Научная статья на тему 'Анализ особенностей автономии в подростковом возрасте'

Анализ особенностей автономии в подростковом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1481
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОНОМИЯ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ВЗАИМОСВЯЗЬ / САМОУПРАВЛЕНИЕ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / СВОБОДА / УВЕРЕННОСТЬ / САМООЦЕНКА / ТВОРЧЕСТВО / ВОЛЯ / ЭМОЦИИ / РЕФЛЕКСИЯ / AUTONOMY / ADOLESCENCE / RELATIONSHIP / SELF-MANAGEMENT / SELF-REGULATION / FREEDOM / CONFIDENCE / SELF-ESTEEM / CREATIVITY / WILL / EMOTIONS / REFLECTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Доронцова Ольга Александровна

В настоящее время вопросы становления автономии приобретают особую значимость. Особым возрастом, имеющим большой потенциал для ее формирования является подростковый возраст. Успешное разрешение подросткового кризиса связано с развитием у подростков способностей, позволяющих им самостоятельно выбирать направления жизненного пути, нести ответственность за свой выбор, с обеспечением возможностей для самоуправления, саморегуляции, овладением умениями необходимыми для достижения определенной интеллектуально-нравственной свободы и независимости от внешнего давления, т.е. с развитием автономии. На сегодняшний день не существует четкого единого определения понятия автономия. Автономия определяется с помощью понятий самоуправление, саморегуляция, свобода, своезаконие, уверенность; ее формирование связано с развитием ответственности, духовности, самооценочной деятельности, творчества, воли, эмоциональной стабильности, рефлексии. В связи с этим в статье проанализирована взаимосвязь данных характеристик и автономии подростков. Сделан вывод о возможности формирования автономии подростков в связи с освоением способностей анализировать ситуацию, ставить лично значимые цели, планировать, корректировать, контролировать и оценивать себя и свою деятельность, творчески подходить к решению задач; овладением навыками саморегуляции, эмоциональной устойчивости; рефлексии, осознанием себя как сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, для того чтобы принимать решения, строить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF FEATURES AUTONOMY IN ADOLESCENCE

At present, the formation of autonomy issues are of particular importance. A particular age, have a great potential for its formation is adolescence. Successful resolution of the adolescent crisis associated with the development of adolescent abilities, allowing them to choose the direction of way of life, take responsibility for their choices, ensuring opportunities for self-government, self-control, mastery of skills needed to achieve a certain intellectual and moral freedom and independence from external pressures, that is,.e. with the development of autonomy. To date, there is no clear single definition of the concept of autonomy. Autonomy is defined using the concepts of self-management, self-regulation, freedom, confidence; its formation is associated with the development of responsibility, spirituality, self-assessment activities, creativity, will, emotional stability and reflection. In this regard, the article analyzes the relationship between these characteristics and adolescent autonomy. The conclusion about the possibility of the formation of adolescent autonomy in connection with the development of abilities to analyze the situation, to put personally meaningful goals, plan, adjust, monitor and evaluate yourself and your work, creative approach to problem solving; mastery of the skills of self-control, emotional stability; reflection, awareness of itself as a strong personality, with sufficient freedom of choice, in order to make decisions, to build their lives in accordance with their goals and ideas about its meaning.

Текст научной работы на тему «Анализ особенностей автономии в подростковом возрасте»

УДК 159.9.072

АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ АВТОНОМИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

© 2016

Доронцова Ольга Александровна, аспирант

Брянский государственный университет имени И.Г. Петровского, Брянск (Россия)

Аннотация. В настоящее время вопросы становления автономии приобретают особую значимость. Особым возрастом, имеющим большой потенциал для ее формирования является подростковый возраст. Успешное разрешение подросткового кризиса связано с развитием у подростков способностей, позволяющих им самостоятельно выбирать направления жизненного пути, нести ответственность за свой выбор, с обеспечением возможностей для самоуправления, саморегуляции, овладением умениями необходимыми для достижения определенной интеллектуально-нравственной свободы и независимости от внешнего давления, т.е. с развитием автономии. На сегодняшний день не существует четкого единого определения понятия автономия. Автономия определяется с помощью понятий самоуправление, саморегуляция, свобода, своезаконие, уверенность; ее формирование связано с развитием ответственности, духовности, самооценочной деятельности, творчества, воли, эмоциональной стабильности, рефлексии. В связи с этим в статье проанализирована взаимосвязь данных характеристик и автономии подростков. Сделан вывод о возможности формирования автономии подростков в связи с освоением способностей анализировать ситуацию, ставить лично значимые цели, планировать, корректировать, контролировать и оценивать себя и свою деятельность, творчески подходить к решению задач; овладением навыками саморегуляции, эмоциональной устойчивости; рефлексии, осознанием себя как сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, для того чтобы принимать решения, строить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле.

