Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ СУБЪЕКТНО-РЕФЛЕКСИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ СУБЪЕКТНО-РЕФЛЕКСИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ / СУБЪЕКТНО-РЕФЛЕКСИВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / АКТУАЛИЗАЦИЯ / АКТИВНОСТЬ / САМОРАЗВИТИЕ / САМОСОЗНАНИЕ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / СУБЪЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бутенко Н. В., Пермякова Н. Е., Галкина Л. Н.

Введение. В статье рассматривается проблема формирования психологических механизмов субъектно-рефлексивной регуляции саморазвития, ориентированных на организацию образовательно-профессиональной деятельности, направленных на взаимодействие студентов в сфере познания, деятельности и преобразования. Материалы и методы. Основным «материалом» эмпирического исследования является субъект обучения - студент, включённый в иерархические структуры и взаимоотношения в процессе обучения в сфере образования. Субъектный потенциал студентов в процессе эмпирического исследования измерялся с помощью бесед и интервьюирования, наблюдения реального поведения и взаимоотношений в процессе обучения (по системе Фландерса), психодиагностической методики определения индивидуальной меры рефлексивности (А. В. Карпов). Результаты. Рассмотрены психологические концепции субъектности; выявлены и раскрыты психологические механизмы (функциональные и операциональные), изменяющие уровень субъектного потенциала личности; доказано, что саморегуляция субъекта в деятельности успешно реализуется в разных видах отношений. Обсуждение. Утверждается, что студент как субъект исполняет роль интегратора на всех уровнях организации процесса обучения и профессионального становления (индивидуального, психофизического, психологического и личностного). Субъектность студента, которому присущи определённые мировоззренческие позиции, предпочтения и целеустремлённость к преобразованию, реализуется в рефлексивном способе существования при выстраивании отношений с объективной реальностью, что проявляется в способности успешно инициировать и реализовывать разные виды деятельности и активности. Заключение. Делается вывод о том, что психологические механизмы субъектно-рефлексивной регуляции саморазвития студентов являются системообразующими и обусловливают возможность «превращения» учебной деятельности в предмет практического преобразования для успешного профессионального самоопределения в условиях реальной жизни. Основные положения: - определены психологические механизмы субъектно-рефлексивной регуляции саморазвития студентов в процессе обучения на основе психических процессов; - раскрыта психологическая сущность саморазвития и самосознания личности как процесса воспроизводимой деятельности профессионального самоопределения, обусловленная внутренней активностью субъекта и его способностью к рефлексии, что проявляется в качественных личностных и психологических изменениях; - установлено, что актуализация субъектно-рефлексивной регуляции саморазвития студентов осуществляется в смысловом и операциональном отношении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL MECHANISMS OF SUBJECT-REFLEXIVE REGULATION OF SELF-DEVELOPMENT OF STUDENTS IN THE PROCESS OF LEARNING

Introduction. The article discusses the problem of the formation of psychological mechanisms of subject-reflexive regulation of self-development, focused on the organization of educational and professional activities, aimed at the interaction of students in the field of cognition, activity and transformation. Materials and methods. The main “material” of empirical research is the subject of learning - a student included in hierarchical structures and relationships in the learning process in the field of education. The subjective potential of students in the process of empirical research was measured using conversations and interviews, observation of real behavior and relationships in the learning process (according to the Flanders system), psychodiagnostic methods for determining the individual measure of reflexivity (A.V. Karpov). Results. The psychological concepts of subjectivity are considered; identified and disclosed psychological mechanisms (functional and operational) that change the level of the subjective potential of an individual; it has been proved that the subject's self-regulation in activity is successfully implemented in different types of relationships. Discussion. It is argued that the student as a subject plays the role of an integrator at all levels of the organization of the learning process and professional development (individual, psychophysical, psychological and personal). The subjectivity of the student, who is inherent in certain worldview positions, preferences and determination to transform, is realized in a reflexive way of existence while building relationships with objective reality, which is manifested in the ability to successfully initiate and implement various types of activities and activities. Conclusion. It is concluded that the psychological mechanisms of the subject-reflexive regulation of self-development of students are system-forming and cause the possibility of “turning” educational activity into a subject of practical transformation for successful professional self-determination in real life. Highlights: The psychological mechanisms of the subject-reflexive regulation of self-development of students in the learning process based on mental processes have been determined; The psychological essence of self-development and self-awareness of a personality as a process of reproducible activity of professional self-determination is revealed, due to the internal activity of the subject and his ability to reflect, which is manifested in qualitative personal and psychological changes; It was found that the actualization of the subject-reflexive regulation of self-development of students is carried out in a semantic and operational respect.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ СУБЪЕКТНО-РЕФЛЕКСИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ»

DOI 10.25588^Ри.2020.158.5.016

УДК 151.8 ББК 88.37

Н. В. Бутенко1, Н. Е. Пермякова2, Л. Н. Галкина3

^СГО № 0000-0001-7730-7412 Доцент, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории, методики и менеджмента дошкольного образования, Южно-Уральский

г. Челябинск, Российская Федерация.

