ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159.922.8
Доронцова Ольга Александровна
Брянский государственный университет им. академика И.Г Петровского
olimpiada1502@yandex.ru
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АВТОНОМИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
В настоящее время вопросы становления автономии приобретают особую значимость. В связи с этим, в статье показана неоднозначность трактовки понятия «автономия». Описано исследование детей подросткового возраста, в котором становление автономии идет особенно интенсивно. Показано, что проблема становления автономии у подростков может быть решена посредством развития способностей целеполагания, планирования, принятия решений, самоконтроля, коррекции, оценки результатов, программирования, самостоятельности.
Ключевые слова: автономия, подростковый возраст, самоуправление, саморегуляция, самостоятельность.
В последнее время существенно меняются социальные ценности и требования, предъявляемые обществом к своим гражданам. Происходит постепенное осознание ценности самого человека, внимание общества переносится на его индивидуальность, инициативность, самостоятельность. Способность к самостоятельной постановке жизненных целей, возможность принимать собственные решения, управление и регуляция собственной деятельностью и поведением - такие требования общество выдвигает к современной, автономной личности.
Автономия своего рода критерий психологической успешности и психического здоровья, и наоборот, ее отсутствие является сигналом о возможном неблагополучии и потребности в психологической помощи.
Проблема автономии впервые встает в философских трудах Конфуция, Сократа, Аристотеля, Б. Спинозы, И. Канта. И. Кант [2] рассматривает понятие автономии в связи с понятиями воли и нравственности. Если принципы воли согласуются с законами автономии, то согласно И. Канту - это добрая, святая воля. Принцип автономии сводится к тому, чтобы выбирать так, чтобы принципы, определяющие наш выбор, содержались в «нашем волении» как всеобщий закон. Важно также подчеркнуть высказывание И. Канта, о том, что автономия есть основание достоинства человека и всякого разумного естества.
В настоящее время существуют многочисленные определения понятия «автономии». В Российской педагогической энциклопедии автономия определяется как способность личности к самоопределению на основе собственных убеждений. Проявляется в независимости человека от давления авторитета другой личности, группы или социального института [7].
В психологическом словаре «автономия» - это стадия нравственного развития, которая характеризуется способностью личности самостоятельно создавать или выбирать моральные правила для своей жизни и поведения [1].
По мнению С.Л. Рубинштейна [9] «самостоятельность» включает способность самостоятельно, сознательно ставить перед собой те или иные зада-
чи, цели, определять направление своей деятельности, что предполагает способность самостоятельно мыслить, и связано со становлением цельного мировоззрения. Такая работа совершается у подростков: вырабатывается критическое мышление, формируется мировоззрение и самосознание.
Еще одной гранью понятия автономии является понятие самоуправление. Американский психолог Д. Шапиро [9] рассматривает проблему автономии с точки зрения психиатрии, отождествляя понятие автономии и самоуправления. Он отмечает, что автономии «присуще собственное развитие, в процессе которого она сама может стать источником и причиной конфликта и подвергнуться определенным искажениям в своем развитии». Автономия человека это признак его здорового состояния, Д. Шапиро утверждает, что ослабление автономии является источником психопатологии.
По мнению Г.С. Прыгина [6], автономные субъекты это лица, обладающие сформированным симптомокомплексом качеств личности, позволяющим им при выполнении какой-либо деятельности опираться преимущественно на собственные знания, суждения, личные качества и т.д. Он понимает автономность как синоним понятия «эффективной самостоятельности», как одно из важнейших, интегративных качеств личности, отражающее высокую степень сформированности системы осознанной саморегуляции.
Таким образом, «автономия» определяется с позиций самоуправления, саморегуляции, самостоятельности, в том числе при планировании и выполнении деятельности, принятии решений, целеполагании.
Особым периодом становления автономии можно считать подростковый возраст, в силу происходящих изменений в личности подростка. В этот период новое определяющее выражение приобретают личностные характеристики подростка, посредством которых формируется его автономия это: самосознание, самооценка, самостоятельность, самоутверждение, регуляция деятельности и поведения, волевые качества, развивающееся чувство взрослости, в результате которого возникает способность отстаивать собственные взгляды, принимать решения, ставить лично значимые цели.
