Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение в период подготовки исполнителей к концертному выступлению'

Психолого-педагогическое сопровождение в период подготовки исполнителей к концертному выступлению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
362
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ МАСТЕРСТВО / МУЗЫКАНТ / ПЕДАГОГ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ЭМОЦИИ / СЦЕНИЧЕСКОЕ ВОЛНЕНИЕ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ / ПРЕОДОЛЕНИЕ / УСПЕХ / МОТИВАЦИЯ / КОНЦЕРТНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевцова Антонина Бутовна, Бостанова Светлана Николаевна

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с системой работы преподавателя в ходе подготовки будущего исполнителя-музыканта к выступлению на сцене. Также здесь говорится о процессе адаптации и какое определённое влияние он оказывает на жизнедеятельность личности, о том, что адаптационные процессы определяют эмоциональное самочувствие. В этой статье представлены результаты теоретического анализа проблемы психолого-педагогической поддержки и сопровождения, которые так необходимы обучающемуся в период подготовки к концертному выступлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psycho-pedagogical support in the period of training executors to the concert performance

This article discusses issues related to the system of work of the teacher in the preparation of the future performer-musician to perform on the stage. It also speaks about the process of adaptation and what kind of influence it has on the life activity of the individual, that adaptation processes determine emotional well-being. This article presents the results of the theoretical analysis of the problem of psychological and pedagogical support and support, which are so necessary for students in the preparation for the concert performance.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение в период подготовки исполнителей к концертному выступлению»

8. Klejberg, Yu.A. (2013), "Criminal deviance of teenagers and youth subcultures", Society and Law, No. 3 (45), pp. 281-285.

9. Zmanovskaya E.V. (2013), "Structural and dynamic concept of deviant behavior", Tomsk State Pedagogical University Bulletin, No.5 (33), pp. 189-195.

10. Klenova, M.A. (2014) "Level of Trust and Risky Behavior Motivation in Representatives of the Youth Emo Subculture Group", Izv. Saratov. Univ. (N. S.), Ser. Educational Akmeology. Developmental Psychology, vol. 3, iss. 2, pp. 160-164.

Контактная информация: alsh2013mag@gmail.com

Статья поступила в редакцию 13.03.2019

УДК 159.9

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ К КОНЦЕРТНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ

Антонина Бутовна Шевцова, кандидат педагогических наук, доцент,

Светлана Николаевна Бостанова, кандидат психологических наук, доцент, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева (КЧГУ),

г. Карачаевск

Аннотация

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с системой работы преподавателя в ходе подготовки будущего исполнителя-музыканта к выступлению на сцене. Также здесь говорится о процессе адаптации и какое определённое влияние он оказывает на жизнедеятельность личности, о том, что адаптационные процессы определяют эмоциональное самочувствие. В этой статье представлены результаты теоретического анализа проблемы психолого-педагогической поддержки и сопровождения, которые так необходимы обучающемуся в период подготовки к концертному выступлению.

Ключевые слова: исполнительское мастерство, музыкант, педагог, психологическая подготовка, психологическая поддержка, психолого-педагогическое сопровождение, эмоции, сценическое волнение, обучающийся, свойства нервной системы, преодоление, успех, мотивация, концертное выступление.

PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT IN THE PERIOD OF TRAINING EXECUTORS TO THE CONCERT PERFORMANCE

Antonina Butovna Shevtsova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Svetlana Nikolaevna Bostanova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Aliev Karachai-Cherkess State University, Karachaevsk

Annotation

This article discusses issues related to the system of work of the teacher in the preparation of the future performer-musician to perform on the stage. It also speaks about the process of adaptation and what kind of influence it has on the life activity of the individual, that adaptation processes determine emotional well-being. This article presents the results of the theoretical analysis of the problem of psychological and pedagogical support and support, which are so necessary for students in the preparation for the concert performance.

