Научная психология - практике
УДК 159.9.072.432 ББК Ю 942
С. В. Невенчанный г. Москва, Россия Психологические особенности агрессивного поведения военнослужащих по призыву
В статье описан эксперимент по определению уровня и форм агрессивного поведения у военнослужащих по призыву на начальном этапе военной службы, предложены пути предупреждения, профилактики и коррекции таких форм поведения, описано сравнение контрольной и экспериментальной группы после применения предложенной психолого-педагогической программы.
Ключевые слова: агрессивное поведение, факторы агрессивного поведения, модель возникновения агрессивных реакций у военнослужащих по призыву, психолого-педагогическая программа по предупреждению, профилактике и коррекции агрессивного поведения.
S. V. Nevenchanny Moscow, Russia
Psychological Characteristics of Aggressive Behavior of Men Called up for Military Service
The paper describes an experiment that determines the level and forms of aggressive behavior among conscripts on the initial stage of military service and offers some ways to prevent and correct such forms of behavior. The paper presents a comparative description of the control and experimental groups after probing the suggested psychological and pedagogical program.
Keywords: aggressive behavior, aggressive behavior factors, model of conscripts’ aggressive reactions, psychological and educational program for the prevention and correction of aggressive behavior.
Призыв в Вооруженные силы, новизна реальностей, для которых ещё не выработана реакция приспособления, изменение привычной и хорошо знакомой деятельности - всё это создает поистине экстремальные условия жизнедеятельности молодого человека. Поэтому процесс адаптации, требующий огромного нервного труда, справедливо считают сложным периодом военной службы. Молодые военнослужащие должны адаптироваться к воздействию специфических факторов, различных по интенсивности и длительности. Молодому военнослужащему предстоит адаптироваться к жизни в большом коллективе, к значительным физическим и нервным нагрузкам, а зачастую и непривычным климатическим условиям. Результат во многом зависит как от социально-психологических условий, в первую очередь от помощи командира, так и от самого индивида, от биологической природы каждого воина.
В процессе адаптации под воздействием различных факторов солдат нередко демонстрирует агрессивное поведение. Однако изучению агрессивного поведения военнослужащих по призыву, сегодня приходящих в армию, не уделяется достаточного внимания. Большинство научных работ направлено на анализ агрессивного поведения детей дошкольного и подросткового возрастов. Возникает необходимость комплексного изучения агрессивного поведения военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, выявления разнообразных психологических факторов такого поведения и нахождения оптимальных путей его психолого-педагогической коррекции.
Актуальность исследования психологических факторов агрессивного поведения военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, обусловлена также рядом противоречий. Одно из них - противоречие между необходимостью изу-
© С. В. Невенчанный, 2011
205
чения агрессивного поведения солдат и недостаточной разработанностью психологических подходов к данной проблеме в психологии. Это приводит к востребованности в военной практике разработки теоретического обоснования и практических мер по снижению агрессии военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Другое противоречие - между потребностью снижения уровня агрессии в военной среде и недостаточным владением командирами и воспитателями эффективными практическими мерами по её предупреждению и ослаблению -также диктует настоятельную необходимость продолжения изучения проблемы.
Таким образом, назрела необходимость проведения исследования, направленного на предупреждение и коррекцию агрессивного поведения в солдатской среде. Объектом этого исследования
являются военнослужащие, проходящие военную службу по призыву; предметом - психологические факторы их агрессивного поведения.
В качестве цели исследования определяем выявление факторов агрессивного поведения военнослужащих, проходящих службу по призыву, и разработку психолого-педагогической программы по снижению агрессии.
Выбор методов комплексного исследования личности осуществлялся согласно логике единства индивидуально-личностных, социально-психологических характеристик военнослужащих по призыву.
Эксперимент проводился в три этапа.
Первый этап - констатирующий эксперимент (июль 2010 г.). На первом этапе мы исследовали 184 военнослужащих учебной роты войсковой части 03770. Результаты представлены в табл. 1.
Таблица 1
Диагностика состояния агрессии у военнослужащих по призыву по опроснику Баса-Дарки
Шкала агрессии Количество испытуемых (в %) с разным уровнем агрессии
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
1 рота N = 93 2 рота N = 91 1 рота N = 93 2 рота N = 91 1 рота N = 93 2 рота N = 91
Физическая агрессия 14 15 29 31 57 54
Косвенная 29 29 57 56 14 15
Раздражение 14 16 29 30 57 54
Негативизм 14 15 14 13 62 62
Обида 28,5 29 28,5 29 42 41
Подозрительность 28,5 28 28,5 27 43 45
Вербальная агрессия 43 41 28,5 27 28,5 32
Чувство вины 28,5 30 28,5 29 43 41
Перед проведением формирующего экспе- равномерно. Для этого применим сравнение конт-римента убедимся в том, что между ротами лич- рольной и экспериментальной группы с помощью ный состав по уровню агрессии распределён ^критерия Стъюдента (табл. 2).
