Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У ЖЕНЩИН, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ЖЕНЩИН, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ)'

ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У ЖЕНЩИН, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ЖЕНЩИН, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
367
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / РЕБЁНОК С ОВЗ / ЖЕНЩИНЫ / ИМЕЮЩИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ / РОЖДЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Орлова Елена Александровна, Горскина Ирина Николаевна

Цель. Изучить особенности копинг-стратегий и жизнестойкости женщин, имеющих детей с ОВЗ, по сравнению с женщинами, имеющими здоровых детей. Процедура и методы. Проведены анализ научных работ по проблематике и исследование копинг-стратегий и жизнестойкости у женщин, имеющих детей с ОВЗ. При проведении исследования использовались методики: тест «анализ стиля жизни» (в адаптации Ю. В. Щербатых), тест копинг-стратегий Р. Лазаруса (в адаптации Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк), тест жизнестойкости (в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой), 2 варианта авторской анкеты. Результаты. Результаты исследования подтвердили наличие особенностей копинг-стратегий и жизнестойкости у женщин, имеющих детей с ОВЗ, обнаружены значимые различия по отдельным показателям, отвечающим за стрессоустойчивость, копинг-стратегии и жизнестойкость. Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в изучение проблемы трудных жизненных ситуаций. В заключении статьи сформулированы предложения по использованию данных в работе психологических служб, благотворительных фондов, волонтёрских организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HARDINESS AND COPING STRATEGIES DISTINCTIONS IN WOMEN WITH DIFFICULT LIFE SITUATIONS (ON THE EXAMPLE OF WOMEN HAVING CHILDREN WITH DISABILITIES)

Aim. To study the features of coping strategies and hardiness of women who have children with disabilities in comparison with women who have healthy children. Methodology. The analysis of scientific publications and data on issues of coping strategies and hardiness of women who have children with disabilities has been carried out. The following diagnostic methods were used: the “life style analysis” test (adapted by Y. V. Shcherbatykh), R. Lazarus’s coping strategies test (adapted by T. L. Kryukova, E. V. Kuftyak), hardiness test (adapted by D. A. Leontiev, E. I. Rasskazova), and 2 versions of the author’s questionnaire. Results. The results of the research confirmed the presence of special features of coping strategies and hardiness in women who have children with disabilities. Significant differences were also found in certain indicators responsible for stress resistance, coping strategies and hardiness. Research implications. The research materials complement scientific data on the problem of difficult life situations. At the end of the article, proposals are formulated for the use of data in the work of psychological services, charitable foundations, and volunteer organizations.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У ЖЕНЩИН, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ЖЕНЩИН, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ)»

УДК 159.99 Орлова Е. А.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ 119571, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 82, Российская Федерация

Московский государственный областной университет

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация

Московский институт психоанализа

121170, г. Москва, Кутузовский пр-т, д. 34, стр. 14, Российская Федерация Горскина И. Н.

Московский институт психоанализа

121170, г. Москва, Кутузовский пр-т, д. 34, стр. 14, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У ЖЕНЩИН, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ЖЕНЩИН, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ)

аннотация

Цель. Изучить особенности копинг-стратегий и жизнестойкости женщин, имеющих детей с ОВЗ, по сравнению с женщинами, имеющими здоровых детей. Процедура и методы. Проведены анализ научных работ по проблематике и исследование копинг-стратегий и жизнестойкости у женщин, имеющих детей с ОВЗ. При проведении исследования использовались методики: тест «анализ стиля жизни» (в адаптации Ю. В. Щербатых), тест копинг-стратегий Р. Лазаруса (в адаптации Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк), тест жизнестойкости (в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. И. Расска-зовой), 2 варианта авторской анкеты.

Результаты. Результаты исследования подтвердили наличие особенностей ко-пинг-стратегий и жизнестойкости у женщин, имеющих детей с ОВЗ, обнаружены значимые различия по отдельным показателям, отвечающим за стрессоустойчивость, копинг-стратегии и жизнестойкость.

Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в изучение проблемы трудных жизненных ситуаций. В заключении статьи сформулированы предложения по использованию данных в работе психологических служб, благотворительных фондов, волонтёрских организаций.

ключевые слова

трудная жизненная ситуация, копинг-стратегии, жизнестойкость, ребёнок с ОВЗ, женщины, имеющие детей с ОВЗ, рождение и воспитание детей с ОВЗ

структура

Введение

Процедура исследования

Результаты исследования. Стрессоустойчивость

Особенности копинг-стратегий

Особенности жизнестойкости

Заключение

шь

E. Orlova

The Russian Presidential A cademy of National Economy and Public Administration pr. Vernadskogo 82, Moscow 119571, Russian Federation

