Чеверикина Е.А.
ДЕФЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СКЛОННОСТИ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
В статье приводятся результаты эмпирического исследования, направленного на изучение дефектов социализации студентов, склонных к зависимости от психоактивных веществ. Показано, что утрата положительного влияния семьи, трудности в период обучения в школе и вузе, а также сближение с негативной группой сверстников оказывают влияние на формирование аддиктивного поведения.
Ключевые слова: социализация, дефекты социализации, аддиктивное поведение, зависимость от психоактивных веществ, студенты.
Актуальность исследования дефектов социализации, приводящих к формированию склонности к аддиктивному поведению, обусловлена широким распространением склонности к зависимости от психоактивных веществ (ПАВ) в молодежной среде в целом и среди студенческой молодежи в частности. Алкоголизация и наркотизация российского общества достигла катастрофических масштабов. По данным, представленным ВЦИОМ, большинство россиян (66%) считают самой важной проблемой России алкоголизм и наркоманию. Употребляют алкогольные напитки несколько раз в неделю 12% молодежи в возрасте 18-24 лет. В данной группе также почти каждый четвертый опрошенный (24%) отметил, что среди его знакомых есть наркоманы. Общие тенденции повышения уровня алкоголизации и наркотизации в молодежной среде затронули и студенчество.
Нами было проведено исследование, направленное на выявление дефектов социализации у студентов, склонных к аддикциям. Объектом исследования явились студенты гуманитарных ВУЗов, склонные к зависимости от психоактивных веществ. Предмет исследования - дефекты социализации, обусловливающие склонность к зависимости от ПАВ.
Гипотеза исследования заключалась в том, что неправильное воспитание в семье, общение со сверстниками, склонными к девиантному поведению, употребление алкоголя и наркотиков родителями, а также определенные жизненные ситуации, откладывающие отпечаток
на социализацию личности, служат фактором, способствующим развитию у личности склонности к зависимости от психоактивных веществ.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые было проведено исследование дефектов социализации у студентов, склонных к зависимости от психоактивных веществ, с использованием специально составленных анкет, направленных на выявление дефектов социализации у студентов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что на основе теоретического анализа научной литературы, посвященной проблеме социализации личности, выявлены факторы, оказывающие влияние на формирование личности молодого человека в процессе социализации, дано определение дефектов социализации.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработаны анкеты, направленные на изучение дефектов социализации молодежи, в частности, студентов вузов:
1. Анкета «Особенности социализации современного студенчества» представляет из себя модифицированный инструментарий проведения оперативного социологического исследования общественнополитической и экономической ситуации в молодежной среде, а также выявления локализации и степени распространения в молодежной среде таких форм девиаций, как преступность, наркомания, алкоголизм [1]. Анкета направлена на выявление особенностей воспитания в семье, отношений со сверстниками, обучения в школе и в вузе, трудовой деятельности и отношения к выбранной профессии, отношения к религии, участия в молодежных формальных и неформальных организациях, отношения к алкоголизму и наркомании.
2. Вторая анкета «Критические жизненные события» была разработана на основании концепции «критических жизненных событий» [2]. Существуют события, которые изменяя жизнь человека или накладывая на нее сильный отпечаток требуют продолжительной новой социальной адаптации, а порой и социализации. Мы предполагаем, что если социализация после данного события оказалась неполной или неуспешной, то это приводит к дефектам социализации, которые становятся фактором формирования склонности к зависимости от психоактивных веществ.
Под социализацией мы понимаем «двухсторонний процесс,
включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, ... процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет активной деятельности, активного включения в социальную среду» [3].
Изучение научной литературы, посвященной проблеме социализации, показало, что социологи, психологи и педагоги выделяют следующие факторы, влияющие на социализацию человека: семья, отношения со сверстниками, обучение в школе, средства массовой информации, труд, молодежные организации [4].
