Научная статья на тему 'Профессиональный стресс: специфика возникновения и его психолого-экономические последствия'

Профессиональный стресс: специфика возникновения и его психолого-экономические последствия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4252
567
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС / СТРЕСС-ФАКТОРЫ / СТРЕСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ДЕФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / PROFESSIONAL STRESS / STRESS-FACTORS / STRESS / PROFESSIONAL BURNOUT / DEFORMATION OF THE INDIVIDUAL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Найденова Светлана Валентиновна, Пономарев Петр Андреевич

Статья посвящена психологическим особенностям профессионального стресса, причинам его возникновения, структуре и разновидностям его протекания, а также последствиям воздействия стресс-факторов на человека. Представлена специфика проявления профессионального стресса в совокупности воздействия объективных и субъективных факторов. Дается определение и характеристика синдрома профессионального выгорания и его последствий для личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Найденова Светлана Валентиновна, Пономарев Петр Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональный стресс: специфика возникновения и его психолого-экономические последствия»

Профессиональный стресс: специфика возникновения и его психолого-экономические последствия Найденова С. В. , Пономарев П. А.

Пайденова Светлана Валентиновна / Naidenova Svetlana Valentinovna - магистрант;

2Пономарев Петр Андреевич /Ponomarev Petr Andreevich - доктор философских наук, профессор, кафедра психологии и педагогики, социально-гуманитарный факультет,

Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ, г. Шахты, Ростовская область

Аннотация: статья посвящена психологическим особенностям профессионального стресса, причинам его возникновения, структуре и разновидностям его протекания, а также последствиям воздействия стрессфакторов на человека. Представлена специфика проявления профессионального стресса в совокупности воздействия объективных и субъективных факторов. Дается определение и характеристика синдрома профессионального выгорания и его последствий для личности.

Abstract: the article is devoted to the psychological characteristics of professional stress, causes of its origin, structure and variety of its course and consequences of the impact of stress-factors on the person. Presented specifics manifestations professional stress in the aggregate impact of objective and subjective factors. The definition and characteristics of burnout and its consequences for the individual.

Ключевые слова: профессиональный стресс, стресс-факторы, стресс, профессиональное выгорание, деформация личности.

Keywords: professional stress, stress-factors, stress, professional burnout, deformation of the individual.

В современном мире все большую практическую и научную актуальность приобретает проблема изучения стресса, связанного с профессиональной деятельностью человека. Всемирная организация здравоохранения называет профессиональный стресс «болезнью XXI века», так как данный вид стресса принял размеры «глобальной эпидемии» и встречается практически во всех профессиях мира, что связано с существенным изменением условий и содержания труда, непрерывным ростом социальной, экологической, экономической, личностной напряженности нашей жизни [1, с. 165].

В настоящее время проблема профессионального стресса разрабатывается в работах как зарубежных (Ш. Берн, К. Маккей, К. Л. Купер, С. Картрайт и др.), так и российских (В. В. Бойко, В. А. Бодров, В. Р. Михайлова, А. Б. Леонова и др.) ученых. Понятие «стресс» ввел канадский биолог Ганс Селье в 1936 г., как объяснение «неспецифической реакции организма в ответ на любое неблагоприятное воздействие» [цит. по: 1, с. 167]. Позже оно стало применяться для описания состояний человека в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Селье в своем учении о стрессе выделил три последовательные стадии развития общего адаптационного синдрома в зависимости от длительности воздействия стрессоров: стадия тревоги, стадия сопротивления и стадия истощения. Первые две стадии носят продуктивный характер, поскольку связаны с процессами экстремальной мобилизации жизненных сил организма, необходимых для изменения поведения в новых условиях. Третья стадия, истощения - результат длительного воздействия стрессора, когда ресурсов индивида недостаточно для устранения источника стресса. На данной стадии нарушаются приспособительные механизмы организма, истощаются адаптационные ресурсы, вследствие чего могут возникать функциональные и морфологические изменения в организме. На основании влияния на организм человека можно выделить две формы стресса: продуктивный (эутстресс) — приводящий к повышению мотивации человека и росту развития, и деструктивный — результат которого переутомление и дистресс.

В настоящее время особое внимание уделяется изучению деструктивного влияния стрессовых состояний на продуктивность деятельности и психосоматическое здоровье индивида. Это объясняется тем, что профессиональные стрессы дестабилизируют работу организации, провоцируют потерю

квалифицированного персонала, снижают работоспособность и эффективность труда, нарушают организационную культуру. Стресс негативно сказывается как на организации в целом, так и на психическом состоянии индивида. В литературе по рассматриваемой проблеме показано, что ряд рабочих стрессоров, таких как ролевая неопределенность, конфликты, недостаточный контроль, рабочая перегрузка, обычно бывает тесно связан с психическим напряжением, психосоматическими расстройствами и неблагоприятными поведенческими последствиями, такими как десоциализация и профессиональная деформация личности. Поэтому в настоящее время остро стоит проблема изучения факторов, оказывающих негативное влияние на трудовую деятельность личности в организации и разработке программ,

направленных на снижение воздействия стресс-факторов и борьбу со стрессовыми состояниями.

