Научная статья на тему 'Психологические основы виктимности студента-инвалида в условиях профессионально-образовательной среды'

Психологические основы виктимности студента-инвалида в условиях профессионально-образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
771
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИКТИМОЛОГИЯ / ВИКТИМНОСТЬ / ВИКТИМИЗАЦИЯ / ИНВАЛИДНОСТЬ / ИНВАЛИД / VICTIMOLOGY / VICTIMITY / VICTIMIZATION / INVALIDITY / INVALID

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фоминых Екатерина Сергеевна

В статье рассматривается сущность социально-психологических феноменов виктимности и виктимизации. Раскрывается специфика личности инвалида как фактора виктимизации. Характеризуются факторы и условия социально-педагогической виктимизации в современной профессионально-образовательной среде. Проводится анализ высшего образования инвалидов как среды виктимизации студента-инвалида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические основы виктимности студента-инвалида в условиях профессионально-образовательной среды»

3. Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия: учеб. пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2010. 319 с.: ил.

4. Там же. С. 143.

5. Замский X. С. Указ. соч.

6. Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа...

7. Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия. С. 298.

8. Гончарова Е. Л. Опорные таблицы по теме «Социокультурные контексты психологических исследований отклоняющегося развития»: методическое пособие к курсу «Специальная психология» / Московский городской психолого-педагогический институт; Кафедра детской и семейной психотерапии факультета психологического консультирования. М., 2002. С. 4-5.

9. Замский X. С. Указ. соч. С. 195.

10. Там же. С. 168.

11. Там же.

12. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / 2-е изд., испр. М.: Изд. центр «Академия», 2008. 240 с.

13. Гончарова Е. Л. Указ. соч.

14. Жигорева М. В. Указ. соч.

15. Программа воспитания и обучения слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития / под ред. Л. А. Головчиц. М.: УМИЦ «ГРАФ ПРЕСС», 2003. 128 с.

16. Жигорева М. В. Указ. соч.

УДК 195.9 (075)

Е. С. Фоминых

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ВИКТИМНОСТИ СТУДЕНТА-ИНВАЛИДА В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

В статье рассматривается сущность социально-психологических феноменов виктимности и вик-тимизации. Раскрывается специфика личности инвалида как фактора виктимизации. Характеризуются факторы и условия социально-педагогической виктимизации в современной профессионально-образовательной среде. Проводится анализ высшего образования инвалидов как среды виктимизации студента-инвалида.

The essence of the concepts of victimity and victimization is considered in this article. The specificity of an invalid student's personality is revealed. Factors and conditions of social-pedagogical victimization in modern professional-educational sphere are characterized. The author also an alyses higher education of invalids as a sphere of their victimization.

Ключевые слова: виктимология, виктимность, виктимизация, инвалидность, инвалид.

Keywords: victimology, victimity, victimization, invalidity, invalid.

© Фоминых E. С., 2011

Обострение многих социально-психологических и экономических проблем и противоречий, отсутствие стабильности в системе государственного регулирования приводят к возникновению многих негативных тенденций общественного развития (спад производства, увеличение безработицы, инфляция, кризис межличностных отношений, рост преступности и другие). Масштабные изменения в социальной структуре общества, обусловленные как внутренними законами его развития, так и глобализационными процессами, обоснованно требуют сосредоточения внимания на качественно новых направлениях научных исследований. В центре таких исследований находится и проблема виктимизации -превращения человека в жертву негативных социальных процессов и явлений.

Цель нашего исследования заключается в психологическом осмыслении сущности виктимнос-ти студента-инвалида и определении ее специфики в современной профессионально-образовательной среде.

В настоящей работе представлено решение следующих задач:

1) рассмотреть сущность виктимности как интегративного свойства личности, специфику социально-психологических, социокультураль-ных, личностных факторов и условий виктими-зации;

2) раскрыть специфику социально-педагогической виктимизации;

3) теоретически осмыслить современное состояние высшего профессионального образования как одного из важнейших условий виктими-зации студента-инвалида.

Объект исследования - виктимность личности.

Предмет - социально-психологические, социо-культуральные и личностные предпосылки виктим-ности студента-инвалида.

