УДК 316.6
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ СО СКЛОННОСТЬЮ К
ВИКТИМНОСТИ
Т.Н.Баширова
В статье приведены результаты исследования особенностей ценностных ориентации студентов, склонных к виктимности. Представлены новые исследовательские данные о структуре ценностных ориентаций студентов с высокой склонностью к виктимности, наглядно продемонстрировано ее отличие от ценностных ориентаций студентов, не склонных к виктимности, как на уровне нормативных идеалов, так и на уровне индивидуальных предпочтений.
Ключевые слова: виктимность, склонность к виктимности, структура ценностных ориентаций.
Виктимология представляет собой междисциплинарную область знаний, которая в качестве предмета исследования изучает жертвы в широком смысле этого слова и все с ней связанное. Виктимность человека - его повышенная предрасположенность становиться жертвой различных отрицательных факторов (несчастных случаев, стихийных бедствий, катастроф и др.). Важно подчеркнуть, что виктимность является внутренним качеством жертвы, проявляющимся при определенных условиях в виде виктимного поведения. Таким образом, «виктимальный потенциал» переходит в «виктимальный детерминизм» [5; 7]. По данным исследователя О.О.Андронниковой, тип виктимного поведения во многом определяется индивидуально-психологическими (склонность к риску, тревожность, неустойчивая самооценка, радикализм, подозрительность), психофизиологическими особенностями (половая дифференциация) и индивидуальным опытом (агрессивное поведение родителей) [1].
В настоящее время многие исследователи отмечают рост интереса к проблеме виктимности личности. Исследования в данном направлении являются актуальными и социально значимыми, так как виктимологическое направление по выявлению латентной виктимности и предупреждению ее перехода в виктимное поведение является гуманным и перспективным, идущем в русле гуманизации общества. Это положение подтверждается появлением новых отраслей научного
знания - социально-педагогическая виктимология, психология девиантного поведения. При этом данная проблема представляется нам из разряда сложных, так как связана с проблемами поведенческой активности, саморегуляции, с одной стороны, и внутреннего мира личности, его ценностно-мотивационной ориентацией, с другой, которые образуют единый континуум, а если руководствоваться выдвинутым К.Левином принципом психологического единства личности и окружающего ее мира, представляют неразрывное единство формы и содержания [2].
Между тем в отечественной психологии до сих пор относительно мало экспериментальных данных по теме виктимного поведения личности в русле социально-психологических исследований. В основном изучение ведется на материале криминалистических данных. Однако в условиях виктимизации населения, о которой заявляет ряд исследователей [1; 6], практическая потребность в исследованиях данной проблемы возрастает. В число первостепенных задач входит профилактика виктимизации, что возможно только при учете конкретных особенностей виктимного поведения и внутренних детерминант его обуславливающих конкретной социальной группы. Таким образом, необходимы исследования, направленные на изучение потенциальной виктимности, на основании которых будет разрабатываться система целевых превентивных мероприятий, направленных на предотвращение данного поведения. Эффективность мероприятий при этом зависит от того, насколько успешно произошло разрушение ригидных паттернов виктимного поведения.
Рассматривая студентов как особую социальную группу, необходимо отметить среди ее специфических особенностей в силу возраста и проблем личностно-профессионального формирования, их уязвимость. Согласно данным Центра по исследованию самоубийств ВОЗ, самый высокий уровень самоповреждающего поведения среди женщин отмечается в 15-24 лет, а среди мужчин - в возрасте 12-34 лет [4]. Поэтому на данном этапе вырисовывается важность изучения ценностно-мотивационной системы студентов во взаимосвязи с их склонностью к виктимости.
Учитывая распространённость явления виктимной деформации личности и его тенденции, важность его всестороннего рассмотрения для решения задач прикладной психологии и социальной психологии, разработки мер по профилактике, а также актуальность его для решения проблем личностно-профессионального становления студентов, мы организовали данное исследование. Его целью являлось выявление специфики ценностно-мотивационной структуры личности студентов, склонных к виктимному поведению.
В задачи исследования входило: а) выявление особенностей ценностно-мотивационного блока студентов, склонных к виктимному поведению; б) анализ полученных мотивационных блоков у студентов, склонных к виктимному поведению; в) сравнение структуры мотивационных блоков, характерных для студентов, склонных и не склонных виктимному поведению.
Выдвинута основная гипотеза: структура типов мотивации отличается у студентов, склонных к виктимному поведению, по сравнению со студентами, не склонными к виктимному поведению. Эти отличия не являются случайными и объясняются особенностями данной группы.
Для исследования ценностно-мотивационных особенностей применялись методика Ш.Шварца для изучения ценностей личности (в адаптации В.Н.Карандышева, С.В.Реттгес), а также опросник «Склонность к отклоняющемуся поведению» (А.Н.Орел). Результаты опроса обрабатывались с помощью общей статистики (пакет STATISTICA 6.0). Общая выборка исследования составила 912 студентов (24% - юношей и 76% девушек) в возрасте от 18 до 26 лет. Согласно методике «Склонность к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел) из 912 студентов склонность к той или иной форме виктимного или саморазрушающего поведения выражена у 18,6 % исследуемых студентов.
