Научная статья на тему 'Психологические основы интерактивных технологий обучения и учения'

Психологические основы интерактивных технологий обучения и учения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1557
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психология / учение / обучение / структура интерактивности / мотивация / актуализация знаний / качество / корпоративная культура / эффективная результативность / профессиональный рост / оценка / самооценка / рефлексия / psychology / teaching / education / structure of interactivity / motivation / actualization of knowledge / quality / corporate culture / effi cient performance / professional development / evaluation / selfevaluation / refl ection

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бородина Валентина Александровна

В статье обоснована интеграция обучения и учения в использовании интерактивных технологий,рассмотрены психологические основы качества усвоения информации, аргументированы возможностиинтеграции познавательных психических явлений с учетом особенностей проявления их в работе левогои правого полушария мозга, представлены основные результаты интегративных технологий обучения иучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бородина Валентина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological basis of the interactive technologies of training and exercises

In the article integration of learning and teaching in the use of interactive technologies are justifi ed; psychological fundamentals the quality of the assimilation of information are considered; possibilities of integration of cognitive phenomena that take into account the peculiarities of manifestation in the work of the left and right hemispheres of the brain are discerned; the main results of integrative technologies for learning and teaching are presented.

Текст научной работы на тему «Психологические основы интерактивных технологий обучения и учения»

РАЗДЕЛ 2. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОГО ВУЗА

УДК 37.012:159.933

В. А. Бородина

Психологические основы интерактивных технологий обучения и учения

В статье обоснована интеграция обучения и учения в использовании интерактивных технологий, рассмотрены психологические основы качества усвоения информации, аргументированы возможности интеграции познавательных психических явлений с учетом особенностей проявления их в работе левого и правого полушария мозга, представлены основные результаты интегративных технологий обучения и учения.

Ключевые слова: психология, учение, обучение, структура интерактивности, мотивация, актуализация знаний, качество, корпоративная культура, эффективная результативность, профессиональный рост, оценка, самооценка, рефлексия

Valentina A. Borodina

Psychological basis of the interactive technologies of training and exercises

In the article integration of learning and teaching in the use of interactive technologies are justified; psychological fundamentals the quality of the assimilation of information are considered; possibilities of integration of cognitive phenomena that take into account the peculiarities of manifestation in the work of the left and right hemispheres of the brain are discerned; the main results of integrative technologies for learning and teaching are presented.

Keywords: psychology, teaching, education, structure of interactivity, motivation, actualization of knowledge, quality, corporate culture, efficient performance, professional development, evaluation, selfevaluation, reflection

Требование к интенсивности обучения и учения во многом связано со значительными объемами учебной информации. При этом нельзя забывать о качестве конечного образовательного продукта. Оно зависит и от характера учебного знания, и от способов его передачи и освоения. Все большее внимание привлекают интерактивные технологии, интегрирующие обучение и учение. Эффективность применения таких технологий определяется тем, насколько профессионально грамотно учитывается система психологических факторов. Можно утверждать, что процесс обучения и учения - это школа восприятия, внимания, памяти, мышления,

• Том 209 • Педагогика высшей школы: самостоятельная работа студентов • Studium • Выпуск 2

53

Раздел 2. Современные образовательные технологии в учебном процессе творческого вуза

воображения, эмоций и других познавательных психических явлений, включая и волевую сферу, а также опыт, мотивацию и рефлексию.

В системе образования (не только вузовского) на протяжении не одного десятка лет декларируется «научить учиться», «дать удочку, а не рыбу», а «воз и ныне там». Существуют и другие утверждения, имеющие психологические нюансы. Например, «научить нельзя, можно только научиться», что характеризует процесс учения, включенность самой личности студента. Другой призыв: «помоги мне это сделать самому» характеризует личностно-ориентированное обучение интенсивного характера. Как это сделать? С помощью многочисленных интерактивных технологий, методик, методических приемов. Они позволяют преодолеть противоречие между требованием запоминания информации и освоением инструментария приобретения знаний и его использования в учебной и будущей профессиональной деятельности, что обеспечит прогрессивное качество знаний.

В педагогике различают несколько моделей обучения:

1) пассивная - ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит);

2) активная - ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания);

3) интерактивная - inter (взаимный), act (действовать).

Интерактивные технологии обеспечивают обучение и учение, погружение в общение, коллективное, взаимодополняющее взаимодействие всех участников процесса обучающего познания. Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку совместной стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Традиционно выделяется три стороны общения:

- информативная (обмен информацией);

- интерактивная (выработка стратегии и координация совместных действий индивидов);

- перцептивная (адекватное восприятие и понимание друг друга).