Moscow Region State University

ul. Very Voloshinoi 24, Mytishchi 141014, Moscow region, Russian Federation

Moscow Institute of Psychoanalysis

Kutuzovskiyprospect 13 str. 14, Moscow 121170, Russian Federation

I. Gorskina

Moscow Institute of Psychoanalysis

Kutuzovskiy prospect 13 str. 14, Moscow 121170, Russian Federation

HARDINESS AND COPING STRATEGIES DISTINCTIONS IN WOMEN WITH DIFFICULT LIFE SITUATIONS (ON THE EXAMPLE OF WOMEN HAVING CHILDREN WITH DISABILITIES)

abstract

Aim. To study the features of coping strategies and hardiness of women who have children with disabilities in comparison with women who have healthy children. Methodology. The analysis of scientific publications and data on issues of coping strategies and hardiness of women who have children with disabilities has been carried out. The following diagnostic methods were used: the "life style analysis" test (adapted by Y. V. Shcherbatykh), R. Lazarus's coping strategies test (adapted by T. L. Kryukova, E. V. Kuftyak), hardiness test (adapted by D. A. Leontiev, E. I. Rasskazova), and 2 versions of the author's questionnaire.

Results. The results of the research confirmed the presence of special features of coping strategies and hardiness in women who have children with disabilities. Significant differences were also found in certain indicators responsible for stress resistance, coping strategies and hardiness.

Research implications. The research materials complement scientific data on the problem of difficult life situations. At the end of the article, proposals are formulated for the use of data in the work of psychological services, charitable foundations, and volunteer organizations.

keywords

difficult life situation, coping strategies, hardiness, child with disabilities, women who have children with disabilities, birth and upbringing of children with disabilities

■Ъ

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

К)

К НАЧАЛУ СТАТЬИ

введение

В последние годы численность детей с ограниченными возможностями здоровья в РФ неуклонно растёт - по данным Росстата, общая численность детей-инвалидов с 2017 по 2019 гг. возросла на 8%1. Многие выявленные патологии являются врождёнными.

В нашей стране существует множество программ помощи таким детям. Они касаются вопросов развития, психологической поддержки, направленной на адаптацию к социуму. Однако, на наш взгляд, недостаточное внимание уделяется их матерям и их психологическому состоянию, хотя, пожалуй, именно от этого в большей мере будет зависеть дальнейшая судьба такого ребёнка. Достаточно вспомнить теорию привязанности Дж. Боулби, а также исследования других современных психологов, в том числе занимающихся изучением гениальности. К примеру, В. П. Эфроимсон подчёркивает: «Мать -это тот человек, который находится в наибольшей, наитеснейшей связи с ребёнком с раннего его возраста - с первых минут жизни. И именно мать способна оказать наибольшее, наисильнейшее влияние на ребёнка в самом раннем, но во многом наиболее важном периоде развития» [11, с. 22].

Между тем рождение и воспитание ребёнка, имеющего ограниченные возможности здоровья, большинство исследователей относят к категории трудных жизненных ситуаций. «По содержанию данная ситуация может быть представлена и как экстремальная, и как чрезвычайная, и как критическая. Она может быть разной для разных членов семьи в зависимости от ряда объективных и субъективных факторов» [2, с. 44].

Кроме того, если мы обратимся к законодательству РФ, также увидим, что данные жизненные обстоятельства «ухудшают или могут ухудшить условия ... жизнедеятельности», а «гражданин признаётся нуждающимся в социальном обслуживании».

Говоря о рождении и воспитании ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, многие авторы подчёркивают стрессовый характер данной ситуации, имеющий особенные черты в силу длительных негативных воздействий.

«Факт появления на свет ребёнка "не такого, как у всех'; является причиной сильного стресса, испытываемого родителями, в первую очередь, матерью. Стресс, имеющий пролонгированный характер, оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей и становится исходным условием резкого травмирующего изменения сформировавшегося в семье жизненного уклада» [5, с. 5].

Доклад «Состояние и динамика инвалидности детского населения Российской Федерации» // Федеральное бюро медико-социальной экспертизы Министерства труда и социальной защиты РФ : [сайт]. [28.06.2019]. URL: https://fbmse.rU/news/#lfederalnoe_byuro_mediko_socialnoy_ ekspertizy_mintruda_rossii_podgotovilo_doklady_ob_analize_sostoyaniya_i_dinamiki_ invalidnosti_vzroslogo_i_detskogo_naseleniya (дата обращения: 08.10.2021).

шь

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

шь

Некоторые исследователи вводят даже отдельное понятие «родительского стресса», которое включает в себя комплекс негативных реакций и переживаний, вызванных, в том числе, рождением ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Как отмечают Л. В. Петрановская и Е. Ю. Чеботарёва, «в настоящее время феномен родительского стресса находится в постоянном поле внимания исследователей, методы его оценки становятся всё более важными для прогноза при работе с кризисными семьями, а также с семьями, в которых воспитываются дети с теми или иными особенностями здоровья и развития» [8, с. 306]. Они также замечают, что «все родители испытывают стресс в той или иной степени, и это является неотъемлемой частью родительской роли, высокий уровень родительского стресса может быть опасным как для родителя, так и для ребёнка, нести риски более жёстких мер воспитания, вплоть до жестокого обращения с детьми, а также приводит к снижению качества заботы и последовательности воспитания» [8, с. 306].