Виктимология (от лат. victima - живое существо, приносимое в жертву богу, жертва) - наука, традиционно исследующая характер и поведение жертвы преступления. Сама идея о роли жертвы в механизме совершения преступления содержится уже в древнейших литературных и иных документальных памятниках мировой культуры: это мифы об Авеле и Каине, о Самсоне и Далиле, об Оресте, «Государство» Платона и другие. Проблемам виктимности посвящали свои труды и мысли Н. Макиавелли, Ф. де Ларошфуко, Б. Грасиан, Г. Гегель, А. Шопенгауэр, И. Бентам, Р. Гарофало, К. Гельвеций и др. В целом, однако, различные аспекты жертвы, известные со времен Древнего мира, выделялись чаще интуитивно, чем сознательно. О необходимости развития самостоятельного научного направления впервые начали говорить только в конце 40-х гг. XX в., прежде всего под влиянием

идей Б. Мендельсона («Общая виктимология», 1975), Г. Гентинга («Преступник и его жертва», 1948) и других видных криминологов [1].

В нашей стране первые виктимологические разработки относятся к середине 1960-х гг., и основоположниками российской виктимологии принято считать Л. В. Франка и Д. В. Ривмана, впервые исследовавших важные аспекты личности жертвы преступления и ее роли в механизме преступного поведения. Развитию отечественной виктимологии способствовали В. Я. Рыбальская, В. И. Полубин-ский, Г. И. Чечель, А. Л. Репецкая, Т. В. Варчук, К. В. Вишневецкий, С. Г. Войтенко, В. О. Туляков, В. И. Задорожный, Е. В. Руденский, А. В. Мудрик, О. О. Андронникова и др.

Современная виктимология осуществляет комплексный анализ феномена жертвы у лиц, находящихся в кризисном состоянии (вследствие преступлений, несчастных случаев, природных и техногенных катастроф, эпидемий, вооруженных конфликтов, политических и экономических противостояний и т. д.), а также изучает поведение, отклоняющееся от норм безопасности.

Центральным понятием виктимологии является биктимность - определенный комплекс социально-психологических и физиологических свойств личности, обусловливающих во взаимодействии с внешними обстоятельствами определенную «способность» человека стать жертвой преступления, или особое свойство личности, определяющее степень ее уязвимости в криминальном плане (С. Г. Войтенко, 2000). Существуют трактовки виктимности как способности (Л. В. Франк), потенциальной способности (В. И. Полубинский), годности (Д. В. Ривман), жертвопригодности (А. С. Волович), предрасположенности, уязвимости (В. Я. Рыбальская) или возможности стать жертвой.

В психологической литературе виктимность рассматривается как совокупность свойств человека, обусловленных комплексом социальных, психологических и биофизических условий, способствующих дезадаптивному стилю реагирования субъекта, приводящему к ущербу для его физического или эмоционально-психического здоровья (О. О. Андронникова).

Среди работ, посвященных виктимологичес-кой проблематике, можно отметить «Психологические факторы возникновения виктимного поведения» (О. О. Андронникова, 2005), «Общая характеристика виктимологической политики в современных условиях» (В. А. Туляков, 2000), «Факторы, формирующие виктимность» (Б. Хо-лыст, 1984), «Психологические аспекты виктим-ности жертв преступлений» (Е. Г. Самовичев, 2004) и др.

Выделяются индивидуальная, видовая, групповая и массовая формы виктимности (В. И. За-

дорожный, 2005; Д. В. Ривман, 2002; и др.). По мнению Д. В. Ривмана, определенные личностные качества (природные, генетически обусловленные и приобретенные, имеющие социальное происхождение), определенное поведение, общественное или служебное положение (факторы ситуативного характера) обусловливают возможность причинения их носителям физического, морального или материального вреда. Вся совокупность личностно-ситуативных факторов и свойств представляет собой интегрирующее качество личности - ее индивидуальную виктим-ность. Следствием индивидуальной виктимности является массовая виктимность, которая может быть потенциальной и реализованной, общей (виктимность всех жертв) и групповой. Последняя выступает как специфическая характеристика отдельных категорий населения: обладание ими сходными социальными, демографическими, психологическими, биофизическими и другими качествами детерминирует степень их предрасположенности при определенных обстоятельствах становиться жертвами преступления.

