УДК 159.9
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ КАК СРЕДСТВО ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ
ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Светлана Николаевна Бостанова, кандидат психологических наук, доцент, заведующая
кафедрой, Зарема Хусеевна Хачирова, аспирант, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск
Аннотация
В статье рассматриваются психологические методики, используемые как средство построения индивидуальной траектории обучения студентов в процессе обучения иностранным языкам. Основываясь на результатах эмпирического исследования можно спроектировать алгоритм построения индивидуальной траектории обучения, что послужит шаблоном при личностно-ориентированном обучении.
Ключевые слова: индивидуально-образовательная траектория, методика, тестирование, коэффициент интеллекта, мотивы обучения.
PSYCHOLOGICAL METHODS AS A MEAN OF CONSTRUCTING AN INDIVIDUAL TRAJECTORY OF TEACHING STUDENTS IN THE PROCESS OF STUDYING THE
FOREIGN LANGUAGES
Svetlana Nikolaevna Bostanova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, department chair, Zarema Khuseevna Khachirova, the post-graduate student, Karachay-Cherkessia State University U.D. Aliev, Karachaevsk
Annotation
The article deals with the psychological methods, used as a means of constructing the individual trajectory of teaching students in the process of studying the languages. It based on the results of the empirical study and gives the possibility to design the algorithm for constructing the individual trajectory of the learning, which will serve as a template for the student-centered learning.
Keywords: individual educational trajectory, methodology, testing, intelligence factor, coefficient of intelligence, studying motives.
ВВЕДЕНИЕ
Данное эмпирическое исследование было проведено на базе Карачаево-Черкесского государственного университета имени У. Д. Алиева, так как нас интересует узкий контингент студентов, который изучает иностранные языки, мы обратились к учащимся института филологии кафедры германской филологии.
Целью проведения данного эксперимента является обоснование психологической модели детерминант при выборе индивидуальной образовательной траектории в процессе обучения иностранным языкам.
Для построения детерминированных траекторий обучения, необходимо дедуктиро-вать учащихся в группы согласно их ведущим мотивам учебной деятельности. Из веденных нами ранее исследований, мы пришли к выводам что, индивидуально-образовательная траектория формируется с учетом личностных качеств учащихся и зависит от их мотивации и обучаемости.
Исходя из нашей первостепенной задачи - определение психологического детерминанта моделирования индивидуальной образовательной траектории студентов, мы решили для начала выявить мотивы учебной деятельности студентов. Данная необходимость обусловлена тем, что мотивация играет одну из важнейших ролей на всех этапах обучения, особенно при выборе будущей профессии.
Для достижения данной цели, нами была подобрана и проведена методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов». Данная методика предложена А. А. Реаном и В.
А. Якуниным. Целью ее является выявление ведущих мотивов обучения студентов в вузе.
МЕТОДИКА
В исследовании приняли участие студенты 1 и 4 курсов, общее количество испытуемых 47 человек. Данное исследование имеет два варианта и проводится в два этапа. И в первом и во втором варианте данной методики представлен список из 16 мотивов учебной деятельности.
В первом варианте методики учащимся необходимо было выбрать из предложенных шестнадцати мотивов пять наиболее значимых для них и отметить их крестиком (х) в первой графе I варианта. Результаты I варианта методики приведены в таблице 1.
Таблица 1
Номер мотива по списку 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Кол-во выбора мотива 41 37 6 28 16 20 11 4 - 27 2 15 4 13 3 9
Ранг мотива (место 1-16) 1 2 11 3 6 5 9 12 16 4 15 7 13 8 14 10
Для облегчения задачи построения индивидуальной траектории обучения, мы распределим все 16 мотивов на 3 категории:
1. Получение знаний; 2. Прогнозирование будущего; 3. Соперничество и сотрудничество.
Следование вышеперечисленным мотивам, в зависимости от выбора, приводит к осознанию учащимися цели их обучения.
Вторым этапом испытуемым дается задание оценить по 7 бальной шкале, в приведенном выше списке мотивов учебной деятельности, по их значимости для них. По условиям протокола, сначала подсчитывается сумма баллов по каждому мотиву отдельно, затем вычисляли среднее арифметическое значение оценки мотива (X) и среднее квадрати-ческое отклонение (с2). Результаты II варианта методики приведены в таблице 2.
Таблица 2
Номер мотива 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
по списку
Сумма баллов 305 293 256 283 221 231 254 226 216 267 232 237 207 254 176 237
X 6,4 6,3 5,4 6 4,4 4,9 5,4 4,8 4,5 5,7 4,9 5 4,4 5,3 3,8 5
с2 1,1 0,9 1,5 1,5 2,3 2,2 1,7 2,1 2 1,7 1,8 2 2 1,8 2,2 1,5
После успешного выявления ведущих мотивов учебной деятельности студентов 1,4 курсов кафедры германской филологии КЧГУ, мы решили, что следующим этапом было бы целесообразно определить коэффициент интеллекта и скорость протекания психических процессов испытуемых.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Учитывая то, что область исследования психологических детерминант относится непосредственно к студенческому возрасту, а моделирование индивидуально-образовательной траектории именно к процессу обучения иностранным языкам, мы пришли к выводам, что необходимо изучить уровень ^ испытуемых студентов. Данная необходимость обусловлена сложностью обучения иностранным языкам, так как их изучение требует от учащихся определенных знаний, умений и навыков, и способностей, как физических, так и интеллектуальных.
