and development prospects. Materials II regional scientific-practical conference with international participation, Magnitogorsk, pp. 15-17.
3. Dubovova, A.A. (2009), "The development of psychomotor activity as a component of psychological support for the training of young gymnasts", Bulletin of Adyghe State University. Series 3: Pedagogy and Psychology, Issue 4, pp. 239-246.
4. Konovalova, Yu.B. (2016), "Psychological preparation and support of athletes in the process of preparing for the Olympic Games", Competitive resources of athletes: theory and practice of implementation, Vol. 1, No. 1, pp. 104-106.
5. Nahodkin, V.V. (2012), "Model of psychological and pedagogical support of the process of training young athletes", Philosophy of Education, No. 2 (41), pp. 207-216.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.11.2018
УДК 159.9
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ
ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Ольга Георгиевна Япарова, кандидат психологических наук, доцент, Марина Сергеевна Платонова, старший преподаватель, Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, Институт непрерывного педагогического образования, г. Абакан
Аннотация
В статье описываются результаты эмпирического исследования психологического благополучия, саморегуляции поведения и уровня общительности студентов, оставшихся без попечения родителей. Исследования проблемы сиротства показывают, что эта социальная группа оказывается наиболее уязвимой в период вхождения во взрослую самостоятельную жизнь, так как без поддержки родных и близких людей большинство из них не способно успешно преодолеть возникающий адаптивный барьер. В результате были получены следующие эмпирические данные: наиболее благоприятная картина выявлена по шкале «Позитивные отношения с другими», по всем остальным шкалам студенты-сироты имеют низкие значения психологического благополучия. Для этих студентов характерно отсутствие целей, жизненных намерений и в целом чувства направленности личности.
Ключевые слова: студенческий возраст, студенты, оставшиеся без попечения родителей, психологическое благополучие, сопровождение, учебно-воспитательный процесс, саморегуляция поведения, общительность, коммуникативные навыки, адаптация.
PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS WITHOUT PARENTAL
CARE
Olga Georgievna Yaparova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Marina Sergeevna Platonova, the senior teacher, N.F. Katanov Khakas State University, Institute of continuous pedagogical education, Abakan
Annotation
The article describes the results of empirical study of the psychological well-being, the problems of self-regulation of behavior and level of sociability of students, left without parental care. Studies of the problem of orphan hood show that this social group is the most vulnerable during the period of entry into adult independent life, as without the support of relatives and friends, most of them are not able to successfully overcome the emerging adaptive barrier. As a result, the following empirical data were obtained: the most favorable picture was revealed on the scale of "Positive relations with others"; in all other scales, orphan students have low values of psychological well-being. These students are characterized by a lack of goals, life intentions and, in general, a sense of orientation of the individual.
Keywords: student age, students left without parental care, psychological well-being, support, educational process, self-regulation of behavior, sociability, communication skills, adaptation.
Студенчество как одна из социальных групп имеет свои специфические черты. Б.Г. Ананьев рассматривает этот возраст как сензитивный период для развития основных социогенных потенций человека [1]. Обучение в вузе позитивно влияет на формирование гражданской позиции, социальной активности, профессиональной направленности, и в целом, на развитие личности молодых людей [2, 6]. Но в процессе обучения возникает и огромное число стрессовых ситуаций, которые обусловлены социальными, психологическими факторами, такими как психологическая несовместимость, отсутствие совместной продуктивной деятельности в студенческой группе, низкое социально-коммуникативное развитие, различный уровень знаний, а также психолого-педагогическими причинами, выражающимися в несоответствии уровня требований педагогического процесса уровню начальной подготовки студента и т.д. [4].
1. Особому риску подвержены студенты-сироты и студенты, оставшиеся без попечения родителей. Льготы и особые правила при поступлении в высшие учебные заведения увеличивают число желающих, имеющих статус социальных сирот, получать высшее образование. Однако статистика говорит о том, что 80% студентов из числа сирот, поступивших в вуз, не заканчивают его, причем 40% студентов-льготников покидают институт или университет уже на первом курсе (https://www.pnp.ru/social/2016/05/25/siroty-prodolzhat-postupat-vvuzy-po-kvote.html).