А. Л. Репецкая (1994) описывает ряд видов виктимности: виктимогенную деформацию личности; профессиональную или ролевую виктим-ность; возрастную виктимность; «виктимность-па-тологию». Наложение этих видов друг на друга увеличивает степень виктимности.

Следствием расширения представлений о виктимности стало рождение понятия биктимиза-ции как подвижного и динамического процесса и результата повышения уровня виктимности лица или общества и девиктимизации как противоположного процесса. Виктимизация личности, по определению Е. В. Руденского (Концепция со-циогенетической виктимологии образования, 2004), - это превращение социализирующейся личности в жертву дефицитарности механизма социализации в образовательном процессе. Результатом виктимизации всегда становится дефицит или система взаимосвязанных дефицитов, которая и определяет виктимную организацию личности.

Реализация процесса виктимизации обусловлена взаимодействием:

1) факторов виктимизации как совокупности обстоятельств в жизни людей и общества, детерминирующих процесс превращения данной личности в жертву либо тем или иным образом способствующих и содействующих реализации этого процесса;

2) условий виктимизации - разнообразных явлений объективного и субъективного характера, наращивающих степень виктимности и существенно облегчающих возможность возникновения конфликтов, нагнетающих эскалацию викти-могенной ситуации.

Факторы и условия виктимизации населения проявляются как на массовом уровне (политические, социально-экономические, культурно-информационные), так и на индивидуально-групповом (Т. В. Варчук, К. В. Вишневецкий, 2009). Причины массовой виктимности обусловлены неблагоприятными условиями социальной среды, индивидуальная же виктимность больше подвержена влиянию непосредственного окружения человека и той микросреды, в которой происходит ее формирование. В целом, в основе процесса виктимизации лежит социально-психологический механизм - система элементов и этапов изменения степени виктимности индивида вследствие взаимодействия внешних и внутренних факторов. Социальная (внешняя) составляющая данного механизма представлена комплексом условий, существующих в обществе и обладающих виктимогенным потенциалом, а психологическая (внутренняя) - системой психических процессов, формирующих виктимную мотивацию поведения.

В концепции социально-педагогической вик-тимологии (А. В. Мудрик) рассматривается развитие людей с физическими, психическими, социальными и личностными дефектами и отклонениями, а также статусы, предопределяющие или создающие условия для неравенства или дефицита возможностей для «жизненного старта» и физического, эмоционального, психического, культурного, социального развития и самореализации.

В этом контексте выделяется ряд категорий населения, являющихся реальными или потенциальными жертвами социализации из-за условий их развития и жизни. Это инвалиды (кроме не обладающих юридической дееспособностью); дети-сироты; дети, лишённые попечения родителей; ставшие в силу обстоятельств безнадзорными и беспризорными; дети из неблагополучных семей с низким экономическим уровнем, аморальной или криминогенной атмосферой и др. Отметим, что в любом обществе названные лица, а также женщины и престарелые являются виктимными уже по своей природе: за основу выделения данного статуса берутся не социальные, а естественные характеристики - пол, возраст, состояние организма. Они внесоциальны, а потому неизменны относительно движения социума [2]. Потенциальными жертвами считаются и лица, находящиеся в пограничных психических состояниях или с акцентуациями характера; мигранты и эмигранты; метисы и представители иных национальных групп в местах компактного проживания другого этноса.

Одни признаки и обстоятельства социально-педагогической виктимизации имеют постоянный характер (сиротство, инвалидность), дру-

гие проявляются на определенном возрастном этапе (социальная дезадаптация, алкоголизм, наркомания); одни - неустранимы (сиротство), другие могут быть предотвращены или изменены (различные социальные отклонения, противоправное поведение и т. д.) [3].

Инвалидность - это условие, при котором человек всегда станет жертвой. Термин «инвалид» восходит к латинскому корню valid - «действенный, полноценный, могущий», что в буквальном переводе означает «непригодный», «неполноценный», «обесцененный». По данным ВОЗ, каждый десятый житель нашей планеты - инвалид. Россия относится к странам с самыми высокими темпами роста численности инвалидов: 4,2% населения в 1996 г., 8% - в 2004 г., в 2006 г. -8,8%. На сегодняшний день в России свыше 13 млн инвалидов (более 9,2%).

