Научная статья на тему 'Потенциал системы межличностного взаимодействия в процессе формирования автономии подростков'

Потенциал системы межличностного взаимодействия в процессе формирования автономии подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1005
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система межличностного взаимодействия / автономия / подростковый возраст / отношения / общение / деятельность / психологопедагогическая поддержка / system of interpersonal interaction / autonomy / adolescence / relations / communication / activity / psychological assistance and pedagogical support

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ольга Александровна Доронцова

В статье рассматривается значимая и актуальная на сегодняшний день проблема – проблема становления автономии индивида. Особое внимание уделено подростковому возрасту. Это период особенно благоприятен для формирования автономии из-за определенных изменений в психологической и социальной сфере ребенка. Показано значение межличностного ввзаимодействия в процессе формирования автономии в этом возрасте. В работе анализируются подходы к понятию «взаимодействие». Выделяются четыре основных направления объяснения сущности этого понятия: символический интеракционизм (Дж. Мид), социальный обмен (Дж. Хоманс, Г. Блумер), социодраматический подход (Э. Гофман) трансактный анализ (Э. Берна). Освещены виды взаимодействия, показатели его эффективности. Анализ проблемы межличностного взаимодействия продемонстрировал его связь с категориями «отношение», «общение» и «совместная деятельность» (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, С.В. Духновский, Я.Л. Коломинский, В.Н. Куницына, В.Н. Мясищев, Б.Д. Парыгин и др.). Раскрывается понятие системы межличностного взаимодействия, обусловливающей формирование автономии в подростковом возрасте. Она рассматривается как совокупность взаимодействий психолога с педагогами, детьми подросткового возраста и их родителями. Обосновано преимущество психолого-педагогической поддержки в рамках системы данного взаимодействия. Показано значение сотрудничества как формы межличностного взаимодействия в процессе формирования автономии у подростков. Описаны механизмы этого взаимодействия, характер контактов в нем, компоненты складывающейся при этом социальной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The potential of the system of interpersonal interaction in the formation of adolescent autonomy

The paper discusses a significant and actual issue of developing autonomy of the individual. Special attention is paid to adolescent age having high potential for developing autonomy in view of certain changes in the psychological and social sphere of the adolescents. The value of interpersonal interaction in the course of developing adolescent autonomy is shown. The approaches to the concept of interaction are analyzed, four main directions of explaining the essence of interaction are allocated: symbolical interactionism (J. Mid), social exchange (J. Homans, G. Blumer), sociodramatic touch (E. Goffman) transaction analysis (E. Berne). Types of interaction, efficiency of interaction development are considered. The analysis of interpersonal interaction issues shows its communication with the categories of «relation», «communication» and «joint activity» (B.G. Ananyev, G.M. Andreyeva, S.V. Dukhnovsky, Ya.L. Kolominsky V.N. Kunitsyna, V.N. Myasishchev, B.D. Parygin, etc.). The concept of interpersonal interaction system of the autonomy causing development of adolescence in the paradigm of psychologist-teacher interaction, and also child-parent interaction is described. The advantage of psychological assistance and pedagogical support within the system of interpersonal interaction for further development of adolescent autonomy is proved. The value of cooperation as one of the types of interpersonal interaction in the course of adolescent autonomy development is shown. Mechanisms of interpersonal interaction, nature of contact in interpersonal interaction, components of a social situation are described.

Текст научной работы на тему «Потенциал системы межличностного взаимодействия в процессе формирования автономии подростков»

[ Возрастная и семейная психология ] Национальный психологический журнал

National Psychological Journal http://npsyj.ru

Оригинальная статья / Original Article УДК 159.922.6, 159.923.2, 316.62

doi: 10.11621 /npj.2015.0411

Потенциал системы межличностного взаимодействия в процессе формирования автономии подростков

О.А. Доронцова Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, Брянск, Россия

Поступила 28 сентября 2015/ Принята к публикации: 17 ноября 2015

The potential of the system of interpersonal interaction in the formation of adolescent autonomy

Olga A. Dorontsova Ivan Petrovsky Bryansk State University, Bryansk, Russia

Received: September 28, 2015 / Accepted for publication: November 17, 2015

"О статье рассматривается значимая и актуальная на сегодняшний день проблема - проблема становления автономии индивида. Особое внимание уделено В подростковому возрасту. Это период особенно благоприятен для формирования автономии из-за определенных изменений в психологической и социальной сфере ребенка. Показано значение межличностного ввзаимодействия в процессе формирования автономии в этом возрасте. В работе анализируются подходы к понятию «взаимодействие». Выделяются четыре основных направления объяснения сущности этого понятия: символический интеракционизм (Дж. Мид), социальный обмен (Дж. Хоманс, Г. Блумер), социодраматический подход (Э. Гофман) трансактный анализ (Э. Берна). Освещены виды взаимодействия, показатели его эффективности.

Анализ проблемы межличностного взаимодействия продемонстрировал его связь с категориями «отношение», «общение» и «совместная деятельность» (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, С.В. Духновский, Я.Л. Коломинский, В.Н. Куницына, В.Н. Мясищев, Б.Д. Парыгин и др.). Раскрывается понятие системы межличностного взаимодействия, обусловливающей формирование автономии в подростковом возрасте. Она рассматривается как совокупность взаимодействий психолога с педагогами, детьми подросткового возраста и их родителями. Обосновано преимущество психолого-педагогической поддержки в рамках системы данного взаимодействия.