Ключевые слова: автономия, подростковый возраст, взаимосвязь, самоуправление, саморегуляция, свобода, уверенность, самооценка, творчество, воля, эмоции, рефлексия.

ANALYSIS OF FEATURES AUTONOMY IN ADOLESCENCE

© 2016

Dorontsova Olga Aleksandrovna, postgraduate student

Bryansk state University named after I.G. Petrovsky, Bryansk (Russia)

Abstract. At present, the formation of autonomy issues are of particular importance. A particular age, have a great potential for its formation is adolescence. Successful resolution of the adolescent crisis associated with the development of adolescent abilities, allowing them to choose the direction of way of life, take responsibility for their choices, ensuring opportunities for self-government, self-control, mastery of skills needed to achieve a certain intellectual and moral freedom and independence from external pressures, that is, .e. with the development of autonomy. To date, there is no clear single definition of the concept of autonomy. Autonomy is defined using the concepts of self-management, self-regulation, freedom, confidence; its formation is associated with the development of responsibility, spirituality, self-assessment activities, creativity, will, emotional stability and reflection. In this regard, the article analyzes the relationship between these characteristics and adolescent autonomy. The conclusion about the possibility of the formation of adolescent autonomy in connection with the development of abilities to analyze the situation, to put personally meaningful goals, plan, adjust, monitor and evaluate yourself and your work, creative approach to problem solving; mastery of the skills of self-control, emotional stability; reflection, awareness of itself as a strong personality, with sufficient freedom of choice, in order to make decisions, to build their lives in accordance with their goals and ideas about its meaning.

Keywords: autonomy, adolescence, relationship, self-management, self-regulation, freedom, confidence, self-esteem, creativity, will, emotions, reflection.

В последние время большой интерес в науке вызывает проблема автономии личности. Это связанно с тем, что на сегодняшний день необходимо учитывать произошедшие преобразования во всех сферах жизнедеятельности общества, которые повлекли изменения к личности человека. Общество требует самостоятельных, решительных, владеющих собой личностей.

Проблема автономии впервые встает в философских трудах Конфуция, Сократа, Аристотеля, Б. Спинозы, И. Канта, причем, не обозначаясь как таковая, а рассматриваемая через трактовки свободы выбора, свободы воли, управления собой. И. Кант рассматривает понятие автономии в связи с понятиями воли и нравственности. Если принципы воли согласуются с законами автономии, то это согласно И. Канту - это добрая, святая воля. Принцип автономии сводится к тому, чтобы выбирать так, чтобы принципы, определяющие наш выбор, содержались в «нашем волении» как всеобщий закон. Важно также подчеркнуть высказывание И. Канта, о том, что автономия есть основание достоинства человека и всякого разумного естества [1].

Отечественные психологи (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, Т.В. Драгунова, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.А. Бодалев и др.) не вводя понятия автономии в научный оборот, так или иначе, занимались изучением проявлений личности, являющимися разными гранями автономии. Одной из таких граней является «чувство взрослости» у подростков, показателями которого служит наличие:

1) настойчивого желания, чтобы окружающие отно-

сились к подростку не как к маленькому, а как к взрослому;

2) собственной траектории поведения, определенных взглядов, оценок и их отстаивание, несмотря на несогласие взрослых или сверстников;

3) стремления к самостоятельности и желания оградить некоторые сферы своей жизни от вмешательства старших [2].

А.Г. Асмолов, подчеркивает, что если человек обладает свободой выбора, а также осуществляет выборы, возникшие в силу внутренней необходимости, умеет оценить последствия принятого решения и несет ответственность за него перед собой и миром, то он и есть истинная личность [3].