Добавим еще две: мотивационную и оценочно-рефлексивную стороны общения.

Психологические основы интерактивных технологий обучения и учения проявляются в целостном многообразии психических явлений, относящихся к интеграции информации и психологии. В этой интеграции важной является категория «психическая энергия», обладающая качеством активности. Она проявляется на биопсихическом и психофизиологическом уровнях; в познавательных психических явлениях как процессе, состоянии и свойствах личности; в опыте и направленности личности. При этом важна реализация стратегии обучения и учения - от мотивации к рефлексии.

54

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

Раздел 2. Современные образовательные технологии в учебном процессе творческого вуза

Высшие психические процессы протекают в единстве противоположностей -деятельности левого и правого полушария мозга. В психологии специализация левого и правого полушарий по отношению к высшим психическим процессам представляется следующим образом:

ПОЛУШАРИЯ МОЗГА

ЛЕВОЕ ПРАВОЕ

ВОСПРИЯТИЕ

Там и тогда Здесь и теперь

Сжатие шкал во времени и пространстве Операции в реальном времени и пространстве

ВНИМАНИЕ

Центр Периферия

Концентрированное Распределенное

' ' ПАМЯТЬ '

Семантическая Эпизодическая

Классифицированная Произвольная

Произвольная Непроизвольная

ЭМОЦИИ Рефлексия | Эмпатия

Глобальная оценка значимости события

МЫШЛЕНИЕ

Дискурсивное Интуитивное

Понятийное Чувственное и образное

Формальная логика Динамическая логика

СОЗНАНИЕ

Осознавание Подсознание

Социальная значимость Личная значимость

В задачу статьи не входит детальное рассмотрение взаимодействия всех психических явлений в интеграции асимметрии мозга в контексте интерактивных технологий обучения и учения. Приведем лишь отдельные психологические закономерности, проявляющиеся в обучении и учении. Важно обозначить повышение эффективности запоминания в зависимости от активности в учебной деятельности: слушание обеспечивает 10 % запоминания; слушание и конспектирование -до 50 %; индивидуальная деятельность по подготовке учебных продуктов - до 70-80 %; интерактивная деятельность - до 100 %.

Основные закономерности эффективного запоминания учебного материала в процессе реализации интерактивных технологий:

- Информационно-психологическая триада (мотивация, объем и характер информации, время на запоминание).

• Том 209 • Педагогика высшей школы: самостоятельная работа студентов • Studium • Выпуск 2

55

Раздел 2. Современные образовательные технологии в учебном процессе творческого вуза

- Динамическое узнавание и понимание (нахождение основного смысла и перекодирование своими словами).

- Закон Дж. Миллера (Магическая семерка: 7 плюс или минус два).

- Кривая забывания Г. Эббингауза (открыта в 1885 г).

- Эффект края (Г. Эббингауз).

- Эффект Зейгарник Б. В. - эффект прерванного действия (открыт в 1927 г.).

- Эффект Фамусова - «Подписано, так с плеч долой».

- Принцип соответствия перевода слова в образ и образа в слово.

- Интегративное представление информации в разных кодах как основа прочного усвоения информации.

Динамический ансамбль запоминания информации и перевод ее в знание в интегративной деятельности различных видов памяти (кратковременной, оперативной и долговременной). Эффективность работы оперативной памяти зависит от новизны информации, поэтому необходимо соблюдать принцип соответствия тезаурусов изучаемого предметного знания и личностного знания, используя и принцип «порционности» в восприятии информации. В то же время интерактивные технологии позволяют повысить эффективность приобретения знаний, увеличить его объем в результате взаимного информирования «здесь и сейчас».

Системность мышления проявляется и формируется в интерактивных технологиях. Оно выступает и как условие качества обучения и учения и как его продукт. Основные характеристики мышления: ассоциативность, опосредованность, сравнение, сопоставление, обобщенность, образность, диалогичность, эвристичность, рефлексивность.

Психологическими скрепами интерактивных технологий является принцип единства сознания, деятельности, общения. Любая деятельность сознательна и проходит в общении непосредственно или опосредованно, общение сознательно и деятельно, а сознание деятельно и коммуникативно (оно формируется и меняется в социуме через общение с самим собой и другими). Зрительно это можно представить в виде трех пересекающихся кругов. Единая часть, образованная на пересечении кругов, демонстрирует единство этих трех сфер развития личности. При этом каждая сфера имеет одновременно самостоятельное значение. Единство сознания, деятельности и общения в обучении и учении в рамках интерактивных технологий обеспечивает личностный рост и преподавателя, и студента.

