Научная статья на тему 'Психологические методы профилактики стресса в современных условиях'

Психологические методы профилактики стресса в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4690
914
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / СТРЕССОР / ЭУСТРЕСС / ДИСТРЕСС / ХРОНИЧЕСКИЙ СТРЕСС / ПРИЗНАКИ СТРЕССА / ПРОФИЛАКТИКА СТРЕССА / STRESS / STRESSOR / EUSTRESS / DISTRESS / CHRONIC STRESS / SIGNS OF STRESS / PREVENTION OF STRESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Галкина Наталья Юрьевна

В статье дается определение понятию «стресс», рассматривается влияние стресса на жизнь человека, описываются основные признаки того, что человек испытывает стресс и методы его профилактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL METHODS OF STRESS PREVENTION IN MODERN CONDITIONS

The article defines the concept of "stress", discusses the impact of stress on human life, describes the main signs that a person is experiencing stress and methods of its prevention.

Текст научной работы на тему «Психологические методы профилактики стресса в современных условиях»

Психология

УДК 159.9

доцент кафедры психологии и педагогики, кандидат психологических наук, доцент Галкина Наталья Юрьевна

Дальневосточный юридический институт МВД России (г. Хабаровск) ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ СТРЕССА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. В статье дается определение понятию «стресс», рассматривается влияние стресса на жизнь человека, описываются основные признаки того, что человек испытывает стресс и методы его профилактики.

Ключевые слова: стресс, стрессор, эустресс, дистресс, хронический стресс, признаки стресса, профилактика стресса.

Annotation. The article defines the concept of "stress", discusses the impact of stress on human life, describes the main signs that a person is experiencing stress and methods of its prevention.

Keywords: stress, stressor, eustress, distress, chronic stress, signs of stress, prevention of stress.

Введение. Жизнь современного человека наполнена стрессовыми ситуациями. Быстрый ритм жизни, трудности на работе, нехватка денег, семейные проблемы, проблемы с детьми и здоровьем, трудности в межличностном общении - все это и многое другое способствует возникновению стресса. Человек живет в стрессовом состоянии из года в год, вследствие чего у него повышается тревожность, он страдает от бессонницы, испытывает постоянное чувство усталости. Не смотря на то, что на сегодня опубликовано большое количество работ, посвященных данному социально-психологическому явлению, тема предупреждения и профилактики стресса, по-прежнему актуальна для решения вопросов, связанных со здоровой и полноценной жизнью человека и его продуктивной профессиональной деятельностью. Необходимость исследования проблемы профилактики стресса определяется реалиями современного общества, в котором существует тенденция жить в постоянном психическом напряжении и отсутствием способности преодолевать стрессовые ситуации.

Изложение основного материала статьи. Стресс изучается такими науками как медицина, биология, социология, физиология, психология и другими. И каждая из них дает свое определение данному понятию.

Так, в медицинской энциклопедии стресс - это неспецифическая реакция организма, развивающаяся под влиянием различных интенсивных или новых воздействий (боли, холода, чрезмерной физической нагрузки психоэмоциональной травмы и др.) [9].

В биологии под стрессом понимается любое напряжение или препятствие функционированию организма [7].

Социологическая наука определяет стресс как состояние общего напряжения, возникающее у индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях [8].

В психологической литературе также существуют различные определения понятия «стресс». Так основоположник учения о стрессе Г. Селье установил, что стресс - это любое более или менее выраженное напряжение организма, связанное с его жизнедеятельностью [11]. Речь идет о совокупности стереотипных, филогенетически запрограммированных реакций организма, вызываемых воздействием различных интенсивных стимулов окружающей нас среды, трудными жизненными ситуациями. По своей начальной сути возникающие реакции организма имеют адаптационный характер. Следовательно, стресс -неотъемлемое проявление жизни.

И.П. Павлов экспериментально подтвердил, что стресс - это изменение нервной деятельности организма, что выражается в заторможенности или гиперактивности. В первом случае (реакция торможения) происходит снижение общей активности индивидуума, нарушается рефлекторная деятельность. Если наступает состояние перевозбуждения, у организма наблюдается повышенное возбуждение, беспокойство, нарушение сна и чрезмерный выброс адреналина. Проще говоря, человек выходит из состояния равновесия и впадает в одну из крайностей: апатия или гиперактивность. И. П. Павлов доказал, что оба состояния являются разрушительными и вредными для организма [11].