Психологической особенностью стресса является его зависимость как от внешних экстремальных воздействий на индивида, так и от личностного смысла цели его деятельности. В результате этого причиной стресса у человека может стать как трудовая деятельность, так и конкретная профессиональная ситуация. Объективные причины стресса зачастую кроются именно в личностных особенностях человека, проявляющихся в процессе трудовой деятельности: в собственном мировосприятии, жизненных установках

и стереотипах, потребностях и мотивах. Исходя из этого, причины возникновения профессионального стресса можно разделить на два типа — главные и непосредственные. Непосредственными причинами возникновения профессионального стресса могут быть различные события, такие как отсутствие взаимопонимания с руководством, нехватка времени на выполнение задания, повышенный уровень сложности задания, неудовлетворительные условия трудовой деятельности. Последствие данных ситуаций, как правило, это психологическая напряженность человека и стрессовые состояния. Главные причины возникновения стресса связаны с индивидуальными особенностями личности — психологическими, физиологическими, профессиональными. Оказать влияние на возникновение стрессовых состояний также могут глобальные факторы, такие как уровень безработицы, несоответствие работника определенным требованиям времени, экономический кризис и личностные проблемы.

Н. В. Самоукина выделяет «три разновидности профессионального стресса: информационный, коммуникативный, эмоциональный» [2, с. 180]. При информационном стрессе у человека возникают временные перегрузки, в процессе которых он не справляется с задачами и не может принять решение, особенно если оно сопровождается высокой степенью ответственности. Коммуникативный стресс связан с проблемами в общении, неумением защититься от агрессии, сформулировать отказ, неспособностью защититься от манипулирования. Эмоциональный стресс приводит к разрушению личности человека, его ценностей, установок и мотивов в результате неоправданных ожиданий, предательства близких или коллег, обиды и др.

Продолжительное влияние стрессовых состояний в процессе профессиональной деятельности на человека, по итогам наблюдений, могут привести к эмоциональным и соматическим изменениям — различным видам профессиональных и личностных деформаций, в результате которых может возникнуть «профессиональное выгорание». Впервые термин «выгорание» ввел Х. Фреденберг в 1974 году, как состояние «собственной бесполезности, ненужности личности» [3, с. 275]. Профессиональное выгорание является результатом эмоционального выгорания личности. Симптомами эмоционального выгорания являются - ослабление эмоций, снижения уровня чувств и переживаний, равнодушие к людям, потеря смыла жизни, веры в себя и др. Наиболее подвержены «эмоциональному выгоранию» представители социономических профессий или профессий типа «человек — человек». Профессии данного типа подразумевают продолжительный контакт с людьми, который с эмоциональной точки зрения поддерживать сложно. Выгорание — это синдром, развивающийся на фоне длительного воздействия профессионального стресса и, как результат, ведущий к полному истощению всех ресурсов личности в процессе трудовой деятельности. Профессиональное выгорание возникает в процессе накапливания отрицательных эмоций без возможности их освобождения.

Модель синдрома профессионального выгорания может быть представлена как трехмерный конструкт, состоящий из эмоционального истощения, деперсонализации и редуцирования личных достижений [1, с. 173]. Наблюдается либо тенденция к негативному оцениванию себя в профессиональном плане, либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, снятия с себя ответственности и попытка переложить на других. Это проявляется в снижении работоспособности, постоянном чувстве усталости, снижении энергетического тонуса, головных болях, бессоннице и т. д. Психологические состояния работников характеризуются негативными установками по отношению к себе и окружающим, возникновением вспышек раздражения и гнева, апатией и безразличием. Деперсонализация приводит к циничному и негуманному отношению к трудовой деятельности и к окружающим людям. В. В. Бойко определяет эмоциональное выгорание как «механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на травмирующие воздействия» [4, с. 83].

Таким образом, присутствие стресса и стресс-факторов мы можем наблюдать в трудовой деятельности практически каждого человека. Профессиональный стресс имеет деструктивные психологические и экономические последствия. Среди таких последствий мы можем выделить снижение эффективности труда, работоспособности, ухудшение психического и соматического здоровья личности, профессиональное выгорание. Уровень профессионального стресса во многом определяется содержанием трудовой деятельности личности. Достаточно сильным стрессогенным фактором является субъективная оценка смысла собственной деятельности, в результате которой происходят личностные и поведенческие деформации человека, проявляющиеся в возникновении признаков синдрома профессионального выгорания. На возникновение данных деформаций влияют условия и организация труда, уровень заработной платы, возможность карьерного роста и т. д. Все это свидетельствует о том, что необходимо разрабатывать программы профилактики и коррекции профессионального стресса, а также рекомендации по его нейтрализации как на индивидуально-личностном, так и на организационном уровнях.

Литература

1. Чуева Е. Н. Специфика проявления профессионального стресса у представителей социономических

профессий // Вестник Краунц. Серия «Гуманитарные науки». - 2012. - № 2 (20). - С. 165-174.

2. Фонталова Н. С. Стресс в профессиональной деятельности и его психологические последствия //

Известия ИГЭА. - 2013. - № 3 (77). - С.179-182.

3. Кожевникова О. А. Профессиональный стресс: причины возникновения, возможности профилактики и

коррекции // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 7 (19). - С. 273-276.

4. Пронюшкина Т. Г., Назарова И. Н. Практические рекомендации по профилактике профессиональных стрессов // Современные исследования социальных проблем. - 2012. - № 8 (16). - С. 75-82.

5. Водопьянова Н. Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях // Психология здоровья / под. Ред. Г. С. Никифорова. - Спб.: СпбГУ, 2008. - С. 443-463.

6. Макаренко О. В. Психология профессионального развития личности. Профессиональный стресс: учеб. Пособие. Новосибирск: НГТУ, 2010. - Ч. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.