Биктина Насима Нигматуллиновна, Дикарева Юлия Николаевна К ВОПРОСУ ПРОЯВЛЕНИЯ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА ...
психологические науки
УДК: 159.944.3
К ВОПРОСУ ПРОЯВЛЕНИЯ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
© 2017
Биктина Насима Нигматуллиновна, кандидат психологических наук, доцент кафедры
«Социальная психология» Дикарева Юлия Николаевна, студентка 5 курса по направлению подготовки «Психология» Оренбургский государственный университет (460000, Россия, Оренбург, пр. Победы 13, e-mail: [email protected] )
Аннотация. В рамках данной статьи проводится теоретический анализ проблемы перфекционизма в студенческом возрасте. Рассмотрены основные теоретические подходы зарубежный и отечественных исследователей А.Бек, С. Блатт, Г. Флетт, Р. Фрост, П. Хьюитт, Н.Г. Гаранян, Я.О.Жебрун, М.В. Ларских, А.Б. Холмогорова) к определению перфекционизма и актуальности его проявления в студенческом возрасте. Авторы приводят актуальность данной проблемы, расскрывая конструктивные и деструктивные последствия перфекционизма. Проведя теоретический анализ особенностей студенческого возраста, авторы считают, что студенческий возраст является сенситивным для появления и проявления перфекционных тенденций у молодых людей, что объясняется влиянием социально-экономических и культурных факторов, а также особенностями возрастного развития студенческой молодежи. Авторы подробно рассматривают понятие конструктивного перфекционизма студентов, под которым понимается интегративное личностное образование, состоящее из нескольких компонентов: личностного, когнитивно-деятель-ностного, социального. Так же приводится раскрытие каждого из компонентов конструктивного перфекционизма. Особым достоинством данной работы является приведение рекомендаций для преподавателей, направленных на формирование конструктивного перфекционизма. Предложенные рекомендации, а так же теоретический обзор будет полезен всем, кому интересна тема перфекционизма, практикующим психологам, преподавателям.
Ключевые слова: студенческий возраст, перфекционизм, конструктивный перфекционизм, личностный компонент перфекционизма, социальный компонент, когнитивно-деятельностный компонент, адекватная самооценка, уровень притязаний.
PRESENTATION TO THE QUESTION PERFECTIONISM IN COLLEGE-AGE
© 2017
Biktina Nasima Nigmatullinovna, Ph.D., assistant professor of "Social Psychology" Dikareva Yulia Nikolaevna, 5th year student in the direction of preparation "Psychology"
Orenburg State University (460000, Russia, Orenburg, Pobeda Ave, 13, e-mail: [email protected])
Abstract. The theoretical analysis of the problem of perfectionism in the student's age is observed in this article . The main theoretical approaches of foreign and domestic researchers (A.Bek, S. Blatt, G. Flett, R. Frost, P. Hewitt, NG Garanyan, Ya.O.zhebrun, MV Larskaya, AB Kholmogorova) are examined to the definition of perfectionism and the relevance of its manifestations in the student's age. The authors cite the urgency of the problem, revealing constructive and destructive consequences of perfectionism. On carrying out the theoretical analysis of student age, the authors believe that the student's age is sensitive to the appearance and manifestation perfectionis trends in young people, because of the influence of socio-economic and cultural factors, as well as the peculiarities of the age of the students. The authors of the report focuse on the concept of constructive perfectionism students, which is understood as an integrative personal formation consisting of several components: personal, cognitive-activity, social. So each of the structural components of perfectionism is given in the article. A particular advantage of this work is to bring recommendations for teachers, aimed at creating constructive makeovers. The proposed recommendations, as well as theoretical overview will be useful to all who are interested in the theme of perfectionism, practicing psychologists, teachers.
Keywords: student age, perfectionism, perfectionism constructive, personal component of perfectionism, social component, cognitive component-activity, self-esteem, level of aspiration.
Проблематика изучения перфекционизма личности в условиях современного общества представляет большой интерес для всего научного сообщества, как зарубежного, так и отечественного. Особенно актуальными являются исследования специалистов, направленные на рассмотрение вопросов перфекционизма в студенческом возрасте, что объясняется рядом причин.
Во-первых, положение студенческой молодежи в обществе, ее направленность и прогнозы развития находятся в фокусе внимания ученых прежде всего потому, что именно от молодого поколения будет зависеть дальнейшей ход развития как отдельно взятой страны, так и общества в целом [3].