Э Геллгорн утверждает, что во время стресса человек может испытывать как негативные, так и положительные эмоции. Их природа зависит от двух отделов вегетативной системы - парасимпатического и симпатического, а также то, какую реакцию на стрессовый фактор они порождают [11]. Парасимпатический негативно воздействует на нервную систему человека, вызывает ощущение расслабления, приводит к депрессивному состоянию. Симпатический порождают положительные эмоции, возбуждение, радость, появляется прилив сил.

Р. Лазарус, разработавший стратегии по копинг-поведению личности при переживании стресса, определяет стресс как индивидуальную реакцию человека, которая определяется его субъективной оценкой угрозы (стрессового фактора) и своих ресурсов для преодоления данной угрозы. Р. Лазурс подчеркивает разумность независимого подхода к оценке угрозы и к оценке дальнейшего процесса ее преодоления [11].

А.Г. Маклаков пишет, что стресс - неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования [4, С. 456].

По мнению Ю.В. Щербатых, стресс - неспецифическая реакция организма на достаточно сильные или длительные воздействия внешней или внутренней среды, запускающая нейрогормональные механизмы адаптации к этим воздействиям [6, С. 15].

В психологическом словаре под редакцией В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова можно прочитать, что «стресс - состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, например, во время космического полета» [5, C. 404].

Кордуэлл М. в словаре-справочнике по психологии пишет, что стресс необходимо рассматривать как стимул, как реакцию и как отсутствие равновесия между человеком и окружающей средой. В первом случае стресс - это характеристика окружающей среды. В данном случае, стресс - это и нехватка времени и неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе [3, C. 317]. Стресс как реакция - это состояние психического напряжения, возникающее в ответ на сложные обстоятельства. А в результате отсутствия равновесия между человеком и окружающей обстановкой человек испытывает стресс, в том

случае, когда предполагаемые требования обстановки становятся более высокими, чем предполагаемая способность удовлетворять эти требования. При этом Кордуэлл М. отмечает, что важный аспектом в этой модели является акцент на предполагаемых, а не реальных способностях и требованиях обстановки. И если человек не осознает этого разрыва, следовательно, он не испытывает стресс. Однако Г. Селье утверждал, что живой человек постоянно испытываем стресс: пробуждение, чувство голода, переедание, жажда, недосыпание, конфликты на работе с коллегами или начальником, влюбленность, ожог и т.д. Если человек не испытывает стресс, он сам сознательно или бессознательно может создать условия для его возникновения: полежу еще пять минут после звонка будильника; зная сроки предоставления какой-либо работы руководству, откладываю ее выполнение до последнего дня; диета; переедание; отказ от сладкого и т.д.

И.В. Дубровина определяет стресс как состояние напряжения, совокупность защитных физиологических реакций (адаптационный синдром), возникающих в организме животных или человека под воздействием чрезвычайных и неблагоприятных факторов (стрессоров) [2, С. 12]. По мнению автора, стресс может оказывать как положительное (мобилизирующее), так и отрицательное влияние на деятельность личности.

Таким образом, обобщив имеющиеся определения, можно утверждать, что стресс - это неспецифическая реакция организма на внутренние или внешние воздействия различного характера, требующие приспособления.

В психологической литературе выделяются различные виды стресса. По влиянию на организм стресс может быть положительным (эустресс) и отрицательным (дистресс). При эустрессе у человека происходит мобилизация психических и физических сил организма (например, при сдаче экзамена). Дистресс приводит к упадку сил организма - у человека опускаются руки, он становится раздражительным, рассеянным (например, после расставания с любимым человеком).

Острый стресс - ответная реакция организма на событие, в результате которого он потерял психическое равновесие (например, конфликт с начальником, ссора с близким человеком).

Постоянная физическая или моральная нагрузка приводят к переживанию хронического стресса (например, безуспешный поиск работы, затяжной конфликт в семье).

Физические перегрузки, воздействие вредных факторов окружающей среды, работа в опасных или экстремальных условиях, нерегулярное питание, недосыпание, жара, холод, жажда, голод, диете способствуют возникновению физиологического стресса.

Физиологический стресс бывает:

- химическим - связан с воздействием химических веществ, недостатком или избытком кислорода;

- биологическим - вызывается различными заболеваниями;

- физическим - данный вид стресса вызывают чрезмерные физические нагрузки или профессиональное занятие спортом;

- механическим - провоцируют повреждения тела (кожи или органа) в следствии нарушения его целостности (травма или хирургическая операция).