Keywords: performing arts, musician, teacher, psychological preparation, psychological support, psychological and pedagogical support, emotions, stage excitement, student, properties of the nervous system, overcoming, success, motivation, concert performance.

В истории музыкальной педагогики известно достаточно примеров, которые демонстрируют очень активное творческое сотрудничество педагогов с учениками в период их подготовки к публичным выступлениям. Известны имена таких выдающихся мастеров, как Г. Г. Нейгауз, Е. Ф. Гнесина, В. И. Сафонов, А. Я. Ямпольский и др., целенаправленно и последовательно формировавших у своих воспитанников любовь к сцене посредством

активного привлечения их к концертному исполнительству.

На протяжении своего творческого пути каждый музыкант-исполнитель в процессе многочисленных творческих поисков находит и вырабатывает определенный, личный метод и стиль подготовки к выступлению, а также поведения во время игры на сцене, нередко совершенствует его и даже меняет. Подготовка к концертному выступлению - долгий и сложный процесс, не всегда имеющий положительный 100% результат. «Опыт доказывает, что успеха добиваются не самые умные, - считает психолог И. Вагин, - а самые эмоционально устойчивые, верящие в себя люди» [10, с. 57].

Это может зависеть от многих факторов: это и роль педагога, как социально значимой личности, это и влияние внешних воздействий, выступающих как психологическая поддержка, это и внутренняя мотивация личности будущего музыканта-исполнителя.

Процесс подготовки к выступлению на сцене затрагивает вопросы не только исполнительского мастерства музыкантов, но и проблему психологической подготовки и психологического настроя музыканта-исполнителя к выступлению. Многолетняя практика доказывает тот факт, что чем больше артист выходит на сцену, чем чаще он выступает на ней, тем больше в нем проявляется уверенность, спокойствие, отсутствие страха сцены и страха публичного выступления. С другой стороны, сцена является самым лучшим лекарством от волнения.

Вопросы сценического волнения исполнителя-музыканта непосредственно связаны с индивидуальной структурой его нервной системы, типом его нервной деятельности. Нередко можно наблюдать такую картину: волнение ученика на сцене уничтожает всю кропотливую и многодневную предварительную работу педагога в классе, после чего приходится говорить о непригодности таких учеников для исполнительской деятельности. Волнение, как внутреннее эмоциональное состояние, поддается изменению и развитию путем специальной психофизической тренировки, разработка которой относится к актуальным дидактическим задачам.

Основываясь на исследования психологов С.Н. Бостановой, Ф.О. Семеновой [1], в котором затрагивается феноменология адаптационных процессов, можно подчеркнуть важную составляющую успешной адаптации будущего музыканта для дальнейшего развития личности в его концертно-творческой деятельности, и обязательно заострить внимание на необходимости психолого-педагогического сопровождения в период подготовки исполнителя к концертному выступлению.

Адаптация к сценическому волнению является обязательным ведущим объективным условием, в ней заключается психолого-педагогическая задача обучения. В современной психолого-педагогической литературе под адаптацией понимается сложный, многофакторный процесс включения человека в новые условия жизнедеятельности, в новую систему соответствующих требований и контроля.

Кроме вопросов адаптации, предметом многих исследований является проблема личностной обусловленности процесса возникновения, вырабатывания, проявления и преодоления психологического стресса. Некоторые ученые обозначали в своих исследованиях, что характерность той или иной реакции при стрессе определяется не только специфичностью внешней стимуляции, но и внутренними (психологическими) особенностями самого человека. Выявлены обнаруженные индивидуально-психологические различия в характере реагирования и поведения индивидов при влиянии одинаковых стрессоров.

Значительная роль отводится индивидуальной реакции личности на воздействия извне в ходе возникновения и развития той стрессовой реакции, которая последует на это воздействие.