По мнению Л. И. Акатова, «рождение ребенка с дефектом развития действует на разных родителей неодинаково, но в большинстве своём проявляется как сильнейший психологический стресс, последствием которого может быть возникновение так называемого травматического невроза, т. е. нарушение функционирования психики в результате пережитого шока» [1, с. 157].

Однако в современной психологии существует такой феномен, как «посттравматический рост», который был обнаружен в ходе изучения страданий жертв травмирующих событий. М. Ш. Магомед-Эминов отмечает, что выявленные данные доказывали не только негативное, но и позитивное влияние на личность, благодаря чему «исследователи были вынуждены констатировать, что тенденция роста и развития у исследуемых выше, чем регрессии и упадничества. Вопреки фону травмы рост не только внезапен и, в соответствии с этим, по существу своему интересен, но и направлен на многостороннюю программу человеческого совладания и адаптации» [7, с. 111].

Вместе с тем важно отметить, что «нельзя говорить о полезности травмы. Речь идёт исключительно о том, что травмирующее событие может запустить механизм совпадения с ситуацией, что именно борьба после кризиса, а не само событие поможет инициировать посттравматический рост» [9, с. 11].

Таким образом, основной проблемой, послужившей отправной точкой нашего исследования, является противоречие между безусловной травма-тичностью трудной жизненной ситуации, в которой оказываются женщины, имеющие детей с ОВЗ, и возможностью личностного развития, которое может принести её успешное переживание. Именно поэтому целью нашей работы выступило изучение особенностей копинг-стратегий и жизнестойкости женщин, попавших в трудную жизненную ситуацию, которое позволит выявить проблемы, мешающие успешному преодолению кризиса, и направить психокоррекционную работу на решение данных проблем.

ШЬ

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

шь

процедура исследования

Цель работы: изучить особенности копинг-стратегий и жизнестойкости женщин, имеющих детей с ОВЗ, в сравнении с женщинами, имеющими здоровых детей.

Гипотеза исследования: существуют особенности копинг-стратегий и жизнестойкости у женщин, имеющих детей с ОВЗ, проявляющиеся в: уровне жизнестойкости, уровне напряжения копинг-стратегий, а также уровне стрессоустойчивости.

Выборка: в исследовании приняли участие 58 женщин в возрасте от 20 до 45 лет, из них 29 женщин с детьми, имеющими челюстно-лицевые патологии и нарушения слуха разной степени тяжести, характерные для синдрома Тричера-Коллинза и синдрома Гольденхара, и 29 женщин, имеющих здоровых детей.

В исследовании использовались следующие диагностические методики:

1. тест «Анализ стиля жизни» (Бостонский тест на стрессоустойчивость) в адаптации Ю. В. Щербатых [10];

2. тест копинг-стратегий Р. Лазаруса «Стратегии совладающего поведения» (ССП) в адаптации Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк [4];

3. тест жизнестойкости в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой [6];

4. два варианта авторских анкет: одна - для женщин, имеющих детей с ОВЗ, и вторая - для женщин, имеющих здоровых детей.

Статистическая обработка данных проводилась с использованием программного пакета SPSS Statistics.

Сравнение женщин, имеющих детей с ОВЗ, и женщин, имеющих здоровых детей, проводилось с помощью параметрического t-критерия Стьюдента в случаях, когда распределение не отличается от нормального и дисперсии гомогенны. В альтернативных случаях был применён непараметрический U-критерий Манна-Уитни.

результаты исследования. стрессоустойчивость По показателю «стрессоустойчивость» были выявлены значимые различия (р = 0,003, р < 0,05): мамы, имеющие детей с ОВЗ, имеют ботьшую уязвимость для стресса (М = 36,24; sd = 8,309), чем женщины, имеющие здоровых детей (М = 29,52; sd = 7,98).

Данные результаты можно объяснить хроническим характером стресса, в котором находятся женщины, осуществляющие заботу и уход за особенными детьми. Этот вид стресса, безусловно, можно отнести к дисфункциональному, истощающему защитные силы организма.

В авторской анкете мы задали женщинам вопрос о субъективной трудности ситуации, в которой они себя ощущают в настоящий момент, и для

ШЬ

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

шь

оценки предложили шкалу от 0 до 10 баллов, где 0 отвечает за низкую трудность и 10 - за высокую. Интересно, что 86% женщин оценили трудность от 0 до 5 баллов и лишь 14% оценили трудность от 6 до 8 баллов.

Далее мы уточнили причины текущих трудностей и выяснили, что большинство женщин беспокоятся по поводу проблем, связанных со здоровьем ребёнка, предстоящих операций и подбора врачей - 38% респондентов, 31% женщин указали, что большинство трудностей связано с усталостью, изменением привычного уклада жизни и отсутствием времени на себя, 24% матерей обеспокоены процессом социализации ребёнка и особенностями внешности, 7% выбрали иные причины.

