Научная статья на тему 'ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ЖЕНЩИН, ВОСПИТЫВАЮЩИХ МЛАДЕНЦА С ПРОБЛЕМАМИ ЗДОРОВЬЯ'

ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ЖЕНЩИН, ВОСПИТЫВАЮЩИХ МЛАДЕНЦА С ПРОБЛЕМАМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
169
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕДОНОШЕННЫЕ ДЕТИ / ЖЕНЩИНЫ-МАТЕРИ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ковшова Ольга Степановна, Киреева Татьяна Ивановна

В статье установлено влияние психоэмоционального стресса на психологическое состояние матерей, родивших недоношенного ребенка, в отличие от женщин, родивших ребенка с нормальном весом при рождении. Гипотеза исследования состояла в том, что психоэмоциональный стресс вследствие преждевременных родов у женщин-матерей может сопровождаться снижением их жизнестойкости и снижением психологической адаптации. Исследовались индивидуально-психологические характеристики личности женщин-матерей, тип и направление эмоционального реагирования, копинг-стратегии, родительские установки - показатели жизнестойкости и социально-психологической адаптации женщин-матерей. В результате исследования у женщин, воспитывающих недоношенного ребенка, установлена высокая эмоциональная чувствительность и самоконтроль, преобладание самообвинительных реакций в эмоциональном реагировании на фрустрацию, использование неадаптивных копинг-стратегий, что снижает их жизнестойкость и снижает социально-психологическую адаптацию. Выявленные психологические закономерности могут быть использованы, как мишени психологической коррекции с целью восстановления психологического здоровья женщин-матерей и профилактики отклонений в развитии ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ковшова Ольга Степановна, Киреева Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIFE RESISTANCE AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF WOMEN RAISING A CHILD WITH HEALTH PROBLEMS

The article establishes the influence of psychoemotional stress on the psychological state of mothers who gave birth to a premature baby, in contrast to women who gave birth to a child with normal birth weight. The hypothesis of the study was that psychoemotional stress, due to premature birth in mothers, may be accompanied by a decrease in their resilience and a decrease in psychological adaptation. The individual psychological characteristics of the personality of women-mothers, the type and direction of emotional response, coping strategies, parental attitudes - indicators of the vitality and socio-psychological adaptation of women-mothers were investigated. As a result of the study, women raising a premature baby showed high emotional sensitivity and self-control, the predominance of self-accusatory reactions in emotional response to frustration, the use of non-adaptive coping strategies, which reduces vitality and reduces socio-psychological adaptation. The revealed psychological patterns can be used as targets of psychological correction in order to restore the psychological health of mothers and prevent deviations in the development of the child.

Текст научной работы на тему «ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ЖЕНЩИН, ВОСПИТЫВАЮЩИХ МЛАДЕНЦА С ПРОБЛЕМАМИ ЗДОРОВЬЯ»

DOI: 10.23888/humJ20214413-422

ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ЖЕНЩИН, ВОСПИТЫВАЮЩИХ МЛАДЕНЦА

С ПРОБЛЕМАМИ ЗДОРОВЬЯ

LIFE RESISTANCE AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF WOMEN RAISING A CHILD

WITH HEALTH PROBLEMS

Ковшова О.С., Киреева Т.И.

Самарский государственный медицинский университет Аннотация:

В статье установлено влияние психоэмоционального стресса на психологическое состояние матерей, родивших недоношенного ребенка, в отличие от женщин, родивших ребенка с нормальном весом при рождении. Гипотеза исследования состояла в том, что психоэмоциональный стресс вследствие преждевременных родов у женщин-матерей может сопровождаться снижением их жизнестойкости и снижением психологической адаптации. Исследовались индивидуально-психологические характеристики личности женщин-матерей, тип и направление эмоционального реагирования, копинг-стратегии, родительские установки - показатели жизнестойкости и социально-психологической адаптации женщин-матерей. В результате исследования у женщин, воспитывающих недоношенного ребенка, установлена высокая эмоциональная чувствительность и самоконтроль, преобладание самообвинительных реакций в эмоциональном реагировании на фрустрацию, использование неадаптивных копинг-стратегий, что снижает их жизнестойкость и снижает социально-психологическую адаптацию. Выявленные психологические закономерности могут быть использованы, как мишени психологической коррекции с целью восстановления психологического здоровья женщин-матерей и профилактики отклонений в развитии ребенка.

