ства проявляется в его детерминации разными свойствами интегральной индивидуальности;
2) интегральность проявляется в том, что сама метахарактеристика может быть представлена свойствами разных уровней индивидуальности, а также спецификой их взаимосвязей. В данном случае целесообразно говорить о том, что свойства, составляющие родительское взаимодействие с ребенком, являются одно-
уровневой характеристикой, в то время как каждое из них может быть детерминировано разными свойствами индивидуальности. И в таком случае родительское функционирование интегрирует свойства индивидуальности, выполняет системообразующую и опосредующую функцию по аналогии со стилем деятельности (в терминах теории ИИ).
6. Свойства, характеризующие родительское взаимодействие с ребенком (метаиндивидуальные), проявляются на разных уровнях (поведенческом, эмоциональном). Они замечаются детьми и приводят к изменению их индивидуальности. Изменения, которые происходят с родителями и ребенком в процессе их взаимодействия, можно обозначить термином метаэффект, что согласуется с идеями Дж. Белски (Bel-sky, Barends, 2002; Шеффер, 2003). Соответственно, исследуя особенности индивидуальности и специфику детско-родительских отношений в разных семьях, мы можем говорить о том, как проявляются эти свойства в детях. Данная идея рассматривалась в работах учеников В.С. Мерлина, однако по отношению к другим выборкам. В основном это исследования метаэффекта учителей на своих учеников.
Итак, с позиции теории интегральной индивидуальности и метаинди-видуальности семью можно рассматривать следующим образом. В семейные отношения в однодетной семье включены три индивидуальности: двое родителей и ребенок и, соответственно, три метаиндивидуальности. Взаимодействие и взаимовлияние родителей и ребенка на сегодняшний день рассматривается с позиции
«транзактной модели» влияния в семье (Collins et al., 2000; Шеффер, 2003). Однако, основываясь на теории ковариаций Р. Пломина (Plomin, 1983; см.: Егорова, 1997), утверждениях о детско-родительских отношениях Д. Баумринд (Baumrind, 1991), положениях теории родительского функционирования (Darling, Steinberg, 1993) и многочисленных эмпирических данных, стоит отдать предпочтение рассмотрению влияния, идущего от родителей к детям, а не наоборот. В таком случае мы можем говорить о проявлении свойств индивидуальности как метасвойств, создающих специфические внутрисемейные условия для ребенка и оказывающие метаэффект на его индивидуальность, изменяя свойства и взаимосвязи между ними. Нельзя отрицать и эффект влияния индивидуальности детей на родительскую метаиндивидуальность и индивидуальность.
В семейное взаимодействие в ну-клеарной семье включены двое родителей и детей и возникает вопрос, как рассматривать метаэффект обоих родителей — совместно или раздельно. Основываясь на позиции Дж. Белски (Belsky, Barends, 2002; Шеффер, 2003), целесообразно говорить как о совместном, так и раздельном влиянии каждого родителя. То, какой семейный (метаиндивиду-альный) контекст задают родители, насколько согласованы их собственные характеристики по отношению к ребенку, будет определять как их общее взаимодействие с ребенком, так и взаимодействие отдельно матери и отца.
Целью нашего исследования являлось изучение взаимосвязей мета-
инидвидуальных свойств родителей со свойствами индивидуальности родителей и детей. В результате определения вклада личностных свойств родителей в характеристики взаимодействия с ребенком устанавливается взаимосвязь интра- и метаиндиви-дуальности, а в ходе определения вкладов темперамента детей в параметры взаимодействия родителей оценивается связь родительских ме-таиндивидуальных свойств со свойствами индивидуальности детей.
Основной гипотезой исследования являлось следующее предположение: свойства индивидуальности родителей являются предикторами (основанием, предпосылкой) для характеристик родительского отношения. В то же время и свойства темперамента детей выступают предикторами родительского отношения. В терминах концепции метаиндиви-дуальности мы предполагаем, что метаиндивидуальные свойства родителей (характеристики взаимодействия с ребенком) будут «основываться», с одной стороны, на свойствах их индивидуальности, с другой — на свойствах темперамента ребенка. Выдвигая данную гипотезу, мы основываемся на данных Т.А. Думитраш-ку и Г. Коханска (Думитрашку и др., 1996; Kochanska, Friesenborg A.E. et al., 2004).
