Научная статья на тему 'Психологические основы развития речи в студенческом возрасте'

Психологические основы развития речи в студенческом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
420
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Егошина Е. М.

Статья посвящена актуальной проблеме развития профессиональной коммуникативной компетенции студентов технического вуза. В статье рассматриваются основные психологические закономерности развития речи в студенческом возрасте. Обобщаются основные психологические качества студенчества как отдельного возрастного периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические основы развития речи в студенческом возрасте»

дика управления интеллектуальной активностью, суть которой заключается в том, что управление осуществляется на основе критериев оптимальности интеллектуальной активности. В качестве составляющих интеллектуальной активности рассматриваются: логическая активность, креативная активность, синергетическая активность, комбинаторная активность [4]. Проблемы управления интеллектуальным потенциалом и интеллектуальной активностью сотрудников - недостаточно проработанная область, находящаяся на стыке экономических, социологических и психологических знаний. Исследование психологических основ интеллектуального потенциала личности позволяет сформировать инструменты для решения экономических задач.

Список литературы:

1. Интеллектуальный потенциал человека: проблемы развития / С.В. Артамонов, Ж.А. Балакшина, Л.А. Головей и др. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. -198 с.

2. Карпов А.В. Психология менеджмента: учеб. пособие / А.В. Карпов. - М.: Гардарики, 2007. - 584 с.

3. Кашапов М. М. Психология творческого мышления профессионала. Монография. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 688 с.

4. Лукичева Л.И. Управление интеллектуальным капиталом: учеб. пособие. - М.: Омега-Л, 2007. - 552 с.

5. Пиаже Ж. Психология интеллекта: [пер.] / Ж. Пиаже. - СПб.: Питер, 2003. - 191 с.

6. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы, исследования. -Томск: Изд-во Том. ун-та. - М.: Изд-во «Барс», 1997. - 392 с.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ © Егошина Е.М.*

Марийский государственный технический университет, г. Йошкар-Ола

Статья посвящена актуальной проблеме развития профессиональной коммуникативной компетенции студентов технического вуза. В статье рассматриваются основные психологические закономерности развития речи в студенческом возрасте. Обобщаются основные психологические качества студенчества как отдельного возрастного периода.

♦ Преподаватель кафедры Иностранных языков

Категория «общение» является одной из ключевых не только для лингвистов, языковедов, но и для психологов, социологов, философов и т.д. Изучением проблем развития речи занимаются такие ведущие психологи, как Л.С. Выготский, Ю.М. Жуков, Н.И. Жинкин, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Е.В. Руденский, А.А. Залевская, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Н. Хомский, А.Б. Добрович, А.Н. Соколов, Л.М. Митина, А.А. Бодалев, Л.А. Петровская, А.В. Петровский, П.П. Блонский, Ю.Н. Колюкин, А.А. Реан, Е.И. Степанова, П.А. Просецкий, В.А. Сласте-нин и другие.

В нашем исследовании необходимо установить является ли студенческий возраст сензитивным для развития профессиональной коммуникативной компетенции, а также психологические особенности личности студента, способствующие и наоборот, мешающие формированию речевых навыков.

Руденский Е.В. определяет категорию «общение» как «форму деятельности, осуществляемую между людьми как равными партнерами и приводящую к возникновению психического контакта, проявляющегося в обмене информации, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании» [4, С. 13].

Бодалев А. А. определяет общение как «взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми» [1, С. 23]. Определение А.А. Бодалева стало одним из самых распространенных.

Психологи отмечают, что общение - это необходимое условие любой эффективной деятельностью [3, С. 126].

Обучение языку представляет собой сложный психофизиологический процесс, складывающийся из реализации двух разных методических задач, которые можно сформулировать следующим образом:

1. формирование базовых знаний языка (в единстве грамматических, лексических, орфоэпических и орфографических проявлений), то есть формирование языковой компетенции;

2. формирование у обучаемых умения использовать язык в разных ситуациях общения для достижения любых, в том числе профессиональных целей, то есть формирование коммуникативной компетенции (Н.И. Гез).

