БИБЛИОСФЕРА, 2016, № 3, с. 87-93
Мастер-класс
УДК 01 ББК 78.5
DOI 10.20913/1815-3186-2016-3-87-93
МАСТЕР-КЛАСС: ОТ БИОБИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО СПИСКА К КАРТИРОВАНИЮ ЕГО СОДЕРЖАНИЯ (на примере моделирования выставки)
© В. А. Бородина, 2016
Санкт-Петербургский государственный институт культуры, г. Санкт-Петербург, Россия; e-mail: [email protected]
Рассматривается формат мастер-класса по моделированию персональной выставки и его результаты в целях освоения проблем читателеведения с использованием библиографической реконструкции и картирования знаний.
Ключевые слова: мастер-класс, стратегия, моделирование выставки, читателеведение, методика и инструментарий, методология освоения знаний.
Для цитирования: Бородина В. А. От биобиблиографического списка к картированию его содержания (на примере моделирования выставки) // Библиосфера. 2016. № 3. С. 87-93. DOI: 10.20913/1815-3186-2016-3-87-93.
Master-class: from a bibliographic lists to mapping its content (evidently for modeling an exhibition) V. A. Borodina
Saint-Petersburg State Institute of Culture, Saint Petersburg, Russia; e-mail: [email protected]
An innovative component of modern library-information education should become a trend, in which frames it is possible not only to compact and intensify the study of professional issues, but also to shape tools for future professional activities in the innovation logic of an effective character. This in turn requires integrating multiple types of work in a holistic format. A master class on modeling personal exhibitions and its results in developing problems of reading study with application of bibliographic reconstruction and knowledge mapping is chosen as one of these formats. In the master class course a complex of tasks was solved. Among them are the following: developing the strategy of exhibition modeling, its understanding according to the completeness of information and its degree of semantic coagulation as a way to learn and present information in the exhibition format; forming the communicative culture in the exhibition presentation process; improving analytical skills, creative thinking, and improvement of psychologic-pedagogical professionalism through familiarization with the personal contribution of a scientist related to readers study; the acquisition of knowledge and skills to map knowledge.
The exhibition was carried out in several stages in the logic «from simple to complex» and starts with learning the exhibition structural design options, their semantic and color solutions; exploring the scientist contribution based on the bibliographic description of publications, annotations and abstracts, later on the basis of studying publications themselves and citation. The latter allows not only to map its content in different ways, but also to build the professional communication sociometric matrix.
As a result of this master class with elements of a business game students acquire specific knowledge (in our case readers' study); a various options of a personal exhibition intelligent-information products are created; the specialist intellectual capacity grows significantly, cognitive and metacognitive skills of specialists are developed; methodological knowledge based on innovative search activities is formed. The heuristic potential of the master class lies in the fact that the tendency to internal resources of a personality determining the propensity to innovate in their professional activities is clearly expressed in the world and domestic science.
Keywords: master class, strategy, exhibitions modeling, reading science, methodology and tools, learning methodology.
Oitation: Borodina V. A. Master-class: from a bibliographic lists to mapping its content (evidently for modeling an exhibition) // Bibliosphere. 2016. № 3. P. 87-93. DOI: 10.20913/1815-3186-2016-3-87-93.
Обоснование стратегии мастер-класса
Идея разработки и проведения мастер-класса «От биобиблиографического списка к картированию его содержания» появилась в результате поиска инновационных подходов к моделированию выставки в рамках учебной деятельности
интерактивного характера. Необходимо было объединить в формате модели выставки освоение читателе-ведческого знания сквозь призму теории и методики выставочной деятельности, представления проблемного поля читателеведения. Отсутствие реальных книг, журналов, публикаций в условиях аудиторных занятий натолкнуло на мысль моделировать выставку
на основе библиографического списка публикаций конкретной персоны, то есть частично применить метод библиографической реконструкции биографии и библиографического картирования индивидуального научно-практического вклада ученого. Таким образом, был реализован системный подход, осуществлен синтез в освоении моделирования выставки и изучении стержневой проблемы для библиотечного обслуживания - читателеведческого знания на основе персонального вклада конкретного специалиста. Возникшие сложности с информационно-методическим обеспечением моделирования выставки дали возможность продемонстрировать психологические закономерности поэтапного погружения в читателеведческое знание, его проблемно-терминологическое поле, смысловое развертывание и систематизацию. От этого зависела глубина понимания проблем в процессе создания интеллектуально-информационного продукта.