Также можно выделить психологический управленческий, эмоциональный, нервный, информационный, профессиональный виды стресса. Психологический стресс - понимается как ответная реакция организма на нарушение психической устойчивости личности вследствие психической перегрузки (например, на работе).

Условиями возникновения эмоционального стресса могут быть либо опасные для жизни ситуации (человек идет по темному, неосвещенному переулку), либо радостные или неожиданные события (рождение ребенка, бракосочетание, получение диплома о высшем образовании, повышение по службе, выигрыш в лотерею и т.д.).

Управленческий стресс провоцирует высокая ответственность за принимаемые решения.

Причинами возникновения нервного стресса могут стать сильное переутомление, чрезмерное эмоциональное напряжение.

Факторами, провоцирующими информационный стресс являются с одной стороны беспрерывный поток огромного количества информации, так и полный информационный «вакуум».

Одной из разновидностей стресса может быть профессиональный стресс, который понимается как эмоциональное напряжение, сопутствующее профессиональной деятельности человека. Если работник испытывает трудности в своей повседневной деятельности, имеет напряженные отношения с сотрудниками, руководством, или просто не удовлетворен своей работой, у него постепенно развивается стресс. Профессиональный стресс можно разделить на три вида:

- рабочий - причины, вызывающие данный вид профессионального стресса связаны с условиями труда (например, неудобный график работы, плохая организация рабочего места, однообразная работа, недостаточная безопасность труда);

- производственный - связан с самой профессией или видом деятельности (например, морально-психологический климат в коллективе, профессиональный уровень работника, социальная ответственность, ролевой статус);

- организационный - может возникнуть по причине негативного влияния на работника особенностей самого предприятия (например, стиль управления, кадровая политика, нарушение субординации, организационные изменения).

Ни один человек не застрахован от профессионально стресса. В группу риска попадают владельцы предприятий, директора и менеджеры, а также рядовые сотрудники. Помимо внешних факторов, вызывающих стресс, большое значение имеют и индивидуальные особенности личности работника. Профессиональному стрессу в первую очередь подвержены люди с повышенным уровнем тревожности, эмоционально лабильные и склонные к депрессивным реакциям.

Последствия профессионального стресса могут серьезно отразиться на человеке. Симптомами профессионального стресса могут быть:

- неудовлетворенность своей профессией,

- апатия,

- депрессия,

- снижение самооценки,

- тревожность,

- раздражительность.

Кроме эмоциональных реакций, стресс провоцирует у работника возникновение мышечных и головных болей, переутомление, сердечно-сосудистые проблемы. В результате хронического профессионального стресса организм включает психологическую защиту, и у человека наступает профессиональное выгорание.

Особенностью профессионального стресса является то, что возникающий у одного из работников, он может постепенно охватить весь коллектив. В результате в коллективе нарастает напряженность, учащаются конфликты, снижается продуктивность труда, повышается текучесть кадров, у работников падает мотивация к труду, появляется критика в адрес руководства. Все это негативно отражается на работе предприятия. Поэтому руководство должно быть заинтересовано в профилактике стресса у своих работников и коррекции их психоэмоционального состояния.

Рассмотренные виды стресса могут проявляться в следующих симптомах:

- ухудшение процессов памяти;

- невозможность сосредоточиться;

- постоянное чувство усталости;

- увеличение ошибок при выполнении привычных действий;

- повышенная возбудимость;

- повышенная тревожность;

- потеря чувства юмора;

- жалость к себе;

- бессонница;

- излишнее упрямство;

- злоупотребление вредными привычками;

- потеря аппетита, либо постоянное чувство ненасыщаемого голода;

- снижение темпов деятельности;

- отсутствие времени на отдых.

Эти симптомы могут проявляться как в совокупности, так и в отдельности.

Причинами (стрессорами), приводящим к стрессу могут быть:

1) Неподвласные человеку - стрессоры, которые есть в нашей жизни и если мы о них задумываемся, то они могут приводить к неудовольству, гневу, раздражению, обиде, но мы ничего не можем изменить (например, погода, цены, инфляция, привычки и поведение других людей, действия правительства, налоги).

2) Явления и события, которые человек сам превращает в проблемы. И в первую очередь это беспокойство о прошлом или будущем (например, если бы я сказал, сделал, прочитал или мне завтра предстоит тяжелый разговор с начальником, скорее всего он не поймет моей точки зрения и не примет мои аргументы).

3) Подвластные человеку стрессоры - наши собственные действия, поступки, привычки, приводящие к стрессу (например, наши неконструктивные действия; неспособность планировать свое время; неумение отказывать просьбам руководителе или коллег; неумение определять приоритеты; деструктивное общение с начальством, коллегами, близкими людьми).

