УДК 37.015.3
Bokova O.A., Cand. of Sciences (Рsychology), senior lecturer, Department of Рsychology, Altai State Pedagogical University
(Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
SOME RESULTS OF THE STUDY OF PSYCHOLOGICAL SYMPTOMS OF SOCIAL ACTIVE DISADAPTATION AS FACTORS REDUCING THE RESPECT OF LIFETIME. The article presents results of a practical study that allows to obtain new data on the impact of socio-psychological maladjustment on the vitality of orphans as the most problematic group for the implementation of effective vocational training. As the main parameters of the presence or absence of signs of social disadaptation of orphan students. The following indicators are singled out: the level of socio-psychological adaptation; revealing the tendency to the predominance or absence of signs of deviant behavior; the ability to self-management as an opportunity for a purposeful change and management of their forms of activity: communication, behavior, activities and experiences, and orientation of students to moral values of upbringing is presented as a variable that affects the possibility of harmonious socialization and the acquisition of a profession. The development of the study is the search for the relationship between the actual vitality and the indicators of adaptation.
Key words: vitality, psychological signs, social activity disadaptation, values, self-management.
О.А. Бокова, канд. психол. наук, доц. каф. психологии, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический
университет», г. Барнаул, E-mail: [email protected]
НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ СОЦИАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ КАК ФАКТОРОВ, СНИЖАЮЩИХ ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ
В статье представлены результаты практического исследования, которые позволяют получить новые данные о влиянии социально-психологической дезадаптированности на жизнестойкость студентов-сирот как наиболее проблемной группой для реализации эффективного профессионального обучения. В качестве основных параметров наличия или отсутствия признаков социальной дезадаптированности студентов сирот выделены следующие показатели: уровень социально-психологической адаптации; выявление тенденции к преобладанию или отсутствию признаков девиантного поведения; способность к самоуправлению в качестве возможности целенаправленного изменения и управления своими формами активности: общением, поведением, деятельностью и переживаниями, а ориентации студентов на нравственные ценности воспитанности представлена как переменная, влияющая на возможность гармоничной социализации и получение профессии. Развития данного исследования является поиск взаимосвязи между собственно жизнестойкостью и показателями адаптированности.
Ключевые слова: жизнестойкость, психологические признаки, социально-деятельностная дезадаптация, ценности, самоуправление.
Изменение общественных и социокультурных требований к выпускникам образовательных учреждений вызывает необходимость в обновлении подхода к развитию социальной адаптации и совершенствовании профессиональной подготовки студентов, находящихся на государственном обеспечении, а именно студентов-сирот и оставшихся без попечения родителей.
Исследования отечественных и зарубежных психологов показывают, что в условиях детского учреждения интернатного типа формируется совершенно иной, в отличие от условий семейного воспитания, тип личности человека. Особенности физического, психического и социально-правового статуса выпускников детских домов являются следствием их неблагополучной истории, что существенно затрудняет получение профессионального образования и влияя на социальную адаптацию, оказывает существенное влияние на жизнестойкость.
В связи с тем, что социальный статус сиротства связан со снижением витальности и сопротивляемости стрессам, значимым технологическим подходом для нас также является опора на концептуальное понимание жизнестойкости (С. Кобейса, Д.А. Леонтьев, С. Мадди, Е.И. Рассказова и др.). В теоретическом отношении «понятие жизнестойкости вписывается в систему понятий экзистенциальной теории личности. Прикладной аспект жизнестойкости обусловлен той ролью, которую эта личностная переменная играет в успешном противостоянии личности стрессовым ситуациям, прежде всего, в профессиональной деятельности. По данным исследований, жизнестойкость оказывается ключевой личностной переменной, опосредующей влияние стрессогенных факторов (в том числе хронических) на соматическое и душевное здоровье, а также на успешность деятельности» [1, с. 3]. В связи с этим мы считаем, что существуют отдельные психологические показатели социально-психологической дезадаптированности, которые оказывают существенное влияние на жизнестойкость.
