Научная статья на тему 'Особенности агрессивного поведения военнослужащих с различной моторной асимметрией'

Особенности агрессивного поведения военнослужащих с различной моторной асимметрией Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
237
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МОТОРНАЯ АСИММЕТРИЯ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / АДАПТАЦИЯ / AGGRESSIVE BEHAVIOR / MOTOR ASYMMETRY / MILITARY MEN / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Циснецкий А. К., Повещенко А. Ф., Разумникова О. М.

Изучены особенности агрессивного поведения в зависимости от индивидуального профиля моторной асимметрии у военнослужащих по призыву Обнаружено, что у военнослужащих с левосторонней латерализацией значимо выше такой компонент агрессии как обида и, соответственно, выше, чем при правостороннем профиле, индекс враждебности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Циснецкий А. К., Повещенко А. Ф., Разумникова О. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTER OF AGGRESSIVE BEHAVIOUR IN MILITARY MEN WITH DIFFERENT MOTOR ASYMMETRY

Have been studied especially aggressive behavior, depending on the individual profile of motor asymmetry in conscripts. Found that soldiers with left-sided lateralization was significantly higher than the component of aggression as an insult and, respectively, higher than in right profile, the index of hostility.

Текст научной работы на тему «Особенности агрессивного поведения военнослужащих с различной моторной асимметрией»

Bibliography

1. Sidorenko, V.F. Genezis proektnoyj kuljturih i ehstetika dizayjnerskogo tvorchestva: avtoref. dis. ... d-ra iskusstvovedeniya. - M., 1990.

2. Boljshaya Sovetskaya Ehnciklopediya / pod red. A.M. Prokhorova. - M., 1972.

3. Ozhegov, S.I. Tolkovihyj slovarj russkogo yazihka. - M., 1999.

4. Politekhnicheskiyj slovarj. - M., 1998.

5. Vishnyakova, S.M. Professionaljnoe obrazovanie. Slovarj: klyuchevihe ponyatiya, terminih, aktualjnaya leksika. - M., 1999.

6. Polivanova, K.N. Proektnaya deyateljnostj shkoljnikov: posobie dlya uchitelya. - M., 2008.

7. Maksyukova, N.A. Teoriya i praktika proektnoyj deyateljnosti v sisteme povihsheniya kvalifikacii rabotnikov obrazovaniya: avtoref. ... d-ra ped. nauk. - M., 2001.

8. Shilova, O.N. Kak razrabotatj ehffektivnihyj uchebno-metodicheskiyj paket sredstvami informacionnihkh tekhnologiyj: metodicheskaya laboratoriya programmih Intel® «Obuchenie dlya buduthego» / O.N. Shilova, M. B. Lebedeva; pod red. E.N. Yastrebceva. - M., 2006.

9. Bukharkina, M.Yu. Razrabotka uchebnogo proekta. - M., 2003.

10. Nechaev, N.N. Proektnoe modelirovanie kak tvorcheskaya deyateljnostj. - M., 1987. - T. 1.

11. Kuznecov, V.S. Issledovateljsko-proektnaya deyateljnostj kak forma uchebnogo sotrudnichestva v vuze: avtoref. dis.kan. ped.nauk. -M., 1996.

12. Sayjmon, G. Nauki ob iskusstvennom. - M., 1972.

13. Uchebnoe proektirovanie: metodicheskoe posobie i SD-disk s Bazoyj dannihkh uchebnihkh proektov / N.Yu. Pakhomova, N.V. Dmitrieva,

I.V. Denisova [i dr.]. - M., 2010.