Иногда социализация оказывается неудачной и поведение человека становится девиантным. Одним из видов девиантного поведения является аддиктивное поведение, зависимость от психоактивных веществ. Изучение дефектов социализации на ранней стадии (в период обучения в вузе) поможет разработать программы и методы, направленные на их исправление с целью снижения уровня склонности к зависимости от психоактивных веществ и сделать социализацию более успешной.
Анализ научной литературы показал, что в основном дефекты социализации изучались в рамках юридической психологии с целью выявления групп риска формирования делинквентного поведения. Выявление дефектов социализации, приводящих к формированию склонности к зависимости от психоактивных веществ, не проводилось.
Дефекты социализации - это такие элементы процесса социализации, как нарушения в структуре общения, в социальном контроле, в выполнении социальных ролей, которые в конечном итоге приводят к формированию у личности искаженной (деформированной) структуры ценностных ориентаций, препятствующие адекватному, социаль-но-одобряемому поведению личности [5].
В апреле - сентябре 2011 г. было проведено исследование, в котором приняло участие 149 студентов АСО (КСЮИ) г. Казани. Исследование проводилось с использованием следующих методик: анкета «Особенности социализации современного студенчества»; анкета «Критические жизненные события»; методика Ш.Шварца для изучения ценностей личности, адаптированная Карандашевым В.Н., Ретт-гес С.В.; опросник «Склонность к аддикциям» (Грязнов А.Н., Чевери-
кина Е.А.).
В результате обработки данных, полученных в ходе исследования, выявлены у студентов, склонных к аддикциям (на примере гуманитарных ВУЗов), дефекты социализации, обуславливающие их склонность к зависимости от психоактивных веществ: наличие в ближайшем окружении большого числа сверстников, регулярно употребляющих психоактивные вещества, частые стрессы из -за трудностей в учебе и из-за отношений с родителями и другими близкими родственниками в семье (различия средних достоверны на уровне p<0,05). Установлено, что в процессе социализации у студентов, склонных к аддикциям, не выработалось уважение к окружающим, они считают для себя возможным ударить как старика, так и ребенка, а также меньше, чем не склонные к аддикциям студенты, помогают своим родителям (различия средних достоверны на уровне p<0,05).
Что касается кризисных событий в жизни, которые связаны с возникновением склонности к зависимости от психоактивных веществ, то к ним относятся развод родителей, дружба со сверстниками, которые относились к категории «трудных», неблагополучных, раннее начало приема легких алкогольных напитков, раннее начало половых отношений, злоупотребление алкоголем родителями и конфликты с руководством школы (различия средних достоверны на уровне p<0,05).
При исследовании ценностных ориентаций, сформировавшихся в процессе социализации у студентов, склонных к зависимости от психоактивных веществ, на уровне индивидуальных приоритетов, который характеризует то поведение, которое человек обычно демонстрирует, были выявлены достоверные различия таких ценностей, как доброта и достижение (р<0,037). У студентов с высоким и низким уровнем склонности к наркомании на уровне нормативных идеалов были выявлены достоверные различия в значимости таких ценностей, как конформность, универсализм, самостоятельность, достижение и безопасность (р<0,036), а на уровне индивидуальных приоритетов -традиции, доброта, самостоятельность, стимулирование и достижение (р<0,037). Можно сделать вывод, что в своем поведении студенты, склонные к алкогольной зависимости, не ориентированы на достижение личного успеха через проявление компетентности в соответствии с социальными стандартами (достижение), а также на сохранение
благополучия людей, с которыми находятся в личном контакте (доброта).
Студенты, склонные к наркотической зависимости не стремятся проявлять компетентность для достижения личного успеха и заботиться о благополучии своих близких и друзей (достижение, доброта). Они не ориентируются в своем поведении на уважение, принятие обычаев и идей, которые существуют в обществе (традиции), на самостоятельность в мышлении и выборе способов действия (самостоятельность), но стремятся к новизне и глубоким переживаниям, к разнообразию в жизни для поддержания оптимального уровня активности (стимуляция).
