Научная статья на тему 'Психологические особенности автономии в подростковом возрасте'

Психологические особенности автономии в подростковом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1578
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОНОМИЯ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / САМОУПРАВЛЕНИЕ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / AUTONOMY / TEENAGE / SELF-GOVERNMENT / SELF-CONTROL / INDEPENDENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Доронцова Ольга Александровна

В настоящее время вопросы становления автономии приобретают особую значимость. В связи с этим, в статье показана неоднозначность трактовки понятия «автономия». Описано исследование детей подросткового возраста, в котором становление автономии идет особенно интенсивно. Показано, что проблема становления автономии у подростков может быть решена посредством развития способностей целеполагания, планирования, принятия решений, самоконтроля, коррекции, оценки результатов, программирования, самостоятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological features of an autonomy at teenage

Now, questions of formation of autonomy gain the special importance. In this regard, ambiguity of interpretation of the concept “autonomy” has been shown in the article. We have conducted a research in teenagers in which formation of an autonomy takes place especially intensively. We have found significant communication of an autonomy of the teenager with such factors as a goal-setting, planning, decision-making, self-checking, correction, assessment of results, programming, independence, and also the general level of self-government and self-control.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности автономии в подростковом возрасте»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.922.8

Доронцова Ольга Александровна

Брянский государственный университет им. академика И.Г Петровского

olimpiada1502@yandex.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АВТОНОМИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

В настоящее время вопросы становления автономии приобретают особую значимость. В связи с этим, в статье показана неоднозначность трактовки понятия «автономия». Описано исследование детей подросткового возраста, в котором становление автономии идет особенно интенсивно. Показано, что проблема становления автономии у подростков может быть решена посредством развития способностей целеполагания, планирования, принятия решений, самоконтроля, коррекции, оценки результатов, программирования, самостоятельности.

Ключевые слова: автономия, подростковый возраст, самоуправление, саморегуляция, самостоятельность.

В последнее время существенно меняются социальные ценности и требования, предъявляемые обществом к своим гражданам. Происходит постепенное осознание ценности самого человека, внимание общества переносится на его индивидуальность, инициативность, самостоятельность. Способность к самостоятельной постановке жизненных целей, возможность принимать собственные решения, управление и регуляция собственной деятельностью и поведением - такие требования общество выдвигает к современной, автономной личности.

Автономия своего рода критерий психологической успешности и психического здоровья, и наоборот, ее отсутствие является сигналом о возможном неблагополучии и потребности в психологической помощи.

Проблема автономии впервые встает в философских трудах Конфуция, Сократа, Аристотеля, Б. Спинозы, И. Канта. И. Кант [2] рассматривает понятие автономии в связи с понятиями воли и нравственности. Если принципы воли согласуются с законами автономии, то согласно И. Канту - это добрая, святая воля. Принцип автономии сводится к тому, чтобы выбирать так, чтобы принципы, определяющие наш выбор, содержались в «нашем волении» как всеобщий закон. Важно также подчеркнуть высказывание И. Канта, о том, что автономия есть основание достоинства человека и всякого разумного естества.

В настоящее время существуют многочисленные определения понятия «автономии». В Российской педагогической энциклопедии автономия определяется как способность личности к самоопределению на основе собственных убеждений. Проявляется в независимости человека от давления авторитета другой личности, группы или социального института [7].

В психологическом словаре «автономия» - это стадия нравственного развития, которая характеризуется способностью личности самостоятельно создавать или выбирать моральные правила для своей жизни и поведения [1].

По мнению С.Л. Рубинштейна [9] «самостоятельность» включает способность самостоятельно, сознательно ставить перед собой те или иные зада-

чи, цели, определять направление своей деятельности, что предполагает способность самостоятельно мыслить, и связано со становлением цельного мировоззрения. Такая работа совершается у подростков: вырабатывается критическое мышление, формируется мировоззрение и самосознание.

Еще одной гранью понятия автономии является понятие самоуправление. Американский психолог Д. Шапиро [9] рассматривает проблему автономии с точки зрения психиатрии, отождествляя понятие автономии и самоуправления. Он отмечает, что автономии «присуще собственное развитие, в процессе которого она сама может стать источником и причиной конфликта и подвергнуться определенным искажениям в своем развитии». Автономия человека это признак его здорового состояния, Д. Шапиро утверждает, что ослабление автономии является источником психопатологии.