Kovshova O.S., Kireeva T.I.

Samara State Medical University Abstract:

The article establishes the influence of psychoemotional stress on the psychological state of mothers who gave birth to a premature baby, in contrast to women who gave birth to a child with normal birth weight. The hypothesis of the study was that psychoemotional stress, due to premature birth in mothers, may be accompanied by a decrease in their resilience and a decrease in psychological adaptation. The individual psychological characteristics of the personality of women-mothers, the type and direction of emotional response, coping strategies, parental attitudes - indicators of the vitality and socio-psychological adaptation of women-mothers were investigated. As a result of the study, women raising a premature baby showed high emotional sensitivity and self-control, the predominance of self-accusatory reactions in emotional response to frustration, the use of non-adaptive coping strategies, which reduces vitality and reduces socio-psychological adaptation. The revealed psychological patterns can be used as targets of psychological correction in order to restore the psychological health of mothers and prevent deviations in the development of the child.

413

Ключевые слова:

Keywords:

недоношенные дети, женщины-матери, психоэмоциональный стресс, жизнестойкость, психологическая адаптация, эмоциональное реагиро-

premature babies, women-mothers, psycho-emotional stress, vitality, psychological adaptation, emotional response, coping strategies, parent-child relationships

вание, копинг-стратегии, детско-родительские отношения

Актуальность

В Программе развития здравоохранения России до 2025 года отмечается исключительная важность психологического сопровождения женщин в период вынашивания беременности и последующем периоде для воспитания здорового ребенка и преумножения здорового населения Российской Федерации.

Нормальное неосложненное родоразрешение женщины продолжает оставаться актуальной проблемой современного акушерства и перинатальной психологии. По данным различных литературных источников, от 30 до 50% женщин в период беременности и родов имеют нарушение эмоционального состояния, которое может переходить даже в постстрессовое расстройство. Психоэмоциональный стресс в результате преждевременных родов у женщин может сопровождаться в дальнейшем различными эмоциональными переживаниями, такими как чувство вины, страх утраты ребенка и мысли о возможных нарушениях его развития, формируя чувство неопределенности относительно будущего малыша и многое другое [1-3]. Рождение недоношенного ребенка с наличием соматической патологии - может стать серьезной психологической травмой для женщины [4, 5].

Эмоциональный стресс, страх не справиться с обнаруженными заболеваниями, опоздать с лечением, тревога перед выпиской из стационара снижают жизнестойкость женщины-матери [6].

В связи с выше перечисленным, необходимо понимать и диагностировать не только эмоциональное состояние женщины-матери, воспитывающей недоношенного ребенка, но и её жизнестойкость как интегративное качество личности, которое влияет на стрессоустойчивость личности, психологическое благополучие и адаптацию [7-9].

Д.А. Леонтьев (2010) считал, что жизнестойкость - это такая черта человека, которая характеризуется мерой преодоления личности самой себя. Основными составляющими жизнестойкости, по его мнению, выступают убеждённость личности в готовности справиться с ситуацией, и открытость всему новому. Жизнестойкость влияет как на оценку текущей ситуации, которая воспринимается менее стрессовой, так и на дальнейшие действия человека, стимулируя его к заботе о своем психическом и соматическом здоровье [10].

Акцентируя роль семьи как среды воспитания и развития ребенка, важно понимание отношений в диаде мать-ребенок и в семье, которые с младенческого возраста формируются личностью матери/родителей, семейной историей, совокупностью установок, представлений по отношению к ребенку и к медицинским специалистам [11, 12].

Л.С. Выготский указывал на влияние социальных взаимодействий и социализации на развитие ребенка. Для формирования качественных отношений матери и ребенка необходимо раннее эмпатическое реагирование на сигналы ребенка, которые стимулируют и речевое, и когнитивное развитие [13, 14] .