14. Matyash, N.V. Proektnaya deyateljnostj shkoljnikov // Psikhologiya razvitiya (Laboratoriya psikhologii proektnoyj deyateljnosti): zaregistrirovannaya baza dannihkh [Eh/r]. - R/d: http://www.psystudy.ru/nauchnaya-deyatelnost-2/pproektnaya-deyatelnost/

Статья поступила в редакцию 10.01.12

УДК 159.923

TsisnetskyA.K., Poveshchenko A.F., Razumnikova O.M. CHARACTER OF AGGRESSIVE BEHAVIOUR IN MILITARY MEN WITH DIFFERENT MOTOR ASYMMETRY. Have been studied especially aggressive behavior, depending on the individual profile of motor asymmetry in conscripts. Found that soldiers with left-sided lateralization was significantly higher than the component of aggression as an insult and, respectively, higher than in right profile, the index of hostility. Key words: aggressive behavior, motor asymmetry, military men, adaptation.

А.К. Циснецкий, аспирант кафедры специальной психологии ИФМИП НГПУ, г. Новосибирск,

E-mail: [email protected]; А.Ф. Повещенко, д-р. мед. наук., проф., зав. каф. специальной психологии ИФМИП ФБГОУ ВПО НГПУ, г. Новосибирск; О.М. Разумникова, д-р. биол. наук, проф. каф. специальной психологии ИФМИП НГПУ, г. Новосибирск.

ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ С РАЗЛИЧНОЙ МОТОРНОЙ АСИММЕТРИЕЙ

Изучены особенности агрессивного поведения в зависимости от индивидуального профиля моторной асимметрии у военнослужащих по призыву Обнаружено, что у военнослужащих с левосторонней латерализацией значимо выше такой компонент агрессии как обида и, соответственно, выше, чем при правостороннем профиле, индекс враждебности.

Ключевые слова: агрессивное поведение, моторная асимметрия, военнослужащие, адаптация.

Анализ литературы по проблеме взаимосвязи агрессивности и функциональной межполушарной асимметрии показал, что этот вопрос пока изучен недостаточно и несколько отстает от интереса к нему в области социологии, криминологии и других общественных наук, обусловленного выяснением причин антисоциального поведения. Личностные особенности нарушителя социальных норм, в том числе агрессивности, традиционно исследуется на основе социологических подходов и методов и, соответственно, выводы носят в основном социологический характер. Мало исследований, в которых содержались бы научные концепции психологических причин и мотивов агрессивного поведения и агрессивности как свойства личности, хотя эта проблема, несомненно, актуальна для возрастной, педагогической, социальной психологии и психофизиологии.

Взаимосвязь полушарных особенностей активности коры головного мозга и агрессивности традиционно рассматривается с двух позиций: изучение таких особенностей при психических патологиях или асимметрии эмоциональных состояний, чаще всего страха. Эту форму агрессии связывают с доминированием активности в левой части лобной коры, что характерно для праворуких, но эффект может изменяться в зависимости от мотивационной направленности [1]. Например, в случае преобладания стратегии избегания следует ожидать более правополушарной активации коры при агрессивном поведении. В качестве еще одного фактора, который может повлиять на взаимосвязь агрессии и полушарной асимметрии - особенности регуляции тестостерона у лево- или праворуких мужчин [2]. Эти особенности рассматриваются как возможная причина парадоксального доминирования леворуких при сравнении боевого духа в сорев-

новательном поведении мужчин. Отмеченные различия при определении значения полушарной асимметрии для выраженности агрессии позволяют предположить, что она будет зависима от индивидуального профиля латерализации моторных и психических функций, однако работ по освещению этой проблемы нам неизвестно.

Изучение механизмов проявления агрессии и факторов, влияющих на нее, актуально не только для понимания природы агрессии, но и для разработки психолого-педагогических программ коррекции взаимоотношения людей. Понимание механизмов агрессии особо значимо при работе психолога в силовых структурах, в том числе с военнослужащими [3]. Необходимость и актуальность таких исследований очевидна. Это определяется, во-первых, тем, что военная служба по призыву, как своеобразный образец силового поведения стимулирует присущие каждому компоненты агрессии. Во-вторых, новая среда обитания и необходимость деятельности в соответствии с уставными нормами, вызывает состояние фрустрации и эмоционального стресса. Эффекты незавершенной адаптация и невозможности удовлетворения привычных потребностей могут проявляться разными формами агрессии как интра-, так и экстрапунитивной и в конечном счете влиять на эффективность военной подготовки и психическое состояние солдат.