Показано значение сотрудничества как формы межличностного взаимодействия в процессе формирования автономии у подростков. Описаны механизмы этого взаимодействия, характер контактов в нем, компоненты складывающейся при этом социальной ситуации.

Ключевые слова: система межличностного взаимодействия, автономия, подростковый возраст, отношения, общение, деятельность, психолого-педагогическая поддержка.

Hp^he paper discusses a significant and actual issue of developing autonomy of the Individual. Special attention is paid to adolescent age having high potential for T developing autonomy in view of certain changes in the psychological and social sphere of the adolescents. The value of interpersonal interaction in the course of developing adolescent autonomy is shown.

The approaches to the concept of interaction are analyzed, four main directions of explaining the essence of interaction are allocated: symbolical interactionism (J. Mid), social exchange (J. Homans, G. Blumer), sociodramatic touch (E. Goffman) transaction analysis (E. Berne). Types of interaction, efficiency of interaction development are considered.

The analysis of interpersonal interaction issues shows its communication with the categories of «relation», «communication» and «joint activity» (B.G. Ananyev,

G.M. Andreyeva, S.V. Dukhnovsky, Ya.L. Kolominsky V.N. Kunitsyna, V.N. Myasishchev, B.D. Parygin, etc.). The concept of interpersonal interaction system of the autonomy

causing development of adolescence in the paradigm of psychologist-teacher interaction, and also child-parent interaction is described. The advantage of psychological

assistance and pedagogical support within the system of interpersonal interaction for further development of adolescent autonomy is proved.

The value of cooperation as one of the types of interpersonal interaction in the course of adolescent autonomy development is shown. Mechanisms of interpersonal

interaction, nature of contact in interpersonal interaction, components of a social situation are described.

Keywords: system of interpersonal interaction, autonomy, adolescence, relations, communication, activity, psychological assistance and pedagogical support.

Доронцова О.А. Потенциал системы межличностного взаимодействия в процессе формирования автономии подростков // Национальный психологический журнал. - 2015. - № 4(20). - С. 111-118.

последнее время существенно [ ^ меняются социальные ценности ^ у-/- и требования, предъявляемые обществом к своим гражданам. Происходит постепенное осознание ценности самого человека, внимание общества концентрируется на его индивидуальности, инициативности, самостоятельности. Способность к самостоятельной постановке жизненных целей, умение принимать собственные решения, управлять и регулировать свою деятельность и поведение - такие требования общество предъявляет к современной, автономной личности.

Автономия человека - это признак его здорового состояния, ее ослабление является причиной психопатологии -утверждает американский психолог Д. Шапиро. Он рассматривает проблему автономии с точки зрения психиатрии, отождествляя понятие автономии и самоуправления и отмечает, что автономии присуще собственное развитие, в процессе которого она сама может стать источником и причиной конфликта и подвергнуться определенным искажениям в своем развитии (Шапиро, 2009).

Д.А. Леонтьев утверждает, что автономия - это «ориентация на собственный

Успешное разрешение подросткового кризиса связано с развитием у подростков способности самостоятельно выбирать направления жизненного пути и отвечать за свой выбор, с обеспечением возможностей самоуправления, саморегуляции, с овладением умениями, необходимыми для достижения определенной интеллектуально-нравственной свободы и независимости от внешнего давления, то есть - с развитием автономии

Проблема автономии впервые встает в философских трудах Конфуция, Сократа, Аристотеля, Б. Спинозы, И. Канта. И. Кант рассматривает понятие автономии в связи с понятиями воли и нравственности. Если принципы воли согласуются с законами автономии, то это, согласно И. Канту, - добрая, святая воля. Принцип автономии сводится к такому выбору, когда принципы, его определяющие, содержатся в «нашем волении» как всеобщий закон. Важно также подчеркнуть высказывание И. Канта о том, что автономия есть основание достоинства человека и всякого разумного естества (Кант, 1965).

Вопросы автономии находят свое отражение и в современных трудах отечественных и западных исследователей таких, как O.E. Дергачева, Д.А. Леонтьев, Е.Р. Калитеевская, Н.Н. Поскребышева, Г.С. Прыгин, Л. Дэси, Р. Райн, Д. Шапиро и др.

закон развития» (Леонтьев, 2002, С. 33). Автономная личность определяется как система, основанная на логике свободного выбора, она не только руководствуется своими жизненными ценностями, но может выступать в качестве творческой, активной составляющей, создавать и перестраивать свой мир, вносить в него новые значения (Леонтьев, 2007). По мнению Д.А. Леонтьева, сущность подросткового кризиса заключается в конфликте между стремлением к автономии и недостаточным развитием психологических механизмов автономной регуляции поведения. Во время подросткового кризиса может родиться зрелая, автономная, самодетерминируемая личность, однако это происходит не со всеми (Леонтьев, 2007).

