УДК 78.07
Р. М. Шамаева
ФОРМИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Рассматривается проблема формирования исполнительской культуры будущего педагога-музыканта, раскрываются и обосновываются теоретические аспекты как важные условия формирования исполнительской культуры.
Ключевые слова: исполнительская культура, музыкальное образование, профессиональная подготовка студентов-музыкантов
Формирование исполнительской культуры студентов-музыкантов - одна из важнейших целей высшего музыкального образования. Подготовка высококвалифицированных специалистов, владеющих исполнительским мастерством, во многом определяет качество профессионального образования. Однако в настоящее время проблеме формирования исполнительской культуры студентов в музыкальных образовательных учреждениях, на наш взгляд, необходимо уделять больше внимания. Обостряются противоречия в рамках формирования исполнительской культуры будущих педагогов-музыкантов между существующими подходами к организации учебного процесса в сфере профессиональной подготовки и его методическим обеспечением, между исполнительскими возможностями студентов-музыкантов и процессом их реализации. В данном контексте становится актуальным выявление теоретических аспектов, раскрывающих логику формирования исполнительской культуры будущего педагога-музыканта в области профессионального образования.
Изучение источниковой базы по проблеме формирования профессиональной исполнительской культуры (в области философии, эстетики, культурологии, психологии, музыкального искусства, музыкальной педагогики) показало, что теория музыкального исполнительства - относительно новая область отечественной музыкально-педагогической науки. Основные принципы истории и теории исполнительства в России как науки и учебной дисциплины были разработаны в 30-е гг. XX столетия. Одними из основателей отечественного музыкального исполнительства как музыкально-педагогической науки являются
Б. В. Асафьев, Г. М. Коган, Б. А. Струве, которые рассматривали исполнительство в его неразрывной связи с музыкальной культурой общества, его эстетическими и художественными критериями. Так, в своем выдающемся труде «Музыкальная форма как процесс» (1-е издание 1930 г.) Б. В. Асафьев констатирует: «Исполнительская культура - дело громадной ценности» [3, с. 295]. Обосновывая значимость роли исполнительства как «проводника» между композитором и слушателями, ученый показал и возможные «ответвления» в исполнительской культуре: сотворческая композиторству (высокая) культура и механически репродуктивная; при этом высокую исполнительскую культуру характеризуют: «высокая культура слуха, чуткий интеллектуализм и непременно владение собою» [Там же, с. 297-298].
Исследователи исполнительского искусства (Б. В. Асафьев, Г. Г. Коломиец, Ю. А. Цагарелли и др.), законов его исторического развития подчеркивают широчайшие воспитательные и просветительские возможности исполнительского творчества, а музыкальное исполнительство (вокальное, инструментальное) занимает значительное место в музыкальном воспитании детей. Важными для нашего исследования стали работы, посвященные преподаванию музыки в общеобразовательной школе (Э. Б. Абдуллина, О. А. Апраксиной, Л. Г. Арчажниковой, Д. Б. Кабалевского и др.). Структура профессиональной деятельности педагога-музыканта в общеобразовательной школе включает педагогический и музыкально-исполнительский компонент, при этом исполнительство является важнейшей составляющей его педагогической культуры. Акцентируя внимание на важности владения исполни-
152
тельскими навыками как необходимым условием профессиональной подготовки педагога-музыканта, ученые подчеркивают, что в решении музыкально-воспитательных и образовательных задач исполнительская деятельность учителя должна выступать в единстве с педагогической составляющей. Таким образом, особенности музыкально-исполнительской деятельности педагога-музыканта заключаются в ее педагогической направленности, которая предполагает: ориентацию на детскую аудиторию, стремление увлечь детей музыкой на основе собственного музицирования,. вовлечение учащихся в совместную исполнительскую деятельность, пробуждение их творческих способностей, воображения, ассоциативного мышления и т. д. [1, с. 162].