На уровне нормативных идеалов, который отражает представления человека о том, как нужно поступать, определяя тем самым его жизненные принципы поведения, были выявлены достоверные различия в значимости таких ценностей, как конформность, доброта, самостоятельность, достижение и безопасность (р<0,036). Следовательно, на этом уровне студенты, склонные к алкогольной зависимости, меньше уделяют внимание сохранению благополучия людей, которые их окружают (доброта), безопасности для других людей и себя, гармонию, стабильность общества и взаимоотношений (безопасность), развитию своей компетенции для достижения личного успеха (достижение). Для них менее важны самостоятельность мышления и принятия решений (самостоятельность), сдерживание и предотвращение действий, а также склонностей и побуждений к действиям, которые могут причинить вред другим или не соответствуют социальным ожиданиям (конформность).
Студенты, склонные к наркотической зависимости, на уровне нормативных идеалов не опираются на понимание, терпимость, не ориентированы на защиту благополучия и безопасность всех людей и природы (универсализм, безопасность), на саморазвитие для достижения личного успеха (достижение), на сдерживание и предотвращение действий, склонностей и побуждений к действиям, которые могут причинить вред другим (конформность), на самостоятельность мышления и выбора способов действия (самостоятельность).
На рис.1 наглядно представлена структура ценностных ориентаций студентов с высокой склонностью к зависимому поведению на уровне нормативных ценностей и индивидуальных приоритетов.
Как видно на рисунке, у студентов с высокой склонностью к зависимости от ПАВ структуры ценностных ориентаций и на уровне нормативных идеалов, и на уровне индивидуальных приоритетов во многом схожи. Это указывает на общность причин формирования склонности к зависимости как от алкоголя, так и от наркотиков. На уровне индивидуальных приоритетов для обеих групп студентов наименее значимыми являются ценности самостоятельность и традиции, что указывает на то, что в обычном своем поведении они не ориентируются на принятые в обществе культурные традиции и стараются вести себя так, как советуют им другие, избегая самостоятельного принятия решений. Наиболее значимой является ценность «стимуляция», то есть они стремятся максимально разнообразить свою жизнь, получить много новых ощущений. Высокозначимой для них является ценность «достижение», что говорит о том, что в своем реальном поведении они стремятся соответствовать социальным ожиданиям, чтобы добиться одобрения и признания.
Уровень нормативных идеалов Уровень индивидуальных приоритетов
универсализм
■высокая склонность к алкоголизму высокая склонность к наркомании
Рис.1. Ценности студентов с высокой склонностью к зависимости от ПАВ на уровне нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов, где 10 - максимально значимая ценность, 1 -
наименее значимая ценность
На рисунке 2 приведены сравнительные структуры ценностных ориентаций студентов с высокой и низкой склонностью к алкоголизму.
Рис.2. Ценности студентов с низкой и с высокой склонностью к алкоголизму, здесь 10 - наиболее значимая ценность, 1 - наименее значимая ценность
На рис.2 видно, что ценностные ориентации студентов с низкой склонностью к алкоголизму как на уровне нормативных идеалов, так и на уровне индивидуальных приоритетов во многом совпадают, что позволяет сделать вывод о том, что они в своем поведении стремятся ориентироваться на сформировавшиеся у них представления о своём повведении, то есть их реальное поведение не сильно противоречит их представлению о поведении идеального студента.
У студентов с высокой склонностью к алкоголизму, напротив, структура ценностных ориентаций на уровне нормативных идеалов сильно отличается от структуры ценностных ориентаций на уровне индивидуальных приоритетов. Так, декларируя на уровне идеалов высокую значимость для себя ценностей «доброта» и «традиции» в своем реальном поведении они на них не ориентируются. И наоборот, декларируя низкую значимость такой ценности, как гедонизм, в обычной жизни они стремятся к получению удовольствия, к наслаждениям.