По мнению Г.С. Прыгина [6], автономные субъекты это лица, обладающие сформированным симптомокомплексом качеств личности, позволяющим им при выполнении какой-либо деятельности опираться преимущественно на собственные знания, суждения, личные качества и т.д. Он понимает автономность как синоним понятия «эффективной самостоятельности», как одно из важнейших, интегративных качеств личности, отражающее высокую степень сформированности системы осознанной саморегуляции.

Таким образом, «автономия» определяется с позиций самоуправления, саморегуляции, самостоятельности, в том числе при планировании и выполнении деятельности, принятии решений, целеполагании.

Особым периодом становления автономии можно считать подростковый возраст, в силу происходящих изменений в личности подростка. В этот период новое определяющее выражение приобретают личностные характеристики подростка, посредством которых формируется его автономия это: самосознание, самооценка, самостоятельность, самоутверждение, регуляция деятельности и поведения, волевые качества, развивающееся чувство взрослости, в результате которого возникает способность отстаивать собственные взгляды, принимать решения, ставить лично значимые цели.

52

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

© Доронцова О.А., 2015

Психологические особенности автономии в подростковом возрасте

По мнению Д.А. Леонтьева [3], сущность подросткового кризиса заключается в конфликте между стремлением к автономии и недостаточным развитием психологических механизмов автономной регуляции поведения. Во время подросткового кризиса может родиться зрелая, автономная, само-детерминируемая личность, однако это происходит не со всеми.

В связи с неоднозначностью трактовки понятия автономии, которая наиболее успешно формируется в подростковом возрасте, возникает проблема взаимосвязи автономии подростка с определяющими ее характеристиками: самоуправление, самостоятельность, саморегуляция и т.д. Для решения данной проблемы было проведено экспериментальное исследование.

Организация исследования.

Цель исследования состояла в изучении взаимосвязи автономии с определяющими ее характеристиками.

Базой исследования выступили учащиеся подросткового возраста средних общеобразовательных школ г. Брянска в количестве 85 человек.

В качестве диагностической методики для исследования автономии подростков использовался специальный тестовый опросник Г.С. Прыгина [6]. Методика диагностирует психологические типы: «автономные» (более 9 баллов), «зависимые» (4 баллов и меньше), «смешанные» (5-8 баллов).

С целью диагностики индивидуальной саморегуляции была использована методика «Стилевая саморегуляция поведения человека» [4]. Процесс личностной саморегуляции отражает то, как человек планирует и программирует достижение цели, учитывает внешние и внутренние условия, оценивает и корректирует свою активность для получения субъективно приемлемых результатов. Результаты диагностики позволяют определить не только общий уровень сформированности осознанной саморегуляции, но также отражают значимые для нашего исследования шкалы: самостоятельность, программирование, планирование и шкалы моделирование, оценка результатов, гибкость.

Сформированность самоуправления проверялась с помощью методики «Способность самоуправления» разработанной под руководством Н.М. Пейсахова [5]. Самоуправление нужно отличать от саморегуляции. Самоуправление - процесс творческий, связанный с созданием нового, встречей с необычной ситуацией или противоречием, необходимостью постановки новых целей, поиском новых решений и средств достижения целей. Саморегуляция - изменения, совершаемые в рамках имеющихся правил, норм, стереотипов. Функция саморегуляции - закрепить то, что приобретено в процессе самоуправления.

Цикл самоуправления состоит из следующих этапов: 1) анализ противоречий, или ориентиров-

ка в ситуации, 2) прогнозирование, 3) целеполага-ние, 4) планирование, 5) критерии оценки качеств, 6) принятие решения, 7) самоконтроль, 8) коррекция [5].

Описание результатов исследования.

Применение математических методов на экспериментальной выборке мы сочли возможным в связи с тем, что распределение признаков не отличалось от нормального: критерий нормальности Колмогорова-Смирнова для каждого показателя двух методик показал уровень значимости больше 0,05; среднее арифметическое, медиана и мода совпадают с допущением ±1; эксцесс и асимметрия приближенны к нулю.

По результатам корреляционного анализа между автономией и показателями двух методик (способность самоуправления и стилевая саморегуляция) при значимом уровне p<0,01 были выделены следующие зависимости:

- слабая (r<0,35) между автономией и анализом противоречий, прогнозированием, критерием оценки, моделированием и гибкостью. Коэффициенты корреляции близки к нулю, что может свидетельствовать о том, что автономия подростков практически не связана с моделированием ими событий или желаемых действий; способностью перестраивать и/или вносить преобразования в систему саморегуляции при изменении внешних и внутренних условий.

- средняя (0,35<r<0,65) между автономией и целеполаганием, планированием (из 2 методик), принятием решения, самоконтролем, коррекцией, оценкой результатов и общем уровнем самоуправления. То есть связь является достаточной, чтобы полагать, что с увеличением уровня автономии будут расти вышеуказанные показатели.