Организация и методы исследования
Эмпирическое исследование проводилось на выборке полных семей с одним ребенком. На первом этапе была проведена диагностика показателей отношения родителей к ребенку и личностных свойств, выборку
составили 260 отцов и матерей. На втором этапе была проведена диагностика свойств темперамента ребенка на выборке из 70 детей. Возраст родителей: отцы М= 41.04; SD = 3.58, матери одного ребенка М= 40.12; SD = 4.47; возраст ребенка: М= 11.67; SD = 2.9. Родителям предлагался опросник И.М. Марковской «Взаимодействие родителя с ребенком» (Марковская, 2006), позволяющий измерить 10 параметров родительского отношения, тест В. Кери (Carey, McDevitt, 1978) по определению темперамента ребенка (заполнялся матерями) и личностный опросник NEO PI-R (Орел, 2004) для родителей. Данные обрабатывались методом t-критерия Стьюдента для зависимых выборок корреляционным и регрессионным анализом.
Обсуждение результатов
Взаимосвязи показателей
взаимодействия родителя и ребенка у отцов и матерей
Рассматриваются взаимосвязи параметров взаимодействия родителей и ребенка у матерей и отцов. Одинаковые показатели взаимодействия для обоих родителей обнаружили значимые взаимосвязи между собой (коэффициент корреляции от 0.37 до 0.66, при р < 0.05-0.001). Это позволяет утверждать, что каждый родитель оценивает собственную тактику взаимодействия с ребенком в значительной степени так же, как и другой. Например, показатель Нетребовательность — Требовательность матери связан с этим же показателям у отца (r = 0.44, р < 0.01). Соответственно, если мать считает себя
достаточно требовательной при взаимодействии с ребенком, то и отец придерживается такого же мнения. Исключение составляет показатель Несогласие — Согласие между родителем и ребенком, не обнаруживший значимой взаимосвязи. Возможно, это связано с тем, что каждый из родителей в разной степени проявляет авторитарные (несогласие) или авторитетные (согласие) тенденции (г = 0.23, р < 0.01), что можно рассматривать как тенденцию к сходству поведенческих проявлений у матерей и отцов в отношении согласия с действиями ребенка. Наибольшее число связей обнаружили показатели Удовлетворенности отношениями с ребенком и Авторитетности родителя. Так, высокая требовательность и эмоциональная дистанция матери с ребенком снижают удовлетворенность отношениями с отцом, а направленность на сотрудничество, наоборот, приводит к ее повышению. Проявление строгости и согласованности матери повышают авторитетность отца для ребенка, а принятие ведет к его снижению. Другие показатели обнаружили одну-две взаимосвязи и характеризуют следующее. Мягкость и непоследовательность матери усиливают приятие ребенка отцом, нетребовательность матери приводит к строгости отца, тогда как требовательность отцов связана с удовлетворенностью отношениями с ребенком у матерей. Принятие матерью ребенка усиливает отцовское согласие с поведением и действиями ребенка.
Из 10 параметров родительского взаимодействия только один обнаружил значимое различие между материнскими и отцовскими данными —
Несогласие — Согласие с ребенком (£ = —2.46, р < 0.01). Это позволяет судить о том, что отцы (М = 11.15; SD = 2.26) в большей степени склонны соглашаться с действиями ребенка, чем матери (М = 10.12; SD = 1.8), что может, с одной стороны, свидетельствовать о том, что отцы в большей степени одобряют действия ребенка, с другой, что они в меньшей степени реализуют контролирующую функцию, менее внимательно относятся к отдельным поведенческим проявлениям ребенка.
