Психологические методы в управлении нейрогуморальными процессами
Сергеева Светлана Витальевна,
бакалавр психологии, НГУ E-mail: [email protected]
Процессы физиологической, психологической и социальной адаптации человека к условиям внешней среды реализуются посредством разного рода механизмов как в рамках отдельных функциональных систем, так и путем их взаимодействия. Все чаще в научном массиве высказываются мысли о том, что управление психоэнергетическим потенциалом не только возможно, но и необходимо. В данной связи многие исследователи пытаются выработать оптимальные методологии и психотехники, направленные на саморегуляцию функциональных состояний человека. В статье рассмотрены традиционные и инновационные психологические методы в управлении ней-рогуморальными процессами. Важно отметить, что эффект от психологических методов воздействия на нейрогумораль-ные процессы зависит от индивидуальных личностных психоэмоциональных и медицинских характеристик. Следует также сказать, что основная доля исследований по теме управления нейрогуморальными реакциями организма приходится на разработки, посвященные проявлениям и последствиям стресса.
Ключевые слова: нейрогуморальная регуляция, психология, психосоматика, психокоррекция, эндокринная система, стресс.
<п
I_
CJ
см со
Проблемы, связанные с устойчивостью организма человека к негативному воздействию окружающей среды и повышением его резистентности посредством использования эндогенных резервов, являются весьма актуальными и разрабатываются в рамках медицины, биологии, психологии, социологии и иных наук.
Процессы физиологической, психологической и социальной адаптации человека к условиям внешней среды реализуются посредством разного рода механизмов как в рамках отдельных функциональных систем, так и в рамках их взаимодействия [6]. Тот факт, что большинство «рабочих аппаратов» человеческого тела управляется нервной системой, уже давно известен медицинской науке. Важнейшую роль при этом играют нейрогуморальные реакции. Сущность механизма ней-рогуморальной регуляции можно описать в общем виде следующим образом: нервная система передает сигналы о воздействии извне в виде нервных импульсов, а эндокринная система реагирует на это высвобождением гормональных веществ, которые переносятся кровью к органам. Процессы нейроэндокринной регуляции и гуморального контроля, развертывающиеся в сфере ней-роиммуноэндокринной регуляции, вовлекают множество гомеостатических механизмов [19, с. 228].
Все чаще в научном массиве высказываются мысли о том, что управление психоэнергетическим потенциалом не только возможно, но и необходимо [2, с. 73]. В данной связи многие исследователи пытаются выработать оптимальные методологии и психотехники, направленные на саморегуляцию функциональных состояний человека [3].
Психологические методы в управлении нейрогумо-ральными процессами рассматриваются, в частности, в контексте когнитивной науки. В рамках данного междисциплинарного вектора научных исследований применяются разнообразные нейрофизиологические методы, включая методы нейрогуморальных исследований [8]. В последнее время методологии регулирования нейро-гуморальных процессов дополняются и совершенствуются за счет цифровых технологий - устройств биологической обратной связи, компьютерного моделирования, нейросетей.
Существенный вклад в развитие рассматриваемой нами теоретической и прикладной области исследований внесли представители психосоматического и психоаналитического подходов. Исследователи доказали, что внутрипсихические конфликты способны трансформироваться в соматический эквивалент. Верно и обратное: отклонение физиологического (медико-патологического) характера может быть нейтрализовано за счет психических усилий [17, с. 7]. По мнению М.Ю. Фоменко и Н.П. Фоменко, утверждения классиков психиатрии и психологии З. Фрейда, К.Г. Юнга и Г. Грод-дека о том, что соматическая симптоматика может быть проявлением психоэмоционального состояния личности, не только не утратили своей релевантности, но и получили подтверждение благодаря методам компьютерного картирования мозга, интеллектуальным диагностическим технологиям и разного рода экспериментальным исследованиям [17, с. 7].