Успешное разрешение подросткового кризиса связано с развитием у подростков способности самостоятельно выбирать

Ольга Александровна Доронцова - аспирант кафедры общей и профессиональной психологии Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского E-mail : olimpiada1502@yandex.ru

направления жизненного пути и отвечать за свой выбор, с обеспечением возможностей самоуправления, саморегуляции, с овладением умениями, необходимыми для достижения определенной интеллектуально-нравственной свободы и независимости от внешнего давления, то есть -с развитием автономии.

Для подросткового возраста характерно стремление общаться и взаимодействовать с другими людьми. Именно в процессе межличностного взаимодействия подросток может обрести себя, собственные взгляды, научится управлять собой, признавать собственный авторитет в глазах других людей и, тем самым, стать автономным.

Понятие «взаимодействие» первоначально рассматривалось в рамках философских концепций. В философии это понятие используется для обозначения воздействия вещей друг на друга, для отображения взаимосвязей между различными объектами, а также для характеристики форм человеческого бытия, человеческой деятельности и познания.

В педагогике в конце 1960-х годов взаимодействие рассматривалось, главным образом, в области теории обучения. К 1970-м годам изучение взаимодействия смещается в область воспитательной работы. В конце 1980-х - начале 1990-х гг. понятие «взаимодействие» уже используется в рамках учебно-воспитательной деятельности.

В словаре по психологии взаимодействие определяется как процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь (Дьяченко, 2007). Это определение отражает механизм взаимодействия. Каждая из взаимодействующих сторон представляется как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что обусловливает развитие объектов и их структур (Дьяченко, 2007).

Взаимодействие - двунаправлено, одной из его сторон является воздействие, отмечает Е.Л. Доценко. При рассмотрении воздействия имеется в виду одностороннее влияние, включенное в состав целостного взаимодействия. В процессе психологического воздействия один че-

Доронцова О.А. Потенциал системы межличностного взаимодействия в процессе формирования автономии подростков // Национальный психологический журнал. - 2015. - № 4(20). - С. 111-118.

ловек решает, что он намерен сделать с другим человеком (как с объектом), а в процессе их взаимодействия решается, как это нечто сделать (Доценко, 1997). Е.В. Коротаева характеризует воздействие, как «целенаправленный перенос информации и опыта от одного человека к другому, частный случай направленного влияния, связанный с убеждением, внушением» (Коротаева, 2007, С. 27).

В основе взаимодействия лежит личностный подход, реализуемый в субъект-субъектных отношениях, отмечает А.В. Мудрик. Он определяет взаимодействие как организацию совместных действий индивидов, групп, обществ, которая позволяет им осуществить общую для них работу (Мудрик, 1997).

Каждое социальное действие представляет собой систему, включающую в себя ряд элементов: а действующий индивид; б объект действия или индивид, на которого действуют; в средства или орудия действия; г метод действия или способ использования средств; д реакция индивида, на которого действуют, или результат действия (Щепан-ский, 1969).

В социальной психологии выделяют четыре основных направления объяснения сущности взаимодействия:

1 Символический интеракционизм Дж. Мида (J. Mid). В основе его лежат следующие положения. Личности взаимодействуя друг с другом, руководствуются значениями символов. Символы - продукт социального взаимодействия. Значения символов имеют свойство возникать и изменяться с помощью переопределения символов, интерпретации.

2 Теория социального обмена Дж. Хо-манса, Г. Блумера (J. Homans, G. Blumer). Эта теория отмечает, что личности, взаимодействуя между собой, анализируют свой прежний опыт и потенциальные наказания и вознаграждения.

3 Социодраматический подход Э. Гофмана (E. Goffman) (управление впечатлениями) (Андреева, 2002). Этот подход определяет личность как художника, творца образов, умеющего распоряжаться чувствами и использовать это умение при командовании

другими, посредством вербализации и жестовых средств общения. 4 Трансактный анализ Э. Берна (E. Berne). Здесь взаимодействие - регулировка позиции, действий, учета характера обстановки, стиля и сторон взаимодействия. Э. Берн выделяет формальность контактов дома и на работе, деловые общественные мероприятия, асимметричность ситуаций, независимые встречи (Берн, 1995). Таким образом, в социальной психологии взаимодействие - это создание коллективных действий личности, групп, объединение общих действий, позволяющее осуществлять совместную деятельность (Андреева, 2002), взаимно влияя на людей.

Е.В. Коротаева выделила следующие виды взаимодействия: деструктивное (искажение формы и содержания образования), реструктивное ограничивающее (осуществление строгого контроля), реструктивное поддерживающее (обеспечивание решения задач), конструктивное (целостностные связи) (Коротаева, 2007).

Семантика понятия «межличностное взаимодействие» предполагает взаимодействие между личностями. БД. Пары-гин в качестве основных компонентов процесса взаимодействия между людьми выделяет самих людей, их взаимную связь и вытекающее отсюда взаимное воздействие друг на друга, а также, как результат взаимовлияния друг на друга, - взаимные изменения людей. Причем, в процессе взаимодействия проявляется характерологическая личностная сущность индивидов (Парыгин, 1971, С. 251).