государственный гуманитарно-педагогический университет, с

о

О

E-mail: natali-2058@mail.ru г

§

2ORCID № 0000-0002-2489-3072 |

к

§

Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, методики и менеджмента дошкольного образования,

обучения в сфере образования. Субъектный потенциал студентов в процессе эмпирического исследования измерялся с помощью бесед

Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории,

методики и менеджмента дошкольного образования, g

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, ж

г. Челябинск, Российская Федерация. |

ы

E-mail: permyakovane@cspu.ru С

3ORCID № 0000-0003-0128-2719 §

я

ж

о §

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, ^

г. Челябинск, Российская Федерация. я

E-mail: galkinaln@cspu.ru §

о

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ §

СУБЪЕКТНО-РЕФЛЕКСИВНОИ РЕГУЛЯЦИИ I

САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ |

к

о

Аннотация М

Введете. В статье рассматривается проблема формирования 0

§

психологических механизмов субъектно-рефлексивной регуляции s

саморазвития, ориентированных на организацию образовательно- §

профессиональной деятельности, направленных на взаимодействие д студентов в сфере познания, деятельности и преобразования.

Матеркалы к методы. Основным «материалом» эмпириче-

о

№ №

ского исследования является субъект обучения — студент, вклю- 0

ченный в иерархические структуры и взаимоотношения в процессе £

л

о

^

л л ж

и интервьюирования, наблюдения реального поведения и взаимо- I

отношений в процессе обучения (по системе Фландерса), психодиагностической методики определения индивидуальной меры рефлексивности (А. В. Карпов).

Результаты. Рассмотрены психологические концепции субъектности; выявлены и раскрыты психологические механизмы (функциональные и операциональные), изменяющие уровень субъектного потенциала личности; доказано, что саморегуляция субъекта в деятельности успешно реализуется в разных видах отношений.

Обсуждение. Утверждается, что студент как субъект исполняет роль интегратора на всех уровнях организации процесса обучения и профессионального становления (индивидуального, психофизического, психологического и личностного). Субъектность студента, которому присущи определённые мировоззренческие позиции, предпочтения и целеустремлённость к преобразованию, реализуется в рефлексивном способе существования при выстраивании отношений с объективной реальностью, что проявляется в способности успешно инициировать и реализовывать разные виды деятельности и активности.

Заключение. Делается вывод о том, что психологические механизмы субъектно-рефлексивной регуляции саморазвития студентов являются системообразующими и обусловливают возможность «превращения» учебной деятельности в предмет практического преобразования для успешного профессионального самоопределе-| ния в условиях реальной жизни.

Ключевые слова: психологические механизмы; субъектно-^ рефлексивная регуляция; актуализация; активность; саморазвитие; сз самосознание; процесс обучения; субъекты обучения; студенты.

«о

§ Основные положения:

^ - определены психологические механизмы субъектно-

рефлексивной регуляции саморазвития студентов в процессе обу-

^ чения на основе психических процессов;

р

5 - раскрыта психологическая сущность саморазвития и самому

^ сознания личности как процесса воспроизводимой деятельности

сц профессионального самоопределения, обусловленная внутренней

активностью субъекта и его способностью к рефлексии, что прояв-

ляется в качественных личностных и психологических изменениях;

- установлено, что актуализация субъектно-рефлексивной регуляции саморазвития студентов осуществляется в смысловом и операциональном отношении.

1 Введение (Introduction)

В теоретико-прикладных науках о человеке субъектно-деятельностная проблематика занимает сегодня одно из центральных мест и становится приоритетным направлением в изучении психолого-педагогических механизмов личностно-профессиональ-ного становления студентов в процессе обучения.

Идея субъектности свою высшую представленность получила в зарубежных и отечественных психологических концепциях, разработанных в XX веке: индивидуальной психологии (А. Адлер), гуманистической психологии (А. Маслоу), феноменологии (К. Роджерс), эгопсихологии (Э. Фромм, К. Хорни, Э. Эриксон), концепции психической активности субъекта (Б. Г. Ананьев, М. Я. Басов, П. П. Блонс- ^

о

кий, Б. М. Теплов и др.), общепсихологической теории личности f

(Д. Н. Узнадзе) и др. [1]. f

§

к

№ Ж

о Й

продуктивно выстроена на основе реализации принципов деятель- ^ ностного и синергетического мировоззрения, образующих метода Л логию изучения личности в разных сферах жизнедеятельности, сос- §

о а

8

№ к

S к

So

На наш взгляд, современная теоретическая модель специалиста как субъекта профессионального образования может быть

тавляющих основу её духовного саморазвития и успешной социализации, без которой немыслимо прогрессивное развитие и становление субъекта (Е. Н. Азлецкая, С. А. Белоусова, Е. В. Бондаревская, Л. С. Выготский, Е. Ю. Коржова, А. Н. Леонтьев, М. В. Лукьянова, А. К. Осницкий, В. А. Сластенин и др.) [2; 3; 4]. В соответствии с образовательной гуманистической парадигмой, личность выступает как самоорганизующийся субъект при наличии индивидуальной позиции, активно творящий, преобразующий собственную природу

ствующий собственную сущность.

