Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИИ СОВЛАДАНИЯ СО СТРЕССОМ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИИ СОВЛАДАНИЯ СО СТРЕССОМ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
282
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / ДЕТИ С ОВЗ / РОДИТЕЛИ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ / ПСИХОТРАВМИРУЮЩАЯ СИТУАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Калинцева Марина Александровна

В данной статье описаны способы совладения родителей с серьезной травматической ситуацией - рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья или инвалида. Дано описание разных видов стресса и способностей родителей справляться с ним. Описаны различные копинг-стратегии, которые приводят к принятию ситуации и личностному росту родителей. Обоснована важность принятия ситуации - появление в семье ребенка с ОВЗ, описаны негативные последствия, если этого все же не произойдет. Также статья носит и практическую значимость, потому что помогает родителям или людям, которые с ними работают, лучше понять, что происходит с родителями и как они с этим справляются. В конце статьи сделан общий вывод о коппинг-стратегиях и их эффективности для человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Калинцева Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL COPING STRATEGIES FOR COPING WITH STRESS OF PARENTS OF CHILDREN WITH DISABILITIES

This article describes the ways of coping parents with a serious traumatic situation - the birth of a child with disabilities or a disabled person. The description of different types of stress and the ability of parents to cope with it is given. Various copping strategies that lead to acceptance of the situation and personal growth of parents are described. The importance of accepting the situation - the appearance of a child with disabilities in the family is justified, the negative consequences are described if this does not happen.The article is also of practical significance, because it helps parents or people who work with them to better understand what is happening to parents and how they cope with it. At the end of the article, a general conclusion is made about copping strategies and their effectiveness for humans.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИИ СОВЛАДАНИЯ СО СТРЕССОМ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ»

Психологические копинг-стратегии совладания со стрессом родителей детей с ОВЗ Psychological coping strategies for coping with stress of parents of children with disabilities

Калинцева Марина Александровна

Студентка

ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) Федеральный университет

им. М.В. Ломоносова Россия, г.Архангельск Kalinceva00@bk.ru

Kalintseva Marina Alexandrovna

Student

FSAOU VO "Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov

Russia, Arkhangelsk Kalinceva00@bk.ru

Аннотация.

В данной статье описаны способы совладения родителей с серьезной травматической ситуацией -рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья или инвалида. Дано описание разных видов стресса и способностей родителей справляться с ним. Описаны различные копинг-стратегии, которые приводят к принятию ситуации и личностному росту родителей. Обоснована важность принятия ситуации - появление в семье ребенка с ОВЗ, описаны негативные последствия, если этого все же не произойдет. Также статья носит и практическую значимость, потому что помогает родителям или людям, которые с ними работают, лучше понять, что происходит с родителями и как они с этим справляются. В конце статьи сделан общий вывод о коппинг -стратегиях и их эффективности для человека.

Annotation.

This article describes the ways of coping parents with a serious traumatic situation - the birth of a child with disabilities or a disabled person. The description of different types of stress and the ability of parents to cope with it is given. Various copping strategies that lead to acceptance of the situation and personal growth of parents are described. The importance of accepting the situation - the appearance of a child with disabilities in the family is justified, the negative consequences are described if this does not happen.The article is also of practical significance, because it helps parents or people who work with them to better understand what is happening to parents and how they cope with it. At the end of the article, a general conclusion is made about copping strategies and their effectiveness for humans.

Ключевые слова: стресс, дети с ОВЗ, родители, копинг-стратегии, личностный рост, психотравмирующая ситуация.

Key words: stress, children with disabilities, parents, copping strategies, personal growth, traumatic situation.

Когда в семье рождается ребенок родители испытывают состояние стресса, потому что меняется привычный уклад их жизни, и родителям нужно адаптироваться к новым для себя условиям. Учеными выделяется 2 вида стресса: аутстресс и дистресс. При появлении в семье нормотипичного ребенка родители испытывают аутстресс, то есть благоприятный для себя, несильный, с которым они в состоянии справиться. Проживая его, родители становятся сильнее и адаптированнее к новым условиям без вреда для себя и окружающих. Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью вызывает у родителей дистресс, то есть сильный стресс, с которым родители не в состоянии справиться и который может приводить к разрушению внутреннего мира человека (убеждений, представления о себе). В дистрессе человек медленно адаптируется к новым условиям.