Изучение психокоррекционных техник регуляции нейрогуморальных механизмов зачастую осуществля-
ется в контексте рассмотрения проявлений стресса [11, с. 23]. Действительно, взаимосвязь между психикой и физиологией нагляднее всего иллюстрируется именно стрессовым воздействием. Как указывал автор «теории стресса» Г. Селье, «организм реагирует на стрессы физиологически обусловленными защитными механизмами, выделяя такое понятие как болезни адаптации» [цит. по 17, с. 11]. Группу риска составляют люди, профессиональная деятельность которых связана с постоянным риском (правоохранители, спасатели и проч.), а также люди с исходно высокой степенью готовности к риску [4, с. 109]. Как показывает наблюдение за медицинской практикой, среди таких лиц можно отметить наличие психосоматических последствий, обусловленных систематическими выбросами стресс-гормонов.
Таким образом, психологические состояния могут оказать влияние на нейрогуморальные процессы в организме человека, а нейрогуморальные состояния во многом детерминируют психоэмоциональный статус. Важно понимать, что психологические методы не могут непосредственно контролировать биохимические процессы, но они могут влиять на активность нервной системы и, следовательно, некоторые аспекты (время, регулярность, интенсивность, продолжительность) протекания нейрогуморальных реакций. Среди наиболее распространенных традиционных психологических методов, которые могут воздействовать на нейрогуморальные процессы, можно отметить следующие:
(1) релаксация и медитация: глубокая релаксация и медитативные практики могут снижать активность симпатической нервной системы и повышать активность парасимпатической нервной системы. Релаксационные мероприятия и медитации способны снижать уровень гормонов стресса (адреналин, кортизол) и способствовать более стабильному протеканию нейрогуморальных реакций [7; 9; 11; 12].
(2) дыхательные практики: глубокое и/или подчиненное определенному ритму дыхание может оказывать воздействие на нервную систему, выступая основным средством перехода из активного режима в режим релаксации, что, как описано выше, снижает объемы и скорость генерации некоторых гормонов и улучшает общее состояние организма [13; 14; 18].
Н.М. Богатов с соавт. говорит о том, что психотехники достаточно сильно влияют на ритмы головного мозга, а воздействие сознания субъекта на физиологию настолько велико, что можно говорить об «энергоинформационном обмене в организме» [2]. При этом исследователи отмечают, что существенным ограничением большинства психологических методов нейрогумораль-ной коррекции ограничены тем, что субъект воздействия должен обладать развитым сознанием и волевой сферой, поэтому на детях их применение не так эффективно, как на подростках и взрослых людях.
В основе техники, представленной Н.М. Богатовым с соавт., находятся дыхательные упражнения, а целью -сокращение уровня стресса, снижение тревожности, увеличение уровня познавательных способностей, концентрация внимания. Длительность сеансов саморегуляции в эксперименте составила 20-30 мин; применялись психотехники «Абдоминальное дыхание», «Концентрация на второй чакре», «Кокон», «Дыхание в мозг», «Великая очищающая мантра», «Дыхание с помощью программного приложения Every Day».
Как показало сопоставление результатов диагностики, проведенной перед тренингами и после них (анализ вариабельности сердечного ритма, проводимый на аппаратно-программном комплексе SilverStep Pulse), дыхательные практики позволяют существенно увели-
чить бета-активность мозга, повысить умственную производительность; большинство испытуемых, кроме того, продемонстрировало повышение скорости усвоения и обработки новой информации. Помимо бета-волн, возросла и гамма-активность мозга, которая характеризует способность к концентрации и решению задач, требующих максимального сосредоточения; гамма-волны, кроме того, знаменуют собой переход информации из кратковременной в долговременную память [2].
(3) современные когнитивисты также говорят о поведенческих и ментальных стратегиях («позитивное мышление» и проч.): позитивные мысли, аффирмации и практики гармонизации когнитивных паттернов и паттернов поведения способны воздействовать на эмоциональное состояние человека, что, в свою очередь, стимулирует нейрогуморальные механизмы, ответственные за выделение веществ, связанных с положительными эмоциями.