Рассматривая обозначенные факты в контексте проблем метаиндиви-дуальности, можно говорить о том, что родители в целом создают для ребенка единый контекст взаимодействия, т. е. единое метаиндивидуаль-ное поле. Это подтверждается наличием положительных взаимосвязей между одинаковыми показателями родительского взаимодействия у матерей и отцов. Вместе с тем необходимо отметить многозначность связей между разными показателями. Так, для отцовских показателей
значимыми (связанными с несколькими материнскими) будут показатели Авторитетности и Удовлетворенности отношениями, а для матерей — Нетребовательность, Мягкость и Непоследовательность. Такие показатели можно рассматривать как важные для взаимовлияния родителей, т. е. они свидетельствуют о метаэффекте родителей по отношению друг к другу.
Вклад личностных свойств родителей в характеристики взаимодействия с ребенком
На основе регрессионного анализа были выделены свойства личности матерей и отцов, являющиеся предикторами (предпосылками) для параметров взаимодействия родителя и ребенка (см. таблицы 1, 2).
Для выборки матерей только для пяти характеристик были выявлены личностные свойства — предикторы, объясняющие от 11 до 26% (таблица 1). Для этих характеристик взаимодействия детей и родителей самым частым
Таблица 1
Характеристики матерей как предикторы параметров взаимодействия с ребенком
Зависимая переменная, показатель взаимодействия родителя с ребенком Предикторы (свойства родителя)
Я2 Р
Автономность — контроль 0.20** Открытость —0.44***
Отсутствие сотрудничества — сотрудничество 0.15* Нейротизм —0.31**
Открытость 0.33**
Непоследовательность — последовательность 0.11* Нейротизм —0.30*
Мягкость — строгость 0.13* Открытость —0.35**
Удовлетворенность отношениями 0.26** Экстраверсия 0.31**
Примечание. Здесь и далее: * р < 0.05, ** р < 0.01, ***р < 0.001.
предиктором является открытость, а затем — нейротизм. В целом можно говорить о том, что данные свойства в небольшой мере объясняют проявления автономности, сотрудничества, последовательности и мягкости по отношению к ребенку, однако низкие значения показателей Открытость и Нейротизм приводят к проявлению более позитивного полюса взаимодействия. Непринятие нового матерью, узость интересов приводит к стремлению контролировать, проявлять строгость и жесткость правил по отношению к ребенку и в то же время открытость новому приводит к включению в равноправное взаимодействие с ребенком, партнерству. Эмоциональная нестабильность также является предиктором непоследовательности в требованиях и отношении, в применении наказания и поощрения. Экстраверсия объясняет до четверти дисперсии удовлетво-
ренности отношениями с ребенком и свидетельствует о том, что более активные, жизнерадостные и социально ориентированные родители в большей степени довольны своими отношениями с детьми.
Среди параметров взаимодействия с ребенком у отцов также обнаружено только пять параметров взаимодействия с ребенком, для которых выделены предикторы (таблица 2). Коэффициент детерминации немного выше, чем для материнских свойств: от 12 до 30%. Как и для материнских свойств, Открытость присутствует в качестве предиктора в трех из пяти характеристик взаимодействия родителя и ребенка. Открытость отцов, так же как и матерей, предсказывает направленность на контроль, сотрудничество и последовательность во взаимодействии с ребенком. Экстравертированные отцы меньше проявляют контроль и
Таблица 2
Характеристики отцов как предикторы параметров взаимодействия с ребенком
Зависимая переменная, показатель взаимодействия родителя с ребенком Предикторы (свойства родителя)
Я2 Р
Автономность — Контроль 0.30*** Открытость -0.54**
Экстраверсия -0.18*
Отсутствие сотрудничества — Сотрудничество 0.16** Открытость 0.31**
Экстраверсия 0.23*
Непоследовательность — Последовательность 0.24** Открытость 0.29*
Нейротизм 0.28*
Нетребовательность — Требовательность 0.12* Доброжелательность -0.31*
Отвержение — Принятие 0.12** Контроль Импульсивность 0.34**
более ориентированы на сотрудничество. Проявление доброжелательности связано с меньшей требовательностью, высокий контроль — с принятием поведенческих проявлений ребенка.