Специфику интеллектуального, личностного развития, особенностей поведения, общения с окружающими детей школьного возраста, воспитывающихся в детских домах и школах-интернатах, выявили в своих исследованиях А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых. Авторы показали, что недостаточное интеллектуальное развитие детей данной группы выражается в несформированности и неразвитости познавательных процессов, низкой эрудиции, неустойчивости внимания [5]. Однако обучение в вузе предъявляет высокие требования к студентам именно в интеллектуальной сфере. Для успешной учебы в вузе необходим высокий уровень сформированных логических операций, памяти, внимания, широкие познавательные интересы, и т.д. [4]. Студенты должны владеть приемами самоподготовки, уметь осмысленно конспектировать воспринятую информацию, проявлять интерес к учебной и научной деятельности.
Исследования личностного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подчеркивают сниженный уровень самоорганизованности и недостаточное развитие самостоятельности [3, 5]. Безусловно, эти особенности снижают возможность успешно овладевать программой вуза, совершенствоваться как будущим специалистам. Сниженная самоорганизованность студентов, оставшихся без попечения родителей, является препятствием к регулярной учебной деятельности.
Нарушения в развитии личности детей-сирот проявляются, прежде всего, в эмоциональной напряженности, повышенной чувствительности к разного рода препятствиям и неготовности преодолевать эти препятствия. Отсутствие полноценной эмоциональной жизни в сиротских учреждениях или в приемных семьях вызывают различные эмоциональные расстройства и нарушения социальной адаптации, которая заметна в пониженной активности, апатии, в проявлении большего интереса к вещам, чем к людям, отчужденности, в неумении эмоционально общаться [3]. Очевидно возникает необходимость сопровождения студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей. Знание психологических особенностей личности студентов данной группы поможет преподавателям находить возможности для создания приемлемых условий обучения в высшей школе.
Мы предположили, что переживание психологического благополучия, уровень сформированности волевых качеств, характер взаимоотношений студентов, оставшихся без попечения родителей, с однокурсниками и преподавателями будут влиять на успешность обучения в вузе.
Поэтому с целью анализа психологического благополучия, саморегуляции поведения и навыков коммуникативной деятельности, у студентов вуза, оставшихся без
попечения родителей, было проведено эмпирическое исследование, с использованием следующих методик: опросник «шкала психологического благополучия» К. Рифф, в адаптации Т. Д. Шевеленковой и Т. П. Фесенко, опросник «коммуникативной деятельности», разработанный В. Ф. Ряховским и А. А. Леонтьевым, тест-опросник А. В. Зверькова и Е. В. Эйдмана «исследование волевой саморегуляции».
В исследовании принимали участие обучающиеся Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова психолого-педагогического и педагогического направления подготовки. Все испытуемые относились к категории социальных сирот, средний возраст составил 19,7 лет.
Полученные результаты по опроснику «шкала психологического благополучия» К. Рифф, представлены на рисунке 1.
70 60 50 40 30 20 10 0
62,5
50
31,25
18,75
25
50
37,5
37,5
37,5 37,5
25
25
23
27
43,7543,75
12,5
1
2 3 4 5 6
□ высокий □ средний □ низкий
Примечание: 1 - позитивные отношения с другими; 2 - автономия; 3 - управление средой; 4 - цели в жизни; 5 -осмысленность жизни; 6 - самопринятие.
Рисунок 1 - Шкалы психологического благополучия
Анализ результатов по шкале «позитивные отношения с другими» показал, что у половины студентов данной группы (50%) высокие баллы, и только 18,75% показали низкие баллы. Ответы 31,25% испытуемых можно отнести к нормальным значениям. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у большей части студентов, оставшихся без попечения родителей, в межличностных взаимоотношениях нет выраженных проблем. Для них в большинстве случаев характерны открытые, доверительные отношения, чувство привязанности к ближнему окружению, а также выраженная способность к сочувствию и эмпатии.
На рисунке 1 представлено, что у большей части респондентов (62,5%) выявлен высокий уровень значений по шкале «автономия». Можно предположить, что студенты, оставшиеся без попечения родителей, для того чтобы адаптироваться в учреждениях интернатского типа или в замещающих семьях, вынуждены были приспосабливаться к новым условиям и требованиям, что в свою очередь, породило у них негативный опыт общения с ближним взрослым окружением. Низкие показатели по этой шкале выявлены только у 12,5% испытуемых.