Обучение моделированию выставки базировалось на изучении теоретико-методологических и технологических основ выставочной деятельности. Ставилась задача овладения методикой выставки как значимого информационного продукта и услуги, ее интеграции с предметным знанием в области читателеведения и библиотековедения. Решались локальные задачи: раскрытие вклада ученого, выявление в его публикациях проблемно-терминологического поля конкретной области знаний, но в широком профессиональном контексте. Отметим еще одну особенность: мастер-класс сочетался с элементами деловой игры. В биб-лиотечно-информационном образовании не так часто встречается интеграция мастер-класса и деловой игры. По сути своей мастер-класс имеет методологическое значение, поскольку в процессе его проведения демонстрируется путь познания, путь освоения определенного знания. В деловой игре приобретается мастерство, осваиваются стратегия и тактика дальнейшей его реализации на практике в рамках иных целей и задач и на другом материале. В нашем случае мастер-класс в формате деловой игры использован как средство для представления персонального вклада ученого, имеющего отношение к читателеведению в изучении таких библиотечных курсов, как «Библиотечно-информационное обслуживание», «Введение в чита-телеведение», «Основы педагогического мастерства», «Методика преподавания специальных дисциплин».
Одновременно с освоением технологии моделирования выставки и формированием коммуникативной культуры в процессе презентации выставки решались задачи развития аналитических умений, креативного мышления и повышения читателеведческого психолого-педагогического профессионализма через знакомство с персональным вкладом ученого. И такая стратегия оказалась весьма продуктивной, поскольку осуществлялась систематизация, структурирование, смысловое свертывание и целостное представление о вкладе персоны в науку и практику в рамках определенного научного направления. Реконструкция научной деятельности ученого с помощью изучения его
публикаций позволяет выявлять и устанавливать приоритетность в определении проблематики, ее хронологическую глубину. С нахождением новых данных хронология приоритетности проблематики может меняться. Конечно, для этого недостаточно библиографического списка публикаций ученого. Необходимо изучать сами тексты, ссылки на других авторов, обращая внимание на их характер (de visu, или «цит. по...»), сопоставлять вклад одного ученого с вкладом других ученых, в том числе на основе цитирования, выявляя возможные ошибки в хронологии приоритетов.
Содержание данного мастер-класса включает: обоснование теоретико-методологических основ изучения вклада ученых, теорию и методику разработки выставки, варианты ее презентации с учетом дифференцированного подхода в зависимости от цели и задач повышения профессионализма библиотечных специалистов, уровня их осведомленности и методической подготовленности. Моделирование выставки происходит в несколько этапов, от простого к сложному, начиная с освоения вклада ученого на основе библиографического описания публикаций, затем с учетом аннотаций и рефератов, далее - на основе изучения самих публикаций и цитирования. Последнее позволяет строить социометрические матрицы профессиональной коммуникации.
Выбор научного направления и персоны
Существующую в настоящее время ситуацию в области читателеведения в целом, библиотечного чита-телеведения, библиопсихологии и библиотечной психологии в частности, можно определить как публикационный бум, в результате которого накоплены значительные объемы информации, информационных ресурсов. При этом они плохо структурированы, слабо сопряжены друг с другом, создают определенный хаос в профессиональном сознании, деятельности и коммуникации. Можно констатировать парадоксальную ситуацию: с одной стороны, очевидна информационная избыточность публикаций по количеству локальных тем узкотематического характера, их дублирование; а с другой - имеется дефицит информации в силу малого количества обобщающих работ, к тому же не всегда доступных профессионалам. Все это определяет актуальность изучения персональных вкладов в указанные сферы научно-практической деятельности. Полагаем, что работа в таком направлении позволит выйти на более высокий уровень осмысления научно-практических достижений, с тем чтобы использовать данный капитал в науке, практике и образовании.