Исходя из наших данных можно говорить о том, что характеристиками взаимодействия родителей и детей, в большей степени связанными с личностными свойствами, являются Автономность, Сотрудничество и Последовательность. Личностными свойствами, предсказывающими проявление отношений к ребенку, являются Открытость и Нейротизм. Результаты, подобные нашим, уже были получены (Ko-chanska, Aksan, Penney, Boldt, 2007). Была обнаружена отрицательная взаимосвязь между Нейротизмом и Эмоционально-позитивным родительским поведением. В нашем случае также можно говорить о том, что эмоциональная нестабильность родителей оказывается значимой характеристикой для негативных проявлений родительского взаимодействия с детьми.
Анализируя наши факты, можно утверждать, что обнаружена многозначная связь между метаиндивиду-альными характеристиками и ин-траиндивидуальностью, в частности невротизм является предиктором нескольких параметров родительского взаимодействия. Подобные факты обнаружены в работах В.В. Люкина (см.: Мерлин, 1986), выполненных в лаборатории В.С. Мерлина, посвященных вопросам многозначной связи стиля руководства и свойств индивидуальности и связи конфликтности как метаиндивидуальной характеристики со свойствами уров-
ней интегральной индивидуальности в работе Т.И. Марголиной (Марго-лина, 1996).
Свойства темперамента ребенка
как предикторы параметров родительского взаимодействия
Традиционным шагом при рассмотрении проблем метаиндивиду-альности является изучение индивидуальности, подвергающейся метаэф-фекту (например учителя — ученики). Особенностью нашего исследования является рассмотрение того, как свойства индивидуальности ребенка могут влиять на отношения к нему родителей. На данный момент эта задача является более актуальной, так как позволяет рассматривать метаиндивидуальные свойства более подробно. В нашем случае мы рассматриваем свойства темперамента ребенка как предикторы параметров родительского взаимодействия, основываясь на результатах регрессионного анализа. Данная логика описана в исследовании (Ko-chanska, Friesenborg, Lange, Martel, 2004) и позволяет рассматривать дет-ско-родительские отношения как характеристику, подвергающуюся двухсторонним влияниям. С позиции метаиндивидуальности это также является оправданным, так как позволяет обнаружить не только метавлияние родителей на детей, но и обратное.
В целом процент объясняемой дисперсии для параметров родительского отношения сильно варьирует от 11 до 60% (см. таблицу 3). Для пяти характеристик родительского взаимодействия обнаруживается один предиктор — Отвлекаемость ребенка.
Высокая отвлекаемость ребенка усиливает родительскую требовательность, контроль, строгость и вместе с тем снижает близость и согласие ребенка и родителя. Контактность и Отвлекаемость ребенка определяют степень эмоциональной близости — дистанции между родителем и ребенком, приводя к усилению близости. Сходным образом Тем-пераментальная активность и Неот-влекаемость ребенка способствуют согласию родителей с действиями детей (Я2 = 0.60). Негативное настроение ребенка (совместно с Отвле-
каемостью) определяет 35 и 32% родительских параметров: Мягкости — Строгости и Автономности — Контроля соответственно. Преобладание отрицательных эмоций у ребенка приводит к строгости и проявлению контроля со стороны родителей. Интересный факт получен в отношении характеристики взаимодействия Сотрудничество. Единственным предиктором, определяющим родительское отношение на 50%, является Предсказуемость поведения ребенка. Единственным предиктором родительской последовательности и
Таблица 3
Свойства темперамента ребенка как предикторы родительского отношения
Зависимая переменная, показатель взаимодействия родителя с ребенком Предикторы (свойства темперамента ребенка)
Я2 Р
Нетребовательность — Требовательность 0.11* Отвлекаемость 0.31**
Мягкость — Строгость 0.35*** Отвлекаемость 0.44**
Настроение 0.39**
Автономность — Контроль 0 32*** Отвлекаемость 0.65**
Настроение 0.37**
Эмоциональная дистанция — Близость 0.20** Отвлекаемость —0.46*
Контактность —0.32*
Отвержение — Принятие 0.42 Настойчивость —0.35 (р < 0.08)
Контактность —0.22 (р < 0.08)
Отсутствие сотрудничества — Сотрудничество 0.50*** Предсказуемость —0.65***
Несогласие — Согласие 0.60*** Активность 0.56**
Отвлекаемость —0.32**
Непоследовательность — Последовательность 0 49*** Настойчивость —0.57**
Авторитетность родителя 0.26*** Контактность 0.33**
Приспособляемость 0.32**
Удовлетворенность отношениями 0.40*** Настойчивость —0.59***
удовлетворенности отношениями является показатель Настойчивость ребенка, т. е. способность ребенка длительно продолжать деятельность, несмотря на препятствия, которая приводит к тому, что родители сохраняют единый уровень требований. Для Авторитетности родителей значимыми предикторами явились Контактность и Приспособляемость, хотя действие предикторов обратное. Исходя из интерпретации свойств Неконтактность и Низкая приспособляемость усиливают значимость родителя для ребенка, хотя объяснительный процент невысок (Я2 = 0.26). Сходные факты о различном родительском поведении в связи с разными проявлениями свойств темперамента можно обнаружить в других работах (Каггешап А. е! а1., 2008; КоеЬапзка е! а1., 2000).