Однако, чтобы увлечь детей музыкой, педагог-музыкант сам должен обладать высоким уровнем исполнительского мастерства, исполнительской культуры. Он должен уметь заинтересовать обучающихся исполнением образцов музыкальной культуры, развить интерес и любовь к музыке, сформировать у учеников музыкально-исполнительские навыки. Способностью развития интереса учащихся к исполнительскому творчеству обладает в большей степени тот педагог, который сам владеет высоким уровнем профессионального мастерства музыканта-исполнителя (имеет хорошо поставленный певческий голос, обладает техникой исполнения игры на инструменте, вооружен научно-методическими и исто-рико-педагогическими знаниями, обладает высоким уровнем исполнительской культуры). Здесь вспоминаются слова выдающегося педагога-музыканта XX в. Г. Г. Нейгауза: «...таланты создавать нельзя, но можно создавать культуру, то есть почву, на которой растут и процветают таланты» [5, с. 147].
Музыкально-исполнительская подготовка занимает значительное место и в структуре профессиональных компетенций педагога-музыканта. Это отражено в требованиях ФГОС ВПО к профессиональной подготовке специалистов: умение на высоком художественном уровне исполнять на фортепиано музыкальные произведения различных стилей и жанров, аккомпанировать, свободно читать музыкальные произведе-
ния с листа, осуществлять детальный разбор авторского текста, находить адекватные интерпре-таторские решения при исполнении музыкального произведения [8]. Однако практика показывает, что в процессе исполнительской подготовки студентов - будущих педагогов-музыкантов акцент ставится на технической стороне исполнительского процесса и совсем не рассматривается психология музыкально-исполнительской деятельности, не используется педагогический ресурс учебных дисциплин вокально-исполнительского и инструментально-исполнительского циклов в воспитании культуротворческой личности будущего педагога-музыканта, в формировании его исполнительской культуры. Одни авторы связывают это с проблемами в организации учебно-образовательных услуг музыкальных учреждений, поскольку «профессионализм многих выпускников музыкальных учебных заведений на всех уровнях системы музыкального образования оставляет желать лучшего из-за психолого-педагогических недостатков учебного процесса» [9, с. 4]. Другие подчеркивают узко-исполнительскую направленность в подготовке специалистов, недостаточное внимание к воспитанию исполнительской культуры будущего педагога-музыканта, которая «должна отражать его развитой эстетический вкус, сознательное отношение к музыкальному искусству, широту кругозора, проявляющуюся в знакомстве с лучшими произведениями мировой музыкальной культуры, готовность к музыкально-просветительской работе» [2, с. 70]. Нередко указывается на отсутствие специальной профессиональной литературы: «.в системе концертмейстерской подготовки педагога-музыканта доминирует неадекватный природе искусства "знаниевый" подход. Ученые редко обращаются к исследованию особенностей подготовки специалистов в этой сфере музыкальной деятельности, что свидетельствует о недооценке проблемы и объясняет острый дефицит теоретико-методической литературы» [4].
Одним из важных факторов формирования исполнительской культуры является педагогический репертуар. От того, насколько целенаправленно и содержательно он будет выстроен и изучен в период обучения, зависит профессиональ-
153
ный уровень подготовки выпускника. Изучение высокохудожественных образцов музыкального искусства, включающее разбор, анализ, скрупулезную отделку мельчайших компонентов нотного текста, концертное выступление, формирует исполнительскую культуру будущего педагога-музыканта, развивает его музыкально-творческие способности, влияет на развитие профессиональных качеств [10]. Однако, определяя репертуарную политику в отношении того или иного учащегося, преподаватели не всегда учитывают музыкально-исполнительские способности студентов, их индивидуальные особенности надежности в концертном выступлении. Отсюда вытекают и следующие компоненты исполнительской культуры, связанные с публичным выступлением, -внутренняя свобода и артистизм. По мнению Ю. А. Цагарелли, именно артистизм развит настолько плохо, что тормозит актуализацию не только внешне-, но и внутрисистемных функций музыкально-исполнительской деятельности [9]. Все это говорит о необходимости решения проблемы артистизма в процессе профессиональной подготовки педагогов-музыкантов на качественно ином уровне, поскольку отсутствие данного личностного качества ведет к серьезным проблемам в их дальнейшей музыкально-исполнительской деятельности. В этой связи для нас показательным является наблюдение за выступлением студентов различных факультетов вузов культуры и искусств (на совместных мероприятиях, в процессе внеучебной работы), где нередко можно заметить различную степень внутренней свободы у студентов театрального факультета и других специальностей в условиях сценического выступления. Одним из решений данной проблемы, на наш взгляд, является разработка и внедрение в учебный план профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов программ, близких по содержанию к «театральным» дисциплинам (например, «Актерское мастерство», «Стилево-пласти-ческий тренинг артиста современного театра»). Этот же вывод констатируют современные ученые: «Закономерно, что методы и принципы формирования артистизма заимствованы у театрального искусства, где проблема артистизма традиционно считается одной из важнейших» [9, с. 80].
