Научная статья на тему 'Роль профессионального стресса и особенностей личности в возникновении эмоционального выгорания у сотрудников правоохранительных органов (в связи с задачами психопрофилактики)'

Роль профессионального стресса и особенностей личности в возникновении эмоционального выгорания у сотрудников правоохранительных органов (в связи с задачами психопрофилактики) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1247
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ (ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ) ВЫГОРАНИЕ / ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СИНДРОМА ВЫГОРАНИЯ / СОТРУДНИКИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ / EMOTIONAL (PROFESSIONAL) BURN – OUT / STRESS / INTERNAL AND EXTERNAL FACTORS OF THE SYNDROME OF BURN-OUT / POLICE OFFICERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Баратынская Анастасия Владимировна

Статья посвящена анализу роли профессионального стресса в возникновении эмоционального выгорания. Также рассмотрены основные факторы и симптомы проявления синдрома выгорания у сотрудников правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PROFESSIONAL STRESS AND TRAITS PERSONALITY IN THE APPEARANCE OF EMOTIONAL BURN ‒ OUT AMONG POLICE OFFICERS (IN RELATION TO THE PROBLEM OF PSYCHOPROPHYLAXIS)

The article is devoted to the problem of emotional burn out among police-officers. The author pays great attention to the role of stress in arising emotional burn – out. Internal and external factors causing the syndrome of burn-out among police officers and its main symptoms are also analyzed.

Текст научной работы на тему «Роль профессионального стресса и особенностей личности в возникновении эмоционального выгорания у сотрудников правоохранительных органов (в связи с задачами психопрофилактики)»

УДК 159.9

РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА И ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В ВОЗНИКНОВЕНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ (В СВЯЗИ С ЗАДАЧАМИ ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ)

© 2013

А.В. Баратынская, аспирант кафедры общей и медицинской психологии

Днепропетровский национальный университет им. О. Гончара, Днепропетровск (Украина)

Аннотация: Статья посвящена анализу роли профессионального стресса в возникновении эмоционального выгорания. Также рассмотрены основные факторы и симптомы проявления синдрома выгорания у сотрудников правоохранительных органов.

Ключевые слова: стресс, эмоциональное (профессиональное) выгорание, факторы возникновения синдрома выгорания, сотрудники правоохранительных органов.

Большинство людей ежедневно сталкиваются со стрессовыми ситуациями, как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни. Для некоторых профессий характерен высокий уровень стресса не только из-за специфики работы, но и из-за многочисленных воздействий окружающей среды, связанных с работой. Служба в правоохранительных органах занимает одно из центральных мест в списке профессий с особо напряженными условиями деятельности.

Такие факторы, как большая ответственность, возлагаемая на работников милиции, общение с людьми, для которых характерно асоциальное поведение, частые ситуации с непредсказуемыми последствиями, риск травмирования или ранения, психические и физические перегрузки являются источниками постоянного стресса для сотрудников правоохранительных органов.

Так, Американский институт стресса включил работу в полиции в перечень десяти наиболее стрессовых работ в США; в своих исследованиях Michael Pittaro определил работу в правоохранительных органах как «самую стрессовую в мире» [1].

Целью этой статьи является анализ профессионального стресса и личностных особенностей как важных факторов в возникновении эмоционального (профессионального) выгорания у сотрудников правоохранительных органов.

Впервые в физиологии и медицине термин «стресс» употребил Г. Селье, рассматривая его как «неспецифические реакции организма человека («общий адаптационный синдром») в ответ на неблагоприятное воздействие извне» [2].

В свою очередь, Д. Кокс рассматривает стресс как психологическое состояние, являющееся частью более широкого процесса взаимодействия между индивидуумами и их рабочей средой и отражающее этот процесс» [3].

С. Вожнер (70-е гг. ХХ в.) предложил идентифицировать понятие «стресс» с понятиями «фрустрация» и «угроза» [2].

Согласно с мнением П. Мак-Грату, стресс - это воспринимаемый существенный дисбаланс между требованием и возможностью прогнозирования реализации этого требования в условиях, когда выполнить его невозможно [4].

Согласно Г. Селье, стресс может рассматриваться с точки зрения наличия трех фаз:

1. Реакция тревоги (the alarm reaction), возникающая при первом проявлении стрессора, включает две стадии:

а) стадия шока (the shock stage), для которой характерны снижение уровня устойчивости организма в течение короткого периода времени, нарушение некоторых соматических и вегетативных функций.

б) стадия срабатывания защитных механизмов (the anti-shock stage (defense phenomena), на которой происходит мобилизация резервов организма за счет включения механизмов саморегуляции защитных процессов. Если защитные реакции эффективны, тревога утихает и организм возвращается к нормальной жизнедеятельности.