На рис.3 видна разница между ценностями, значимыми на уровне нормативных идеалов, и ценностями, значимыми на уровне индивидуальных приоритетов, у студентов с высокой склонностью к наркотической зависимости. Декларируя высокую значимость доброты, традиций и конформности, они не проявляют их в своем поведении. И наоборот, декларируя низкую важность стимуляции и гедонизма, они ориентируются на них в своем поведении.
Рис.3. Ценностные ориентации студентов с низким и с высоким уровнями склонности к наркомании, где (10 - наиболее значимая ценность, 1 - наименее значимая ценность
Из вышеизложенного следует, что студенты с высокой склонностью к зависимости от психоактивных веществ имеют схожую структуру ценностных ориентаций. Причем на уровне нормативных идеалов они декларируют наибольшую значимость таких ценностей, как «доброта» и «традиции», включающие в себя элементы консерватизма и самотрансцендентности, в то время как на уровне индивидуальных приоритетов для них оказываются наиболее значимыми ценности «гедонизм» и «стимуляция», которые включают в себя элементы открытости изменениям и самовозвышения.
Следовательно, можно сделать вывод, что студенты с низкой склонностью как к алкоголизму, так и к наркомании, демонстрируют большую целостность системы ценностных ориентаций, у них представления о том, как надо поступать, и то поведение, которое они демонстрируют в повседневной жизни, не расходятся между собой. Студенты с высокой склонностью к алкогольной или наркотической зависимости, наоборот, не проявляют в своем поведении свои жизненные принципы и достижение личного успеха у них тесно связано с получением удовольствия от жизни, что является дефектом социализации.
Таким образом, в ходе исследования выявлены у студентов, склонных к зависимости от психоактивных веществ, такие дефекты социализации, как утрата положительного влияния семьи, трудности в период обучения в школе и вузе, а также сближение с негативной
группой сверстников, которые оказывают влияние на формирование аддиктивного поведения. Эмпирически подтверждено, что неправильное воспитание в семье, общение со сверстниками, склонными к девиантному поведению, употребление алкоголя и наркотиков родителями и определенные жизненные ситуации, откладывающие отпечаток на социализацию личности, приводят к деформации в системе ценностных ориентаций и служат фактором, способствующим развитию у личности склонности к зависимости от психоактивных веществ.
Источники
1. Оперативные социологические исследования: методика и опыт организации / Под ред.
Д.Г. Ротмана, А.Н. Данилова, Л.Г. Новиковой. Минск, БГУ, 2001. 354 с.
2. Попов Г.Н., Ширенкова Е.В., Серазетдинов О.З. Критерии здоровья: адаптация, социализация, индивидуализация // Вестник ТГПУ, 2007. Вып. 5(68). Серия Педагогика. С.83-87.
3. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2002. 376 с.
4. Социология молодежи / Отв. ред. проф. В.Т.Лисовский. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. 460 с.
5. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология: учебник, изд. 2-е. М.: Зерцало-М, 2006. 272 с.
References
1. Operativny'e sociologicheskie issledovaniya: metodika i opy't organizacii / Pod red. D.G. Rotmana, A.N. Danilova, L.G. Novikovoy. Minsk, BGU, 2001. 354 s.
2. Popov G.N., SHirenkova E.V., Serazetdinov O.Z. Kriterii zdorov'ya: adaptaciya, socializaciya, individualizaciya // Vestnik TGPU, 2007. Vy'p. 5(68). Seriya Pedagogika. S.83-87.
3. Andreeva G.M. Social'naya psihologiya: uchebnik dlya vy'sshih uchebny'h zavedeniy. M.: Aspekt Press, 2002. 376 s.
4. Sociologiya molodeji / Otv. red. prof. V.T.Lisovskiy. SPb.: Izd-vo SPbGU, 1996. 460 s.
5. SHihancov G.G. Yuridicheskaya psihologiya: uchebnik, izd. 2-e. M.: Zercalo-M, 2006. 272 s.
Зарегистрирована 10.11.2012.