H.И. Бакушкина (2019) в своем исследование доказала, что недоношенность выступает фактором риска задержки в развитии младенца и оказывает наибольшее влияние в возрасте до года [15].

Для характеристики взаимодействия матери и ребенка раннего возраста И.Н. Галасюк и О.В. Митина (2020) используют понятие родительской отзывчивости -чуткости и поддержки [16].

В семейной и перинатальной психологии Э.Г. Эйдемиллера, И.В. Добрякова, И. М. Никольской (2016) доказана важная роль матери в психическом развитии ребенка, включая раннее вмешательство, как одно из направлений психологической помощи в учреждениях родовспоможения и детства, для коррекции ранних нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Практическая значимость коррекции нарушений эмоционального состояния, отношения и поведения женщины-матери для благополучного психологического развития младенца, одна из актуальных проблем перинатальной психологии, особенно в ситуации рождения недоношенного ребенка с проблемами соматического здоровья [17, 18].

К практическим задачам перинатальной психологии и психотерапии можно отнести: формирование родительской сферы личности, в том числе анализ онтогенеза материнской сферы, определение психологической готовности к материнству, психологическое сопровождение родителей, имеющих маловесных детей и детей с проблемами здоровья [19].

Цель

Определить показатели жизнестойкости и социально-психологической адаптации женщин-матерей, воспитывающих недоношенного ребенка.

Задачи

I. Определить психологические характеристики личности и особенности эмоционального реагирования на фрустрацию женщин-матерей, воспитывающих ребенка с проблемами развития.

2. Изучить особенности копинг-стратегий и детско-родительских отношений женщин, воспитывающих ребенка с проблемами развития.

3. Установить значимые психологические факторы социально-психологической адаптации женщин, воспитывающих ребенка с проблемами развития.

Материалы и методы

Исследование проводилось на базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Самарская областная детская клиническая больница им. Н.Н. Ивановой», г. Самара в 2020 году.

Обследовано 40 женщин-матерей в двух группах сравнения:

1 группа - 20 женщин в возрасте 29±2,5 лет, воспитывающие недоношенного ребенка (масса при рождении - 1500±500 г) в периоде младенчества с диагнозом «Перинатальная энцефалопатия, острый период» (МКБ: G-93).

2 группа - 20 женщин-матерей в возрасте 30±1,7 лет, воспитывающие нормально рожденного ребенка (масса при рождении - 3000±500г) в периоде младенчества с диагнозом «Перинатальная энцефалопатия, острый период» (МКБ: G-93).

Проведено клинико-психологическое структурированное авторское интервью, клиническая беседа и наблюдение. Психологические методы исследования: «16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла»; Метод рисуночных ассоциаций С. Розен-цвейга, в модификации Н.В. Тарабриной; Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонд; «Методика PARI» - тест-опросник изучения родительских установок Е.С. Шефер и Р.К Белл; Опросник «Способы совладаю-щего поведения» Р. Лазаруса в адаптации Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой.

Результаты и их обсуждение

Структурированное интервью установило зависимость психологической адаптации женщин-матерей, воспитывающих детей с проблемами здоровья, от уровня образования и опыта выхаживания ребенка.

В клинической беседе женщины-матери, воспитывающие ребенка с проблемами здоровья, жаловались на нарушение сна и бодрствования, тревогу за здоровье и будущее своего ребенка. Анализ семейного положения показал, что 95% обследуемых замужем, 5% проживают одни, но имеют родственников.

У женщин-матерей, воспитывающих недоношенных детей, в личностных характеристиках по Р. Кеттеллу (табл.1) достоверно выше показатель фактора «I»: «спокойствие-тревога» (р<0,05). Тенденция к повышению данного фактора свидетельствует о высокой эмоциональной чувствительности этих матерей.

У женщин второй группы сравнения показатель фактора «Q1»: «радикализм -консерватизм» достоверно выше (6,6±0,5; р<0,05), что может говорить об их более успешном социальном взаимодействии.

