Научная статья на тему 'Проблема метаиндивидуальности в детско-родительских отношениях'

Проблема метаиндивидуальности в детско-родительских отношениях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY-NC-ND
472
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / МЕТАИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ / ЛИЧНОСТЬ / ТЕМПЕРАМЕНТ / INDIVIDUALITY / META INDI VIDUALITY / INTERACTION OF PARENTS AND CHILDREN / PERSONALITY / TEMPERAMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Корниенко Д. С.

Вопрос о взаимодействии индивидуальности с миром был поставлен В.С. Мерлиным как проблема метаиндивидуальности. Развитие представлений о метаиндивидуальности осуществлено в работах, посвященных проблеме влияния метаиндивидуальности учителя на учеников. Однако проблема метаиндивидуальности и метаэффекта не рассматривалась по отношению к семье. На основании эмпирических данных рассматриваются взаимосвязи параметров взаимодействия родителя с ребенком, вклады личностных черт родителей и свойств темперамента детей в характеристики взаимодействия с ребенком. В качестве проявлений метаэффекта рассматриваются показатели родительского отношения. Результаты обсуждаются в контексте проблемы метаиндивидуальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problem of Meta Individuality in ChildParents Relationships

The question of interaction between individuality and the world was raised by V.S. Merlin as a problem of meta in dividuality. The conception of meta in dividuality was developed in studies devoted to the problem of influence of meta individuality of a teacher upon his students. Nevertheless, the problem of meta individuality and meta effect was not viewed with respect to a family. On the basis of empirical data correlations between parameters of interac tion of parent with a child, contribu tion of personality traits of parents and temperamental features of children into the characteristics of interaction with a child are viewed. Indices of parental at titude are viewed as manifestations of meta effect. The results are discussed in the context of problem of meta indi viduality.

Текст научной работы на тему «Проблема метаиндивидуальности в детско-родительских отношениях»

Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010. Т. 7, №2. С. 124-136.

ПРОБЛЕМА МЕТАИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

Д.С. КОРНИЕНКО

Резюме

Вопрос о взаимодействии индивидуальности с миром был поставлен В.С. Мерлиным как проблема метаиндивидуальности. Развитие представлений о метаиндивидуальности осуществлено в работах, посвященных проблеме влияния метаиндивидуальности учителя на учеников. Однако проблема метаиндивидуальности и метаэффекта не рассматривалась по отношению к семье. На основании эмпирических данных рассматриваются взаимосвязи параметров взаимодействия родителя с ребенком, вклады личностных черт родителей и свойств темперамента детей в характеристики взаимодействия с ребенком. В качестве проявлений метаэффекта рассматриваются показатели родительского отношения. Результаты обсуждаются в контексте проблемы метаиндивидуальности.

Ключевые слова: индивидуальность, метаиндивидуальность, взаимодействие родителей и детей, личность, темперамент

Теоретические представления и эмпирические исследования метаиндивидуальности в рамках теории интегральной индивидуальности

Одной из проблем «Очерка интегрального исследования индивидуальности» (Мерлин, 1986) является

взаимодействие индивидуальности с окружающим миром, и в частности с другими индивидуальностями. В связи с необходимостью рассмотрения вопроса о том, как происходит взаимодействие индивидуальности и окружающего мира, с целью описания этого взаимодействия и последующего эмпирического исследования

В.С. Мерлин вводит понятие «мета-индивидуальность». Метаиндивидуаль-ность является проявлением конкретной индивидуальности в социуме. Согласно В.С. Мерлину, свойства индивидуальности проявляются во взаимодействии с другими людьми и оказывают на них влияние (Мерлин, 1986). Метаиндивидуальность — понятие, позволяющее описать взаимодействие индивидуальности с миром, учитывая при этом и особенности конкретной индивидуальности, и характеристики группы. Характеристиками метаиндивидуальности являются прежде всего такие свойства, которые, с одной стороны, характеризуют отношение человека к группе, с другой, являются свойствами одного из уровней интегральной индивидуальности. В качестве метаиндивидуальных показателей в исследованиях, выполненных под руководством В.С. Мерлина, рассматривались социометрический статус в группе (Васильева, 1976; Гордецова, 1978; см.: Мерлин, 1986); стили лидерства-руководства (Люкин, 1977; см.: Мерлин, 1986); ценностно-ориен-тационное единство группы (Пика-лов, 1977; см.: Мерлин, 1986).