По показателям шкалы «цели в жизни» мы можем судить о направленности личности. Всего у 25% студентов выявлен высокий балл по рассматриваемому признаку, т.е. только четверть наших студентов, лишенных родительского попечения, придерживается убеждений и имеет определенные намерения и цели на всю жизнь. У 37,5% респондентов, напротив, низкие баллы, что может рассматриваться как отсутствие чувства направленности, а также перспектив или убеждений, определяющих смысл их жизни.
По шкале «управление средой» количество студентов, имеющих высокие и низкие показатели, распределилось равномерно, по 37,5%. В данном случае, есть студенты, которые способны контролировать свою внешнюю деятельность и эффективно использовать представляющиеся возможности для реализации своих личных потребностей. Они отличаются тем, что занимают активную позицию по линии профсоюзной организации, в
волонтерском движении и различных культурно-массовых мероприятиях.
Другая часть студентов испытывает сложности в организации повседневной деятельности, чувствует себя неспособной изменить или улучшить складывающиеся обстоятельства. Дополнительный анализ позволил сделать вывод, что такие показатели выявлены, в основном, среди студентов-первокурсников, что в свою очередь является ожидаемым результатом.
Следует обратить внимание на показатели по шкале «осмысленность жизни». Так, у 50% студентов выявлены низкие баллы, это можно рассматривать как отсутствие у них видимых жизненных перспектив, преобладание скуки и бесцельности, которые особенно очевидно проявляются в учебной деятельности.
Интересными результатами явились показатели, полученные по шкале «самопринятие». В равной степени студенты-сироты имеют низкие (43,75%.) и нормативные (43,75%) показали по рассматриваемому признаку. То есть, можно предположить, что большинство респондентов не довольны собой, своим прошлым или же не удовлетворены некоторыми своими личными качествами. Только 12,5% опрошенных имеют высокие баллы.
Совокупный анализ полученных результатов по всем шкалам позволил увидеть общий показатель психологического благополучия у студентов, лишенных родительского попечительства. В итоге мы видим преобладающий низкий уровень психологического благополучия у 56,25% студентов, нормальные значения у 12,5% и высокие у 31,25%.
Далее рассмотрим представленные на рисунке 2 значения шкал, отражающие особенности саморегуляции студентов, оставшихся без попечения родителей.
Примечание: 1 - общая шкала; 2 - настойчивость; 3 - самообладание.
Рисунок 2 - Уровни саморегуляции студентов
Так, большая часть рассматриваемых нами студентов имеет (63%) низкие показатели саморегуляции поведения. Для этой категории студентов характерен, как низкий уровень рефлексивности, так и низкий фон общей активности. Они отличаются большей импульсивностью и неустойчивостью намерений, что в целом может указывать на неспособность регулировать свое поведение в соответствии с заданными нормами и правилами общества. Всего 37% респондентов, демонстрирует хороший, высокий уровень саморегуляции. Т. е. данные обучающиеся обладают способностью распределять усилия, вырабатывать соответствующий алгоритм действий, умения контролировать свои поступки.
Интересным является тот факт, что у большинства студентов (58%), лишенных родительского попечения, выявлены высокие баллы по шкале «настойчивость». Это может свидетельствовать о том, что в своем стремлении к достижению намеченного, они готовы к активному преодолению различных трудностей на своем пути. Однако, такую категорию студентов отличает достаточно сильная зависимость от мнения окружающих людей, т. е решающим в их поступках будут советы и указания ближайшего окружения. Мы предполагаем, что данный эффект может наблюдаться на фоне противоречия между желанием, стремлением общения со взрослым и одновременно достаточно высокой зависимостью от него. Но при этом, как следствие, такое сочетание может привести к развитию
«паразитического» отношения и сформировать «потребительскую» позицию к взрослому. Тем самым, студенты-сироты имеют определенный риск в формировании неоправданного ожидания или даже требования в решении своих проблем от окружающих.
