ВЛИЯНИЕ ПСИХОТЕХНИК НА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ
Богатов Н.М., Богатова А.Н., Ерохин Н.М., Носаль А.А., Сухих С.А., Херсонец М.О.
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар
Аннотация
В статье исследуются когнитивные способности студентов и их изменение в результате методически организованных сеансов саморегуляции. Показано, что использованные психотехники повышают показатели активности альфа-, бета-, гамма-ритмов и общей активности мозга.
Ключевые слова: саморегуляция, психотехники, когнитивные функции.
Введение
Современный образовательный процесс приводит к возрастающим психофизиологическим, информационным нагрузкам. Это приводит к повышению биоэнергетических затрат организма, истощению его ресурсов, появлению хронической усталости, хронического стресса, различных психологических и соматических расстройств. Для улучшения физиологического состояния и психического здоровья людей в условиях стресса создаются специализированные программы и психотехнические процедуры, использующие методики саморегуляции, [1]. Теоретической основой этих методик является представление организма целостной системой [2]. Процессы регуляции организма реализуются как на уровне отдельных функциональных систем, так и посредством их взаимодействия [3], они оказываются важнейшим фактором достижения физиологической, психологической и социальной адаптации. В процессах регуляции важнейшую роль играют нейрогуморальные реакции [4]. Способность к
саморегуляции посредством управления психоэнергетическим потенциалом является индивидуальной характеристикой человека. Положительное влияние психотехник на саморегуляцию функциональных состояний человека продемонстрировано в работах [5 - 8].
Для активной умственной деятельности необходима биологическая и психическая энергия, обеспечивающая адаптационные процессы человека. Наряду с энергозатратами в процессе обучения существуют и внутренние причины расхода энергетики студентов. Эти внешние и внутренние факторы способствуют возникновению хронической усталости и хронического стресса как угрозы здоровью [9].
В данной работе развивается концепция, согласно которой воздействие сознания субъекта изменяет энергоинформационный обмен в организме, отражающийся в функционировании его органов и систем.
Цель исследования - анализ функциональных особенностей головного мозга, стимулированных воздействием сознания субъекта.
Задачи исследования:
1. Анализ познавательных способностей студентов.
2. Анализ изменения ритмов головного мозга, стимулированного воздействием сознания субъекта.
Исследование познавательных процессов
Сознание субъекта реализуется в его когнитивных функциях. Исследованы особенности познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания и памяти студентов с помощью автоматизированного программного комплекса «НС-Психотест».
Для исследования познавательного процесса - внимание использовался тест: «Тест Мюнстерберга на восприятие». Для исследования познавательного процесса - мышление использовались следующие тесты: «Исключение понятий», «Исключение слов», «Пространственное воображение», «Пространственное обобщение», «Логическое мышление», «Осведомленность ума», «Способность к абстракции», «Способность к
счету», «Таблицы Крепелина». Для исследования познавательного процесса -восприятие использовались тесты: «Ведущая репрезентативная система», «Шкалы приборов», «Компасы», «Тест Ландольта Корректирующая проба». Для исследования познавательного процесса - память использовались тесты: «Память на образы», «Память на числа», «Оценка памяти». Каждая группа тестов объединена в блоки, по названию процесса, который они исследуют.
В исследовании участвовали 86 студентов физико-технического факультета в возрасте от 17 до 23 лет. Две группы 2-го курса (гр. №1, гр. № 2) и по одной группе 3, 4 курсов (соответственно, гр. №3, гр. № 4). По результатам тестирования студентов на компьютерном комплексе «НС-Психотест», выполнен статистический анализ, на основе которого определены корреляционные зависимости между когнитивными способностями испытуемых. Корреляционные матрицы составлялись отдельно для каждой группы студентов.
Коэффициенты корреляции, превышающие 0,5, получены для следующих пар результатов тестирования.
В гр. №1: «Тест Ландольта Корректирующая проба» - «Способность к абстракции», «Оценка памяти» - «Пространственное воображение», «Исключение понятий» - «Исключение слов».
В гр. №2: «Оценка памяти» - «Способность к абстракции», «Исключение понятий» - «Исключение слов», «Исключение слов» -«Логическое мышление».
В гр. №3: «Ведущая репрезентативная система» - «Пространственное воображение», «Ведущая репрезентативная система» - «Логическое мышление», «Ведущая репрезентативная система» - «Способность к абстракции», «Компасы» - «Способность к счету», «Тест Ландольта Корректирующая проба» - «Осведомленность ума», «Оценка памяти» -«Исключение слов», «Оценка памяти» - «Осведомленность ума», «Исключение слов» - «Логическое мышление», «Исключение слов» -«Осведомленность ума», «Пространственное воображение» - «Способность к
абстракции», «Пространственное воображение» - «Тест Мюнстерберга на восприятие», «Способность к абстракции» - «Тест Мюнстерберга на восприятие».