Проблема влияния одного человека на другого или на группу непосредственно связана с разработкой понятия «метаэффект». Изменения, которые оказывает метаиндивидуаль-ность одного человека, формируя свойства других людей, описывается метаэффектом (Вяткин, 1999; Щукин, 1999). Метаэффект можно рассматривать как процесс и результат влияния одного человека на другого. Если рассматривать ситуацию взаимодействия двух людей, то предполагается, что каждый из них оказы-

вает друг на друга метаиндивидуаль-ное влияние или возникает метаэффект.

«Второе рождение» проблема метаиндивидуальности получает в эмпирических исследованиях, выполненных под руководством Б.А. Вят-кина, в которых рассматриваются различные метаиндивидуальные характеристики учителей и метаэф-фект учителя на собственных учеников. В качестве метаиндивидуаль-ных свойств рассматривались стрес-соустойчивость (Субботин, 1993), конфликтность (Марголина, 1996), активность (Мантова, 1994, см.: Вяткин, 1999) и др. Данные исследования позволяют с уверенностью говорить об эмпирической обоснованности метаиндивидуального влияния одного человека на другого и возможности воплощения свойств индивидуальности в социальном взаимодействии.

Несмотря на общую разработанность проблемы метаиндивидуаль-ности, в последние годы ее исследование носит скорее фрагментарный характер, в частности методологические проблемы метаиндивиду-альности достаточно подробно рассматривались в работах Л.Я. Дорф-мана (Дорфман, 1993). Вместе с тем использование указанной методологии и теоретической основы позволяют рассматривать семью как группу, в которой происходит взаимодействие и взаимовлияние индивидуальностей. Данный вопрос подробно не рассматривался в рамках теории интегральной индивидуальности. Одним из перспективных направлений рассмотрения семьи с позиции метаиндивидуального подхода будет изучение метаэффекта родителей,

изучение предикторов свойств детей и родительского отношения к ним.

Семья в контексте проблемы метаиндивидуальности

Понятие метаиндивидуальности применимо к рассмотрению семьи, так как соответствует теории интегральной индивидуальности на основании следующих положений:

1. Система социальных отношений, складывающаяся в семье, позволяет каждому члену вступать во взаимодействие с социальной действительностью и тем самым проявлять собственную индивидуальность в данной группе. В качестве примера можно привести ряд исследований относительно детско-родительских отношений и их влияния на поведение детей. В частности, рассматриваются конструкты детско-родитель-ских отношений (детско-родитель-ский конфликт, детско-родительская коммуникация) и практик воспитания, которые могут приводить к отсроченному антисоциальному поведению детей (Dishion, Kavanagh, 2003). Также было установлено, что воспитание детей в семье, где часто возникают конфликты, отсутствие эмоциональной поддержки приводят к проблемам в поведении (Смирнова, Быкова, 2000; Bray et al., 2001; Шведовская, 2006).

2. Особенности социальной группы, в данном случае конфигурация и специфика семьи (например количество членов семьи и специфика отношений между ними), определяют характеристики метаиндивиду-альности каждого ее члена. Например, если матери считают, что отцы должны больше времени уделять

ребенку, то это приводит к тому, что отец начинает больше вникать в происходящее с ребенком, больше занимается с ребенком (Ellis, McFadyen-Ketchum et al., 1999; Coley, Hernandez, 2006). Родительское поведение может определяться экономической составляющей семьи, социальной поддержкой, поддержкой супруга (супруги) и уровенем депрессии, причем для отцов и матерей данные параметры имеют разную степень значимости (Simons et al., 1993). Было установлено, что на родительское поведение могут влиять учителя и степень вовлеченности родителей в школьную жизнь детей, что приводит к позитивным изменениям в стиле родительского поведения (Grolnick et al., 1997).

3. Проявления метаиндивидуаль-ности опосредованы двояко — ин-траиндивидуальными свойствами человека и характеристиками группы. Опираясь на данные C. Мангельс-дорф и Л. Кларк (Mangelsdorf et al., 1990; Clark et al., 2000), можно утверждать, что свойства личности определяют такие проявления родительского поведения, как контроль, поддержка и т. п. В то же время и свойства темперамента детей вызывают определенное поведение у матерей (Kochanska et al., 2000, Kochanska, Aksan, Joy, 2007; Karreman et al., 2008).