В современной психологической науке понятие «субъект»

гу о

л о

г к

л

f

§ к f

8 а

Ж

3

f f

*

у д f

Ж

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

№ 3

о

Л

и окружающий мир, позитивно самоизменяющий и самосовершен- о

л

о

^

л л ж

рассматривается в значениях: субъекта деятельностж (способность я

человека освоить деятельность и творчески преобразовать ее), субъекта развития (способность человека управлять собственной активностью для качественного самоизменения личности) и субъекта жизни (способность человека выстраивать стратегию и тактику своей жизнедеятельности на основе внутреннего состояния) [5, 144].

Процесс модернизации российского образования во многом связан с субъектной методологией, понимающей участника образования как субъекта активной деятельности отдельной личности, характеризующейся, по мнению И. В. Вачкова следующими характеристиками: самоупорядочивание (способность человека приводить собственные свойства в соответствие со свойствами окружающего мира), самопричинение (способность человека стать причиной изменений самого себя и себя в мире), саморазвитие (способность человека выходить за пределы собственных «границ» и за «рамки» обстоятельств) [6, 40].

Разработку проблемы развития субъекта образования в деятельности мы связываем с реализацией субъектного подхода, впервые раскрытого в исследованиях С. Л. Рубинштейна, представленного в дальнейшем различными вариантами субъектно-деятель-ностного, субъектно-объектного, субъектно-бытийного, субъектно-персонологического и др. подходов (К. А. Абульханова-Славская, Л. В. Алексеева, А. В. Брушлинский, В. В. Знаков, В. А. Петровский, ш З. И. Рябикина и др.). Устойчивой в субъектно-деятельностном под-| ходе, на наш взгляд, является позиция, согласно которой в процессе освоения профессиональной деятельности студент рассматривается ^ как активный инициатор собственных усилий через поступки и сз действия, как человек — «строитель» индивидуальности, реализу-

50

| ющий авторский проект собственного жизненного пути. ^ Мы соглашаемся с мнением К. А. Абульхановой-Славской,

^ К. А. Осницкого, Р. С. Рубинштейна, А. У Хараш и др., что субъек-^ тивная реальность человека, основанная на «событийной общности» и личном опыте человека, связана с механизмом субъектного

потенциала личности, возникающего при встрече с «другим смыс-сц ловым миром», в процессе которой раскрываются субъектные ха-

рактеристики, накапливается положительный опыт субъектности и

рефлексии [4]. Любая встреча с другим смысловым миром реализуется на разных уровнях представленности субъекта - для высшего уровня характерна открытость субъекта к диалогу как основа становления ментальной модели «Я и Другой - носители психического» (М. Бубер).

В научной литературе (С. А. Белоусова, В. В. Казаневская, В. Г. Леонтьев, И. П. Петров и др.) логика проблем психического ^

жж

рассматривается в составе «псжхологжческжх механжзмов» в интер- О

л о

г ж

ч е с ж

механизмов согласования как системно-динамических, реализую- № щихся на практике. И. П. Петров связывает психологический механизм с отношениями мотивационной сферы личности и рассматривает процесс его формирования в системе психических явлений для №

преобразования активности субъекта, обусловленной разными мо- ъъ

е

к

претации: механизмов единства (системное единство и единство со средой), механизмов целостности, механизмов интегрирования и

тивами [7, 48]. В рамках нашего исследования мы будем рассматривать психологические механизмы саморазвития субъектов обра-

х а н

ж о

е

зования (студенты) в системе регуляции психических процессов и Л

е

кс в

деятельности и поведения на уровне интегральных процессов в о смысловом и операциональном планах. е

2 Материалы и методы (Materials and methods) Проведение экспериментальной работы по субъектно-рефлексивной регуляции саморазвития студентов в процессе обучения позволило выявить следующие особенности. Интерпретируя признаки субъектной самости как состоявшейся личности, выделенные С. А. Белоусовой, Г. Н. Сериковым и др., представим процесс проявления субъектности в обучении и деятельности, направленных на познание, отношение и преобразование (мира, себя и других людей): 1) студент как субъект образования может соотносить личные цели с общими, испытывая собственное удовлетворение в достижении успехов (личных, общих), 2) личный опыт субъектов образования обусловливает достаточную готовность находить компромиссы с партнёрами по познанию, общению и деятельности в процессе установления балансово-контролирующих отношений, 3) субъект