В гр. №4: «Ведущая репрезентативная система» - «Шкалы приборов», «Ведущая репрезентативная система» - «Память на образы», «Ведущая репрезентативная система» - «Пространственное воображение», «Ведущая репрезентативная система» - «Пространственное обобщение», «Компасы» -«Логическое мышление», «Память на образы» - «Пространственное воображение», «Оценка памяти» - «Пространственное воображение», «Оценка памяти» - «Логическое мышление», «Оценка памяти» - «Таблицы Крепелина», «Пространственное воображение» - «Логическое мышление», «Пространственное воображение» - «Таблицы Крепелина», «Логическое мышление» - «Способность к абстракции», «Логическое мышление» -«Таблицы Крепелина».
В результате в двух группах студентов второго курса выделены 5 пар коррелирующих результатов тестирования, в группе студентов третьего курса - 12 пар, в группе студентов четвертого курса - 13 пар. Следовательно, в процессе обучения развиваются познавательные способности студентов, уровень сознания субъекта к четвертому курсу вырос.
Исследование влияния психотехник на ритмы головного мозга
В работах [10, 11] развивается концепция, согласно которой воздействие сознания субъекта изменяет энергоинформационный обмен в организме. Исследование изменения ритмов головного мозга, стимулированного воздействием сознания субъекта, проводилось со студентами четвертого курса, учитывая их потенциально более высокие способности к саморегуляции. В исследовании приняли участие 100 студентов в возрасте 20 - 25 лет.
Методика исследования включала три этапа: 1 - определение начального функционального и психоэмоционального состояния испытуемых, 2 - методически организованный сеанс саморегуляции, 3 -
определение функционального и психоэмоционального состояния испытуемых после сеанса саморегуляции. Длительность сеансов саморегуляции составляла 20 ^ 30 минут. Применялись следующие психотехники: «Абдоминальное дыхание», «Концентрация на второй чакре», «Кокон», «Дыхание в мозг», «Великая очищающая мантра», «Дыхание с помощью программного приложения Every Day» и другие.
На первом и третьем этапах функциональное состояние организма испытуемых оценивалось методом функциональной диагностики, основанным на анализе вариабельности сердечного ритма, с помощью аппаратно-программного комплекса (АПК) SilverStep Pulse. В данном исследовании из всех показателей функционального состояния организма, определяемых АПК SilverStep Pulse, выбраны показатели активности мозга: дельта-, тета-, альфа-, бета-, гамма-ритмов и общей активности мозга.
Электрическая активность нейронов мозга суммируется в волны, из которых выделяются пять основных ритмов, каждый из которых доминирует в определенном состоянии организма:
дельта-ритм (1 - 4 Гц - глубокий сон); тета-ритм (4-8 Гц - поверхностный сон, глубокая медитация); альфа-ритм (8-12 Гц - спокойное бодрствование, закрытые глаза); бета-ритм (12-50 Гц - активное бодрствование); гамма-ритм (свыше 50 Гц - стрессовые состояния, активное обучение).
На рис. 1 - рис. 6 продемонстрировано изменение активности ритмов головного мозга в результате сеансов саморегуляции с применением психотехник. Красным цветом показана доля испытуемых (в процентах), у которых активность ритма возросла, а синим уменьшилась. Далее считаем значимым различие между красным и синим значениями более чем на 15%.
После выполнения психотехники «Абдоминальное дыхание» (рис. 1) увеличился показатель альфа-ритма у 73%, бета-ритма у 64% испытуемых, а уменьшился показатель дельта-ритма у 79%, тета-ритма у 67%, гамма-ритма у 67% испытуемых. Альфа-ритм характеризует способность к абстрактному мышлению, сосредотачиваться на решении умственной проблемы.
Увеличение бета активности характеризует эффективность работы мозга, способность к усвоению и обработке информации.
Рис. 1. Гистограмма ритмов после «Абдоминального дыхания»
Рис. 2. Гистограмма ритмов после «Концентрации на второй чакре»
Психотехника «Концентрация на второй чакре» (рис. 2) не дала преимущественного повышения активности ритмов у большинства испытуемых. После выполнения психотехники «Кокон» (рис. 3) увеличился показатель бета-ритма у 62%, гамма-ритма у 61%, альфа-ритма у 58% испытуемых, а уменьшился показатель дельта-ритма у 64%, тета-ритма у 61% испытуемых. Гамма-ритм характеризует способность к концентрации, к решению задач, требующих максимального сосредоточения внимания. Гамма волны отражают быстрые процессы в сознании, переход информации из кратковременной в долговременную память. Активизация альфа-, бета- и гамма- ритмов характеризует повышение когнитивных способностей.
delta thêta alpha beta gamma
Рис. 3. Гистограмма ритмов после психотехники «Кокон»
80
70 70
70
60 59 54 HI
delta theta alpha beta gamma
Рис. 4. Гистограмма ритмов после «Дыхания в мозг»
После выполнения психотехники «Дыхание в мозг» (рис. 4) увеличился показатель бета-ритма у 70%, гамма-ритма у 70%, а уменьшился показатель дельта-ритма у 59% испытуемых. Активизация бета- и гамма- ритмов характерна для напряженной умственной работы, требующей внимания, концентрации, эмоционального возбуждения.