В.А. Горянина определяет межличностное взаимодействие как «реально функционирующую связь субъектов, обладающих сознанием и целенаправленной активностью, которая характеризуется их взаимной зависимостью» (Горянина, 2002, С. 21).

Межличностное взаимодействие в словаре практического психолога (под редакцией С.Ю. Головина) определяется в узком и широком смыслах. В узком смысле, межличностное взаимодействие представляет собой систему взаимно обусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участни-

ков выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных. Данная трактовка используется для обозначения способа реализации совместной деятельности, цель которой подразумевает разделение и кооперацию функций с учетом взаимного согласования и координации индивидуальных действий. В широком смысле, межличностное взаимодействие рассматривается как случайный либо преднамеренный, частный либо публичный, длительный либо кратковременный, вербальный либо невербальный личный контакт двух и более человек, приводящий к взаимным изменениям их поведения, деятельности, отношений и установок. Данная трактовка чаще всего используется для указания на естественную взаимосвязь, как-либо взаимно воздействующих индивидов (Словарь практического психолога, 2007). Производимые человеком изменения всегда ориентированы на себя и на другого и предполагают порождение нового качества в обоих субъектах взаимодействия. Изменения происходят не только на разных уровнях взаимодействующих субъектов, но и с разной для каждого степенью глубины (Абульханова-Славская, 2009).

В понятие «межличностное взаимодействие» включены категории «отношение», «общение» и «совместная деятельность», они являются содержанием и результатом процесса взаимодействия.

Отношение - есть единство познавательных, эмоциональных и поведенческих компонентов. С.В. Духновский определяет межличностные отношения как «любые отношения между людьми (или субъектом и группой людей), проявляющиеся во взаимодействиях друг с другом и разворачивающиеся в определенных социальных ситуациях межличностного взаимодействия; они могут носить как интимно-личностный, так и формально-деловой характер» (Духновский, 2014, С. 75). Межличностные отношения являются своеобразным «мостиком» между внутренним миром человека и внешним социальным окружением (там же).

Шкала межличностных отношений, предложенная Е.Л. Доценко, содержит пять установок на взаимодействие. Они расположены вдоль ценностной оси «отношение к другому как к ценности - отношение к другому как к средству».

Доронцова О.А. Потенциал системы межличностного взаимодействия в процессе формирования автономии подростков // Национальный психологический журнал. - 2015. - № 4(20). - С. 111-118.

К ним относятся: доминирование ■ манипуляция ■ соперничество ■ партнерство ■ содружество. От доминирования к содружеству происходит переход от крайне неравнозначных отношений, когда один субъект властвует над другим, к равноправным, предполагающим уважение личности другого и позволяющим совместно объединяться для решения возникающих проблем (Доценко, 1997). Линия равноправных отношений важна и в процессе формирования автономии.

Сложившиеся в ходе межличностного взаимодействия взаимоотношения могут способствовать или затруднять процесс этого взаимодействия. В.Н. Мясищев

считает, что процесс взаимодействия определяют отношение человека к задаче взаимодействия и его взаимоотношения с участниками этого взаимодействия. (Мясищев, 1997). При создании положительных межличностных отношений (взаимоотношений) в процессе формирования автономии подростка нужно учитывать особенности личности ребенка. Важность ориентации на личность в межличностных отношениях подчеркивает С.В. Духновский. Он отмечает, что в полной мере межличностные отношения реализуются, когда их субъекты начинают воспринимать и видеть друг в друге собственно личность и индивидуальность (Духновский, 2014). Ориентация на личность подростка в процессе формирования автономии предполагает использование внутренних резервов личности: потребностей, эмоций, склонностей, способностей.

Многие исследователи рассматривают межличностное взаимодействие в связи с категорией «общение», причем, отождествляя эти понятия (А.А. Бодалев, П.С. Гуревич, Н.С. Дежникова, А.В. Му-дрик), или представляя взаимодействие как интерактивную сторону общения (Г.М. Андреева, В.Н. Куницына и др.). Некоторые учение разделяют эти понятия, считая общение специфической фор-

мой взаимодействия и его важнейшим компонентом (Б.Г. Ананьев, Я.Л. Коло-минский, Е.В. Коротаева, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Н.Н. Обозов и др.).

По мнению Б.Д. Парыгина, «общение представляет собой одновременно и процесс взаимодействия индивидов, и информационный процесс, и отношение людей друг к другу, и процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга» (Парыгин, 1971, С. 249).

По мнению ряда исследователей подросткового возраста, общение является ведущей деятельностью в этом возрасте. В.С. Мухина пишет: «Если в младших классах ребенок был поглощен учебной

деятельностью, то теперь его в большей мере занимают собственно отношения со сверстниками. Именно взаимоотношения становятся основой внутреннего интереса, а общение - ведущей деятельностью в подростковом возрасте» (Мухина, 2006, С. 354). Однако не только общение со сверстниками определяет позицию ребенка, но и общение со значимыми для них взрослыми. По мнению Д. Шапиро, авторитет взрослого для ребенка растет от начала формирования у него самоутверждения и до полного внутреннего развития автономии. И, наоборот, на развитие автономии ребенка влияет авторитет взрослого, с которым он общается (Шапиро, 2009).