Проблема психической регуляции поведения личности в предельно сложных условиях деятельности исследуется по нескольким траекториям. В общем смысле они сливаются в толковании некоторых «черт и типов личности, характеризующих поведение в этих условиях, влияния особенностей экстремальных ситуаций на личностный статус, значения

тех или иных личностных свойств в адаптационных процессах»; также, какая роль отведена самому человеку в форсировании «экстремальных воздействий, взаимосвязи различных личностных характеристик субъекта в процессах регуляции поведения» [12].

Анализ научных исследований, в которых рассматриваются проблемы стресса, демонстрирует, что интерес к изучению вопросов взаимосвязи личностных особенностей непрестанно растет. А эти особенности личности взаимосвязаны как с характером стрессовых реакций, их видом и насыщенностью, так и с формами и результативностью преодоления стресса.

Некоторые ученые считают, что ответное действие человека на «экстремальные воздействия», понимание этого «воздействия» как вредоносного, неприятного источника предопределяется не только внутренними, врожденными устройствами, но и целой системой качеств индивида, образовавшихся в ходе деятельности и развития этой личности в конкретной среде. Необходимо тщательно изучать индивидуальные, личностные особенности обучающегося, особенности его отрицательных и положительных сторон психики, характера, эмоционально-волевой сферы, а также его профессиональных удач и достижений, поведения на сцене, в результате чего, позже составляется схема, план индивидуальных занятий.

От данных личностных свойств может зависеть тип индивидуально-психологической реактивности данного человека в различных ситуациях, а также характер преобладающих поведенческих реакций и действий при обстоятельствах психологического стресса.

С целью достижения исполнительской свободы на сцене для выступающего очень важно, если педагог будет способствовать и обучать ответственному отношению к учебно-творческой исполнительской деятельности. Тем не менее, с точки зрения оценки быстрой реакции человека «в эмоционально-дезорганизующей ситуации» (то есть в условиях «острого» психологического стресса) высокое значение имеет способность этого человека реализовывать трудные, специализированные виды деятельности наперекор таким эмо-циогенным преградам.

Это обусловливается способностью личности будущего исполнителя, в данном случае, музыканта к экспансивной обособленности, ее типологическими особенностями, к сдерживанию появляющихся психологических преград, к постоянству в отношении разных ситуационных трансформаций. По сути, это уже может быть проявлением социально-психологической адаптации к эмоционально-стрессорному влиянию.

Выше было сказано о том, что от структуры и типа нервной системы зависит внутреннее эмоциональное состояние личности. Поэтому, считаем целесообразным предложить траекторию психолого-педагогического сопровождения на момент подготовки концертного исполнителя в зависимости от типа НС.

Общая программа психолого-педагогического воздействия на учащихся с сильным типом нервной системы может выглядеть примерно так:

1) вызывать активность мотивации к репетициям и выступлениям;

2) повышать чувство ответственности за каждое исполнение;

3) избегать частной положительной оценки при удачных выступлениях;

4) ставить перед исполнителем сложные, но конкретные задачи. В процессе работы над программой и проведении репетиций необходимо требовать точного выполнения поставленных задач [9, с. 75].

Программа психолого-педагогического воздействия для учащихся со слабым типом нервной системы заключается в следующем:

1) снижать чувство ответственности; концентрировать внимание учащегося и создать у него установку на оригинальность, цельность и культуру исполнения;

2) вселять ему уверенность в свои силы, повышать уровень возможностей ученика, завышая оценку его положительных свойств;

3) акцентировать внимание на малейшем успехе;

4) ставить перед учеником на занятиях и репетициях сложные, но выполнимые задачи;

5) для эффективности использования выше указанных методов и приёмов важно учитывать, помимо индивидуальных особенностей ученика, и его возраст [9, с.76].

Кроме всего прочего, в процессе обучения педагог должен воспитывать, формировать на уроках положительные черты характера учащегося и устранять при этом отрицательные; работать над формированием высокого уровня его психологической направленности и устойчивости [11].