В качестве основных параметров наличия или отсутствия признаков социальной дезадаптированности студентов сирот нами выделены следующие показатели: уровень социально-психологической адаптации как способность гибко перестраивать поведенческие реакции, жизнестойкость как систему убеждений о себе, мире, отношениях с ним, которые позволяют человеку выдерживать и эффективно преодолевать стрессовые ситуации;
выявление тенденции к преобладанию или отсутствию признаков девиантного поведения; стратегии совладающего поведения как способность решать проблемы и находить социальную поддержку, способность к самоуправлению в качестве возможности целенаправленного изменения и управления своими формами активности: общением, поведением, деятельностью и переживаниями, а ориентации студентов на нравственные ценности воспитанности представляется нам переменными, влияющими на возможность гармоничной социализации и получения профессии.
В программе диагностического исследования нами использованы следующие методики: Диагностика социально-психологической адаптации личности К. Роджерса, Р. Даймонда в модификации А.К. Осницкого [2]; Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел) [3]; Способность самоуправления (Н.М. Пейсахов) [4].
В диагностике приняли участие 44 студентки (гендерная выборка однородная) ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», оставшихся без попечения родителей и находящихся на государственном обеспечении.
Обработка результатов показала, что у 10 человек (11% от общего числа опрошенных) отсутствуют выраженные признаки социально-психологической дезадаптированности, 22 студента (75%) обладают средним уровнем адаптации и в той или иной степени демонстрируют проявления показателей социально-психологической дезадаптации; только у 11 человек (14%) выявлены ярко выраженные признаки нарушенной адаптации.
Учитывая особенности развития сирот, мы считаем, что средняя проявленность признаков социально-психологической дезадаптации является достаточно продуктивным показателем и при своевременной коррекции дает возможность для эффективного овладения профессией. Студенты с выраженными проявлениями отнесены нами в «группу риска» девиантного поведения и возможной депрофессионализации.
Средний уровень социально психологической адаптиро-ванности проявляется в усредненных значениях адаптации к образовательному процессу, самовоспринятия, принятия других, эмоциональной комфортности и интернальности как способности переживать себя в качестве источника активности. Следует отметить, что студенты этой группы отличаются высокой тенден-
цией к доминированию в ситуациях общения, что с нашей точки зрения является компенсационным механизмом.
Студентов это группы характеризует снижение активной жизненной позиции, слабая уверенность в том, что они способны контролировать свою жизнь самостоятельно, они не готовы учиться на собственном опыте, они затрудняются в принятии помощи у преподавателей или одногруппников. Обладая средней способностью к самоуправлению собственным поведением и эмоционально-волевой сферой, могут демонстрировать различные неадекватные поведенческие реакции (прогулы, эмоциональная несдержанность и т.д.). Вместе с тем, студенты не демонстрируют выраженной тенденции отрицать общепринятые правила поведения, которые происходят эпизодически. Только студенты «группы риска» обладают выраженной склонностью к аддиктивному поведению. Достоинством данных студентов является низкая склонность к саморазрушению, что является важной предпосылкой обучения и развития в сфере будущей профессии.
Агрессивные тенденции у данной группы студентов выражены средне, но, вместе с том, они могут реагировать очень негативно, если считают, что их права ущемлены или в чем-то нарушаются, также резко проявляется тенденция к сохранению внутриличностных и социальных границ. Также наблюдается слабость контроля поведенческих проявлений эмоциональных реакций. Склонность к делинвентному поведению не является высокой.
Вывод: доминирующий среди выпускников детских домов средний уровень проявлений социально-психологической деза-даптированности, что определенным образом снижает жизнестойкость и нуждается в коррекции.
Рекомендации по результатам диагностики: индивидуальное консультирование по результатам диагностики; анализ обобщенных данных для педагогического коллектива; учет особенностей адаптации сирот при организации учебно-воспитательной работы; дополнительная диагностика студентов «группы риска»; проведение разнонаправленных психологических мероприятий (просвещение, профилактика, коррекция и развитие) для повышения уровня жизнестойкости.