Фактом, требующим дальнейшего изучения, является отсутствие значимых предикторов для параметра родительского взаимодействия — Принятия — Отвержения, что в определенной степени противоречит утверждениям Маккоби и Мартина (Шеффер, 2003) о том, что этот параметр является определяющим для стиля родительского функционирования. Вместе с тем, как тенденцию можно рассматривать настойчивость и контактность, приводящие к большему принятию ребенка.
Выводы
Впервые в данном исследовании проблема метаиндивидуальности получила свое рассмотрение по отношению к детско-родительским отношениям как в теоретическом обсуждении, так и в плане обнаружения
эмпирических свидетельств. Можно утверждать, что характеристики дет-ско-родительского взаимодействия отвечают критериям метасвойств индивидуальности, которые и были подтверждены в работе.
1. Метаиндивидуальные свойства родителей взаимосвязаны и могут как усиливать, так и ослаблять проявления свойств у каждого родителя. Родительское отношение в целом можно рассматривать как метаинди-видуальный контекст, который создается всеми членами семьи. Если же говорить о воздействии родителей на ребенка, то стоит учесть и взаимосвязи параметров родительского отношения. Были обнаружены многозначные связи между параметрами родительского взаимодействия как усиливающие позицию обоих родителей, так и действующие противоположным образом (например, авторитетность, удовлетворенность отношениями, нетребовательность, мягкость и непоследовательность). При этом значимых различий между параметрами родительского взаимодействия у отцов и матерей не обнаружено.
2. В метаиндивидуальных свойствах родителей проявляется их собственная индивидуальность. Интраин-дивидуальные свойства являются основой для проявления метаинди-видуальных свойств, что показано вкладами личностных характеристик в параметры взаимодействия родителей и детей. Наибольшую роль играет невротизм и открытость, определяя направленность на сотрудничество с ребенком и последовательность воспитательных действий.
3. Метаиндивидуальные свойства изменяются под влиянием индивидуальности всех членов социальной
группы, в данном случае детские свойства оказываются значимыми для отношения родителей к детям. Свойства детей также играют свою роль, определяя взаимодействие родите-
лей с детьми. Отвлекаемость, настойчивость и доминирующее настроение определяют восемь из десяти параметров родительского взаимодействия.
Литература
Вяткин Б.А. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие. М.: Изд-во ИП РАН, 1999.
Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир. М.: Смысл, 1993.
Думитрашку Т.А. Предикторы индивидуальности ребенка в многодетной семье // Мир психологии. 1996. № 4 (9). С. 137-149.
Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М.: Планета детей, 1997.
Марголина Т.И. Конфликтность как метаиндивидуальная характеристика учителя: дис. ... канд. психол. наук. Пермь, 1996.
Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.
Орел В.Е. Личностные опросники NEO PI-R, NEO FFI: Руководство по применению. Ярославль, 2008.
Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительских отношений // Вопросы психологии. 2000. № 3. С. 35-48.
Субботин С.В. Устойчивость к стрессу как метаиндивидуальная характеристика учителя: дис. ... канд. психол. наук. Пермь, 1992.
Шведовская А.А. Особенности переживания детско-родительских отношений и взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста: ав-тореф. дис. . канд. психол. наук. М., 2006.
