Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
474
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Ключевые слова
ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ / КОНФЛИКТ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ / ЭМОЦИИ / ЭМПАТИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гриднев Александр Олегович, Романов Даниил Константинович, Романов Константин Михайлович

В статье отражены психологические особенности агрессивного поведения современных школьников обучающихся в разных классах начальной школы. Было проведено исследование агрессивного поведения младших школьников. Результаты исследования показали особенности агрессивного поведения у младших школьников при переходе в старшие классы, что создает необходимость создания условий для снижения уровня агрессивности у школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гриднев Александр Олегович, Романов Даниил Константинович, Романов Константин Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF AGGRESSIVE BEHAVIOR AMONG MODERN CHILDREN IN ELEMENTARY SCHOOLS

The article reflected the psychological features of the aggressive behavior among modern schoolchildren studying in different grades of primary school. A study of aggressive behavior of younger schoolchildren was conducted. The results of the study showed the peculiarities of aggressive behavior of younger schoolchildren during the transition to high school, which creates the need to develop an environment for reducing the level of aggressiveness in schoolchildren.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

ГРИДНЕВ А. О., РОМАНОВ Д. К. РОМАНОВ К. М.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Аннотация. В статье отражены психологические особенности агрессивного поведения современных школьников обучающихся в разных классах начальной школы. Было проведено исследование агрессивного поведения младших школьников. Результаты исследования показали особенности агрессивного поведения у младших школьников при переходе в старшие классы, что создает необходимость создания условий для снижения уровня агрессивности у школьников.

Ключевые слова: эмпатия, эмоции, межличностные отношения, учебная деятельность, конфликт, физическая агрессия, вербальная агрессия.

GRIDNEV A. O., ROMANOV D. K., ROMANOV K. M. PSYCHOLOGICAL FEATURES OF AGGRESSIVE BEHAVIOR AMONG MODERN CHILDREN IN ELEMENTARY SCHOOLS Abstract. The article reflected the psychological features of the aggressive behavior among modern schoolchildren studying in different grades of primary school. A study of aggressive behavior of younger schoolchildren was conducted. The results of the study showed the peculiarities of aggressive behavior of younger schoolchildren during the transition to high school, which creates the need to develop an environment for reducing the level of aggressiveness in schoolchildren.

Keywords: empathy, emotions, interpersonal relationships, learning activity, conflict, physical aggression, verbal aggression.

Проблема детской агрессивности в современной психологии является одной из

актуальных. Данный феномен, который во многом определяет поведение у младших

школьников и подростков, влияет непосредственно на эффективность и успешность

учебного процесса. Ребенка могут сопровождать конфликтные взаимоотношения в школе

между учителями и сверстниками. Это порождает огромный спектр проблем таких как:

возникновение конфликтов и проблем в межличностных взаимоотношениях, формирование

деструктивных форм поведения, рост детской преступности, проявления насилия и т.п.

Агрессивность может перейти в характерную личностную черту, что будет определять

поведение субъекта руководствующим, в основном, агрессивными стратегиями решения

1

разногласий и конфликтов. Не менее важный аспект агрессивности - это воздействия резких импульсивных проявлений на организм. Эти проявления могут подорвать здоровье ребенка. Поэтому агрессивное поведение детей можно отнести к весьма серьезной проблеме социального и педагогического планов, что в свою очередь имеет как, научную так и практическую значимость.

Феноменология агрессивного поведения исходит из неустойчивых тенденций поведенческих актов, что в свою очередь, имеет самые негативные последствия для общения ребенка со сверстниками и учебной деятельности. Импульсивность такого поведения, особенно в таком возрасте, проявляется в физическом воздействии на фрустрирующую преграду в целях ее разрушения. Агрессивность затрагивает все личностные сферы субъекта: когнитивную, аффективную, потребностно-мотивационную и др. Данный феномен представляет собой симптомокомплекс, затрагивающий все уровни личности. Импульсивная и разрушительная сила агрессивного поведения направляется на учебный процесс, что делает невозможным достижение образовательных целей [1; 2].

В научно-психологическом плане эту проблему изучили многие ученые: Г. М. Андреева; Т. В. Драгунова; В. И. Жельвис, Ф. С. Сафуанов, Л. М. Семенюк. Также психологическую враждебность изучали: Ю. М. Антонян, Е. И. Бережкова, И. А. Горьковая, С. Н. Ениколопов, П. А. Ковалев, Н. Д. Левитов, Н. В. Пинчук, А. А. Реан, Т. Г. Румянцева и др.

Цель данного эмпирического исследования заключалась в изучении проявления агрессивности у младших школьников в рамках учебно-образовательного процесса.