О.Е. Дергачева и Д.А. Леонтьев отмечают, что в современных исследованиях личная автономия рассматривается как интериоризированная форма внешней регуляции, ставшая саморегуляцией и получившая совершенно другую форму. Автономия не означает изоляции человека от внешнего мира, а наоборот, она характерна для личности, которая смело и открыто принимает внешние вызовы и зрело взаимодействует с внешними по отношению к ней составляющими. [4].

По Д.А. Леонтьеву автономия определяется как «ориентация на собственный закон развития» [5, с.33]. Зрелая автономная личность определяется как система, основанная на логике свободного выбора, хотя индивидуальная линия развития приводит к этому не всегда. Автономная личность не только руководствуется своими жизненными ценностями, она может выступать в ка-

честве творческой, активной составляющей, создавать и перестраивать свой мир, вносить в него новые значения [6].

Согласно точке зрения Д.А. Леонтьева, формирование автономии происходит при взаимодействии с такими аспектами как свобода, ответственность и духовность [6, 7]. Без духовности «не может быть автономной личности» - отмечает Д.А. Леонтьев. Под духовностью он понимает способ существования человека, определяющий его ориентацию не на собственные личные потребности и житейские отношения, а на общечеловеческие и культурные ценности, опираясь на которые личность осуществляет свободный выбор, что обогащает ее и позволяет создавать будущее, а не просто прогнозировать его [7].

«Свобода и ответственность представляют собой две грани субъектной причинности, первая из которых обращена вовнутрь, к самому субъекту, вторая - вовне, к объективным результатам его действий» [4]. Свобода понимается как высшая форма активности, способность направлять свою деятельность исходя из личностных ориентиров [7].

Другой стороной автономии является ответственность, под которой Д.А. Леонтьев понимает высшую форму саморегуляции, заключающаяся в осознании и применении себя как причины изменений в себе, во внешнем мире. Развитие личности в рамках параметров духовности, свободы и ответственности может происходить в течение всей жизни, если развитие пойдет по автономной траектории, но критическим, сензитивным для становления механизмов самодетерминации является подростковый возраст [7].

В исследованиях отечественных психологов нередко встречается понятие автономность. Под автономностью понимают обладание автономией. [8]. Г.С. Прыгин, отмечает, что автономные субъекты это лица, обладающие сформированным симптомокомплексом качеств личности, позволяющим им при выполнении какой-либо деятельности опираться, преимущественно на собственные знания, суждения, личные качества и т.д. Он понимает автономность как синоним понятия «эффективной самостоятельности», как одно из важнейших, интегративных качеств личности, отражающее высокую степень сфор-мированности системы осознанной саморегуляции [9].

Американский психолог Д. Шапиро рассматривает проблему автономии с точки зрения психиатрии, отождествляя понятие автономии и самоуправления. Автономия человека это признак его здорового состояния, ее ослабление автономии является источником психопатологии. Д. Шапиро отмечает, что автономии «присуще собственное развитие, в процессе которого она сама может стать источником и причиной конфликта и подвергнуться определенным искажениям в своем развитии» [10, с.32]. Развитие автономии в детском возрасте определяется развитием мышления, интеллекта, воображения и соответственно творческого потенциала. «Возможности выбора, принятия решения, полностью осмысленного и волевого действия и вообще самоуправления трудно себе представить, не обладая способностью к воображению» [10, с. 37].

Автономию как уверенность в себе рассматривали Е. Гринбергер и А.С. Соренсон. Автономия здесь определяется как некая грань психосоциальной зрелости, которая характеризуется отсутствием зависимости от других, наличием контроля над своей жизнью, активностью [11].

Некоторые исследователи связывают развитие автономии с развитием самооценочной деятельности, говоря о том, что внешняя оценка укрепляется во внутренней. С введением внутренней оценки собственных действий может образовываться такая ступень развития, которая позволит личности принимать собственные решения, независимо от других и критично осмысливать реальность [12]._

Наиболее полно вопросы автономии отражены в теории самодетерминации (Э.Л. Деси, Р.М. Райн, Э. Скиннер, Дж. Веллборн, М. Тернер). Э.Деси и Р. Райн понятия автономии и самодетерминации рассматриваются как синонимы.