Интересными оказались данные о субъективном восприятии трудности жизненной ситуации - сразу после рождения ребёнка с ОВЗ. Здесь только 21% опрошенных оценили трудность в интервале от 2 до 5 баллов. Остальные 79% выбрали оценки от 6 до 10 баллов. Данные трудности женщины связывали с неизвестностью в отношении будущего и текущего диагноза (45%), а также с переживаниями по поводу вопросов здоровья (31%), вместе с тем среди ответов были страх осуждения окружающих и усталость от смены режима.

особенности копинг-стратегий По показателю «конфронтационный копинг» выявлены достоверные различия (р = 0,036, р < 0,05): женщины, имеющие детей с ОВЗ, проявляют менее выраженное конфронтационное копинг-поведение (М = 0,477; бС = 0,16), чем женщины, имеющие здоровых детей (М = 0,569; бС = 0,17).

Значение показателя «конфронтационный копинг» является пограничным у обеих групп испытуемых, причём, как оказалось, у женщин, имеющих здоровых детей, данный показатель выше и находится на верхней границе нормы, приближаясь к дезадаптивному значению (> 60%), а у женщин, имеющих детей с ОВЗ, данный показатель приближается к нижней границе нормы. Т. е. женщины, имеющие здоровых детей, более активно прикладывают агрессивные усилия по изменению ситуации, предполагают определённую степень враждебности. Женщины, имеющие детей с ОВЗ, менее склонны к применению данного способа преодоления трудностей, что может свидетельствовать об их способности активно преодолевать стрессовые ситуации, не впадая в излишнюю агрессивность и раздражительность.

По показателю «дистанцирование» в результате сравнения выборок мам, имеющих детей с ОВЗ (М = 0,561; бС = 0,176), и мам, имеющих здоровых детей (М = 0,53; бС = 0,147), не было выявлено статистически достоверных различий (р = 0,474, р > 0,05). Т. е. наличие детей с ОВЗ не влияет на такую копинг-стратегию, как дистанцирование.

Результаты относятся к пограничному варианту и являются средними по напряжённости. Причём среднее значение показателя у женщин, имеющих

■<1

детей с ОВЗ, чуть выше, а значит, ближе к дезадаптивному варианту. Данная стратегия подразумевает попытки снизить значимость трудной ситуации с помощью рационализации, переключения внимания, юмора или обесценивания. Адаптивный вариант данной стратегии помогает легче переживать трудные жизненные ситуации, не фокусируясь исключительно на трудностях. Однако чрезмерное использование в длительной перспективе может привести к обесцениванию процесса переживания, недооценке значимости, а следовательно, и невозможности преодоления проблемных ситуаций каким-то иным способом, кроме избегания.

По показателю «самоконтроль» в результате сравнения выборок мам, имеющих детей с ОВЗ (М = 0,657; sd = 0,15), и мам, имеющих здоровых детей (М = 0,632; sd = 0,143), не было выявлено достоверных различий (р = 0,527, р > 0,05). Т. е. наличие детей с ОВЗ не влияет на такую копинг-стратегию, как самоконтроль.

Однако значение показателя является довольно напряжённым у обеих групп. Данная стратегия предполагает склонность к подавлению негативных эмоциональных переживаний, к рационализации, высокую степень контроля над поведением. Столь выраженную напряжённость данного показателя можно объяснить современными тенденциями общества, сфокусированного на самообладании, а также культивированием идеального образа матери.

По показателю «поиск социальной поддержки» в результате сравнения выборок были выявлены достоверные различия (р = 0,02, р < 0,05): мамы, имеющие детей с ОВЗ, проявляют менее выраженное копинг-пове-дение, направленное на поиск социальной поддержки (М = 0,598; sd = 0,15), чем мамы, имеющие здоровых детей (М = 0,735; sd = 0,17).

Данная копинг-стратегия при умеренном использовании является довольно благоприятной, однако при чрезмерно активном использовании данного варианта есть риск формирования поведения, зависимого от внешних ресурсов, и, соответственно, чрезмерно высоких ожиданий от окружающих. Относительно женщин, имеющих детей с ОВЗ, активное использование данной стратегии осуществляется с помощью различных чатов поддержки в социальных сетях и мессенджерах, объединяющих женщин, имеющих детей со сходными диагнозами. Данные чаты часто являются безусловной поддержкой, особенно для молодых, только что родивших женщин, но могут привести к излишней замкнутости женщин внутри своего сообщества и попытке бегства от окружающего «враждебного» мира. Однако у женщин, имеющих детей с ОВЗ, данный показатель является менее выраженным, что может свидетельствовать о более частом использовании ими внутренних ресурсов по сравнению с женщинами, имеющими здоровых детей.

По показателю «принятие ответственности» в результате сравнения были выявлены достоверные различия (р = 0,028, р < 0,05): женщины, имеющие детей с ОВЗ, проявляют менее выраженное копинг-поведение, направ-

ШЬ

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

шь

ленное на принятие ответственности (М = 0,583; бС = 0,22), чем женщины, имеющие здоровых детей (М = 0,7098; бС = 0,14).