Описанные виды стресса имеют определенные стадии протекания:

1) Мобилизации - стадия возникновения стресса, приводящая к росту напряжения, интенсивности реакций, уменьшению времени запоминания и воспроизведения информации, изменению характера протекания познавательных процессов. Данная стадия способствует повышению производительности и результативности деятельности.

2) Дезадаптации - в результате затянувшегося переживания стресса в поведении наблюдается неорганизованность, ухудшение протекания познавательных процессов. Стадия приводит к снижению качества деятельности.

3) Дезорганизации - при отсутствии профилактически хронического стресса поведение становится неадекватным ситуации, у человека наблюдается эмоциональное выгорание, появление чувства безразличия ко всему, пренебрежение обязанностями, отгораживание от проблем. Длительное переживание этой стадии может привести к серьезным заболеваниям. И если при переживании первой и второй стадии человек может сам справиться с переживаемым стрессовым состоянием, то на третьей стадии необходима помощь специалиста - психолога, психотерапевта, психоневролога.

В зависимости от стрессоров методами профилактики всех видов стресса могут быть:

1. Методы прямого воздействия на стрессор. Для этого необходимо понять в чем причина стресса; оценить свои возможности и способности изменить эту причину; оценить последствия своих действий.

Например, человек испытывает хронический стресс в следствие того, что постоянно не высыпается. А не высыпается потому, что поздно ложиться спать. При чем не потому, что много работы, а потому, что много времени проводит либо в социальных сетях, интернете или просмотром фильмов или телепередач. Осознав причину, человек может ее устранить - отказаться от всех перечисленных выше действий и лечь спать пораньше.

2. Методы, направленные на изменение отношения к ситуации. Эти методы способствуют осознанию того, что проблема не управляема и нет смыла переживать по ее поводу; осознанию того, что нельзя управлять поведением и мнением других людей, значит надо изменить свое отношение к мнению или поведению другого человека, то есть научиться управлять своими эмоциями при общении с другими людьми, даже если нам что-то в них не нравиться.

3. Методы непосредственной профилактики стресса (методы психической саморегуляции). Данные методы способствуют осознанию и постановке достижимых целей; избеганию формулировок «это не честно», «это не справедливо»; использованию самоприказов «я могу справиться, если составлю план», «я сделаю это постепенно», «если не удастся, я попытаюсь вновь».

В качестве психологических рекомендаций профилактики всех видов стресса могут быть предложены:

- музыкотерапия;

- дыхательные упражнения (наиболее эффективно при переживании острого стресса);

- оценка произошедшего события (научиться относиться к жизни «по-философски», во всем искать что-то положительное, позитивное);

- произвольное переключение внимания (наиболее эффективно при переживании острого стресса, например, чтобы переключиться после конфликта с коллегой, можно на несколько минут сосредоточиться на

каком-либо слове и составить из него как можно больше других слов или прочитать слово наоборот по буквам);

- хобби (рисование, вязание, шитье, танцы, занятия спортом и т.д.). В случае его отсутствия стоит найти время, возможности и желание научиться тому, о чем мечтали еще в детстве;

- общение с друзьями или людьми, не связанными с профессиональной деятельностью;

- прогулки на свежем воздухе (как раз в неделю по выходным, так и ежедневно перед сном);

- зоотерапия - домашние питомцы - не только полноправные члены многих семей, но и настоящие терапевты. Мало кто знает, что кошки и собаки благотворно влияют на сердечно-сосудистую систему человека, а аквариумные рыбки и попугайчики успокаивают нервы и поднимают настроение. Зоотерапия прекрасна тем, что не имеет противопоказаний, кроме аллергии на шерсть животных;

- эффективное планирование и организация дня, в том числе и рабочего (тайм-менеджмент). Планирование дня - особенно эффективно для профилактики профессионального стресса, это тот инструмент, который помогает не только эффективно использовать время, но и сокращать его. Это не банальный список дел, который нужно выполнить в строгой очередности. Планирование - способность выбирать, что нужно сделать, почему и когда.

Методов правильного планирования рабочего дня может быть много. Но один из самых эффективных -Матрица Эйзенхауэра. Суть её в следующем.

Есть 4 квадрата:

1. Квадрат А - Срочные и важные дела.

2. Квадрат В - несрочные и важные дела.

3. Квадрат С - срочные и неважные дела.