К настоящему времени опубликован ряд исследований, посвященных различным вопросам формирования исполнительской культуры [4; 6; 7]. Анализ работ показал, что исполнительская культура является сложным, интегративным понятием, которое не имеет в научной литературе однозначного определения. Учеными выделяются два основных подхода: сущность исполнительской культуры определяется «как качественный уровень деятельности и как интегральное свойство личности» [7, с. 9].
Проведенное нами теоретическое исследование показало, что исполнительская культура будущего педагога-музыканта представляет собой профессионально значимое качество личности, характеризующееся музыкально-исполнительской направленностью (включающей факторы формирования исполнительского мастерства: любовь к музыке, престижность и потребности сценического самовыражения) и музыкально-исполнительской активностью его педагогической деятельности.
Анализ учебных планов и программ музыкальных учебных заведений, организации исполнительской практики в учебно-образовательном процессе, а также личный опыт преподавания музыкально-исполнительских дисциплин позволили выделить следующие теоретические аспекты как важные условия формирования исполнительской культуры, являющейся значимым компонентом профессионально-педагогической культуры будущего педагога-музыканта:
1) реализация учебно-педагогического процесса должна быть направлена на развитие музыкально-исполнительской активности студента;
2) необходимо постоянное повышение уровня профессиональных знаний, умений, навыков, технического мастерства как первоосновы профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта;
3) в процессе профессиональной подготовки необходимо развитие индивидуальных особенностей личности, в том числе музыкальности, как синтеза способностей, необходимых для общего компонента всех видов музыкальной деятельности;
154
4) при выборе репертуарной программы необходимо учитывать музыкально-творческий потенциал студента, как в плане ее подготовки, так и возможности ее реализации в концертном выступлении;
5) в процессе освоения педагогического репертуара необходимо расширять спектр изучения высокохудожественных образцов музыкального искусства, интерпретируя музыкальные произведения в соответствии с определенной культурной традицией;
6) нужно использовать ресурс историко-теоретических дисциплин, расширяющих культурно-исторический контекст исполняемых произведений и способствующих воспитанию высокой исполнительской культуры будущего педагога-музыканта;
7) организация и участие студентов-музыкантов в различных формах музыкально-творческой и музыкально-просветительской
деятельности в процессе аудиторной и внеаудиторной работы (мастер-класс, концерт, лекция-концерт, творческая встреча-концерт, участие в конкурсах различного уровня, в концертных мероприятиях для детей и юношества и т. п.).
В заключение отметим, что данная работа не исчерпывает, а только раскрывает определенные аспекты формирования исполнительской культуры будущего педагога-музыканта. В перспективе дальнейшей разработки: исследования по более углубленному рассмотрению освещенных в статье теоретических аспектов, изучение проблемы сотворчества преподавателя и студента как процесса взаимного культуротворческого профессионального роста, вопросы самостоятельной работы студента-музыканта в области творческой самореализации и самосовершенствования в русле повышения исполнительской культуры.
1. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. - Москва: Академия, 2004. - 336 с.
2. Арчажникова, Л. Г. Профессия - учитель музыки: кн. для учителя / Л. Г. Арчажникова. - Москва: Просвещение, 1984. - 111 с.
3. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев. - Москва; Ленинград: Музгиз, 1971. -376 с.
4. Кононенко, В. А. Искусство концертмейстера в профессиональном образовании учителя музыки: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук [Электронный ресурс] / В. А. Кононенко. - Москва, 2008. - Режим доступа: http://dissers.info/abstract_356043.html (дата обращения: 20.05.2014).
5. Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога / Г. Г. Нейгауз. - 5-е изд. - Москва: Музыка, 1988. - 240 с.
