2. Подвойский В.П. Теоретические основы исследования профессиональной деформации // Сборник научных трудов «Профессиональная деформация и проблемы профессионализма», 2001, №2.
3. Тимофеев В.И. Цветовой тест Лю-шера диагностика нервно-психического состояния: Методическое руководство / В.И. Тимофеев, Ю.И. Филимоненко. - Издание 2-е. - СПб: Иматон, 2007. - 40 с.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ, СКЛОННЫХ К ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ
ВЕЩЕСТВ
Е.А. Чеверикина
В статье приводятся результаты исследования социально-психологических особенностей студентов вузов, склонных к зависимости от психоактивных веществ. Показано, что склонность к алкогольной и наркотической зависимостям у студентов вузов связана с особенностями личностных детерминант социального поведения, деформацией в структуре ценностных ориентаций и снижением как мотивации к деятельности в целом, так и учебной мотивации в частности.
Ключевые слова: студенты, склонность к зависимости от психоактивных веществ, личностные детерминанты социального поведения, ценностные ориентации, мотивация к деятельности.
THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF HIGH SCHOOL STUDENTS, WHO ARE PRONE TO SUBSTANCE ABUSE
The article presents the results of research on the socio-psychological characteristics of high school students, who are prone to substance abuse. It is shown that the tendency to alcoholism and drug addiction among high school students is associated with features ofpersonality determinants of social behavior, the deformation of the structure of value orientations and reduced motivation to activities as a whole, and learning motivation in particular.
Keywords: students, the propensity for substance abuse, personal determinants of social behavior, values, motivation to activities.
Актуальность исследования обусловлена увеличением числа студентов, склонных к зависимости от психоактивных веществ. Изучение социально-психологических особенностей студентов, склонных к алкоголизму и наркомании, позволит выявить личностные и социально-психологические особенности студентов, склонных
к аддикциям, особенности их личнос-тно-профессионального становления для дальнейшей психологической работы по коррекции выявленных особенностей с целью снижения уровня склонности к аддикциям.
Период обучения в ВУЗе является важным этапом социализации личности. Студенчество является особой
социальной группой, обладая такими характеристиками, как выполнение в обществе определенных функций, объективность существования, однозначная детерминированность поведения членов групп, определенная целостность и самостоятельность по отношению к другим социальным группам, специфические социально-психологические черты и системы ценностей. Но ведущаяся в ВУЗах деятельность, направленная на профилактику алкоголизма и наркомании, на приобщение студентов к здоровому образу жизни, оказывается чаще всего малоэффективной и не приводит к положительным результатам [1].
Склонность к употреблению алкоголя и наркотиков препятствует эффективной социализации, успешному личностно-профессиональному становлению студентов, формированию востребованных обществом специалистов и успешных, достойных граждан. Таким образом, изучение склонности к зависимости от психоактивных веществ в студенческой среде является, несомненно, актуальным.
Большое значение для исследования имели работы, посвященные исследованию процесса социализации (Г.М. Андреева, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А. В. Мудрик, А. В. Петровский и др.), изучению института высшего профессионального образования как института социализации (Ищенко Т.В., Масленникова В.Ш., Мухаметзянова Г.В., Поваренков Ю.П. и др.), научные труды, связанные с изучением социально-психологических особенностей студенческой молодежи (Дмитриев А.В., Лисовский В.Т., Рубин Б.Г. и др.), а так же исследования, направленные на изучение алкогольной и наркоти-
ческой зависимостей (Грязнов А.Н., Кошкина Е.А., Менделевич В.Д. и др.).
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы в отечественной социально-психологической науке обусловили выбор темы исследования: «Социально-психологические особенности студентов вузов, склонных к зависимости от психоактивных веществ».
Объектом исследования являются студенты вузов, склонные к зависимости от психоактивных веществ. Предмет исследования - социально-психологические особенности студентов, склонных к зависимости от психоактивных веществ.
Цель исследования - выявить социально-психологические особенности студентов вузов, склонных к зависимости от психоактивных веществ.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи исследования: 1) выявить специфику личностных детерминант социального поведения студентов вузов, связанную с их склонностью к зависимости от психоактивных веществ; 2) изучить особенности ценностно-мо-тивационной сферы студентов вузов, склонных к зависимости от психоактивных веществ; 3) определить особенности учебной мотивации студентов вузов, склонных к зависимости от психоактивных веществ;
Исследование проводилось с помощью следующих методик: опросник «Склонность к аддикциям» (Грязнов А.Н., Чеверикина Е.А.), направленный на определение уровня склонности к аддикциям, СМИЛ (в адаптации Соб-чик Л.Н.), методика Ш. Шварца для изучения ценностей личности (в адаптации Карандышева В.Н., Реттгес С.В.), методика диагностики полимотиваци-
онных тенденций в Я-концепции личности (С. М. Петрова), методика для диагностики учебной мотивации студентов (Реан А.А., Якунин В. А., модификация Бадмаевой Н.Ц.).