(4) рефлексия и применение инструментария биологической обратной связи: специальные устройства, приложения и датчики позволяют человеку относительно точно производить измерения некоторых физиологических показателей (сердечный ритм, электроэнцефалограмма и др.) [7; 13; 19]. Своевременная и регулярная диагностика косвенно относится к психологическим методам управления нейрогуморальными процессами, но, при этом, устройства БОС помогают человеку привыкнуть к рефлексивному, вдумчивому отношению к своему телу и постоянному анализу самочувствия.
(5) социальные методики: поддержка, оказываемая со стороны других людей, может снижать уровень стресса и оказывать позитивное воздействие на протекание нейрогуморальных процессов;
(6) такие творческие методы, как арт-терапия и музыкотерапия воздействуют на протекание некоторых нейрогуморальных процессов посредством стимуляции определенных сегментов головного мозга. Особый интерес в данном контексте представляет исследование И.Н. Симаковой («Восприятие музыки российскими женщинами в разных нейрогуморальных состояниях»). По мнению специалиста, прослушивание музыкальных произведений в нестабильном нейрогуморальном состоянии способно снизить реакцию активации гормонального анти-стресс механизма. И.Н. Симаковой удалось доказать, что слушание музыкальных фрагментов, имеющих разную этническую принадлежность и разные темпорально-ритмические характеристики, снижает психоэмоциональное напряжение слушателя (у женщин особенно отчетливо это можно наблюдать на предовуля-торной фазе менструального цикла) При низком уровне прогестерона музыкотерапия приводит к непроизвольной нейрональной релаксации и снижению психоэмоционального напряжения [15].
Как пишут Р.Э. Лильеберг и В.И. Бондаренко, меры по управлению нейрогуморальными процессами должны быть направлены на борьбу и профилактику состояний декомпенсации смешанного психо-соматического гене-за; такие меры должны носить комплексный характер -психо-корректирующий, психотерапевтический и, при необходимости - физиотерапевтический характер - для организации эффективной совместной деятельности систем единого анти-стрессового ответа организма [9, с. 345].
Таковы, собственно, традиционные методы в управлении нейрогуморальными процессами. В современных исследованиях можно обнаружить множество других -менее популярных, но не менее эффективных - методов и техник, призванных регулировать нейрогуморальные процессы. Рассмотрим их подробнее.
сз о
сг
=Е
0
1
-1 У
"О
=Е СГ
Cl I_
u
CM
со
Как отмечено выше, основная доля исследований по теме управления нейрогуморальными реакциями организма приходится на разработки, посвященные проявлениям и последствиям стресса. Е.В. Барсукова, в частности, говорит о том, что разрывы в рефлекторных дугах обратной связи, гиперсинтез и «забросы» гуморальных концентраций кортизола и катехоламинов в органы и ткани-мишени проявляются в виде ряда внешних признаков - учащении пульса, дыхания, пересыхании губ и языка, нарушению координации [1, с. 250]. Данные процессы следует рассматривать, по мнению автора, с точки зрения психоэмоционального статуса личности, ведь способность его контролировать в конечном итоге определит, будут ли запущены нежелательные нейрогу-моральные механизмы.
Анализируя образ жизни жителей мегаполисов, подверженных ежедневному стрессу различной этиологии, Е.В. Барсукова говорит о том, что большинство горожан не умеют адекватно распределять психологические ресурсы таким образом, чтобы не допускать стресса. Нейрогуморальная система работает в таком режиме, при котором организм может справиться с опасностью. Систематические срабатывания стресс-системы приводят к неврологическим и соматическим расстройствам, снижению иммунного статуса, физиологического тонуса, астении и гиперсомнии. Житель мегаполиса, как правило, испытывает на себе кумулятивные эффекты накопления патологических отклонений и расстройств, трудно поддающихся диагностике и курации [1, с. 249]. Полностью преодолеть «городской стресс» едва ли возможно и в ряде случаев требуется переезд пациента за пределы урбанизированного пространства. Этот радикальный, но действенный путь, безусловно, не популярен среди российского населения.