В рамках теории самодетерминации автономия взаимодействует с понятиями эмоции и воля. Эмоция

- реакция, переживаемая характерным для человека способом и проявляющаяся в телесном изменении или стимулом к действию. Она может повлиять на последующее поведение - автоматическое или самодетерминированное; она может осознаваться или не осознаваться. Эмоциональная реакция включает в себя компоненты рефлективной и когнитивной оценки, являющиеся основой самодетерминорованного поведения [13]. Воля

- это «способность человеческого организма выбирать, как удовлетворять свои потребности» [13, р.26]. Причем выбор осуществляется исходя из поступающей внешней информации, которую человек перерабатывает и интерпретирует, учитывая при этом личные интересы и потребности. Воля разрешает конфликты между потребностями, подчиняя их себе. Волевые процессы осуществляются, удовлетворяя влечения и потребности. Л. Деси выделяет два типа волевого поведения. Первое -воля «сжав зубы», проявляется в противостоянии с внутренними влечениями или окружающим миром; второе

- волеизъявление, как осознание своих потребностей и осуществление их удовлетворения. И первое, и второе происходит под влиянием выбора, а не автоматизированной реакции. Чем сильнее чувство компетентности и самодетерминации, тем сильнее воля [13].

Д.Тао помимо рассмотрения автономии как индивидуальной самодетерминации выделяет еще одну концепцию рассмотрения автономии как способности критической саморефлексии. Автономия как способность критической рефлексии означает способность критически размышлять над собственными предпочтениями и желаниями, способность принять их или же пытаться изменить их в свете более высоких ценностей или более предпочтительных операций. Эта способность берет начало в конфуцианской моральной философии, которая, акцентируясь на познающем практическом рассуждении, уделяет большое значение развитию способностей независимого суждения, самопроверки, критической оценки и управления желаниями, которые являются основой морального совершенствования [14]. С позиции рефлексии понятие автономии раскрывается в учебной деятельности (Д. Литтл, Н.Ф. Коряковцева, И.Д Трофимова и др.). Д. Литтл определяет автономию учащегося в учебной деятельности как способность к независимым и самостоятельным действиям, критической рефлексии, принятию решений [15].

По мнению К.Брауна и Р.Райна без осознанного присутствия в современном обществе трудно жить автономно, учитывать множество сил, внешних и внутренних, которые часто тянут нас в разных направлениях. «Сознательная рефлексия тех способов, посредством которых мы хотим распорядиться данными каждому из нас ограниченными ресурсами энергии, представляется важнее, чем когда-либо» [16, р.119].

Проведенный анализ подходов к понятию автономии позволяет резюмировать, что феномен автономии связан с такими категориями как, самоуправление, саморегуляция, свобода, своезаконие, уверенность. Формирование автономии связано с развитием ответственности, духовности, самооценочной деятельности, воли, творчества, эмоциональной стабильности, рефлексии. В связи с этим возникает проблема взаимосвязи автономии с характеристиками ее определяющими.

В связи с неоднозначностью трактовки понятия автономии, возникает проблема изучения взаимосвязи автономии подростка с такими характеристиками как: самоуправление, самооценка, творчество, саморегуляция поведения, уверенность, ответственность, эмоциональный

потенциал, воля, рефлексия, осмысленность жизни, свобода выбора и др. Для решения данной проблемы было проведено экспериментальное исследование.

В качестве контингента испытуемых выступили дети, подросткового возраста. Традиционно этот возраст сопровождается так называемым подростковым кризисом, что обуславливает его большой потенциал для формирования автономии. Успешное разрешение подросткового кризиса связано с развитием у подростков способностей, позволяющих им самостоятельно выбирать направления жизненного пути, нести ответственность за свой выбор, с обеспечением возможностей для самоуправления, саморегуляции, овладением умениями необходимыми для достижения определенной интеллектуально-нравственной свободы и независимости от внешнего давления, т.е. с развитием автономии.

Организация исследования.

Цель исследования состояла в изучении взаимосвязи автономии подростка с характеристиками ее определяющими.

Базой исследования выступили учащиеся подросткового возраста средних общеобразовательных школ №1, №13, №15, №42 г. Брянска в количестве 260 человек.