Во-вторых, под влиянием социально-экономических и культурных факторов, среди которых, в первую очередь, отмечается непрекращающееся возрастание требований социума к молодым людям, в которых хотят видеть активных, конкурентоспособных людей, ориентированных на достижение безупречного успеха во всех жизненных сферах, а также рост числа высших учебных заведений с высокими образовательными стандартами, где поощряется культивация конкурентных отношений между студентами, происходит формирование перфек-ционистских тенденций среди студенческой молодежи [3].
Однако, многочисленные исследования зарубежных и отечественных психологов (А.Бек, С. Блатт, Г. Флетт,
Р. Фрост, П. Хьюитт, Н.Г. Гаранян, Я.О.Жебрун, М.В. Ларских, А.Б. Холмогорова), проведенные на студенческой популяции, позволили установить существование связи перфекционизма с психологическим неблагополучием личности студента. Указанными учеными получены многочисленные данные о связи повышенного уровня перфекционизма студента с различными психологическими проблемами и нарушениями адаптации, а именно заниженной самооценкой, проблемами в установлении межличностных контактов, трудностями в обучении, тревожными состояниями, избегающим поведением, экзаменационным стрессом и страхом публичных выступлений, намерениями суицидального характера, тенденцией к концентрации на своих ошибках, «дефицитом» творческих проявлений [1, 2, 4, 5].
Несомненно, все перечисленные психологические проблемы являются значительным препятствием для студентов при осуществлении ими профессионально-учебной деятельности. Равным образом, данные проблемы обнаруживают себя и при становлении психологически здоровой, социально адаптированной, зрелой личности будущих специалистов, в связи с чем, вопрос развития здоровых форм перфекционизма является актуальной проблемой для научного психологического сообщества.
И, в-третьих, в проявлении перфекционных тенденций у студентов имеются основания, связанные с осо-
психологические науки
Биктина Насима Нигматуллиновна, Дикарева Юлия Николаевна К ВОПРОСУ ПРОЯВЛЕНИЯ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА ...
бенностями их возрастного развития.
Студенческий возраст является особой стадией возрастного развития человека, рассмотрение которой в виде самостоятельной возрастной категории произошло благодаря отечественному психологу Б.Г. Ананьеву. Студенчество с точки зрения возрастного периода находится в рамках психологии зрелых возрастов, выступая переходной ступенью от созревания к зрелости, и определяется как поздняя юность - ранняя взрослость [1].
Необходимо отметить, что в течение продолжительного промежутка времени в центре внимания психологической науки находилась проблематика детского развития, а психология зрелости, в том числе и поздней юности, сравнительно недавно начала рассматриваться в качестве предмета психологических изысканий.
По мнению отечественного психолога Л.С. Выготского, возраст от 18 до 25 лет представляет собой начальную ступень в ряду зрелых возрастов, ввиду чего он назвал период поздней юности «началом зрелой жизни», таким образом, дифференцируя детство и взрослость.
С точки зрения Б.Г. Ананьева, период от 17 до 25 лет - важный жизненный этап, поскольку в его рамках завершается окончательное становление личности и основная ступень профессионализации [1].
По определению современного психолога И.А. Зимней, под студенчеством следует понимать общность людей, целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями, отличающихся наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации [3].
Социальная ситуация развития личности в студенческом возрасте характеризуется тем, что перед молодыми людьми стоит задача поиска своего места в обществе, начала самостоятельного осуществления трудовой деятельности. В связи с этим, изменениям подвергаются социальные требования к юношам и девушкам, изменяются общественные условия, в которых происходит их личностное формирование: они должны быть подготовлены к труду, к семейной жизни, к выполнению гражданских обязанностей.
Стержневым направлением развития в студенческом возрасте является интеллектуальное развитие. Именно в рамках поздней юности достигаются наиболее высокие показатели интеллектуальных функций. Исследования, проводимые Б.Г. Ананьевым, позволили обнаружить, что трансформации интеллектуальной системы совершаются под влиянием многочисленных факторов, среди которых самый важный в студенческом возрасте - профессионально-учебная деятельность, обусловливающая высокий тонус интеллекта [1].
Согласно А.А. Реану, ключевой особенностью студенческого мышления выступает комплексный характер видов мышления, в свою очередь проявляющегося в синтезе чувственного (наглядно-образного) и теоретического (логического) мышления [7].
Структурные модификации, кроме процессов мышления и речи, наблюдаются в период ранней взрослости и в других психических познавательных процессах, таких как память и внимание. Вследствие этого, пиковые показатели интеллектуальных и творческих способностей студентов способствуют стремлению к самореализации и самоутверждению себя как личности, что, при чрезмерном доминировании такого стремления может поспособствовать формированию перфекционистской направленности [6].
