Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
283
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / РОДИТЕЛИ / ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ / ТНР / ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ / РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ / ЛОГОПЕДИЯ / СТРЕССЫ / СТРЕССОВЫЕ СИТУАЦИИ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Токарская Людмила Валерьевна, Тенкачева Татьяна Рашитовна, Лаптева В. В.

В работе по изучению жизнестойкости и индивидуально-психологических особенностей родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), приняли участие 53 человека, из них 37 родителей, воспитывающих детей с ТНР, и 16 родителей, воспитывающих детей без особенностей. В исследовании использованы: тест жизнестойкости Мадди, опросник «Совладания со стрессом», диагностика самоактуализации личности (САМОАЛ). В ходе работы была выявлена связь между жизнестойкостью родителей детей с ТНР и их индивидуально-психологическими особенностями. Такой компонент жизнестойкости, как «контроль», более выражен у родителей детей с ТНР. Выявлены положительные связи между уровнем жизнестойкости и рядом параметров стратегий совладания, аспектами индивидуальной саморегуляции и самоактуализации. Так, родители детей с ТНР способны выделять значимые условия достижения целей как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем, что может проявляться в детальном планировании своей деятельности и, соответственно, способности достигать результатов относительно поставленных целей. Показатели спонтанности могут обеспечивать родителям детей с ТНР в условиях неожиданно меняющихся обстоятельств способность гибко изменять модель значимых условий и, соответственно, программу действий. Сравнительный анализ показал, что родители детей с ТНР имеют значимые различия по шкалам «Активный копинг», «Планирование совладаний», «Принятие» и «Автономность», то есть они в случае затруднительных условий способны активно и уверенно совладать с возникшими ситуациями с целью нивелировать или компенсировать их. Однако родители детей с ТНР в большей степени склонны к отказу от достижения цели, регуляции усилий, направленных на взаимодействие со стрессором, что может требовать психокоррекционной поддержки и вмешательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Токарская Людмила Валерьевна, Тенкачева Татьяна Рашитовна, Лаптева В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH ON THE RESILIENCE OF PARENTS RAISING CHILDREN WITH SEVERE SPEECH IMPAIRMENTS

53 people took part in the study of the resilience and individual psychological characteristics of parents raising children with severe speech impairments (SSI), including 37 parents raising children with SSI and 16 parents raising children with no disabilities. The study used: Muddy’s resilience test, the “Coping with stress” questionnaire, diagnostics of personality self-actualization (SAMOAL). In the course of the work, a connection was revealed between the resilience of parents of children with SSI and their individual psychological characteristics. Such a component of resilience as “control” is more pronounced in parents of children with SSI. There were revealed positive links between the level of resilience and a number of parameters of coping strategies, aspects of individual self-regulation and self-actualization. Thus, parents of children with SSI are able to highlight significant conditions for achieving goals both in the current situation and in the future, which can be manifested in the detailed planning of their activities and, accordingly, the ability to achieve results in relation to the set goals. Indicators of spontaneity can provide parents of children with SSI in the face of unexpectedly changing circumstances the ability to flexibly change the model of significant conditions and, accordingly, the program of action. Comparative analysis showed that parents of children with SSI have significant differences on the scales “Active coping”, “Planning coping”, “Acceptance” and “Autonomy”, that is, in difficult conditions, they are able to actively and confidently cope with emerging situations aim to level or compensate them. However, parents of children with SSI are more inclined to refuse to achieve the goal, to regulate efforts aimed at interacting with the stressor, which may require psychocorrectional support and intervention.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

УДК 37.018.11:376.37 ББК Ч490.264.5

DO110.26170/2079-8717_2021 _06_09 ГРНТИ 15.21.51

Код ВАК 19.00.01 (5.3.1)

Токарская Людмила Валерьевна,

кандидат психологических наук, доцент, Уральский федеральный университет им. первого Президента России

Б. Н. Ельцина; 620000, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, 51; e-mail: l.v.tokarskaia@urfu.ru

Тенкачева Татьяна Рашитовна,

кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г.

Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26

Лаптева В. В.,

студент, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина; 620000, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, 51

ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: жизнестойкость родителей; семейное воспитание; детско-родительские отношения; родители; дети с нарушениями речи; ТНР; тяжелые нарушения речи; речевые нарушения; логопедия; стрессы; стрессовые ситуации; самоактуализация личности.

АННОТАЦИЯ. В работе по изучению жизнестойкости и индивидуально-психологических особенностей родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), приняли участие 53 человека, из них 37 родителей, воспитывающих детей с ТНР, и 16 родителей, воспитывающих детей без особенностей. В исследовании использованы: тест жизнестойкости Мадди, опросник «Со-владания со стрессом», диагностика самоактуализации личности (САМОАЛ). В ходе работы была выявлена связь между жизнестойкостью родителей детей с ТНР и их индивидуально-психологическими особенностями. Такой компонент жизнестойкости, как «контроль», более выражен у родителей детей с ТНР. Выявлены положительные связи между уровнем жизнестойкости и рядом параметров стратегий совладания, аспектами индивидуальной саморегуляции и самоактуализации. Так, родители детей с ТНР способны выделять значимые условия достижения целей как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем, что может проявляться в детальном планировании своей деятельности и, соответственно, способности достигать результатов относительно поставленных целей. Показатели спонтанности могут обеспечивать родителям детей с ТНР в условиях неожиданно меняющихся обстоятельств способность гибко изменять модель значимых условий и, соответственно, программу действий. Сравнительный анализ показал, что родители детей с ТНР имеют значимые различия по шкалам «Активный копинг», «Планирование совладаний», «Принятие» и «Автономность», то есть они в случае затруднительных условий способны активно и уверенно совладать с возникшими ситуациями с целью нивелировать или компенсировать их. Однако родители детей с ТНР в большей степени склонны к отказу от достижения цели, регуляции усилий, направленных на взаимодействие со стрессором, что может требовать психокоррекционной поддержки и вмешательства.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Токарская, Л. В. Исследование жизнестойкости родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи / Л. В. Токарская, Т. Р. Тенкачева, В. В. Лаптева. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2021. - № 6. - С. 80-90. - DOI: 10.2б170/2079-8717_2021_0б_09.