2. Фаза сопротивления или резистенции (the stage of specific resistance) - наступает в случае продолжительного воздействия стрессора и необходимости поддержания защитных реакций организма. Если действие стрессора совместимо с возможностями адаптации, организм способен сопротивляться стрессу.

3. Фаза истощения (the stage of exhaustion) - отражает нарушение механизмов регуляции защитно-приспособительных механизмов борьбы организма с чрезмерно интенсивным и длительным воздействием стрессоров. После длительного действия стрессора, к которому организм приспособился, постепенно истощаются запасы адаптационной энергии [2].

Раздражители, вызывающие стресс, могут быть физическими, умственными или эмоциональными. Не вызывая болезнь сами по себе, они негативно влияют на защитные механизмы организма, что может привести к возникновению различных проблем: поведенческих; психических (посттравматическое стрессовое расстройство, невротические и психосоматические расстройства); иммунологических (низкая устойчивость к возникновению новообразований); заболеваниям сердечнососудистой системы (гипертоническая болезнь, инсульт, ишемическая болезнь сердца) и желудочно-кишечного тракта [3].

Среди ученых ведется широкая полемика относительно соотношения и разграничения таких понятий, как «стресс» и «эмоциональное (профессиональное) выгорание».

По мнению C. Maslach, профессиональное выгорание является эмоциональным истощением, возникающим на фоне стресса межличностного взаимодействия. Его появление свидетельствует о том, что индивидуум подвержен и другим факторам стресса. Профессионалы, для которых характерно наличие эмоционального выгорания, в большинстве случаев не способны преодолевать эмоциональные стрессы, связанные с работой [5, с. 1].

В концепции В. Бойко профессиональное выгорание рассматривается как дистресс или стадия истощения, третья стадия общего адаптационного синдрома (по Г. Селье) [6].

Н. Гришина подчеркивает, что выгорание должно изучаться как особое состояние человека, являющееся следствием профессиональных стрессов [7].

Результаты исследования, проведенные Дж. Поулин и К. Вальтер, показывают наличие тесной связи между стрессом и выгоранием. Так установлено, что увеличение уровня выгорания тесно связано с увеличением уровня профессионального стресса [7].

Согласно М. Рове, лица, переживающие выгорание, имеют более высокий уровень психологического стресса и характеризуются меньшей устойчивостью, выносливостью [6, с. 3].

Впервые термин выгорания был использован в 1969 году Loretta Bradley для описания некого вида стресса, связанного с работой [3].

В 1974 г. H. Freudenberger использовал термин «выгорание» для описания крайней усталости, разочарования работников психиатрических учреждений. Так,

автор разработал новую модель для рассмотрения дистресса и функциональных нарушений, связанных с профессиональной деятельностью [8].

В свою очередь, C. Maslach (1976) трактует профессиональное выгорание как «синдром физического и эмоционального истощения», для которого характерно отрицательное отношение к работе, низкая самооценка, отсутствие понимания клиентов и утрата по отношению к ним сочувствия [1, с. 1]

Сегодня в Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10) синдром выгорания описан в рубрике Z.73.0 как «проблемы, связанные с трудностями преодоления жизненных затруднений» и как «состояние полного истощения». У людей с синдромом выгорания наблюдается сочетание психопатологических, психосоматических, соматических симптомов и признаков социальной дисфункции. Также характерна хроническая усталость, когнитивная дисфункция (нарушения памяти и внимания), нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями, личностные изменения, развитие тревожного, депрессивного расстройств, зависимость от психотропных веществ, в крайних случаях - суицид. Общими соматическими симптомами этого синдрома являются головная боль, гастроинтестинальные (диарея, синдром раздраженного желудка) и кардиоваскулярные (тахикардия, аритмия, гипертония) нарушения [9].

Согласно модели С. Maslach, эмоциональное (профессиональное) выгорание рассматривается как трех-компонентная структура и включает в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию персональных достижений [1, с. 1].

Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности собственных эмоциональных ресурсов. На данной стадии могут проявляться такие симптомы: головные боли, недомогание, простудные заболевания.

Деперсонализация представляет собой тенденцию развивать негативное, циничное отношение к реципиентам (пациентам, клиентам, ученикам и др.). Для данной стадии характерны: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, дистанцирование (расширение сферы экономии эмоций).

Редукция персональных достижений проявляется в виде снижения чувства компетентности в своей работе, недовольстве собой, уменьшении ценности своей деятельности. Снижается уровень самооценки как в личном, так и в профессиональном плане, появляется чувство собственной несостоятельности, безразличие к работе. Для данной стадии характерны психосоматические и психовегетативные расстройства [1, с. 3].