4. В основе метаиндивидуальнос-ти лежат свойства индивидуальности, т. е. взаимодействие в семье определяется теми характеристиками личности (или индивидуальности), которыми обладают родители и дети. Так, согласно К. Хейнике, основными личностными параметрами родителя являются способность к

адаптации, способность к позитивному поддерживающему поведению и саморазвитие (Belsky, Barends, 2002). В целом эмоциональная стабильность, открытость опыту, доброжелательность и контроль импульсивности положительно связаны с позитивной родительской поддержкой и контролем (Clark et al., 2000). Экстраверсия более связана с родительским контролем ребенка, а также и с большей теплотой и поддержкой по отношению к нему (Mangelsdorf et al., 1990; Kochanska et al., 2000; Ko-chanska, Aksan, Joy, 2007).

5. Метасвойствами можно считать свойства, характеризующие специфику родительского взаимодействия с ребенком (например, контроль ребенка, близость к ребенку). Однако так как в рамках интегрального исследования индивидуальности специальных работ об особенностях родительского функционирования не проводилось, то данные утверждения имеют на сегодняшний день скорее статус гипотез. В целом особенности родительского взаимодействия с ребенком удовлетворяют следующим требованиям, предъявляемым к метаиндивидуальным характеристикам:

1) многоуровневость метасвой-ства проявляется в его детерминации разными свойствами интегральной индивидуальности;

2) интегральность проявляется в том, что сама метахарактеристика может быть представлена свойствами разных уровней индивидуальности, а также спецификой их взаимосвязей. В данном случае целесообразно говорить о том, что свойства, составляющие родительское взаимодействие с ребенком, являются одно-

уровневой характеристикой, в то время как каждое из них может быть детерминировано разными свойствами индивидуальности. И в таком случае родительское функционирование интегрирует свойства индивидуальности, выполняет системообразующую и опосредующую функцию по аналогии со стилем деятельности (в терминах теории ИИ).

6. Свойства, характеризующие родительское взаимодействие с ребенком (метаиндивидуальные), проявляются на разных уровнях (поведенческом, эмоциональном). Они замечаются детьми и приводят к изменению их индивидуальности. Изменения, которые происходят с родителями и ребенком в процессе их взаимодействия, можно обозначить термином метаэффект, что согласуется с идеями Дж. Белски (Bel-sky, Barends, 2002; Шеффер, 2003). Соответственно, исследуя особенности индивидуальности и специфику детско-родительских отношений в разных семьях, мы можем говорить о том, как проявляются эти свойства в детях. Данная идея рассматривалась в работах учеников В.С. Мерлина, однако по отношению к другим выборкам. В основном это исследования метаэффекта учителей на своих учеников.

Итак, с позиции теории интегральной индивидуальности и метаинди-видуальности семью можно рассматривать следующим образом. В семейные отношения в однодетной семье включены три индивидуальности: двое родителей и ребенок и, соответственно, три метаиндивидуальности. Взаимодействие и взаимовлияние родителей и ребенка на сегодняшний день рассматривается с позиции

«транзактной модели» влияния в семье (Collins et al., 2000; Шеффер, 2003). Однако, основываясь на теории ковариаций Р. Пломина (Plomin, 1983; см.: Егорова, 1997), утверждениях о детско-родительских отношениях Д. Баумринд (Baumrind, 1991), положениях теории родительского функционирования (Darling, Steinberg, 1993) и многочисленных эмпирических данных, стоит отдать предпочтение рассмотрению влияния, идущего от родителей к детям, а не наоборот. В таком случае мы можем говорить о проявлении свойств индивидуальности как метасвойств, создающих специфические внутрисемейные условия для ребенка и оказывающие метаэффект на его индивидуальность, изменяя свойства и взаимосвязи между ними. Нельзя отрицать и эффект влияния индивидуальности детей на родительскую метаиндивидуальность и индивидуальность.

В семейное взаимодействие в ну-клеарной семье включены двое родителей и детей и возникает вопрос, как рассматривать метаэффект обоих родителей — совместно или раздельно. Основываясь на позиции Дж. Белски (Belsky, Barends, 2002; Шеффер, 2003), целесообразно говорить как о совместном, так и раздельном влиянии каждого родителя. То, какой семейный (метаиндивиду-альный) контекст задают родители, насколько согласованы их собственные характеристики по отношению к ребенку, будет определять как их общее взаимодействие с ребенком, так и взаимодействие отдельно матери и отца.