Исследование проводилось на базе высших учебных заведений Казани, Бирска, Ижевска. Всего в исследовании приняло участие 668 студентов Казанского государственного медицинского университета, Казанского государственного энергетического университета, Казанского государственного технического университета (КХТИ), Академии социального образования (КСЮИ) (Казань), Удмурт -ского государственного университета (Ижевск) и Бирской государственной социально-педагогической академии в возрасте от 18 до 24 лет.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые была разработана методика, направленная на изучение склонности к зависимости от психоактивных веществ у студентов и позволяющая определить уровень склонности к алкогольной и наркотической зависимостям [2]. Проведенное исследование позволило выявить такие особенности личностных детерминант социального поведения студентов с высокой степенью склонности к зависимости от алкоголизма и наркомании, как тревожность, зависимость от мнения окружающих и высокая зависимость от объекта привязанности, что является одной из психологических причин формирования зависимого поведения. Выявлена связь склонности к алкогольной и наркотической зависимостям с деформацией в структуре ценностных ориентаций, со снижением мотивации, в частности, мотивации к учебе.
Под склонностью к зависимости от психоактивных веществ мы понимаем избирательную направленность деятельности индивида на употребление алкоголя или наркотических веществ, побуждающую его к злоупотреблению психоактивными веществами, основой которой является устойчивая потребность индивида в изменении своего психического состояния с помощью психоактивных веществ.
Исследование, проведенное с использованием опросника «Склонность к аддикциям», показало, что высокая склонность к алкогольной зависимости выявлена у 14,7%, средняя - у 63,4%, а имеют низкий уровень склонности к алкоголизму 21,9% студентов. Что касается наркотической зависимости, то высокая склонность выявлена у 18,2% обследуемых, средняя - у 53,9%, а 27,9% имеют низкий уровень склонности к наркотической зависимости.
На основе анализа полученных в ходе исследования данных с помощью Т-критерия Стъюдента, установлено, что чем сильнее проявляются такие личностные качества, как тенденция к драматизации сложившихся обстоятельств, желание показать себя не таким, каким человек является в действительности (приукрасить себя), снижение уверенности в себе, неудовлетворенность собой и усиление депрессивных проявлений, неустойчивость эмоций, нестабильное настроение, отрицание любых проблем и стремление избегать неприятных ситуаций, эгоцентризм, тем выше склонность как к алкогольной, так и к наркотической зависимости. И чем больше проявляются такие черты, как своеобразие интересов, непредсказуемость поступков, отрыв от реаль-
ности, уход в мир мечты и фантазии, трудность адаптации к обыденности, ориентация на субъективизм и интуицию, тем выше склонность к наркоти-
ческой зависимости (средние значения по шкалам СМИЛ представлены на рисунке 1).
Рис. 1. Средние значения по шкалам СМИЛ Примечание: * - различия средних достоверны для студентов с низкой и высокой склонностью к алкоголизму; (**) - различия средних достоверны для студентов с низкой
и высокой склонностью к наркомании
Установлено, что личностные детерминанты социального поведения у студентов с высоким уровнем склонности к зависимости от психоактивных веществ (алкоголя и наркотиков) во многом схожи. У студентов с высокой склонностью к наркомании, так же как и у студентов с высокой склонностью к алкоголизму, преобладает стеничес-кий, вспыльчивый тип реагирования, преобладают возбудимые черты. У них чувства слабо подвластны рассудку, они действуют в сиюминутном порыве, но при этом свое мнение считают единственно верным и лишены
гибкости. Выявлено также наличие у студентов, склонных к наркотической зависимости, таких психологических особенностей, как легкость в принятии решений, непостоянство в привязанностях, эмоциональные всплески, инфантилизм, отрицание проблем. Они чувствуют себя одинокими, не понятыми и выпадающими из своего окружения. У них имеются фундаментальные и тревожащие их проблемы, касающиеся самоидентичности, самоценности и своего места в мире. Они склонны к тревоге и депрессии, конформные и относительно несмелые. У студентов
с высоким уровнем склонности к нар- вытеснения, поэтому они неспособны комании снижена интеллектуальная, контролировать тревожность и напря-рациональная защита и защита путем женность.
Рис. 2. Ранги ценностей у студентов с низкой и высокой склонностью к алкоголизму по
шкалам методики Шварца
При анализе ценностных ориен-таций корреляционный анализ, проведенный с помощью двухстороннего коэффициента корреляции Пирсона, показал, что, чем выше склонность к алкогольной зависимости у студентов, тем менее значимыми для них на уровне нормативных идеалов являются такие ценности, как безопасность, достижение (уровень значимости 0,01), самостоятельность, универсализм, доброта и конформность (уровень значимости 0,05), а на уровне индивидуальных приоритетов - доброта и достижение (уровень значимости 0,05) [3]. Ранги ценностей студентов с низким и высоким уровнем склонности к алкогольной зависимости представлены на рисунке 2.