Данный показатель при низкой и средней напряжённости может говорить о признании собственной роли в имеющихся проблемах, однако высокий, дезадаптивный уровень напряжения может свидетельствовать о склонности к самокритике и самообвинению, что может препятствовать успешному преодолению трудных жизненных ситуаций. Таким образом, женщины, имеющие детей с ОВЗ, проявляют более адаптивный вариант данного копин-га по сравнению с женщинами, имеющими здоровых детей, более склонными к критике и самообвинению.

По показателю «бегство - избегание» в результате сравнения выборок мам, имеющих детей с ОВЗ (М = 0,57; бС = 0,17), и мам, имеющих здоровых детей (М = 0,632; бС = 0,123), не было выявлено достоверных различий (1 = 1,590; Cf = 56; р = 0,118). Т. е. наличие детей с ОВЗ не влияет на такую ко-пинг-стратегию, как бегство - избегание.

Данный показатель является пограничным для обеих групп, зачастую он свидетельствует об отрицании наличия реальных проблем, о бегстве от принятия решений. Как видно из статистики, и та, и другая группы респондентов пользуются данной копинг-стратегией в пограничном уровне напряжённости.

По показателю «планирование решения проблем» в результате сравнения выборок мам, имеющих детей с ОВЗ (М = 0,67; бС = 0,12), и мам, имеющих здоровых детей (М = 0,686; бС = 0,136), не было выявлено достоверных различий (р = 0,653, р > 0,05). Т. е. наличие детей с ОВЗ не влияет на такую копинг-стратегию, как планирование решения проблем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данная копинг-стратегия подразумевает целенаправленный и аналитический подход к решению проблем и является пограничной у обеих групп респондентов, причём приближающейся к верхней границе нормы - деза-даптивному варианту, что косвенно может поддерживать предыдущую ко-пинг-стратегию «бегство - избегание», так как планирование решения проблем зачастую так и останавливается на процессе планирования - без реальных действий, направленных на разрешение трудных ситуаций.

По показателю «положительная переоценка» в результате сравнения выборок были выявлены достоверные различия (р = 0,009, р < 0,05): мамы, имеющие детей с ОВЗ, проявляют менее выраженное копинг-поведение, направленное на положительную переоценку (М = 0,558; бС = 0,15), чем женщины, имеющие здоровых детей (М = 0,673; бС = 0,17).

При умеренной напряжённости данная копинг-стратегия является адаптивной и направлена на способность личности принимать сложные жизненные ситуации, находить в них философский смысл и возможность личностного роста. Как видно из результатов, у женщин, имеющих детей с ОВЗ, данный показатель находится в пограничном состоянии, что может свидетельство-

ШЬ

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

шь

вать о разумном подходе к принятию ситуации и поиске ресурсов развития. Тогда как у мам, имеющих здоровых детей, данный показатель является деза-даптивным, что может свидетельствовать о чрезмерно позитивном взгляде на сложности и возможной попытке ухода от реальности.

особенности жизнестойкости

По показателю «вовлечённость» в результате сравнения выборок мам, имеющих детей с ОВЗ (М = 28,17; sd = 9,59), и мам, имеющих здоровых детей (М = 31,72; sd = 9,74), не было выявлено достоверных различий (р = 0,167, р > 0,05). Т. е. наличие детей с ОВЗ не влияет на такой показатель жизнестойкости, как вовлечённость. «Человек с развитым компонентом вовлечённости получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие подобной убеждённости порождает чувство отвергнутости, ощущение себя "вне" жизни» [6, с. 5]. Оба показателя являются чуть сниженными по сравнению со средним, приведённым для данного показателя в нормативных значениях (37,64), что может свидетельствовать о сниженном ощущении удовольствия от жизни у обеих групп испытуемых.

По показателю «контроль» в результате сравнения выборок мам, имеющих детей с ОВЗ (М = 23,62; sd = 7,404), и мам, имеющих здоровых детей (М = 25,14; sd = 13,76), с помощью критерия Стьюдента не было выявлено достоверных различий (р = 0,443, р > 0,05). Т. е. наличие детей с ОВЗ не влияет на такой показатель жизнестойкости, как контроль. Оба данных показателя являются чуть сниженными по сравнению со средним, приведённым для данного показателя в нормативных значениях (29,17).

По показателю «принятие риска» в результате сравнения выборок с помощью критерия Стьюдента были выявлены достоверные различия (р = 0,018, р < 0,05): мамы, имеющие детей с ОВЗ, проявляют менее выраженный показатель, отвечающий за принятие риска (М = 13,76; sd = 4,015), чем мамы, имеющие здоровых детей (М = 16,21; sd = 3,658).

Столь выраженная разница может объясняться дополнительной ответственностью, которую чувствуют матери детей с ОВЗ и которая может помешать более смелой активной позиции по отношению к собственной жизни, способствовать определению выбора в сторону более осторожных поступков. Тем не менее данный результат приближается к среднему, указанному в нормативных значениях (13,91).