у д е н

т о

в в о е с с е о

бЧ ч

е н и

So

способен центрироваться на «глубинных» контактах с миром, собой и другими людьми, проявляя субъектную направленность в целом, 4) проявление субъектности осуществляется в реальном познании мира, самого себя и других людей через самопонимание, самоопределение и способность рассмотрения себя в других как общности, 5) позиция субъекта в реальности отношения формируется на основе потребностей в образовании и в профессионально-педагогической деятельности, 6) преобразование субъекта выражается в способности к смыслообразованию и успешному осуществлению целей на основе личного опыта проявления собственной воли через самоупорядочивание, самоподчинение и саморазвитие.

Многолетняя практика работы в профессиональном образовании показывает, что образовательная деятельность студентов успешнее осуществляется в условиях «порождения» субъективно-объективно нового опыта деятельности (М. В. Кларин, Г. С. Саво-лайнен, Дж. Стар, Л. В. Шкерина и др.), который проявляется в умении выстраивать продуктивный диалог (педагог - студенты) на основе признания самодостаточности обучающегося, стимулирования самостоятельного осознания, переосмысления и трансформации индивидуального опыта для успешной реализации принятых решений в жизни и профессиональной деятельности. По-нашему мнению, продуктивный диалог как эффективный метод обучения способствует формированию у студентов мировоззренческих идеалов и убеж-ни дений, составляющих основу целостности ценностей и успешного самоопределения личности в профессиональной деятельности.

^ Анализ философских и психолого-педагогических исследо-

Ч

ваний (М. М. Бахтин, Л. И. Божович, А. А. Дергач, И. Кант, Л. М. Ми-

в

| тина, Платон, К. Роджерс, Сократ, В. В. Столин, И. И. Чеснокова и ^ др.) позволил выявить, что основу развития внутреннего мира че-^ ловека составляют процессы, связанные с самосознанием личности ^ как фундаментальной основой для: 1) восприятия человеком собственной жизни (познание самого семя) во взаимосвязи с осознанием своих обязанностей перед самим собой, своими близкими и «внут-сц ренним учителем», воплощающим в себе единство духовных и нравственных ценностей, 2) творческой реализации человеком его

ко н е еут

собственных ценностей и целей. По мнению В. В. Столина, самосознание реализуется на следующих уровнях: в системе активности субъекта, в системе его коллективной деятельности и в системе его личностного развития, связанного с освоением множества деятель-ностей [8, 39]. Отметим, что развитие личности студента — это не только одна из главных, но и одна из самых сложнейших и трудоёмких сфер духовно-нравственного производства общества.

В теории психологии самосознание рассматривается как динамическая система формирования представлений человека о самом себе, осознание собственных качеств на основе субъективного восприятия внешних факторов, активно влияющих на личность. Практика работы показывает, что профессиональное становление самосознания у студентов — сложный, многоуровневый, индивидуализированный во времени процесс, который, несомненно, связан с «внутренними» трудностями процесса самопознания, обусловленного осознанием «пространства» педагогического труда в совокупности систем: профессиональной деятельности, педагогического общения и личности студента.

Проблема становления личности студента как субъекта про-фессжонального самоопределенжя может решаться только в комплексе проблем жизненного самоопределения и формирования отношения человека к самому себе (Н. Е. Буланкина, Е. И. Головаха, А. М. Ку-харчук, А. И. Матвеева, А. В. Мудрик, Е. А. Соколов, Н. Д. Хмель и др.). Самоопределение на деятельностно-практическом уровне мировоззрения связывается с теми установками и нормами (мировоззренческие идеалы, принципы и убеждения), которые обладают признаками абсолютной универсальности, целостности и совершенства, что в результате формирует мировоззренческое самоопределение человека через восприятие-осмысление универсальности мира и самого себя в этом мире [9]. В процессе обучения, благодаря ценностям (духовные, нравственные, семейные и др.) и идеалам (истина, добро, красота и др.) мировоззрение студентов формируется упорядо-ченно на основе определённой системы принципов, позволяющих адекватно выстраивать жизненную стратегию, вырабатывать личностное отношение к деятельностно-практическому опыту, в рам-

гу

х о

л о г ж ч е с к ж е

х

а н

3

ее е

н

н

о р

е

е е

кс ж

в н

о

Й

Р е

л

-к ж

ж с

о

а

в в

ж ж

¡0

у

д

е

н о в в р о

к е

с с е о

ч ч

е н ж

¡о

ках которого студент становится практикующим субъектом профессиональной деятельности. 3 Результаты (Results )