У женщин-матерей, воспитывающих детей с проблемами здоровья, показатель «конформности» - «F4» достоверно выше (р<0,05), чем у женщин-матерей, воспитывающих недоношенного ребенка, что свидетельствует о стремлении к неконформному поведению в ситуации фрустрации.

У матерей в обеих группах сравнения отмечается высокая эмоциональная лабильность - «F3+», что может говорить об эмоциональной неустойчивости женщин, тревожности и озабоченности здоровьем детей.

В ситуации фрустрации у женщин-матерей независимо от группы сравнения в эмоциональном реагировании преобладает интрапунитивный (EI), необходимо-упорствующий тип (ENP) эмоционального реагирования с высокими значениями самообвинительных реакций (i), снижением самозащитного реагирования (ED), низкой групповой адаптацией (GCR), что обусловливает снижение фрустрационной толеран-

тности, выраженное у женщин-матерей, воспитывающих недоношенного ребенка (GCR%=27,5±10,5, р<0,05), (табл. 2).

Таблица 1

Психологические характеристики личности женщин по Р. Кеттеллу

^^^^^^^^^ Группы Показатели 1 группа сравнения n=10 2 группа сравнения n=10 Нормы р

A 5,9±1,8 5,3±1,6 5-6 0,529

B 7,7±2,5 8,9±1,3 5-6 0,247

C 8,0±2,4 7,2±1,6 5-6 0,143

E 5,5±2,6 6,6±1,3 5-6 0,190

F 4,9±2,5 5,9±2,1 5-6 0,393

G 4,8±2,2 4,4±1,7 5-6 0,631

H 6,2±2,1 7,2±1,0 5-6 0,393

I 5,3±1,0* 3,9±1,9* 5-6 0,023

L 4,9±1,1 5,5±2,0 5-6 0,684

M 4,7±2,3 5,7±1,7 5-6 0,105

N 6,2±2,6 5,0±1,5 5-6 0,315

O 6,0±2,6 6,4±1,65 5-6 0,631

Q1 5,0±1,7* 6,6±0,5* 5-6 0,043

Q2 5,4±2,3 4,6±2,2 5-6 0,436

Q3 5,6±2,3 4,3±1,6 5-6 0,143

Q4 3,7±2,4 4,0±1,1 5-6 0,481

F1 3,4±2,9 4,4±1,7 5-6 0,123

F2 5,8±2,5 7,0±1,7 5-6 0,353

F3 6,2±1,0 7,0±1,6 5-6 0,105

F4 5,1±2,2* 6,4±1,2* 5-6 0,043

Примечание: * - р<0,05 ** - p<0,001

Таблица 2

Эмоциональное реагирование и эго-блокинговые факторы у женщин-матерей по С. Розенцвейгу

" "——Группы Показатели " " —-—^^ 1 группа, n=10 2 группа, n=20 р

E/OD 1,8±1,1 2,3±1,2 0,481

E/ED 2,8±1,1 2,4±1,78 0,912

E/NP 2,7±1,8 3,5±1,8 0,436

I/OD 0,8±1,0 1,8±1,8 0,190

I/ED 1,5±1,0 2,3±1,8 0,315

I/NP 4,0±3,0 4,2±1,6 0,739

M/OD 5,6±4,1 2,7±1,4 0,063

M/ED 2,1±1,6 2,3±2,1 0,912

M/NP 2,6±1,8 2,5±2,2 0,853

У OD 8,2±4,1 6,8±2,2 0,481

YED 6,7±2,7 7,0±2,3 0,853

YNP 9,1±3,7 10,2±2,0 0,218

УЕ 7,4±4,0 8,2±3,0 0,631

У1 6,3±2,9 8,3±2,8 0,143

УМ 10,3±3,2 7,5±2,7 0,089

GCR% 27,5±10,5* 40,0±6,3* 0,009

УЕ/У1-индекс направления агрессии 2,5±1,1 1,2±0,9 0,684

Е/е-индекс трансформации агрессии 3,2±1,6 2,7±1,0 0,481

i/е-индекс решения проблем 2,4±2,3 1,6±1,7 0,631

УЕ/УМ-внешняя агрессия 1,0±0,5 1,3±0,8 0,280

Примечание:* - р<0,05 ** - p<0,001

Таким образом, у женщин-матерей, воспитывающих недоношенного ребенка, в ситуации фрустрации выявлено эмоциональное реагирование с высоким значением самообвинительных реакций (i), низкой фрустрационной толерантностью, низкой групповой адаптацией (р<0,05), установлено снижение социально-психологической адаптации (GCR).

