ФАКТОРЫ УСПЕХА САМОРЕГУЛЯТИВНОЙ ПРАКТИКИ
Сухих С.А., Богатов Н.М., Богатова А.Н.
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», Краснодар, Россия
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена необходимостью сохранения психологического и функционального состояния здоровья в условиях возрастающих психоэмоциональных и интеллектуальных нагрузок. Показана роль состояния сознания в результативности саморегуляционных процессов. Практическая значимость заключается в применении объективно-ориентированных методов оценки состояний в психологических исследованиях, для снижения вероятностного искажения результатов субъектно-ориентированных методов.
Ключевые слова: саморегуляция, психологические факторы, психотехники, кардиоинтервалография, здоровье, субъектность.
Введение
Человек в современном обществе находится в условиях высокого ритма жизни, который способствует диффузному распространению тревоги, стресса, фрустраций и других факторов, нарушающих психологическое здоровье. При этом человек не получает достаточной социальной поддержки и нуждается в поисках способов самосохранения.
Многовековая практика показала, что возможно решить свои проблемы дисфункции организма. В работе [1] развивается концепция, согласно которой воздействие сознания субъекта изменяет энергоинформационный обмен в организме, отражающийся в функционировании его органов и систем. Каковы условия успеха использования техник и методов саногенного поведения?
Для ответа на этот вопрос проведено исследование влияния психологических особенностей субъектов психофизиологической
саморегуляции на динамику функциональных состояний их организма. Исходной методологической посылкой проведенного исследования выступает положение, согласно которого, категория субъекта определяется в большей степени уровнем эволюции сознания [2,3]. Сознание субъекта отличает рефлексивность, т.е. способность субъекта интерпретировать мир с различных углов видения. Это предполагает большую осознанность происходящих событий, как во внутреннем, так и внешнем пространствах человека. Здесь уместно говорить о субъектности как мере осознанности тех или иных аспектов бытия человека [4].
Активность как один из атрибутов субъекта может иметь разные формы проявления, такие как внешне материально-преобразующую деятельность. При этом субъект учитывает последствия совершаемых им деяний, распределенных во времени. Активность также может иметь пассивную форму реализации, связанную с созерцательно-рефлексивными действиями субъекта. Изменения как следствие этой активности происходят во внутреннем пространстве субъекта. Отсюда вытекает гипотеза исследования, согласно которой успешность саморегулятивной активности связана с мерой субъектности в человеке. Такой подход не противоречит деятельностной теории сознания [5].
Цель исследования - анализ влияния меры субъектности на результативность саморегуляционных процессов.
Объект исследования - субъекты учебной деятельности, работающие по программе психофизической саморегуляции.
Предмет исследования - процесс влияния состояния сознания на успешность овладения техникой саморегуляции.
Методика исследования
Исследование поводилось на выборке 50 человек юношей и девушек в возрасте 20 - 25 лет. В качестве методического инструментария в работе использовались: исследование волевой саморегуляции (А.В. Зверькова и Е.В.
Эйдмана); определение уровня самоконтроля (А.В. Либин); опросник «диагностика субъективности» (Е.Н. Волковой); исследование познавательного процесса внимание (тест Мюнстерберга на восприятие). Все участники исследования были проинформированы о его цели и проинструктированы о методиках тестирования.
В качестве объективных измерений динамики состояний: вегетативной нервной системы, нейрогуморальной регуляции, психоэмоционального состояния и спектрограммы головного мозга использовался метод кардиоинтервалографии (КИГ). Аппаратно-программный диагностический комплекс (АПДК) SilverStep соответствует требованиям стандартов измерения, физиологической интерпретации и клинического использования показателей кардиоинтервалометрии, принятым Европейским Обществом Кардиологов и Северо-Американской Ассоциацией Электрофизиологии.