Еще одним методом регуляции нейрогуморальной системы автор считает мезодиэнцефальную модуляцию. Как известно, центры управления стресс-реализующей и стресс-лимитирующей системам локализованы в конкретных функциональных структурах головного мозга человека, на которые, собственно, и направлено физиотерапевтическое воздействие. По нашему мнению, данный метод может быть особенно эффективным при одновременном использовании с иными - психологическими - методами рефлексии, саморегуляции и самоконтроля.
В отечественной психотерапевтической практике известен, помимо прочих, метод аудиовизуальной стимуляции. В методике, предложенной М.С. Головиным и Р.И. Айзманом, к примеру, предлагается проведение курса тренингов (20-22 сеанса, проводимые каждые два дня посредством портативного аудиовизуального стимулятора «NOVO PRO»). Исследователи выполнили две сессии эксперимента. Во-первых, в целях поддержания работоспособности, был проведен сеанс, при котором частота воздействия составляла 7-20 Гц, что, согласно гипотезе, должно активизировать мозговую активность и стимулировать гормоны, отвечающие за поддержание высокой работоспособности. Во-вторых, в серии тренингов «глубокое расслабление» с преобладающей частотой 4-12 Гц исследователям удалось «затормозить» нейронные процессы и снизить мозговую активность и, соответственно, нейтрализовать механизмы, запускающие выброс гормонов. По результатам эксперимента было доказано, что подобные тренинги снижали влияние симпатической регуляции и ослабляли влияние высших уровней управления сердечным ритмом. Специалистам, кроме того, удалось усилить автономный контур регуляции [5, с. 121].
В последующем методология была дополнена дыхательными упражнениями, благодаря которым было
зафиксировано снижение уровня суммарных нейрогу-моральных влияний на сердечный ритм. За счет импле-ментации данной методики удалось добиться более низких показателей личностной и реактивной тревожности, улучшить память и снизить время переключения внимания [5, с. 122].
С.А. Сухих с соавт. предлагают управлять нейрогуморальными процессами посредством методики (психотехники) с применением артефакта. Данная психотехника подразумевает использование объектов естественного или искусственного происхождения, называемых артефактами, выполняющих функцию опорного знака, организующего и оптимизирующего функциональные и психоэмоциональные состояния человека [16, с. 2]. Артефакты, по указанию авторов, «способствуют лучшей концентрации внимания испытуемых на биологически активных центрах, что обуславливает более выраженное изменение параметров функционального состояния человека» [16, с. 4].
В заключение следует отметить, что психологические методы в управлении нейрогуморальными процессами обладают существенным преимуществом и одновременно - ограничением. Как известно, функционирование человека обеспечивается тремя уровнями регуляции: гуморальной, нервной и психической. Дело в том, что в иерархической системе саморегуляции психического состояния ведущую роль играет психологический уровень. Следовательно, регуляция компонентов психологического уровня почти всегда ведет к положительным изменениям компонентов более низких уровней - психофизиологического и физиологического (пульс, артериальное давление, гормональный состав крови и др.). Если же регулирующие воздействия направлены на оптимизацию исключительно психофизиологических и физиологических компонентов, то улучшение выраженности психологических компонентов может оказаться едва ли ощутимым. Ликвидировать нежелательное нейрогуморальное состояние нельзя только с помощью дыхательных упражнений или медитаций. Согласимся с А.Е. Ловятиной: механические психотехники «позволят нормализовать ритм дыхания и пульс, возможно, на какое-то время отвлекут от проблем, но все же не окажут существенного влияния на отношение человека к причинам стресса, на переживания, связанные со стрессовой ситуацией, и т.п.» [10].