Влияние инвалидности на формирование вик-тимности мы рассматриваем в диапазоне основных компонентов последней, подлежащих анализу (В. О. Туляков, 2000):

• ситуационный, или социально-ролевой: соотношение виктимогенной ситуации и личностных качеств потенциальной жертвы, а также типичные реакции людей в конкретной обстановке;

• интеллектуально-волевой: характеристики сознательной, целесообразной и целеобусловлен-ной виктимности;

• аксиологический: ценностно-ориентационные и потребностные характеристики виктимности;

• деятельностно-практический: типовые формы поведенческой активности типичных жертв, форма, природа и закономерности взаимоотношений между жертвами и правонарушителями;

• эмоционально-установочный: психологические факторы, сообразующиеся с виктимностью;

• физико-биологический: основные природные детерминанты виктимности.

Инвалид - человек, чьи возможности жизнедеятельности в обществе ограничены его физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями [4]. На законодательном уровне инвалид определяется как лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», 1995).

Важнейшая составляющая трудной жизненной ситуации инвалида - ограничение жизнедеятельности: полная или частичная утрата возможности или способности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Инвалиду требуется основательная медицинская помощь, длительное или периодическое лечение, что влечет за собой финансовые расходы, необходимость периодически «выпадать» из активной жизни. Часто инвалидам недостаточно способностей, чтобы самостоятельно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, успешно взаимодействовать с социальными организациями и людьми. Невозможность или существенное ограничение в занятиях производственной деятельностью обрекают молодых людей на малообеспеченность. Низкий правовой и социальный статус препятствуют доступу инвалидов к общественным ресурсам, получению качественного образования, трудоустройству [5].

Отражение специфического образа инвалида в общественном сознании можно представить в виде следующих конструктов:

1. «Персональная трагедия» - инвалиды воспринимаются как бессильные, нуждающиеся в помощи, глубоко несчастные, одинокие, жалкие, терпящие лишения или как жертвы насилия. Успешные жизненные события рассматриваются как «особые достижения».

2. «Поврежденная телесность», где «неудачный» жизненный опыт лиц с ограниченными возможностями видится, прежде всего, следствием «несовершенства» их тел. Телесные отличия лиц с ограниченными возможностями интерпретируются как негативные, нежелательные.

3. «Другие» - социальный стереотип, в соответствии с которым лица с ограниченными возможностями воспринимаются как «другие», «чужие». Образ молодого инвалида как «другого» равноценен понятиям «плохой» или «аутсайдер». Поддержка этой инаковости выражается в ограничении социальных услуг, образования [6].

Инвалидность существенно изменяет жизненный путь человека, нарушая процесс социализации, что приводит к специфическим изменениям его личности (Ж. В. Порохина, 2004). Среди этих личностных деформаций отмечают сужение сферы интересов и потребностей, апатичность, безынициативность, эгоцентрические установки, аутичность, тревожность, недоверчивость, внушаемость, склонность к подражанию. Ослабление мотивационной сферы определяет доминирование мотива избегания неудачи и редукцию мотива достижения, что выражается в отказе от борьбы. Успешной коммуникации инвалидов препятствуют преобладание экстернального локу-са-контроля и высокие показатели интраверти-рованности, неадекватно завышенная или заниженная неустойчивая самооценка, негативные фиксированные установки, комплексы, психотравмы. В сфере самосознания отмечается бедность его содержания, существенные расхождения между образом реального и идеального «Я».

В жизненной позиции молодых инвалидов зачастую проявляются две негативные тенденции: инфантилизм и иждивенчество, характеризующие социальную и психологическую незрелость [7].