Специфика субъектно-рефлексивной регуляции саморазвития в процессе обучения направлена на развитие сущностных сил и способностей студентов, осознание собственной значимости для общества и других людей, успешную реализацию профессиональных возможностей в деятельности, преобразование и создание новых предметов (идей). Поскольку саморегуляция субъекта в деятельности осуществляется в смысловом (ценностно-смысловой) и операциональном (технологический, контрольно-действенный) планах, её сформированность, на наш взгляд может определяться следующими позициями:

- ценностно-смысловой компонент ориентирует на смысло-образование в качестве инструмента рефлексии возможностей субъекта, связанных с устойчивой проблематизацией ценностей и смыслов в продуктивной деятельности;

- технологический компонент определяет способности субъекта к реализации собственных инициатив, заданных структурой учебно-профессиональной деятельности;

- контрольно-действенный компонент характеризует целостность субъекта с целенаправленной произвольной активностью и специфику его проявления в конкретных формах деятельности.

| 4 Обсуждение (Discussion)

q Как уже отмечалось, субъекты обучения в реальном взаимо-

^ действии преобразовывают ситуации и собственные возможности, Q- приобретают ценностный опыт, корректируя собственное поведение

50

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

| и действия, что актуализирует потребность студента качественно

изменять окружающую действительность. С одной стороны, становье

^ ление субъектной позиции студента связано с реализацией целей, ^ мотивов, способов, действий и педагогических требований, с дру-

Р

g гой стороны — подчинение системы отношений «педагог - сту-

дент» задачам личностного и профессионального самосовершенст-сц вования. С другой стороны, субъектная позиция студентов, основанная на индивидуальном развитии, связана с процессами интери-

оризации внешних регуляторов (ценности, смыслы, нормы, правила) во внутренние регуляторы жизнедеятельности и с процедурами субъектного обучения, которые должны осуществляться в полной мере на всех уровнях профессионального образования.

Системные представления о субъектности (самости) участников образования позволяют констатировать, что потенциал субъекта может «гаснуть» и нарастать, в результате чего будут качественно изменяться его психологические характеристики. В хо

л

о г ж ч е с к ж е

стимулирования всех форм инициативности, самостоятельности, ак-

методологическими основами субъектного обучения (понятия, структура, содержание, многоуровневость) для усиления потребности в личностно-профессиональной самореализации. На данном этапе создаётся информационно-субъектный «фон» и актуализируется познавательно-образовательная рефлексия, происходит овладение ценностями и смыслами образовательно-профессиональной деятельности;

- субъект-объектная стаджя направлена на формирование готовности студентов к самостоятельному осмыслению и профессиональному решению теоретико-прикладных задач, освоению проектной культуры, успешно преобразующего отношения к собственной жизни и к учебно-профессиональной деятельности. Осо-

гу ж

х а н

исследованиях С. А. Белоусовой подчёркивается, что важнейшим условием для установления субъект-субъектного взаимодействия и отношений становится псжхологжческая безопасность самопредъ-явленжя субъектов [2, 99].

В рамках нашего исследования интерпретируем этапы становления и развития субъектности в процессе обучения, выделен- ~

су

ные В. А. Сластениным: ъ

с ек

- объектная «нулевая» стаджя включает в себя процесс фор- 3 мирования навыков самопознания, обучения приёмам самооблада-

ж о

ре

ния, развития рефлексивных и эмпатийных способностей на основе л

е

кс жв

тивности и творчества в условиях развития способности к профес- но

й р

е

гу

сиональной интерпретации жизненных обстоятельств [10; 11; 12];

- объект-субъектная стаджя связана с овладением основа-

ж

ми жизнетворчества, когда студенты знакомятся с теоретико- ж

с

о

ора

в в

ж

¡0

у

д

е

н

3 о

в в р о

к е

с с е о

4 ч

е н ж

¡0

бое значение на этом этапе придаётся развитию и становлению регулятивных механизмов деятельности, адекватного поведения и общения для расширения способов индивидуального творческого самовыражения;

- собственно субъектная стадия завершает практическую реализацию индивидуальных программ личностно-профессиональ-ного саморазвития студентов с осуществлением необходимой коррекции со стороны педагога на основе: 1) целенаправленной произвольной активности, побуждаемой внешними обстоятельствами, в условиях саморегуляции, 2) самоанализа образовательно-профессиональных и жизненных достижений («точки роста»), связанных с реализацией потенциальных возможностей, для успешного «выхода» в профессиональную деятельность, 3) повышение роли практи-ко-ориентированных знаний, умений и навыков, их статусного значения в личностно-профессиональном плане [13, 159].