Результаты изучения основных направлений отклоняющегося поведения студентов «группы риска». В качестве доминирующих признаков отклоняющегося поведения нами выбраны различные виды аддикции (никотиновая, наркотическая, алкогольная). Также мы считаем необходимым выявить возможность
принятия студентом помощи от социального окружения, что окажет определенное влияние на процесс коррекции и развития.
Обработка данных выявила высокую степень аддиктивного поведения респондентов: 60% риск наркозависимости, 90% -никотиновая и алкогольные аддикции. Следует отметить, что указанные студенты также обладают низкими личностными ресурсами для принятия помощи от социального окружения и стараются исключить для себя конструктивное решение проблем, предпочитая их избегание.
К особенностям указанного контингента студентов можно отнести: беспокойство и неуверенность относительно того, интересуются ли им взрослые, любят ли его; проявление различных
форм неприятия взрослых: от избегания преподавателя, подозрительности к нему до неконтролируемой привычки враждебности; недостаток социальной нормативности; нетерпеливость, неприспособленность к работе, требующей усидчивости, концентрации внимания, размышления, избегание долговременных усилий; констатируется общий уровень отставания в учебе и низкую оценку общего впечатления, производимого уровнем умственного развития респондента, снижение познавательной активности в сфере будущей профессии. Вывод: среди студентов «группы риска» выявлен высокий уровень отклоняющегося поведения и аддикции.
Рекомендации по результатам диагностики: ознакомление с индивидуальными данными диагностики (по запросу); когнитив-но-бихевиоральное индивидуальное психологическое консультирование, ориентированное на трансформацию поведенческих стратегий; проведение просветительских, профилактических и коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на обучение эффективным навыкам совладающего поведения; при необходимости организация консультаций узких специалистов (психиатр, нарколог, медицинский психолог и т.д.); консультирование участников образовательного процесса (администрация, кураторы, социальный педагог) об особенностях проявления отклоняющегося поведения.
Результаты изучения способности студентов-сирот к самоуправлению. Изучение способности сирот к самоуправлению как возможности целенаправленного изменения своей жизнедеятельности и потребности в самодвижении и самостоятельной постановке ближних и дальних целей, трансформации собственной деятельности, отношений и поведений является достаточно малоисследованной областью в психологии. Вместе с тем, понимая способность к самоуправлению как творческий процесс преобразования реальности для достижения поставленной цели, мы считаем это качество важным в структуре формирования готовности к профессиональной деятельности.
Данные проведенного исследования показывают, что большая часть студентов-сирот (53%) обладают низким уровнем общей способности к самоуправлению, а большая часть параметров самоуправления находятся на среднем и низком уровнях (Таблица 1). Такие результаты говорят том, что студенты испытывают существенные трудности при анализе жизненных явлений, при возникновении противоречивых ситуаций им сложно понять, в чем заключаются причины неудач, каким образом изменяется ситуация и каково реальное положение вещей.
Прогнозирование и целеполагание как процесс формирования субъективной модели желаемого (должного), а также анализе противоречий между прошлым, настоящим и попытками заглянуть в будущее, предсказать ход событий не реализуется на уровне создания студентами вероятностной модели, в которой содержатся сведения о том, что можно изменить в ситуации, в каком направлении можно изменить себя, свое общение поведения или деятельность, что в большей степени нуждается в модификации - ситуация или сам человек как ее участник.
Студенты, находясь в стадии жизненного и профессионального самоопределения, не могут определить, какие средства необходимы для достижения цели и в какой последовательности их
Таблица 1
Уровень способности студентов к самоуправлению (в % от числа опрошенных)
№ п/п Параметры самоуправления Уровень
Высокий Средний Низкий
н.г. к.г. н.г. к.г. н.г. к.г.
1 Ориентировка в ситуации 29 34 49 55 22 16
2 Прогнозирование 28 31 54 60 18 9
3 Целеполагание 10 20 48 55 35 25
4 Планирование 14 19 42 51 48 20
5 Оценка качества 17 20 43 50 43 30
6 Принятие решения 15 22 30 40 55 38
7 Самоконтроль 15 25 42 50 43 25
8 Коррекция 12 20 55 60 33 20
9 Общая способность к самоуправлению 23 31 24 40 53 29
Примечание. Условные обозначения: н.г. - начало года, к.г. - конец года.