Таблица 2
Сравнительный анализ контрольной и экспериментальной группы при помощи ^критерия Стъюдента
Формы агрессии по А. Бассу Значение икритерия Стъюдента КоэффициентСтъюдента
Вербальная агрессия 0,182305 1,00
Физическая агрессия 0,48821 1,00
Косвенная агрессия 0,05873 1,00
Раздражение 0,37606 1,00
Негативизм 0,40532 1,00
Обида 0,3289 1,00
Подозрительность 0,036952 1,00
Чувство вины 0,25653 1,00
Индекс враждебности 0,15447 1,00
Индекс агрессивности 0,019106 1,00
Очевидно, что ни по одному из факторов контрольная и экспериментальная группы на статистически значимом уровне не расходятся, что позволяет обеспечить достаточную чистоту эксперимента и исключить влияние на результаты посторонних факторов.
Всего высокий уровень агрессии определен у 99 чел., средний - у 44 чел. и низкий - у 41 солдата. Эти данные отражены на диаграмме (рис. 1).
■ Высокий уровень 54%
■ Средний уровень 24% □ Низкий уровень 22%
Рис. 1. Диаграмма результатов диагностики уровня агрессивности у военнослужащих учебной роты
По приведённым данным можно сделать вывод, что у большинства обследованных военнослужащих отмечена повышенная агрессивность.
На втором этапе (август - декабрь 2010 г.) проводился формирующий эксперимент. Перед ним был проведён анализ факторов, влияющих на проявление военнослужащими по призыву агрессивности, построена модель формирования агрессивного поведения, разработана программа по его профилактике и проведён констатирующий эксперимент по определению уровня и форм агрессивного поведения. Настала очередь реализации психолого-педаго-гической программы по профилактике и снижению уровня агрессивности в поведении солдат.
Между ротами военнослужащие распределялись с учётом данных, полученных в констатирующем эксперименте. Распределение было равномерным, и никакие факторы, за исключением применяемой нами программы, на исход формирующего эксперимента влияния оказать не могли.
Формирующий эксперимент проводился в течение пяти месяцев. Еженедельно по воскресеньям в часы воспитательной работы с военнослужащими первой роты проводилось по одному занятию из указанного в программе плана. Офицерам и сержантскому составу роты были даны рекомендации по исключению из повседневной деятельности нецензурных выражений, ужесточению наказаний за применение матерных выражений. Была активизирована разъяснительная работа по объяснению неприглядности сквернословия. Занятия и тренинги с личным составом проводились с привлечением заместителя командира роты по воспитательной работе и психолога части. Первые два занятия военнослужащие воспринимали насторожено, с большой степенью недоверия. Но уже с третьего занятия солдаты начали проявлять живую заинтересованность, принимали активное участие в выполнении заданий в процессе тренингов, что способствовало достижению поставленных в исследовании целей.
Третий этап (январь 2011 г.) - продольный и поперечный срезы.
Продольный срез был применен для определения того, каким образом изменятся агрессивные реакции военнослужащих по призыву через пять месяцев, а поперечный - для установления динамики изменения агрессивных реакций в экспериментальной и контрольной группе. Данные по диагностике уровня агрессивности после формирующего эксперимента представлены в табл. 3 и на рис. 2 и 3. Количественный состав рот тот же.
Сравнительные данные уровня агрессии у военнослужащих по призыву по опроснику Баса-Дарки после проведения формирующего эксперимента
Таблица 3
Шкала агрессии Количество испытуемых (в %) с разным уровнем агрессии
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
1 рота 2 рота 1 рота 2 рота 1 рота 2 рота
Физическая агрессия 11 15 47 31 42 54
Косвенная 34 24 55 58 11 18
Раздражение 27 17 33 30 40 53
Негативизм 34 12 25 22 41 64
Обида 54 31 25 31 21 38
Подозрительность 54 31 25 31 21 38
Вербальная агрессия 74 31 15 32 11 37
Чувство вины 41 34 26 19 33 47
■ Высокий уровень 22%
■ Средний уровень 68% □ Низкий уровень 10%
Рис. 2. Диаграмма результатов диагностики уровня агрессивности у военнослужащих первой роты после проведения формирующего эксперимента
■ Высокий уровень 47%
■ Средний уровень 29% □ Низкий уровень 24%
Из табл. 3 видно, что применяемая психо-лого-педагогическая программа оказывает нелинейное воздействие на формы проявления агрессивности военнослужащими экспериментальной группы. У солдат первой роты наблюдается рост средних показателей почти по всем формам проявления агрессии, а высокие и низкие показатели идут на снижение.