В контексте проблемы субъектно-рефлексивной регуляции саморазвития студентов в процессе обучения рассмотрим психологические механизмы (концепция метакогнитивных процессов А. В. Карпова), характеризующиеся обобщённостью и отражающие взаимосвязь множества компонентов психической системы личности: а) функциональные механизмы психических процессов, которые задаются психофизиологическими особенностями субъекта и в большей степени предопределены генетически, б) операциональные ни механизмы, формирующиеся в процессе индивидуального развития субъектов на основе функциональных механизмов [14; 15]. ^ Актуализация субъектного потенциала в профессиональном

сз становлении, на наш взгляд, связана с максимальной мобилизацией

в

| собственных психических ресурсов и психической регуляции, дейст-

^ вие которых определяет осознаваемый субъектом процесс достиже

^ ния целей, а реализация психических свойств деятельности опреде-

^ ляется границами развития конкретного субъекта. Операциональный

5 состав психических процессов определяется множеством конкрет-

е

ных обучающих воздействий, что проявляется в контрольно-сц действенной регуляции деятельности (О. А. Конопкин), отражающейся в структуре деятельности, присвоенной субъектом обучения.

у

Отметим, что в процессе обучения качества студента как сложного социального субъекта, возможно, будут изменяться в сторону повышения субъективного потенциала или в сторону временной (иногда окончательной) утраты позиции субъекта.

5 Заключение (Conclusion)

В работе раскрыты психологические механизмы субъектно-рефлексивной регуляции саморазвития в процессе обучения, обеспечивающие его активность в деятельности, подчинённых ситуативным воздействиям поведения в различных обстоятельствах. Исследованием установлено, что актуализация субъектного потенциала осуществляется на смысловом и операциональном уровне саморегуляции, характеризующей субъекта в конкретной сфере его проявления, обеспечивающих более высокий уровень решения сложных профессиональных задач.

Библиографический список

1. Общая психология. Тексты. В 3 томах. Т. 2 : Субъект деятельности / Б. М. Теплов [и др] ; сост.: Ю. Б. Дормашев, С. А. Капустин, В. В. Петухов. Москва : Когито-Центр, 2019. Кн. 1. - 608 с.

2. Белоусова С. А. Психология субъектно-образующего менеджмента: методологические и теоретические основания исследования : монография. Челябинск : Изд-во «ИИУМЦ «Образование», 2008. - С. 98-102.

3. Психология субъекта образовательной и профессиональной среды : коллективная монография / М. В. Лукьянова [и др.]. Ставрополь : СевероКавказский федеральный университет, 2018. - 249 с.

4. Осницкий А. К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 5-20.

5. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.

6. Вачков И. В. Полисубъектное взаимодействие в образовательной среде // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 2. С. 36-51.

7. Петров И. П. Рефлексивный механизм психологической готовности личности к самоопределению (на примере старшеклассников) : дис. ... канд. псих. наук. Улан-Удэ, 2004. - 161 с.

8. Столин В. В. Самосознание личности. М. : Просвещение, 1984. - С. 37-42.

9. Соколков Е. А., Буланкина Н. Е. Методология культурного самоопределения формирующейся личности специалиста-гуманитария. Опыт философского осмысления : монография. М. : Университетская книга, 2011. - С. 102-105.

гу g

о л о г s л №

о «

s №

g

а ж

3

3

ж

О

№№ №

о

s

№ ж

0

Kl

1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

s

s о

о

а

8

№ s

S s

So

у

д № ж

S о

№ о

к №

о о № о

л

л

ж s

So

10. Анистратенко Т. Г. Интегративный характер социальной рефлексии : монография. Ростов-на-Дону, Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2017. - 348 с.

11. Лефевр В. А. Рефлексия. М. : Когито-Центр, 2019. - 495 c.

12. Болдырева И. Н. Рефлексия в контексте парадигмы управления и социальная реальность : научная монография. Москва : Международная академия оценки и консалтинга ; Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019. - 125 c.

13. Сластенин В. А. Субъектно-деятельностный подход в общем и профессиональном образовании II Стратегия воспитания в образовательной системе России: проблемы и подходы I под ред. проф. И. А. Зимней. М. : Агенство «Издательский сервис», 2005. С. 155-161.

14. Иванова И. В. Саморазвитие личности. Психолого-педагогический аспект : монография. Калуга : Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, 2013. - 266 c.

15. Молоткова Н. В., Попов А. И. Педагогическое сопровождение творческого саморазвития студента в условиях цифровизации образования : учебное пособие. Тамбов : Тамбовский государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2019. - 80 c.