Наиболее распространенным является метод обработки кардиоинтервалов с помощью гистографического анализа: вычисляется мода распределения, ее амплитуда и вариационный размах и на основании этих параметров вычислялся интегральный показатель - индекс напряжения (ИН). Индекс напряжения пропорционален средней частоте сердечных сокращений и обратно пропорционален диапазону, в котором варьирует интервал между двумя ударами сердца и отражает степень вовлеченности организма в стресс.
В норме в спокойном состоянии сердечный ритм преимущественно регулируется собственным водителем ритма и теми местными влияниями, которые поступают от симпатических и парасимпатических ганглиев, а также уровнем некоторых гормонов в крови (например, адреналина). При этом частота сердечного ритма волнообразно меняется, разброс времени между отдельными сердечными ударами достаточно велик, индекс напряжения низкий (не превышает 100 у. е.).
При состояниях, требующих повышенной готовности, быстроты реакции, при стрессе и некоторых патологических состояниях к регуляции сердечного ритма, подключаются более высокоорганизованные структуры мозга - ствол и
кора головного мозга. Ритм становится более правильным, время между ударами одинаковым, - это так называемый «жёсткий ритм». При этом индекс напряжения сильно увеличивается.
При патологических состояниях со стороны сердца (стенокардия, ишемическая болезнь сердца) индекс напряжения также увеличивается, и при высоком риске возникновения инфаркта миокарда может превышать 500-600 у. е. У людей со здоровой сердечно - сосудистой системой, на фоне стресса, повышенного внимания, готовности, этот показатель повышается иногда до 200-300 у. е., причем, чем выше этот показатель, тем сильнее уровень стресса.
Таким образом, сердечный ритм является реакцией организма на различные раздражения внешней и внутренней среды. Частота сердечных сокращений является интегрированным показателем взаимодействия трех регулирующих сердечный ритм факторов: рефлекторного симпатического, рефлекторного парасимпатического и гуморального. Изменение ритма сердца является универсальной оперативной реакцией целостного организма в ответ на воздействия.
Методика исследования включала 1 - предварительное измерение (определение начального функционального и психоэмоционального состояния испытуемых с помощью АПДК SilverStep); 2 - стимуляцию (методически организованный сеанс саморегуляции); 3 - определение функционального и психоэмоционального состояния испытуемых после сеанса саморегуляции; 4 -последующее психологическое тестирование; 5 - обработку результатов измерений с помощью программы Silver Step Pulse; 6 - анализ результатов исследований.
Длительность сеансов саморегуляции составляла 20 ^ 30 минут. Применялись следующие психотехники: абдоминальное дыхание, работа со вторым энергоцентром, работа с семью энергоцентрами, кокон, дыхание в мозг и другие.
Результаты исследования
Исследование волевой саморегуляции (А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана), направленное на выявление меры овладения собственным поведением в различных ситуациях, способности сознательно управлять своими действиями, состояниями и побуждениями, показало, что большая часть респондентов 70% обладают высоким уровнем развития общей саморегуляции, настойчивости или самообладания. Результаты тестирования проиллюстрированы данными по общей шкале (B) на рисунке 1.
Рисунок 1 - Данные по шкале «В»
Из рисунка 1 следует, что среднее значение по общей шкале (В) составляет 14 баллов. Уровни волевой саморегуляции определяются в сопоставлении со средними значениями каждой из трех шкал теста. Если они составляют большую часть максимально возможной суммы совпадений, то полученный результат отражает высокий уровень развития общей саморегуляции, настойчивости или самообладания. Для шкалы «В» эта величина равна 12. Отсюда следует, что большая часть респондентов 36 человек, набрала высокие баллы.
Таких людей отличает спокойствие, уверенность в себе, реалистичность взглядов, развитые чувства долга и собственного достоинства. Как правило, они
хорошо рефлексируют личные мотивы, планомерно реализуют возникшие намерения, умеют правильно распределять усилия и способны контролировать свои поступки, координировать собственные действия обладают выраженной социально-позитивной направленностью. Низкие баллы (набрали 14 человек) наблюдаются у людей чувствительных, эмоционально неустойчивых, ранимых, неуверенных в себе. Рефлексивность у них невысока, а общий фон активности, как правило, снижен. Таким людям свойственна импульсивность и неустойчивость намерений.