Tokarskaya Lyudmila Valerievna,

Candidate of Psychology, Associate Professor, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin,

Ekaterinburg, Russia

Tenkacheva Tatyana Rashitovna,

Candidate of Pedagogy, .Associate Professor, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

Lapteva V. V.,

Student, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia

RESEARCH ON THE RESILIENCE OF PARENTS RAISING CHILDREN WITH SEVERE SPEECH IMPAIRMENTS

KEYWORDS: the resilience of the parents; family education; child-parent relations; parents; children with speech impairments; THP; severe speech disorders; speech disorders; speech therapy; stress; stressful situations; self-actualization of personality.

ABSTRACT. 53 people took part in the study of the resilience and individual psychological characteristics of parents raising children with severe speech impairments (SSI), including 37 parents raising children with SSI and 16 parents raising children with no disabilities. The study used: Muddy's resilience test, the "Coping with stress" questionnaire, diagnostics of personality self-actualization (SAMOAL). In the course of the work, a connection was revealed between the resilience of parents of children with SSI and their individual psychological characteristics. Such a component of resilience as "control" is more pronounced in parents of children with SSI. There were revealed positive links between the level of resilience and a number of parameters of coping strategies, aspects of individual self-regulation and self-actualization.

© Токарская Л. В., Тенкачева Т. Р., Лаптева В. В., 2021

Thus, parents of children with SSI are able to highlight significant conditions for achieving goals both in the current situation and in the future, which can be manifested in the detailed planning of their activities and, accordingly, the ability to achieve results in relation to the set goals. Indicators of spontaneity can provide parents of children with SSI in the face of unexpectedly changing circumstances the ability to flexibly change the model of significant conditions and, accordingly, the program of action. Comparative analysis showed that parents of children with SSI have significant differences on the scales "Active coping", "Planning coping", "Acceptance" and "Autonomy", that is, in difficult conditions, they are able to actively and confidently cope with emerging situations aim to level or compensate them. However, parents of children with SSI are more inclined to refuse to achieve the goal, to regulate efforts aimed at interacting with the stressor, which may require psychocorrectional support and intervention.

FOR CITATION: Tokarskaya, L. V., Tenkacheva, T. R., Lapteva, V. V. (2021). Research on the Resilience of Parents Raising Children with Severe Speech Impairments. In Pedagogical Education in Russia. No. 6, pp. 80-90. DOI: 10.26I70/2079-8717_2021_06_09.

Актуальность исследования феномена жизнестойкости [10] обусловлена прежде всего нестабильностью современного общества [19], непрерывным развитием и внедрением социальных, экономических, политических и технологических новшеств, когда человек вынужден постоянно адаптироваться к новым условиям жизни. Однако, кроме внешних изменений, серьезным фактором, требующим определенных личностных ресурсов, является появление в семье ребенка. Оно формирует новую ситуацию, которая приводит к изменению привычной жизни всех членов семьи. В особой степени это проявляется при появлении ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рождение такого ребенка воспринимается как трагедия, которая может сравниться с утратой самого близкого человека [11]. Меняется семейная ситуация, нарушается нормальное развитие и функционирование семьи [15]. Процесс ухода и воспитания требует большего родительского внимания и влечет за собой комплекс проблем: медицинских, психолого-педагогических, информационных, материальных и других [3; 7; 22; 23]. Очевидно, что для того чтобы дети с ОВЗ получили необходимую им поддержку внутри семьи, родители должны иметь соответствующие ресурсы, в том числе стойкость, умение преодолеть стресс в ситуации «особого» роди-тельства.

Однако до недавнего времени, основную аудиторию исследований, посвященных жизнестойкости как ресурсу совлада-ния со сложной ситуацией, составляли в основном дети и взрослые с ОВЗ и инвалидностью [4; 8; 17; 18]. Крайне мало работ было посвящено родителям, воспитывающим данную категорию детей, что не позволяло учесть влияние такого показателя, как «жизнестойкость родителей», на жизнестойкость детей с ОВЗ.

В рамках данной статьи сделана попытка выявления связи между индивидуально-психологическими особенностями родителей детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и их жизнестойкостью. В качестве основной гипотезы данного исследования

выступило предположение о том, что существует связь между этими двумя показателями.

Дополнительные гипотезы:

1. Компоненты жизнестойкости «вовлеченность» и «контроль» у родителей детей с ТНР выражены больше, чем аналогичные показатели у родителей детей с нормативным развитием.

2. Уровень жизнестойкости родителей детей с ТНР связан со стратегиями совлада-ния со стрессом, аспектами индивидуальной саморегуляции и самоактуализации.

Особенности жизнестойкости родителей детей с ОВЗ. Родительство как особая функция формируется и совершенствуется постепенно, а в системе родитель-ства важную роль играет жизнестойкость каждого из родителей. Уровень жизнестойкости родителей и все возможные ее проявления во взаимоотношении с ребенком отражаются на развитии его собственных компонентов жизнестойкости [6]. А высокий уровень жизнестойкости родителей ребенка с ОВЗ свидетельствует о лучших проявлениях адаптационных возможностей семейной системы [5].

Появление в семье ребенка с ОВЗ приводит к тому, что у родителей происходит переосмысление отношения к жизни и действительности. Постановка диагноза ребенку относится к кризисному, ведущему, негативному событию в сфере жизненного пути родителя. Это событие влияет на весь период их жизни: на события настоящего и будущего. Будущие события своей жизни родители связывают, как правило, только с развитием ребенка [6].

Принятие диагноза ребенка представляет собой особую психологическую трудность для родителей. Особенно такого диагноза, как умственная отсталость, расстройство аутистического спектра (РАС), глухота или слепота [15]. Все родители хотят видеть результаты своих личностных затрат в развитии ребенка, но в сравнении с семьями, где растут дети без особенностей, психические и личностные затраты воспринимаются родителями детей с ОВЗ как непропорционально отраженные, а результаты как

незначительные. Когда родители теряют видимость значимости, ценности своих действий, они становятся отдаленными от жизни, а само родительство становится при этом функционально-формальным на поведенческом уровне [1—3].