- сильная (r>0,65) между автономией и программированием, самостоятельностью и общим уровнем саморегуляции. Это говорит о непосредственной связи автономии с уровнем сформировавшейся у подростка потребности продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей, о его способности самостоятельно планировать деятельность, организовывать работу по достижению выдвинутой цели.

Таким образом, в ходе корреляционного анализа было выявлено, что такие показатели, как: целеполагание, планирование, принятие решений, самоконтроль, коррекция, оценка результатов, программирование, самостоятельность и общий уровень самоуправления и саморегуляции имеют большее количество связей по сравнению с другими показателями. Это означает, что проблема становления автономии у подростков может быть решена посредством развития способностей целе-полагания, планирования, принятия решений, самоконтроля, коррекции, оценки результатов, программирования, самостоятельности.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3

53

ПСИХОЛОГИЯ

Полученные данные важно учитывать при организации работы психологической службы для подростков по формированию у них автономии.

Библиографический список

1. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: АСТ, 2009. -816 с.

2. Кант И. Основы метафизики нравственности // Соч.: В 4 т. Т.4. - М.: Мысль, 1965.

3. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М.: Смысл, 2007. - 511 с.

4. Моросанова В.И., Коноз Е.М. Стилевая саморегуляция поведения человека // Вопросы психоло-

гии. - 2000. - № 2. - С. 118-127.

5. Основы психологии: практикум / ред.-сост. Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. -704 с.

6. Прыгин Г.С. Психология самостоятельности: Монография. - Набережные Челны: Институт управления, 2009. - 408 с.

7. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. / ред. В.В. Давыдов и др. - М: Большая Российская энциклопедия, 1999. - 560 с.

8. Рубинштейн С.Л. Основы обшей психологии. - СПб.: Питер, 2010. - 713 с.

9. Шапиро Д. Автономия и регидная личность. -М.: Независимая фирма «Класс», 2009. - 160 с.

УДК 159.9:316.35

Серякова Светлана Брониславовна

доктор педагогических наук, профессор

Малиборская Ирина Леонидовна

Московский педагогический государственный университет umkped@mail.ru, ira_maliborskaya@mail.ru

ФЕНОМЕН ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

В статье рассматриваются особенности информационной среды в контексте формирования организационной культуры. Организационная культура достаточно подробно изученный в психологической литературе феномен. Однако в современных условиях развития организаций в России и в мире, а также в связи широким распространением информационных технологий во всех сферах жизни и в особенности в организациях, возникает потребность в рассмотрении этого феномена с новой стороны, сквозь призму информационной среды.

Ключевые слова: организация, культура, организационная культура, информационная среда, групповая сплоченность, удовлетворенность трудом, социально-психологический климат.

Проблема формирования и трансформации организационной культуры в современных российских компаниях на сегодняшний день весьма актуальна. В условиях нестабильной экономической и политической ситуации, как в стране, так и в мире, возникает необходимость пересмотра всех накопленных знаний и опыта и в первую очередь это касается организационных изменений. Поскольку все больше организаций распадается или переходят в новый статус, необходимо еще больше внимания уделять такому неотъемлемому феномену, присутствующему в каждой организации, как организационная культура. В свою очередь немаловажную роль в данном контексте играет своевременно поступающая информация, которая обеспечивает не только более высокую продуктивность работы, но и психологическую безопасность членов организации.

Проблема исследования состоит в выявлении влияния информационной среды на формирование организационной культуры.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что информационная среда является одним из ведущих факторов, влияющих на организационную культуру на всех этапах ее существования; чем более развита информационная среда,

тем выше уровень развития организационной культуры и наоборот.

Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении научного знания в сфере проблемы формирования организационной культуры, в определении понятия «организационная культура» и изучении классификации данного феномена, в выявлении и описании влияния информационной среды на организационную культуру.

Практическая значимость исследования определяется необходимостью понимания факторов формирования организационной культуры и применения полученных знаний в практике психологами и руководителями при подборе и работе с персоналом в организациях, а также на этапе становления компании при создании ценностно-ориентационного единства коллектива.

В основе исследования лежит известный подход, предложенный К. Камероном и Р. Куинном. В его основе представлены четыре группы критериев, определяющих стержневые ценности организации:

- гибкость и дискретность;

- стабильность и контроль;

- внутренний фокус и интеграция;

- внешний фокус и дифференциация.

54

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

© Серякова С.Б., Малиборская И.Л., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.