Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
877
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Продовикова А. Г., Дегтянникова Д. А.

Проблема исследования состояла определении особенностей психологического благополучия и совладающего поведения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. В исследовании приняли участие 30 родителей детей младшего школьного возраста, имеющих двигательные, слуховые нарушения, задержку психического развития, расстройство аутического спектра (25 матерей и 5 отцов) и 30 родителей нормально развивающихся детей (25 матерей, 5 отцов). Диагностический инструментарий включал в себя опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (адаптация Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко), опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазарус, С. Фолкман (адаптация Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой). Методами статистической обработки были выбраны U-критерий Манна-Уитни и корреляционный анализ по Спирмену. Выявлено, что у родителей детей с ОВЗ значительно меньше близких межличностных отношений, им сложнее быть заботливыми, поддерживающими в отношениях. Они в меньшей степени опираются на собственное мнение в оценках и поведении, считают скорее не себя, а внешние обстоятельства управляющими их жизнью. Родители, воспитывающих детей с ОВЗ в сравнении с родителями здоровых детей недовольны собой, разочарованы в жизни, нет переживания самореализации и саморазвития. У родителей детей с ОВЗ выявлена более сложная система корреляционных связей между копинг-стратегиями и компонентами психологического благополучия, что может свидетельствовать о большей востребованности копинг-стратегий для поддержания психологического благополучия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Продовикова А. Г., Дегтянникова Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL WELL-BEING AND COPING BEHAVIOR OF PARENTS RAISING CHILDREN WITH DISABILITIES

The problem of the study was to identify the features of psychological well-being and coping behavior of parents raising children with disabilities. The study involved 30 parents of primary school-age children with motor, auditory disorders, mental retardation, autism spectrum disorder (25 mothers and 5 fathers) and 30 parents of normally developing children (25 mothers, 5 fathers). The diagnostic tools included the questionnaire "Scale of psychological well-being" by K. Riff (adaptation of T.D. Shevelenkova, P. P. Fesenko), the questionnaire "Methods of coping behavior" by R. Lazarus, S. Folkman (adaptation by T. L. Kryukova, E. V. Kuftyak, M. S. Zamyshlyaeva). The Mann-Whitney U-test and Spearman correlation analysis were chosen as methods of statistical processing. It was revealed that parents of children with disabilities have significantly fewer close interpersonal relationships, it is more difficult for them to be caring, supportive in relationships. They rely less on their own opinion in their assessments and behavior, consider external circumstances rather than themselves control their lives. Parents raising children with disabilities in comparison with the parents of healthy children are dissatisfied with themselves, disappointed in life, there is no feeling of self-realization and self-development. Parents of children with disabilities have revealed a more complex system of correlations between coping strategies and components of psychological well-being, which may indicate a greater burden for coping strategies to maintain psychological well-being.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

А.Г. Продовикова, Д.А. Дегтянникова

Пермский государственный национальный исследовательский университет

Проблема исследования состояла определении особенностей психологического благополучия и совладающего поведения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. В исследовании приняли участие 30 родителей детей младшего школьного возраста, имеющих двигательные, слуховые нарушения, задержку психического развития, расстройство аутического спектра (25 матерей и 5 отцов) и 30 родителей нормально развивающихся детей (25 матерей, 5 отцов). Диагностический инструментарий включал в себя опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (адаптация Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко), опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазарус, С. Фолкман (адаптация Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой). Методами статистической обработки были выбраны и-критерий Манна-Уитни и корреляционный анализ по Спирмену. Выявлено, что у родителей детей с ОВЗ значительно меньше близких межличностных отношений, им сложнее быть заботливыми, поддерживающими в отношениях. Они в меньшей степени опираются на собственное мнение в оценках и поведении, считают скорее не себя, а внешние обстоятельства управляющими их жизнью. Родители, воспитывающих детей с ОВЗ в сравнении с родителями здоровых детей недовольны собой, разочарованы в жизни, нет переживания самореализации и саморазвития. У родителей детей с ОВЗ выявлена более сложная система корреляционных связей между копинг-стратегиями и компонентами психологического благополучия, что может свидетельствовать о большей востребованности копинг-стратегий для поддержания психологического благополучия.