В. М. Сорокиным была изучена специфика реакций родителей на факт рождения ребенка с ОВЗ. В основе всех реакций лежит, по мнению автора, феномен экспекта-ции, характерный наличием у родителей определенных ожиданий по отношению к своему ребенку и собственному поведению. При появлении ребенка, не имеющего особенностей развития, родительские экспек-тации так или иначе осуществляются, но, когда речь идет о появлении ребенка с ОВЗ, все экспектации аннулируются, что является причиной острой реакции родителей. Отсутствие каких-либо ожиданий родителей от своего ребенка может служить основой для формирования отрицательных ожиданий [15]. Этому способствует также то, что общество имеет тенденцию приписывать «виновность» родителям, у которых ребенок имеет особенности в развитии, такое привитое чувство вины родители переживают болезненно [12; 13; 24]. По мнению В. Major, человек может приобрести «хроническое чувство неполноценности» из-за такой стигматизации [25]. В целом восприятие родителем своего ребенка и способов общения с ним определяется сформированным о нем представлении [5].

По мнению И. Н. Галасюк, родительская позиция способна преобразовываться путем «интериоризации функций родителя и идентификации роли родителя особого ребенка, а также преобразованием смыслового содержания родительства в отношении особого ребенка» [3, с. 630]. Перед родителями возникает проблема принятия нового смысла воспитания ребенка, глубокой личностной работы [3].

Жизнестойкость родителей может быть основой для формирования гибкого подхода к решению трудных жизненных ситуаций, ценностей, принципов и установок. Установки и ожидания родителей друг от друга весьма значимы, так как взаимоотношение родителей напрямую влияет на удовлетворенность браком, что также связано с жизнестойкостью каждого из родителей, а точнее с определенными компонентами жизнестойкости, такими как принятие риска и контроль. Сформированность этих компонентов обеспечит родителям возможность совместно и конструктивно решать задачи, избегая конфликтов. Кроме того, такой компонент, как вовлеченность, будет способствовать активному включению в роль родителя и выполнению взятых на

себя функций [5].

Стоит отметить, что высокий уровень жизнестойкости обеспечивает определенную защиту от такого феномена, как родительское выгорание. Высокий уровень жизнестойкости характерен для родителей, которые стремятся использовать более конструктивные стили общения с детьми, способны сохранять ощущение принадлежности к социуму и нести ответственность, не перекладывая ее на специалистов (врачей, психологов, педагогов).

В ситуации сниженного уровня жизнестойкости обоих родителей семья как группа подвержена общему снижению уровня жизнестойкости. Это будет проявляться во взаимоотношениях между членами семьи, в возникающих и накапливающихся трудностях, с которыми супруги будут сталкиваться все чаще. Выбор стиля воспитания ребенка также обусловлен уровнем их жизнестойкости [5].

Таким образом, при высоком уровне жизнестойкости семья способна снизить напряженность при решении сложных жизненных вопросов, укрепить свои позиции, цели и установки, конструировать свои стратегии поведения для сохранения равновесия, а также сохранять внутренние силы при воспитании своего ребенка. В противном случае семья будет испытывать постоянную напряженность, бессилие или соматические предпосылки перенапряжения, что может отражаться и на ребенке.

Общая организация исследования. Эмпирическое исследование жизнестойкости родителей детей с ТНР проводилось с ноября 2019 по февраль 2020 гг. Опрос родителей проводился в двух формах: распечатанные на листах методики и онлайн-опрос в Google-форме. Бланки методик были направлены в МАДОУ - детский сад комбинированного вида № 559 в г. Екатеринбурге, а онлайн-вариант прохождения опроса был предложен через группы социальных сетей следующих организаций: Футбольный клуб «Звезда» г. Санкт-Петербург; ООО «Радий» г. Екатеринбург; РО ВОРДИ Свердловской области г. Екатеринбург (региональное отделение всероссийской организации родителей детей-инвалидов); «Рождественское чудо» г. Екатеринбург.

Большой отклик был получен через опрос, проведенный в Google форме.

Выборка. В исследовании приняли участие 53 родителя. Они были разделены на две группы. В первую вошли 37 родителей, воспитывающих детей с ТНР (34 женщины, 3 мужчины). Основными особенностями детей были тяжелые нарушения речи. 70% респондентов имеют высшее образование. Во вторую группу вошли 16 роди-

телеи, воспитывающих детей с нормативным развитием. Из них 15 женщин и 1 мужчина. Более 70% из них имеют высшее образование. Возраст родителей в обеих выборках - от 23 до 48 лет (средний возраст мужчин и женщин составил 31 и 37 лет соответственно). Возраст детей с ТНР: от 3 до 15 лет. При этом количество родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста, - 21, а родителей, воспитывающих детей-школьников, - 16. Возраст детей с нормативным развитием: от 4 месяцев до 7 лет.

Методики: «Тест жизнестойкости Мадди» [9]; Опросник «Совладания со стрессом» (К. Карвер и др. в адаптации Е. И. Рассказовой, Т. О. Гордеевой и Е. Н. Осина) [14]; Диагностика самоактуализации личности А. В. Лазукина в адапта-

ции Н. Ф. Калина (САМОАЛ). Выбор методик обусловлен возможностью изучить не только проявления жизнестойкости, но и индивидуально-психологические особенности, такие как уровень самоактуализации и особенности совладания со стрессом.

Дискуссия. Результаты сравнительного анализа. Выявление различий между показателями у родителей детей, не имеющих особенностей, и родителей детей с ТНР по уровню жизнестойкости, способам совлада-ния со стрессом, стратегиям личностных стилей реагирования, аспектам индивидуальной саморегуляции и самоактуализации личности проходило на одной общей выборке испытуемых (N=53). Данные представлены в таблицах 1, 2, 3.

