Научная статья на тему 'Возможности личностно-профессионального развития студенческой молодежи в образовательном пространстве'

Возможности личностно-профессионального развития студенческой молодежи в образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
211
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗРАСТ / СТУДЕНЧЕСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗРОСЛЕНИЕ / АКМЕОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гаджиева У. Б.

Статья раскрывает психологические основы студенческого возраста в образовательном процессе. Образование в вузе способствует психическому развитию и формированию личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности личностно-профессионального развития студенческой молодежи в образовательном пространстве»

16. Шапкин С.А.Экспериментальное изучение волевых процессов. - М.: Смысл, 1997.

17. Шляпников В.Н. Динамика волевой регуляции в процессе профессиональной адаптации молодых специалистов // Вестник Московского университета, Серия 14, Психология. - 2007. - № 4. - С. 75-84.

18. Шляпников В.Н. Гендерные особенности волевой регуляции // Вестник МГОУ, Серия «Психологические науки». - 2011. - № 1. - С. 26-39.

19. Шульга Т.И. Проблемы волевой регуляции в онтогенезе // Вопросы психологии. - 1994. - № 1. - С. 105-111.

20. Diefendorff J.M, Hall R.J., Lord R.G, & Strean M. Action-state orientation: Construct validity of a revised measure and its relationship to work-related variables // J. Appl. Psychol. - 2000. Apr. - V 85 (2). - P. 250-263.

21. Kuhl J. Who controls whom when «I control myself»? // Psychological-Inquiry. - 1996. - Vol. 7 (1). - P. 61-68.

ВОЗМОЖНОСТИ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

© Гаджиева У.Б.*

Дагестанский государственный университет, г. Махачкала

Статья раскрывает психологические основы студенческого возраста в образовательном процессе. Образование в вузе способствует психическому развитию и формированию личности.

Ключевые слова: возраст, студенчество, образование, периодизация личности, социальное взросление, акмеология.

Студенчество представляет собой своеобразный уровень формирования и развития личности, который предоставляет собой границу между детским и зрелым возрастом. Заметный вклад в разработку проблемы студенческого возраста привнесла психологическая школа Б.Г. Ананьева, которая рассматривала этот возрастной период как особую социально-психологическую общность. В работах И. Серкова, В.О. Ключевского, В.И. Переведенцева, А.Н. Ждана, В.Е. Игнатьева, Л.С. Выготского, М.С. Кагана, Б.С. Круглова и др. собрана многочисленная познавательная база исследований, определены итоги опытов и теоретические изыскания по данной проблематике.

Студенчество, по выражению Б.Г. Ананьева, определяется чувствительным уровнем, который учитывает формирование необходимых социогенных

* Доцент кафедры Общей и социальной психологии.

возможностей личности. Образование в вузе способствует психическому развитию и формированию личности. Развитие всех психических уровней предусматривается в процессе обучения в высшей школе при условии бла-гоприятностных возможностей. Данные уровни выявляют интересы, потребности, интеллект личности. Иными словами образуют основу мыслительных процессов, которые обосновывают личностно-профессиональную подготовку человека. Эффективное обучение в высшей школе предусматривает предельно большой критерий полного формирования интеллекта, в том числе познавательных процессов, критерия восприятия широкого круга навыков логики [1, а 22-23].

Общий переход на многоструктурный уровень обучения в вузе, который предусматривается профессионалами высшей школы, способствует тому, что нужно иметь в виду две важные составляющие: организовать обеспечение получения студентами необходимых систематических и фундаментальных знаний и поменять подходы к организации учебной деятельности с тем, чтобы улучшить качество подготовки, выявить креативные возможности молодежи, стремление к постоянному получению новейших изысканий, при этом учитывать потребность студенчества в самовыражении и самоактуализации [8, с. 46-47].

Планирование и эффективность образовательной базы студенчества неотделима от всестороннего осмысления глубокой и внутренней организации обучающихся и всестороннего познания психофизиологических детерминант психического формирования полного обучения. Организация и совершенствование компонентов системы образовательного направления предусматривает опору на осмысление и восприятие индивидуальности каждого студента, и не учитывать только лишь уровни закономерных ступеней развития психики. Учитывая все это необходимо детально продумывать и формировать интеллектуальное развитие [2, с. 34-35].