В исследованиях Г.М. Андреевой, Е.Л. Головахи, М.С. Кагана, БД. Пары-гина и других проблема межличностного взаимодействия рассматривается в неразрывной связи с категорией деятельности. Личность формируется через становление и развитие деятельности, отмечает К.С. Альбуханова-Славская (Абульханова-Славская, 1980), поддерживая взгляды С. Л. Рубинштейна, который, в свою очередь, добавляет, что человек не только развивается через деятельность, но и, осуществляя ее творчески или «исполнительски», по-разному относится к ней, а потому здесь имеет

место творчество, созидание нового (Рубинштейн, 1973). Наряду с творчеством, С.Л. Рубинштейн выделил и другие стороны деятельности: самостоятельность, субъектность (осуществление совместного исследования объекта познания), предметность, содержательность, реальность (деятельность символична) (Рубинштейн, 2010).

Процесс деятельности представлен двумя видами взаимодействия. Первый -это взаимодействие между личностью и объектом деятельности, второй - между личностями, осуществляющими деятельность. Межличностное взаимодействие характеризует второй аспект. Развитие или повышения уровня автономии подростка происходит в процессе определенной деятельности прямо или косвенно направленной на ее формирование. Это может быть деятельность, организованная педагогами (в рамках образовательного и воспитательного процесса), психологом, родителями подростков и самими подростками, направленная на развитие личных характеристик последних. При организации коллективной деятельности важно осознание включенности во взаимодействие каждого его участника.

В качестве механизмов межличностного взаимодействия В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша выделяют взаимопонимание, координацию, согласование. Взаимопонимание обеспечивает формирование общего смыслового поля участников взаимодействия, позволяет объединить интересы сторон, способствует выработке сходного видения задач в данной конкретной ситуации. Координация характеризуется поиском средств общения, которые в наилучшей степени соответствуют намерениям и возможностям партнеров. Результат координации - совместимость в действиях, согласованность в операциях. Согласование касается в основном мотивационно-потребностной стороны общения. Его результат показывает относительное согласие в целях, смыслах, намерениях, что задает главный тон межличностным отношениям, определяет их эмоциональную окраску (Куницына, 2001).

Межличностные взаимодействия, имеющие самостоятельную значимость, в совокупности оказываются способны-

Доронцова О.А. Потенциал системы межличностного взаимодействия в процессе формирования автономии подростков // Национальный психологический журнал. - 2015. - № 4(20). - С. 111-118.

Развитие или повышения уровня автономии подростка происходит в процессе определенной деятельности прямо или косвенно направленной на ее формирование. Это может быть деятельность, организованная педагогами (в рамках образовательного и воспитательного процесса), психологом, родителями подростков и самими подростками, направленная на развитие личных характеристик последних

ми к формированию полной автономии в подростковом возрасте.

Взаимодействие является основой любой системы, оно всегда предполагает связь ее элементов, компонентов. Взаимодействие характеризуется активностью, осознанностью, целенаправленностью взаимных действий сторон, выступающих в позиции субъектов (Зимняя, 2004). В системе межличностного взаимодействия само межличностное взаимодействие является основным связующим звеном, поскольку оно подчеркивает взаимообусловленную связь между всеми компонентами этой системы.

В словаре Д.Н. Ушакова имеется такая трактовка понятия «система»: это структура, «представляющая собой единство закономерно расположенных и функционирующих частей» (Ушаков, 2013, С. 624). Система, как целое, не сводится к «сумме своих частей», но проявляет системные свойства, которыми не обладает ни одна из составных частей системы, она подчиняется особенным законам, не сводимым и не выводимым из законов функционирования отдельных элементов или частных связей (Головин, 2007).

В.А. Беликов определяет систему как целостную совокупность элементов, которые находятся во взаимодействии и взаимосвязях друг с другом, выполняют определенные функции (в случае социальных систем - целесообразные), тесно связаны со средой, благодаря чему возможно управление ею (Беликов, 2010).

Признаки системы:

1 множество взаимосвязанные элементов;

2 наличие связи со средой;

3 целостность;

4 функциональность.

Согласно определению понятия «система межличностного взаимодействия» предполагает, все ее компоненты должны находиться в прямом или опосредованном взаимодействии. В связи с этим уточним компоненты системы межличностного взаимодействия, влияющие на формирование автономии подростков.

В работах Д.А. Леонтьева, Е.Р. Калите-евской, О.А. Карабановой, Н.Н. Поскре-бышевой и других показано, что уровень развития личностной автономии подростка связан с характером детско-

родительских отношений (Поскребышева, 2014). Д. Шапиро отмечает, что становлению автономии способствует демократическая позиция взрослых, предоставляющая ребенку возможность самостоятельного выбора, обучающая его способам анализа собственных успехов и неудач без возложения за них вины на другого человека (Шапиро, 2009). Межличностное взаимодействие родителей и подростков, построенное на демократической позиции взрослых, будет способствовать формированию автономии ребенка. Однако в настоящее время увеличивается занятость родителей, они все чаще стремятся переложить

обязанность взаимодействия с детьми на учреждения системы дополнительного образования. Происходит перенос исконно родительских функций на образовательные учреждения, уменьшается продолжительность и обедняется содержания общения в семье, возникает дефицит теплоты и внимательного отношения друг к другу и т.п. Обеднение и формализация контактов в сочетании с повышенной требовательностью к исполнительности ребенка способствуют формированию у детей неуверенности в своих силах, стойкого эмоционального неблагополучия, эмоциональной и поведенческой нестабильности, негативных форм самоутверждения, что отрицательно сказывается на развитии автономии. Поэтому возрастает потребность в психологической помощи родителям в связи с проблемами, возникающими в детско-родительских отношениях.