Согласно Evelyne Joss (2008), выгорание проявляется в двух последовательных фазах:

1. Фаза внутреннего истощения (сгорание) - burn-in.

2. Фаза внешнего истощения (выгорание) - burn-out.

Фаза внутреннего истощения (burn-in) характеризуется презентеизмом. Впервые данный термин был употреблен Cary Cooper в 1994 г (от англ. to рresent - присутствовать), в противовес понятию «абсентеизм» (от англ. to absent - отсутствовать), и употребляется для описания ситуации, когда сотрудник находится на службе и выполняет свои профессиональные обязанности, несмотря на проблемы с физическим и психическим здоровьем, что в результате приводит к возникновению негативных последствий. Усталость, низкий уровень мотивации, наличие различных соматических расстройств в дальнейшем могут способствовать развитию деформации личности [10, с. 10].

На сегодня не существует единой обобщенной классификации факторов, приводящих к профессиональному выгоранию. Как зарубежные, так и отечественные исследователи в данной области предлагают различные

классификации факторов, обусловливающих его возникновения.

Р. Глен разделяет факторы профессионального выгорания на профессиональные и личностные, М. Лейтер - на социально-психологические, личностные и профессиональные, К. Кондо - на индивидуальные, социальные и организационные, Б. Перлман и Е. Хартман - на личностные, ролевые организационные [6].

В свою очередь, В. Орел выделяет две группы факторов, обусловливающих возникновение профессионального (эмоционального) выгорания:

1. Индивидуальные, к которым засчитывают социально-демографические и личностные особенности работника.

2. Организационные, включающие условия работы, социально-психологические особенности и ролевые особенности [11].

И. Моцонелидзе выделяет внутренние и внешние факторы, способствующие возникновению профессионального выгорания у сотрудников правоохранительных органов.

К внутренним факторам, обуславливающим формирование синдрома профессионального выгорания у сотрудников ОВД, автор относит:

1. Склонность к эмоциональной ригидности; формирование симптомов выгорания будет происходить медленнее у импульсивных лиц с подвижными нервными процессами.

2. Интенсивное восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности; каждый экстремальный, стрессогенный случай во время исполнения служебных обязанностей оставляет глубокое эмоциональное впечатление, что приводит к постепенному истощению эмоционально-энергетических ресурсов личности.

3. Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности; недовольство профессиональной деятельностью и негативное отношение к ней приводит к снижению самооценки сотрудника, вызывает раздражение и нежелание работать дальше.

4. Дезориентация личности, характеризующаяся безразличным отношением к результатам деятельности [10].

Среди внешних факторов возникновения профессионального выгорания у сотрудников правоохранительных органов можно выделить следующие:

1. Напряженная психоэмоциональная деятельность (экстремальный характер профессиональной деятельности, предупреждение и пресечение правонарушений, разрешение конфликтов между гражданами, длительные и интенсивные нагрузки) являются предпосылкой возникновения у работников состояний психического напряжения, физической перегрузки и эмоционального истощения.

2. Идестабилизирующая организация деятельности, признаками которой является низкий уровень организации труда и материально-технического обеспечения, ненормированный рабочий день, использование в работе сведений, содержащих служебную тайну, дефицит времени и недостаточный объем информации, т.д.

3. Повышенная ответственность за выполнение возложенных обязанностей. Работникам ОВД приходится работать в режиме строгого внутреннего и внешнего контроля за деятельностью, пристального внимания СМИ и гражданского населения, четкой регламентации и постоянной подотчетности, а также постоянно решать задачи, направленные на защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан.

4. Неблагоприятная психологическая атмосфера профессиональной деятельности, характеризующаяся повышенной конфликтностью, а также не всегда справедливая оценка работы ОВД гражданским населением.

5. Психологически тяжелый контингент, с которым приходится общаться во время выполнения професси-

ональных обязанностей - общение работников органов внутренних дел при выполнении своих служебных обязанностей с различными категориями граждан (несовершеннолетние, ранее судимые, лица с психическими аномалиями, агрессивно настроенные лица и др.) [10].

По данным статистики, среди основных симптомов эмоционального (профессионального) выгорания у сотрудников правоохранительных органов, можно выделить следующие 3 группы:

1. Физическое истощение, для которого характерны рассеянность, учащенное сердцебиение, головные боли, боли в спине, тошнота, хроническая усталость и др.

2. Эмоциональное истощение, проявляющееся в потери энтузиазма и интереса к работе; даже у тех сотрудников, которые увлечены своей работой, возникает тенденция к интровертированости, агрессивности, наблюдаются проявления цинизма и пр.