Чем выше склонность к наркотической зависимости, на уровне нормативных идеалов снижается значимость таких же ценностей, как и при высокой склонности к алкоголизму, а на уровне индивидуальных приоритетов снижа-
ется важность доброты, самостоятельности, стимулирования и достижения (уровень значимости 0,01). Ранги ценностей студентов с низким и высоким уровнем склонности к наркотической зависимости представлены на рисунке 3.
Полученные данные позволили сделать вывод о том, что студенты с низкой склонностью как к алкоголизму, так и к наркомании, демонстрируют большую целостность системы ценностных ориентаций, у них представления о том, как надо поступать, и то поведение, которое они демонстрируют в повседневной жизни, не расходятся между собой. Студенты с высокой склонностью к алкогольной или наркотической зависимости, наоборот, не проявляют в своем поведении свои жизненные принципы, и достижение личного успеха у них тесно связано с получением удовольствия от жизни. Полученные результаты подтверждены корреляционным анали-
Рис. 3. Ранги ценностей у студентов с низкой и высокой склонностью к наркомании по
шкалам методики Шварца
зом. Это подтверждает гипотезу о том, что высокая склонность к зависимости от психоактивных веществ сопряжена с явлениями деформации в структуре ценностных ориентаций у студентов.
На основе анализа полимотиваци-онных тенденций у студентов с разным уровнем склонности к наркотической и алкогольной зависимостям сделан вывод о том, что у студентов с высокой склонностью к зависимости от психоактивных веществ в деятельности снижаются большинство видов мотивации, особенно оптимистическая, познавательная, трудовая и альтруис-
тическая, при повышении мотивации к рисковому поведению.
В таблице 1 представлены результаты корреляционного анализа учебной мотивации и склонности к алкогольной и наркотической зависимости. Как видно из таблицы, чем выше склонность к алкоголизму и наркомании, тем менее значимыми становятся все аспекты учебной мотивации, кроме мотива избегания. То есть чем выше склонность к зависимости от психоактивных веществ, тем ниже у студентов мотивация к учебе в вузе, что несомненно отрицательно сказывается на их личностно-профессиональном становлении.
Таблица 1.
Взаимосвязь учебной мотивации студентов со склонностью их к зависимости от
психоактивных веществ
(коэффициент корреляции Пирсона)
склонность к алкоголизму склонность к наркомании
коммуникативный мотив -0,360** -0,276**
мотив избегания 0,133 0,103
мотив престижа -0,200* -0,096
профессиональный мотив -0,366** -0,349**
мотив творческой самореализации -0,237* -0,184*
учебно-познавательный мотив -0,405** -0,325**
социальный мотив -0,350** -0,291**
**. Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторон.). *. Корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторон.).
Таким образом, в ходе решения первой задачи сделан вывод о том, что личностные детерминанты социального поведения у студентов с высоким уровнем склонности к зависимости от психоактивных веществ (алкоголя и наркотиков) во многом схожи. Им присущи специфические качества личности, такие как тревожность, зависимость от мнения окружающих и высокая зависимость от объекта привязанности, что является одной из психологических причин формирования зависимого поведения.
Выявлена связь склонности к алкогольной и наркотической зависимостям с деформацией в структуре ценностных ориентаций, выражающейся в несоответствии ценностей - идеалов с ценностями, определяющими реальное поведение, со снижением большинства видов мотивации, особенно оптимистической, познавательной, трудовой и альтруистической, при повышении мотивации к рисковому поведению.
В ходе решения третьей задачи установлено, что склонность к алкоголизму и наркомании приводит к снижению учебной мотивации.
Актуальность, сложность и многогранность исследуемой проблемы не позволяет в рамках одной работы раскрыть все социально-психологические аспекты формирования склонности к зависимости от психоактивных веществ у студентов. В связи с этим перспективными и требующими дальнейшего исследования являются вопросы, связанные с выявлением психологи-
ческих, социально-психологических и социальных факторов, способствующих формированию склонности к зависимости от алкоголя и наркотиков как у школьников, так и у студентов в системе начального и среднего профессионального образования, изучения их социально-психологических особенностей для создания эффективных программ по минимизации такого социального явления, как распространение зависимости от психоактивных веществ в обществе. А это, в свою очередь, актуализирует изучение личностных особенностей, ценностно-мо-тивационной сферы у лиц, склонных к алкогольной или наркотической зависимости, и изучению процессов формирования здорового образа жизни.
Литература:
1. Грязнов А.Н., Чеверикина Е.А., Тух-ватуллина Д.Р. Психолого-педагогические компоненты профилактики возникновения зависимости от психоактивных веществ у студентов // Казанский педагогический журнал, №3, 2009, с. 10-14.
2. Чеверикина Е.А., Грязнов А.Н. Методика диагностики склонности к аддик-циям у студентов // Материалы международной научно-практической конференции «Профессиональные особенности социальной работы с детьми и молодежью: вопросы теории и инновационной практики в подготовке студентов к работе в данной сфере», Казань, 2 ноября 2012. - с. 316-319.
3. Чеверикина Е.А. Ценностные ориентации студентов, склонных к зависимости от психоактивных веществ // Казанский педагогический журнал, 2011, №3. С. 91-97.