Выбор материала для мастер-класса по реконструкции персонального вклада в перечисленную выше научно-практическую проблематику вполне понятно пал на собственную персону автора статьи. Такой выбор был обусловлен тем, что под рукой имелся весь список публикаций, а также сами тексты научных работ и вся 45-летняя история научно-практической
и образовательной деятельности в сфере читателеве-дения и библиотековедения. Все это позволяло относительно легко и быстро провести анализ и синтез для реконструкции личной научно-практической и образовательно-педагогической деятельности. На такой основе возникало меньше проблем с интерпретацией картирования читателеведческих проблем, их визуализацией. Студентам демонстрировались некоторые образцы вариантов картирования, один из которых, составленный на основе некоторых работ В. А. Бородиной [3, 4], приведен в приложении 1 к данной статье.
Концептуальные основы проведения мастер-класса
Стратегия проведения мастер-класса для презентации вклада в сфере читателеведения, библиотечного чи-тателеведения и библиотечной психологии базируется на ряде теоретико-методологических подходов разного уровня и статуса. Среди них: некоторые принципы методов библиографической реконструкции публикаций, библиометрического и социометрического, терминологического, поаспектного, сравнительного и кластерного анализа, квалитологии и квалиметрии; понимание проблем читателеведения в контексте интегрированного типа профессии «человек - знаковые системы - человек» в соответствии с психосемио-тико-коммуникативным подходом с ориентацией на акмеологию [4]. Использованы и работы по инновационному поведению специалистов для понимания более широкого психологического контекста [6-8].
Отметим определенную сложность по сбору, подготовке и представлению информационных ресурсов в разных видах и формах. Невозможно представить все публикации на бумажном носителе. Достаточно сложно перевести их и в электронный формат, поскольку для оцифровки требуются значительные материальные и временные затраты. Выход из этого положения возможен на основе предварительного анализа и подготовки ряда ресурсов для проведения мастер-класса.
Первоосновой для библиографической реконструкции вклада персоны является список публикаций в хронологическом порядке. При этом желательно, чтобы каждая публикация содержала аннотацию, лучше реферат, а в ряде случаев - извлечения из текстов публикаций, имеющих принципиальное значение для оценки вклада в конкретное научное направление, его терминологическое наполнение. На основе полного списка можно сделать библиографический указатель, содержащий предварительный анализ, структуризацию и систематизацию. Вспомогательные указатели (предметный, именной, хронологический и другие) расширяют возможности обоснования факультативных и основных фактов научной биографии изучаемой персоны. Такой указатель позволит увидеть интерес персоны к определенным проблемам, их распространение, характер и направление научной мысли.
Стороннему исследователю достаточно сложно установить начало научно-практической деятельности
персоны. Как правило, ее определяют по первой публикации, что не соответствует действительности. Появлению первой публикации предшествует этап вхождения в научную деятельность, не подкрепляемую конкретной публикацией. Не всегда фиксируются временные рамки таких этапов:
• изучение научного вклада другими исследователями в выбранную персоной проблему;
• осмысление практики в контексте научных задач;
• экспериментальная психолого-педагогическая работа, зафиксированная в рукописной форме (например, отчеты НИР).
И лишь затем все это трансформируется в публикациях, не всегда полностью отражающих научно-практические реалии деятельности персоны (субъекта научной деятельности). В целях устранения лакун желательно иметь описание научного, научно-педагогического и жизненного пути ученого. Такая биография способна более адекватно отразить вхождение ученого в мир науки, становление и развитие его научного потенциала, результативность. Концептуальные основы библиографической реконструкции биографии и библиографического картирования исследованы в ряде работ [1-3].
Диагностика, оценка, экспертиза научной результативности является довольно сложной проблемой, основанной и на выборе критериев, и на методах оценки, относящихся к квалитологии и квалиметрии. И все же возможен набор показателей, по которым определяется вклад ученого и его сравнение с вкладом других. Среди них: введение новых терминов, интерпретация категориального и понятийного аппарата, его систематизация, освоение новых тем и проблем, обоснование и разработка новых направлений, учебных курсов в целях повышения профессионализма, степень перспективности полученных результатов для развития данного научного направления с учетом междисциплинарности.
План проведения мастер-класса
В зависимости от цели и задач мастер-класса не все пункты плана реализуются, но для реализации стратегии изучения вклада ученых их надо знать:
1. Мотивация проведения мастер-класса.
2. Обоснование выбора персоны, чей вклад в науку изучается.