Ключевые слова: психологическое благополучие, копинг-стратегии, психологические особенности родителей детей с ОВЗ.

© Продовикова А.Г., Дегтянникова Д.А., 2021 301

Долгое время на первый план выходили проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья. С каждым годом по данным ФГИС ФРИ численность детей-инвалидов растет. На 01.08.2021 их число составляет около 721 тыс. детей. Для успешной социализации ребенку необходима социальная среда, и прежде всего семья, где с учетом его особенностей развития будут созданы условия удовлетворения его потребностей в обучении, общении, самореализации. Внедрение инклюзивного образования предполагает не только адаптацию образовательной среды к ограниченным возможностям здоровья ребенка, но и активное вовлечение родителей в образовательно реабилитационный процесс [1]. В этой связи очень важно оказание консультационной поддержки родителям, психологическое сопровождение семей воспитывающих детей с ОВЗ. Многочисленными исследованиями показано, что родители, сталкиваясь с тяжелым заболеванием ребенка переживают кризис, который может затягиваться на годы и истощать ресурсы семьи [2]. Переживание кризиса переходит в хронический стресс у родителей в связи с необходимостью ухода за ребенком, его реабилитацией, непринятием обществом таких детей, финансовыми трудностями, ограниченностью возможностей самореализации и т.д. С другой стороны, от психологического состояния родителей, их психологического благополучия зависит качество детско-родительских отношений, та социальная ситуация, в которой формируется личность ребенка с ОВЗ, определяющая возможности его адаптации. Поэтому актуальными становятся исследования психологических ресурсов родителей, воспитывающих таких детей.

В настоящем исследовании мы сфокусируемся на таких ресурсах совладания со стрессом как психологическое благополучие и копинг-стратегии родителей. Психологическое благополучие как личностный ресурс совладания, феноменологически представленный преобладанием положительных эмоций, субъективным ощущением счастья, гармонии, удовлетворенности жизнью и собственными достижениями, проявляется в предпочтении определенных копинг-стратегий. Проблемой нашего исследования выступает недостаток данных об особенностях и

взаимосвязи компонентов психологического благополучия и стратегий совладающего поведения родителей, имеющих детей с ОВЗ.

В связи с этим, цель исследования заключается в выявлении взаимосвязи стратегий совладающего поведения и психологического благополучия родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.

Научный интерес к проблеме совладания со стрессом берет свое начало в работах по механизмам психологической защиты З. Фрейда. Исследованием собственно копинг-поведения начинает заниматься в 1962 г. Лойс Мерфи, впервые использовавшая это понятие. Она определила «coping» как попытку индивида конструктивно преобразовать ситуацию, которая является для него угрожающей и заставляет мобилизовать его внутренние (личностные) ресурсы [3]. Ричард Лазарус внес большой вклад в разработку данного конструкта, предложил модель совладаю-щего поведения, классификацию копинг-стратегий. Он рассматривает понятие копинга как «стремление к решению проблем, которое предпринимает индивид, если требования имеют огромное значение для его хорошего самочувствия (как в ситуации, связанной с большой опасностью, так и в ситуации, направленной на большой успех), поскольку эти требования активируют адаптивные возможности» [3, с. 18]. По мнению Р. Лазаруса копинг-поведение - это осознанные стратегии совладания со стрессом, с ситуациями напряжения и тревоги. Сегодня существует множество подходов к определению и классификации совладающего поведения (Н. Хаан (1977), Р. Мос и Дж. Шефер (1986), С. Мадди (1999), Э. Скиннер (2006), Дж. Вейллант (2011) и др.). В своем исследовании мы опираемся на не потерявший своей актуальности подход Р. Лазаруса и его диагностическую методику.

Существенный вклад в теоретическую разработку понятия «психологическое благополучие» внесли N. Bradburn, Е. Diener, C.D. Ryff, Д.А. Леонтьев, А.В. Воронина, Р.М. Шамионов и др. Психологическое благополучие согласно Кэрол Рифф - это не эмоциональное переживание, а объективная оснащенность необходимыми психологическими особенностями, позволяющими личности функционировать во всех отношениях более успешно,

чем при их отсутствии. Другими словами, это психологический ресурс личности, обеспечивающий совладание со стрессом и возможность позитивного и полноценного функционирования, степень самореализации и самоактуализации. В соответствии с моделью К. Рифф в психологическом благополучии выделяются такие компоненты как принятие себя, уверенность в себе, адекватная самооценка, позитивные отношения с другими людьми, самостоятельность, самоэффективность, управление окружением, наличие цели в жизни и личностный рост. Таким образом, психологическое благополучие в сочетании с применяемыми копинг-стратегиями задают диапазон возможностей совладания с трудной жизненной ситуацией.