При появлении ребенка с ОВЗ родители изначально испытывают острый дистресс, который в дальнейшем превращается в хронический, потому что нет возможности избавиться от стрессора (объекта, который вызывает стресс). Рождение в семье ребенка с ОВЗ - сильное психотравмирующее событие, но у родителей нет времени на принятие ситуации и ее проживание, так как им необходимо быстро принимать решения: искать врачей и других помогающих специалистов. Таким образом, родители забывают о себе, все их

внимание сфокусировано на ребенке. При этом сами родители сталкиваются с потерей себя, своих социальных ролей (должность на работе, жена), многие начинают обвинять себя или партнера в случившемся. Все это приводит к тому, что родители сильнее скатываются в дистресс и могут начаться проблемы с физическим здоровьем, выражающиеся в психосоматических заболеваниях.

Рождение ребенка с ОВЗ можно отнести к критической жизненной ситуации, потому что ситуация оказывает колоссальное влияние на членов семьи. А также к ситуации невозможности, которая состоит из ряда психологических состояний, влияющих разрушительно:

1) психологический стресс;

2) фрустрация;

3) конфликт - столкновение несовместимых мотивов, целей, желаний, ценностей;

4) кризис - кризис жизни и критический поворотный пункт жизненного пути.

Принятие ситуации появления в семье ребенка с ОВЗ можно сравнить с переживанием ситуации утраты. Люди, у которых появился ребенок с ОВЗ, проходят все те же самые стадии: шок (острая, дисфункциональная стадия - угасание психики в момент адаптации к диагнозу), отрицание (острая, дисфункциональная стадия -деструктивный отказ в согласии к реальности). , агрессия (острая, дисфункциональная стадия - предвзятая агрессия по отношению к несправедливому миру и себе как возможному виновнику), депрессия (острая, дисфункциональная стадия - деструктивное состояние боли), принятие (начало конструктивного периода адаптации к новым жизненным обстоятельствам). Этот алгоритм принятия ребенка с ОВЗ родителями разработали ученые И.В. Рыженко, М.С. Карданова.

Очень часто родители детей с ОВЗ застревают на одной из стадий принятия своего ребенка, тогда процесс называют хроническим. На родителей сваливаются серьезные проблемы, нарушающие привычный уклад жизни. Переживая этот стресс, родители эмоционально реагируют, а ребенок все чувствует и переживает вместе с ними, таким образом стресс можно назвать двойным. Родители уверены в безвыходности ситуации и невозможности ее разрешения. В такой сложный период и происходит личностная деформация. А вот какой она будет: положительной или отрицательной, зависит от самих родителей, точнее их умения взаимодействовать с новым для себя опытом.

О. Е. Гостунская пишет, что диагностика ребенка и его болезненное состояние влекут за собой ряд специфических проблем на каждом этапе развития ребенка, а также могут оказывать негативное влияние на все сферы семейной жизни, которое заключается в следующем:

- нарушение временной перспективы родителей (представления о будущем ребенка);

- эмоциональное и физическое истощение родителей, вызванное эмоциональными переживаниями ребенка и постоянной необходимостью справиться с его лечением, коррекцией поведения;

- разочарование и беспомощность родителей, вызванные несоответствием родительских ожиданий и поведения, уровня развития ребенка;

- нарушения в семейной системе и понижение социального статуса семьи;

- трудности в отношениях с окружающими, что является результатом столкновения с общественным мнением.

После постановки диагноза ребенку перед родителями стоит важная и сложная задача - пережить острый период стресса, а также научиться функционировать в новых обстоятельствах. И, конечно, сначала речь о росте не идет, так как родителям нужно приспособиться к новым условиям. Сначала родители воспринимают ситуацию как «катастрофу», так как происходит разрушение собственных представлений о безопасности мира. В ситуации появления ребенка с ОВЗ родители сталкиваются с переменами, которые кардинально меняют их жизнь.

Понимание данных перемен не укладывается в голове у родителей и не поддается объяснению, сформированными до психотравмы, базисными убеждениями. Результат: изменения представлений о себе, мире и окружающих.

Кроме того, по мнению R. Janoff-Bulman, человек чаще всего сопротивляется переменам и хочет вернуть свою жизнь в привычное русло, но в реальности это невозможно. Перед родителями стоит сложное задание. Они должны интегрировать новый опыт в привычную предтравматическую систему ценностей и убеждений. Если человек сопротивляется изменениям, то происходит его полное разрушение, так как прежние способы защиты и реагирования в ситуациях больше не являются эффективными. Именно поэтому так необходимо переработать новый опыт и внести его в систему своих ценностей и убеждений, которые еще остаются эффективными. Только так человек сможет сохранить свое «Я», не разрушиться и не воспринимать мир как «угрозу».

В психологии выделяют следующие стратегии совладения со стрессом:

1) самообвинение;

2) позитивное переосмысление посттравматической ситуации;

3) отрицание;

4) повторяющиеся навязчивые мысли.