52
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21
© Доронцова О.А., 2015
Психологические особенности автономии в подростковом возрасте
По мнению Д.А. Леонтьева [3], сущность подросткового кризиса заключается в конфликте между стремлением к автономии и недостаточным развитием психологических механизмов автономной регуляции поведения. Во время подросткового кризиса может родиться зрелая, автономная, само-детерминируемая личность, однако это происходит не со всеми.
В связи с неоднозначностью трактовки понятия автономии, которая наиболее успешно формируется в подростковом возрасте, возникает проблема взаимосвязи автономии подростка с определяющими ее характеристиками: самоуправление, самостоятельность, саморегуляция и т.д. Для решения данной проблемы было проведено экспериментальное исследование.
Организация исследования.
Цель исследования состояла в изучении взаимосвязи автономии с определяющими ее характеристиками.
Базой исследования выступили учащиеся подросткового возраста средних общеобразовательных школ г. Брянска в количестве 85 человек.
В качестве диагностической методики для исследования автономии подростков использовался специальный тестовый опросник Г.С. Прыгина [6]. Методика диагностирует психологические типы: «автономные» (более 9 баллов), «зависимые» (4 баллов и меньше), «смешанные» (5-8 баллов).
С целью диагностики индивидуальной саморегуляции была использована методика «Стилевая саморегуляция поведения человека» [4]. Процесс личностной саморегуляции отражает то, как человек планирует и программирует достижение цели, учитывает внешние и внутренние условия, оценивает и корректирует свою активность для получения субъективно приемлемых результатов. Результаты диагностики позволяют определить не только общий уровень сформированности осознанной саморегуляции, но также отражают значимые для нашего исследования шкалы: самостоятельность, программирование, планирование и шкалы моделирование, оценка результатов, гибкость.
Сформированность самоуправления проверялась с помощью методики «Способность самоуправления» разработанной под руководством Н.М. Пейсахова [5]. Самоуправление нужно отличать от саморегуляции. Самоуправление - процесс творческий, связанный с созданием нового, встречей с необычной ситуацией или противоречием, необходимостью постановки новых целей, поиском новых решений и средств достижения целей. Саморегуляция - изменения, совершаемые в рамках имеющихся правил, норм, стереотипов. Функция саморегуляции - закрепить то, что приобретено в процессе самоуправления.
Цикл самоуправления состоит из следующих этапов: 1) анализ противоречий, или ориентиров-
ка в ситуации, 2) прогнозирование, 3) целеполага-ние, 4) планирование, 5) критерии оценки качеств, 6) принятие решения, 7) самоконтроль, 8) коррекция [5].
Описание результатов исследования.
Применение математических методов на экспериментальной выборке мы сочли возможным в связи с тем, что распределение признаков не отличалось от нормального: критерий нормальности Колмогорова-Смирнова для каждого показателя двух методик показал уровень значимости больше 0,05; среднее арифметическое, медиана и мода совпадают с допущением ±1; эксцесс и асимметрия приближенны к нулю.
По результатам корреляционного анализа между автономией и показателями двух методик (способность самоуправления и стилевая саморегуляция) при значимом уровне p<0,01 были выделены следующие зависимости:
- слабая (r<0,35) между автономией и анализом противоречий, прогнозированием, критерием оценки, моделированием и гибкостью. Коэффициенты корреляции близки к нулю, что может свидетельствовать о том, что автономия подростков практически не связана с моделированием ими событий или желаемых действий; способностью перестраивать и/или вносить преобразования в систему саморегуляции при изменении внешних и внутренних условий.
- средняя (0,35<r<0,65) между автономией и целеполаганием, планированием (из 2 методик), принятием решения, самоконтролем, коррекцией, оценкой результатов и общем уровнем самоуправления. То есть связь является достаточной, чтобы полагать, что с увеличением уровня автономии будут расти вышеуказанные показатели.
- сильная (r>0,65) между автономией и программированием, самостоятельностью и общим уровнем саморегуляции. Это говорит о непосредственной связи автономии с уровнем сформировавшейся у подростка потребности продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей, о его способности самостоятельно планировать деятельность, организовывать работу по достижению выдвинутой цели.