В литературе обнаружен ряд исследований, демонстрирующих особенности совладающего поведения на выборке родителей детей с тяжелыми сенсорными нарушениями. Так, М.С. Голубева отмечает, что родители, воспитывающие детей с тяжелыми нарушениями зрения или слуха, так же, как и родители нормально развивающихся детей, прилагают конструктивные усилия для совладания с трудными ситуациями: планируют решение проблем, обращаются к социальной помощи, сохраняют самоконтроль.

Выявлены взаимосвязи определенных стратегий совладания с эмоциональным благополучием родителей. Результаты показали, что не все предпочитаемые родителями детей с тяжелыми нарушениями зрения или слуха конструктивные стратегии со-владания одинаково повышают их субъективное благополучие, как у родителей нормально развивающихся детей. У матерей детей с нарушениями зрения или слуха стратегии, связанные с обращением к социальной поддержке, повышают уровень эмоционального неблагополучия, приводят к неустойчивости настроения. У отцов такой стратегией является стратегия самоконтроля. Также показано, что у матерей детей с тяжелыми нарушениями зрения или слуха отсутствуют стратегии, повышающие их эмоциональный комфорт. В противоположность им для отцов детей с нарушениями зрения или слуха конструктивным стилем совладания остается проблемно-ориентированный

копинг, когда решение проблем стабилизирует их эмоциональное состояние [4].

С.А. Хазова и М.В. Ряжева [2] исследования динамики со-владающего поведения родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, показали, что ввиду истощения и хронического стресса у родителей «проблемно-ориентированные» стратегии заменяются на деструктивные и «эмоционально-ориентированные». Авторы отмечают, что в процессе принятия ситуации родители детей с ОВЗ начинают дистанцироваться от проблемы и преуменьшать ее значимость (копинг-стратегия «Дистанцирование»), чаще используют копинг-стратегию «Избегание» и «Конфронтативный копинг», однако, продолжают использовать копинг «Положительная переоценка». Было установлено, что постепенно происходит сужение социальных контактов родителей по разным причинам (чувство вины, вынужденное одиночество, эмоциональная и физическая усталость), общение происходит преимущественно с родителями, имеющими те же проблемы с детьми. Родители детей с инвалидностью начинают демонстрировать «энергосберегающее поведение».

Таким образом, есть различия в результатах исследования стратегий совладающего поведения родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Отмечаемая связь эмоционального благополучия и копинг-стратегий может быть положена в основу гипотезы о взаимосвязи психологического благополучия (как более широкого понятия) и копинг-поведения.

Таким образом, нами были выдвинуты следующие гипотезы:

1. Показатели психологического благополучия родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, ниже, чем соответствующие показатели родителей нормативно развивающихся детей.

2. У родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ более выражены такие копинг-стратегии, как «дистанцирование», «избегание», «конфронтация», «положительная переоценка».

3. Чем выше психологическое благополучие родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, тем чаще они предпочитают копинг-стратегии «самоконтроль» и «планирование решения проблемы» и реже - стратегию «поиск социальной поддержки».

Участники исследования. Общее число испытуемых составило 60 человек в возрасте от 32 до 52 лет (средний возраст 38,8 лет). В первую группу вошли 30 родителей, воспитывающх детей младшего школьного возраста (7-11 лет) с ОВЗ (5 мужчин и 25 женщин в возрасте от 32 до 51 года, средний возраст 40,0 лет). Во вторую группу вошло 30 родителей здоровых детей младшего школьного возраста (5 мужчин и 25 женщин в возрасте 32-52 лет, средний возраст 37,6 лет).

В исследовании использовался следующий психодиагностический инструментарий:

1. Опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (адаптация Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко) для оценки уровня психологического благополучия отдельных его компонентов (позитивные отношения, управление средой, автономия, личностный рост, цель в жизни, самопринятие).

2. Опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазарус, С. Фолкман (адаптация Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой) для диагностики используемых в поведении копинг-стратегий (конфронтация, дистанцирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, бегство-избегание, планирование решения проблемы, положительная переоценка).

Исследование проходило в период апрель-май 2021 г. в онлайн-формате через сообщества в социальной сети «Вконтакте» центра комплексной реабилитации инвалидов, школы №154 для обучающихся с ОВЗ, гимназии № 7, начальной школы «SPANGA» г. Пермь, школы № 8 г. Кудымкара. С разрешения администрации групп на стене размещен текст со ссылкой на гугл форму с методиками. Также из участников этих сообществ нами были выбраны соответствующие критериям формирования выборки родители и им были разосланы в личные сообщения те же тексты со ссылкой на гугл-форму с методиками сбора данных. В гугл-форму была включена анкета направленная на выяснение возраста ребенка, наличия / отсутствия у него ОВЗ. На просьбу пройти методики чаще откликались матери, чем отцы.

Статистический анализ. С помощью критерия Колмогорова-Смирнова было выявлено, что первичные данные не соответствуют закону нормального распределения. Поэтому в дальнейшем для сравнительного анализа мы использовали непараметрические методы ^-критерия Манна-Уитни). Для проверки гипотез о связях между переменными применялся корреляционный анализ по Спирмену.

Результаты исследования

Применение и-критерия Манна-Уитни обнаружило значимые различия между такими компонентами психологического благополучия, как «позитивные отношения» (и = 0,041, при p < 0,05), «управление средой» (и = 0,027, при р < 0,05), «личностный рост» (и = 0,039, при р < 0,05), «цель в жизни» ^ = 0,049, при р < 0,05), «самопринятие» (и = 0,006, при p < 0,05). Так, родители, воспитывающие детей с ОВЗ, имеют намного меньше доверительных отношений, им сложнее быть заботливыми, проявлять тепло к другим людям, идти на компромисс. Это проявляется в их изолированности и фрустриро-ванности. Они зависимы от мнения и оценок окружающих, склонны полагаться на других в принятии важных решений. Они в меньшей степени верят в свои способности изменить и улучшить обстоятельства своей жизни, а также им сложнее дается саморегуляция своих чувств и поведения, чем родителям здоровых детей. У них ниже самооценка, менее выражено осознание собственного развития и самореализации, в меньшей степени жизнь переживается как целенаправленная и осмысленная. Также родителям детей с ОВЗ свойственно меньшее принятие своих личностных особенностей, недовольство собой и своим прошлым.

Рассмотрим результаты, полученные по методике Р. Лазаруса «Копинг-стратегии». Значимых различий в выбираемых родителями копинг-стратегий обнаружено не было. Частота использования родителями как воспитывающих ребенка с ОВЗ, так и нормативно развивающихся детей, одних и тех же копинг-стратегий («конфронтация», «дистанцирование», «самоконтроль», «поиск социальной поддержки», «принятие ответствен-

ности», «бегство», «планирование решения проблемы», «положительная переоценка») выражена примерно одинаково.

Результаты корреляционного анализа показали, что существуют следующие статистически значимые взаимосвязи между показателями психологического благополучия и копинг-стратегиями родителей, воспитывающих детей с ОВЗ:

1. Обнаружены прямые связи между показателем «личностный рост» и такими копинг-стратегиями как «положительная переоценка» (г = 0,614, р < 0,01), «планирование решения проблем» (г = 0,585, р < 0,01) и «поиск социальной поддержки» (г = 0,552, р < 0,01). То есть, чем выше осознание собственного личностного развития и самореализации, интерес к жизни, тем чаще родители прибегают к философскому, надличностному переосмыслению жизненной ситуации, планируют действия, направленные на решение проблемы, обращаются к специалистам и социальному окружению за помощью.