Важно отметить, что эффект от психологических методов на нейрогуморальные процессы зависит от индивидуальных личностных психоэмоциональных и медицинских характеристик и параметров человека. Лица, изначально склонные к мнительности, пессимизму, будут демонстрировать гораздо большую взаимосвязь между психоэмоциональным и нейрогуморальным. Взаимодействие психики и соматики у таких пациентов будет наиболее отчетливым, и именно с ними, можно предположить, будет наиболее эффективна работа по психокоррекции. Современной российской науке известно немало примеров, когда симптомы психосоматических расстройств сердечно-сосудистой системы, гипертонии, гастроэнтерологических расстройств и проч. исчезали после прохождения пациентом сеансов с психотерапевтом или психологом. Более того, высказываются предположения о том, что нейрогуморальная связь во многом приводит к развитию онкологических заболеваний в когортах пациентов с низким уровнем детерминации к выздоровлению.
Литература
1. Барсукова, Е. В. «Городской стресс» как психопатологический и патофизиологический феномен жиз-
недеятельности обитателей больших городских поселений и метод мезодиэнцефальной модуляции в лечении и коррекции состояний стрессовой и постстрессовой декомпенсации / Е.В. Барсукова// АНИ: педагогика и психология. - 2018. - № 1 (22). -С. 247-251.
2. Богатов, Н.М. Влияние психотехник на познавательные способности студентов / Н.М. Богатов, А.Н. Бо-гатова, Н.М. Ерохин, А.А. Носаль, С.А. Сухих, М.О. Херсонец // Современные проблемы физики, биофизики и инфокоммуникационных технологий. -2020. - № 9. - С. 72-81.
3. Богатов, Н.М. Исследование процессов саморегуляции организма тепловизионным методом / Н.М. Богатов, А.Н. Богатова, С.А. Сухих // Нейроинформа-тика, её приложения и анализ данных: Материалы XXIV Всероссийского семинара, 30 сентября -2 октября 2016 г. Красноярск. Красноярск: Институт вычислительного моделирования СО Ран, 2016. С. 9-12.
4. Власенко, Р.Я. Системный анализ взаимосвязи личностной диспозиции - готовность к риску и кардиорит-ма у профессиональных спортсменов / Р.Я. Власенко // Вестник НовГУ. - 2016. - № 1 (92). - С. 109-112.
5. Головин, М.С. Повышение психо-функциональных резервов организма студентов под влиянием аудиовизуальной стимуляции / М.С. Головин, Р.И. Айз-ман // Вестник НГПУ. - 2014. - № 5 (21). - С. 119126.
6. Данилова, H.H. Физиология высшей нервной деятельности / H.H. Данилова, А.Л. Крылова. - Ростов н/Д: «Феникс», 2005. - 478 с.
7. Иорданская, Ф.А. Мониторинг здоровья и функциональная подготовленность высококвалифицированных спортсменов в процессе учебно-тренировочной работы и соревновательной деятельности / Ф.А. Иорданская, М.С. Юдинцева. - М.: Советский спорт, 2006. - 184 с.
8. Когнитивная психология // Большая российская энциклопедия. - 2023 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bigenc.ru/c/kognitivnaia-psikhologiia-e81 ba8. - Дата доступа: 14.08.2023.
9. Лильеберг, Р.Э. Психологические маркеры дисбаланса анаболических и катаболических факторов поддержания гомеостаза при пролонгированном стрессе / Р.Э. Лильеберг, Б.И. Бондаренко // АНИ: педагогика и психология. - 2020. - № 2 (31). -С. 343-347.
10. Ловягина, А.Е. Теория и методы психической саморегуляции / А.Е. Ловягина. - СПб.: Скифияпринт, 2020. - 144 с.
11. Мельникова, М.Л. Психология стресса: теория и практика [Электронный ресурс]: учебнометодиче-ское пособие / М.Л. Мельникова; Урал. гос. пед. ун-т; науч. ред. Л.А. Максимова. - Екатеринбург, 2018. -112 с.
12. Похачевский, А.Л. Влияние психоэмоционального состояния и нейрогуморальной регуляции на переносимость физической нагрузки / А.Л. Похачевский, Д.А. Донсков, Н.В. Анкудинов, С.П. Бодько, В.К. Сейсебаев // Ученые записки университета Лесгафта. - 2018. - № 8 (162). - С. 250-254.