Результаты сравнительного анализа по методике «Тест жизнестойкости» С. Мадди

Таблица 1

Переменная Среднее(норм) П=1б Среднее (ТНР) п=37 и экс. р-уа1ие

Вовлеченность 37,38 39,65 233,5 0,23

Контроль 29,06 33,22 175,0 0,02*

Принятие риска 18,38 17,41 273,0 0,66

Общий балл жизнестойкости 84,81 90,27 238,5 0,27

Анализ полученных данных показал, что группа родителей, воспитывающих детей с ТНР, продемонстрировала высокие

результаты по показателю «Контроль». По другим шкалам значимых различий не было обнаружено.

Таблица 2

Результаты сравнительного анализа по методике «Совладание со стрессом» К. Карвер (значимые результаты)

Переменная Среднее (норм) П=16 Среднее (ТНР) п=37 и экс. р-уа1ие

Психическое избегание 9,38 8,22 191,0 0,04*

Активный копинг 12,63 14,03 158,0 0,01*

Принятие 10,44 12,32 167,5 0,01*

Оттормаживание всех других занятий 9,31 10,97 160,0 0,01*

Планирование совладания 12,31 14,11 130,5 0,00*

Результаты сравнительного анализа в обеих группах показали, что родители детей с нормативным развитием имеют более высокие баллы по шкале «Психическое избегание», по сравнению с родителями детей с ТНР. По таким шкалам, как «Активный ко-пинг», «Принятие», «Оттормаживание всех

других занятий» и «Планирование совла-дания», высокие баллы продемонстрировала группа родителей детей с ТНР.

Результаты, полученные по методике «Диагностика самоактуализации личности» А. В. Лазукина в адаптации Н. Ф. Калина (САМОАЛ) представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты сравнительного анализа по методике «Самоактуализация личности» А. В. Лазукина

Переменная Среднее (норм) П=1б Среднее (ТНР) п=37 и экс. р-уа1ие

Ориентация во времени 9,28 9,16 282,5 0,80

Ценности 8,38 8,57 274,0 0,68

Взгляд на природу человека 5,34 6,61 215,5 0,12

Потребность в познании 6,94 8,27 193,0 0,05*

Креативность 9,44 9,05 278,5 0,74

Автономность 6,25 8,32 182,0 0,03*

Спонтанность 6,69 8,11 207,0 0,09

Самопонимание 7,88 8,76 235,0 0,24

Аутосимпатия 7,о6 7,14 260,5 0,50

Контактность 7,97 8,11 274,0 0,68

Гибкость в общении 8,25 8,68 268,5 0,60

Стремление к самоактуализации 52,25 56,46 223,5 0,16

По результатам анализа двух групп обнаружены значимые различия по шкалам «Потребность в познании» и «Автономность», при этом высокие показатели продемонстрировала группа родителей детей с ТНР.

Результаты корреляционного анализа. Для изучения взаимосвязи меж-

ду жизнестойкостью и способами совлада-ющего поведения, стратегиями личностных стилей реагирования, аспектами индивидуальной саморегуляции и самоактуализации личности был рассчитан коэффициент корреляции Спирмена (ге) для двух групп испытуемых (N=53). В таблицах 4, 5 представлены полученные результаты.

Таблица 4

Связь жизнестойкости со шкалами других методик (группа родителей детей с ТНР) п=37 (значимые результаты)

Шкалы Вовлеченность Контроль Принятие риска Общий балл жизнестойкости

Позитивное переосмысление и личностный рост 0,20 0,36* 0,31 0,33*

Психическое избегание -0,47** -0,57** -0,43** -0,53**

Фокусировка на эмоциях и их вентилирование -0,39* -0,48** -0,41* -0,45**

Религиозный копинг -0,20 -0,28 -0,37* -0,32

Поведенческое избегание -0,29 -0,32 -0,29 -0,35*

Самоограничение -0,50** -0,45** -0,25 -0,45**

Планирование -0,12 -0,10 -0,34* -0,17

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Моделирование 0,61** 0,52** 0,52** 0,60**

Оценка результатов 0,39* 0,33* 0,28 0,37*

Гибкость 0,45** 0,49** 0,56** 0,54**

Общий уровень саморегуляции 0,52** 0,45** 0,35* 0,48**

Ориентация во времени 0,40* 0,37* 0,41* 0,45**

Потребность в познании 0,28 0,45** 0,36* 0,42**

Креативность 0,37* 0,40* 0,40* 0,41*

Автономность 0,28 0,43** 0,36* 0,39*

Спонтанность 0,46** 0,41* 0,51** 0,49**

Самопонимание 0,50** 0,63** 0,53** 0,60**

Аутосимпатия 0,52** 0,54** 0,62** 0,61**

Контактность 0,43** 0,50** 0,33* 0,44**

Гибкость в общении 0,29 0,41* 0,29 0,35*

Стремление к самоактуализации 0,55** 0,64** 0,64** 0,66**

*

- Значимые корреляции дляр<0,05 — Значимые корреляции для р<0,01

В результате корреляционного анализа выявлены множественные достоверные связи, которые позволяют предположить, что родители детей с ТНР транслируют более высокий уровень жизнестойкости за счет проявления индивидуально-психологических особенностей, и это им открывает возможности к проявлению творческого отношения к жизни, самостоятельности, уверенности в себе и доверия к окружающему миру. Тем самым это обеспечивает родителям хорошо осознаваемую пози-

тивную «Я-концепцию», которая служит источником устойчивой и адекватной самооценки. Возможно, это связано с тем, что была успешно пройдена стадия принятия диагноза, и это дало родителям возможность усилить внутренние ресурсы и улучшить свои личностные качества для проявления более высокого уровня жизнестойкости. С другой стороны, это может быть связано с не очень выраженными нарушениями, имеющимися у детей с ТНР.