В психологической науке проблемой взрослости впервые занимался в 1928 году отечественный ученый Н.Н. Рыбников, обосновавший следующий пункт психологии возраста, который был посвящен изучению личности зрелого возраста, «акмеология». Психологические основы зрелого возраста, которые рассматривали студенчество как пограничный рубеж между юностью и зрелым возрастом, стали совершенно недавним аспектом изучения отечественной психологической научной деятельности. В акмеологии возрастные особенности юности исследуются с учетом прекращения, сворачивания аспектов развития психики и обосновывался в контексте важнейшего, бурного и критического возраста [4, с. 45].

Отечественный ученый Л.С. Выготский в своих многочисленных исследованиях делал четкую границу между детством и взрослостью. И при этом никогда не рассматривал отдельно психологические особенности юношества. При этом он не включал его в психологию детства.

В результате, несмотря на все первоначальные направления, где юношеский возраст издавна находился в границах возраста детства, он впервые был определен Л.С. Выготским «первоначальным этапом зрелости». В последующем это направление было продолжено большим количеством ученых [9, с. 8].

Студенческий возраст в основе дифференцированной базы психологии возраста и общественно психологического уровня выделен в теории и практике в 1960-е годы санкт-петербургской школой психологической науки под началом отечественного ученого Б.Г. Ананьева при изучении важнейших аспектов психофизиологии личности. Студенческая молодежь, будучи определенной ступенью возраста, переплетается уровнями формирования взрослости, обозначая «переходную фазу от созревания к зрелости» и выясняется как стадия поздней юности - ранней взрослости (18-25 лет).

Дифференциация студенческой молодежи в основе зрелого возраста -взрослого этапа обозначено с учетом социально-психологического подхода [5, а 34].

Исследуя студенческую молодежь как некую специфическую общественную базу, характерную организацию личности, объединение людей, системно связанных органом вузовского обучения, отечественный ученый И.А. Зимняя обращает внимание на важные составляющие студенческого возраста, которые отличают этот возраст от разных объединений людей максимальным критерием образования и развития, большой мотивационной направленностью познания, высокой социализацией, инициативностью и предельно плодотворным симбиозом интеллектуальной и социальной зрелости.

Взрослая жизнь человека предусматривала и такой возрастной отрезок жизни как юность ибо она рассматривалась как период подготовки человека к этому возрасту. При этом учитывалось, что в разные исторические эпохи этому возрастному отрезку придавался разный социальный статус. В плане научного исследования юность, по мнению П.П. Блонского, стала относительно поздним достижением человечества [13, с. 43].

Отечественный ученый И.С. Кон исследовал различные уровни возраста. При этом он отметил, что они определяли не просто хронологию, а определенную общественную статусную позицию, социальное определение. Возраст претерпевает на себе воздействие социальной системы, с другой точки зрения, сам человек в процессе социального взросления запоминает, соглашается с новыми и усваивает старые социальные роли.

Абульханова-Славская К.А., занимаясь проблемой периодизации жизненного пути личности, указывала на социальную обусловленность зрелых возрастов, считая, что начиная с юности, она перестает совпадать с возрастной и становится личностной [13, с. 140-142].

Толстых А.В. отмечает, что в юности люди предельно работоспособны и активны, способны выносить максимальные физические и психические

нагрузки, более приспособлены к овладению сложной системой способов и методов интеллектуальной деятельности. Более проще появляются в комплексе важнейшие компоненты профессиональной направленности, которые способствуют развитию важнейших, необходимых личностных и функциональных качеств [14, с. 450-452].

Занимаясь проблемами студенчества Т.В. Корнилова указывала на то, что студент, характеризующийся как личность характерного возрастного этапа и как человек может быть рассмотрен со всех углов:

1. с точки зрения психологии, представляющей комплекс психологических процессов, состояний и свойств личности;

2. с социальной, в которой сочетаются общественные отношения, особенности, возникающие в связи с причастностью студенчества к определенной общественной группе, этносу;

3. с точки зрения биологии, включающей тип высшей нервной деятельности, структуру анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение и т.д. Эта особенность в главном обусловлена наследственностью и врожденными задатками, но в определенных границах меняется под влиянием условий жизни [11, с. 145].