13. Похачевский, А.Л. Нейрогуморальная регуляция специальной работоспособности / А.Л. Похачевский, С.М. Смолев, Е.Л. Комиссаров. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. -№ 2(120). - С. 126-130
14. Роженцов, В.В. Использование психофизиологических методов в профессиональной подготовке
педагогов по физической культуре / В.В. Рожен-цов, М.М. Полевщиков, Н.П. Шабрукова // Медико-фармацевтический журнал «Пульс». - 2007. - № 9 (2). - С. 168-169.
15. Симакова, И.Н. Восприятие музыки российскими женщинами в разных нейрогуморальных состояниях / И.Н. Симакова // МНИЖ. - 2015. - № 5-1 (36). -С. 56-59.
16. Сухих, С.А. Эффективность использования артефакта в саморегуляции функциональных и психоэмоциональных состояний человека / С.А. Сухих, Н.М. Богатов, А.Н. Богатова, А.Н. Кимберг // Психология психических состояний. - 2019. - Вып.13. -С. 282-286.
17. Фоменко, М.Ю. Психосоматический подход в соматической клинике: перспективы и трудности / М.Ю. Фоменко, Н.П. Фоменко // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. -2014. - № 4 (7). - С. 6-13.
18. Хайбуллина, А.З. Состояние нейрогуморальной регуляции у работников нервно-напряженного труда / А.З. Хайбуллина // Мед. труда и пром. экол. - 2005. -№ 5. - С. 8-13.
19. Хорева, С.А. Нейрогуморальная регуляция процессов адаптации организма к воздействию факторов среды обитания / С.А. Хорева, Е.И. Джураева, М.Г. Лукьянова // Наука - образованию, производству, экономике: материалы 16-й Международной научно-технической конференции. - Минск: БНТУ, 2018. - Т. 3. - С. 228.
PSYCHOLOGICAL METHODS IN CONTROL OF NEUROHUMORAL PROCESSES
Sergeeva S.V.
NSU
The processes of physiological, psychological and social adaptation of a person to environmental conditions are realized through various kinds of mechanisms both within the framework of individual functional systems and within the framework of their interaction. Increasingly, in the scientific array, thoughts are being expressed that the management of psychoenergetic potential is not only possible, but also necessary. In this regard, many researchers are trying to develop optimal methodologies and psychotechnics aimed at self-regulation of a person's functional states. The article considers traditional and innovative psychological methods in the management of neurohumoral processes. It is important to note that the effect of psychological methods of influencing neurohumoral processes depends on individual personal psycho-emotional and medical characteristics and parameters of a person. It should also be said that the main share of research on the topic of controlling the body's neurohumoral reactions falls on developments devoted to the manifestations and consequences of stress.
Keywords: neurohumoral regulation, psychology, psychosomatics, psychocorrection, endocrine system, stress.
References
1. Barsukova, E. V. "Urban stress" as a psychopathological and pathophysiological phenomenon of the life of the inhabitants of large urban settlements and the method of mesodiencephalic modulation in the treatment and correction of stress and poststress decompensation / E.V. Barsukova // API: Pedagogy and Psychology. - 2018. - No. 1 (22). - S. 247-251.
2. Bogatov, N.M. Influence of psychotechnics on the cognitive abilities of students / N.M. Bogatov, A.N. Bogatova, N.M. Erokhin, A.A. Nosal, S.A. Sukhikh, M.O. Khersonets // Modern problems of physics, biophysics and infocommunication technologies. -2020. - No. 9. - S. 72-81.
3. Bogatov, N.M. Study of the processes of self-regulation of the body by thermal imaging / N.M. Bogatov, A.N. Bogatova, S.A. Sukhikh // Neuroinformatics, its applications and data analysis: Proceedings of the XXIV All-Russian Seminar, Septem-
C3
о
er
IE
0
1
-1 У
-о
IE U~
D.A. Donskov, N.V. Ankudinov, S.P. Bodko, V.K. Seisebaev // Scientific notes of the University of Lesgaft. - 2018. - No. 8 (162). - S. 250-254.