Мы сгруппировали отдельные ценности в блоки мотиваций согласно теоретической модели Ш.Шварца и подсчитали средние значения по типам мотиваций отдельно для выборки студентов, склонных к виктимному поведению и не склонных к таковому. Для студентов, склонных к виктимному поведению, с
точки зрения уровня нормативных идеалов, наиболее значимыми по результатам ранжирования оказались безопасность, самостоятельность и универсализм. Это характеризует данных студентов как ориентированных на стабильность общества и взаимоотношений, социальный порядок, безопасность, взаимопомощь, чувство принадлежности, здоровье, понимание, терпимость, защита благополучия всех людей и природы. Также для них значимо на уровне нормативных идеалов потребности в самоконтроле и самоуправлении, в автономности и независимости.
Однако данные, полученные по другим методикам, а также структурный анализ данных ценностей ориентируют нас на то, что часть из перечисленного нами списка носит чисто декларативный характер. Согласно теории динамических отношений между ценностными типами Ш.Шварца, в которой описывается концептуальная организация системы ценностей, три доминирующие ценности - безопасность, самостоятельность и универсализм -относятся к разным типам. Так, самостоятельность и безопасность относятся к противоположным полюсам одной оси: самостоятельность включена в категорию «Открытость изменениям», а безопасность отнесена к полярной категории «Консерватизм». Данный расклад ценностных предпочтений у студентов, склонных к виктимному поведению, по мнению Ш.Шварца, образует конкурирующие ценностные типы и может вступать в конфликт, что часто детерминирует противоречивость, полярность поведения лиц данной группы. Универсализм расположен на второй оси измерения, относясь к категории «Самотрансцендентность» в противоположность категории «Самовозвышение», что тоже, вероятно, имеет значение в качестве психологического механизма адаптации к социально одобряемым формам поведения.
На основании вышеприведенного анализа можно сделать вывод о том, что, несмотря на интегрированность ценностей, структура ценностных ориентаций на нормативном уровне у студентов, склонных к виктимному поведению, имеет противоречия, обусловленные наличием равносильных по значимости, но разнонаправленных по вектору ценностных приоритетов.
Для студентов, не склонных к виктимному поведению, приоритетными ценностями являются безопасность, доброта и конформность. По теории динамических отношений между ценностными типами Ш.Шварца, данные ценности относятся к смежным областям - «Консерватизму» и «Самотрансцендентности». Можно отметить, что отношение к наиболее значимой ценности «Безопасность» на уровне нормативных идеалов у студентов, склонных и не склонных к виктимному поведению, совпадает. В условиях нестабильности мира она является универсальной потребностью. Рассматривая уровень нормативных ценностей, наименее значимых по результатам ранжирования для студентов, склонных к виктимному поведению, это такие ценности, как традиции, доброта и стимул. А для контрольной группы наименее значимыми нормативными ценностями явились такие ценности, как стимул, традиции и власть. Следует подчеркнуть, что власть была отнесена к наименее значимым ценностям, вероятно, по той причине, что, во-первых, данный замер был ориентирован на нормативные ценности, а стремление к власти в нашем традиционном по своему культурно-историческому укладу обществе не приветствуется, во-вторых, мы не можем исключить из внимания фактор ориентации на социально желательные ответы.
Ранговые расхождения (на 2 ранга и более) были выявлены по отношению к следующим ценностям: конформность, доброта, универсализм, самостоятельность, стимул и гедонизм (рис. 1).
С 1 ииул, н
-Студенты склонные к виктимноглу поведению Студен 1 ы пс склон мыс к вик! им ному поведению
Стимул, и.
Примечание: н. - уровень нормативных идеалов, и. - уровень индивидуальных приоритетов.
Рис. 1. Выраженность ценностей уровня нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов у студентов, склонных и не склонных к виктимному поведению
Для студентов, склонных к виктимному поведению, более значимы нормативные ценности универсализма, самостоятельности, стимула и гедонизма и менее значимы такие нормативные ценности, как конформность и доброта. Анализируя количественные показатели, достоверные различия выявлены по ценности «стимул» (1=2,85 при р < 0,01): для студентов, склонных к виктимному поведению, нормативное значение стимула достоверно более значимое, чем в контрольной группе не склонных студентов. Данные корреляционного анализа ценностей уровня нормативных идеалов по опроснику ценностей Ш.Шварца для студентов, склонных к виктимному поведению, показывают, что все ценности связаны сильными прямыми связями со всеми без избирательности и дифференцированного отношения. Так как уровень нормативных идеалов более стабилен и отражает представления человека о том, как нужно поступать, определяя тем самым его жизненные принципы поведения, можно заключить, что представления и принципы у студентов, склонных к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, слабо структурированы и размыты. Таким образом, слабоструктурированность, вероятно, зачастую определяет неразборчивое, разновекторное, вплоть до амбивалентного, поведение, не подкрепленное ценностно-смысловым содержанием.