Целью нашего исследования являлось изучение взаимосвязей мета-

инидвидуальных свойств родителей со свойствами индивидуальности родителей и детей. В результате определения вклада личностных свойств родителей в характеристики взаимодействия с ребенком устанавливается взаимосвязь интра- и метаиндиви-дуальности, а в ходе определения вкладов темперамента детей в параметры взаимодействия родителей оценивается связь родительских ме-таиндивидуальных свойств со свойствами индивидуальности детей.

Основной гипотезой исследования являлось следующее предположение: свойства индивидуальности родителей являются предикторами (основанием, предпосылкой) для характеристик родительского отношения. В то же время и свойства темперамента детей выступают предикторами родительского отношения. В терминах концепции метаиндиви-дуальности мы предполагаем, что метаиндивидуальные свойства родителей (характеристики взаимодействия с ребенком) будут «основываться», с одной стороны, на свойствах их индивидуальности, с другой — на свойствах темперамента ребенка. Выдвигая данную гипотезу, мы основываемся на данных Т.А. Думитраш-ку и Г. Коханска (Думитрашку и др., 1996; Kochanska, Friesenborg A.E. et al., 2004).

Организация и методы исследования

Эмпирическое исследование проводилось на выборке полных семей с одним ребенком. На первом этапе была проведена диагностика показателей отношения родителей к ребенку и личностных свойств, выборку

составили 260 отцов и матерей. На втором этапе была проведена диагностика свойств темперамента ребенка на выборке из 70 детей. Возраст родителей: отцы М= 41.04; SD = 3.58, матери одного ребенка М= 40.12; SD = 4.47; возраст ребенка: М= 11.67; SD = 2.9. Родителям предлагался опросник И.М. Марковской «Взаимодействие родителя с ребенком» (Марковская, 2006), позволяющий измерить 10 параметров родительского отношения, тест В. Кери (Carey, McDevitt, 1978) по определению темперамента ребенка (заполнялся матерями) и личностный опросник NEO PI-R (Орел, 2004) для родителей. Данные обрабатывались методом t-критерия Стьюдента для зависимых выборок корреляционным и регрессионным анализом.

Обсуждение результатов

Взаимосвязи показателей

взаимодействия родителя и ребенка у отцов и матерей

Рассматриваются взаимосвязи параметров взаимодействия родителей и ребенка у матерей и отцов. Одинаковые показатели взаимодействия для обоих родителей обнаружили значимые взаимосвязи между собой (коэффициент корреляции от 0.37 до 0.66, при р < 0.05-0.001). Это позволяет утверждать, что каждый родитель оценивает собственную тактику взаимодействия с ребенком в значительной степени так же, как и другой. Например, показатель Нетребовательность — Требовательность матери связан с этим же показателям у отца (r = 0.44, р < 0.01). Соответственно, если мать считает себя

достаточно требовательной при взаимодействии с ребенком, то и отец придерживается такого же мнения. Исключение составляет показатель Несогласие — Согласие между родителем и ребенком, не обнаруживший значимой взаимосвязи. Возможно, это связано с тем, что каждый из родителей в разной степени проявляет авторитарные (несогласие) или авторитетные (согласие) тенденции (г = 0.23, р < 0.01), что можно рассматривать как тенденцию к сходству поведенческих проявлений у матерей и отцов в отношении согласия с действиями ребенка. Наибольшее число связей обнаружили показатели Удовлетворенности отношениями с ребенком и Авторитетности родителя. Так, высокая требовательность и эмоциональная дистанция матери с ребенком снижают удовлетворенность отношениями с отцом, а направленность на сотрудничество, наоборот, приводит к ее повышению. Проявление строгости и согласованности матери повышают авторитетность отца для ребенка, а принятие ведет к его снижению. Другие показатели обнаружили одну-две взаимосвязи и характеризуют следующее. Мягкость и непоследовательность матери усиливают приятие ребенка отцом, нетребовательность матери приводит к строгости отца, тогда как требовательность отцов связана с удовлетворенностью отношениями с ребенком у матерей. Принятие матерью ребенка усиливает отцовское согласие с поведением и действиями ребенка.