В качестве диагностической методики для исследования автономии подростков использовался «Опросник автономности-зависимости» Г.С. Прыгина [9]. Способность самоуправления изучалась с помощью методики «Способность самоуправления» (Н.М. Пейсахов) [17]. Помимо общей способности самоуправления, данная методика диагностирует следующие шкалы: анализ противоречий или ориентировка в ситуации, прогнозирование, целеполагание, планирование, критерии оценки качеств, принятие решения, самоконтроль, коррекция. Самооценка изучалась с помощью методики «Экспресс-диагностика уровня самооценки», творческий потенциал с использованием методики «Самооценка творческого потенциала» [18]. Для диагностики саморегуляции поведения применялась методика «Изучение стилевой саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова, Е.М. Коноз) [19]. Она диагностирует шкалы: планирование, моделирование, программирование, оценка результатов, гибкость, самостоятельность и общий уровень саморегуляции поведения. Уверенность изучалась с помощью теста «Насколько вы уверены в себе?» (А.М. Прихожан) [20]; способность контролировать свою жизнь и самостоятельно принимать решения изучалась с помощью методики «Опросник межличностных отношений» (шкала контроля), автор - А.А. Рукавишников [21]. Умение регулировать эмоции и эмоциональный интеллект в целом изучался с помощью методики «Диагностика эмоционального интеллекта» (Н. Холл) [18]. Она диагностирует шкалы: эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, самомотивация, эмпатия, распознавание эмоций других людей, эмоциональный интеллект. Волевой потенциал оценивался методикой «Диагностика волевого потенциала личности» [18]. Рефлексия оценивалась с помощью методики «Оценка рефлексивности» (А.В. Карпов, В.В. Пономорева) [22]. В этой методике рефлексивность исследуется системно, как рефлексивность прошлой, настоящей, будущей деятельностей, а также рефлексивность общения. Наличие целей в жизни, удовлетворенность своей жизнью, а также наличие представлений о себе как о личности, способной свободно принимать решения оценивалось с использованием методики «Тест смысложизненных ориентаций» (Д.А. Леонтьев) [23]. С помощью данного теста можно оценить следующие шкалы: цели в жизни; процесс жизни; результативность жизни; локус контроля - я; локус контроля - жизнь, осмысленность жизни.

Математическая обработка проводилась с помощью непараметрического коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Корреляционный анализ позволил детализировать общую картину взаимосвязей автономии 156

подростков.

Проанализируем корреляционную связь между шкалами методики «Способность самоуправления» и автономией. Итак, корреляционная связь меду автономией и шкалами:

- анализ противоречий или ориентировка в ситуации (^=0,27; р<0,01), указывает на то, что более автономные подростки умеют ориентироваться в сложившейся ситуации, создавая субъективную ее модель.

- прогнозирование (^=0,28; р<0,01), указывает на связь автономии и способности подростка формировать прогноз (модель), который основан на анализе прошлого и настоящего, на анализе противоречий между прошлым и настоящим.

- целеполагание (^=0,23; р<0,01), это означает, что более автономные подростки в большей степени обладают умениями создания системы целей, соотнесения их между собой и выбора предпочтительных.

- планирование (^=0,46; р<0,01), это демонстрирует зависимость автономии и умения подростка формировать модель средств достижения цели и последовательности их применения

- критерии оценки качества (^=0,37; р<0,01), это означает, что более автономные подростки в большей степени обладают умениями находить ответы на вопросы: какими должны быть показатели, позволяющие оценить успехи в реализации плана, как оценить, что сделанное было необходимым, как оценить, что мои поступки и действия достаточны?

- принятие решения (^=0,35; р<0,01), это показывает, что более автономные подростки испытывают меньше трудностей при принятии решений, т.е. более уверенно переходят от плана к действиям.

- самоконтроль (^=0,23; р<0,01), что указывает на связь автономии подростка со способностью контролировать свое поведение, общение, деятельность.

- коррекция (^=0,26; р<0,01), что свидетельствует о связи автономии подростка и способности изменять реальные действия, поведение, общение.

- общий уровень самоуправления (^=0,55; р<0,01), что указывает на зависимость автономии подростка с общей системой самоуправления.

Прямая корреляция обнаружена между автономией и творческим потенциалом (^=0,23; р<0,01), что показывает зависимость автономии подростков и совокупности способностей, применяемых в решении творческих задач.

Выявлена корреляционная связь между автономией и самооценкой (^=-0,14; р<0,05), это показывает, что более автономные подростки обладают умениями оценивать себя и собственные качества и чувства, достоинства и недостатки.