На рисунке 2 представлены данные по шкале «Настойчивость» (шкала «Н»). Высокие баллы по этой шкале набрали 37 человек. Это люди деятельные, работоспособные, активно стремящиеся к выполнению намеченного, их мобилизируют преграды на пути к цели, но отвлекают альтернативы и соблазны, главная их ценность - начатое дело. Таким людям свойственно уважение социальным нормам, стремление полностью подчинить им свое поведение.
Меньше 8 баллов по шкале «Н» набрали 13 человек, что свидетельствует о повышенной лабильности, неуверенности, импульсивности, которые могут приводить к непоследовательности и даже разбросанности поведения. Сниженный фон активности и работоспособности, как правило, компенсируется у таких лиц повышенной чувствительностью, гибкостью, изобретательностью, а также тенденцией к свободной трактовке социальных норм.
Шкала «Самообладание» («С») отражает уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний (рисунок 3).
Рисунок 2 - Данные по шкале «Н»
Рисунок 3 - Данные по шкале «С»
Высокий балл по шкале «С» набрали 45 человек - это характерно эмоционально устойчивым, хорошо владеющим собой в различных ситуациях людям. Свойственное им внутреннее спокойствие, уверенность в себе освобождает от страха перед неизвестностью, повышает готовность к
восприятию нового, неожиданного и, как правило, сочетается со свободой взглядов, тенденцией к новаторству и радикализму. Вместе с тем стремление к постоянному самоконтролю, чрезмерное сознательное ограничение спонтанности может приводить к повышению внутренней напряженности, преобладанию постоянной озабоченности и утомляемости.
Низкие баллы по шкале «С» набрали 5 человек. Можно предположить, что эти люди могут быть довольно спонтанными и импульсивными в сочетании с обидчивостью и предпочтением традиционных взглядов, это ограждает человека от интенсивных переживаний и внутренних конфликтов, способствуют невозмутимому фону настроения.
Социальная желательность высоких показателей по шкале «С» неоднозначна. Высокие уровни развития волевой саморегуляции могут быть связаны с проблемами в организации жизнедеятельности и отношениях с людьми. Часто они отражают появление дезадаптивных черт и форм поведения. В отличие от них, низкие уровни настойчивости и самообладания в ряде случаев выполняют компенсаторные функции. Но также свидетельствуют о нарушениях в развитии свойств личности, ее умении строить отношения с другими людьми и адекватно реагировать на те или иные ситуации.
Тест на выявление уровня самоконтроля (А.В. Либина) показал, что 84% испытуемых обладают высокой способностью контролировать свои мысли, и действия, принимать осознанные решения и претворять их в жизнь. На рисунке 4 представлены полученные результаты по данному тесту. Максимальный балл по этому тесту - 44. Меньше половины баллов набрали 8 человек, у 42 высокие баллы. Среднее значение по группе - 29, 42 балла.
Высокий показатель по уровню самоконтроля соответствует высокому уровню внутренней локализации над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни является результатом их собственных действий, что они могут ими управлять и, следовательно, чувствуют ответственность за свою жизнь и судьбу. Низкий показатель соответствует внешней локализации. Люди этого типа не видят
связи между своими поступками и значимыми для них событиями в их жизни, не считают себя способными контролировать развитие этих событий и полагают, что большинство их являются результатом случая или действия других людей.
Рисунок 4 - Данные по уровню самоконтроля
В тесте «Диагностика субъектности» Е.Н. Волковой используются 6 шкал: осознанная активность, способность к рефлексии, свобода выбора и ответственность за него, осознание собственной уникальности, понимание и принятие других, саморазвитие. Результаты этого теста продемонстрировали значительный разброс данных, большая часть испытуемых набрали низкие баллы по этим шкалам.