В изучении дисциплин «Библиотечное обслуживание», «Основы педагогического мастерства», «Социология и психология чтения», «Библиотечная журналистика», «Введение в читателеведение», в специализации «Психология и социология библиотечно-информационного обслуживания» используются разнообразные интерактивные технологии, методы и методические приемы. Как правило, обучение и учение выстраивается не на одной технологии, а в интеграции их в зависимости от целей и задач образовательного маршрута.

56

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

Раздел 2. Современные образовательные технологии в учебном процессе творческого вуза

Среди них активно применяются следующие: деловые игры разных типов и видов, анализ конкретных ситуаций, мозговой штурм, тренинги, круглые столы, шесть шляп мышления, ДЗХУ (должен знать, знаю, хочу узнать, узнал), ОЗОН (осознание знания о незнании), МАСТАК (метод активного социального тестирования, анализа и контроля). Отдельно выделим такое направление, как сказкодидактика (использование сказок для изучения сложных теоретических концепций). Например, использование сказки Г. Х. Андерсена «Скороходы» для изучения квалитологии и квалиметрии в библиотековедении, читателеведении, библиотечной психологии и педагогике; сказки «Гадкий утенок» для изучения теорий личности, иерархии потребностей, моделей поведения и свобод личности. При этом реализуются пять принципов обучения и учения: востребованность, включенность, воспроизводимость, вариативность, валеологичность.

Результативность интерактивности в обучении и учении:

Сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса, видоизменяя формы обучения с транслирующих на диалоговые, включая в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии.

Формирует корпоративную культуру, лидерские качества, умение аргументировано представлять результаты личного и коллективного труда.

Учит гуманному, демократичному подходу к решению поставленных задач, созданию образовательного продукта.

Обеспечивает высокое качество изучения материала в психологически комфортной, эмоционально щадящей среде.

Влияет на мотивацию и рефлексию - основные личностные качества студента для осознания учения; преподаватель в результате озвученной рефлексии получает возможность иметь представление «как слово наше отзовется» и корректировать обучение.

Способствует приобретению инструментария для самостоятельной добычи знаний для решения профессиональных задач в библиотечно-информационной сфере деятельности.

Вместо заключения...

Можно анализировать каждую интерактивную технологию, методику, отдельные методические приемы в контексте их реализации и результативности. Иногда неожиданно проявляется результат, требующий анализа и комментария. Например, если в подгруппе собираются студенты (по стилю поведения) лидеры, то, к сожалению, конечный продукт занятия может не получиться (каждый «тянет одеяло на себя»). Вывод для преподавателя: если нет возможности формировать заранее группы по психологической совместимости, то следует в конце занятия самим студентам проанализировать причины не очень успешного результата. Это даже хорошо, так как демонстрирует зависимость результативности учения от корпоративной культуры студентов. Как правило, особенно это касается студентов заоч-

• Том 209 • Педагогика высшей школы: самостоятельная работа студентов • Studium • Выпуск 2

57

Раздел 2. Современные образовательные технологии в учебном процессе творческого вуза

ной формы обучения, где группы создаются по стихийному принципу. Еще пример. Не все «новомодные» технологии эффективны. Есть среди них весьма трудоемкие, требующие значительных временных затрат. К таким отнесу «метод построения интеллектуальных карт (maind map). Это не означает, что их нельзя применять, но учитывать этот факт следует. Есть аналоги этой методике более эффективные, хотя и менее впечатляющие по визуализации.

В целом внедрение в процесс обучения и учения интерактивных технологий требует «много преподавателя» на этапе подготовки занятия и «мало» - в процессе проведения занятия. Преподаватель только направляет в нужное русло процесс занятия, добиваясь результата, помогает «сделать это самим студентам». В итоге студент «учится учиться», добывать самостоятельно знание в логике «от мотивации к рефлексии» с ориентацией на использование в профессии. Это основа и будущего профессионального самообразования.

Есть о чем подумать!

А нужны ли нам интерактивные технологии обучения и учения, если оценивание результатов обучения и учения сводится к тестированию и сдаче экзамена, проверяющих работу памяти, а не приобретение компетенций? Применение интерактивных технологий в обучении и учении вступают противоречие с конечной аттестацией студентов и по каждому предмету, и в целом в получении профессионального образования. Это утверждение требует отдельного анализа и выходит за рамки данной статьи.

Интерактивные технологии позволяют решить задачу научить студента, равно, как и преподавателя, мыслить вширь и вглубь, добиваясь результата сообразно целям образования.

58

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.