После выполнения психотехники «Великая очищающая мантра» (рис. 5) увеличился показатель альфа-ритма у 71% испытуемых, гамма-ритма у 68%, бета-ритма у 67%. В этом случае следует ожидать яркого повышения когнитивных способностей.
Рис. 5. Гистограмма ритмов после «Великой очищающей мантры»
Рис. 6. Гистограмма ритмов после «Дыхания с помощью Every Day»
Психотехника «Дыхание с помощью Every Day» (рис. 6) привела к уменьшению показателя дельта-ритма у 81% и тета-ритма у 71% испытуемых, для остальных ритмов значимых тенденций изменения не зафиксировано.
Корреляционные матрицы для изменения ритмов мозга составлялись по данным всех психотехник. Коэффициенты корреляции, превышающие по модулю 0,3, получены для следующих пар: антикоррелируют изменения альфа- и дельта-ритмов, бета- и дельта-ритмов, бета- и тета-ритмов. Изменение показателя общей активности мозга коррелирует с изменением бета-ритма и антикоррелирует с изменением дельта-ритма.
Заключение
Полученные результаты показывают, что использование психотехник, основанных на воздействии сознания на энергоинформационный обмен в организме, повышает когнитивные способности субъекта. Положительные результаты достигнуты с помощью следующих психотехник: «Абдоминальное дыхание», «Кокон», «Дыхание в мозг», «Великая очищающая мантра». Эти психотехники можно рекомендовать для подготовки организма к интеллектуальным нагрузкам и стрессу.
Библиографический список
1. Леонова А.Б. Психологические технологии управления состоянием человека / А.Б. Леонова, А.С. Кузнецова. М.: НПФ «Смысл», 2015. 380 с.
2. Павлов И.П. Поли. собр. соч.: В 6 т., Т. 2, кн. 2 / И.П.Павлов. М.-Л.: Издательство АН СССР, 1951. 592 с.
3. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П.К.Анохин. М.: Медицина, 1975. 448 с.
4. Данилова H.H. Физиология высшей нервной деятельности / Н.Н.Данилова, А.Л.Крылова. Ростов н/Д: «Феникс», 2005. 478 с.
5. Богатов Н.М. Исследование процессов саморегуляции организма тепловизионным методом / Н.М. Богатов, А.Н. Богатова, С.А. Сухих // Нейроинформатика, её приложения и анализ данных: Материалы XXIV Всероссийского семинара, 30 сентября - 2 октября 2016 г. Красноярск. Красноярск: Институт вычислительного моделирования СО Ран, 2016. С.9 -12.
6. Богатов Н.М. Влияние техник саморегуляции на показатели здоровья студентов / Н.М. Богатов, А.Н. Богатова, В.С. Лахин, С.А. Сухих // Нейроинформатика, её приложения и анализ данных: Материалы XXV Всероссийского семинара, 29 сентября - 1 октября 2017 г. Красноярск. Красноярск: Институт вычислительного моделирования СО Ран, 2017. С.27 -30.
7. Богатов Н.М. Влияние психотехник на саморегуляцию функционального состояния человека / Н.М. Богатов, А.Н. Богатова, С.А. Сухих // Коллективная монография. Выпуск 5. Современные проблемы физики, биофизики и инфокоммуникационных технологий. Краснодар: ЦНТИ, 2016. С.5 - 16.
8. Богатов Н.М. Снижение напряжения функциональных систем организма с помощью саморегуляции / Н.М. Богатов, А.Н. Богатова, С.А. Сухих, В.В. Филимонов // Нейроинформатика, её приложения и анализ данных: Материалы XXVI Всероссийского семинара, 28 сентября - 30 сентября 2018 г. Красноярск. Красноярск: Институт вычислительного моделирования СО Ран, 2018. С. 16 - 22.
9. Sukhih S.A. Psychophysiological self-regulation in subject's bioenergetic safety / S.A. Sukhih, A.N. Bogatova, N.M. Bogatov // Приоритетные научные направления в XXI веке (том 5). Материалы Международной научно-практической конференции, 5 октября 2016 года г.Прага, Чехия. Прага: Vydavatel «Osviceni», Нефтекамск: РИО НИЦ «Мир наукш», 2016. С. 46 - 53.
10. Богатов Н.М. Определение состояния биологически активных точек тепловизионным методом / Н.М. Богатов, А.Н. Богатова, С.А. Сухих // Коллективная монография. Выпуск 8. Современные проблемы физики, биофизики и инфокоммуникационных технологий. Краснодар: ЦНТИ, 2019. С. 122 - 134.
11. Bogatov N.M. Influence of organism regulation process on the condition of biologically active points / N.M. Bogatov, A.N. Bogatova, L.R. Grigoryan, M.S. Kovalenko, A.S. Sinitsyn, S.A. Sukhih // Medical Research Archives. 2020. V. 8. I. 7. P. 1 - 15. doi.org/10.18103/mra.v8i7.2157