Таблица 5

Связь жизнестойкости со шкалами других методик (группа родителей детей без особенностей развития) п=16

Шкалы Вовлеченность Контроль Принятие риска Общий балл жизнестойкости

Использование юмора -0,06 0,58* -0,24 0,15

Оттормаживание всех других занятий -0,32 -0,37 -0,54* -0,37

Планирование совладания -0,22 0,00 -0,12 -0,20

Планирование 0,32 0,48 0,37 0,52*

Ориентация во времени 0,26 0,71** 0,59* 0,64**

Потребность в познании 0,45 0,43 0,52* 0,61*

Спонтанность 0,32 0,48 0,34 0,53*

* — .Значимые корреляции дляр<0,05

** - .Значимые корреляции для р<0,01

Согласно полученным данным в группе родителей детей с ТНР, шкалы «Контроль» и «Принятие риска» имеют связи с другими шкалами. Исходя из полученных данных, можно предположить, что родители детей, не имеющих особенностей, живут настоящим, не пытаясь найти укрытие в прошлом, тем самым хорошо понимая экзистенциальную ценность жизни актуального момента. Возможно, родители детей, которые не имеют особенностей развития, не испытывают дополнительных трудностей, связанных со здоровьем своего ребенка, и поэтому больше проявляют интерес к новому, подкрепляя убежденностью в том, что все что бы с ними ни случилось, будет на благо, что для них любой опыт ценен и важен. То

есть родители детей, не имеющих особенностей, более свободны для приобретения нового жизненного опыта, личностного развития и самоактуализации. Такие показатели могут указывать на иные стратегии со-владания или на незначительное количество и силу влияния трудных ситуаций, с которыми могут сталкиваться родители детей, не имеющих особенностей развития, а также на наличие недостаточного количества участников в выборке для сравнения.

Для изучения связей между самоактуализацией личности и жизнестойкостью был рассчитан коэффициент корреляции Спир-мена (Гэ) для двух групп испытуемых (N=53). В таблицах 6, 7 представлены полученные результаты.

Таблица 6

Связь атрибутов самоактуализации личности с показателями жизнестойкости (группа родителей детей с ТНР) п=37

Шкалы Ориентация во времени Ценности Взгляд на природу человека Потребность в познании Креативность Автономность Спонтанность Самопонимание Аутосимпа-тия Контактность Гибкость в общении Стремление к самоактуализации

■ е щ О

ч о и и £ и Ю щ СГ 0,40* 0,18 -0,06 0,28 0,37* 0,28 0,46** 0,50** 0,52** 0,43** 0,29 0,55**

1 л

к ч о Я * £ 0,37* 0,15 0,04 о,45** 0,40* 0,43** 0,41* 0,63** 0,54** 0,50** 0,41* 0,64**

Принятие риска

0,41* 0,14 0,12 0,36* 0,40* 0,36* 0,51** 0,53** 0,62** 0,33* 0,29 0,64**

Ч | ч « я о юна ,ы о н я и о о,45** 0,16 0,02 0,42** 0,41* 0,39* 0,49** 0,60** 0,61** 0,44** 0,35** 0,66**

га И @ О я

* — .Значимые корреляции дляр<0,05 ** — .Значимые корреляции для р<0,01

Выявленные показатели «ориентация во времени» и «стремление к самоактуализации» и другие могут говорить о том, что родители детей с ТНР способны выделять значимые условия достижения целей как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем, что может проявляться в детальном планировании своей деятельности и,

соответственно, способности достигать результатов относительно поставленных целей. Показатели спонтанности могут обеспечивать родителям детей с ТНР в условиях неожиданно меняющихся обстоятельств способность гибко изменять модель значимых условий и, соответственно, программу действий.

Таблица 7

Связь атрибутов самоактуализации личности с показателями жизнестойкости (группа родителей детей,

Шкалы Ориентация во времени Ценности Взгляд на природу человека Потребность в познании Креативность Автономность Спонтанность Самопонимание Аутосимпатия Контактность Гибкость в общении Стремление к самоактуализации

■ е ес

ло и и о 0,26 0,05 -0,42 0,45 -0,11 0,04 0,32 0,12 0,43 -0,06 0,23 0,34

Ве сг

Кон трол 0,71** 0,08 -0,11 0,43 -0,19 -0,08 0,48 -0,35 0,11 -0,06 0,27 0,24

Принятие риска 0,59* 0,12 -0,20 0,52* 0,17 0,06 0,34 0,05 0,49 -0,14 0,10 0,40

Ч 1 ч « аб от и

0 О ино 0,64** 0,06 -0,33 0,61* -0,11 -0,02 0,53* -0,06 0,41 -0,05 0,26 0,41

щи нз ок би О Я

* — .Значимые корреляции дляр<0,05 ** — .Значимые корреляции для р<0,01

Согласно полученным данным в группе родителей, воспитывающих детей, не имеющих особенностей развития, существует связь между шкалами «Ориентация во времени», «Потребность в познании», «Спонтанность» и компонентами жизнестойкости.

Была сделана попытка выявить взаимосвязи между жизнестойкостью и возрастом ребенка с ТНР, а также возрастом родителя этого ребенка в обеих группах родителей, однако значимых корреляций не было обнаружено.

Обсуждение и интерпретация полученных результатов. Сравнительный анализ результатов родителей детей с ТНР и родителей детей с нормативным развитием показал, что первые проявляют более высокий уровень жизнестойкости, особенно это выражено по компоненту «Контроль». Эти данные согласуются с результатами, полученными в исследовании Е. В. Хоро-шевой, в котором показатели жизнестойкости у родителей детей с ОВЗ немного выше, чем у родителей, воспитывающих детей, не имеющих особенностей развития [20; 21]. При высоких значениях по шкале «Контроль» человек способен концентрироваться на выполнении задач, инициируя действие. Так, при помощи сравнительного анализа было выявлено, что родители детей с ТНР имеют значимые различия по шкалам «Активный копинг», «Планирование совладаний», «Принятие» и «Автономность», то есть при наличии затруднительных условий они способны активно и уверенно совладать с возникшими ситуациями с целью их нивелирования или компенсации, в отличие от родителей, воспитывающих детей, не имеющих особенностей развития. Последние склонны проявлять когнитивные усилия по отделению от ситуации, уменьшению ее значимости, и они более склонны к проявлению усилий по регуляции своих чувств и действий. В ходе анализа было выявлено различие между группами по шкале «Оттормаживание всех других занятий», то есть родители детей с ТНР больше склонны к отказу от достижения цели, регуляции усилий, направленных на взаимодействие со стрессором.

