Научная статья на тему 'Профессиональный стресс в организационной среде'

Профессиональный стресс в организационной среде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4738
898
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕССОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ / УПРАВЛЕНИЕ / ПЕРСОНАЛ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС / PROFESSIONAL STRESS / MANAGEMENT / PERSONNEL / BURNOUT / EFFI CIENCY / STRESSORS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Манухина С.Ю., Глушач Н.Н., Манухина Н.М.

На настоящий момент нет единого и однозначного определения профессионального стресса. Однако никто не сомневается в его наличии и существовании в любой, даже самой прогрессивной организации. Это многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную рабочую ситуацию. Его отличительными особенностями являются раздражительность, усталость, понижение общего уровня работоспособности и дееспособности. В то же время, как любой стресс, профессиональный стресс может и мобилизовать ресурсы человеческого организма, и помочь проявиться человеку с новой, иногда даже более эффективной для трудовой деятельности, стороны. Однако для того чтобы он был продуктивным, необходимо грамотное построение психологического сопровождения персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL STRESS IN THE ORGANIZATIONAL ENVIRONMENT

At present, there is no single and uniquedefi nition of professional stress. However, no one doubts its existence and the existence of any, even the most progressive organizations. This is a multidimensional phenomenon that manifests itself in physiological and psychological reactions to diffi cult working conditions. Its distinctive features are irritability, fatigue, reduce of the overall level of health and vitality. At the same time as any stress, stress can mobilize the resources of the human body, and help to manifest a new person, sometimes even more effective for work parties. However, in order for it to be productive you need to build a good psychological staff support.

Текст научной работы на тему «Профессиональный стресс в организационной среде»

УДК 159.99

UDС 159.99

С.Ю. МАНУХИНА

кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой организационной психологии, Московский государственный университет статистики, экономики и информатики E-mail: alday@inbox.ru Н.Н. ГЛУШАЧ

кандидат психологических наук, доцент, кафедра социологии и психологии, Московский государственный университет статистики, экономики и информатики E-mail: glushachnn@mail.ru Н.М. МАНУХИНА

кандидат психологических наук, доцент, кафедра организационной психологии, Московский государственный университет статистики, экономики и информатики E-mail: nata@manuhina-nm.ru

S.J. MANUKHINA

Candidate of Psychology, Associate Professor, Head of Organizational Psychology, Moscow State University of Statistics, Economics and Informatics E-mail: alday@inbox.ru N.N. GLUSHACH

Candidate of Psychology, Associate Professor, Sociology and Psychology, Moscow State University of Statistics,

Economics and Informatics E-mail: glushachnn@mail.ru N.M. MANUKHINA

Candidate of Psychology, Associate Professor, Organizational Psychology, Moscow State University of Statistics, Economics and Informatics E-mail: nata@manuhina-nm.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС В ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СРЕДЕ PROFESSIONAL STRESS IN THE ORGANIZATIONAL ENVIRONMENT

На настоящий момент нет единого и однозначного определения профессионального стресса. Однако никто не сомневается в его наличии и существовании в любой, даже самой прогрессивной организации. Это многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную рабочую ситуацию. Его отличительными особенностями являются раздражительность, усталость, понижение общего уровня работоспособности и дееспособности. В то же время, как любой стресс, профессиональный стресс может и мобилизовать ресурсы человеческого организма, и помочь проявиться человеку с новой, иногда даже более эффективной для трудовой деятельности, стороны. Однако для того чтобы он был продуктивным, необходимо грамотное построение психологического сопровождения персонала.

Ключевые слова: профессиональный стресс, управление, персонал, эмоциональное выгорание, эффективность, стрессогенные факторы.

At present, there is no single and uniquedefinition of professional stress. However, no one doubts its existence and the existence of any, even the most progressive organizations. This is a multidimensional phenomenon that manifests itself in physiological and psychological reactions to difficult working conditions. Its distinctive features are irritability, fatigue, reduce of the overall level of health and vitality. At the same time as any stress, stress can mobilize the resources of the human body, and help to manifest a new person, sometimes even more effective for work parties. However, in order for it to be productive you need to build a good psychological staff support.

Keywords: professional stress, management, personnel, Burnout, efficiency, stressors.

Временный успех всегда сопровождается сильной тревогой.

Английский поэт XVII века Джон Донн.