Модернизация современного образовательного пространства акцентирует внимание на основных задачах педагога-музыканта: постоянно обновлять внутренний потенциал будущего музыканта, с помощью инновационных технологий раскрывать смысл концертного исполнительства для него самого и поддерживать развитие его личности, а также создавать условия эмоционального сценического благополучия обучающегося в период его выступления на сцене.

И тут важно не столько «диагностировать» природу сценического волнения, сколько помочь молодому исполнителю совладать с этим эмоциональным состоянием в решающий момент. Умелое и грамотное использование существующих специальных приемов аутотренинга, несомненно, даст положительный эффект во время его выступления.

Таким образом, преодоление сценического волнения, в силу сложности и неординарности этого явления, а также многочисленности его составляющих и факторов, которые влияют на психологическое состояние музыканта-исполнителя во время выступления, является комплексным процессом, включающим как внутреннюю психологическую его тренировку, так и многие аспекты организации окружающего пространства. К ощущению концертного исполнительского состояния необходимо стремиться с первых же уроков обучения, с самого начала работы над музыкальным сочинением.

Состояние концертности - это, прежде всего, душевный эмоциональный подъем, внутренняя взволнованность, ощущение праздничности предстоящего момента, радости от того, что исполнителя слушает публика.

По мнению педагога-методиста И.Н. Плотниковой «студенты, как правило, немало волнуются в классе, принося первый раз произведение на урок своему преподавателю. И класс, в каком-то смысле, становится сценой выступления, а педагог - слушателем, причем самым строгим, компетентным и всё понимающим. Волнение, которое в этот момент охватывает студента, по сути дела, имеет то же психологическое содержание, психологическую природу, что и сценическое волнение» [7, с.186].

В то же время - не «перегореть» эмоционально и психологически до времени выхода на сцену - для обучающегося очень важно. Исполнение на сцене должно сочетаться с ежедневной кропотливой работой над программой, моменты эмоционального состояния - с обязательным профессиональным и тщательным анализом собственных действий. Безусловно, «объектом внимания педагога и учащегося должен быть режим дня накануне выступления, - подчеркивает композитор С.Л. Доренский. Полезно поиграть программу в неторопливом движении, в спокойной манере, не пытаясь раньше времени стать артистом. Хорошо, если удается поспать перед концертом; это успокаивает нервную систему и избавляет голову от ненужных мыслей и забот» [10, с.73].

В самых непредсказуемых ситуациях во время концерта педагогу очень важно сохранять спокойствие, уверенность и доброжелательность, поэтому ему необходимо тщательно продумывать поведение ученика перед выступлением, так как нервозность преподавателя ему может легко передаться. Выпускать обучающихся на сцену педагог должен без подробных наставлений, спокойно. В случае их неудачного выступления, педагогу необходимо найти и сделать акцент на положительных моментах в их игре, не напоминать о неудачах, а поддержать и ободрить исполнителей. В исследованиях психологов отмечается, что для всех видов поддержки характерен психологический компонент как один из

необходимых условий эффективности психолого-педагогического сопровождения.

H.А. Римский-Корсаков часто повторял, что «эстрадное волнение тем больше, чем хуже выучено сочинение. Однако я не хочу рассматривать ситуации сценического провала, возникшие из-за банальной недоученности программы... Для начинающих музыкантов я бы хотел напомнить известное правило: на сцене случайной может оказаться неудача, но никогда случайно не возникает успех. Однако сценическое состояние исполнителя зависит не только от того, насколько надёжно и крепко выучено музыкальное произведение...» [5, с.68].

ВЫВОДЫ

На основании вышеизложенного можно сделать заключение о том, что для преодоления негативных форм сценического волнения универсальных «рецептов» не существует. Выбирая те или иные приемы психологической подготовки, необходимо учитывать индивидуальные особенности психики, сторон личности ученика, формирующие его сценическое состояние. Метод привыкания к условиям публичного выступления, выработки необходимых условий и навыков по-прежнему остается в числе наиболее актуальных.

