Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ В КОНСЕРВАТОРИИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ В КОНСЕРВАТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / МУЗЫКА / ПЕДАГОГ / СТУДЕНТ / ВОСПИТАНИЕ / БЕСЕДА / ВОСПРИЯТИЕ / ТЕМПЕРАМЕНТ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / АРТИСТИЗМ / ВОЛЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ОБЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдугаппаров А.А.

в статье рассматриваются важнейшие психологические аспекты музыкального воспитания студентов консерватории, формирующие гармонично развитую творческую личность будущего музыканта. Обобщая многолетний опыт педагогической работы в консерватории, автор статьи подчёркивает значимость психологии как действенного фактора качественной подготовки будущего музыканта к самостоятельной профессиональной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдугаппаров А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FOUNDATIONS OF PEDAGOGICAL ACTIVITY MUSICIAN-PERFORMER AT THE CONSERVATORY

the article deals with the most important psychological aspects of musical education of students of the conservatory, which form a harmoniously developed creative personality of the future musician. Summarizing many years of experience in teaching at the conservatory, the author of the article emphasizes the importance of psychology as an effective factor in the quality preparation of a future musician for independent professional practice.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ В КОНСЕРВАТОРИИ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ В КОНСЕРВАТОРИИ Абдугаппаров А.А.

Абдугаппаров Абдуфаттах Абдураззакович - доцент, кафедра музыкальной педагогики Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются важнейшие психологические аспекты музыкального воспитания студентов консерватории, формирующие гармонично развитую творческую личность будущего музыканта. Обобщая многолетний опыт педагогической работы в консерватории, автор статьи подчёркивает значимость психологии как действенного фактора качественной подготовки будущего музыканта к самостоятельной профессиональной практике.

Ключевые слова: психология, музыка, педагог, студент, воспитание, беседа, восприятие, темперамент, художественный образ, артистизм, воля, интеграция, общение.

PSYCHOLOGICAL FOUNDATIONS OF PEDAGOGICAL ACTIVITY MUSICIAN-PERFORMER AT THE CONSERVATORY Abdugapparov A.A.

Abdugapparov Abdufattah Abdurazzakovich - Associate Professor, DEPARTMENT OF MUSICAL PEDAGOGY, STATE CONSERCATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article deals with the most important psychological aspects of musical education of students of the conservatory, which form a harmoniously developed creative personality of the future musician. Summarizing many years of experience in teaching at the conservatory, the author of the article emphasizes the importance of psychology as an effective factor in the quality preparation of a future musician for independent professional practice.

Keywords: psychology, music, teacher, student, education, conversation, perception, temperament, artistic image, artistry, will, integration, communication.

УДК 372.878

Музыкант - исполнитель, занимающийся педагогической деятельностью - это, прежде всего, психолог. Воспитывая будущего музыканта, он развивает профессиональные качества, исполнительские и технические способности обучающегося. Наряду с этим в поле внимания педагога постоянно должны находиться психологические аспекты, имеющие важную значимость в формировании гармонично развитой личности музыканта как социально востребованного современным обществом специалиста в области культуры. Класс специальности является в этом отношении наиболее благоприятной сферой, располагающей к непосредственному общению педагога и студента. Данное направление педагогической работы мы называем психологией общения, где важнейшим методическим фактором является беседа, в ходе которой педагог выявляет круг проблем, волнующих студентов. Беседы должны иметь, прежде всего, доверительный характер, для этого педагог должен владеть технологией психологического общения, умением расположить к себе обучающегося. Тем самым педагог составляет представление о студенте, уровне его интеллекта, интересах и предпочтениях, темпераменте. Этот методический подход к обучающемуся способствует правильному выбору программы учебного репертуара, обеспечит её успешное выполнение. Особое внимание целесообразно уделить студентам, проживающим в общежитии. Беседы с обучающимися, приехавшими из областных центров, разных уголков Узбекистана, имеют социально-психологическую направленность, выявляют особенности их адаптации в мегаполисе, социальной ориентации в столице. «Всегда существуют известные взаимодействия влияний и связь между большой и малой социальной средой, - подчёркивал Л. Выготский, - и вся сложность психологической проблемы воспитания заключается не в чём ином, как в устранении границ этой независимости» [1. C. 69]. Это обязательно должен учитывать педагог и настоятельно рекомендовать ученикам изучать культуру столицы, посещать театры, концертные залы, музеи, выставки художественных работ в галереях. При этом студент обязан предоставлять отчёты о посещениях культурных мероприятий, а также и о своем непосредственном участии в них, если это имело место. Такой методический подход способствует выработке дисциплины и ответственности, систематизации мышления, организованности личности, умения излагать в письменной форме свои мысли, впечатления о восприятии увиденного и услышанного.