В настоящее время студенчество считается отдельной возрастной категорией. Это особый период в жизни человека. Первым, кто выделил студенчество в отдельную социально-психологическую и возрастную группу, является Б.Г. Ананьев. Также большую научную ценность представляют собой исследования М.Д. Дворяшиной, Е.И. Степановой, Л.Н. Фоменко,

Ю.Н. Кулюткина, В.А. Якунина, Л.А. Барановой, В.В. Давыдова, А.А. Бодалева, Б.Б. Косова, В.П. Озерова.

Студенческий возраст, по мнению Б. Г Ананьева, является сензитив-ным периодом для развития всех психических процессов, состояний, свойств личности. Обучение в высшем учебном заведении оказывает большое позитивное воздействие на психику человека. При методически правильном построении учебно-воспитательного процесса происходит развитие всех уровней психики.

Для эффективного целенаправленного обучения в техническом заведении необходим высокий уровень развития восприятия, памяти, мышления, внимания, ума.

По мнению психологов (А. Вербицкий, Ю. Попов, Е. Андресюк) в современной высшей школе образовательный процесс должен развиваться параллельно в нескольких направлениях: 1) обеспечение студентов глубокими профессионально-ориентированными знаниями; 2) развитие психологического потенциала студенчества в овладении новыми знаниями в вузовском диапазоне и поствузовском, в течении всей дальнейшей профессиональной деятельности.

Любому исследователю при проектировании методических основ обучения необходимо начинать с изучения закономерностей психического развития и индивидуальных особенностей студентов. В связи с этим планомерно направлять процесс интеллектуального развития.

Студенчество как таковое было выделено в отдельную возрастную группу сравнительно недавно, в 1960-х годах ленинградской психологической школой под руководством Б.Г. Ананьева. Студенчество - это переходный этап от созревания к зрелости, поздняя юность - ранняя взрослость, в временном отношении от 18 до 25 лет.

Зимняя И.А. в своих исследованиях также выделяет студенчество в отдельную возрастную категорию и характеризует ее рядом основных атрибутов: высокий образовательный уровень, высокая познавательная мотивация, наивысшая социальная активность и достаточно гармоничное сочетание интеллектуальной и социальной зрелости.

Человек, становясь студентом, проходит в своем развитии период интенсивной социализации, развития высших психических функций, становления интеллектуального потенциала.

Юность представляет собой этап завершения физического, полового созревания и достижения социальной зрелости. Психологическими особенностями юности являются развитие самосознания, формирование познавательных и профессиональных интересов, потребность в труде, способность строить жизненные планы, общественная активность, самостоятельность личности, выбор жизненного пути.

Толстых А. В. подчеркивает, что в молодости человек максимально работоспособен, выдерживает наибольшие психические и физические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности. Легче всего приобретаются все необходимые в выбранной профессии знания, умения и навыки, развиваются требуемые специальные личностные и функциональные качества (организаторские способности, инициативность, мужество, находчивость, быстрота реакций, критичность ума и так далее).

По данным ведущих психологов известно, что студенческий период характеризуется самой высокой пластичностью сложных психомоторных навыков. По сравнению с характеристиками других возрастов студенческий возраст отличается самой высокой скоростью оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач. Поэтому можно утверждать, что студенческий возраст весьма сензитивен для развития профессиональной коммуникативной компетенции. преподаватель может достичь высоких результатов, основываясь на биологические, психологические и социальные характеристики студенчества. В этом возрасте происходит формирование специальных способностей в связи с профессионализацией. Студент уже определился в выборе будущей профессиональной деятельности. Основными характеристиками нравственного развития в этом возрасте является усиление таких качеств, как целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой.

В каждом психологическом возрасте появляются определенные новообразования. Студенческий возраст не является исключением. Психологическое новообразование - это качественное изменение в развитии личности в определенный возрастной период жизни. Происходит переход от более низкого уровня развития психических процессов, свойств и состояний на более высокие и качественные стадии.

С позиций возрастной психологии в студенческом возрасте меняется уровень самосознания и черты внутреннего мира, происходят существенные изменения в эмоционально-волевой сфере жизни, прогрессируют психические процессы, свойства и состояния. В период студенчества происходят существенные сдвиги в развитии: из неопытного неприспособленного к жизни молодого человека может вырасти взрослый компетентный специалист. Новообразования юношеского возраста появляются в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой сфере психики. Они проявляются и в структуре личности: в интересах, потребностях, склонностях, в характере.