Результаты данного исследования могут быть применены в учебном процессе при подготовке обучающихся исполнительскому искусству, а также в профессиональной деятельности практических психологов. Данное исследование не является окончательным. На наш взгляд, эта проблема актуальна и требует дальнейшего комплексного изучения.

ЛИТЕРАТУРА

I. Бостанова, С. Н. Психолого-педагогическая поддержка личности младшего школьника в контексте современного образования / С. Н. Бостанова, Ф. О. Семенова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2015. - № 10 (128). - С. 230-236.

2. Возрастная психология : хрестоматия / сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - М. : Академия, 1999. - 380 с.

3. Григорьев, В.Ю. Исполнитель и эстрада / В. Ю. Григорьев ; Магнитог. гос. консерватория. - Магнитогорск, 2006. - 153 с.

4. Климов, Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов. - Воронеж : Модэк, 1996. - 400 с.

5. Литвиненко, Ю.А. Роль публичных выступлений в процессе обучения музыке / Ю.А. Литвиненко // Педагогика искусства. - 2010. - № 1. - С. 12-18.

6. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры / Г.Г. Нейгауз. - М. : Музыка, 1988. - 240 с.

7. Петрушин, В.И. Музыкальная психология : учеб. пособие для студентов и преподавателей / В.И. Петрушин. - М. : ВЛАДОС, 1997. - 384 с.

8. Станиславский, К.С. Собрание сочинений : в 8 т. Т. 2. : Работа актёра над собой / К.С. Станиславский. - М. : Искусство, 1954. -. - 421 с.

9. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. - М., ; Л. : АПН РСФСР, 1947. - 355 с.

10. Цыпин, Г. Музыкант и его работа: проблемы психологии творчества / Г. Цыпин. - М. : Советский композитор, 1988. - 382 с.

11. Шевцова, А.Б. Основы психофизиологического воздействия музыки на человека и особенности детского музыкального восприятия / А. Б. Шевцова // Проблемы современного педагогического образования. Серия : Педагогика и психология : сборник статей. - Ялта : Типография Гума-нитарно-пед. академии, 2016. - Вып. 52 (6). - С. 352-357.

12. Щербатых, Ю.В. Психология стресса / Ю. В. Щербатых. - СПб. : Питер, 2006. - 256 с.

REFERENCES

1. Bostanova, S.N. and Semenova F.O. (2015), "Psychology and pedagogical support of the identity of the younger school student in the context of modern education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 128, No. 10, pp. 230-236.

2. Ed. Mukhina V.S. and Khvostov, A.A. (1999), Age psychology: anthology, Academy, Moscow.

3. Grigoriev, V.Yu. (2006), Performer and platform, Magnitogorsk state conservatory, Magnitogorsk.

4. Klimov, E.A. (1996), Psychology of the professional, Modek, Voronezh.

5. Litvinenko, Yu.A. (2010), "Role of public statements in the course of training in music", Art Pedagogics, No. 1, pp. 12-18.

6. Neygauz, G.G. (1988), About art of a piano game, Music, Moscow.

7. Petrushin, V.I. (1997), Musical psychology: manual for students and teachers, VLADOS, Moscow.

8. Stanislavsky, K.S. (1954), Collected works: in 8 volume, Vol. 2. Work of the actor on, Art, Moscow.

9. Teplov, B.M. (1947), Psychology of musical abilities, NPA RSFSR, Moscow-Leningrad.

10. Tsypin, G. (1988), Musician and his work: creativity psychology problems, Soviet composer, Moscow.

11. Shevtsova, A.B. (2016), "Bases of psychophysiological impact of music on the person and feature of children's musical perception", Problem of modern pedagogical education. Series: Pedagogics and psychology: collection. articles, printing house Humanitarian pedagogical academician, Yalta, Issue 52 (6), pp. 352-357.

12. Shcherbatykh, Yu.V. (2006), Stress Psychology, Peter, St. Petersburg.

Контактная информация: bostanova14@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.02.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.