Восприятие - ключевая категория играющая важную роль в осмыслении явлений окружающего мира.

«Полнота музыкального восприятия, - отмечает Р. Кадыров, - достаточные возможности для понимания средств музыкальной выразительности, интенсивность и виды переживания музыки у каждого конкретного человека, различны, это имеет свои особенности, причины и специфику» [2. 22]. Исходя из этого, педагог должен находить индивидуальный психологический подход к каждому ученику на основе социально-психологического анализа его личности. Составляя психологическую диагностику обучающегося, педагог в

процессе общения с ним, выявляет качественные параметры его творческого роста. Особое внимание здесь следует уделять развитию творческого воображения, необходимого музыке - особенно, что весьма важно в работе над музыкальным произведением. Применение инновационных педагогических технологий способствует достижению высокого уровня творческого воображения обучающегося. «Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобразить нужное содержание, применять оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными педагогическими задачами» [3, с. 51]. В данном случае педагог ориентирует студента на самостоятельный поиск исполнительских выразительных средств, направленных на раскрытие образного содержания музыки. Если изучаемое музыкальное произведение не имеет объявленной композитором программы, то главной задачей студента становится составление программы произведения на основе анализа выразительных средств музыки. Решение этой задачи требует от обучающегося привлечение творческого воображения, является важной категорией музыкальной психологии. «Музыкальное воображение оперирует целостными музыкальными образами, - отмечает Ю. Цагарелли, - выступающими в роли идеальных моделей конечного или промежуточного результата исполнительской, музыковедческой или композиторской работы» [4, с. 70]. В исполнительской практике роль воображения исключительно велика. Привлекая ресурсы своего воображения, музыкант-исполнитель может создать неповторимо яркий и самобытный музыкальный образ, глубоко волнующий слушателя.