4. Квадрат D - несрочные и неважные дела.

Квадрат А почти всегда должен оставаться пустым. При грамотном планировании все важные дела должны оседать в квадрате В и выполняться по мере их приближения к А.

Квадрат В - это важные дела, которые помогут вам достичь вашей цели. Сюда включают все дела, которые нужно выполнить в течение 1 рабочего дня.

Квадрат С означает срочные и неважные дела, которые нужно передать на выполнение другим лицам. Яркий пример срочных, но неважных дел — позвонить потенциальному клиенту. Это может сделать сотрудник, вам лучше сосредоточиться на других делах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Квадрат D, означает, что есть несрочные и неважные дела, которые не приближают вас к цели, не дают позитивных эмоций и в принципе не нужны. В этот квадрат стоит записывать все бесполезные идеи.

Такое разделение дел по их важности и срочности позволяет вам понимать, чему нужно уделить внимание в течение рабочего дня, а о чем можно благополучно забыть. Матрица помогает не только в рабочих процессах, но и в повседневной жизни. Если вы хотите учить английский, он вам интересен и поможет в карьере — это квадрат В. Но если вы хотите учить испанский просто ради того, чтобы знать его — это D, и о нем можно благополучно забыть.

Выводы. Таким образом, проанализированный нами ряд источников по изучаемой теме позволяет сделать следующие выводы:

- стресс - неизбежная составляющая жизни современного человека и может пониматься как реакция на раздражитель;

- в зависимости от вида стресса, он может носить как положительный, так и отрицательный характер, что отражается в поведении и взаимоотношениях человека;

- в следствии переживания стресса, у человека наблюдаются определенные проблемы с познавательными и физиологическими процессами, трудности в общении и профессиональной деятельности, постоянное недовольство собой и окружающими людьми, изменение характерной манеры поведения, отсутствие желания вести здоровый образ жизни и другое;

- причины, приводящие стрессу могут быть как независящими от человека, так и спровоцированные им самим. И если в первом случае человеку стоит просто смириться с происходящим в его жизни и изменить собственное отношение ко всему происходящему, то во втором необходимо признание собственного вклада в возникновение стресса и осуществлять его профилактику наиболее эффективными в данной ситуации методами;

- естественными методами профилактики различных видов стресса могут быть действия, которыми современный человек занимается с детства - это и прослушивание любимой музыки, и чтение художественной литературы, и уход и прогулки с домашними животными, и выделение времени для того, чтобы заниматься любимым хобби (если такого нет, то ему можно научиться в том числе и через интернет), и грамотное распределение как рабочего, так и личного времени и многое другое. Главное в профилактике стресса - это желание не зацикливаться на возникших проблемах и переживаниях, а стремление изменить негативное воздействие на организм человека.

Литература:

1. Галкина Н.Ю. Стресс как социально-психологическое явление // Социально-экономическое развитие России и Китая: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Биробиджан, 28 декабря 2015 г. / под. общ. ред. Е. Л. Луценко. — Биробиджан: ИЦ ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2016. С. 22-25.

2. Дубровина В.И. Слоарь для начинающего психолога. - СПб., 2010.

3. Колдуэлл М. Психология. А-Я: Словарь-справочник / пер. с англ. К.С. Ткаченко. М., 2000.

4. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб., 2012.

5. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М., 2004.

6. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб., 2012.

7. URL: http://kemgkb4.ru/soobshhenie-o-stresse-biologija (дата обращения: 20.09.2018 г.).

8. URL: http://kemgkb4.ru/stress-v-sociologii (дата обращения: 01.09.2018 г.).

9. URL: http://medicina.dobro-est.com/stress-prichinyi-faktoryi-simptomyi-i-snyatie-stressa.html (дата обращения: 01.09.2018 г.).

10. URL: http://mirror7.ru.indbooks.in/?p=390995 (дата обращения: 20.09.2018 г.).

11. URL: http://zerostress.ru/chto-takoe-stress/teorii-stressa (дата обращения: 23.09.2018 г.).

12. URL: https://psyera.ru/koncepciya-stressa-g-sele_7517.htm (дата обращения: 23.09.2018 г.).

Психология

УДК 159.9.07

кандидат психологических наук, доцент Ерина Инобат Аъзамкуловна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ТОЛЕРАНТНОСТЬ ПОДРОСТКОВ КАК ОСОБЕННОСТЬ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация. Представленное в статье исследование обусловлено социокультурными изменениями, происходящими в России, которые сформировали запрос современного общества на культуру межэтнических отношений и толерантность, как системных качеств и базовых факторов его развития, в рамках которого возможен социальный диалог на основе взаимопонимания, поиска стратегий и форм взаимодействия, которые сделали бы жизнь в этих обществах комфортными и продуктивными, а также гарантировали бы им надлежащее единство и прочность. В статье осуществлен анализ категории «толерантность», выделены и обоснованы критерии оценки толерантности в подростковом возрасте. Доказано, что толерантность связана с индивидуально-типологическими свойствами личности подростка и его агрессивностью.