Из 10 параметров родительского взаимодействия только один обнаружил значимое различие между материнскими и отцовскими данными —

Несогласие — Согласие с ребенком (£ = —2.46, р < 0.01). Это позволяет судить о том, что отцы (М = 11.15; SD = 2.26) в большей степени склонны соглашаться с действиями ребенка, чем матери (М = 10.12; SD = 1.8), что может, с одной стороны, свидетельствовать о том, что отцы в большей степени одобряют действия ребенка, с другой, что они в меньшей степени реализуют контролирующую функцию, менее внимательно относятся к отдельным поведенческим проявлениям ребенка.

Рассматривая обозначенные факты в контексте проблем метаиндиви-дуальности, можно говорить о том, что родители в целом создают для ребенка единый контекст взаимодействия, т. е. единое метаиндивидуаль-ное поле. Это подтверждается наличием положительных взаимосвязей между одинаковыми показателями родительского взаимодействия у матерей и отцов. Вместе с тем необходимо отметить многозначность связей между разными показателями. Так, для отцовских показателей

значимыми (связанными с несколькими материнскими) будут показатели Авторитетности и Удовлетворенности отношениями, а для матерей — Нетребовательность, Мягкость и Непоследовательность. Такие показатели можно рассматривать как важные для взаимовлияния родителей, т. е. они свидетельствуют о метаэффекте родителей по отношению друг к другу.

Вклад личностных свойств родителей в характеристики взаимодействия с ребенком

На основе регрессионного анализа были выделены свойства личности матерей и отцов, являющиеся предикторами (предпосылками) для параметров взаимодействия родителя и ребенка (см. таблицы 1, 2).

Для выборки матерей только для пяти характеристик были выявлены личностные свойства — предикторы, объясняющие от 11 до 26% (таблица 1). Для этих характеристик взаимодействия детей и родителей самым частым

Таблица 1

Характеристики матерей как предикторы параметров взаимодействия с ребенком

Зависимая переменная, показатель взаимодействия родителя с ребенком Предикторы (свойства родителя)

Я2 Р

Автономность — контроль 0.20** Открытость —0.44***

Отсутствие сотрудничества — сотрудничество 0.15* Нейротизм —0.31**

Открытость 0.33**

Непоследовательность — последовательность 0.11* Нейротизм —0.30*

Мягкость — строгость 0.13* Открытость —0.35**

Удовлетворенность отношениями 0.26** Экстраверсия 0.31**

Примечание. Здесь и далее: * р < 0.05, ** р < 0.01, ***р < 0.001.

предиктором является открытость, а затем — нейротизм. В целом можно говорить о том, что данные свойства в небольшой мере объясняют проявления автономности, сотрудничества, последовательности и мягкости по отношению к ребенку, однако низкие значения показателей Открытость и Нейротизм приводят к проявлению более позитивного полюса взаимодействия. Непринятие нового матерью, узость интересов приводит к стремлению контролировать, проявлять строгость и жесткость правил по отношению к ребенку и в то же время открытость новому приводит к включению в равноправное взаимодействие с ребенком, партнерству. Эмоциональная нестабильность также является предиктором непоследовательности в требованиях и отношении, в применении наказания и поощрения. Экстраверсия объясняет до четверти дисперсии удовлетво-

ренности отношениями с ребенком и свидетельствует о том, что более активные, жизнерадостные и социально ориентированные родители в большей степени довольны своими отношениями с детьми.

Среди параметров взаимодействия с ребенком у отцов также обнаружено только пять параметров взаимодействия с ребенком, для которых выделены предикторы (таблица 2). Коэффициент детерминации немного выше, чем для материнских свойств: от 12 до 30%. Как и для материнских свойств, Открытость присутствует в качестве предиктора в трех из пяти характеристик взаимодействия родителя и ребенка. Открытость отцов, так же как и матерей, предсказывает направленность на контроль, сотрудничество и последовательность во взаимодействии с ребенком. Экстравертированные отцы меньше проявляют контроль и

Таблица 2

Характеристики отцов как предикторы параметров взаимодействия с ребенком

Зависимая переменная, показатель взаимодействия родителя с ребенком Предикторы (свойства родителя)

Я2 Р

Автономность — Контроль 0.30*** Открытость -0.54**

Экстраверсия -0.18*

Отсутствие сотрудничества — Сотрудничество 0.16** Открытость 0.31**

Экстраверсия 0.23*

Непоследовательность — Последовательность 0.24** Открытость 0.29*

Нейротизм 0.28*

Нетребовательность — Требовательность 0.12* Доброжелательность -0.31*

Отвержение — Принятие 0.12** Контроль Импульсивность 0.34**

более ориентированы на сотрудничество. Проявление доброжелательности связано с меньшей требовательностью, высокий контроль — с принятием поведенческих проявлений ребенка.