6. Нургаянова, Н. Х. Формирование вокально-исполнительской культуры будущего учителя музыки на основе татарских певческих традиций: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. Х. Нургаянова. - Казань,
2012. - 23 с.
7. Орлова, В. В. Развитие исполнительской культуры студентов-скрипачей в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. В. Орлова. - Москва, 2011. - 24 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 073000 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_11/prm14-1.pdf (дата обращения: 1.07.2014).
9. Цагарелли, Ю. А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: учеб. пособие / Ю. А. Цагарелли. - Санкт-Петербург: Композитор, Санкт-Петербург. - 2008. - 367 с.
10. Шамаева, Р. М. Креативные аспекты изучения репертуара в профессиональной подготовке педагога-музыканта / Р. М. Шамаева // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. -
2013. - № 3 (35). - С. 170-173.
Сдано 19.08.2014
155
R. M. Shamaeva
FORMATION OF THE PERFORMING CULTURE OF A FUTURE TEACHER-MUSICIAN:
THEORETICAL ASPECTS
Abstract. The article studies problem of forming performance culture of a future teacher-musician, discloses and states theoretical aspects as a important conditions for the formation ofperforming culture.
Keywords: performing culture, musical education, professional training musical students
References
1. Abdullin, E. B. Teoriya muzikalnogo obrazovaniya [Theory of music education]: textbook for students of high. ped. stud. instit. / E. B. Abdullin, E. V. Nikolaeva. - Moscow: Academiya, 2004. - 336 p.
2. Archazhnikova, L. G. Professiya - uchitel muziki [Profession - music teacher]: book for teacher / L. G. Ar-chazhnikova. - Moscow: Prosveshenie, 1984. - 111 p.
3. Asafiev, B. V. Muzikalnya forma kak process [Music form how process] / B. V. Asafiev. - Moscow; Leningrad: Muzgiz, 1971. - 376 p.
4. Kononenko, V. A. Iskusstvo koncertmeistera v professionalnom obrazovanii uchitelya muziki [Arts of accompanist in vocational education of music teacher]: autoref. dis. ... Cand. ped. sciences [electronic resource] / V. A. Kononenko. - Moscow, 2008. - URL: http://dissers.info/abstract_356043.html (date of access: 20.05.2014).
5. Neigauz, G. G. Ob iskusstve fortepiannoy igry: zapiski pedagoga [About the art of piano playing: notes of teacher] / G. G. Neigauz. - 5th ed. - Moscow: Muzika, 1988. - 240 p.
6. Nurgayanova, N. H. Formirovanie vokalno-ispolnitelskoy kultury budushego uchitelya muzyki na osnove tatar-skih pevcheskih tradiciy [Formation of the vocal performing culture of future teachers of music on the basis of the Tatar singing traditions]: autoref. dis. ... Cand. ped. sciences / N. H. Nurgayanova. - Kazan, 2012. - 23 p.
7. Orlova, V. V. Razvitie ispolnitelskoy cultury studentov-skripachey v vuze [Development of performance culture students-violinists in high school]: autoref. dis. . Cand. ped. sciences / V. V. Orlova. - Moscow, 2011. - 24 p.
8. Federalniy gosudarstvenniy obrazovatelniy standart visshego professionalnogo obrazovaniya po napravleniu podgotovki 073000 Muzykoznanie I muzykalno-prikladnoe iskusstvo [Federal state educational standard of higher education in the direction of preparation 073000 Musicology and musical arts and crafts] [Electronic resource]. - URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_11/prm14-1.pdf (date of access: 1.07.2014).
9. Cagarelli, U. A. Psihologiya muzykalno-ispolnitelskoy deyatelnosti [Psychology musical performance]: stud. textbook / U. A. Cagarelli. - Saint-Petersburg: Kompozitor-Saint-Petersburg, 2008. - 367 p.
10. Shamaeva, R. M. Creative aspects of the study of the repertoire for training teacher-musician / R. M. Shamaeva // Vestnik Chelyabinskoy gosudarstvennoy akademii kultury i iskusstv [Herald of Chelyabinsk State Akademy of Culture and Arts]. - 2013. - № 3 (35). - P. 170-173.
Received 19.08.2014
156