1. Самообвинение - жертвы винят себя в случившихся с ними травмирующих ситуациях.

Различают два вида самообвинения: характерологическое самообвинение - человек винит в

сложившейся ситуации свой характер или черты личности; поведенческое самообвинение - человек обвиняет свои действия или бездействие в сложившейся ситуации. Этот тип самобичевания более адаптивен, так как позволяет жертвам:

1) свести к минимуму чувство уязвимости и сохранить чувство контроля над будущим, изменив свое поведение и приняв превентивные меры;

2) избежать когнитивного кризиса, так как позволяет либо сохранить «старые» основные убеждения, либо свести к минимуму необходимость изменения схемы, например, продолжать верить в то, что благожелательность и справедливость мира заслуживают принесения в жертву положительный результат, и это не было случайностью в нечестивом мире;

3) игнорировать во многом противоречивые последствия травматического события — событие интерпретируется таким образом, чтобы максимизировать возможности ассимиляции.

2. Позитивное посттравматическое переосмысление: оно носит адаптивный характер и включает интерпретацию новой информации, чтобы максимально привести ее в соответствие с ранее существовавшими фундаментальными убеждениями:

1) поиск этого добра, того, что осталось и что еще может быть;

2) самопознание новых положительных качеств, приобретенных в результате своего травматического опыта: самопознание, перерасстановка приоритетов, переоценка своей жизни, ориентируясь на эти положительные стороны, жертвы могут продолжать верить в то, что мир благожелателен, правильно и что они достойные люди.

3. Отрицание. Самый высокий уровень отрицания возникает сразу после травматического события, когда потенциальное потрясение концептуальной системы является наибольшим, потому что отрицание:

1) замедлить процесс изменений, смягчив нападки на основные убеждения;

2) снижает воздействие угрожающей информации до допустимых доз.

4. Навязчивые, повторяющиеся мысли (руминация) - эти мысли являются признаками того, что в активной памяти сохраняется новая информация, при этом: повторные размышления о своем травмирующем

опыте способствуют усвоению этих новых данных, и пониманию травматического опыта в достаточном количестве построить жизнеспособный жизненный мир.

Все копинг-стратегии, которые мы рассмотрели, помогают человеку справиться со стрессом и принять ситуацию, особенно на первом этапе в ситуации острого дистресса и невозможности, поэтому их можно назвать адаптивными. Когда человек интегрирует новый опыт в свою привычную жизнь, его убеждения меняются. Но такие изменения должны происходить медленно, чтобы не нанести еще больший вред и дать возможность устойчивости и согласованности в процессе когнитивной интеграции, включающей как усвоение, так и аккомодацию.

Следующая копинг-стратегия - атрибуция самообвинения и позитивного переосмысления, то есть работа с информацией, результатом которой является переосмысление ситуации и включение ее в систему своих убеждений и ценностей. Это значит, что человек больше не воспринимает ситуацию как критическую, а значит, и мир в целом больше не кажется ему угрозой. Поведенческое самообвинение и позитивное переосмысление помогают разрешить когнитивный кризис, потому что позволяют посмотреть на ситуацию с разных сторон.

Отрицание и навязчивые (повторяющиеся) мысли помогают быстрее включить новую информацию в старые когнитивные схемы, при этом не влияя на разъяснение новой информации, но оказывают влияние на ход корректировки. Это важно для того, чтобы не разрушилась система полностью. Два этих процесса связаны между собой, так как навязчивые негативные мысли чередуются с отрицанием. Отрицание начинается в тот момент, когда навязчивые мысли становятся невыносимыми.

Все рассмотренные копинг-стратегии совладания со стрессом являются способами помощи в ситуации травмы и помогают быстрее и менее болезненно ее пережить. Каждый человек выбирает свои стратегии, наиболее комфортные для себя. Кроме того, использование копинг-стратегий рассматривается как поиск ресурсов и приводит к личностному росту родителей.

Список используемой литературы:

1.Асмолов А.Г. По ту сторону сознания. [Текст] / А.Г. Асмолов - М.: Смысл, 2002. - 480 с.

2. Бабич Е.Г. Семья, воспитывающая ребенка-инвалида: жизненные трудности и совладание с ними. [Текст] / Е.Г. Бабич //Социальная политика и социология. - 2011. - № 2 (68). - С. 267-275.

3. Василюк Ф.Е. Психология переживания [Текст] / Ф. Е. Василюк - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 200

с.

4. Голубева М.С. Совладающее поведение родителей, воспитывающих детей с ограниченными \

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.