2. Выявлены прямые значимые связи между показателем «цель в жизни» и такими стратегиями совладания, как «положительная переоценка» (г = 0,661, р < 0,01), «планирование решения проблем» (г = 0,642, р < 0,01) и «поиск социальной поддержки» (г = 0,471, р < 0,01). Чем выше осмысленность жизни, осознание целей прожитой и настоящей жизни, тем также у родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, более выражена способность находить что-то хорошее и ценное в стрессовой ситуации, умение организовывать деятельность по разрешению проблемной ситуации, они чаще прибегают к взаимодействию с другими людьми.

3. Показатель «управление средой» также обнаруживает прямые корреляционные связи с названными копинг-стратегиями «положительная переоценка» (г = 0,663, р < 0,01), «планирование решения проблем» (г = 0,578, р<0,01) и «поиск социальной поддержки» (г = 0,599, р < 0,01). Другими словами, чем эффективнее родители, воспитывающие ребенка с ОВЗ, управляют обстоятельствами своей жизни, создают условия для удовлетворения своих целей и потребностей, тем чаще они используют навыки позитивного переосмысления ситуации, планирования действий по решению трудной ситуации и обращаются за помощью к социальным ресурсам.

4. Общий суммарный балл по опроснику «Шкала психологического благополучия» также обнаруживает корреляции с ко-пинг-стратегиями «положительная переоценка» (г = 0,663, p < 0,01), «планирование решения проблем» (г = 0,578, p < 0,01) и «поиск социальной поддержки» (г = 0,599, p < 0,01). Таким образом, мы видим, что удовлетворенность жизнью, положительное самоощущение и осмысленность бытия определяют используемые в стрессовой ситуации модели поведения: родителям легче найти позитивный смысл в сложных обстоятельствах, рационально посмотреть на ситуацию и составить план по ее устранению, обратиться за помощью и поддержкой к специалистам.

5. Показатель «самопринятие» положительно коррелирует с «положительная переоценка» (г = 0,585, p < 0,01), «планирование решения проблем» (г = 0,484, p < 0,01) и отрицательно - с копинг-стратегией «бегство» (г = -0,407, p < 0,01). Чем позитивнее родители относятся к себе, принимают свои как положительные, так и отрицательные качества, тем чаще в стрессовой ситуации они ищут позитивные моменты, смыслы, выходящие за рамки конкретных обстоятельств, способны к рациональному планированию поведения и реже уклоняются от решения проблемы.

6. Показатель «позитивные отношения» положительно коррелирует с такими копинг-стратегиями как «поиск социальной поддержки» (г = 0,578, p < 0,01) и «положительная переоценка» (г = 0,518, p < 0,01), но отрицательно связан с копинг-стратегией «бегство» (г = -0,408, p < 0,01). Это свидетельствует о том, что чем больше родители удовлетворены отношениями с окружающими, способны к сопереживанию и заботе о других, тем в большей мере в стрессовой ситуации они обращаются за помощью к социальным ресурсам (семья, друзья, помогающие специалисты), склонны находить положительные смыслы в трудных обстоятельствах и реже игнорируют проблему, занимают пассивную позицию.

7. Копинг-стратегия «бегство-избегание» образует слабые обратные взаимосвязи с такими показателями психологического благополучия как «позитивные отношения», «автономия» и «самопринятие». Это говорит о том, что чем сильнее изолированность и фрустрированность родителей детей с ОВЗ в межлич-

ностных отношениях, чем менее они самостоятельны в принятии решений, чем выше их недовольство собой и разочарование в жизни, тем чаще в трудной ситуации они реагируют по типу уклонения: отрицание проблемы, фантазирование, отвлечение.

Позитивные отношения V Конфронтация |

\\

Дистанцирование |

Автономия V * \

1

\ 1 \ \ < в \ ' , \ Самоконтроль

V \ * - X

ч\ \ Ь Поиск социальной

Личностный рост - д % \

г ■ 0,552 V \ поддержки

X, \ ' * /

*\ \ / /

Цель е жизни

Принятие ответственности

ч

,,.0,407 ч

Бегство

Самопринятие

■ им ,

Пллнироял пне решения

проблем

Психологическое благополучие

, ■ 0.651

г Положительная

<_ переоценка

Управлений Средой

-» положительные

Примечание: «-----» - отрицательные связи, «—

связи (при р < 0,01)

Рис. 1. Корреляционная плеяда показателей компонентов психологического благополучия и копинг-стратегий родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ

Корреляционный анализ также обнаружил связи между особенностями совладающего поведения и показателями психологического благополучия в группе родителей, воспитывающих детей с нормой развития. Как видно из рис. 2 корреляционных связей здесь обнаружено значительно меньше, они слабее и почти все есть и в результатах корреляционного анализа данных родителей детей с ОВЗ. Показатель «Личностного роста» образует умеренные положительные связи с копинг-стратегиями «положительная переоценка», «планирование решения проблем» и «поиск социальной поддержки». То есть чем родители, воспитывающие нормативно развивающегося ребенка, выше оценивают свое личностное развитие и самореализацию, тем чаще они в стрессовой ситуации пытаются найти позитивные смыслы в случившемся, возможности для саморазвития, вырабатывают стратегию разрешения проблемы, обращаются к окружающим за помощью и поддержкой. Показатели «цель в жизни» и «психологическое благополучие» также связаны с копинг-стратегией «поиск социальной поддержки». Другими словами, родители также чаще прибегают к помощи других людей, в том числе специалистов, если ощущают свою жизнь целенаправленной и наполненной смыслом, удовлетворены ею, счастливы. Компонент психологического благополучия «управление средой» отрицательно связан с ко-пинг-стратегией «принятие ответственности». Чем выше родители осознают свою способность управлять окружением, тем реже в стрессовой ситуации они критикуют и обвиняют себя в ее возникновении.

Примечание: «-----» - отрицательные связи, «-» положительные

связи (при p < 0,01)

Рис. 2. Корреляционная плеяда показателей компонентов психологического благополучия и копинг-стратегий родителей, воспитывающих нормативно развивающегося ребенка

Обсуждая полученные результаты, отметим, что первая гипотеза о низком психологическом благополучии родителей, воспитывающих детей с ОВЗ подтверждается полностью, а гипотезы об особенностях копинг-поведения и гипотеза о взаимосвязи показателей психологического благополучия и копинг-стратегий подтверждается частично. В исследованиях

Е.Г. Бабич были обнаружены различия между группами родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ и нормативно развивающегося ребенка по преобладанию пассивных/активных стратегий совладания [5]. К.Б. Зуев отмечает, что выбор копинг-стратегий в семьях условно здоровых детей направлен на решение задачи, либо на эмоциональное реагирование, либо на избегание решения проблемы в рамках семьи. В семьях же с детьми-инвалидами копинг связан с отвлечением от проблемной ситуации [6]. В нашем исследовании значимых различий в выборках сравнения выявлено не было, что скорее всего обусловлено ограниченной репрезентативностью выборки и нуждается в дальнейшем изучении.

Вместе с тем, наши результаты согласуются с выводами Е.Г. Бабич о трудностях социального взаимодействия и о низком ощущении психологического благополучия родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ в сравнении с родителями здоровых детей [5]. Депрессивные состояния, потеря интереса к жизни у родителей детей с ОВЗ констатируется также в исследованиях С.А. Хазовой, М.В. Ряжевой [2], А.И. Сергиенко [7]. Кроме того, в исследовании А.И. Сергиенко показаны взаимосвязи копинг-стратегий и выраженности депрессивной симптоматики [7]. Эмоциональное благополучие улучшается при использовании таких стратегий совладания как «планирование решения проблемы» и «дистанцирование», и ухудшается с преобладанием стратегий «конфронтация», «принятие ответственности» и «бегство-избегание». Полученные нами результаты расширяют представления о взаимосвязи психологического благополучия и совладающего поведения. Также очевидна необходимость дальнейших исследований в данной области для более эффективного психологического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ.

Выводы:

1. Психологическое благополучие родителей, воспитывающих детей с ОВЗ снижено, по сравнению с родителями нормально развивающихся детей. Они испытывают дефицит доверительных отношений, имеют меньше возможностей для личностного роста и самореализации, в меньшей степени чувствуют себя «хозяевами» собственной жизни, а скорее пережи-313

вают давление общества, жизненной ситуации, недовольны собой и подвержены оценкам социального окружения. Вместе с тем у родителей детей с ОВЗ есть ощущение направленности жизни, есть цель.