Опишем корреляционную связь между шкалами методики «Изучение стилевой саморегуляции поведения» и автономией. Автономия коррелирует со следующими шкалами:

- моделирование (^=0,22; р<0,01), это свидетельствует о том, что более автономные подростки способны выделять значимые условия достижения целей как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем, что проявляется в соответствии программ действий планам деятельности и в соответствии получаемых результатов принятым целям.

- программирование (^=0,23; р<0,01), это означает, что более автономные подростки имеют в большей степени сформировавшеюся потребность продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей. Программы действий разрабатываются ими самостоятельно, они более детализированы и развернуты и гибко изменяются в новых обстоятельствах и устойчивы в ситуации помех.

- оценивание результатов (^=0,31; р<0,01), это свидетельствует о том, что более автономные подростки имеют более развитую и адекватную самооценку, у

них более сформированные и устойчивые субъективные критерии оценки результатов.

- гибкость (^=0,25; р<0,01) это свидетельствует о том, что подростки обладающие большей степенью автономии демонстрируют пластичность всех регулятор-ных процессов, то есть они способны перестраивать, вносить коррекции в систему саморегуляции при изменении внешних и внутренних условий.

- общий уровень саморегуляции (^=0,35; р<0,01), это означает, что более автономные подростки, более гибко и адекватно реагируют на изменение условий, выдвижение и достижение цели у них в значительной степени осознанно. Чем выше общий уровень осознанной регуляции, тем легче человек овладевает новыми видами активности, увереннее чувствует себя в незнакомых ситуациях, тем стабильнее его успехи в привычных видах деятельности.

Прямая корреляция выявилась между автономией и шкалой выраженная потребность контроля «опросника межличностных отношений» (г=0,19; р<0,01), это свидетельствует о том, что более автономные подростки стараются брать на себя ответственность, соединенную с ведущей ролью; стремятся принимать решения.

Обнаружена прямая корреляция между автономией и уверенностью (г=0,28; р<0,01), это означает, что более автономные подростки в большей степени обладают уверенностью в себе и своих силах.

Проанализируем корреляционную связь между автономией и шкалами методики «Эмоциональный интеллект» Ниже описаны полученные корреляционные зависимости автономии и следующих шкал:

- эмоциональная осведомленность (г=0,12; р<0,05), что указывает на зависимость автономии с осознанием и пониманием своих эмоций, большая эмоциональная осведомленность характеризует в большей мере, осведомленность о своем внутреннем состоянии.

- управление своими эмоциями (^=0,13; р<0,05), что свидетельствует о связи автономии подростков и умениями управлять своим эмоциями.

- распознавание эмоций других людей (г=0,13; р<0,05), это означает, что более автономные подростки в большей степени умеют распознавать и воздействовать на эмоциональное состояние других людей.

- эмоциональный интеллект (г=0,22; р<0,01), что указывает на связь автономии со способностью распознавать свои эмоции, понимать свои намерения и желания, управлять своими эмоциями и эмоциями других в целях решения практических задач.

Выявлена корреляционная связь автономии и волевым потенциалом (г=0,25; р<0,01), это означает, что более автономные подростки обладают большей силой воли.

Проанализируем корреляционную связь между автономией подростков и рефлексией; автономией подростков и смысложизненными ориентациями. Ниже описаны корреляции, автономии и шкал методик «Оценка рефлексивности» и «Тест смысложизненных ориентаций», имеющих положительные значения.

- рефлексия настоящей деятельности (г=0,14; р<0,05), указывает на то, что более автономные подростки могут осуществлять непосредственный самоконтроль поведения в актуальной ситуации, с осмыслением ее элементов; анализировать происходящее; способны соотносить свои действия с ситуацией и координировать их в соответствии с изменяющимися условиями и собственным состоянием.

- рефлексия общения и взаимодействия с другими (^=0,20; р<0,01), что показывает связь автономии и склонности к анализу общения и взаимодействия с другими людьми.

- результативность жизни или удовлетворенность самореализацией (г =0,15; р<0,01), это означает, связь автономии с оценкой подростка пройденного промежутка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и ос-

мысленна была прожита ее часть.

- локус контроля - я (rs=0,24; p<0,01), это означает, что более автономные подростки имеют представление о себе как о более сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле.