13. Pokhachevsky, A.L. Neurohumoral regulation of special performance / A.L. Pokhachevsky, S.M. Smolev, E.L. Komissarov. // Scientific notes of the University. P.F. Lesgaft. - 2015. - No. 2 (120). - P. 126-130
14. Rozhentsov, V.V., Polevshchikov, M.M., Shabrukova, N.P. The use of psychophysiological methods in the professional training of teachers in physical culture // Medical-pharmaceutical journal "Pulse". - 2007. - No. 9 (2). - S. 168-169.
15. Simakova, I.N. Perception of music by Russian women in different neurohumoral states / I.N. Simakova // MNIZH. - 2015. -No. 5-1 (36). - S. 56-59.
16. Sukhikh, S.A. Efficiency of using an artifact in self-regulation of functional and psycho-emotional states of a person / S.A. Sukhikh, N.M. Bogatov, A.N. Bogatova, A.N. Kimberg // Psychology of mental states. - 2019. - Issue 13. - S. 282-286.
17. Fomenko, M. Yu. Psychosomatic approach in the somatic clinic: prospects and difficulties / M. Yu. Fomenko, N.P. Fomenko // Personality in a changing world: health, adaptation, development. - 2014. - No. 4 (7). - P. 6-13.
18. Khaibullina, A.Z. The state of neurohumoral regulation in nervously stressed workers / A.Z. Khaibullina // Med. labor and industrial ecol. - 2005. - No. 5. - P. 8-13.
19. Khoreva, S.A. Neurohumoral regulation of the processes of adaptation of the body to the effects of environmental factors / S.A. Khoreva, E.I. Dzhuraeva, M.G. Lukyanova // Science -education, production, economics: materials of the 16th International scientific and technical conference. - Minsk: BNTU, 2018. - T. 3. - P. 228.
ci
U
CO
OJ
CM
CO
z
16
ber 30 - October 2, 2016 Krasnoyarsk. Krasnoyarsk: Institute of Computational Modeling SO RAS, 2016. P. 9-12.
4. Vlasenko, R. Ya. System analysis of the relationship of personal disposition - readiness for risk and heart rate in professional athletes / R. Ya. Vlasenko // Vestnik NovGU. - 2016. - No. 1 (92). - S. 109-112.
5. Golovin, M. S., Aizman, R.I. Increase in the psycho-functional reserves of the students' organism under the influence of audiovisual stimulation // Bulletin of the NSPU. - 2014. - No. 5 (21). -S. 119-126.
6. Danilova, H.H. Physiology of higher nervous activity / H.H. Danilova, A.L. Krylova. - Rostov n / a: "Phoenix", 2005. -478 p.
7. Iordanskaya, F.A. Monitoring of health and functional readiness of highly qualified athletes in the process of educational and training work and competitive activity / F.A. Iordanskaya, M.S. Yudintseva. - M.: Soviet sport, 2006. - 184 p.
8. Cognitive psychology // Great Russian Encyclopedia. - 2023 [Electronic resource]. - Access mode: https://bigenc.ru/c/ kognitivnaia-psikhologiia-e81ba8. - Access date: 08/14/2023.
9. Lil'eberg, R.E. Psychological markers of an imbalance of anabolic and catabolic factors in maintaining homeostasis under prolonged stress / R.E. Lil'eberg, B.I. Bondarenko // ANI: Pedagogy and Psychology. - 2020. - No. 2 (31). - S. 343-347.
10. Lovyagina, A.E. Theory and methods of mental self-regulation / A.E. Lovyagina. - St. Petersburg: Skifiyaprint, 2020. - 144 p.
11. Melnikova, M. L. Psychology of stress: theory and practice [Electronic resource]: teaching aid / M.L. Melnikova; Ural. state ped. un-t; scientific ed. L.A. Maksimova. - Yekaterinburg, 2018. -112 p.
12. Pokhachevsky, A.L. Influence of psychoemotional state and neurohumoral regulation on exercise tolerance / A.L. Pokhachevsky,