Этот результат подтверждается и поперечным срезом (рис. 2) по диагностике уровня агрессивности с помощью опросника А. Асингера. Также у военнослужащих экспериментальной группы наблюдается существенный рост средних значений уровня агрессивности.
Вышеприведенные результаты показывают только тенденции, динамику изменений. Для того чтобы констатировать достижение поставленных в исследовании целей, проведём сравнительный анализ показателей форм агрессии в экспериментальной и контрольной группах с помощью 1-критерия Стъюдента (см. табл. 4).
Рис. 3. Диаграмма результатов диагностики уровня агрессивности у военнослужащих второй роты
Таблица 4
Сравнительный анализ показателей агрессии испытуемых экспериментальной и контрольной группы при помощи ^критерия Стъюдента
Формы агрессии по А. Бассу Значение t-критерия Стъюдента Коэффициент Стъюдента
Вербальная агрессия 3,08878 0,01
Физическая агрессия 1,68261 0,20
Косвенная агрессия 1,43506 0,20
Раздражение 2,6288 0,02
Негативизм 3,0143 0,01
Обида 2,50281 0,02
Подозрительность 2,11743 0,05
Чувство вины 0,181544 1,00
Индекс враждебности 3,07449 0,01
Индекс агрессивности 1,939936 0,10
Коррекцию форм агрессивного поведения мы зафиксировали в предыдущих результатах, сейчас рассматриваем снижение уровня разных форм агрессивного поведения. Принимаем достаточной значимость коэффициента Стъюдента не более 0,02. Таким образом, констатируем, что вербальная агрессия, раздражение, негативизм и обида на статисти-
чески значимом уровне в экспериментальной группе снижены по сравнению с контрольной группой. По остальным формам, за исключением чувства вины, наблюдается положительная динамика. Но утверждать, что на неё оказывает влияние предложенная психолого-педагогическая программа, мы не можем, так какрезультаты статистически не значимы.
Обобщая вышеизложенное, подчеркнём, что в экспериментальной группе индекс враждебности на статистически значимом уровне уменьшен по сравнению с контрольной группой. Это говорит о том, что предложенная психолого-педагоги-ческая программа эффективна в применении по снижению индекса враждебности (в частности, таких форм агрессии, как вербальная агрессия, раздражение, негативизм, обида), а для снижения индекса агрессивности и, соответственно, остальных форм агрессии, потребуется доработка предложенной программы.
Результаты исследования позволили сформулировать следующие выводы:
1. На основе построенной модели возникновения агрессивных реакций была разработана и апробирована психолого-педагогическая программа по предупреждению, профилактике и коррекции агрессивного поведения у военнослужащих по призыву.
2. Применение разработанной психологопедагогической программы показало, что она достаточно эффективна при работе, направленной на снижение индекса враждебности (в частности, таких форм агрессии, как вербальная агрессия, раздражение, негативизм, обида).
3. Для снижения индекса агрессивности и, соответственно, остальных форм агрессии требуется доработка предложенной программы.
Список литературы
1. Абрамова А. А. Агрессивность при депрессивных расстройствах: дис. ... канд. психол. наук. М., 2005. 152 с.
2. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. СПб., 2001. 510 с.
3. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М., 1998. 168 с.
4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1997. 312 с.
5. Лоренц К. Агрессия. М., 1994. 345 с.
6. Петров В. Г. Психологические особенности агрессивного поведения и пути его коррекции: дис. ... канд. психол. наук. Иркутск, 1999. 195 с.
7. Распономарева О. В. Агрессия: философские и психиатрические аспекты. М., 2001. 273 с.
8. Сорокоумова Е. А. Психология самопознания в обучении. М., 2010. 241 с.
9. Старшиков Ю. В. Стилевые детерминанты противоправного агрессивного поведения личности: дис. ... канд. психол. наук. Сочи, 2004. 156 с.
10. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994. 285 с.
Рукопись поступила в редакцию 02.08.2011