Большинство инвалидов не выполняют задачи развития на каждом возрастном этапе, что приводит к возникновению социально-психологических проблем. Основная социальная проблема состоит в том, что люди с инвалидностью не могут использовать свой потенциал для обеспечения собственного существования и для содействия жизнедеятельности общества в силу условий, созданных в обществе (В. С. Ткаченко, 2007). Наибольшие трудности вызывает повседневное взаимодействие, определение и переопределение жизненных ситуаций, насущные трудности и стратегии адаптации, вырабатываемые самими инвалидами, их окружением, системами поддержки. Не менее проблематична возможность доступа к социальным ценностям, усугубляющая существующее социальное неравенство. В частности, в настоящее время фиксируется отчуждение инвалидов от возможностей получения высшего образования, детерминированное множественными структурными ограничениями, характерными для обществ со сложной стратификационной структурой.

Качественное профессиональное образование имеет высокий реабилитационный потенциал, является необходимым условием адаптации, интеграции, развития и социальной мобильности человека с инвалидностью, а также критерием его качества жизни (В. 3. Кантор, 2003; С. С. Лебедева, 2003; А. Г. Станевский, 2006; Е. М. Ста-робина, 2004; и др.).

Осмыслению проблемы воспроизводства неравенства в образовании посвящены исследования П. Бурдье (Bourdieu, Passeron, 1977), доказывающего, что школы и университеты ретранслируют изначально неравные социоэкономичес-кие условия в различную степень одаренности; поэтому в вузы, номинально открытые для всех, попадают на самом деле только представители определенных социальных групп, усвоившие необходимые социальные и культурные диспозиции. По мнению Е. В. Руденского, виктимизация формирующейся личности возникает в современной России как результат несоответствия концепции образования и социализации личности в институтах образования реальностям общественного развития, трансформации социокультурной системы общества. Условиями распространяющейся все шире виктимизации личности являются несоответствие реализуемых в практике образования педагогических технологий управления механизмом социогенеза личности новой антропологической реальности, сформировавшейся на постсоветском пространстве; неадекватная совре-

менности подготовка педагогических кадров; дисфункции современной семьи, утрачивающей социализирующие функции [8].

Социальным индикатором психологического здоровья личности является развитость ее жизненных сил, представляющая не только физическое здоровье, но и возможности психики, социального потенциала, общественных связей, умений, навыков, знаний человека (М. Б. Лига, 2006). Интенсивные современные трансформации высшего образования - модернизация его содержания, целей и результатов, способов и технологий организации образовательного процесса - приводят к значительным изменениям условий профессионально-образовательной среды. Создавая новые возможности для студентов, с одной стороны, с другой - они оказывают дезадаптивное и дезориентирующее воздействие, негативно отражаются на планах, целях и качестве жизни студента [9].

0. О. Андронникова (2007) связывает процесс виктимизации с общественными изменениями, которые лишают общество такой характеристики, как безопасность. В результате актуализируется роль социальных институтов (семья, образовательное пространство, пространство трудовых отношений) в удовлетворении этой базовой, по А. Маслоу, потребности человека. Отсутствие безопасности в образовательной среде вуза трансформирует педагогическое общение в механизм социально-педагогической виктимизации, деформации личности студента в направлении ее вик-тимизации.

На основе анализа литературы мы можем выделить следующие причины виктимной деформации студента-инвалида:

1. Включение студента-инвалида в подсистемы образовательной среды: формальную - нормы и правила образовательного учреждения; полуформальную - внеучебная деятельность; неформальная сеть дружеских подсистем. Зачастую студенты с инвалидностью «не вписываются» в рамки этих подсистем, приобретая повышенную виктимность за счет отвержения сверстниками, низкого статуса, престижа.

2. Отсутствие здоровьесберегающих технологий, отражаемое в учебных планах, методах преподавания, расчете нагрузки и особенностях штатного расписания высшего учебного заведения, а также в том спектре услуг и приспособлений вузовской среды, которые позволяют студенту-инвалиду обучиться навыкам учения и поведения в интегрированной среде, иметь доступ к специальной технике и библиотеке и т. д. (Т. В. Волосовец, 2003). Следствием является нарушение безопасности образовательной среды, приводящее к значительному ухудшению физического и эмоционального состояния студентов,

переутомлению, снижению мотивации, возникновению апатии и депрессивных состояний, и в целом - виктимности.