Исходя из вышеупомянутой цели, для эмпирического исследования были выбраны следующая методика: опросник «Агрессивное поведение»

П. А. Ковалева (детский вариант) для выявления агрессивных склонностей и уровня выраженности агрессивного поведения у ребенка. Наряду с опросником, использовался математический метод обработки исходных результатов 1-критерий Стъюдента [5; 6].

В данном исследовании приняли участие школьники, обучающиеся во 2 классе и в 4 классе в количестве 34 человек. Исследование проводилось на базе МОУ «Александровская СОШ» Лямбирского района Республики Мордовия (группа А), и на базе МОУ «Комсомольская СОШ №1» Чамзинского района Республики Мордовия (группа Б). Участники исследования были поделены на две условные группы. В первую группу входили 17 учеников 2 класса, во вторую группу входили 17 учеников 4 класса. Исследование проводилось одновременно в двух группах.

Количественные результаты исследования выраженности агрессивности и видов их проявления учеников 2 класса средней общеобразовательной школы представлены ниже. Они показали, что у учеников 2 класса в среднем распределение низкого и среднего уровней происходит поровну. Низкий уровень склонности прямой вербальной агрессии отмечается у 52% испытуемых, средний уровень у 48% испытуемых. Высокого уровня прямой вербальной агрессии не наблюдается.

Проявление низкого уровня склонности к косвенной вербальной агрессии отмечается у 52% испытуемых, средний уровень у 48% испытуемых. Проявление высокого уровня склонности к косвенной вербальной агрессии также не наблюдается.

Низкий уровень склонности к прямой физической агрессии отмечается у 40% испытуемых, средний уровень - у 40% испытуемых, высокий уровень отмечается у 20% испытуемых. Низкий уровень проявления склонности к косвенной физической агрессии отмечается у 24% испытуемых, средний уровень у 76% испытуемых. Проявления высокого уровня склонности к косвенной физической агрессии не наблюдается, как и в других пунктах.

Необходимо отметить, что процент высокого проявления склонностей к какому-либо виду агрессии настолько мал, что в рамках данного исследования им можно пренебречь. Однако стабильно проявляется средний и низкий уровни. Самый явный вид агрессии - это склонность к косвенной физической агрессии.

Феномен косвенной физической агрессии в поведении младшего школьника является достаточно распространенным явлением. При переходе в школу на младшего школьника воздействуют новые для него требования, что ограничивает его агрессивное поведение. Ребенок ограничен в своем поведении и, соответственно, явная прямая физическая агрессия является для него запретным действием. Энергия агрессии сублимируется, запреты обходятся путем косвенной агрессии. Такой вид агрессии проявляется, в основном, через разрушение объектов, которые значимы для другого ребенка. Это могут быть продукты деятельности (рисунки, поделки и т.п.), личные вещи (игрушки, школьные принадлежности, одежда и т. п.). Агрессор наблюдает за реакцией другого ребенка на разрушенное имущество, что удовлетворяет его агрессивные импульсы. Таким образом, запрет на причинение вреда другому непосредственно преодолевается этим путем [5].

Стоит сказать об особенностях проявления общего агрессивного поведения у

второклассников. Исходя из полученных результатов видно, что преобладает средний

умеренный уровень проявления общего агрессивного поведения (65%). Уровень выше

среднего проявляется в меньшей степени (23%). Низкий уровень выраженности агрессивного

3

поведения среди учеников 2 класса проявляется в редких случаях (12%). Высокий уровень агрессивности среди учеников 2 класса в ходе исследования не был выявлен.

Таким образом, следует отметить, что наиболее распространен среди учеников 2 класса средней общеобразовательной школы умеренно-средний уровень проявления агрессивного поведения.

Теперь перейдем к анализу соответствующих показателей у более старших детей — учащихся четвертых классов.

Результаты показывают, что у учеников 4 класса выражен низкий уровень проявления по всем видам агрессии. Низкий уровень склонности прямой вербальной агрессии отмечается у 53% испытуемых, средний уровень у 30% испытуемых. Высокого уровня прямой вербальной агрессии зафиксировано у 17% испытуемых. Проявление низкого уровня склонности к косвенной вербальной агрессии отмечается у 53% испытуемых, средний уровень - у 47% испытуемых. Проявление высокого уровня склонности к косвенной вербальной агрессии не наблюдается. Низкий уровень склонности к прямой физической агрессии отмечается у 47% испытуемых, средний уровень у 47% испытуемых, высокий уровень отмечается у 3% испытуемых. Низкий уровень проявления склонности к косвенной физической агрессии отмечается у 38% испытуемых, средний уровень - у 47% испытуемых. Проявления высокого уровня склонности к косвенной физической агрессии наблюдается у 15% испытуемых.