следует применять, каковы показатели успешности реализуемого плана действий, как оценить достаточной и уместность определенных поступков. В силу возрастной ограниченности жизненного опыты студентам сложно собрать и систематизировать информацию о выполнении задуманного в реальном поведении или деятельности, реальности его достижения, существуют ли ошибки и какие методы их коррекции и предупреждения выбрать в зависимости от конкретной ситуации, т.е. стоит ли остановиться и как быть дальше.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что у сирот, нет целостной системы самоуправления, сформированными являются лишь ее отдельные звенья, в связи с чем для них свойственно сильное переживание неудач, с преобладанием яркой негативной эмоциональная оценка ситуации и нет направленной активности на достижение цели. Вместе с тем наблюдается некоторая положительная динамика результатов на конец учебного года.
Результаты изучения потребности студентов-сирот и студентов, оставшихся без родительского попечения, в психологическом сопровождении. Анкетирование потребности студентов-сирот и студентов, лишившихся попечения родителей в психологическом сопровождении проведено с целью повышения эффективности данного процесса, возможности его рационального перспективного планирования.
Данные диагностики показали, что деятельность педагога-психолога является востребованной - 84% студентов интересуются психологией (8% скорее интересуются и 8% - нет), 88% студентов считают, что психологическая служба создается для помощи и поддержки, остальные 12% - для развития личности и коррекции межличностных отношений. Из общего количество опрошенных студентов 72% стремятся приобрести навыки решения внутренних проблем, 64% желают участвовать в психологической диагностике, 56% - в индивидуальном психологическом консультировании и 42% - в групповой работе. У студентов достаточно высокий уровень потребности в диагностической и групповой работе (78% и 88% соответственно), но больше половины (56%) респондентов нуждаются в индивидуальном консультировании.
К наиболее интересующим студентов проблемам из области психологии респонденты относят решение внутренних проблем (1 ранг значимости), межличностные отношения и преодоление конфликтных ситуаций в них (2 ранг значимости), эмоционально-чувственная сфера (3 ранг значимости). Отдельно следует отметить, что 64% опрошенных ожидают приглашения от психолога, следовательно, этот факт необходимо учитывать при организации работы, вместе с тем 48% опасаются обращаться без указания причин.
Результаты диагностики ориентации студентов на нравственные ценности воспитанности. На современном этапе развития науки утвердился интегральный подход к изучению и характеристике воспитанности, суть которого в поисках стержневых критериев воспитанности. В психолого-педагогической литературе можно встретить рекомендации использовать в качестве критериев и показателей воспитанности отношения подрастающего поколения к обществу, трудовой деятельности, отдельным, людям (В.А. Яковлев, А.С. Белкин и др.), активную жизненную позицию (Т.Н. Мальковская, Н.Ф. Родионова), направленность личности (Л.И. Божович, Т.Е. Конникова, 3.И. Васильева, А.В. Зо-симовский и др.).
Репрезентативным показателем воспитанности 3.И. Васильева и М.И. Шилова признают наличие социально-нравственных качеств. С этой целью они предлагает изучать как отдельные качества личности, их комплексы, так и ценностные ориентации на нравственные качества воспитанности. По уровню сформиро-ванности ценностных ориентаций и дается общая оценка воспитанности.
Е.В. Бондаревская считает наиболее эффективным изучение воспитанности по разным критериям на разных уровнях: на уровне развития нравственных чувств, отношений, устойчивых мотивов и направленности личности, на уровне мировоззрения, т.е. также через ценностные ориентации на нравственные качества воспитанности.