Родительские установки и отношение женщин-матерей, воспитывающих недоношенного ребенка и ребенка с проблемами здоровья, имеют следующие характеристики: достоверно значимое повышение показателей «поощрение активности» (16,8±3,4, р<0,05) и «уравнительные отношения» (16,5±5,5, р<0,05) в детско-родительских отношениях испытуемых матерей, свидетельствует об оптимальном эмоциональном контакте с ребенком.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У матерей, воспитывающих детей с проблемами здоровья, как недоношенных, так и детей с нормальным весом при рождении, отмечена излишняя концентрация на ребенке по психологическим характеристикам: «чрезмерная забота», «подавление воли», «опасение обидеть», что формирует негармоничное - гиперопекающее семейное воспитание ребенка (табл. 3).

Таблица 3

Родительские установки женщин-матерей в группах сравнения

Группы Показатели 1 группа n=10 2 группа n=20 Норма р

Ограниченность интересов рамками семьи 13,3±4,3 12,6±3,0 9-17 0,481

Ощущение самопожертвования в роли матери 14,5±4,7 12,9±2,4 9-17 0,280

Семейные конфликты 13,5±3,9 12,9±2,7 9-17 0,579

Сверхавторитет 15,7±3,8 13,8±1,5 9-17 0,218

Неудовлетворенность ролью хозяйки 11,0±3,9 12,9±3,2 9-17 0,190

Безучастность мужа 13,7±4,3 13,1±2,5 9-17 0,280

Доминирование 13,0±3,6 13,1±2,4 9-17 0,971

Зависимость и несамостоятельность 12,9±3,8 12,3±2,4 9-17 0,393

Побуждение к вербализации 15,6±3,3 14,0±1,6 9-17 0,063

Партнерские отношения 12,7±3,9 12,5±1,7 9-17 0,436

Поощрение активности 16,8±3,4 13,9±1,9 9-17 0,019

Уравнительные отношения 16,5±5,5 13,6±2,2 9-17 0,011

Вспыльчивость 13,4±5,4 11,7±2,2 9-17 0,393

Строгость 13,5±5,1 12,0±3,1 9-17 0,971

Уклонение от контакта с ребенком 12,0±3,5 12,1±1,9 9-17 0,912

Чрезмерная забота 15,2±3,3* 12,5±2,0* 9-17 0,029

Подавление воли 15,8±2,7* 12,2±1,6* 9-17 0,002

Опасение обидеть 17,2±3,0* 13,1±2,3* 9-17 0,002

Исключение внесемейных влияний 15,8±3,4 14,5±2,3 9-17 0,123

Подавление агрессивности 13,2±3,9 13,0±1,6 9-17 0,529

Подавление сексуальности 13,9±4,3 11,5±1,8 9-17 0,165

Чрезвычайное вмешательство 10,1±2,8 10,9±1,4 9-17 0,739

Стремление ускорить развитие 12,6±3,0 12,7±2,3 9-17 0,971

Примечание:* - р<0,05 ** - p<0,001

У женщин в обеих группах сравнения наблюдается преобладание копинг-стратегии «бегство-избегание», что свидетельствует о стремлении избежать проблемных ситуаций. Стратегия «бегство-избегание» является одной из ведущих поведенческих стратегий при формировании дезадаптивного поведения, которая направлена на

преодоление или снижение дистресса, что обусловлено недостаточностью развития личностно-средовых копинг-ресурсов и навыков активного разрешения проблем.

У женщин в обеих группах выявлены значимые различия социально-психологической адаптации в группах сравнения по следующим критериям: эскапизм (при p<0,005), интернальность (p<0,165).