3. Объяснение стратегии мастер-класса.
4. Отбор информационных ресурсов к мастер-классу.
5. Знакомство с основными методами изучения публикаций персоны.
6. Эволюция изучения научно-практической проблематики персонального вклада автора.
7. Выявление и систематизация проблемных полей в научном пространстве персонального вклада.
8. Кластеризация публикаций автора(-ов) по разным научно-практическим проблемам.
9. Хронология научных и прикладных достижений автора, в том числе вклад в категориально-понятийный аппарат научных дисциплин.
10. Картирование научно-практических достижений.
11. Составление макета выставки (концепция, выбор тем, придумывание названия выставки в целом и ее разделов, подбор эпиграфов, выбор семиотического сопровождения, аксессуаров, композиционное построение, расположение материала и др.).
12. Составление списка отобранной к выставке литературы с комментариями.
13. Презентация выставки и обсуждение.
14. Оценка, самооценка и рефлексия научно-практических достижений персонального вклада.
15. Подведение итогов и прогноз развития и практической реализации научной мысли персоны.
Методика проведения мастер-класса в формате деловой игры
Основой для мастер-класса (в формате деловой игры) по моделированию выставки являются материалы лекций на темы «Выставочная деятельность библиотек» и «Научно-практическая деятельность выбранной персоны»; библиографический список публикаций выбранного ученого (специалиста) для моделирования выставки. Список литературы составляется в хронологическом порядке. Прилагается описание методики семантического дифференциала или методики полярных профилей для оценки выставки.
Цель мастер-класса в сочетании с деловой игрой: изучение и представление персонального вклада на макете выставки на основе ее моделирования и презентации.
Методические указания по проведению деловой игры.
Участникам напоминается основное содержание темы «Выставочная деятельность библиотек: моделирование выставки». Объясняется методика проведения деловой игры, направленной на изучение вклада персоны, с помощью моделирования выставки. Создаются небольшие группы (от 5 до 7 человек), каждая получает список литературы. Вначале участники индивидуально знакомятся с содержанием списка (он в три раза превышает рекомендованное количество публикаций для модели выставки; в нашем случае надо было отобрать 30 публикаций из 90). Это был список основных публикаций В. А. Бородиной, отобранный из более 300 публикаций за период с 1973 по 2014 год. Далее участники самостоятельно выбирают по названиям публикаций проблематику; определяют тему выставки и ее разделы; подбирают к ним соответствующую литературу; выбирают формат картирования, структурирования, расположения публикаций, указывая только номера публикаций на «карте» макета. Затем в группе проводится обсуждение вариантов индивидуально проделанной работы; конструируется коллективный вариант модели вы-
ставки (формулируются названия темы и разделов, в соответствии с ними распределяется литература, оформляется схема на листе формата А4, подбираются эпиграфы, аксессуары, обосновывается инфраструктура выставки). Ранее студенты были ознакомлены с разнообразными графическими вариантами макета выставки. Образец одной из схем представлен в приложении 2.
Далее проводится презентация всех разработанных моделей выставки: выбирается представитель от группы, который проводит презентацию коллективной модели выставки, обосновывая логику моделирования «от мотивации к рефлексии». Оппоненты задают вопросы, на которые отвечает не только тот, кто представил коллективную модель выставки, но и все члены группы (группа поддержки).
По окончании всех презентаций каждый вариант модели выставки оценивается на основе ряда критериев по методике семантического дифференциала или полярных профилей. Критерии формулируются заранее и предлагаются участникам для оценки; они могут корректироваться. По результатам оценки выбирается лучший вариант модели выставки.
Дополнительно проводится рефлексия всего занятия. Вначале предлагается письменно в лаконичной форме дать оценку процессу и результату изучения темы; сформулировать мысли и чувства, возникшие по отношению к данному формату освоения профессионального знания в двух аспектах (содержательном и организационно-методическом). На основе высказанных мнений ведущий обобщает результаты, сравнивая и комментируя подходы к моделированию выставки, логику тематического структурирования вклада ученого, соответствие публикаций тематике разделов, оформление и наглядность макета выставки. Затем переходит к главному: результативности мастер-класса в когнитивном и творческом аспектах. Кроме знакомства с вкладом персоны приобретаются методологические знания о моделировании выставки и первичные умения ее разработки. Участники знакомятся с типо-видовыми, жанровыми и стилистическими особенностями публикаций автора, их структурой, определяют их статус и выявляют преобладающие виды изданий.