Так, в рамках нашего исследования, в целях формирования индивидуального образовательного маршрута мы задались целью изучить вышеназванные способности испытуемых студентов, а именно провести тест на определение уровня интеллекта.
Мы остановили свой выбор на тесте интеллекта Г. Айзенка (тест первый вариант. Ориентируясь на результаты тестирования, мы распределяем испытуемых на 3 группы. Студенты, коэффициент интеллекта которых на уровне сниженной нормы, в таблице мы отмечаем их как студенты I категории, II категория, это группа студентов со
средним уровнем интеллекта, а III - студенты с высоким уровнем
Результаты подсчета количества правильных ответов и вычисления коэффициента интеллекта предложены в таблице 3.
Таблица 3_
Количество испытуемых I категория (от 80 до 95) II категория (от 100 до 130) III категория (более 135)
47 студентов 11 студентов 28 студентов 8 студентов
Результаты теста можно представить в следующем процентном соотношении в таблице 4:
Таблица 4_
Низкий уровень интеллекта Средний уровень интеллекта Высокий уровень интеллекта
23,4% 59,57% 17,03
Исходя из результатов исследования, становится ясно что, для каждой группы студентов необходима индивидуальная программа обучения. Это обусловлено тем, что способности учащихся в одной группе не одинаковы в связи с психологическими особенностями личности. Так, для каждой категории студентов необходим личностный подход в процессе обучения, что объясняется первоначальной задачей образовательного процесса -получение знаний и создание условий для развития личностных качеств учащегося.
При создании алгоритма построения индивидуально-образовательной траектории нам необходимо учесть результаты как проведенной нами методики «Изучение мотивов учебной деятельности», так и теста на определение уровня интеллекта Г. Айзенка.
Данная необходимость объясняется тем, что дифференциация на группы должна быть произведена не только по интеллектуальным данным учащихся, но и по их стремлению к получению знаний, что не всегда является основной целью учащихся (студентов). Так, важен рычаг, являющийся точкой опоры при обучении, иными словами, мотив учебной деятельности учащегося.
В статье Ю. В. Толбатовой, представлена компетентностная модель определения студентом вуза своей образовательной траектории, представляющая собой научную основу результата и процесса вузовской подготовки. Мы взяли во внимание данную модель и рассчитали свою собственную, опираясь на результаты работы наших предшественников [3].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Для удобства работы мы решили смоделировать 3 группы из 16 вышеуказанных мотивов, собрав по одинаковым признакам. Первая группа мотивов получила название «Получение знаний». Под эгидой данной категории мы собрали такие мотивы как: успешно продолжить обучение на последующих курсах; успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично»; приобрести глубокие и прочные знания; быть постоянно готовым к очередным занятиям; не запускать изучение предметов учебного цикла; получить интеллектуальное удовлетворение.
Вторая группа получила название «Прогнозирование будущего». В него включены следующие мотивы: стать высококвалифицированным специалистом; получить диплом; обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности. В эту же группу мы включили такой мотив, как «Постоянно получать стипендию», потому что материальные блага являются основным составляющим прогнозирования будущего и «Получать интеллектуальное удовлетворение», так как два эти процесса взаимосвязаны.
Третьей группе присвоено название «Соперничество и сотрудничество». Сюда мы вписали те мотивы, которые способствуют активному обучению учащихся благодаря их духу соперничества и сотрудничества. К этой группе можно отнести следующие: не отставать от сокурсников; достичь уважения преподавателей; быть примером для сокурсников. Сюда же мы отнесли такие мотивы как: избежать осуждения и наказания за плохую учебу; выполнять педагогические требования.
Таким образом, мы изучили и проанализировали два основных компонента, учет которых необходим в процессе формирования индивидуальной траектории в процессе обучения. Далее нам предстоит составить примерный маршрут, который послужит в роли готового шаблона построения маршрута и определить психологический детерминант - основной фактор, способствующий правильному построению образовательного маршрута и путь, по которому данный маршрут достигнет своей цели.
Вышеуказанные категории можно представить в следующей диаграмме:
• Успешно продолжить ооучеввевв последующих курсах;
• Успешно учиться, сдавать жзамежы в а ■осороа»:» в " отлвчвс
• Првйркти м™ж нпрочные:ваннл;
• Быть по стоив в о
г отоеы м к о ч ер ел еы м
• Не запускать ■зуч ей и е п р едметов >"чеоного пнкла;
• Получить интеллектуал ьвое удокл етьо р ен в е.
• Стать
высоко ива лиф нпиров аивым с пенка листом;
• Получить диплом;
• Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности;
• Постоянно получать стипендию.