У женщин первой группы сравнения наблюдается тенденция к повышению показателя «эскапизм», что свидетельствует о стремлении избегать проблемных ситуаций путем ухода от проблем в мечтах и воображаемых делах. Показатель «интернальность» в первой группе сравнения достоверно выше, что свидетельствует о внутреннем, интер-нальном локусе контроля.

В обеих группах женщин-матерей, воспитывающих детей с проблемами здоровья, выявлена прямая корреляционная зависимость психологической адаптации от наличия высшего образования (rS=0,536, р<0,05), а также количества беременностей и родов (rS=0,573, р<0,001).

Выявлены высокие корреляционные взаимосвязи психологической адаптации с самопринятием (rS=0,785, р<0,001), принятием других (гё=0,709,р<0,001), эмоциональным дискомфортом (гё=0,592,р<0,05), интернальностью (гё=0,825,р<0,001), положительной переоценкой (гё=0,488,р<0,05).

Снижение психологической адаптации отмечается при импунитивном типе эмоционального реагирования с фиксацией на удовлетворении потребностей «M/NP» (rS=0,606, р<0,05), экстрапунитивном типе - с фиксацией на удовлетворения потребностей «Е/NP» (rS=0,552, р<0,05), с эго-блокинговым поведенческим фактором по С. Розен-цвейгу - «индексом решения проблем» i/e (rS=0,492, р<0,05).

Установлена зависимость эмоциональной лабильности (F3+) от копинг-стратегии «конфронтация» (rS=0,635, р<0,001), «бегство-избегание» (rS=0,552, р<0,05) и обратная корреляционная зависимость эмоциональной лабильности от копинг-стратегии «самоконтроль» (rS=-0,505, р<0,05).

Таким образом, у матерей, воспитывающих недоношенного ребенка, отмечается снижение показателей жизнестойкости по интегративным личностным характеристикам, таким как высокая эмоциональная чувствительность (фактор «I+»); высокая конформность («F4»,) высокая интернальность, эмоциональный дискомфорт и снижение социально-психологической адаптации.

Деятельность клинического психолога направлена на оказание психологической помощи женщинам в этот сложный период их личностного взросления. Матери с высоким уровнем эмоциональной чувствительности, воспитывающие недоношенного ребенка, характеризуются преобладанием попыток преодоления негативных переживаний за счет подавления и сдерживания эмоций, используют в поведении неадаптивные копинг-стратегии, что приводит к снижению психологической адаптации в трудной жизненной ситуации и снижает жизнестойкость женщин-матерей.

Выводы

В результате проведенного нами эмпирического исследования выявлено наличие

достоверно значимых психологических факторов, влияющих на психологическое состояние женщины на этапе выхаживания недоношенного ребенка, такие как: снижение параметров жизнестойкости по показателям высокой эмоциональной чувствительности «1+» и высокого самоконтроля (гё=0,644,р<0,001); высоких самообвинительных реакций ф с низкой фрустрационной толерантностью и низкой групповой адаптацией (р<0,05); доминирует копинг-стратегия «бегство-избегание» (р<0,001), что обуславливает пассивность, низкую стессоустойчивость, стремление уйти от активных межличностных контактов и решения проблем.

Женщины, воспитывающие ребенка с проблемами здоровья и нормальным весом при рождении, имеют более высокую эмоциональную лабильность (р>0,05), что определяет также их эмоциональную неустойчивость, имеющую достоверно значимую зависимость от копинг-стратегий «бегство-избегание» (гё=0,552, р <0,05) и «конфронтация» (гё=0,635, р <0,05).

Детско-родительские отношения у матерей в обеих группах характеризуются преобладанием психологических характеристик - «опасение обидеть» (р<0,005) и «чрезмерная забота» (р<0,005), «подавление воли», (р<0,005), что показывает возможную тенденцию формирования негармоничного стиля родительского взаимодействия -потворствующую гиперпротекцию.