Особенно прогрессивно в студенческом возрасте развиваются сознание и самосознание. В связи с этим у студента происходит оценивание

своих жизненных позиций, пересматриваются отношения с окружающими, постановка и приближение учебно-профессиональным целям.

К новообразованиям юношеского возраста И. Кон относит развитие самостоятельного логического мышления, образной памяти, индивидуального стиля умственной деятельности, интерес к научному поиску.

Важнейшим новообразованием психики студента становится самообразование. Поступив в университет, студенту приходится большую часть учебного материала находить и познавать самостоятельно при подготовке к семинарским или практическим занятиям. Развитие рефлексии также свойственно возрасту студента. Студент размышляет над собственными переживаниями, поступками, делает переоценку жизненных ценностей, возможно их изменение.

Важнейшее новообразование ранней юности - это смысл жизни. Кон И. отмечает, что именно в этот период жизни проблема смысла жизни становится глобально всеобъемлющей с учетом ближней и дальней перспективы. У студентов появляются жизненные планы на ближайшие учебные годы и, чаще всего, на поствузовские годы. Соответственно поставленным целям у студентов развивается установка на сознательное приобретение новых знаний и получение профессии.

С учетом психологических особенностей возраста студента учебные задания всегда одновременно должны быть направлены на понимание, осмысление, запоминание и структурирование в памяти студента усваиваемого материала, его сохранение и целенаправленную актуализацию.

Во время обучения в вузе происходит формирование базы для будущей профессиональной деятельности. «Усвоение в обучении знания, умения, навыки выступают уже не в качестве предмета учебной деятельности, а в качестве средства деятельности профессиональной». Однако результаты опросов показывают, что в технических вузах у половины студентов нет мотива интереса к профессии при выборе вуза. Более трети студентов не уверены в правильности выбора или отрицательно относятся к будущей профессии (А.А. Вербицкий, Т.А. Платонова).

Согласно исследованиям пик возрастной изменчивости слуховой, зрительной, периферической и кинестетической чувствительности приходится на двадцатилетний возраст. Именно в этот период отмечается наибольшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, а также решения вербально-логических задач. Эти примеры подтверждают существование сензитивных периодов в развитии коммуникативных способностей.

Таким образом, психологический аспект проблемы заключается в следующем: пик активности психофизиологических функций памяти, мышления, внимания, воображения, интуиции (то есть все то, что А.А. Бодалев предложил как качества личности, необходимые для успешного общения)

приходится на так называемый «возраст студенчества». И мы считаем, что разработка модели развития коммуникативной готовности студентов должна происходить с учетом достижений психологии в области исследования процессов восприятия, представления, памяти, мышления и внимания, как основных механизмов, участвующих в речевой коммуникации.

Список литературы:

1. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Педагогика, 1983. - 272 с.

2. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языка в школе / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1991. - 219 с.

3. Леонтьев А.А. Психология общения: Учеб. пособие для вузов по спец. «Психология». - 3-е изд. - М.: Смысл, 1999. - 365 с.

4. Руденский Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М. - Новосибирск: НГАЭиУ, 1998. -180 с.

ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ НА ЛИЧНОСТЬ ЖЕНЩИНЫ © Крюкова М.В.*

Рубцовский институт (филиал) Алтайского государственного университета, г. Рубцовск

Рассматривается понятие домашнее насилие в отношении женщин. Выделены виды насилия. Раскрываются его специфические особенности и психические последствия для личности жертв семейного насилия. Показано, что у женщин переживших насилие в семье наблюдаются симптомы посттравматического стрессового расстройства. Изложены факторы, влияющие на изменения личности в ситуации домашнего насилия, типы ее переживания.

Домашнее насилие, существует со времен возникновения семьи, что подтверждают документы истории чуть не со дня сотворения мира. По своей сути тема насилия не может восприниматься как эмоционально и социально нейтральная, но до 70-х годов ХХ-го века было широко распространено мнение, что насилие в семье является редкостью и порождается определенными психическими нарушениями. Кроме того, это явление считалось привилегией частной жизни, в которую не принято вмешиваться.

♦ Ассистент кафедры Психологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.