Если первый уровень - уровень нормативных идеалов - более стабилен и отражает представления человека о том, как нужно поступать, определяя тем самым его жизненные принципы поведения, то второй уровень более зависим от внешней среды, например, от группового давления, и соотносится с конкретными поступками человека [3]. Рассмотрим второй уровень ценностных предпочтений, названный Ш.Шварцем уровнем индивидуальных приоритетов. По сравнению с уровнем нормативных идеалов на уровне ценностных приоритетов между двумя группами значительно меньше расхождений (рис.1). Тем не менее есть несколько важных моментов. Для студентов, склонных к виктимному поведению, с точки зрения уровня личностных приоритетов, наиболее значимыми по результатам
ранжирования оказались, практически идентично нормативным, безопасность, самостоятельность и конформность. По теории динамических отношений данные ценности, как и в случае с уровнем нормативных идеалов, образуют конкурирующие ценностные типы, могут вступать в конфликт и обуславливать противоречивость поведения студентов данной группы. Для студентов, не склонных к виктимному поведению, наиболее значимые ценности - это самостоятельность, конформность и универсализм. Важно отметить, что нормативную ценность универсализма сменила личностная ценность -конформизм у склонных к виктимному поведению студентов. Также при том, что выбор ценностей на уровне индивидуальных приоритетов в обеих группах практически идентичен, отличие состоит в том, что у склонных к виктимному поведению студентов наиболее значима ценность безопасности (можно предположить, что в данном случае речь идет о таком феномене, как компенсация), в то время как студенты, не испытывающие проблемы с безопасностью, предпочитают универсализм в качестве важной ценности на уровне индивидуальных приоритетов.
Рассматривая группы личностных ценностей, наименее значимых по результатам ранжирования для студентов как склонных, так и не склонных к виктимному поведению, это такие ценности, как власть, гедонизм и доброта. Ранговые расхождения (на 2 ранга и более) были выявлены по отношению к ценностям: традиции и безопасность. Для студентов, склонных к виктимному поведению, данные ценности более значимы.
Результаты нашего исследования ценностей на нормативном и индивидуальном уровнях у студентов, склонных к виктимному поведению, позволили заключить, что студенты, склонные к виктимному поведению, имеют особенности ценностно-мотивационной сферы, выражающиеся в противоречивости ценностных ориентиров, слабой согласованности нормативных и личностных ценностей.
Снижение склонности к виктимности - важная задача, которую необходимо решать в процессе социализации студентов. Для эффективной работы в этом
направлении необходимо не только вести разъяснительную работу и вводить меры запретительного характера, но и вести социально-психологическую работу со студентами, склонными к виктимному поведению, с целью достижения соответствия между ценностями на уровне нормативных идеалов тем ценностям, которые непосредственно определяют их каждодневное поведение. Источники:
1. Андроникова О.О. Социокультурные особенности виктимизации подростков. Аспирантский сборник НГПУ - 2002. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2002. 460с.
2. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: Переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал, 1994. №1.
3. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. Спб.: изд-во РЕЧЬ, 2004, 72 с.
4. Материалы сайта ВЦИОМ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/socialnye-problemy/narkomanija.html
5. Метелица Ю.Л. Виктимология и судебная психиатрия // Актуальные проблемы общей и судебной психиатрии: Под ред. проф. Т.Б.Дмитриевой. Москва: ГНЦим. Сербского, 1993. С.105-117.
6. Руденский Е.В. Виктимологическая экспертиза качества образования: психологические и социально-педагогические аспекты. Новосибирск: Издатель, 2000. С. 6-7.
7. Mendelsohn В., 1954 Mendelsohn B. The origin of the doctrine of Victimology // Excerpta Criminologica, 1963. P. 239-244.
References:
1. Andronikova O.O. Sociokul'turny'e osobennosti viktimizacii podrostkov. Aspirantskiy sbornik NGPU - 2002. Novosibirsk: Izd. NGPU, 2002. 460s.
2. Ancy'ferova L.I. Lichnost' v trudny'h jiznenny'h usloviyah: Pereosmy'slenie, preobrazovanie situaciy i psihologicheskaya zasch'ita // Psihologicheskiy jurnal, 1994. №1.
3. Karandashev V.N. Metodika SHvarca dlya izucheniya cennostey lichnosti: koncepciya i metodicheskoe rukovodstvo. Spb.: izd-vo RECH'', 2004, 72 s.
4. Materialy' sayta VCIOM [E'lektronny'y resurs] - Rejim dostupa: http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/socialnye-problemy/narkomanija.html
5. Metelica YU.L. Viktimologiya i sudebnaya psihiatriya // Aktual'ny'e problemy' obsch'ey i sudebnoy psihiatrii: Pod red. prof. T.B.Dmitrievoy Moskva: GNCim. Serbskogo, 1993. S.105-117.
6. Rudenskiy E.V. Viktimologicheskaya e'kspertiza kachestva obrazovaniya: psihologicheskie i social'no-pedagogicheskie aspekty'. Novosibirsk: Izdatel', 2000. S. 6-7.
7. Mendelsohn V., 1954 Mendelsohn B. The origin of the doctrine of Victimology // Excerpta Criminologica, 1963. P. 239-244.
Зарегистрирована: 05.11.2013