3. Интеллектуальное истощение, вызывающее чувство некомпетентности, неполноценности, падение интереса к новым идеям в работе и альтернативным подходам в решении проблем; ригидность мышления [12-3].

Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

1. Деятельность сотрудников правоохранительных органов неразрывно связана со стрессом.

2. Несмотря на различные подходы к трактовке соотношений понятий «стресс» и «эмоциональное (профессиональное) выгорание», большая часть исследователей отмечает, что стресс является важнейшим фактором возникновения синдрома выгорания.

3. Выделяются внутренние и внешние факторы возникновения эмоционального (профессионального) выгорания у сотрудников правоохранительных органов. К группе первых факторов относится: склонность к эмоциональной ригидности, интенсивное восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности, а также дезориентация личности, характеризующаяся безразличным отношением к результатам своей работы. К группе вторых факторов относится: напряженная психоэмоциональная деятельность и дестабилизирующая организация деятельности, повышенная ответственность за выполнение возложенных обязанностей, неблагоприятная психологическая атмосфера, психологически тяжелый контингент, с которым приходится работать

4. Основными симптомами выгорания у сотрудников правоохранительных органов являются симптомы физического, эмоционального и интеллектуального истощения.

Согласно нашим исследованиям, проводимым среди сотрудников правоохранительных органов различных подразделений с помощью специально разработанного

психодиагностического инструментария, у большинства испытуемых диагностируются симптомы профессионального выгорания I—III степени. При этом роль выявленных особенностей личностной структуры исследуемых весьма существенна как в плане развития указанного синдрома и определения степени его тяжести, так и для психопрофилактики.

Перспективой дальнейшей работы по данной проблематике может быть определение основных личностных факторов, помогающих сотрудникам правоохранительных органов предотвратить профессиональное (эмоциональное) выгорание.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Dempsey J. S., Forst I. S. An Introduction to Policing. Fifth edition. Delmar, USA: Cengage Learning, 2009. P. 170-174.

2. Selye H. Stress without distress. Philadelphia: J. B. Lippincott Co.,1974. 150p.

3. Nicoara P. (Netotea-Suciu), Liliana-Amelia V. Burnout - an Effect of Professional Stress in the Police Environment// Materials of the 2nd International Conference on Economics, Trade and Development IPEDR Vol.36 (2012) IACSIT Press, Singapore.

4. Серебрякова Т. А. Психология стресса: Учебное пособие. Н.Новгород: ВГИПУ, 2007. C. 7-10

5. Maslach C. M. Job burnout: new directions in research and intervention / C.M.Maslach // Current Directions in Psychological Science, 2003.Vol.12. P. 189-192.

6. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования// Психологический журнал . 2001. №1.С. 15-27.

7. Кузнецова Е. В., Петровская В. Г., Рязанцева С. А. Психология стресса и эмоционального выгорания: Учебное пособие. Куйбышев, 2012. С. 35-42

8. Аршава И. Ф. Медицинские и психологические маркеры профессионального (эмоционального) выгорания специалиста// Вестник Днепропетровского национального университета. Психология и педагогика. 2002. №1. С. 23-25.

9. Грисенко Н. В., Носенко Е. Л. Роль позитивних цшностей i властивостей особистосп у попередженш емоцшного вигорання педагога: моногр. Д.: рВв ДНУ, 2012. 180 с.

10. Josse P. E. Le burn - in let le burn-out,2008.http:// www.resilience-psy.com

11. Моцонелщзе I. О. Психолопчш особливосп чин-нишв, що зумовлюють виникнення емоцшного вигорання у пращвнишв оргашв внутршшх справ // Проблеми сучасно! психологи. 2011. № 11. С. 50-58

12. Oligny M. Stress and Burnout in the Police Environment. Quebec, Canada: Presses de l'Universite du Quebec, 2010.P. 3-7.

ROLE OF PROFESSIONAL STRESS AND FEATURES PERSONALITY APPEARANCE IN EMOTIONAL BURNOUT IN COLLABORATORS PRAVOOHRANYTELN BODIES (IN CONNECTION WITH THE PROBLEM PSYHOPROFYLAKTYKY)

© 2013

A.V. Baratynskaya, post-graduate student of common and medical psychology department

Dnepropetrovsk national university named after O. Honchar, Dnepropetrovsk (Ukraine)

Annotation: The article is devoted to the problem of emotional burn - out among police-officers. The author pays great attention to the role of stress in arising emotional burn - out. Internal and external factors causing the burn-out syndrome among police - officers and its main symptoms are also analyzed.

Keywords: stress, emotional (professional) burn - out, internal and external factors of the burn-out syndrome, police officers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.