_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_
наркотических средств и психотропных веществ. Вопросы ювенальной юстиции. М., № 4(42).
2. Кобец П.Н. Анализ ситуации, связанной с наркобизнесом в России, и об участии в нем иностранцев. Научно-практический журнал "Российский криминологический взгляд" № 1 (5) 2006.
3.Кобец П.Н. Анализ отдельных проблем в области противодействия наркобизнесу. Наркоконтроль. М.: 2006., № 3.
4. К вопросу о предупреждении незаконного оборота наркотиков. Наркоконтроль. М., 2008 № 4.
© Кобец П.Н., 2016
УДК 159
Стуколова Людмила Сергеевна,
Ст.преподаватель СФ БашГУ;
Волкова Надежда Сергеевна,
Студент СФ БашГУ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВИКТИМНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация
В статье определяются особенности личности молодежи, детерминирующие склонность к виктимному поведению. Делается вывод, что неадекватный уровень самооценки является основным фактором детерминации.
Ключевые слова
Виктимность личности, детерминация виктимности, виктимность молодежи.
Личности в юношеском возрасте присущи социально-психологические особенности, детерминирующие склонность к виктимному поведению. Юношеский возраст представляет собой переходный период жизни человека, характеризующийся постепенным взрослением и формированием самосознания, начинаясь в 15-17 лет и завершаясь к 21-23 годам [1, с.403]. С этого возраста юношей и девушек интересуют вопросы самоопределения (они осознают себя в качестве членов общества, формируют свою собственную позицию относительно происходящих в обществе процессов) [2, с.27].
Мировоззренческий поиск включает социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве члена общества (социальной группы, нации и т.д.), выбор своего будущего социального статуса и способов его достижения. Осознание своего внутреннего мира, являясь важным и волнующим, с другой стороны нередко вызывает тревожные переживания у юношей и девушек. Наряду с пониманием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других, появляется чувство одиночества. Юношеское «Я» еще обладает в некоторой степени диффузностью, что может переживаться как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить. Здесь также могут возникать противоречивые тенденции: увеличение потребности в общении и в то же время появление избирательности, потребность в уединении.
Самопознание юношей и девушек формируется с помощью механизма личностной рефлексии, исследования себя, взгляда на себя со стороны (представления человека о том, что о нем думают окружающие). Если в подростковом возрасте процесс личностной рефлексии носит аффективный характер (эмоциональный вспышки, импульсивность), то в юношестве саморефлексия проходит уже на более спокойном эмоциональном фоне. Глубина саморефлексии юношей и девушек зависит от многих факторов: социальная ситуация развития, уровень образования, индивидуально-психологические особенности, семейное воспитание, качество отношений с окружающими. Развитая личностная рефлексия способствует формированию целостной Я-концепции юношей и девушек - относительно устойчивого и в то же время
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_
постоянно меняющегося образования.
В Я-концепции юношей и девушек сначала появляется телесный компонент (относительно устойчивый образ своего тела, принятие своей внешности), далее формируются умственные способности, волевые и моральные качества, от которых зависит успешность деятельности и отношения с окружающими [3, с.112]. Что касается самооценки, то в юношеском возрасте она может носить адекватный характер, либо быть неадекватно завышенной или неадекватно заниженной. Уровень самооценки, в свою очередь, оказывает влияние на уровень притязаний личности.
В целом, становление самосознания в юношеском возрасте идет по направлению к интегрированию образа себя, перемещению его из внешнего плана во внутренний[4, с.15]. Нарушениями идентичности является ролевая неопределенность личностного «Я».
Этим особенностям личности в юношеском возрасте способствует ряд факторов возникновения. В результате некоторых исследований доказано, что юноша с такими качествами личности как: неадекватная самооценка, высокий уровень тревожности и агрессивности, эмоционально-волевая неустойчивость «готов» стать жертвой насилия.[3, с.146]
К неспецифическим факторам возникновения виктимного поведения относятся ранее сформированные такие психологические качества, как эмоциональная неустойчивость, тревожность, низкий порог фрустации, повышенная агрессивность, нарушение процесса социальной адаптации, отсутствие ощущения поддержки, стратегии семейного воспитания отца и матери. Помимо этого, авторы выделяют так же неадекватную самооценку, как один из факторов, увеличивающий виктимизацию юношей [5, с.64].