2. Родители детей с ОВЗ также, как и родители нормативно развивающихся детей предпочитают такие стратегии совлада-ющего поведения как положительное переосмысление ситуации, самоконтроль, планирование решения проблемы и поиск социальной поддержки.

3. Вместе с тем родители детей с ОВЗ в силу доминирования негативного отношения к жизни и самому себе вынуждены чаще прибегать к копинг-стратегиям, что проявляется в большем количестве взаимосвязей между показателями психологического благополучия и копинг-поведения.

4. Такие копинг-стратегии как положительная переоценка, планирование решения проблем, поиск социальной поддержки образуют устойчивые прямые связи с показателями психологического благополучия «позитивные отношения», «личностный рост» и «самопринятие», а также с суммарным показателем психологического благополучия. То есть чем выше удовлетворенность собой и своей жизнью, тем чаще родители, воспитывающие детей с ОВЗ, прибегают к этим продуктивным стратегиям совладания. У родителей нормативно развивающихся детей данные взаимосвязи слабее.

5. Показано, что чем более родители, воспитывающие детей с ОВЗ замкнуты, холодны, фрустрированы в межличностных отношениях, чем сложнее им отстаивать свое мнение и принимать самостоятельные решения, чем негативнее они относятся к себе, тем чаще в стрессовой ситуации прибегают к уходу от реальности через отрицание, отвлечение, фантазирование.

Библиографический список

1. Калягина Е.А. Психологические условия адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2013. № 34-1. С. 40-48.

2. Хазова С.А., Ряжева М.В. Динамика совладающего поведения родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возмож-

ностями здоровья // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2012. Т.18, № 3. С. 203-209.

3. Исаева Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни. СПб.: Изд-во СПб ГМУ, 2009. 136 с.

4. Голубева М.С. Совладающее поведение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья: авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. Кострома. 2006. 24 с.

5. Бабич Е.Г. Социально-психологические особенности совладаю-щего поведения родителей формирующейся личности с ограниченными возможностями здоровья. URL:

https://rgsu.net/netcat_files/798/1048/h_4cb1b0a485aac02e956dba76 c3f13107 (дата обращения 06.09.2021)

6. Зуев К.Б. Структура совладающего поведения в семьях, воспитывающих детей-инвалидов // Психология стресса и совладаю-щего поведения : материалы III Междунар. науч.-практ. конф., (Кострома, 26-28 сент. 2013 г.): в 2 т. / отв. ред.: Т.Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк, М. В. Сапоровская, С. А. Хазова. Кострома, 2013. Т. 2. С. 42-43.

7. Сергиенко А.И. Психологические факторы посттравматического роста у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья: дис. ... канд. психол. наук. М., 2021. 226 с.

PSYCHOLOGICAL WELL-BEING AND COPING BEHAVIOR OF PARENTS RAISING CHILDREN WITH DISABILITIES

A.G. Prodovikova, D.A. Degtyannikova

Perm State University

The problem of the study was to identify the features of psychological well-being and coping behavior of parents raising children with disabilities. The study involved 30 parents of primary school-age children with motor, auditory disorders, mental retardation, autism spectrum disorder (25 mothers and 5 fathers) and 30 parents of normally developing children (25 mothers, 5 fathers). The diagnostic tools included the questionnaire "Scale of psychological well-being" by K. Riff (adaptation of T.D. Shevelenkova, P. P. Fesenko), the questionnaire "Methods of coping behavior" by R. Lazarus, S. Folkman (adaptation by T. L. Kryukova, E. V. Kuftyak, M. S. Zamyshlyaeva). The Mann-Whitney U-test and Spearman correlation

analysis were chosen as methods of statistical processing. It was revealed that parents of children with disabilities have significantly fewer close interpersonal relationships, it is more difficult for them to be caring, supportive in relationships. They rely less on their own opinion in their assessments and behavior, consider external circumstances rather than themselves control their lives. Parents raising children with disabilities in comparison with the parents of healthy children are dissatisfied with themselves, disappointed in life, there is no feeling of self-realization and self-development. Parents of children with disabilities have revealed a more complex system of correlations between coping strategies and components of psychological well-being, which may indicate a greater burden for coping strategies to maintain psychological well-being.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: psychological well-being, coping strategies, psychological characteristics of parents of children with disabilities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.