- локус контроля - жизнь (rs=0,25; p<0,01), это свидетельствует о том, что более автономные подростки, убеждены, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.

- осмысленность жизни (rs=0,16; p<0,01), это показывает, что жизнь более автономных подростков в большей степени осмыслена, они способны осуществлять осознанный выбор, добиваться поставленных результатов.

Таким образом, автономия подростка является сложным интегративным понятием, обусловленным разноплановыми феноменами. Экспериментальное исследование взаимосвязей автономии в подростковом возрасте позволило обозначить круг проблем, которые важно учитывать при организации работы психологической службы по формированию автономии подростков. Исследование показало, что для формирования автономии подростков необходимо освоение способностей анализировать ситуацию, ставить лично значимые цели, планировать, корректировать, контролировать и оценивать себя и свою деятельность, творчески подходить к решению задач; овладение навыками саморегуляции, эмоциональной устойчивости; рефлексии, осознание себя как сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, для того чтобы принимать решения, строить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кант И. Основы метафизики нравственности // Соч.: В 4 т. Т.4. M.:Mbi^, 1965.

2. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Избр. психол. труды/ Под ред. Д.И. Фельдштейна. 3-е изд. - M.: MTC^ Воронеж: MОДЭк, 2001. Т. 2. 416 с.

3. Aсмолов A.r. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. M.: Смысл: Academia, 2010. 447 c.

4. Дергачева О.Е., Леонтьев ДА. Личностная автономия как составляющая личностного потенциала / Личностный потенциал: структура и диагностика. M.: Смысл, 2011. С. 210-240.

5. Леонтьев ДА. От симбиоза и адаптации к автономии и трансценденции // Личность в современном мире: от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества / Под ред. Е.И. Яцуты. Кемерово: Графика, 2002. С. 3-34.

6. Леонтьев ДА. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. M.: Смысл, 2007. 511 с.

7. Леонтьев ДА. Очерк психологии личности. M.: Смысл, 1993. 43 с.

8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. M.: ИТИ ТЕХНОЛОГИИ. 2003.

9. Прыгин Г.С. Психология самостоятельности: Mонография. Набережные Челны: Институт управления, 2009. 408 с.

10. Шапиро Д. Aвтономия и регидная личность. M.: Независимая фирма «Класс», 2009. 160 с.

11. Schulenberg, J., Maggs, J. L. & Hurrelmann, K. Negotiating developmental transitions during adolescence and young adulthood: Health risks and opportunities. In J. Schulenberg, J. L. Maggs, & K. Hurrelmann (Eds.), Health risks and developmental transitions during adolescence. New York, Cambridge University Press, 1997. Р. 1-19.

12. Beckert T.E. Fostering Autonomy in Adolescents: a Model of Cognitive Autonomy and Self-Evaluation.

Utah State University Paper presented at the American Association of Behavioral and Social Sciences February 16, 2005. Las Vegas, Nevada.

13. Deci E. L. The psychology of self-determination. Lexington books, Toronto, 1980.

14. Tao Julia Lai Po-wah. A Confucian Approach to a «Shared Family Decision Model» in Health Care: Reflections on Moral Pluralism // Global Bioethics: The Collapse of Consensus / Ed. by H. Tristram Engelhardt, Jr. Rice University. Houston, 2006. Р. 154-179.

15. Little, D. Learner Autonomy 1: Definitions, Issues, and Problems / D. Little. Dublin, 1991. 175 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Brown K.W., Ryan R.M. Fostering healthy self-regulation from within and without: a self-determination theory perspective // P.A.Linley, S.Joseph (Eds.). Positive Psychology in Practice. London: Wiley, 2004. P. 105-124.

17. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 704 с.

18. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Институт Психотерапии, 2002. 490 с.

19. Моросанова В.И., Коноз Е.М. Стилевая саморегуляция поведения человека // Вопросы психологии, 2000. № 2. С. 118-127.

20. Прихожан, А.М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. М.: ТЦ «Сфера», 2000. 192 с.

21. Рукавишников А. А. Опросник межличностных отношений. НПЦ «Психодиагностика», Ярославль, 1992. 47 с.

22. Карпов А.В., Пономарева В.В. Психология рефлексивных процессов управления. М.; Ярославль: ДиА-пресс, 2000.

23. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориента-ций (СЖО). М.: Смысл, 1992. 18с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.