Современный человек в своей профессиональной деятельности кроме профессиональных знаний и умений в значительной степени использует интеллектуальные, эмоциональные и волевые ресурсы собственной личности и является своего рода эмоциональным и интеллектуальным донором функционирования организации в целом. Именно эти обстоятельства значительно истощают профессиональные силы работника и создают предпосылки развития профессионального стресса как синдрома эмоционального выгорания кадров.

Стресс как нервное истощение ещё в 1869 году был описан американским невропатологом Джорджем

Бирде в статье "Неврастения, или нервное истощение" в "Бостонском медицинском и хирургическом журнале". [1] В 1972 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла следующее определение: стресс - это неспецифическая (т.е. одна и та же на различные раздражители) реакция организма на любое предъявленное к нему требование. А стрессоры - разнообразные экстремальные воздействия, вызывающие нежелательные функциональные состояния - стрессы.

Следует отметить, что сами условия жизни стали стрессогенными. Сегодня появилась масса людей, охваченных тревогой, пребывающих в напряжении, чем-то занятых, куда-то спешащих. Им необходимо принимать решения, от которых зависят их жизнь и благополучие. Со всех сторон на них обрушиваются потоки новой ин-

© С.Ю. Манухина, Н.Н. Глушач, Н.М. Манухина © S.J. Manukhina, N.N. Glushach, N.M. Manukhina

19.00.00 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 19.00.00 - Р8УСИ0Ь0«СЛЬ 8С1БЖБ8

формации, и они не успевают ее переваривать. Люди теряются в жизненном водовороте, болезненно реагируют на пустяки, быстро утомляются и с трудом восстанавливают свои силы. [1]

На настоящий момент нет единого и однозначного определения профессионального стресса. Однако никто не сомневается в его наличии и существовании в любой, даже самой прогрессивной организации. Это многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную рабочую ситуацию. Его отличительными особенностями является раздражительность, усталость, понижение общего уровня работоспособности и дееспособности. В то же время, как любой стресс, профессиональный стресс может и мобилизовать ресурсы человеческого организма, и помочь проявиться человеку с новой, иногда даже более эффективной для трудовой деятельности стороны. Однако для того чтобы он был продуктивным, необходимы как грамотное руководство, построенное на основе основных принципов психогигиены трудовой деятельности, так и обладание навыками саморегуляции и регламентации своего труда.

Г. Селье, говоря о роле стресса в профессиональной деятельности, отмечает, что стресс может проявляться в любой сфере деятельности, а дистресс - нет [7]. Вопрос заключается в том, как сделать так, чтобы большинство стрессовых ситуаций превратить в эустресс?

У человека может быть несколько стрессовых сценариев, которые проявляются по-разному, в зависимости от ситуативных или личностных факторов. Н.В. Самоукина предлагает их разделение по трем основаниям [6]:

- частота и сила проявления (каждый день, через день и т.д.);

- направление стрессовой агрессии: на себя (обвинение себя за несделанную работу), на другого (в несделанной работе виноваты неграмотные руководители, которые дали мало времени на ее выполнение);

- механизмы запуска стрессовых реакций: «автоматический запуск» или «вызревание» стресса с постепенным накоплением негативных эмоциональных переживаний.

Американский исследователь Вейтц описал восемь стрессогенных ситуаций:

- необходимость ускорения переработки информации;

- конфликтность окружения;

- осознанная угроза;

- нарушение физиологических функций, в том числе болезнь человека;

- социальная изоляция;

- заключение, лишение свободы;

- остракизм (изгнание и преследования);

- групповое давление.

Среди основных стрессоров, оказывающих влияние на человека в профессиональной среде, выделяют:

- физические;

- физиологические;

- социально-психологические;

- структурно-организационные.

К физическим стрессорам относятся производственная вибрация, шум, загрязненная атмосфера и т.д. Для уменьшения влияния их на организм человека ограничивается время работы человека в подобных условиях, даются продукты питания, способствующие выводу токсинов из организма, четко регламентируются режимы труда и отдыха, назначаются реабилитационные процедуры и т.д.

Сильными физиологическими стрессорами являются так называемый «сменный график», отсутствие режимов труда и отдыха, нерегулярное питание. Подобные стрессоры часто встречаются в деятельности врачей, поточных рабочих, руководителей среднего и высшего звена и т.д. График работы «сутки через двое» уже по своей сути является стрессогенным для человеческого организма, поскольку не совпадает с режимом световых суток. Перебарывая себя, человек привыкает к определенному ритму жизни. Однако, нарушение природных ритмов приводит к повышению уровня утомляемости, более быстрому старению.