Результативность мастер-класса
Двумя группами было подготовлено 12 макетов выставки с различными формулировками тем и отбором литературы от 25 до 40 публикаций, разными вариантами картирования проблемы, подбором цитат, аксессуаров. Все 90 публикаций (с разной частотой использования) вошли в макеты. Доминировали темы, связанные с психологией чтения практико-ориенти-рованного характера. Детальный анализ содержания и соответствие его визуализации в представленных макетах оставляем за рамками статьи, поскольку ее объем не позволяет это сделать. Отметим лишь, что в презентации и особенно в процессе обсуждения
обосновывались и уточнялись мотивация выбора темы, стратегия моделирования; принципы отбора и включения конкретных публикаций, другие значимые аспекты освоения вклада персоны, что существенно обогатило читателеведческое знание студентов, внесло определенные коррективы в осознание важности терминологического понимания проблем, их иерархии; кроме того, студенты получили более четкое представление о вкладе персоны в теорию и практику читателеведения и библиотечной психологии.
В ходе занятия проявляется и формируется корпоративная культура, речевая деятельность (все ее виды: чтение, письмо, говорение, слушание). Такой мастер-класс способствует развитию мышления, многих его операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.), видов (словесно-логического, наглядно-образного); совершенствует другие психические процессы (восприятие, внимание, память, воображение); развивает способности смыслового свертывания и смыслового развертывания; формирует терминологическую культуру, обогащает языковую культуру; совершенствует навыки профессионального чтения; систематизирует знания о выставочной деятельности и формирует умения моделировать выставку; развивает когнитивные и метакогнитивные способности; формирует методологическое знание. И, конечно, приобретается знание о результатах деятельности конкретного ученого (специалиста).
В зависимости от возможностей и условий, бюджета времени, форм представления публикаций (только библиографическое описание публикаций или наличие аннотаций и рефератов, фрагменты из текстов публикаций, в том числе термины и их определения; полнотекстовые публикации, рецензии на них, юбилейные и мемуарные материалы и др.) меняется стратегия и тактика проведения мастер-класса, предполагающая поэтапное погружение в научно-практический вклад ученого, его отображение на макете выставки. При этом все перечисленные выше информационные ресурсы о вкладе той или иной персоны могут быть и на бумажных носителях, и в электронном виде, что предполагает работу в электронной среде.
Знакомство с мастер-классом по освоению вклада отдельных ученых содержит эвристический потенциал. Наряду с моделированием выставки могут использоваться и другие виды профессионального анализа и синтеза (например, составление профессиональных социометрических матриц, контент-анализ). Нельзя не отметить, что проведение такого мастер-класса является не только интерактивной технологией учения, но и методикой научно-исследовательской работы, в ходе которой осваивается научное знание и приумножается, приобретается методологический инструментарий изучения научных проблем.
Подобная деятельность на основе корпоративных проектов будет способствовать снижению публикационного хаоса, устранению дублирования, выявлению приоритетов, снижению профессиональной неосведомленности специалистов в той или иной об-
ласти читателеведения; адекватности цитирования, направленного на устранение ложных приоритетов, искажения репутационного статуса и имиджа персоны; изучению параллельного развития проблемы в разных научных дисциплинах в отечественной и зарубежной науке; и в целом будет способствовать объективности научных достижений. Конечно, от профессионального сообщества потребуется немало интеллектуальных усилий, временных и финансовых затрат, весьма кропотливой работы, но к этому мы все равно придем. Меняется парадигма: ЮНЕСКО обозначила переход от информационного общества к обществу знаний. Если мы хотим продуктивно работать и в перспективе, то должны переходить в биб-лиотечно-информационной сфере деятельности от информации к знаниям и далее - к методологии приобретения знаний. Один из вариантов практической реализации методологии приобретения знаний был продемонстрирован данным мастер-классом.
Список источников
1. Бахтина Е. В. Библиотековед, педагог и общественный деятель В. Ф. Сахаров (1901-1986): реконструкция научной биографии : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2014. 22 с.