■ По.]} чатъ ннте.тле кту а ль во е удовлетворение
• Не отставать от со^-рснинов; •Достичь уважения преподавателей; •Быть примером для сокурсников;
• Набежать осуждения и наказа кия за плохую учебу;
• Выполнять педагогические требовании.
Диаграмма - Мотивы учебной деятельности
ВЫВОДЫ
Индивидуальная образовательная траектория - это процесс реализации индивидуальной образовательной программы с учетом конкретных условий образовательного процесса в учебном заведении. Он является последовательностью этапов реализации индивидуальной образовательной программы с учетом конкретных условий образовательного процесса.
Таким образом, данный процесс можно распределить на следующие три ступени:
- индивидуальный учебный план выполняет функцию прогнозирования для студентов - учащиеся распределяются на группы в соответствии с результатами проведенных психологических исследований;
- индивидуальная образовательная программа выполняет функцию проектирования для студентов - программа образовательной деятельности согласуется с учащимися;
- индивидуальный образовательный маршрут конструирует образовательную деятельность - педагог, совместно с учащимися определяет, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована подобранная образовательная программа».
Изучением и составлением подобного плана работы занимались многие ученые,
среди них Ю. Ф. Тимофеева и [2] Н. А. Лабунская. [1]. На основе вышеизложенного, мы спроектировали алгоритм моделирования индивидуальной образовательной траектории студентов, в процессе обучения иностранным языкам.
АЛГОРИТМ ПОСТРОЕНИЯ ИОТ
Индивиду а льная о opasoeai е льная тр аект ория
тивы обучения. На схеме построения ИОТ указаны категории мотивов, сформированные на фоне их общности. Основным результатом нашей исследовательской деятельности стала разработка индивидуально-образовательной траектории, для студентов, основанная на психологии познавательных процессов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лабунская, Н.А. Индивидуальный образовательный маршрут студента: подходы к раскрытию понятия / Н.А. Лабунская // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2002. - № 3. - Т. 2. - С. 147.
2. Тимофеева, Ю.Ф. Основы творческой деятельности : учебное пособие / Ю.Ф. Тимофеева. - М. : Прометей, 2012. - 368 с.
3. Толбатова, Ю.В. Компетентностная модель определения студентом инди- видуальной образовательной траектории в высшем образовательном учреждении / Ю. В. Толбатова // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 4. - С. 219-220.
REFERENCES
1. Labunskaya, N.A. (2002), "The individual educational route of the student: approaches to the disclosure of the concept", Messenger of Herzen Russian State Pedagogical University, Vol. 2, No. 3, pp. 147.
2. Timofeeva, Yu.F.(2012), Fundamentals of creative activity: textbook, "Prometheus", Moscow.
3. Tolbatova, Yu.V.(2012), "Competence model of the student's determination of an individual educational trajectory in a higher educational institution", The world of science, education, No. 4, pp. 219220
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.05.2018
УДК 159.9:796.61.093.56
ОПЕРАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ РАЗЛИЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В ГОНКАХ КРОСС-КАНТРИ
Асомиддин Исмаилович Исмаилов, кандидат педагогических наук, профессор, Илья Сергеевич Дышаков, аспирант, Российский государственный университет физической культуры, спорта молодежи и
туризма (ГЦОЛИФК), г. Москва
Аннотация
В данной работе предпринята попытка выявить наиболее информативные критерии оценки мышления и определить типы мышления характерных для спортсменов различной квалификации специализирующихся в маунтинбайке гонках кросс-кантри.
Ключевые слова: мышление, велосипедисты, принятие решений, структура мышления, велоспорт, маунтинбайк.
PROMPTLY THINKING AMONG CYCLISTS OF DIFFERENT QUALIFICATION SPECIALIZED IN MOUNTAIN BIKE CROSS COUNTRY
Asomiddin Ismailovich Ismailov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Ilia Sergeevich Dyshakov, postgraduate, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow
Annotation
In this article, an attempt is made to identify the most informative evaluation criteria for assessing thinking and determining the types of thinking, being characteristic for the athletes of the different skills, specializing in cycling mountain bike cross-country.
Keywords: thinking, cyclists, making decisions, structure of thinking, cycling-mountain bike.
ВВЕДЕНИЕ
Мышление - сложный процесс психической деятельности человека, направленный на познание и опосредованное отражение действительности [2, 7, 8, 11]. Различают следующие виды мышления: аналитическое, наглядное, предметное, оперативное и т.д. В спортивной практике в различных ситуациях наиболее известную разновидность мышления называют - оперативным мышлением, которое связано с операциями, направленными на решение конкретной задачи [7].
Оперативное мышление связывается не только с умением преодолевать трудные ситуации в условиях отсутствия информации, но и с незаданностью способов мыслительных действий. Тактическая деятельность велосипедистов, специализирующихся в гонках кросс-кантри, складывается из множества неизвестных задач, которые предстоит решить в процессе соревнований в определенных условиях, возникающие ситуации предполагают различные способы их решения для достижения цели. Тактическое мышление спортсмена характеризуется - наличием тактического плана, правильным выбором средств достижения цели, действенным характером мышления, быстротой процессов мышления, опора на