Социально-психологические стрессоры включают в себя целый набор конфликтов, которые могут возникать на рабочем месте (межличностные конфликты, мотивационные, ролевые, ролевая неопределенность), перегрузку или недогрузку работников, неотлажен-ность информационных потоков, высокую ответственность, дефицит времени и т.д. Все эти стрессоры могут влиять на психологический климат в организации. Установление нездорового климата, в свою очередь, приводит к большим экономическим потерям [3].

Структурно организационные стрессоры, в основном, связаны с неграмотным построением структуры организации, распределением должностных обязанностей, возложении чрезмерной ответственности на сотрудников или, наоборот, нежелание таковых ни за что отвечать, ошибочным распределением ресурсов, неграмотным делегированием и т. д.

Но главным стрессором, вызывающим дистрес-совое состояние в профессиональной среде, является изменение мотивационного вектора. Когда желание работать и интерес к самой профессиональной деятельности сменяется стремлением как можно больше получать и меньше для этого делать, когда интерес к созданию профессионального продукта подменяется исключительно материальной заинтересованностью, и работа становится не самореализацией или обеспечением себя и своей семьи для жизни. Г. Селье пишет: «Следует по крайней мере «быть на дружеской ноге» со своей работой, а в идеальном случае желательно найти себе «игровую профессию», как можно более приятную, полезную и созидательную. Это будет наилучшей отдушиной, предохранительным клапаном - для самовыражения, а также для предотвращения неразумных вспышек насилия или бегства в воображаемую жизнь с помощью наркотиков» [7, с.91]

В то же время В. А. Бодров отмечает, что сила и знак стрессового раздражителя воспринимается символически, каждым индивидуумом по-разному. На одного че-

ловека он может оказать воздействие, на другого - нет. Для одного подобное поведение внешней среды является нормой проявления, для другого - создает крайне сложные условия существования. «Не само по себе воздействие как таковое является причиной последующей реакции организма, а отношение к этому воздействию, его оценка, причем оценка негативная, основанная на неприятии стимула с биологической, психологической, социальной и прочих точек зрения данного индивида. Объективно вредоносный стимул, если он не признается за таковой данной личностью, не является стрессором», - пишет В. А. Бодров.

Самоукина Н.В. выделяет несколько основных видов профессионального стресса [6]:

- информационный стресс;

- эмоциональный стресс;

- коммуникативный стресс.

Информационный стресс связан с нехваткой или переизбытком информации, поступающей работнику. Особенно часто он возникает в ситуации «цейтнота», когда время на выполнение задания четко ограничено. Причем чем более ответственный человек, чем более важное задание, тем вероятность появления подобного стресса увеличивается. Также информационный стресс может возникнуть в ситуации неопределенности и длительного ожидания. Когда решается ваша судьба или судьба вашего проекта, а вы длительное время не получаете никакой обратной связи. Другой случай появления информационного стресса, - когда работнику постоянно поступает недостоверная информация (или критерии ее достоверности постоянно изменяются), и он перестает ориентироваться в ней, и/или когда его компетентность ставится под сомнение.

Эмоциональный стресс связан с возникновением у работника ощущения угрозы его безопасности в профессиональной среде. Он может возникать благодаря интуиции работника, нарушенных отношений с коллегами, чувства вины за невыполненную работу, несочетания уровня компетентности работника и возложенной на него ответственности, отсутствие опыта работы и т.д. Усугубление эмоционального стресса может привести к неадекватной оценке своих профессиональных возможностей, уровня компетентности, ухода из организации, спровоцировать смену области профессиональной деятельности.

Коммуникативный стресс связан с проблемами построения коммуникативных отношений в коллективе. Проявляется он в повышенной конфликтности, возникновении признаков нездорового психологического климата, неспособностью контролировать себя в стрессовых ситуациях [10]. Причиной его может быть низкий уровень навыков делового общения, высокий уровень личностной тревожности, сильная закрытость границ коллектива, жестко простроенная иерархия отношений и т.д.

По мнению Д Фонтана, стрессоры профессиональной деятельности следует разделить на общие и специфические. К общим стрессорам следует отнести:

1. Отсутствие научного подхода к организации

совместной деятельности: безответственность, неритмичность или отсутствие системы в работе. Часто коллектив действует в авральном режиме.