В практике военного психолога межполушарная асимметрия мозга практически не учитывается при работе с военнослужащими по призыву. Хотя известны методики, на основе которых можно делать выводы об особенностях латерализации сенсорных или моторных и в соответствии с этим формировать прогноз возможных отклонений в поведении или скорости адапта-

ции военнослужащих. Однако вследствие разнообразия методов, применяемых для оценки латеральных признаков [4], необходимо выбрать те, которые наиболее информативны для анализа индивидуальных особенностей агрессивного поведения.

Таким образом, целью нашего исследования стало определение профиля разных составляющих агрессивного поведения у военнослужащих по призыву с зависимости от выраженности их моторной асимметрии.

Базой исследования стали воинские подразделения Министерства обороны Российской Федерации, которые дислоцируются в Новосибирском гарнизоне. Выборку составили 104 военнослужащих из 4 воинских частей. Все военнослужащие были одного призыва, первого года службы, возраст 18-22 лет. В диагностический комплекс, составленный для исследования агрессивного поведения вошли опросник определения форм агрессивности А. Басса и А. Дарки [5] и методика определения интегральных форм коммуникативной агрессии В.В. Бойко [5].

Методика А. Басса и А. Дарки позволяет дифференцировать следующие формы проявления агрессивности: физическая, косвенная, вербальная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, чувство вины [5]. Методика В. Бойко предназначена для определения коммуникативной агрессии, т.е. выяснения установки адресанта на антидиалог в широком смысле слова. Нарушение речевого паритета может проявляться, во-первых, как намеренный захват вербальной инициативы, во-вторых, как пренебрежительное отношение к содержательной стороне высказываний речевого партнера [5].

Для определения индивидуального профиля моторной асимметрии был использован метод, разделяющий военнослужащих по параметрам «ведущая рука и ведущая нога». Асимметрия рук и ног определялась по преобладанию правых или левых значений проб в каждом случае с последующим вычислением коэффициента латерального предпочтения (Кпр) [6]:

Кпр= (("общ. - Лобщ.) / ("общ. + Лобщ + Собщ)) х ^

где Побщ - общее количество проб, выполненных с использованием правой стороны; Лобщ- общее количество проб, выполненных с использованием левой стороны; Собщ - общее количество проб, выполненных одинаково эффективно каждой рукой. При этом использование только правой руки (ноги) в соответствующей пробе оценивалось 2 баллами, при ответе «иногда» -1 балл, симметричное - 0. В случае левостороннего доминирования оценка операций производилась, соответственно, со знаком «минус» 2 и «минус» 1. В конечном итоге, если военнослужащий выполнял пробы с преимуществом правой стороны, он получал максимальный бал со знаком (+) и соотносился к группе с правосторонней латерализацией (доминантность левого полушария), если левой, результаты были со знаком (-) и соответственно военнослужащие были отнесены к группе с левосторонней латерализацией (доминантность правого полушария). Смешанные варианты получали промежуточные значения и оценивались как симметричные (амбидекстры) [6].

После определении коэффициента латерального предпочтения все испытуемые были разделены на две группы: 82 военнослужащих составили группу с правосторонней моторной ла-терализацией (Кпр у них был в диапазоне 6б-100) и 22 - с левосторонней (Кпр= -б6 до -100). Смешанная группа из дальнейшего анализа была исключена.

Все компоненты агрессивности в группах, отличающихся моторной асимметрией, были сравнены с использованием непараметрического критерия Манна-Уитни. Было установлено, что достоверные межгрупповые различия характерны только для компонента «обида»: при левостороннем доминировании его значения были выше, чем при правостороннем (табл. 1). Распределение значений по шкале «обида» для двух рассмотренных групп показано на рис. 1.