Корреляционный анализ показал связь компонентов жизнестойкости с различными показателями стратегий совладания со стрессом, а также связь с процессами регуляции поведения и самоактуализацией личности. Выявленные связи могут говорить о том, что родители детей с ТНР находятся больше в таких ситуациях, в которых необходимо проявлять постоянную ответственность и контролировать ситуацию. Это может провоцировать желание избежать таких ситуаций, не принимать в них уча-

стия. Тем не менее выявлена определенная активность родителей детей с ТНР, что может проявляться как в приложении усилий по регулированию своих чувств и действий в силу того, что ребенок с ТНР требует к себе большего внимания, и за его развитие отвечают в основном только родители, так и в проявлении высокого уровня общей саморегуляции. Высокие показатели общей саморегуляции демонстрируют осознанность личности и самостоятельность. То есть родители детей с ТНР могут гибко и адекватно реагировать на изменение условий, выдвижение и достижение цели у них в большой степени проявляется осознанно. При высокой мотивации достижения они способны формировать такой стиль саморегуляции, который позволяет компенсировать влияние личностных, характерологических особенностей, препятствующих достижению цели. Чем выше общий уровень осознанной саморегуляции, тем легче человек овладевает новыми видами активности, увереннее чувствует себя в незнакомых ситуациях, тем стабильнее его успехи в привычных видах деятельности.

Анализ данных по фокусировке на эмоциях и их вентилировании может указывать как на эффективный способ облегчения представления трудной ситуации через концентрацию или поиск положительных эмоций для поддержания собственных внутренних сил, так и на обратный эффект данного способа, если фокус осуществляется на негативных эмоциях.

Связь креативности, контактности и жизнестойкости может говорить о том, что родитель ребенка с ТНР способен более творчески относиться к жизни, что является одним из важных атрибутов самоактуализации, а также способен проявлять предрасположенность к взаимно полезным и приятным контактам с другими людьми, что является необходимой основой синер-гической установки личности. Особенно это важно в контексте того, что родитель может нуждаться в проявлении коммуникации, особенно с другими родителями, у которых ребенок с ТНР, чтобы чувствовать себя идентичным и реализованным в роли родителя. Кроме того, связь аутосимпатии с жизнестойкостью демонстрирует важный источник устойчивости личности, который обуславливает адекватную самооценку и может открывать иные перспективы нахождения новых внутренних ресурсов для поддержания устойчивости к возникающим и изменяющимся ситуациям.

Выявленные связи могут указывать на наличие желания у родителей детей с ТНР приложить большое количество усилий, подключив свои внутренние ресурсы, для

изменения ситуации, но лишь в том случае, если условия будут благоприятными. То есть родители обладают большим потенциалом к осуществлению множества решительных действий по отношению к возникающим условиям, однако потенциал реализуется не при каждом необходимом моменте.

Таким образом:

1. В ходе исследования была выявлена связь между жизнестойкостью родителей детей с ТНР и их индивидуально-психологическими особенностями, что подтверждает выдвинутую гипотезу. Так, уровень жизнестойкости родителей детей с ТНР связан с большим количеством проявлений продуктивных способов совладания со стрессом.

2. Гипотеза о том, что компоненты жизнестойкости «вовлеченность» и «контроль» у родителей детей с ТНР выше, чем у родителей, воспитывающих детей, не имеющих особенностей развития, была подтверждена частично, только в отношении такого компонента, как «контроль».

3. Гипотеза о связи уровня жизнестой-

кости родителей детей с ТНР со стратегиями совладания со стрессом, аспектами индивидуальной саморегуляции и самоактуализации подтвердилась, уточнено, что при высоких уровнях определенных параметров обеспечивается взаимное повышение уровня жизнестойкости.

В целом ведущим фактором, влияющим на уровень жизнестойкости родителей, будет именно наличие нарушений у детей, а не другие показатели.

Полученные результаты имеют большое практическое значение и могут быть использованы психологами при проектировании программ психокоррекционной работы с родителями, имеющими детей с ОВЗ. Обучение родителей использованию продуктивных способов совладания со стрессом, совершенствование их саморегуляции и самоактуализации будет способствовать не только повышению уровня их жизнестойкости, но и опосредованно будет влиять на качество жизни детей с ограниченными возможностями здоровья.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова-Славская, К. А. О субъекте психической деятельности: методологические проблемы психологии / К. А. Абульханова-Славская. - М. : Наука, 1973. - 287 с.

2. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. - М. : Мысль, 1991. -299 с.

3. Галасюк, И. Н. Родительство особого ребенка: специфика смыслов и зрелость родительской позиции / И. Н. Галасюк. - Текст : электронный // Russian Journal of Education and Psychology. - 2015. - № 9 (53). - URL: https://cyberleninka.ra/article/n/roditelstvo-osobogo-rebenka-spetsifika-smyslov-i-zrelost-roditelskoy-pozitsii (дата обращения: 22.02.2020).

4. Горьковая, И. А. Качество жизни подростков с ограниченными возможностями здоровья / И. А. Горьковая, А. В. Микляева / / Медицинская психология в России. - 2018. - T. 10, № 4.

5. Иванова, Е. В. Жизнестойкость в контексте проблемы родительства / Е. В. Иванова // Человек и образование. - 2015. - № 4 (45). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhiznestoykost-v-kontekste-problemy- roditelstva (дата обращения: 28.01.2020).

6. Крамар, Е. С. Жизнестойкость в контексте жизненного пути личности родителей детей с расстройством аутистического спектра (РАС) / Е. С. Крамар // ПНиО. - 2016. - № 4 (22). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhiznestoykost-v-kontekste-zhiznennogo-puti-lichnosti-roditeley-detey-s-rasstroystvom-autisticheskogo-spektra-ras (дата обращения: 24.02.2020).

7. Левченко, И. Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева. - М. : Просвещение, 2008. - 240 с.