Шэффер Д. Дети и подростки: психология развития. СПб.: Питер, 2003.
Щукин М.Р. Метаэффект интегральной индивидуальности // Интегральная индивидуальность человека и ее развитие / Под ред. Б.А. Вяткина. М.: Изд-во ИП РАН, 1999. С. 86-108.
Baumrind D. The influence of parenting style on adolescent competence and substance use // J. of Early Adolescence. 1991. 11. 1. 56-95.
Belsky J., Barends N. Personality and parenting // Handbook of parenting. Children and parenting / M.H. Bornstein (ed.). 2002. Vol. 1. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates. P. 415-438.
Bray J.H., Adams G.J., Getz J.G. Baer P.E. Developmental, family, and ethnic influences on adolescent alcohol usage: A growth curve approach // J. of Family Psychology. 2001. 15. 2. 301-314.
Carey, W. B, McDevitt S.C. Revision of the Infant Temperament Questionnaire // Pediatrics. 1978. 61. 5. 735-739.
Clark L.A., Kochanska G., Ready R. Mothers' personality and its interaction with child temperament as predictors of parenting behavior // J. of Personality and Social Psychology. 2000. 79. 274-285.
Coley R, Hernandez D. Predictors of Paternal Involvement for Resident and Nonresident Low-Income Fathers // Developmental Psychology. 2006. 42. 6. 1041-1056.
Collins A.W., Laursen B. Parent Adolescent Relationships and Influences // Handbook of adolescent psychology / R.M. Lerner, L.D. Steinberg (eds.). John Wiley and Sons, NJ, 2004. 331-363.
Darling N, Steinberg L. Parenting Style as Context: An Integrative Model // Psychological Bulletin. 1993. 113. 3. 487-496.
Dishion T.J., Kavanagh K. Intervening in adolescent problem behavior: a family-centered approach. Guilford Press, N.Y., London, 2003. P. 79-82.
EllisB, McFadyen-Ketchum S, Dodge K, Pettit G, Bates J. Quality of Early Family Relationships and Individual Differences in the Timing of Pubertal Maturation in Girls: A Longitudinal Test of an Evolutionary Model // J. of Personality and Social Psychology. 1999. 77. 2. 387-401.
Grolnick W, Benjet C, Kurowski C, Apos-toleris N. Predictors of Parent Involvement in Children's Schooling // J. of Educational Psychology. 1997. 89. 3. 538-548.
Karreman A, van Tuijl C, van Aken MA.G, Dekovic M. The relation between parental personality and observed parenting: The moderating role of preschoolers' effortful control // Personality and Individual Differences. 2008. 44. 721-732.
Kochanska G, Aksan N, Joy M.E. Children's Fearfulness as a Moderator of Parenting in Early Socialization:Two Longitudinal Studies // Developmental Psychology. 2007. 43. 1. 222-237.
Kochanska G, Aksan N, Penney SJ, Boldt LJ. Parental Personality as an Inner Resource That Moderates the Impact of Ecological Adversity on Parenting // J. of Personality and Social Psychology. 2007. 92. 1. 136-150.
Kochanska G, FriesenborgA.E., Lange LA, Martel M.M. Parents' Personality and Infants' Temperament as Contributors to Their Emerging Relationship // J. of Personality and Social Psychology. 2004. 86. 5. 744-759.
Kochanska G, Murray K.T., Harlan E.T. Effortful control in early childhood: Continuity and change, antecedents, and implications for social development // Developmental Psychology. 2000. 36. 220-232.
Mangelsdorf S, Gunnar M, Kestenbaum R, Lang S, Andreas D. Infant proneness-to-dis-tress temperament, maternal personality, and mother-infant attachment: Associations and goodness of fit // Child Development. 1990. 61. 820-831.
Simons R, Lorenz F, Wu C, Conger R. Social Network and Marital Support as Mediators and Moderators of the Impact of Stress and Depression on Parental Behavior // Developmental Psychology. 1993. 29. 2. 368-381.
Корниенко Дмитрий Сергеевич, заведующий лабораторией Института психологии Пермского государственного педагогического университета, кандидат психологических наук
Контакты: corney@yandex.ru