Рисунок 5 демонстрирует меру разброса данных по шкале «Осознанная активность». Максимальное количество баллов по этой шкале составляет - 11 единиц. Из рисунка 5 следует, что 27 из 50 человек набрали минимальное количество баллов, а именно, меньше половины. Это говорит о том, что большая часть респондентов часто сталкиваются с проблемой неопределенности. Человек не способен самостоятельно выдвигать цели, и следовать им, контролируя и корректируя действия для достижения наилучшего результата. Максимальное количество баллов (8 единиц) набрали 4
человека. Люди с высокими баллами по этой шкале избирательно и в разной степени реагируют на окружающий их мир, а так же способны создавать, сохранять или изменять среду своего существования.
Рисунок 5 - Данные по шкале «Осознанная активность»
На рисунке 6 представлены данные по шкале «Способность к рефлексии». Максимальное количество баллов по этой шкале составляет 10 единиц. Из рисунка 6 следует, что 13 из 50 человек не набрали и половины баллов. Это говорит о том, что меньше половины группы имеют низкий уровень в способности рефлексировать, не имеют способностей к самопознанию, анализу своих чувств и эмоций. Максимальный балл, набранный 10 респондентами - 9. Люди с высокими баллами по этой шкале склонны к здравой самокритике, анализу своих состояний, чувств, эмоций, способностей и поведения.
Рисунок 6 - Данные по шкале «Способность к рефлексии»
На рисунке 7 представлены данные по шкале «Свобода выбора и ответственность за него». Максимальное количество баллов по этой шкале составляет 11 единиц. Из рисунка 7 следует, что 22 из 50 человек набрали минимальное количество баллов, а именно, меньше половины. Это говорит о том, что большая часть респондентов имеют очень низкий уровень ответственности за свои поступки и действия. Максимальный балл, набранный 10 респондентами - 9. Люди с высокими баллами по этой шкале не боятся делать выбор и нести за него ответственность.
На рисунке 8 представлены результаты по шкале «Осознание собственной уникальности». Максимальное количество баллов по этой шкале составляет 10 единиц. Из рисунка 8 следует, что большая часть группы, а именно 29 из 50 человек, набрали меньше 5 баллов, это говорит о том, что большая часть респондентов, не позиционируют себя как отдельную личность. Осуществляя большую часть своей деятельности на базе группы.
Рисунок 7 - Данные по шкале «Свобода выбора и ответственность за него»
На рисунке 9 представлены результаты по шкале «Понимание и принятие других». Из рисунка 9 следует, что 46 из 50 человек, имеют низкие баллы, и лишь 4 человека - высокие. Это свидетельствует о том, что большая часть группы не способна к восприятию проблем и учитыванию желаний других людей. В вопросе принятия других нельзя быть однозначными. Для массовой личности принятие других - это лишь одно из психологических состояний, для осознанной - это еще и выбранная позиция. Выбранная позиция принятия - это не простой процесс, а действие принятия, приводящее к итоговому состоянию принятия.
Рисунок 8 - Данные по шкале «Осознание собственной уникальности»
Рисунок 9 - Данные по шкале «Понимание и принятие других»
На рисунке 10 представлены результаты по шкале «Саморазвитие», из которых следует, что 28 из 50 человек, имеют низкие баллы, и 22 человека высокие. Высокие баллы по этой шкале говорят о том, что человек осознает
всю важность саморазвития. И действует в сторону роста и развития своей личности. Низкие - человек не стремится развиваться как духовное существо.
Тест Мюнстерберга на восприятие показал, что 31,8% испытуемых имеют достаточно высокий уровень развития внимания, что помогает им быстро учиться, продуктивно работать, запоминать информацию и воспроизводить её в нужный момент. Средний бал по группе испытуемых может говорить об ослаблении внимании и усталости.