2. Недостаточное количество сотрудников, что заставляет других работать в изнурительном режиме. Объем работы чрезмерно большой, а работа выполняется либо некачественно, либо высокое качество обеспечивается сверхусилиями работников.

3. Нарушение режима рабочего времени, сверхурочная работа, частое изменение ритма деятельности, что приводит к накоплению усталости, упадку сил организма, психологическому выгоранию.

4. Статусные проблемы, связанные с низким служебным статусом, низкой заработной платой, недостаточными перспективами карьерного роста.

5. Заорганизованность и формализм, которые проявляются в большом количестве совещаний, заседаний, на которых ничего не решается, большом количестве планов и отчетов.

6. Неопределенность и непредсказуемость развития событий в организации, отсутствие стратегического плана организации. Неопределенность может принимать вид быстрых, непрогнозируемых действий, нарушающих стабильность функционирования коллектива без объяснения необходимости изменений.

Чрезмерно интенсивное и продолжительное воздействие стрессовых раздражителей в профессиональной среде может привести к возникновению состояния эмоционального выгорания. Эмоциональное выгорание (с англ. ЬитоШ - сгорать) - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в отчет на избранные психотравмирующие воздействия [3].

Перлман и Хартман, основываясь на результатах ряда исследований, предложили модель, согласно которой выгорание рассматривается в аспекте профессиональных стрессов [11]. Они предложили три измерения выгорания, которые отражают три основных симптоматических категории стресса:

1. физиологическую, сфокусированную на физических;

2. аффективно-когнитивную;

3. поведенческую, сфокусированную на симптоматических типах поведения.

Физиологическая категория сфокусирована на физическом истощении организма. Аффективно-когнитивная - на установках и чувствах, проявляющаяся в эмоциональном истощении, деперсонализации, эмоциональном перенапряжении, чувстве опустошённости, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов и т.д. Поведенческая - на снижении общей рабочей продуктивности и деперсонализации работников и других симптоматических типах поведения.

В дальнейших работах Перлман и Хартман систематизировали основные характеристики синдрома эмоционального выгорания и разработали опросник для его количественной оценки [8]. Их исследования показали, что при синдроме эмоционального выгорания человек испытывает следующие переживания:

19.00.00 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 19.00.00 - PSYCHOLOGICAL SCIENCES

- эмоциональное истощение - переживание опустошенности и бессилия;

- деперсонализация - разлад и нежелание поддерживать отношения с другими людьми, в том числе с клиентами; выражается в проявлении черствости, бессердечности и цинизма;

- редукция личных достижений - их занижение, потеря смысла в затрате усилий на рабочем месте.

Некоторые японские исследователи дополнили модель К. Маслач, включив в нее еще один фактор «Involvement», который характеризуется головными болями, нарушениями сна, раздражительностью и агрессивностью, а также наличием химических зависимостей (табакокурение, алкоголизм) [4].

Бойко В.В. рассматривает выгорание с точки зрения развития процесса [3]. Он структурировал синдром эмоционального выгорания, выделив в нем три основных фазы развития: фаза тревожного напряжения, фаза резистенции; фаза истощения.

Фаза Тревожного напряжения является начальной, «запускающей», и обнаруживается в четырех симптомах:

- переживанием психотравмирующих обстоятельств, усиливающимся осознанием травмирующих обстоятельств профессиональной деятельности;

- неудовлетворенностью собой и выбранной профессией (чувство недовольства и собой, и выбранной профессией);

- ощущением «загнанность в клетку», безысходности, состоянием интеллектуально-эмоционального тупика;

- тревогой и начинающейся депрессией.

В фазу Резистенции происходит формирование защитных механизмов. Наиболее выражено из них сопротивление. Данной фазе характерен следующий набор симптомов:

- неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, проявляющееся в «экономии эмоций», неадекватности избирательности эмоционального реагирования, избирательности установления эмоционально-личностных контактов;

- эмоционально-нравственная дезориентация, где эмоции не пробуждают или недостаточно стимулируют нравственные чувства;

- расширение сферы экономии эмоций, характеризуется проявлением экономии эмоций преимуще-

ственно вне работы, ограниченным общением дома, с близкими людьми, «уходом в себя»;

- редукция профессиональных обязанностей проявляется в попытках сокращения обязанностей, которые требуют эмоциональных затрат.