3. Виктимное мировоззрение студентов-инвалидов как участников образовательного пространства. Виктимная личность воспринимает мир враждебным, полным непредсказуемых и неуправляемых опасностей, она рассматривает себя как реальную и потенциальную жертву этих опасностей, которые беспрестанно причиняют ущерб, угрожают жизни. Доминирующая при этом потребность в безопасности мобилизует личностные ресурсы на борьбу с угрозой, а вовсе не на обучение и развитие.

Отсутствие ощущения безопасности приводит к специфическому изменению личности студента-инвалида, побуждающему его вырабатывать комплекс виктимных установок на окружающий мир и себя в нем. Отметим: личностные установки - наряду с мотивами, притязаниями, ожиданиями, потребностями и интересами - являются психологическими составляющими виктимности. Чувство небезопасности окружающей среды приводит к полному или частичному разрушению базисных убеждений, касающихся позитивного Я-образа, ценности и значимости «Я», справедливости и доброжелательности мира и формированию негативных коммуникативных установок.

Недостаточность адаптационных способностей, свойственная студентам-инвалидам, приводит к ломке и так неустойчивых социальных установок и стереотипов; укрепляет ощущение опасности окружающего мира, социальной незащищенности, неуверенности в собственном будущем; осложняет самореализацию личности и обостряет неудовлетворенность своей дееспособностью, состоянием здоровья, психологическим состоянием, получаемым доходом и т. д.

Указанные специфические особенности в ге-незе индивидуальной виктимности студента-инвалида обусловливают необходимость определения его личностных ресурсов преодоления трудностей, а также создания его специального психологического сопровождения в процессе обучения в целях укрепления, развития и адекватной реализации этих ресурсов.

Позволим себе, исходя из сказанного, сформулировать ряд выводов.

1. Виктимность - это комплексное, системное свойство личности, проявляющееся в форме социального, биологического, психологического и морального деформационного отклонения, обусловливающего потенциальную или реальную предрасположенность субъекта становиться жертвой. Виктимная деформация личности студента-инвалида возникает вследствие психобиологических предпосылок, особенностей эмоционально-коммуникативной и мотивационно-нравствен-

ной сфер, неадекватности самооценки и уровня притязаний, фиксированных негативных установок, комплексов, а также нарушенных механизмов социализации.

2. Феномен социально-педагогической викти-мизации является следствием действия негативных факторов и условий социализации личности, связанных с ее статусными характеристиками и стратовой принадлежностью. Повышенный риск виктимизации инвалидов связан с ростом социальной незащищенности данной социальной категории, потерей социальных ориентиров, маргинализацией, низким уровнем качества жизни и существованием в обществе устойчивых социальных стереотипов и установок, усугубляющих социальное неравенство.

3. Современные реформы российской системы высшего профессионального образования приводят к трансформациям его содержания, целей, технологий организации, что детерминирует ограничение доступности образования для определенных социальных категорий (в частности - инвалидов). Несоответствие возможностей инвалида требованиям профессионально-образовательной среды, отсутствие безопасности, трудности адаптации в силу низкой или деформиро-

ванной развитости жизненных сил являются важными условиями виктимизации студента-инвалида.

Примечания

1. Барчук Т. В., Вишневецкий К. В. Виктимология / под ред. С. Я. Лебедева. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. 191 с.

2. Там же.

3. Мудрик А. В. Социализация человека. 2-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2006. 303 с.

4. Ярская-Смирнова Е. Р., Романов П. В., Зайцев Д. В., Наберушкина Э. К. Политика в сфере высшего образования инвалидов. Журнал исследований социальной политики. Т. 2. 2004. № 1. С. 91-114.

5. Социальная работа с молодежью / под ред. Н. Ф. Басова. 2-е изд. М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и К», 2009. 328 с.

6. Айшервуд М. М. Полноценная жизнь инвалида / пер. с англ. М.: Педагогика, 1991. 112 с.

7. Сорокин В. М. Специальная психология / под науч. ред. Л. М. Шипицыной. СПб.: «Речь», 2003. 216 с.

8. Руденский Е. В. Методологические основания виктимологии образования. Новосибирск: Изд-во «Архивариус-Н», 2004. 182 с.

9. Андронникова О. О. Психологическая безопасность образовательной среды вуза. URL: [email protected] (дата обращения: 16.11.2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.