На основе теоретического анализа проблемы и изучения опыта педагогов-практиков нами разработана диагностическая карта изучения воспитанности через выявление ценностных ориентаций студентов на ее качества. В карту вошел минимум нравственных качеств воспитанности. Мы структурировали их, выделив группы в соответствии с основными социальными от-
ношениями: отношение к обществу, его идеологии и экономике (общественно-политическая активность, долг и ответственность в общественной работе, дисциплинированность, бережливость); отношение к труду (прилежание в учении, понимание важности общественно полезного труда); отношение к людям (коллективизм и товарищество, доброта и отзывчивость, честность и правдивость); отношение к себе (простота и скромность) и т.д.
Большинство качеств, внесенных в программу, совпадают с теми, которые были предложены другими исследователями (Е.В. Бондаревская, Н.Ф. Ефременко, А.И. Кочетов, Н.И. Монахов, Л.И. Рувинский, В.С. Ханчин, М.И. Шилова и др.). Это свидетельствует о том, что комплекс выделенных качеств воспитанности отражает объективную реальность.
Динамику, признаки проявления разных уровней сформированное данных качеств раскрывают соотношение внешней регуляции и саморегуляции, степень самостоятельности и направленность деятельности и поведения студентов. Процедура диагностирования состоит в том, чтобы обнаружить изменения признаков изучаемых качеств, проанализировать наблюдаемые явления в динамике, установить закономерные связи, для чего нами изучалось ценностные ориентации на качества воспитанности у студентов первого и выпускного курсов.
Уровень ценностных ориентаций на качества воспитанности, их внутреннее принятие, с нашей точки зрения, свидетельствует о сформированности нравственного сознания личности. В зависимости от полноты сформированности данных качеств, проявляемой личностью общественной направленности и нравственной позиции, от соотношения внешней регуляции и внутренней саморегуляции можно выделить три уровня принятия ценностей воспитанности (высокий, средний, низкий) и невоспитанность.
Нравственная невоспитанность проявляется в отрицательном опыте поведения, в неразвитости самоорганизации и саморегуляции (1 ранг значимости). Низкий уровень принятия ценностей воспитанности характеризуется слабым проявлением положительного, еще неустойчивого опыта поведения, наблюдаются срывы, поведение регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, саморегуляция и самоорганизация ситуативны (2 ранг значимости).
Для среднего уровня свойственны устойчивое положительное поведение, наличие регуляции и саморегуляции, хотя активная общественная позиция еще не проявляется (3-4-й ранги). Признаком высокого уровня принятия ценностей воспитанности является наличие устойчивого и положительного опыта нравственного поведения, саморегуляции наряду со стремлением к организации деятельности и поведения других лиц, проявление активной общественной позиции (5-6 ранги значимости).
Диагностика ценностных ориентаций студентов на качества воспитанности осуществлялась на основе модифицированной применительно к нашему исследованию методики А.К. Марковой. Студентам предлагалось отметить баллами в зависимости от степени значимости ценностные ориентации, связанные с качествами воспитанности (1 балл — самая низкая, 6 баллов -самая высокая степень значимости). Обработка осуществлялась на основании выделения среднего арифметического всех показателей, т.е. полученные данные демонстрируют усредненную картину значимости качеств воспитанности, не исключая наличия студентов как с низким уровнем ценностных ориентаций, так и с очень высоким показателем воспитанности. Полученные результаты с нашей точки зрения демонстрируют общую тенденцию развития воспитанности студентов.
Ранжирование ценностных ориентаций показало достаточно высокий уровень значимости качеств воспитанности в их жизнедеятельности (Таблица 2). Ценностные ориентации на качества воспитанности занимают достаточно большое значение в структуре личности студентов - значения рангов от 3 до 6 достоверно демонстрируют тенденцию к высокому уровню их принятия и возможности реализации в повседневной жизни. На первом месте по степени значимости для студентов-первокурсников находятся следующие качества воспитанности: ответственность, самостоятельность, забота о ближних. Для студентов-выпускников ценность качеств воспитанности представлена следующим образом: забота о ближних, самостоятельность, целеустремленность, коллективизм, дисциплинированность, требовательность к себе, стремление к самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, стремление беречь природу, хорошие манеры (значение рангов от 5 до 5,8). Подобная динамика ценностных ориентаций на качества воспитанности, по нашему мнению свидетельствует не только о расширении границ значимых ценностей, но и о каче-
Примечание. Условные обозначения: н.г. - начало года, к.г. - конец года.