Исходя из наших данных можно говорить о том, что характеристиками взаимодействия родителей и детей, в большей степени связанными с личностными свойствами, являются Автономность, Сотрудничество и Последовательность. Личностными свойствами, предсказывающими проявление отношений к ребенку, являются Открытость и Нейротизм. Результаты, подобные нашим, уже были получены (Ko-chanska, Aksan, Penney, Boldt, 2007). Была обнаружена отрицательная взаимосвязь между Нейротизмом и Эмоционально-позитивным родительским поведением. В нашем случае также можно говорить о том, что эмоциональная нестабильность родителей оказывается значимой характеристикой для негативных проявлений родительского взаимодействия с детьми.

Анализируя наши факты, можно утверждать, что обнаружена многозначная связь между метаиндивиду-альными характеристиками и ин-траиндивидуальностью, в частности невротизм является предиктором нескольких параметров родительского взаимодействия. Подобные факты обнаружены в работах В.В. Люкина (см.: Мерлин, 1986), выполненных в лаборатории В.С. Мерлина, посвященных вопросам многозначной связи стиля руководства и свойств индивидуальности и связи конфликтности как метаиндивидуальной характеристики со свойствами уров-

ней интегральной индивидуальности в работе Т.И. Марголиной (Марго-лина, 1996).

Свойства темперамента ребенка

как предикторы параметров родительского взаимодействия

Традиционным шагом при рассмотрении проблем метаиндивиду-альности является изучение индивидуальности, подвергающейся метаэф-фекту (например учителя — ученики). Особенностью нашего исследования является рассмотрение того, как свойства индивидуальности ребенка могут влиять на отношения к нему родителей. На данный момент эта задача является более актуальной, так как позволяет рассматривать метаиндивидуальные свойства более подробно. В нашем случае мы рассматриваем свойства темперамента ребенка как предикторы параметров родительского взаимодействия, основываясь на результатах регрессионного анализа. Данная логика описана в исследовании (Ko-chanska, Friesenborg, Lange, Martel, 2004) и позволяет рассматривать дет-ско-родительские отношения как характеристику, подвергающуюся двухсторонним влияниям. С позиции метаиндивидуальности это также является оправданным, так как позволяет обнаружить не только метавлияние родителей на детей, но и обратное.

В целом процент объясняемой дисперсии для параметров родительского отношения сильно варьирует от 11 до 60% (см. таблицу 3). Для пяти характеристик родительского взаимодействия обнаруживается один предиктор — Отвлекаемость ребенка.

Высокая отвлекаемость ребенка усиливает родительскую требовательность, контроль, строгость и вместе с тем снижает близость и согласие ребенка и родителя. Контактность и Отвлекаемость ребенка определяют степень эмоциональной близости — дистанции между родителем и ребенком, приводя к усилению близости. Сходным образом Тем-пераментальная активность и Неот-влекаемость ребенка способствуют согласию родителей с действиями детей (Я2 = 0.60). Негативное настроение ребенка (совместно с Отвле-

каемостью) определяет 35 и 32% родительских параметров: Мягкости — Строгости и Автономности — Контроля соответственно. Преобладание отрицательных эмоций у ребенка приводит к строгости и проявлению контроля со стороны родителей. Интересный факт получен в отношении характеристики взаимодействия Сотрудничество. Единственным предиктором, определяющим родительское отношение на 50%, является Предсказуемость поведения ребенка. Единственным предиктором родительской последовательности и

Таблица 3

Свойства темперамента ребенка как предикторы родительского отношения

Зависимая переменная, показатель взаимодействия родителя с ребенком Предикторы (свойства темперамента ребенка)

Я2 Р

Нетребовательность — Требовательность 0.11* Отвлекаемость 0.31**

Мягкость — Строгость 0.35*** Отвлекаемость 0.44**

Настроение 0.39**

Автономность — Контроль 0 32*** Отвлекаемость 0.65**

Настроение 0.37**

Эмоциональная дистанция — Близость 0.20** Отвлекаемость —0.46*

Контактность —0.32*

Отвержение — Принятие 0.42 Настойчивость —0.35 (р < 0.08)