N. V. Butenko1, N. Ye. Permyakova2, L. N. Galkina3

1ORCID No. 0000-0001-7730-7412 Docent, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor at the Department of Theory, Methods and Management of Preschool Education, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: natali-2058@mail.ruu

Docent, Candidate of Pedagogical Sciences, ssociate Professor at the Department of Theo Methods and Management of Preschool Education, South-Ural state Humanities -Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

« 2ORCID No. 0000-0002-2789-3072

a

^ Associate Professor at the Department of Theory,

a

jg E-mail: permyakovane@cspu.ru

§

g 3ORCID No. 0000-0003-0128-2719

Docent, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Theory, ^ Methods and Management of Preschool Education,

Ü South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

Ä E-mail: galkinaln@cspu.ru

PSYCHOLOGICAL MECHANISMS OF SUBJECT-REFLEXIVE REGULATION OF SELF-DEVELOPMENT OF STUDENTS IN THE PROCESS OF LEARNING

Abstract

Introduction. The article discusses the problem of the formation of psychological mechanisms of subject-reflexive regulation of self-development, focused on the organization of educa- 0 tional and professional activities, aimed at the interaction of students in the field of cognition, activity and transformation.

Materials and methods. The main "material" of empirical |

h

research is the subject of learning — a student included in hierar- n chical structures and relationships in the learning process in the |

S

field of education. The subjective potential of students in the ^ process of empirical research was measured using conversations

e o

ao

0

1 a

and interviews, observation of real behavior and relationships in the learning process (according to the Flanders system), psycho- g diagnostic methods for determining the individual measure of re-flexivity (A.V. Karpov).

Results. The psychological concepts of subjectivity are considered; identified and disclosed psychological mechanisms (functional and operational) that change the level of the subjective potential of an individual; it has been proved that the subject's self-regulation in activity is successfully implemented in p different types of relationships. §

o s

s £

Discussion. It is argued that the student as a subject plays ^

the role of an integrator at all levels of the organization of the №

§

learning process and professional development (individual, psychophysical, psychological and personal). The subjectivity of the № student, who is inherent in certain worldview positions, preferences and determination to transform, is realized in a reflexive

3

s q

way of existence while building relationships with objective real- ^

№ a

3

s"

gq

ity, which is manifested in the ability to successfully initiate and implement various types of activities and activities.

a

R

¿§5 a

0 £

1

£

£

R

,50

s cq

Conclusion. It is concluded that the psychological mechanisms of the subject-reflexive regulation of self-development of students are system-forming and cause the possibility of "turning" educational activity into a subject of practical transformation for successful professional self-determination in real life.

Keywords: Psychological mechanisms; Subject-reflexive regulation; Updating; activity; Self-development; Self-awareness; Learning process; Subjects of training; Students.

Highlights:

The psychological mechanisms of the subject-reflexive regulation of self-development of students in the learning process based on mental processes have been determined;

The psychological essence of self-development and self -awareness of a personality as a process of reproducible activity of professional self-determination is revealed, due to the internal activity of the subject and his ability to reflect, which is manifested in qualitative personal and psychological changes;

It was found that the actualization of the subject-reflexive regulation of self-development of students is carried out in a semantic and operational respect.

References

1. Teplov B.M., Leites N.S., Gleitman G., Fridlund A., Raisberg D., Gerrig R., Zimbardo F., Trick H.E., Nebylitsyn V.D., Pavlov I. P., Klimov E. A., Rubinstein S.L., Adler A., Kant I., Kretschmer E., Hall K., Lindsay G., Gannushkin P.B., Leonhard K., Lichko A.E., Jung K., Fromm E., Klyuchev-sky V.O., Pronnikov V.A., Ladanov I.D., Myers D., Hock R., Vilyunas V.K., Darwin C., Reikovsky Ya, Petukhov V.V., Leontiev A.N., James W., Veyten W., Atkinson R.L., Atkinson R.S., Smith E., Boehm D., Nolen-Hoeksema S., Anokhin P K., Simonov P.V., Luria A.R., Ekman P., Lloyd M., Selye G., Berkowitz L., Fress P., Dembo T., Heckhausen H., Kjell L., Ziegler D, Janet P., Clor J., Bergson A., Frankin R., Fredrickson B., Compilers: Dormashev Yu.B., Kapustin S.A. & Petukhov V.V. (2019), Obshchaya psikhologiya. (Teksty v 3 tomakh). Sub"yekt deyatel'nosti [General psychology (Texts in 3 volumes). Subject of activity]. Cogito-Center, Moscow, 2, 1, 608. (In Russian).

2. Belousova S.A. (2008), Psikhologiya sub"yektno-obrazuyushchego menedzhmenta: metodologicheskiye i teoreticheskiye osnovaniya issledovani-ya [Psychology of subject-forming management: methodological and theore-

tical foundations of the study]. Monografiya, Informatsionno-izdatel'skiy uchebno-metodicheskiy tsentr "Obrazovaniye", Chelyabinsk, pp. 98-102. (In Russian).