Воспитание волевых качеств личности будущего музыканта-исполнителя является одним из важнейших составляющих частей педагогической работы. Устремлённость к достижению поставленных целей и задач, упорство и настойчивость в овладении технологиями музыкального исполнительства вырабатывается на основе волевых усилий каждодневного труда. Эти качества творческой личности отчётливо проявляются у студента в процессе подготовки к участию конкурса молодых музыкантов-исполнителей. Целесообразно начать подготовку студента к участию в общевузовском конкурсе, а затем поэтапно готовить его соответственно к Республиканскому и Международному конкурсам. В этом процессе важным фактором является психология внушения, когда педагог поддерживает стремление ученика стать лидером, завоевать призовые места в соревнованиях. Самоутверждение и самореализация творческой личности воспитанного в специальном классе на основе строгой дисциплины исполнительского труда, самоконтроля и взыскательности, требовательности, ученика к самому себе, формирование индивидуальных личностных качеств студента должно органично сочетаться с воспитанием культуры общения с окружающими, коммуникативных качеств поведения в коллективе. Здесь важную роль играет приобщение обучающегося к ансамблевому музицированию. В специальном классе ансамбль играет важную роль в укреплении личности педагога как создателя собственной исполнительской школы. Отсюда следует вывод, что ученики специального класса педагога образуют своеобразную семью, в которой студенты старших курсов передают свой опыт младшим курсам на основе преемственности. Воспитание коммуникативных качеств студентов требует от педагога психологического мастерства, объединения в сплочённый коллектив учеников своего класса, имеющих различные уровни профессиональной подготовки, интеллектуального и гуманитарного развития, воспитания, художественного вкуса, темперамента. Путь от класса педагога к школе педагогики психологически сложен, но возможен при условии творческой установки педагога на самореализацию, на раскрытие когнитивно - творческих способностей студентов своего класса. В сложном учебно-воспитательном комплексе обретения знаний и умений как науки, изучающей процессы активного отражения человеком объективной реальности, имеет большое значение. В рассматриваемых нами психологических аспектах деятельности педагога-музыканта динамика развития методологии обучения направлена и устремлена к коммуникативной сущности профессиональной практике будущего музыканта, немыслимой без социално-психологических координат музыкального исполнительства. Путь к интеграции является здесь наиболее целесообразным и перспективным, обеспечивает высокую качественную результативность. «Развитие инициативности у студентов высших образовательных учреждений, - по-научному наблюдению Н. Джамиловой, - осуществляется в условиях интенсификации личностной и профессиональной социализации и сочетается с устойчивой нравственно-эмоциональной направленностью, формированием точных жизненных целей. В основе готовности к профессиональной деятельности развитие инициативных качеств проявляется на основе социальной активности, саморазвития и самореализации».

Понятие интеграции в психологическом аспекте педагогической деятельности музыканта - исполнителя имеет несколько значений. Одно из них заключается в духовной потребности человека к общению, к созданию коллективов в ансамблевом, хоровом, оркестровом видах исполнительства. Коллективное музицирование базируется на психологической совместимости участников, объединённых общими целями и задачами. Другое понятие интеграции состоит в организации сообщества исполнителей и слушателей, которых должно захватить, взволновать произведение композитора, исполняемое солистом, ансамблем или большим коллективом. В достижении такого рода интеграции на уровне концертной ситуации важную. роль выполняет психологический фактор, апеллирующий к душе, открывающейся ему посредством воображения и фантазии - путь эмоционального восприятия художественного образа музыки. Здесь необходимо затронуть психологический аспект артистизма как неотъемлемого компонента вдохновенного исполнительского искусства, без которого немыслима духовная интеграция музыкантов-исполнителей и слушателей. Этот взаимный процесс общения возникает в результате высокого уровня артистического мастерства в сочетании с эмоциональной искренностью музыкальной выразительности, чутко воспринимаемой слушательской аудиторией.

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что педагогическая деятельность музыканта - исполнителя включает в себя сложнейшие психологические аспекты, которые как на сознательном, так и на подсознательном уровнях его мышления, подкрепляемые художественной интуицией, благоприятно способствуют высококачественному результату педагогического труда, как творческого процесса, неутомимого поиска инновационных форм и методов музыкального воспитания.

Список литературы /References

1. Выготский С. Педагогическая психология. Москва: АСТ-Астрель: Хранитель, 2008. 671с.

2. Кадыров Р.Г. Музыкальная психология. Ташкент: Мусика, 2014. 88 с.

3. Умаров А.Ю. Инновационные технологии в подготовке будущих педагогов/ / Uzlaksizta'lim, 2020, м3-С. 50-54.

4. Цагарелли Ю.А. Диагностика музыкального воображения // Психологические и педагогические проблемы музыкального образования. Межвузовский сборник трудов. Выпуск 4. Новосибирский: Новосибирская государственная консерватория, 1986. С. 70-76.

5. Джамилова Н.Н. Интегративная модель развития инициативности у студентов // Pedagogika, Ilmiy -nazariyvametodikjurnal, 2019. 1. C. 15- 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.