Исследование этих особенностей выявляет качества и способности студента, его возрастные и личностные особенности. В сравнении с другими возрастными отрезками период юности характеризуется высокой скоростью оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логиче-ских задач. В результате, студенчество обозначается удовлетворением высоких, «пиковых» итоговых, основывающихся на определенных процессах биологического, психологического, социального развития [6, с. 78].

Изучая студенческую молодежь М.И. Дьяченко указывал на то, что юношеский возраст, а именно возраст 18-20 лет - это период более высокого освоения нравственных и эстетических чувств, формирования и развития характера и, что более ценно, период обучения полным набором общественных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. [7, с. 5-6].

Кон И.С. отмечает, что период зрелости характеризуется сложнейшим формирование личностных черт. Развитие этих качеств совпадает с периодом обучения в вузе, что делает эту проблему глобальной. Основной линией нравственного становления юношеского возраста является сознательное и активное овладение студентами мотивами поведения. Набирают силу те качества, которые не раскрывались в выпускных классах - активность, инициативность, предприимчивость, целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, умение владеть собой. Усиливается интерес к проблемам этики и морали [10, с. 8].

Лаборатория социологических исследований ЛГУ под руководством В.Т. Лисовского также занималась проблемами студенческой молодежи,

рассматривая ее как социальную группу. Студенческая молодежь - это объединение молодежи, которые заняты определенным уровнем работы - учебной деятельностью, которая направлена на специфическое образовательное пространство, имеющее общие цели и мотивы, характерного возраста (1825 лет), с полным обучаемым уровнем, этап наличия которого находится в определенных временных пределах, в районе пяти лет. Характерными чертами студенчества являются: особенности их деятельности, которая заключается в постоянном усвоении и овладении новыми знаниями, новыми умениями и новыми формами учебной деятельности [12, с. 80].

Список литературы:

1. Абдулина О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование в России. - 1993. - № 3. - С. 23-24.

2. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: Прайм-Еврознак; М.: Олма-Пресс, 2003. - 668 с.

3. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. - М.: АСТ, 1986. -103 с.

4. Братченко С.Л., Миронова, М.Л. Личностный рост и его критерии // Психологические проблемы самореализации личности / Под. ред. А. А. Крылова, Л.А. Коростылевой. - СПб.: Прайм-Еврознак, 1997. - С. 38-46.

5. Ваторопин А.С. Политические ориентации студенчества // Социологические исследования. - 2002. - № 3. - С. 16-20.

6. Вахромов Е.Е. Вершины жизни и пути их достижения // Прикладная психология и психоанализ. - М., 2001. - С. 23-26.

7. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. - М.: Изд-во МППИ, 2001. - 365 с.

8. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы: особенности деятельности студентов и преподавателей. - Мн.: БГУ, 1993. - 380 с.

9. Ишимова И.Н. Проблема мотивации студентов в здоровосберегаю-щем образовательном процессе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.t21.rgups.ru/s10.php.

10. Казанцева Т.А., Олейник, Ю.Н. Профессиональное самоопределение студентов вуза // Психологический журнал. - 2002. - № 6. - С. 45-50.

11. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. - М.: Политиздат, 1976. - 175 с.

12. Корнилова Т.В., Григоренко Е.Л. Сравнение личностных особенностей российских и американских студентов // Вопросы психологии. - 1995. -№ 5. - С. 108-115.

13. Лешин В.В. Профессиональная направленность и проблема развития личности студентов // Вопросы психологии. - 2006. - № 8. - С. 100-111.

14. Мерлин В.С. Отличительные признаки темперамента // Психология индивидуальных различий. Тексты. - М., 1982. - С. 160-166.

15. Сластёнин В.А. Педагогика. - М.: Академия, 2002. - 286 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.