По шкале «самообладание» полученные результаты распределились почти равномерно - 47% респондентов имеют высокий уровень развитого самоконтроля и 53% - низкий. При низком уровне самообладания у студентов, оставшихся без попечения родителей, может наблюдаться спонтанность в поведении, импульсивность в принятии решений, при этом они отличаются мнительностью и обидчивостью. Студенты с высоким уровнем самообладания, напротив, характеризуются чрезмерным стремлением к самоконтролю, что сопровождается постоянным чувством напряжения, и как следствие, эмоциональным истощением, усталостью и быстрым утомлением.
Оценивая уровень общительности студентов-сирот, мы определили, что всего 5% из них имеют выраженную трудность в общении, которая проявляется в замкнутости, необщительности, в предпочтении одиночеству. А вот большая часть (57%) исследуемых нами студентов характеризуются как люди с чрезмерной общительностью. Таких студентов легко заметить в процессе учебной деятельности, они отличаются активным участием в любых дискуссиях, даже в тех, где тема беседы им мало понятна и вызывает напряжение. Они также легко заводят новые знакомства, испытывают стремление быть замеченными, вызываются оказать помощь, при этом не всегда посильную. У 38% выявлена умеренная степень общительности, они в известной степени общительны, однако к новым людям они приглядываются, держат определенную дистанцию и субординацию.
Все вышесказанное позволяет выделить некоторые особенности студентов, лишенных родительского попечительства. Для большей части исследуемых нами студентов характерно отсутствие целей, жизненных намерений и, в целом, чувства направленности личности. Особенно тревожным симптомом является отсутствие перспектив или убеждений, определяющих смысл жизни, что в свою очередь может сформировать пассивное отношение к получению знаний и выбранной профессии. Отмечается также импульсивность в поведении, ригидность реакций и ориентация на внешний контроль. Немаловажным является тот факт, что большая часть студентов имеют тенденцию к перекладыванию ответственности на других.
Таким образом, учитывая полученные результаты, мы полагаем, что данные студенты нуждаются в целенаправленном психолого-педагогическом сопровождении, как в учебной, научно-исследовательской, так и общественной жизни. Необходимо через развитие познавательной активности студентов-сирот способствовать развитию их ответственности и самостоятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев, Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста / Б.Г. Ананьев // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / под ред. Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой. - Вып. 2. - Л., 1974. - С. 3-15.
2. Гаджиева, У.Б. Социально-психологические особенности студенческого возраста / У.Б. Гаджиева // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : сб. ст. по материалам XXIV междунар. науч.-практ. конф. Часть II. - Новосибирск, 2013. - URL : https://sibac.info/conf /pedagog/xxiv/31529 (дата обращения: 01.10.2018).
3. Галигузова, Л.Н. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова, Л.М. Царегородцева // Вопросы психологии. - 1990. - № 6. - С. 15-20.
4. Педагогика и психология высшей школы : учебное пособие / под ред. проф. М.В. Булановой-Топорковой. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. - 544 с.
5. Прихожан, А.М. Психология сиротства / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2007. - 416 с.
6. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. - 648 с.
REFERENCES
1. Ananyev, B.G. (1974), "To psychophysiology of student age", Modern psychological and pedagogical problems of higher education, ed. Ananyev B.G. and Kuzmina, N.V., Issue 2, publishing house Leningrad state university, Leningrad, pp. 3-15.
2. Gadzhieva U.B. (2013), "Socio-psychological characteristics of student age", Personality, Family and Society: Pedagogy and Psychology, XXIVIntern. scientific-practical conf, Part II, Novosibirsk, available at: https://sibac.info/conf /pedagog/xxiv/31529.
3. Galiguzova, L.N. and Meshcheryakova, S.Yu. (1990), "Psychological aspects of raising children in children's homes and orphanages", Questions of psychology, No. 6, pp. 15-20.
4. Ed. Bulanova-Toporkova, M.V. (2002), Pedagogy and psychology of higher education: study guide, Phoenix, Rostov-on-Don.
5. Prikhozhan, A.M. and Tolstykh, N.N. (2007), Psychology of orphan hood, Peter, St. Petersburg.
6. Stolyarenko L.D. (2000), Fundamentals of Psychology, Phoenix, Rostov-on-Don.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.11.2018