8. Леонтьев, Д. А. Специфика ресурсов и механизмов психологической устойчивости студентов с ОВЗ в условиях инклюзивного образования / Д. А. Леонтьев, Л. А. Александрова, А. А. Лебедева // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 3. - С. 80-94.

9. Леонтьев, Д. А. Тест жизнестойкости / Д. А. Леонтьев, Е. И. Рассказова. - М. : Смысл, 2006. - 65 с.

10. Мадди, С. Р. Теории личности: сравнительный анализ : пер. с англ. / С. Р. Мадди. - СПб., 2002. -567 с.

11. Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина ; под ред. В. И. Селиверстова. - М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. - С. 67-69.

12. Нестерова, А. А. Жизнеспособность и стратегии совладания матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра / А. А. Нестерова, Н. А. Ковалевская // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. - 2015. - № 3. - С. 38-46.

13. Нестерова, А. А. Стигматизация и предрассудки в отношении родителей, воспитывающих ребенка с расстройствами аутистического спектра / А. А. Нестерова, В. В. Хитрюк. - Текст : электронный // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. - 2018. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/stigmatizatsiya-i-predrassudki-v-otnoshenii-roditeley-vospityvayuschih-rebenka-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra (дата обращения: 28.01.2020).

14. Рассказова, Е. И. Копинг-стратегии в структуре деятельности и саморегуляции: психометрические характеристики и возможности применения методики COPE / Е. И. Рассказова, Т. О. Гордеева, Е. Н. Осин / / Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - Т. 10, № 1. - С. 82-118.

15. Сорокин, В. М. Психологическое содержание реакций родителей на факт рождения больного ребенка / В. М. Сорокин. - Текст : электронный // Вестник СПбГУ. Серия12. Социология. - 2008. - № 3. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-soderzhanie-reaktsiy-roditeley-na-fakt-rozhdeniya-bolnogo-rebenka (дата обращения: 24.02.2020).

16. Токарская, Л. В. Исследование жизнестойкости подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Л. В. Токарская, Т. Р. Тенкачева, Н. А. Томилова // Педагогическое образование в России. -2019. - № 4. - С. 163-172.

17. Токарская, Л. В. Исследование жизнестойкости подростков с нарушениями зрения / Л. В. Токар-ская, А. В. Решетникова // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2019. - Т. 25, № 3 (189). - С. 213-222.

18. Токарская, Л. В. Сравнительный анализ жизнестойкости подростков с тяжелыми нарушениями речи и подростков с нормативным речевым развитием / Л. В. Токарская, Д. И. Григорьева // Известия Уральского федерального университета. 1 серия. - 2017. - № 4. - С. 89-95.

19. Фоминова, А. Н. Жизнестойкость личности : монография / А. Н. Фоминова. - М. : МПГУ, 2012. -152 с.

20. Хорошева, Е. В. Индивидуальные ресурсы родителей нетипичного ребенка / Е. В. Хорошева. -Текст : электронный // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии. - 2011. - URL: http://psyj0urnals.ru/inclusive_edu/issue/44065_full.shtml (дата обращения: 10.10.2019).

21. Хорошева, Е. В. Личностные ресурсы родителя ребенка, посещающего инклюзивную группу ДОУ / Е. В. Хорошева / / Психологическая наука и образование. - 2011. - № 3. - С. 106-113.

22. Шипицына, Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л. М. Шипицына. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Речь, 2005. - 477 с.

23. Шипицына, Л. М. Ребенок с нарушенным слухом в семье и обществе / Л. М. Шипицына. - Санкт-Петербург : Речь, 2009. - 201 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Katz, I. Stigma: A social psychological analysis / I. Katz. - Hillsdale, NJ : Lawrence Erlbaum Associates. -1981. - P. 152. - URL: https://www.questia.com/library/78437910/stigma-a-social-psychological-analysis (mode of access: 24.01.2020). - Text : electronic.

25. Major, B. New perspectives on stigma and psychological well-being / B. Major // Stigma and group inequality: Social psychological perspectives. - 2006. - P. 193-210.

REFERENCES

1. Abul'khanova-Slavskaya, K. A. (1973). O sub"ekte psikhicheskoi deyatel'nosti: metodologicheskie pro-blemy psikhologii [On the Subject of Mental Activity: Methodological Problems of Psychology]. Moscow, Nauka. 287 s.

2. Abul'khanova-Slavskaya, K. A. (1991). Strategiya zhizni [Life Strategy]. Moscow, Mysl'. 299 p.

3. Galasyuk, I. N. (2015). Roditel'stvo osobogo rebenka: spetsifika smyslov i zrelost' roditel'skoi pozitsii [Parenthood of a Special Child: Specificity of Meanings and Maturity of the Parental Position]. In Russian Journal of Education and Psychology. No. 9 (53). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/roditelstvo-osobogo-rebenka-spetsifika-smyslov-i-zrelost-roditelskoy-pozitsii (mode of access: 22.02.2020).

4. Gor'kovaya, I. A., Miklyaeva, A. V. (2018). Kachestvo zhizni podrostkov s ogranichennymi vozmozhnos-tyami zdoroVya [Quality of Life for Adolescents with Health Disabilities]. In Meditsinskaya psikhologiya v Rossii. Vol. 10. No. 4.

5. Ivanova, E. V. (2015). Zhiznestoykost' v kontekste problemy roditel'stva [Resilience in the Context of Parenting]. In Chelovek i obrazovanie. No. 4 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhiznestoykost-v-kontekste-problemy- roditelstva (mode of access: 28.01.2020).

6. Kramar, E. S. (2016). Zhiznestoykost' v kontekste zhiznennogo puti lichnosti roditelei detei s ras-stroistvom autisticheskogo spektra [Resilience in the Context of the Life Path of the Personality of Parents of Children with Autism Spectrum Disorder]. In PNiO. No. 4 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhiznestoykost-v-kontekste-zhiznennogo-puti-lichnosti-roditeley-detey-s-rasstroystvom-autisticheskogo-spektra-ras (mode of access: 24.02.2020).