Таким образом, в ходе корреляционного анализа было выявлено, что такие показатели, как: целеполагание, планирование, принятие решений, самоконтроль, коррекция, оценка результатов, программирование, самостоятельность и общий уровень самоуправления и саморегуляции имеют большее количество связей по сравнению с другими показателями. Это означает, что проблема становления автономии у подростков может быть решена посредством развития способностей целе-полагания, планирования, принятия решений, самоконтроля, коррекции, оценки результатов, программирования, самостоятельности.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3
53
ПСИХОЛОГИЯ
Полученные данные важно учитывать при организации работы психологической службы для подростков по формированию у них автономии.
Библиографический список
1. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: АСТ, 2009. -816 с.
2. Кант И. Основы метафизики нравственности // Соч.: В 4 т. Т.4. - М.: Мысль, 1965.
3. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М.: Смысл, 2007. - 511 с.
4. Моросанова В.И., Коноз Е.М. Стилевая саморегуляция поведения человека // Вопросы психоло-
гии. - 2000. - № 2. - С. 118-127.
5. Основы психологии: практикум / ред.-сост. Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. -704 с.
6. Прыгин Г.С. Психология самостоятельности: Монография. - Набережные Челны: Институт управления, 2009. - 408 с.
7. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. / ред. В.В. Давыдов и др. - М: Большая Российская энциклопедия, 1999. - 560 с.
8. Рубинштейн С.Л. Основы обшей психологии. - СПб.: Питер, 2010. - 713 с.
9. Шапиро Д. Автономия и регидная личность. -М.: Независимая фирма «Класс», 2009. - 160 с.
УДК 159.9:316.35
Серякова Светлана Брониславовна
доктор педагогических наук, профессор
Малиборская Ирина Леонидовна
Московский педагогический государственный университет umkped@mail.ru, ira_maliborskaya@mail.ru
ФЕНОМЕН ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
В статье рассматриваются особенности информационной среды в контексте формирования организационной культуры. Организационная культура достаточно подробно изученный в психологической литературе феномен. Однако в современных условиях развития организаций в России и в мире, а также в связи широким распространением информационных технологий во всех сферах жизни и в особенности в организациях, возникает потребность в рассмотрении этого феномена с новой стороны, сквозь призму информационной среды.
Ключевые слова: организация, культура, организационная культура, информационная среда, групповая сплоченность, удовлетворенность трудом, социально-психологический климат.
Проблема формирования и трансформации организационной культуры в современных российских компаниях на сегодняшний день весьма актуальна. В условиях нестабильной экономической и политической ситуации, как в стране, так и в мире, возникает необходимость пересмотра всех накопленных знаний и опыта и в первую очередь это касается организационных изменений. Поскольку все больше организаций распадается или переходят в новый статус, необходимо еще больше внимания уделять такому неотъемлемому феномену, присутствующему в каждой организации, как организационная культура. В свою очередь немаловажную роль в данном контексте играет своевременно поступающая информация, которая обеспечивает не только более высокую продуктивность работы, но и психологическую безопасность членов организации.
Проблема исследования состоит в выявлении влияния информационной среды на формирование организационной культуры.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что информационная среда является одним из ведущих факторов, влияющих на организационную культуру на всех этапах ее существования; чем более развита информационная среда,
тем выше уровень развития организационной культуры и наоборот.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении научного знания в сфере проблемы формирования организационной культуры, в определении понятия «организационная культура» и изучении классификации данного феномена, в выявлении и описании влияния информационной среды на организационную культуру.
Практическая значимость исследования определяется необходимостью понимания факторов формирования организационной культуры и применения полученных знаний в практике психологами и руководителями при подборе и работе с персоналом в организациях, а также на этапе становления компании при создании ценностно-ориентационного единства коллектива.
В основе исследования лежит известный подход, предложенный К. Камероном и Р. Куинном. В его основе представлены четыре группы критериев, определяющих стержневые ценности организации:
- гибкость и дискретность;
- стабильность и контроль;
- внутренний фокус и интеграция;
- внешний фокус и дифференциация.
54
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21
© Серякова С.Б., Малиборская И.Л., 2015