3. Lukyanova M.V., Volkov A.A., Enin V.V., Kozlovskaya N.V., Lukyanov A.S., Maiboroda T.A., Nazarenko T.I., Ofitserova S.V., Rogozhina O.A., Stroy G.V., Shumskaya N.G., Chernov A.B., Fursova D.V. & Nesterko-va Ya.I. (2018), Psikhologiya sub"yekta obrazovatel'noy i professional'noy sredy [Psychology of the subject of the educational and professional environment]. Kollektivnaya monografiya, Severo-Kavkazskiy federal'nyy univer- p

y

sitet, Stavropol', 249 p. (In Russian). h

4. Osnitsky A.K. (1996), Problemy issledovaniya sub"yektnoy ak- °

g

tivnosti [Problems of research of subjective activity]. Voprosy psikhologii, 1, a

5-20. (In Russian). ^

5. Kodzhaspirova G.M., Kojaspirov A.Yu. (2000), Pedagogicheskiy hh slovar': dlya studentov vysshikh i srednikh pedagogicheskikh uchebnykh § zavedeniy [Pedagogical dictionary: for students of higher and secondary ped- | agogical educational institutions]. Izdatel'skiy tsentr "Akademiya", Moscow, ^ 176 p. (In Russian).

6. Vachkov I.V. (2014), Polisub"yektnoye vzaimodeystviye v obra- § zovatel'noy srede [Polysubject interaction in the educational environment]. ^

Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki, 11, 2, 36-51. (In Russian). §

7. Petrov I.P. (2004), Refleksivnyy mekhanizm psikhologicheskoy ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

gotovnosti lichnosti k samoopredeleniyu (na primere starsheklassnikov) (dis- cg

sertatsiya na soiskaniye uchenoy stepeni kandidata psikhologicheskikh nauk)

o"

[Reflexive mechanism of psychological readiness of the individual for self - g determination (on the example of high school students) (Dissertation for the S

degree of candidate of psychological sciences)]. Ulan-Ude, 161 p. (In Russian). ^

8. Stolin V.V. (1984), Samosoznaniye lichnosti [Self-awareness of ^

g

personality]. Prosveshcheniye, Moscow, 37-42. (In Russian). g

9. Sokolkov E.A. (2011), Metodologiya kul'turnogo samooprede- §

leniya formiruyushcheysya lichnosti spetsialista-gumanitariya. Opyt filosof- ^

§

skogo osmysleniya [Methodology of cultural self-determination of the form- S

ing personality of a specialist in the humanities. Experience of philosophical § comprehension]. Monografiya, Universitetskaya kniga, Moscow, 102-105. (In Russian).

10. Anistratenko T.G. (2017), Integrativnyy kharakter sotsial'noy re- g

fleksii [Integrative character of social reflection]. Monografiya, Izdatel'stvo s

s

f L

s

a §

S'

Yuzhnogo federal'nogo universiteta, Rostov-na-Donu, Taganrog, 348 p. (In Russian).

11. Lefebvre V.A. (2019), Refleksiya [Reflection]. Kogito-Center, Moscow, 495 p. (In Russian). g

12. Boldyreva I.N. (2019), Refleksiya v kontekste paradigmy uprav-leniya i sotsial'naya real'nost' [Reflection in the context of the paradigm of management and social reality]. Nauchnaya monografiya, Mezhdunarodnaya akademiya otsenki i konsaltinga, Moscow; Ay Pi Er Media, Saratov, 125 p. (In Russian).

13. Slastenin V.A. & Edr. Zimnyaya I.A. (2005), Sub"yektno-deyatel'nostnyy podkhod v obshchem i pro -fessional'nom obrazovanii [Subject-activity approach in general and professional education]. Strategiya vospitaniya v obrazovatel'noy sisteme Rossii: problemy i podkhody, Agenstvo "Izdatel'skiy servis", Moscow, pp. 155-161. (In Russian).

14. Ivanova I.V. (2013), Samorazvitiye lichnosti. Psikhologo -pedagogicheskiy aspekt [Self-development of personality. Psychological and pedagogical aspect]. Monografiya, Kaluzhskiy gosudarstvennyy universitet im. K. E. Tsiolkovskogo, Kaluga, 266 p. (In Russian).

15. Molotkova N.V. & Popov A.I. (2019), Pedagogicheskoye so-provozhdeniye tvorche-skogo samorazvitiya studenta v usloviyakh tsifrovizatsii obrazovaniya (uchebnoye posobiye) [Pedagogical support of student's creative self-development in the context of digitalization of education (a tutorial)]. Tambovskiy gosudarstvennyy tekhnicheskiy universitet, EBS ASV, Tambov, 80 p. (In Russian).

a in

la

,a v

£ I

e

eP £

£

n te

tu

Qq

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.