Таким образом, психоэмоциональный стресс вследствие преждевременных родов у женщин-матерей может сопровождаться снижением их жизнестойкости и снижением психологической адаптации. Выявленные закономерности могут быть использованы как мишени психологической коррекции с целью восстановления психологического здоровья женщин-матерей и профилактики отклонений в развитии ребенка.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

1. Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Вопросы Психологии. 2002. №1. С. 59-68.

2. Боулби Дж. Привязанность. М.: Гардарики; 2003.

3. Добряков И.В., Защиринская О.В. Здоровые роды - счастливый малыш. СПб.: Питер; 2008.

4. Баранов А.А., Махмутова Р.К., Шрейбер Т.В. Материнско-детское эмоциональное взаимодействие как фактор формирования психосоматических расстройств у детей раннего возраста // Вестник Марийского государственного университета. 2018. №1. С. 128-134.

5. Мазурова Н.В., Лазуренко С.Б., Карниз Т.А., и др. Психолого-педагогическое сопровождение недоношенного ребенка и его семьи в структуре

REFERENCES:

1. Brutman VI., Filippova GG, Khamitova IY. Dinamika psikhologicheskogo sostoyaniya zhenshchin vo vremya beremennosti i posle rodov. Voprosy Psikhologii. 2012;(1):59-68. (In Russ).

2. Bowlby J. Attachment. Moscow: Gardariki; 2003. (In Russ).

3. Dobryakov IV., Zashchirinskaya O.V. Zdorovye rody-schastlivyy malysh. SPb: Peter; 2008. (In Russ).

4. Baranov AA, Makhmutova RK, Schreiber TV. Maternal-child emotional interaction as a factor in the formation of psychosomatic disorders in children of early age. Bulletin of the Mari State University. 2018;(1):128-34. (In Russ).

5. Mazurova NV, Lazurenko SB, Karniz TA, et al. Psychological and pedagogical support of a premature baby and his family in the structure of complex rehabilitation. Russian

420

комплексной реабилитации // Российский педиатрический журнал. 2012. №5. С. 13-17.

6. Мухамедрахимова Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. СПб.: Изд-во СпбГУ; 2003.

7. Евтушенко, Е.А. Жизнестойкость личности как психологический феномен // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии.

2016. №1. С. 11-14.

8. Махмутова Р. К., Шрейбер Т. В. Эмоциональное благополучие женщин в связи с особенностями их самоактуализации. В кн.: Развитие ребенка в семье. СПб.: Социально-гуманитарное знание;

2017. С. 45-52.

9. Сафонова Л.Н. Истоки здоровья и болезней недоношенных детей. СПб.: Издательский дом СПбГУ; 2010.

10. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер; 2009.

11. Green J., Pickles A., Pasco G., et al. Randomised trial of a parent-mediated intervention for infants at high risk for autism: longitudinal out-comes to age 3 years // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2017. №58 (12). P. 1330-1340. doi: 10.1111/jcpp.12728

12. Guralnick M.J. Early Intervention for Children with Intellectual Disabilities: An Update // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. 2017. №30. P. 211-229. doi: 10.1111/jar.12233

13. Рубцов В.В. Два подхода к проблеме развития в контексте социальных взаимодействий: Л.С. Выготский vs Ж. Пиаже // Культурно-историческая психология. 2020. Т. 16, №3. С. 5-14. doi: 10.17759/ chp.2020160302

14. Clark R., Tluczek A., Moore E.C., et al. Theoretical and empirical foundations for early relationship assessment in evaluating infant and toddler mental health. In: Del Carmen-Wiggins R., Carter A.S. The Oxford handbook of infant, toddler, and preschool mental health assessment. 2019. doi: 10.1093/oxfordhb/9780199837182.013.2

15. Бакушкина Н.И., Рогачева Т.В. Недоношенность как фактор риска отклонений в развитии у детей раннего возраста // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2019. Т. 7, №2 (25). Доступно по: http://humjournal.rzgmu. ru/art&id=380. Ссылка активна на 09 июля 2021. doi: 10.23888/humJ20192390-401

16. Галасюк И. Н., Митина О. В. Взаимодействие родителя с ребенком раннего возраста: структура и динамика родительской отзывчивости // Культурно-историческая психология. 2020. Т. 16,

Pediatric Journal. 2012;(5):13-7. (In Russ).