Таблица 1

Профиль компонентов агрессивности в группах с право - и левосторонней моторной асимметрией

Группа Агрессия

физич вербал косвен обида подозр раздраж Негат-м Вина коммун.

Леволатеральные 63,5 55,6 59 56,7* 53,5 45,4 47,2 59,5 20.5

Праволатеральные 66,4 59,2 54,2 38,5 45 41,1 49,2 59,2 18.2

Примечание. Жирным шрифтом выделены достоверные различия между группами, * - р<0.01

Из него следует, что большие значения в случае леволатерального профиля моторной асимметрии обусловлены присутствием в этой группе отдельной субгруппы, которые представляют индивиды с повышенными значениями «обиды». По-видимому, именно на этих военнослужащих необходимо обратить особое внимание в психолого-педагогической работе.

В соответствии с методикой А. Басса и А. Дарки был вычислен индекс враждебности, как среднее значение по шкалам «подозрительность» и «обида», и индекс агрессивности (шкалы физической, вербальной и косвенной агрессии). Оказалось, что индекс враждебности в группе с левосторонней моторной асимметрии был выше, чем с правосторонней (р=0.014).

Таким образом, согласно полученным результатам можно заключить, что в случае доминирования леволатерального профиля у военнослужащих следует ожидать более выраженной интрапунитивной агрессии, особенно такого ее компонента как обида. Понятие «обида» может трактоваться как чувство недовольства, зависти или даже скрываемой ненависти к окружающим, обусловленные неудовлетворенностью от взаимодействия с внешней средой и переживанием либо действительных, либо мнимых, но актуализированных страданий. Повышенные значения индекса враждебности в группе с левосторонней моторной асимметрией указывают на скрытое психическое напряжение и наличие эмоционального стресса, что, в конечном счете, учитывая особое значение активности лобных отделов правого полушария в развитии агрессии и других форм аномального поведения, может приводить к развитию психической и психосоматической патологии.

У военнослужащих в процессе адаптации к воинской деятельности наблюдается специфическое состояние, которое можно назвать «состоянием неопределенности выбора». Характерными признаками такого состояния является потеря контроля над своими эмоциями. Высокий уровень агрессии у военнослужащих первого периода службы может вызываться объективно непреодолимыми (или субъективно понимаемыми) трудностями адаптации к воинской службе. На начальном этапе выбор действий у молодых воинов ограничен представленными возможностями. Воинский коллектив уже самим фактом своего существования предопределяет, программирует систему действий, отношений каждого из своих воинов. Определяя личности конкретную роль, коллектив указывает реальные примеры необходимого поведения, нарушение которых наказывается. И молодому воину приходится действовать по предписанию, заданному в данном коллективе. Его действия связанны с потребностью в приспособлении и часто требуют максимального психического напряжения, которое может перерастать в агрессивное поведение [7].

Таким образом, обнаруженные нами высокие показатели параметра «обида» и выраженности «враждебности» у военнослужащих с левосторонней латерализацией могут оказывать негативное влияние не только на ход адаптации в воинском коллективе, но и на особенности мышления, что в свою очередь приводит к сужению сознания, и как следствие, чаще всего проявляется в агрессии аффективного характера. Решения в таком состоянии принимаются импульсивно, выбранная мера воздействия не соответствует психологической ситуации, бывает нео-

Рис. 1 Распределение показателя «обида» у праволатеральных (А) и леволатеральных (Б) военнослужащих

боснованной. Поведение при этом определяется внешней ситуацией без предварительного планирования и заранее обдуманного намерения, без осознания и выбора способов действий, без учета существующих норм, возможных последствий совершенного.

Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у военнослужащих - с левосторонней моторной асимметрией такая агрессивная реакция как «обида» имеет более выраженное проявление, по сравнению с военнослужащими с правосторон-

ней латерализацией. Обнаруженные взаимосвязи моторной асимметрии и особенностей агрессивного поведения имеют как теоретическое, так и практическое значение. Результаты теоретического анализа причин агрессивного поведения, форм его проявления и тенденций протекания в подразделениях были использованы для совершенствования взаимоотношений в частях и подразделениях и легли в основу практических рекомендаций по предупреждению и коррекции агрессивного поведения.

Библиографический список

1. Rohlfs, P. Aggression and brain asymmetries: a theoretical review / P. Rohlfs, J.M. RamHrez. - Aggression and Violent Behavior, 2006. - 1(3).

2. Faurie, C. Left-handedness and male-male competition: Insights from fighting and hormonal data / C. Faurie, V. Llaurens, A. Alvergne, M. Goldberg, M. Zins, M. Raymond // Evolutionary Psychology. - 2011. - 9(3).

3. Петров, В.Г. Психологические особенности агрессивного поведения и пути его Коррекции: дисс. ... канд. психол. наук. - Иркутск, 1999.

4. Безруких, М.М. К вопросу о функциональной межполушарной асимметрии и латерализации моторных функций. Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии / под ред. В.Ф. Фокина. - М., 2003.

5. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие / Д.Я. Райгородский [и др.]; под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара, 1998.

6. Леутин В.П., Николаева Е.И. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность / В.П. Леутин, Е.И. Николаева. - СПб., 2005.

7. Дохолян, С.Б. Предупреждение агрессивного поведения военнослужащих по призыву в повседневной деятельности: дисс. ... канд. психол. наук. - Москва, 1997.

Bibliography

1. Rohlfs, P. Aggression and brain asymmetries: a theoretical review / P. Rohlfs, J.M. Ramirez. - Aggression and Violent Behavior, 2006. - 1(3).

2. Faurie, C. Left-handedness and male-male competition: Insights from fighting and hormonal data / C. Faurie, V. Llaurens, A. Alvergne, M. Goldberg, M. Zins, M. Raymond // Evolutionary Psychology. - 2011. - 9(3).

3. Petrov, V.G. Psikhologicheskie osobennosti agressivnogo povedeniya i puti ego Korrekcii: diss. ... kand. psikhol. nauk. - Irkutsk, 1999.

4. Bezrukikh, M.M. K voprosu o funkcionaljnoyj mezhpolusharnoyj asimmetrii i lateralizacii motornihkh funkciyj. Aktualjnihe voprosih funkcionaljnoyj mezhpolusharnoyj asimmetrii / pod red. V.F. Fokina. - M., 2003.

5. Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metodiki i testih: ucheb. posobie / D.Ya. Rayjgorodskiyj [i dr.]; pod red. D.Ya. Rayjgorodskogo. - Samara, 1998.

6. Leutin V.P., Nikolaeva E.I. Funkcionaljnaya asimmetriya mozga: mifih i deyjstviteljnostj / V.P. Leutin, E.I. Nikolaeva. - SPb., 2005.

7. Dokholyan, S.B. Preduprezhdenie agressivnogo povedeniya voennosluzhathikh po prizihvu v povsednevnoyj deyateljnosti: diss. ... kand. psikhol. nauk. - Moskva, 1997.

Статья поступила в редакцию 10.01.12

УДК 378.046.4

Tsygankova T.V. DISTRIBUTED AUTOMATED QUALITY CONTROL SYSTEM OF ADAPTIVE ADDITIONAL TRAINING. The article discusses some aspects of the distributed automated quality control system of adaptive technology further professional education environment as a means of providing the composition, structure, forms of educational activity. In the diagnostic system successful formation of additional professional competencies for adaptive curriculum laid down not only monitoring the level of knowledge and skills, and check understanding, application, analysis steps, synthesis, evaluation.

Key words: module, adaptive learning, levels of achievement of competencies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.