Формированию автономии в подростковом возрасте способствует такое межличностное взаимодействие с учителями, которое ориентировано на личность ребенка, которое предполагает внимание к его внутреннему миру, его переживаниям, интересам, его отношению к себе, значимым другим, окружающему миру. Это отмечено О.Е. Дергаче-

вой и Д.А. Леонтьевым. Они утверждают, что для того, чтобы у человека сформировалась личностная автономия, необходимы соответствующие способы воспитания и образования, применяемые с раннего детского возраста. Ребенок должен расти в условиях, содействующих формированию его инициативности и самостоятельности, в противном случае возникают различные деструктивные проявления, которые приводят к дисгармоничному развитию личности. Нарушения, возникающие в сфере личностной автономии, могут быть устранены посредством психотерапевтической работы (Дергачева, 2011).

Система межличностного взаимодействия, обуславливающая формирование автономии в подростковом возрасте, характеризуется совокупностью взаимодействий психолога с педагогами, с подростками и их родителями. Причем, для эффективного формирования автономии у подростков важно полноценное функционирование всех компонентов системы, которые охватывают все сферы их жизнедеятельности.

Позиция психолога, способствующая межличностному взаимодействию всех участников образовательной среды, детерминирует процесс формирования автономии подростков. Формирование наиболее оптимальной позиции родителей будет эффективным при совместных усилиях педагога и психолога, которые выступают посредниками при наличии противоречия между интересами подростка и позицией родителей относительно самостоятельности и автономии детей.

Психолог работает со всеми участниками межличностного взаимодействия, способствуя согласованию их позиций. Личностно-развивающее пространство создается посредством совместной деятельности подростка (группы подростков) и психолога, в процессе которой выстраивается линия формирования автономии подростка. Развиваясь, подро-

Доронцова О.А. Потенциал системы межличностного взаимодействия в процессе формирования автономии подростков // Национальный психологический журнал. - 2015. - № 4(20). - С. 111-118.

Обеднение и формализация контактов в сочетании с повышенной требовательностью к исполнительности ребенка способствуют формированию у детей неуверенности в своих силах, стойкого эмоционального неблагополучия, эмоциональной и поведенческой нестабильности, негативных форм самоутверждения, что отрицательно сказывается на развитии автономии

Национальный психологический журнал [ Возрастная и семейная психология ]

National Psychological Journal

http://npsyj.ru

сток обретает новые психологические способности, навыки и умения, возможно, переходя на качественно новый этап понимания мира и самого себя, совершая действия, которые определяют его мировоззрение и определяются самим мировоззрением. В этом уму помогает психолого-педагогическая поддержка, являющаяся основополагающим условием создания системы межличностного взаимодействия в процессе формирования автономии. Главной целью

этой поддержки является развитие способностей личности к самостоятельной постановке и реализации целей, к принятию решений на основе свободного осознанного выбора, к волевой и эмоциональной регуляции и адекватному оцениванию своей деятельности и формированию ответственности за нее.

В процессе развития автономии у подростков существенную роль играет такая форма межличностного взаимодействия, как сотрудничество. Используются следующие типы сотрудничества: различные игры (ролевые и деловые), совместная деятельность, работа в группах (диадах и триадах), тренинги и прочее, предполагающее взаимодействие не только между взрослым и подростком, но и подростков между собой.

Значимой для нашего исследования является линия взаимодействия, добавленная Г.А. Цукерман - это сотрудни-

чество обучающегося «с самим собой», требующее обучения способам обнаружения изменений собственной точки зрения и наличия навыков критического мышления (Цукерман, 1997). Эта линия особенно важна при формировании автономии.

Любое межличностное взаимодействие происходит в определенной социальной ситуации. С.В. Духновский выделяет следующие компоненты социальной ситуации:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Роли участников взаимодействия (совокупность предписаний относительно того, как человек должен вести себя). Это форма поведения (действия), ожидаемая от субъекта в различных ситуациях, зависящая от его принадлежности к тем или иным группам, от его социальных позиций;

2 Набор, порядок действий;

3 Правила и нормы, регулирующие взаимодействие и характер отношений участников социальной ситуации (Духновский, 2014). Межличностное взаимодействие

в процессе формирования автономии подростка может рассматриваться и как непосредственное, происходящее в «живом» общении, и как опосредованное, с использованием непрямых установок и воздействий: метода параллельного действия, метода «упреждения», метода снятия сопротивления и т.д. Содер-

жание межличностного взаимодействия в процессе формирования автономии в подростковом возрасте заключается в создании таких окружающих условий, в которых подросток имел бы возможность выявить и/или повысить свой уровень автономии, обозначить ее как привычную и осознаваемую потребность, необходимую для саморазвития, для оптимальной адаптации в обществе, самоактуализации.