Фаза Истощения выражается в падении общего тонуса и ослабленности нервной системы и проявляется в следующем ряде симптомов:

- эмоциональный дефицит - ощущение эмоциональной беспомощности, непонимания к кому, как и зачем можно обратиться;

- эмоциональная отстраненность выражается в попытке полностью исключить эмоции - и положительные, и отрицательные - из своей профессиональной деятельности, превалирует полное равнодушие к происходящему;

- личностная отстраненность - утрата интереса к людям, к общению, взаимодействию, минимальным контактам;

- психосоматические и психовегетативные нарушения.

Среди личностных факторов, которые в наибольшей степени могут повлиять на возникновение синдрома эмоционального выгорания, отмечают: склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств в профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности [3, 9], склонность к интроверсии, реактивность, жесткость и авторитарность по отношению к другим, низкий уровень самоуважения, чрезмерно высокая или низкая мотивация успеха, трудоголизм, высокий уровень эм-патии, умение справлять со стрессом и отношение к самим стрессовым ситуациям и реакциям а них [5].

В заключение следует сказать, что, проводя в организации меры профилактики профессионального стресса и мероприятия здоровьесберегающих технологий, руководители смогут значительно повысить управляемость в компании и эффективность её функционирования. Для профилактики профессионального дистресса, состояния эмоционального выгорания и других состояний и переживаний, негативно отражающихся на регуляторных процессах и эффективности профессиональной деятельности работника, необходимо проводить профилактические мероприятия и знать пути предотвращения возникновения этих состояний.

Библиографический список

1. Гольцман Е. Век тревоги// Наука и жизнь, №2, 2001, С. 53-61

2. Глушач Н.Н. Организационная личность как концептуальная модель внедрения системы управления качеством в организации// Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития '2009». Т. 4. Педагогика, психология и социология. Одесса. Черноморье, 2009. 232 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. БойкоВ.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. . СПб.: Сударыня, 1999.

4. Захаров С. Синдром выгорания у врачей стигма профессионализма или расплата за сочувствие?, 2005. - http://forums. rusmedserv.com/ show thread.php?t=8748

5. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях. // Психологический журнал. М.: Наука, 2002. Т. 23. № 3. С. 85-95.

6. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Тандем, КМОС, 1999.

7. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1992.

8. Водопьянова Н.Е., СтарченковаЕ.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008.

9. Манухина С.Ю. Специфика проявления эмпатии и тревожности у психолога-диагноста в сфере кадрового бизнеса.// Психология психических состояний. Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2006.

10. Корецкая И.А. Актуальные проблемы профессионального и личностного становления будущих специалистов в системе непрерывного образования» // Формирование социально-профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования. Под ред. Манухиной С.Ю., Чистяковой С.Н. Москва, Литера, 2012.

11. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2002.

References

1. Goltsman E. 21 alarm//Science and Life, no. 2, 2001, Pp. 53-61.

2. Glushach N.N. Organizational personality as a conceptual model of the quality management system implementation in the Organization//Collection of scientific papers on materials of the international scientifically-practical Conference \»scientific research and its applications. Current status and development of ' 2009 \». Volume 4. Pedagogy, psychology and sociology. Odessa. Black Sea coast, 2009.

3. Boyko V.V. Burnout Syndrome in professional communication. St. Petersburg, 1999.

4. Zakharov S. Burnout Syndrome among doctors or professional stigma by compassion?, 2005 /s. Zaharov. http:\/\/forums. rusmedserv.comVshow thread.php? t = 8748

5. Ronginskaya T.I. Burnout syndrome in the social professions. T.I. Ronginskaya. A psychological journal. M.: Nauka, 2002. Vol 23. № 3. Pp. 85-95.

6. Samoukina N. Psychology and pedagogy. M.: Tandem, KMOS, 1999.

7. Cellier G. Stress without distress. М.: Progress, 1992.

8. Vodopyanova N.E., Starchenko E.S. Burnout Syndrome: diagnosis and prevention. 2-Ed. — Spb.: Piter, 2008.

9. Manukhina S.Yu. specificity of expression of empathy and anxiety in the psychologist-Diagnostician in the personnel business.// Psychology of mental States. Kazan: Kazan State University. V.i. Ulyanov-Lenin, 2006

10. Koretskaya I.A. Actual problems of professional and personal development of future specialists in continuing education»// formation of socially-professional self-determination of youth under continuing education. Manukhina S.Yu., Chistyakova S. N. Moscow, Litera, 2012

11. Ilyin E.P. Emotions and feelings. SPb.: Piter, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.