Юношеский возраст - это фактор, повышающий степень виктимной уязвимости юноши, но тип виктимного поведения во многом определяется и социально-психологическими особенностями. Неадекватно заниженная самооценка выражается в неспособности отстаивать собственную позицию и брать на себя ответственность, избыточной готовности принимать позицию другого, в патологической тяге к подчинению с неоправданным чувством вины.[6, с.394]
Риск проявления виктимного поведения связан с отсутствием ощущения социальной поддержки и определенные стратегии семейного воспитания отца и матери. На индивидуальном уровне виктимизация человека зависит от темперамента и других характерологических свойств, генетической предрасположенности к отклоняющемуся поведению. Люди, избирающие социальную роль жертвы, вовлекаются в различные криминогенные ситуации с подсознательной целью получить сочувствие, самоутверждаясь таким образом. Позиция жертвы оправдывается установкой на беспомощность, нежеланием изменять собственное положение без вмешательства извне, низкой самооценкой, запуганностью, повышенной сугестивностью, готовностью к обучению виктимному поведению.
Таким образом, неадекватная самооценка может вести к неадекватному типу самоутверждения или отказу от него. Адекватному самоутверждению в свою очередь способствует субъективное чувство безопасности, выражающееся в осознании поддержки и уважении окружающих.
Подводя итог анализу социально-психологических факторов, детерминирующих склонность к виктимному поведению, можно заключить, что основным является неадекватный уровень самооценки, что в свою очередь может вести к неадекватному типу самоутверждения или отказу от него.
Рассматривая виктимное поведение как небезопасное и дезадаптивное, можно сделать вывод, что следствием наличия склонности к виктимному поведению является реализация неадекватного типа самоутверждения или отказа от него. Кроме того, юношеский возраст, в силу его характерологических особенностей, является фактором способствующим повышению риска виктимизации.
Список использованной литературы:
1. Обухова В.П. Возрастная психология. - М.:МГППУ, 2006. - 460с.
2. Дюбина Т.Г. Учет рассогласований между объективной оценкой и самооценкой личности// Вопросы психологии. - 2010. -№4. - С.25-34.
3. Баширова Т.Н. Противоречивость социально-психологических характеристик личности как основа виктимного поведения студентов. М.:Норма-инфа, 2009. 265 с.
4. Ботанина И.Г. Самосознание и самооценка студентов// Психология сегодня. Сборник научных статей 15-й
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_
Всероссийской заочной научно-практической конференции студентов и молодых ученых 29 апреля 2013. Екатеринбург: РГППУ, 2013. С.13-17.
5. Никитина Ю.В., Семкова М.П. Особенности виктимного поведения юношей и девушек // Вестник Удмурского университета.- 2013. - №3. - с.62-66.
6. Кондратьев М.Ю, Ильин В.А. Азбукасоциального психолога-практика. - М.:ПЕР-СЭ, 2007. - 464 с.
© Стуколова Л.С, Волкова Н.С. 2016
УДК 614.8.084
Тезиев Таймураз Муратович,
канд. техн. наук, доцент, Академик МАНЭБ, Председатель Северо-Осетинской Республиканской Организации Общероссийского Профсоюза образования;
E-mail:[email protected] Алборов Иван Давыдович, докт. техн. наук, профессор, Вице-Президент МАНЭБ, зав. кафедрой экологии и техносферной безопасности
ФГБОУ ВО «СКГМИ (ГТУ)»;
E-mail: [email protected] Савхалова Светлана Черменовна, Главный технический инспектор труда Северо-Осетинской республиканской организации Общероссийского Профсоюза образования E-mail:[email protected] г. Владикавказ, Россия;
МЕТОДИКА КОНТРОЛЯ И ЭКСПЕРТИЗЫ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ПРИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА
Аннотация
В работе рассматриваются установленные основные требования, предъявляемые к организациям, специалистам в области охраны труда. Задачи экспертов по порядку аттестации средств индивидуальной защиты с последующей сертификацией при проведении работ связанных с оценкой условий труда при воздействии потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на предприятиях и организациях различных видов экономической деятельности.
Ключевые слова
Условия труда, идентификация, средства защиты, опасные факторы, трудовой процесс, работоспособность.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 28 декабря 2013г. №426-ФЗ п.1. Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по применению средств индивидуальной и коллективной защиты.
Процесс оценки соответствия применения (внедрения, использования) средств индивидуальной и коллективной защиты должен быть отражен в документах организации (предприятия, учреждения) на основании анализа идентификации вредных и опасных производственных факторов, а также характеристик (подтверждаемых соответствующим сертификатом) разработанных средств индивидуальной и коллективной защиты (включая комбинированное использование работниками средств индивидуальной защиты и