7. Levchenko, I. Yu., Tkacheva, V. V. (2008). Psikhologicheskaya pomoshch' sem'e, vospityvayushchei rebenka s otkloneniyami v razvitii [Psychological Assistance for a Family Raising a Child with Developmental Disabilities]. Moscow, Prosveshchenie. 240 p.

8. Leont'ev, D. A., Aleksandrova, L. A., Lebedeva, A. A. (2011). Spetsifika resursov i mekhanizmov psikho-logicheskoi ustoichivosti studentov s OVZ v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya [Specificity of Resources and Mechanisms of Psychological Stability of Students with Disabilities in Inclusive Education]. In Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. No. 3, pp. 80-94.

9. Leont'ev, D. A., Rasskazova, E. I. (2006). Testzhiznestoykosti [Vitality Test]. Moscow, Smysl. 65 p.

10. Maddi, S. R. (2002). Teorii lichnosti: sravnitel'nyi analiz [Personality Theories: a Comparative Analysis]. Saint Petersburg. 567 p.

11. Mastyukova, E. M., Moskovkina, A. G. (2003). Semeinoe vospitanie detei s otkloneniyami v razvitii [Family Education of Children with Developmental Disabilities] / ed. by V. I. Seliverstov. Moscow, Gumanitarnyi izdatel'skii tsentr «VLADOS», pp. 67-69.

12. Nesterova, A. A., Kovalevskaya, N. A. (2015). Zhiznesposobnost' i strategii sovladaniya materei, vospityvayushchikh detei s rasstroystvami autisticheskogo spektra [Resilience and Coping Strategies for Mothers Raising Children with Autism Spectrum Disorders]. In Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo uni-versiteta. Seriya: Psikhologicheskie nauki. No. 3, pp. 38-46.

13. Nesterova, A. A., Khitryuk, V. V. (2018). Stigmatizatsiya i predrassudki v otnoshenii roditelei, vospityvayushchikh rebenka s rasstroystvami autisticheskogo spektra [Stigma and Prejudice against Parents Raising a Child with Autism Spectrum Disorders]. In Vestnik MGOU. Seriya: Psikhologicheskie nauki. No. 4. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/stigmatizatsiya-i-predrassudki-v-otnoshenii-roditeley-vospityvayuschih-rebenka-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra (mode of access: 28.01.2020).

14. Rasskazova, E. I., Gordeeva, T. O., Osin, E. N. (2013). Koping-strategii v strukture deyatel'nosti i samo-regulyatsii: psikhometricheskie kharakteristiki i vozmozhnosti primeneniya metodiki COPE [Coping Strategies in the Structure of Activity and Self-Regulation: Psychometric Characteristics and Possibilities of Using the COPE Method]. In Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki. Vol. 10. No. 1, pp. 82-118.

15. Sorokin, V. M. (2008). Psikhologicheskoe soderzhanie reaktsii roditelei na fakt rozhdeniya bol'nogo rebenka [The Psychological Content of the Parents' Reaction to the Birth of a Sick Child]. In Vestnik SPbGU. Seriya12. Sotsiologiya. No. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-soderzhanie-reaktsiy-roditeley-na-fakt-rozhdeniya-bolnogo-rebenka (mode of access: 24.02.2020).

16. Tokarskaya, L. V., Tenkacheva, T. R., Tomilova, N. A. (2019). Issledovanie zhiznestoykosti podrostkov s narusheniyami oporno-dvigatel'nogo apparata [Study of the Resilience of Adolescents with Musculoskeletal Disorders]. In Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. No. 4, pp. 163-172.

18. Tokarskaya, L. V., Reshetnikova, A. V. (2019). Issledovanie zhiznestoikosti podrostkov s narusheniyami zreniya [Study of the Resilience of Visually Impaired Adolescents]. In Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universi-teta. Seriya 1: Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury. Vol. 25. No. 3 (189), pp. 213-222.

19. Tokarskaya, L. V., Grigor'eva, D. I. (2017). Sravnitel'nyi analiz zhiznestoikosti podrostkov s tyazhelymi narusheniyami rechi i podrostkov s normativnym rechevym razvitiem [Comparative Analysis of the Resilience of Adolescents with Severe Speech Disorders and Adolescents with Normative Speech Development]. In Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. 1 seriya. No. 4, pp. 89-95.

20. Fominova, A. N. (2012). Zhiznestoikost'lichnosti [Resilience of the Individual]. Moscow, MPGU. 152 p.

21. Khorosheva, E. V. (2011). Individual'nye resursy roditelei netipichnogo rebenka [Individual Resources of Parents of an Atypical Child]. In Inklyuzivnoe obrazovanie: metodologiya, praktika, tekhnologii. URL: http://psyjournals.ru/inclusive_edu/issue/44065_full.shtml (mode of access: 10.10.2019).

22. Khorosheva, E. V. (2011). Lichnostnye resursy roditelya rebenka, poseshchayushchego inklyuzivnuyu gruppu DOU [Personal Resources of a Parent of a Child Attending an Inclusive Preschool Educational Institution]. In Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. No. 3, pp. 106-113.

23. Shipitsyna, L. M. (2005). «Neobuchaemyi» rebenok v sem'e i obshchestve. Sotsializatsiya detei s narusheniem intellekta ["Uneducated" Child in Family and Society. Socialization of Children with Intellectual Disabilities]. 2nd edition. Saint Petersburg, Rech'. 477 p.

24. Shipitsyna, L. M. (2009). Rebenok s narushennym slukhom v sem'e i obshchestve [Hearing Impaired Child in Family and Society]. Saint Petersburg, Rech'. 201 p.

25. Katz, I. (1981). Stigma: A Social Psychological Analysis. Hillsdale, NJ, Lawrence Erlbaum Associates, p. 152. URL: https://www.questia.com/library/78437910/stigma-a-social-psychological-analysis (mode of access: 24.01.2020).

26. Major, B. (2006). New Perspectives on Stigma and Psychological Well-Being. In Stigma and group inequality: Social psychological perspectives, pp. 193-210.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.