По показателю «жизнестойкость» в целом в результате сравнения выборок мам, имеющих детей с ОВЗ (М = 65,55; sd = 19,264), и мам, имеющих здоровых детей (М = 73,07; sd = 19,699), с помощью критерия Стьюдента не было выявлено достоверных различий (р = 0,147, р > 0,05). Т. е. наличие детей с ОВЗ не влияет на жизнестойкость. Оба они чуть снижены по сравнению

ШЬ

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

шь

со средним, указанным в нормативных значениях (80,72), что свидетельствует о достаточном уровне совпадения со стрессом со стороны женщин, имеющих здоровых детей.

Итак, наша гипотеза об особенностях жизнестойкости и копинг-страте-гиях преодоления трудных жизненных ситуаций у женщин, имеющих детей с ОВЗ, и женщин, имеющих здоровых детей, подтвердилась.

В целом можно свидетельствовать, что женщины, имеющие детей с ОВЗ, более уязвимы для стресса, чем женщины, имеющие здоровых детей.

Подтвердилась также та гипотеза, что показатели копинг-стратегий различаются у обеих групп испытуемых. Причём оказалось, что женщины, имеющие детей с ОВЗ, имеют более адаптивные по сравнению с женщинами, имеющими здоровых детей, показатели.

Что касается такого показателя, как жизнестойкость, гипотеза подтвердилась частично. Несмотря на отсутствие значимых различий по жизнестойкости в целом, были выявлены различия по показателю, отвечающему за принятие риска, который входит в вышеназванный конструкт. У женщин, имеющих здоровых детей, данный показатель, а значит, и склонность к риску и более активным действиям, попыткам жизненных перемен, выше по сравнению с женщинами, имеющими детей с ОВЗ, однако оба они приближаются к усреднённым, приведённым в таблице норм.

заключение

В проведённом исследовании особенностей копинг-стратегий и жизнестойкости женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации (на примере женщин, имеющих детей с ОВЗ), удалось решить несколько задач теоретического и практического плана.

Исследуя такое понятие, как «трудная жизненная ситуация», мы сконцентрировались на его конкретном содержании - рождении и воспитании ребёнка с ОВЗ.

Данные теоретического исследования позволили нам перейти к практической части и рассмотреть особенности копинг-стратегий и жизнестойкости женщин, имеющих детей с ОВЗ, и женщин, имеющих здоровых детей.

Полученные результаты могут быть использованы при консультировании женщин, имеющих детей с ОВЗ, а также женщин, недавно ставших матерями детей с ОВЗ и переживающих острую кризисную ситуацию.

Как показало наше исследование, женщины, имеющие детей с ОВЗ, более уязвимы для стресса, что определяется условиями их жизни, отсутствием времени на себя и постоянным взаимодействием с ситуациями неопределённости - в отношении здоровья ребёнка, динамики лечения, а также социальных факторов, отвечающих за отношения общества к детям с особенностями развития. Однако в нашей стране проводится катастрофически мало

ШЬ

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

шь

психологических исследований в отношении детей, имеющих челюстно-ли-цевые патологии и нарушения слуха разной степени тяжести.

Если же обратиться в этом вопросе к опыту зарубежных коллег, можно обнаружить исследования, отражающие достаточно позитивную динамику в развитии детей, имеющих вышеназванные нарушения [12; 14; 15]. Т. е. для снижения уровня стресса матерей данную информацию можно использовать в целях психологического просвещения женщин и повышения уровня их информированности.

Что касается копинг-стратегий, особое внимание стоит уделить напряжённости показателя, отвечающего за самоконтроль. Его излишнее усиление может негативно сказываться на состоянии организма за счёт подавления негативных переживаний и пристального контроля над собой и своим поведением. В данном случае наиболее эффективные результаты показало обучение женщин основным навыкам саморегуляции и релаксации, к примеру, с помощью различных техник, используемых в когнитивно-поведенческой терапии и одном из её направлений - Mindfulness [13].

Относительно показателей жизнестойкости - работа с развитием толерантности к неопределённости может способствовать и развитию способности к принятию рисков и, как следствие, к появлению ощущения вовлечённости в свою жизнь и веры в возможность реального управления ею.

В заключение хочется упомянуть ещё одно исследование зарубежных коллег - А. Миранды и др., - занимающихся вопросами родительского стресса у матерей, имеющих детей с РАС. Устранение стрессоров, с которыми сталкиваются матери при воспитании детей с РАС, не представляется возможным. Наоборот, улучшение способности родителей справляться с трудностями и устойчивости к внешним воздействиям должно быть целью помощи семье в условиях возникновения новых и постоянных проблем [16].

Аналогично и в нашей ситуации: необходимо подчеркнуть важность фокусирования работы психологов и организаций на развитии способности преодоления стрессовых ситуаций, которые не только помогут женщинам находить наиболее оптимальное решение возникающих проблем, но и будут способствовать формированию устойчивого эмоционального фона в семьях, занимающихся воспитанием детей с ОВЗ.