Таблица 2
Динамика ценностных ориентаций студентов на качества воспитанности (ранг значимости)
№ Ценности воспитанности период
н.г. к.г.
1 Общая культура 4,7 5,2
2 Участие в общественной жизни 2,9 4
3 Патриотизм 4,6 4,6
4 Ответственность 5,1 5,1
5 Бережливость 4,9 5,2
6 Соблюдение правил этикета 4,8 4,9
7 Культура речи 4,2 5
8 Правила поведения 4,5 5
9 Самостоятельность 5 5,4
10 Целеустремленность 4,8 5,2
11 Самообладание 4,6 4,7
12 Коллективизм 4,5 5,1
13 Трудолюбие 4,6 4,9
14 Дисциплинированность 4,5 5
15 Забота о ближних 5,4 5,6
16 Требовательность к себе 4,9 5,3
17 Стремление к самосовершенствованию 4,2 5,2
18 Отсутствие вредных привычек 4,6 5
19 Активная жизненная позиция 4,6 4,6
20 Стремление беречь природу 4,4 5
21 Хорошие манеры 4,8 5,1
ственном их изменении в сторону направленности на общество и свою жизнедеятельность в обществе, о наличии определенной гражданской позиции и понимании себя как источника активности (внутренний локус контроля). Опираясь на результаты исследования, мы можем сделать вывод о том, что к выпускному курсу для студентов все большее значение приобретает взаимодействие человека с другими людьми, его жизнедеятельность в коллективе, где постепенно формируется его личная автономия.
Подобная динамика развития ценностных ориентаций на качества воспитанности свидетельствует о занятости студента, его постоянной включенности в деятельность, активности в решении
Библиографический список
различных социально-деятельностных задач и Я-строительстве как основе формирования личности, что является позитивным фундаментов для самореализации и повышения уровня жизнестойкости.
Проведенное нами исследование с одной стороны, намечает перспективы эффективной социализации выпускников в детских домов к системе профессионального образования через ценностные составляющие, с другой, намечает перспективы его продолжения за поиск взаимосвязи показателей социально-психологической адаптированности и собственно жизнестойкости, а также статистической обработки полученных данных.
1. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. Москва: Смысл, 2006.
2. Диагностика социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд). Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. Москва: Издательство Института Психотерапии, 2002: 193 - 197.
3. Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел). Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. Москва, 2004: 141 - 154.
4. Основы психологии. Практикум. Столяренко Л.Д. 7-е изд. Москва, 2006.
References
1. Leont'ev D.A., Rasskazova E.I. Testzhiznestojkosti. Moskva: Smysl, 2006.
2. Diagnostika social'no-psihologicheskoj adaptacii (K. Rodzhers, R. Dajmond). Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manujlov G.M. Social'no-psihologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti imalyh grupp. Moskva: Izdatel'stvo Instituta Psihoterapii, 2002: 193 - 197.
3. Opredelenie sklonnosti k otklonyayuschemusya povedeniyu (A.N. Orel). Klejberg Yu.A. Social'naya psihologiya deviantnogo povedeniya: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva, 2004: 141 - 154.
4. Osnovy psihologii. Praktikum. Stolyarenko L.D. 7-e izd. Moskva, 2006.
Статья поступила в редакцию 30.05.18
УДК 159.9
Azhiev A.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy and Psychology of Preschool, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
Gadaborsheva Z.I., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology of Preschool, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
TO THE QUESTION OF PSYCHO-PEDAGOGICAL ASPECT OF THE PROBLEM OF ADAPTATION OF CHILDREN OF AN EARLY AGE TO CONDITIONS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS. A preschool institution is a first institution in the life of a child that goes beyond the family with which it is necessary to contact. Admission of a child to such an institution, and the initial period of presence in it is marked by characteristic changes in the way of life and worldview, which can cause emotional shock.