В студенческом возрасте структурные трансформации затрагивают и структуру самосознания молодых людей. Под самосознанием понимается «совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, а его представления о самом себе складываются в определенный «образ Я» [8]._
Одним из структурных компонентов самосознания является притязание на признание. В студенческом возрасте существенным представляется притязание на профессиональный успех, собственная способность к созданию чего-то значимого, ввиду чего для большинства студентов особый характер приобретает учебная успеваемость, а также участие в профессиональных конкурсах и конференциях, где имеется возможность профессионального самопредъявления [7].
В студенческом возрасте наряду с выраженным притязанием на признание в учебно-профессиональной сфере немаловажным является признание в межличностных отношениях, в особенности значимо признание окружающими индивидуальности.
В период ранней взрослости существенным оказывается поиск партнеров жизни и единомышленников, усиливается потребность в установлении контактов с людьми, упрочиваются отношения со своей социальной группой, возникает чувство интимности при общении с некоторыми людьми. По замечанию А.В.Толстых, время ранней взрослости возможно назвать возрастом «человеческой близости» и «привилегированным» возрастом дружбы.
Необходимо отметить, что в сфере межличностного взаимодействия в период студенчества проявляются две полярные направленности, среди которых, во-первых, расширение области общения с другими людьми и рост числа межличностных контактов, а во-вторых, увеличивающееся стремление к индивидуализации, своего рода отделение от социума.
Тенденция расширения сферы общения отражается в стремлении молодых людей к отождествлению себя с другими людьми. Активное физическое, интеллектуальное, социальное развитие представителей студенческого возраста способствует приумножению сферы их познавательных интересов в отношении окружающих людей и окружающего мира в целом. Возрастающая необходимость молодых людей в признании своей индивидуальности, в приобретении нового опыта, в эмоциональной интимности также содействует росту потребности в общении с окружающими людьми, желанию быть принятым и признанным социумом.
Данная тенденция, по внешним показателям, проявляется в количественном возрастании времени, расходуемом именно на общение, в значительном расширении социального пространства общения, а также в устойчивой готовности молодых людей к межличностному взаимодействию, своеобразному поиску общения, названным «ожиданием общения».
Противоположной тенденцией в сфере общения в студенческом возрасте является упрочивающееся стремление к индивидуализации, отграничению от социума. Данная закономерность находит свое проявление в высоком уровне избирательности при установлении дружеских отношений, в отдельных случаях приобретающая максимальную требовательность к партнеру по общению. Необходимость молодых людей в обособлении в этом случае представляет стремление оградить свой внутренний уникальный мир от вмешательства посторонних людей с целью сохранения своей индивидуальности, реализации своих притязаний на признание.
В период ранней взрослости качественные изменения совершаются по отношению ко времени, а именно у юношей и девушек наблюдается иное осознание прошлого и будущего. Отметим, существенной психологической особенностью студенческого возраста является устремленность в будущее, проявляющаяся в построении и осуществлении жизненных планов. Идеальный образ будущего в студенческом возрасте зависит от активной позиции молодых людей в настоящий период жизни, иными словами, представления о будущем значительно обусловливают формы активности молодежи, направленные на достижение жизненного успеха.
_По определению доктора педагогических наук Г.А.
Биктина Насима Нигматуллиновна, Дикарева Юлия Николаевна психологические
К ВОПРОСУ ПРОЯВЛЕНИЯ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА ... науки
Мелекесова, студенческий возраст представляет собой начало становления истинного авторства в определении и реализации собственного взгляда на жизнь и индивидуального способа жизни [8].
Таким образом, студенческий возраст является сенситивным для появления и проявления перфекционных тенденций у молодых людей, что объясняется влиянием социально-экономических и культурных факторов, а также особенностями возрастного развития студенческой молодежи. Происходящие на данном возрастном этапе изменения, а именно приобретение молодыми людьми самостоятельности, формирование собственных мировоззренческих позиций, обращенность в будущее, а также достижение ими пиковых значений интеллектуальных и творческих способностей, обусловливающих стремление к самореализации и утверждению себя в профессионально-учебной и межличностной сферах, могут способствовать формированию перфекционных тенденций в среде студенческой молодежи.
В результате проведенного теоретического анализа нами выявлена необходимость формирования конструктивного перфекционизма студентов-первокурсников.