Подведя итог, сделаем общие выводы:

1. женщины, имеющие детей с ОВЗ, более уязвимы для стрессовых ситуаций в отличие от женщин, имеющих здоровых детей;

2. женщины, имеющие детей с ОВЗ, в большинстве случаев применяют более адаптивные копинг-стратегии, нежели женщины, имеющие здоровых детей, менее склонны к агрессивным реакциям на возникающие проблемы, для преодоления стресса пользуются как внутренними, так и внешними ресурсами;

ШЬ

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

шь

3. женщины, имеющие детей с ОВЗ, менее склонны к принятию риска и, как следствие, менее активны в инициировании жизненных перемен;

4. обе группы женщин в большей степени склонны к самоконтролю как способу преодоления трудных жизненных ситуаций;

5. проверка статистических гипотез по всем параметрам эмпирического исследования позволяет сделать вывод о подтверждении гипотезы: ко-пинг-стратегии и жизнестойкость у женщин, находящихся в трудных жизненных ситуациях (имеющих детей с ОВЗ), имеют определённые особенности по сравнению с женщинами, имеющими здоровых детей;

6. результаты исследования позволили выявить факторы риска дезадаптации женщин, имеющих детей с ОВЗ, и разработать необходимые рекомендации для практического применения. В частности, работу рекомендуется осуществлять по нескольким направлениям - психологическое просвещение общества в целом (для снижения стигматизации), психологические тренинги и просвещение профессионального сообщества, в том числе медицинского персонала, работающего с вышеуказанными женщинами, информирование женщин о результатах зарубежных исследований, отражающих динамику развития детей со сходными диагнозами, и, конечно, индивидуальная работа, направленная на развитие навыков саморегуляции и релаксации, а также тренинги жизнестойкости.

литература

1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. М.: ВЛАДОС, 2003. 368 с.

2. Александрова О. В., Дерманова И. Б. Психосемантический подход к оценке сложной жизненной ситуации (на примере ситуации, связанной с заболеванием, угрожающим жизни ребенка) // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 16: Психология. Педагогика. 2016. № 4. С. 40-50.

3. Крюкова Т. Л., Куфтяк Е. В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журнал практического психолога. 2007. № 3. С. 93-112.

4. Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 2008. 239 с.

5. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с.

6. Магомед-Эминов М. Ш. Феномен посттравматического роста // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 3. С. 111-117.

7. Петрановская Л. В., Чеботарева Е. Ю. Связь между стилем привязанности у матерей и их родительским стрессом // Возможности и риски

ШЬ

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

шь

цифровой среды : материалы VII Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития (чтения памяти Л. Ф. Обуховой), Москва, 12-13 декабря 2019 г. Т. 2. М.: МГППУ, 2019. С. 306-310.

8. Сергиенко А. И., Холмогорова А. Б. Посттравматический рост и копинг-стратегии родителей детей с ограниченными возможностями здоровья // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27. № 2. С. 8-26.

9. Щербатых Ю. В. Психология стресса. М.: Эксмо, 2005. 304 с.

10. Эфроимсон В. П. Загадка гениальности. М.: Знание, 1991. 64 с.

11. Arndt Е. M., Travis F., Lefebvre A., Munro I. R. Psychosocial adjustment of 20 patients with Treacher Collins syndrome before and after reconstructive surgery // British Journal of Plastic Surgery. 1987. № 40 (6). P. 605-609.

12. Beaune L., Forrest C. R., Keith T. Adolescents' perspectives on living and growing up with Treacher Collins syndrome: a qualitative study // The Cleft Palate-Craniofacial Journal. 2004. № 41 (4). P. 343-350.

13. Conner C. M., White S. W. Stress in mothers of children with autism: Trait mindfulness as a protective factor // Research in Autism Spectrum Disorders. 2014. Vol. 8. Iss. 6. P. 617-624.

14. Meyer T. Psychosocial Adjustment of Patients with Congenital Craniofacial Malformations. Fundamentals of Craniofacial Malformations. Berlin: Springer, 2021. 393 p.

15. Parenting Stress in Mothers of Children with Autism without Intellectual Disability. Mediation of Behavioral Problems and Coping Strategies / A. Miranda, A. Mira, C. Berenguer, B. Rosello, I. Baixauli // Frontiers in Psychology. 2019. № 10. P. 1-12.

references

1. Akatov L. I. Sotsial'naya reabilitatsiya detei s ogranichennymi vozmozhnostyamizdorov'ya. Psikhologicheskie osnovy [Social rehabilitation of children with disabilities. Psychological foundations]. Moscow, VLADOS Publ., 2003. 368 p.

2. Aleksandrova O. V., Dermanova I. B. [Psychosemantic approach to assessing difficult life situations (on the pattern of the situation related to the disease that threatens a child's life)]. In: Vestnik SPbGU. Seriya 16. Psikhologiya. Pedagogika [Vestnik of Saint Petersburg University. Series 16. Psychology. Education], 2016, no. 4, pp. 40-50.