Обнаружены различия в восприятии различных этнокультур подростков с разным уровнем толерантности, проживающих в Киеве и Крыму.

Ключевые слова: толерантность, этническая толерантность, межэтнические отношения, отношение к этнокультуре, интолерантное поведение.

An^taUm. The research presented in the article is due to the socio-cultural changes taking place in Russia, which have shaped the demand of modern society for a culture of interethnic relations and tolerance as a system of qualities and basic factors of its development, in which social dialogue is possible on the basis of mutual understanding, search for strategies and forms of interaction that would make life in these societies comfortable and productive, and would guarantee them proper unity and strength. The article analyzes the category of "tolerance", identifies and justifies the criteria for assessing tolerance in adolescence. It is proved that tolerance is associated with the individual-typological properties of the personality of a teenager and his aggressiveness.

Differences in the perception of different ethnic cultures of adolescents with different levels of tolerance living in Kiev and Crimea were found.

Keywords: tolerance, ethnic tolerance, interethnic relations, attitude to ethno-culture, intolerant behavior.

Введение. Этнические и межэтнические отношения, которые регулируют взаимодействие между этносами внешне и внутри них, давно анализируются философами, историками, культурологами, политологами, социологами, экономистами, этническими психологами.

Социальные психологи понимают под межличностными отношениями, отношения между людьми как представителями определенных этнических групп, которые, кроме всего прочего, существенно детерминированы политическими, экономическими, культурными процессами, происходящими в обществе, чем отношения, которые не имеют этнического подтекста.

По мнению С.К. Бондыревой, системы этнического сосуществования основываются не на вертикальных, а на горизонтальных отношениях, и только при этом условии, без оглядки на социальные статусы этнические группы могут успешно существовать и взаимодействовать, сохраняя свои этническую идентичность.

Формулировка цели статьи провести анализ категории «толерантность», определить и обосновать критерии оценки толерантности в подростковом возрасте.

Исследовать связь с индивидуально-типологическими свойствами личности подростка и его агрессивностью.

Изложение основного материала исследования. Исследователи межнационального взаимодействия в условиях поликультурного общества считают, что этнические группы, которые попадают в поле поликультурных воздействий становятся «поликультурными», или же проявляют неповиновение и сопротивление этому.

А.А. Реан акцентирует внимание на трех группах факторов развития культуры межэтнических отношений [3, С. 13].

Анализ проведенных исследований Н.М. Лебедевой, касающихся факторов развития культуры межэтнических отношений, показал важность в формировании этой культуры ряда факторов социально-психологического содержания, среди которых [1, С. 31].

Она выделяет главный признак межэтнической толерантности - сформированность положительных образов своего и «чужого» этносов. Л. Почебут изучая эту тему выделил пределы между этнической идентичностью и этнической интолерантностью [2, С. 8].

Происходящие изменения в межнациональных отношениях подростков в последнее время привлекает большое внимание со стороны исследования толерантности.

В исследовании приняли участие общеобразовательные школы Республики Крым и г. Киева. Всего в исследовании приняло участие 190 подростков в возрасте от 14-15 лет (95 подростков - Республики Крым и 95 подростков - г. Киева).

В процессе исследования были изучены индивидуально-личностные факторы толерантности личности подростка с целью выявления уровня толерантности у подростков. По методике Бойко, наиболее выраженные показатели по шкалам нетерпимости к дискомфорту со стороны окружающих, неумения приспосабливаться к другим, неприятия другого человека.

Анализ полученных результаты исследования выявил, для испытуемых с низким уровнем коммуникативной толерантности характерны завышенная критичность по отношению к людям, которые испытывают какой-либо дискомфорт, они стараются уходить от разговоров, если кто-то из окружающих пытается жаловаться на ситуацию. Такие подростки плохо приспосабливаются к другим подросткам и людям вообще.

Данное обстоятельство указывает на то, что адаптация к самому себе для них важнее и достигается проще, чем адаптация к партнерам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.