Участники межличностного взаимодействия в процессе формирования автономии изначально находятся в неравных условиях. Психолог имеет возможность управлять межличностной ситуацией, так как он «видит» обобщенный образ процесса своей деятельности, работает на перспективу, ведет к прогнозируемому результату. Подросток включается в процесс деятельности дискретно. Осознанность (и результативность) включения его в процесс межличностного взаимодействия зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

Формирование автономии невозможно без взаимодействия и, особенно, без наличия системы межличностного взаимодействия. Все исследователи отмечают положительное влияние межличностного взаимодействия на развитии личности, ее способностей и качеств.

Система межличностного взаимодействие в процессе формирования автономии в подростковом возрасте - это процесс взаимодействия психологов, педагогов, подростков и их родителей, направленный на достижение практического результата, т.е. на формирова-ниея определенных личностных качеств подростка, на развитие или повышение уровня его автономии.

Содержание межличностного взаимодействия в процессе формирования автономии в подростковом возрасте заключается в создании таких окружающих условий, в которых подросток имел бы возможность выявить и/или повысить свой уровень автономии, обозначить ее как привычную и осознаваемую потребность, необходимую для саморазвития, для оптимальной адаптации в обществе, самоактуализации

Литература:

Абульханова-Славская К.А. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна / К.А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. - 2009. - Т. 30. - № 5. - С. 26-45.

Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - Москва : Аспект-пресс, 2002. - 364 с.

Беликов В.А. Образование. Деятельность. Личность : монография : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В.А. Беликов. -Москва : Академия Естествознания, 2010. - 339 с. : ил., табл.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений / Э. Берн. - Санкт-Петербург : Специальная литература, 1995. - 397 с.

Горянина В.А. Психология общения : учеб. пособие В.А. Горянина. - Москва : Академия, 2002. - 416 с.

Дергачева О.Е. Личностная автономия как составляющая личностного потенциала / О.Е. Дергачева, Д.А. Леонтьев // Личностный потенциал: структура и диагностика / А.Ж. Аверина, Л.А. Александрова, И.А. Васильев, Т.О. Гордеева и др. ; под ред. Д.А. Леонтьева. - Москва : Смысл, 2011. - С. 210-240.

Доронцова О.А. Потенциал системы межличностного взаимодействия в процессе формирования автономии подростков // Национальный психологический журнал. - 2015. - № 4(20). - С. 111-118.

[ Возрастная и семейная психология ] Национальный психологический журнал

National Psychological Journal http://npsyj.ru

Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита / Е.Л. Доценко. - Москва : ЧеРо ; Изд-во МГУ, 1997. - 344 с.

Духновский С.В. Психология отношений личности: монография / С.В. Духновский. - Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2014. - 380 с.

Дьяченко М.И. Психологический словарь-справочник / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск : Харвест 2007. - 576 с.

Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - Москва : Логос, 2004. - 384с.

Кант И. Основы метафизики нравственности // И. Кант Сочинения В 4 т. Т.4. - Москва : Мысль, 1965.

Коротаева Е.В. Педагогические взаимодействия и технологии: монография / Е.В. Коротаева. - Москва : Academia, 2007. - 256 с.

Куницына В.Н. Межличностное общение : учебник для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. - Санкт-Петербург : Питер, 2001. - 544 с.

Леонтьев Д.А. От симбиоза и адаптации к автономии и трансценденции / Д.А. Леонтьев // Личность в современном мире: от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества / под ред. Е.И. Яцуты. - Кемерово : Графика, 2002. - С. 3-34.

Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. - Москва : Смысл, 2007. - 511 с.

Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии // Б.Ф. Ломов Методологические и теоретические проблемы в психологии. - Москва : Наука, 1984. - С. 242 -288.

Митина О.В., Сорокина В.В. Ценности старшеклассников: разработка компьютерного диагностического инструментария // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2015. - №1 - с. 42-59.

Молчанов С.В. Условия и факторы решения моральных дилемм в подростковом возрасте. // Национальный психологический журнал. - 2014. - № 4(16). - С. 42-51.

Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику / А.В. Мудрик. - Москва : Ин-т практической психологии, 1997.

Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов / В.С. Мухина. - Москва : Академия, 2006. - 680 с.

Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории / Б.Д. Парыгин. - Москва : Мысль, 1971. - 351 с.

Поскребышева Н.Н.. Карабанова О.А. Возрастно-психологический подход в исследовании личностной автономии подростка // Национальный психологический журнал. - 2014. - № 1(13). - С. 74-85.

Поскребышева Н.Н., Карабанова О.А. Исследование личностной автономии подростка в контексте социальной ситуации развития. // Национальный психологический журнал. - 2014. - № 4(16). - С. 34-41.

Рубинштейн С.Л. Основы обшей психологии / С.Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург : Питер, 2010. - 713с. Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 2007. - 976 с.

Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка / Д.Н. Ушаков. - Москва : Аделант, 2013 - 800 с.

Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов / Г.А. Цукерман. - Рига : Эксперимент, 1997. - 276 с. Щепанский Я. Элементарные понятия социологии / Я. Щепанский. - Москва : Прогресс, 1969. - 240 с.

References:

Abulkhanova-Slavskaya, K.A. (2009) Philosophical and psychological concept of S.L. Rubinstein. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological magazine]. Vol. 30, 5, 26-45.

Andreeva, G.M. (2002) Social psychology. Moscow, Aspekt Press, 364.

Asmolov, A.G. (2013). Strategy and methodology for the sociocultural reform of education Psychology in Russia: State of the Art, 6(1), 3-20. doi: 10.11621/pir.2013.0101

Belikov, V.A. (2010) Education. Activities. Personality: monograph: manual for students in higher education. Moscow, Akademiya Estestvoznaniya, 339. Berne, E. (1995) Games People Play. Psychology of human relations. St. Petersburg, Spetsial'naya literatura, 397.

Dergacheva, O.E. (2011) Personal autonomy as a component of personal potential. Dergacheva, O.E., & Leontiev, D.A. Lichnostnyy potentsial: struktura i diagnostika [Personalpotential: Structure and diagnostics]. Moscow, Smysl. 210-240.

Dotsenko, E.L. (1997) Psychology of manipulation: phenomena and mechanisms of protection. Moscow, CheRo; Izdatel'stvo MGU, 344. Dukhnovsky, S.V. (2014) Personality Psychology relations: Monograph. Kurgan, Izdatel'stvo Kurganskogo gos. universisteta, 380. Dyachenko, M.I. (2007) Psychological Dictionary Directory. Dyachenko, M.I., Kandybovich, L.A. Minsk, Harvest, 576. (comp.) Golovin, S.Y. (2007) Dictionary of Practical Psychology. Minsk, Harvest, 976. Goryanina, V.A. (2002) Psychology of communication: Textbook. Moscow, Akademiya, 416.

Kant, I. (1965) Fundamentals of the Metaphysics of Morals Kant. Sochineniya v 4 tomakh [Works In 4 volumes] Volume 4. Moscow, Mysl'. Korotaeva, E.V. (2007) Pedagogical communication and technology: Monograph. Moscow, Akademiya, 256.

Kunitsyn, V. (2001) Interpersonal communication: the textbook for high schools. Kunitsyn, V.N., Kazarinova, N.V., & Pogolsha, V.M. St. Petersburg, Piter, 544.

Leontiev, D.A. (2002) From adaptation to symbiosis and autonomy and transcendence. (Ed.) E.I. Yatsuta. Lichnost' v sovremennom mire: ot strategii vyzhivaniya k strategii zhiznetvorchestva [Personality in the modern world: from survival strategy to creative life]. Kemerovo, Graphics, 3-34.

Leontiev, D.A. (2007) Psychology of Meaning: nature, structure and dynamics of the sense of reality. Moscow, Smysl, 511.

Lomov, B.F. (1984) The problem of communication in psychology. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy v psikhologii [Methodological and theoretical problems of psychology]. Moscow, Nauka, 242 -288.

Доронцова О.А. Потенциал системы межличностного взаимодействия в процессе формирования автономии подростков // Национальный психологический журнал. - 2015. - № 4(20). - С. 111-118.

Национальный психологический журнал [ Возрастная и семейная психология ]

National Psychological Journal

http://npsyj.ru

Mitina, O.V., & Sorokina, V.V. (2015) The values of senior pupils: the development of computer diagnostic tools. Vestnik Moskovskogo universiteta [Bulletin of Moscow University]. Series 14. Psychology, 1, 42-59.

Molchanov S. V. (2014). Conditions and factors of solving moral dilemmas in adolescence. National psychological journal [Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal], 4, 42-51.

Mudrik, A.V. (1997) Introduction to social pedagogy. Moscow, Institut prakticheskoy psikhologii.

Mukhina, V.S. (2006) Psychology: phenomenology development, childhood, adolescence: textbook for universities. Moscow, Akademiya, 680 p. Parygin, B.D. (1971) Fundamentals of socio-psychological. Moscow Mysl', 351.

Poskrebysheva N.N.,Karabanova O.A.(2014).Developmental approach to the study of adolescent personal autonomy. National psychological journal [Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal], 1, 74-85.

Poskrebysheva N. N., Karabanova O. A. (2014). The research of individual adolescent autonomy in the context of social situation of development. National psychological journal, [Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal, 4, 34-41.

Rubinstein, S.L. (2010) Basics of general psychology. St. Petersburg, Piter, 713.

Szczepanski, J. (1969) Elementary concepts of sociology. Moscow, Progress, 240.

Ushakov, D.N. (2013) Explanatory Dictionary of Modern Russian. Moscow, Adelant, 800.

Zimnyaya, I.A. (2004) Educational Psychology. Moscow, Logos, 384.

Zuckerman, G.A. (1997) Psychology of self-development: a challenge for teenagers and their teachers. Riga, Experiment, 276.

Доронцова О.А. Потенциал системы межличностного взаимодействия в процессе формирования автономии подростков // Национальный психологический журнал. - 2015. - № 4(20). - С. 111-118.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.