Контактность —0.22 (р < 0.08)

Отсутствие сотрудничества — Сотрудничество 0.50*** Предсказуемость —0.65***

Несогласие — Согласие 0.60*** Активность 0.56**

Отвлекаемость —0.32**

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Непоследовательность — Последовательность 0 49*** Настойчивость —0.57**

Авторитетность родителя 0.26*** Контактность 0.33**

Приспособляемость 0.32**

Удовлетворенность отношениями 0.40*** Настойчивость —0.59***

удовлетворенности отношениями является показатель Настойчивость ребенка, т. е. способность ребенка длительно продолжать деятельность, несмотря на препятствия, которая приводит к тому, что родители сохраняют единый уровень требований. Для Авторитетности родителей значимыми предикторами явились Контактность и Приспособляемость, хотя действие предикторов обратное. Исходя из интерпретации свойств Неконтактность и Низкая приспособляемость усиливают значимость родителя для ребенка, хотя объяснительный процент невысок (Я2 = 0.26). Сходные факты о различном родительском поведении в связи с разными проявлениями свойств темперамента можно обнаружить в других работах (Каггешап А. е! а1., 2008; КоеЬапзка е! а1., 2000).

Фактом, требующим дальнейшего изучения, является отсутствие значимых предикторов для параметра родительского взаимодействия — Принятия — Отвержения, что в определенной степени противоречит утверждениям Маккоби и Мартина (Шеффер, 2003) о том, что этот параметр является определяющим для стиля родительского функционирования. Вместе с тем, как тенденцию можно рассматривать настойчивость и контактность, приводящие к большему принятию ребенка.

Выводы

Впервые в данном исследовании проблема метаиндивидуальности получила свое рассмотрение по отношению к детско-родительским отношениям как в теоретическом обсуждении, так и в плане обнаружения

эмпирических свидетельств. Можно утверждать, что характеристики дет-ско-родительского взаимодействия отвечают критериям метасвойств индивидуальности, которые и были подтверждены в работе.

1. Метаиндивидуальные свойства родителей взаимосвязаны и могут как усиливать, так и ослаблять проявления свойств у каждого родителя. Родительское отношение в целом можно рассматривать как метаинди-видуальный контекст, который создается всеми членами семьи. Если же говорить о воздействии родителей на ребенка, то стоит учесть и взаимосвязи параметров родительского отношения. Были обнаружены многозначные связи между параметрами родительского взаимодействия как усиливающие позицию обоих родителей, так и действующие противоположным образом (например, авторитетность, удовлетворенность отношениями, нетребовательность, мягкость и непоследовательность). При этом значимых различий между параметрами родительского взаимодействия у отцов и матерей не обнаружено.

2. В метаиндивидуальных свойствах родителей проявляется их собственная индивидуальность. Интраин-дивидуальные свойства являются основой для проявления метаинди-видуальных свойств, что показано вкладами личностных характеристик в параметры взаимодействия родителей и детей. Наибольшую роль играет невротизм и открытость, определяя направленность на сотрудничество с ребенком и последовательность воспитательных действий.

3. Метаиндивидуальные свойства изменяются под влиянием индивидуальности всех членов социальной

группы, в данном случае детские свойства оказываются значимыми для отношения родителей к детям. Свойства детей также играют свою роль, определяя взаимодействие родите-

лей с детьми. Отвлекаемость, настойчивость и доминирующее настроение определяют восемь из десяти параметров родительского взаимодействия.

Литература

Вяткин Б.А. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие. М.: Изд-во ИП РАН, 1999.

Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир. М.: Смысл, 1993.

Думитрашку Т.А. Предикторы индивидуальности ребенка в многодетной семье // Мир психологии. 1996. № 4 (9). С. 137-149.

Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М.: Планета детей, 1997.

Марголина Т.И. Конфликтность как метаиндивидуальная характеристика учителя: дис. ... канд. психол. наук. Пермь, 1996.

Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.

Орел В.Е. Личностные опросники NEO PI-R, NEO FFI: Руководство по применению. Ярославль, 2008.

Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительских отношений // Вопросы психологии. 2000. № 3. С. 35-48.

Субботин С.В. Устойчивость к стрессу как метаиндивидуальная характеристика учителя: дис. ... канд. психол. наук. Пермь, 1992.