Под конструктивным перфекционизмом студентов мы понимаем интегративное личностное образование, состоящее из нескольких компонентов: личностного, когнитивно-деятельностного, социального. В связи с таким комплексным пониманием конструктивного пер-фекционизма студентов нами разработаны психологические рекомендации преподавателям с учетом формирования каждого компонента.
1) Для продуктивного развития личностного компонента конструктивного перфекционизма студентов-первокурсников необходимо способствовать формированию адекватной самооценки и уровня притязаний студентов-перфекционистов. Студентам необходима помощь в самопознании: осознании ими своих как позитивных, так и негативных качеств личности, своих реальных возможностей и способностей, а также в последующем принятии выявленных личных качеств.
2) Для продуктивного развития когнитивно-деятель-ностного компонента конструктивного перфекционизма студентов-первокурсников необходимо:
- Способствовать формированию у студентов умения постановки целей в любой деятельности, в том числе профессионально-учебной. С этой целью, возможно рекомендовать студентам использование техники поставки целей SMART. Цели студентов должны быть конкретны, измеримы, достижимы и реалистичны, иметь временные сроки исполнения.
- Способствовать формированию антиципационной компетентности студентов-перфекционистов, под которой понимается способность студентов использовать накопленный индивидуальный опыт для вероятностного прогнозирования предстоящих ситуаций, результатов деятельности и собственных реакций на них с целью анализа причин возможного возникновения ошибок, подготовки адекватных и эффективных действий по разрешению возможных трудностей.
- Акцентировать внимание перфекционистов на том, что неуспех, неудача не должны у них ассоциироваться с личностью в целом, так как от ошибок не застрахован никто, они являются сопровождением любой деятельности. Необходимо оценивать неудачу в качестве сигнала о том, что ваше решение не работает и нужно найти новое. Ошибочное действие подлежит, прежде всего, исправлению, а не осуждению как свойства совершившего его.
- Способствовать развитию навыков гибкого поведения при реализации поставленных целей, то есть пониманию перцекционистами того, что успех имеет самые разнообразные формы и к его достижению ведут множество самых разнообразных путей.
- Ориентировать студентов-перфекционистов не только на конечный результат деятельности, но и на 270
процесс его достижения с целью получения студентами-перфекционистами процессуального удовлетворения от выполнения деятельности. С этой целью осуществление деятельности студентам можно предложить поделить на конкретные последовательные этапы выполнения со своими задачами, поочередное выполнение которых позволит студенту целостно и осознанно воспринимать свою деятельность, наглядно воспринимать успешное завершение одного этапа и переходить к следующему.
3) Для продуктивного развития социального компонента конструктивного перфекционизма необходимо способствовать формированию реалистичной социальной перцепции перфекционистов, под которой подразумевается адекватное восприятие, понимание и оценка студентами других людей.
Реализация разработанных рекомендаций может быть осуществлена путем проведения социально-психологических тренингов для студентов-перфекционистов по коррекции самоотношения, постановки реалистичных целей, развитию коммуникативной компетентности, эмпатии, либо обращения к целенаправленно разработанным отечественными психологами (М.В. Ларских, А.С. Распопова, Я.О. Жебрун) тренингам по формированию конструктивного перфекционизма студентов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ананьев, Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста / Б.Г.Ананьев // Современные психологические проблемы высшей школы. Л., 1974. Выпуск 2. - 280 с.
2. Биктина, Н. Н. Школьная дезадаптация как следствие психологического неблагополучия образовательной среды / Биктина Н. Н. // Проблемы современного педагогического образования,2016. - № 53-3. - С. 370-375.
3. Жебрун, Я.О. Социальные установки как фактор формирования Я-образа студента-перфекциониста / Я.О.Жебрун // Вестник Бурятского государственного университета. - 2009. - № 5. - С. 20-24.
4. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2004. - 384 с.
5. Кобзева, Н.И. Возрастной и социально-психологический портрет современного студента образовательного процесса вуза / Н.И. Кобзева // Современные исследования социальных проблем. - 2011. - № 4. Т. 8. - С.23-30.
6. Корчагин, В.М. Перфекционизм личности как научная проблема современной психологии: аналитический обзор / В.М. Корчагин // Вопросы педагогики и психологии. - 2011. - № 6. - С. 75-78.
7. Хухлаева, О.В. Психология развития: Молодость, зрелость, старость: учеб. пособие / О.В.Хухлаева. - М.: Академия, 2009. - 208 с.
8. Юдеева, Т. Ю. Перфекционизм как личностный фактор депрессивных и тревожных расстройств: авто-реф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.04 / Т. Ю. Юдеева; Москва, Моск. научн.-иссл. инст. психиат. - М.,2007. -23 с.