Исходя из полученных данных, можно отметить, что в отличие от учеников 2 класса, у учеников 4 класса наблюдается тенденция на снижение выраженности всех видов агрессии, кроме косвенной физической (в данном случае преобладает средний уровень). В отношении к первым результатам - низкий уровень косвенной физической агрессии встречается чаще.

Полученные результаты свидетельствуют о наличии положительной динамике в снижении агрессивности, а значит — об успешности школьного образования на данном этапе. Однако подобный вывод нуждается в дополнительных подтверждениях.

В данном случае результат оправдан тем, что ученики по ходу обучения и при взрослении принимают общие учебные требования и социальные установки. Уровень общего развития и учебных способностей возрастает. Ученики привыкают к учебной среде и глубже погружаются в коллектив. Эффект сплочения снижает уровень агрессивности среди учеников выпускного класса начальной школы. Стоит отметить, что преобладание косвенной физической агрессии среди учеников сохранился, но в меньшей степени.

Результаты показывают, что почти половина учеников имеют низкий уровень

агрессивности (47%). Уровень ниже среднего проявляется в меньшей степени (35%).

4

Уровень выше среднего встречается у 18% учеников. Высокий уровень агрессивности у данной группы школьников не наблюдается.

В таблице (табл. 1) представлены сравнительные данные по общему проявлению агрессивности между учениками 2 класса (группа А) и 4 класса (группа Б).

Таблица 1

Уровни поведенческой агрессии у детей младшего школьного возраста

Уровень поведенческой агрессии Дети младшего школьного возраста

Группа А Группа Б

Абс % Абс %

Низкий 2 11 8 47

Ниже среднего 11 64 6 35

Выше среднего 4 23 3 18

Высокий 0 0 0 0

Результаты подтверждают наглядные данные и исходя из таблицы можно сделать соответствующие выводы, что уровень агрессивности у группы Б ниже, чем у группы А. В группе А преобладает умеренно-средний уровень агрессии, когда в группе Б почти половина испытуемых имеет низкий уровень агрессивности. Высокий уровень агрессивности не наблюдается в обеих группах.

Как уже говорилось выше, прежде всего, это связано с общим развитием школьников на период с 8 до 10 лет: усвоение норм поведения, развитие межличностных отношений. Взаимодействие внутри коллектива, учителями и взрослыми становятся наиболее сложными, что в свою очередь включает компонент эмпатии и сопереживания. Полное вхождение в учебную деятельность избавляет младшего школьника от адаптивных трудностей обучения, что убавляет противоречий в деятельности и межличностных взаимодействиях [3].

Подводя итог данного исследования, можно отметить, что общий уровень агрессивности у учеников 4 класса значительно ниже, чем у учеников 2 класса. Как упоминалось выше, это связано с формированием навыков регуляции, усвоение моральных установок, укрепление межличностных отношений среди участников учебного коллектива [4; 6]. В конкретных показателях агрессии мы можем наблюдать, что ученики 4 класса меньше склонны к прямой физической агрессии, чем ученики 2 класса. Отмечается переход к косвенной агрессивности. Замечается тенденция отхода от прямой агрессии к косвенной. Это можно объяснить тем, что ученики 4 класса в силу сформированности норм поведения,

канализируют свою агрессивность по косвенным каналам. Отчасти это мотивируется возможностью избежать наказания за прямые действия. Таким образом, педагогам и психологам необходимо учитывать данную динамику агрессивности у младших школьников для того, чтобы оптимизировать учебный процесс на основании возрастных проявлений агрессивного поведения. Создать условие формирования благоприятных условий для создания межличностных отношений в учебных коллективах, а также комплексное и планомерное усвоение норм поведения и моральных установок у младших школьников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белова С. С., Валуева Е. А., Ушаков Д. В. Формирование социально-личностных компетентностей в современном образовании / Под ред. Д. В. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН, 2010. - 114 с.

2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 2004. - 224 с.

3. Гончаров В. С. Основы культурно-генетической психологии. - Калининград: Издательство Российского государственного университета им. Иммануила Канта, 2008. - 333 с.

4. Иванова Н. В., Першина Т. В. Теоретические и методические основы профилактики гаджет-зависимости у детей старшего дошкольного возраста. -Череповец: ЧГУ, 2020. - 203 с.

5. Ильин Е. П. Эмоции и чувства: учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2011. - 782 с.

6. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология: личность ученика: социализация, мотивация, акцентуации, межличностные отношения: методы изучения, личность и деятельность педагога, профессиональное педагогическое общение, педагогическая социальная перцепция: теория, практика, тренинг, психологический практикум: трудные педагогические ситуации. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - 573 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.