Шведовская А.А. Особенности переживания детско-родительских отношений и взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста: ав-тореф. дис. . канд. психол. наук. М., 2006.

Шэффер Д. Дети и подростки: психология развития. СПб.: Питер, 2003.

Щукин М.Р. Метаэффект интегральной индивидуальности // Интегральная индивидуальность человека и ее развитие / Под ред. Б.А. Вяткина. М.: Изд-во ИП РАН, 1999. С. 86-108.

Baumrind D. The influence of parenting style on adolescent competence and substance use // J. of Early Adolescence. 1991. 11. 1. 56-95.

Belsky J., Barends N. Personality and parenting // Handbook of parenting. Children and parenting / M.H. Bornstein (ed.). 2002. Vol. 1. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates. P. 415-438.

Bray J.H., Adams G.J., Getz J.G. Baer P.E. Developmental, family, and ethnic influences on adolescent alcohol usage: A growth curve approach // J. of Family Psychology. 2001. 15. 2. 301-314.

Carey, W. B, McDevitt S.C. Revision of the Infant Temperament Questionnaire // Pediatrics. 1978. 61. 5. 735-739.

Clark L.A., Kochanska G., Ready R. Mothers' personality and its interaction with child temperament as predictors of parenting behavior // J. of Personality and Social Psychology. 2000. 79. 274-285.

Coley R, Hernandez D. Predictors of Paternal Involvement for Resident and Nonresident Low-Income Fathers // Developmental Psychology. 2006. 42. 6. 1041-1056.

Collins A.W., Laursen B. Parent Adolescent Relationships and Influences // Handbook of adolescent psychology / R.M. Lerner, L.D. Steinberg (eds.). John Wiley and Sons, NJ, 2004. 331-363.

Darling N, Steinberg L. Parenting Style as Context: An Integrative Model // Psychological Bulletin. 1993. 113. 3. 487-496.

Dishion T.J., Kavanagh K. Intervening in adolescent problem behavior: a family-centered approach. Guilford Press, N.Y., London, 2003. P. 79-82.

EllisB, McFadyen-Ketchum S, Dodge K, Pettit G, Bates J. Quality of Early Family Relationships and Individual Differences in the Timing of Pubertal Maturation in Girls: A Longitudinal Test of an Evolutionary Model // J. of Personality and Social Psychology. 1999. 77. 2. 387-401.

Grolnick W, Benjet C, Kurowski C, Apos-toleris N. Predictors of Parent Involvement in Children's Schooling // J. of Educational Psychology. 1997. 89. 3. 538-548.

Karreman A, van Tuijl C, van Aken MA.G, Dekovic M. The relation between parental personality and observed parenting: The moderating role of preschoolers' effortful control // Personality and Individual Differences. 2008. 44. 721-732.

Kochanska G, Aksan N, Joy M.E. Children's Fearfulness as a Moderator of Parenting in Early Socialization:Two Longitudinal Studies // Developmental Psychology. 2007. 43. 1. 222-237.

Kochanska G, Aksan N, Penney SJ, Boldt LJ. Parental Personality as an Inner Resource That Moderates the Impact of Ecological Adversity on Parenting // J. of Personality and Social Psychology. 2007. 92. 1. 136-150.

Kochanska G, FriesenborgA.E., Lange LA, Martel M.M. Parents' Personality and Infants' Temperament as Contributors to Their Emerging Relationship // J. of Personality and Social Psychology. 2004. 86. 5. 744-759.

Kochanska G, Murray K.T., Harlan E.T. Effortful control in early childhood: Continuity and change, antecedents, and implications for social development // Developmental Psychology. 2000. 36. 220-232.

Mangelsdorf S, Gunnar M, Kestenbaum R, Lang S, Andreas D. Infant proneness-to-dis-tress temperament, maternal personality, and mother-infant attachment: Associations and goodness of fit // Child Development. 1990. 61. 820-831.

Simons R, Lorenz F, Wu C, Conger R. Social Network and Marital Support as Mediators and Moderators of the Impact of Stress and Depression on Parental Behavior // Developmental Psychology. 1993. 29. 2. 368-381.

Корниенко Дмитрий Сергеевич, заведующий лабораторией Института психологии Пермского государственного педагогического университета, кандидат психологических наук

Контакты: corney@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.