3. Kryukova T. L., Kuftyak E. V. [Coping Questionnaire (an adaptation of the WCQ methodology)]. In: Zhurnal prakticheskogo psikhologa [Journal of Practical Psychology], 2007, no. 3, pp. 93-112.

4. Levchenko I. Yu., Tkacheva V. V. Psikhologicheskaya pomoshch' sem'e, vospityvayushchei rebenka s otkloneniyami v razvitii [Psychological assistance to a family raising a child with developmental disabilities]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2008. 239 p.

5. Leontyev D. A., Rasskazova E. I. Test zhiznestoikosti [Vitality test]. Moscow, Smysl Publ., 2006. 63 p.

шь

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

шь

6. Magomed-Eminov M. Sh. [Phenomenon of posttraumatic growth]. In: Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki [Tambov University Review. Series: Humanities], 2009, no. 3, pp. 111-117.

7. Petranovskaya L. V., Chebotareva E. Yu. [Relationship between mothers' attachment style and their parental stress]. In: Vozmozhnosti i riski tsifrovoi sredy: materialy VII Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii po psikhologii razvitiya (chteniya pamyati L. F. Obukhovoi), Moskva, 1213 dekabrya2019g. T. 2 [Opportunities and risks of the digital environment: Proceedings of the VII All-Russian scientific and practical conference on developmental psychology (readings in memory of L. F. Obukhova), Moscow, December 12-13, 2019. Vol. 2]. Moscow, MGPPU Publ., 2019, pp. 306-310.

8. Sergienko A. I., Kholmogorova A. B. [Post-traumatic growth and coping-strategies of parents of children with disabilities]. In: Konsul'tativnaya psikhologiya ipsikhoterapiya [Counseling Psychology and Psychotherapy], 2019, vol. 27, no. 2, pp. 8-26.

9. Shcherbatykh Yu. V. Psikhologiya stressa [Psychology of stress]. Moscow, Eksmo Publ., 2005. 304 p.

Efroimson V. P. Zagadka genial'nosti [Riddle of genius]. Moscow, Znanie Publ., 1991. 64 p.

Arndt E. M., Travis F., Lefebvre A., Munro I. R. Psychosocial adjustment of 20 patients with Treacher Collins syndrome before and after reconstructive surgery. In: British Journal of Plastic Surgery, 1987, no. 40 (6), pp. 605-609.

12. Beaune L., Forrest C. R., Keith T. Adolescents' perspectives on living and growing up with Treacher Collins syndrome: a qualitative study. In: The Cleft Palate-CraniofacialJournal, 2004, no. 41 (4), pp. 343-350.

13. Conner C. M., White S. W. Stress in mothers of children with autism: Trait mindfulness as a protective factor. In: Research in Autism Spectrum Disorders, 2014, vol. 8, iss. 6, pp. 617-624.

14. Meyer T. Psychosocial Adjustment of Patients with Congenital Craniofacial Malformations. Fundamentals of Craniofacial Malformations. Berlin, Springer, 2021. 393 p.

15. Miranda A., Mira A., Berenguer C., Rosello B., Baixauli I. Parenting Stress in Mothers of Children with Autism without Intellectual Disability. Mediation of Behavioral Problems and Coping Strategies. In: Frontiers in Psychology, 2019, no. 10, pp. 1-12.

10.

11

Н4,

дата публикации

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

Статья поступила в редакцию: 21.12.2021 Статья размещена на сайте: 30.03.2022

информация об авторах / information about the authors

Орлова Елена Александровна - доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей психологии Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, профессор кафедры психологии развития личности Московского государственного университета, профессор кафедры основ клинического психоанализа Московского института психоанализа; e-mail: orlova.elena64@yandex.ru

Горскина Ирина Николаевна - магистрант факультета психологии Московского института психоанализа; e-mail: iren.gorskina@gmail.com

Elena A. Orlova - Dr. Sci. (Psychology), Prof., Department of General Psychology, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; Department of Personality Development Psychology, Moscow Region State University; Department of Fundamentals of Clinical Psychoanalysis, Moscow Institute of Psychoanalysis; e-mail: orlova. elena64@yandex.ru

Irina N. Gorskina - Master's Degree Student, Psychology faculty, Moscow Institute of Psychoanalysis; e-mail: iren.gorskina@gmail.com

правильная ссылка на статью / for citation

Орлова Е. А., Горскина И. Н. Особенности жизнестойкости и копинг-стратегий у женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации (на примере женщин, имеющих детей с ОВЗ) // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2022. № 1. URL: www.evestnik-mgou.ru

Orlova Е. A., Gorskina I. N. Hardiness and coping strategies distinctions in women with difficult life situations (on the example of women having children with disabilities). In: Bulletin of Moscow Region State University (e-journal), 2022, no. 1. Available at: www.evestnik-mgou.ru

■ъ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

К)

К НАЧАЛУ СТАТЬИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.