Рисунок 10 - Данные по шкале «Саморазвитие»
Анализ изменения показателей функциональных состояний субъектов саморегуляции в учебной деятельности, полученных по данным кардиоинтервалографии, показал следующее. Показатель психоэмоционального состояния (ПЭС) и комплексный показатель здоровья (КПЗ) изменяются в результате сеансов саморегуляции. Положительная динамика была отмечена у более 60% всех испытуемых. У каждого респондента отмечены изменения на разном уровне. Есть респонденты, у которых КПЗ снизился, но уровень ПЭС вырос.
В подгруппе респондентов, обладающих высоким уровнем развития общей саморегуляции, показатели КПЗ и ПЭС повысились у 60% испытуемых. В подгруппе респондентов, обладающих низким уровнем развития общей саморегуляции, КПЗ и ПЭС повысились у 26,7% испытуемых.
У каждого респондента разный набор психологических качеств и черт. Метод кардиоинтервалографии позволяет получить объективную оценку изменения функционального состояния организма. Экспериментальным путем доказано влияние определенных психологических качеств на положительную динамику функциональных состояний субъектов саморегуляции.
У респондентов с низким уровнем саморазвития показатель здоровья меняется резко, так что КПЗ уменьшается. Отметим, что у этих респондентов высокий уровень самоконтроля по группе. Это говорит о том, что люди сдержаны, выход эмоциям дают не так часто, отсюда следуют проблемы с общим эмоциональным фоном, а также со здоровьем в целом.
У респондентов с низким уровнем самоконтроля показатели меняются не значительно, на 2-5 единиц. Это означает, что люди в своей импульсивности, освобождаются от большого количества эмоций, в том числе и негативных, поэтому показатели здоровья меняются меньше, но в лучшую сторону. Принятие других у всех респондентов на низком уровне, это говорит об ассертивности личности - способности не зависеть от внешних влияний и оценок.
Заключение
Основной сложностью решаемой проблемы является то, что в реальных ситуациях состояние человека определяется одновременным воздействием целого ряда переменных, как связанных между собой, так и независимых. Поэтому в прикладных исследованиях экстремальных состояний часто вводится дополнительное понятие «комбинированные стрессоры».
Вопрос о взаимодействии различных факторов и их влиянии на возникновение и динамику функциональных состояний практически не изучен. Как показывают экспериментальные исследования, говорить о существовании простых зависимостей при взаимодействии нескольких факторов даже в упрощенных лабораторных ситуациях не приходится.
Практическая значимость данного исследования состоит в важности применения объективно-ориентированных методов оценки состояний в
психологических исследованиях, для снижения вероятностного искажения результатов субъектно-ориентированных методов.
Библиографический список
1. Богатов Н.М., Богатова А.Н., Ерохин Н.М., Носаль А.А., Сухих С.А., Херсонец М.О., Щетинин Д.А. Анализ влияния психотехник на особенности энергоинформационного обмена организма // Коллективная монография Современные проблемы физики, биофизики и инфокоммуникационных технологий, В. 10. Краснодар: ЦНТИ, 2021. С. 68 - 80.
2. Сухих С.А Коммуникация в организации индивидуального и коллективного субъекта // Языковой дискурс в социальной практике. Тверской гос. ун-т. Тверь, 2016 С. 239 - 246.
3. Sukhih S.A., Bogatova A.N., Bogatov N.M. Psychophysiological self-regulation in subject's bioenergetic safety // Приоритетные научные направления в XXI веке (том 5). Материалы Международной научно-практической конференции, 5 октября 2016 года г.Прага, Чехия. Прага: Vydavatel «Osviceni», Нефтекамск: РИО НИЦ «Мир наукш», 2016. С. 46 - 53.
4. Каленов А.А. К вопросу понимания субъектности и ее структуры в научных исследованиях // Образование и воспитание. 2017. № 1(11). С. 3 - 6.
5. Серкин В.П. Деятельностная теория сознания (сознание как атрибут системы деятельностей субъекта) // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2015. Т. 12. №. 2. С. 93 - 111.