2. Бекжанова Н. В. Метод библиографической реконструкции библиографии и его использование для спра-вочно-библиографического обслуживания // Библио-сфера. 2006. № 3. С. 5-11.
3. Бородина В. А., Бородин С. М. Опыт алгоритмизации и структурирования в чтении // Человек Читающий: Homo legens-4. Москва, 2011. С. 105-122.
4. Бородина В. А. Теория и технология читательского развития в отечественном библиотековедении. Москва : Шк. б-ка, 2006. Ч. 1. 336 с. ; Ч. 2. 204 с.
5. Крымска А. С. Атлас знаний. Биобиблиография в технологиях управления знаниями // Библиотечное дело. 2004. № 4. С. 16-19.
6. Vinarski-Peretz H., Binyamin G., Carmeli A. Subjective relational experiences and employee innovative behaviors in the workplace // Journal of Vocational Behavior. 2011. Vol. 78. P. 290-304.
7. Yuan F., Woodman R.W. Innovative behavior in the workplace: the role of performance and image outcome expectations // Academy of Management Journal. 2010. Vol. 53, № 2. Р. 323-342.
8. Zhou J. When the presence of creative coworkers is related to creativity: role of supervisor close monitoring, developmental feedback, and creative personality // Journal of Applied Psychology. 2003. Vol. 88, № 3. P." 413-422.
References
1. Bakhtina Ye. V. Bibliotekoved, pedagog i obshchestvennyi deyatel' V. F. Sakharov (1901-1986): rekonstruktsiya nau-chnoi biografii [Library researcher, educator and social activist V. F. Saharov (1901-1986): reconstruction of scientific biography]. Dis. ... kand. ped. nauk. Saint Petersburg, 2014. 260 p. (In Russ.).
2. Bekzhanova N. V. The method of bibliographic reconstruction of bibliography and tis appying in reference-bibliographic service. Bibliosfera, 2006, 3, 5-11. (In Russ.).
3. Borodina V. A., Borodin S. M. The experience of algorithmi-zation and structuring in reading. Chelovek Chitajushhij: Homo legens-4. Moscow, LENAND, 2011, 105-122. (In Russ.).
4. Borodina V. A. Teoriya i tehnologiya chitatel'skogo razvi-tiya v otechestvennom bibliotekovedenii [Theory and technology of reading development in domestic library science]. Moscow, 2006. Pt. 1. 336 p. ; Pt. 2. 204 p. (In Russ.).
5. Krymskaya A. S. Knowledge atlas. Biobibliography in technologies of knowledge management. Bibliotechnoe delo, 2004, 4, 16-19. (In Russ.).
6. Vinarski-Peretz H., Binyamin G., Carmeli A. Subjective relational experiences and employee innovative behaviors
in the workplace. Journal of Vocational Behavior, 2011, 78, 290-304.
Yuan F., Woodman R. W. Innovative behavior in the workplace: the role of performance and image outcome expectations. Academy of Management Journal, 2010, 53, 2, 323-342. Zhou J. When the presence of creative coworkers is related to creativity: role of supervisor close monitoring, developmental feedback, and creative personality. Journal of Applied Psychology, 2003, 88, 3, 413-422.
Карта видов и типов чтения
A chart of reading kings and types
Приложение 1
Supplement 1
значимости
убедительности
доступности
аксиологичности
востребованности
очень медленная медленная средняя выше средней средне быстрая быстрая очень быстрая
ТИПЫ ЧТЕНИЯ низкопродуктивное
нерациональное стандартно-типичное
поверхностное высокопродуктивное
очень плохое плохое удовлетворительное хорошее очень хорошее отличное
проблемности
образности
эмоциональности
эстетичности
художественности
7
Схема выставки
The exhibition scheme
Название темы выставки
Названия разделов
□ □□□ □ □ г-, □
1-1 □ О
Примечание. Отдельно прилагается список публикаций. На схеме публикации указываются номерами из списка.
Приложение 2
Supplement 2
Цитата, афоризм, рисунок
□
□
□
□
□
Цитата, афоризм, рисунок
Материал поступил в редакцию 29.12.2015 г.
Сведения об авторе: Бородина Валентина Александровна - доктор педагогических наук, профессор кафедры библиотековедения и теории чтения
2
3