6. Mukhamedrakhimova RZh. Mat' i mladenets: psikhologicheskoe vzaimodeystvie. Spb.: Publishing house of St.Petersburg State University; 2003. (In Russ).

7. Evtushenko EA. Viability of personality as a psychological phenomenon. Personality, family and society: issues of pedagogy and psychology. 2016;(1):11-4. (In Russ).

8. Makhmutova RK, Schreiber TV, Emotional well-being of women in connection with the peculiarities of their self-actualization. In: Razvitie rebenka v sem'e. SPb.: Sotsial'no-gumanitarnoe znanie; 2017. P. 45-52. (In Russ).

9. Safonova LN, Fedorova LA. The origins of health and diseases of premature babies. Spb.: Publishing house of St.Petersburg State University; 2010. (In Russ).

10. Lisina MI. Formation of a child's personality in communication. Saint-Petersburg: Peter; 2009. (In Russ).

11. Green J, Pickles A, Pasco G, et al. Randomised trial of a parent-mediated intervention for infants at high risk for autism: longitudinal out-comes to age 3 years. Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2017;(58):1330-40. doi: 10.1111/jcpp.12728

12. Guralnick MJ. Early Intervention for Children with Intellectual Disabilities: An Update. Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. 2017; (30):211-29. doi: 10.1111/jar.12233

13. Rubtsov VV. Two approaches to the problem of development in the context of social interactions: L.S. Vygotsky vs J. Piaget. Cultural-Historical Psychology. 2020;16(3):5-14. (In Russ). doi: 10.17759/ chp.2020160302

14. Clark R., Tluczek A., Moore E.C., et al. Theoretical and empirical foundations for early relationship assessment in evaluating infant and toddler mental health. In: Del Carmen-Wiggins R., Carter A.S. The Oxford handbook of infant, toddler, and preschool mental health assessment. 2019. doi: 10.1093/oxfordhb/9780199837182.013.2

15. Bakushkina NI, Rogacheva TV. Prematurity as a risk factor for developmental disorders in children of early age. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2019;7(2). Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=380. Accessed: 2021 July 09. (In Russ). doi: 10.23888/humJ20192390-401

16. Galasyuk IN, Mitina OV. Interaction of a parent with a child of an early age: the structure and dynamics of parental responsiveness. Cultural-Historical Psychology. 2020;16(4):72-86. (In Russ).

421

№4. С. 72-86. doi: 10.17759/chp.2020160408

17. Воронина О.Р. Психическое развитие преждевременно родившихся детей младенческого возраста: теоретические и прикладные аспекты. Пермь: Изд-во Пермь; 2011.

18. Edge D. Ethnicity, psychosocial risk, and perinatal depression - a comparative study among inner-city women in the United Kingdom // Journal of Psychosomatic Research. 2007. Vol. 6, №3. P. 291-295.

19. Завгородняя И.В. Перинатальная психотерапия как сфера деятельности перинатального психолога // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2016. №4 (15). Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/ art&id=230. Ссылка активна 09 июля 2021.

doi: 10.17759 / chp.2020160408.

17. Voronina OR. Psychic development of prematurely born children of infancy: theoretical and applied aspects. Perm.: Publishing house Perm; 2011. (In Russ).

18. Edge D. Ethnicity, psychosocial risk, and perinatal depression - a comparative study among inner-city women in the United Kingdom. Journal of Psychosomatic Research. 2007;6(3):291-5.

19. Zavgorodnyaya IV. Perinatal psychotherapy as a sphere of activity of the perinatal psychologist. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2016;( 4). Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=230. Accessed: 2021 July 09. (In Russ).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Ковшова Ольга Степановна - доктор медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой медицинской психологии и психотерапии, Самарский государственный медицинский университет; 443099, Самара, ул. Чапаевская, д. 89. E-mail: Ol1955ga@yandex.ru

Киреева Татьяна Ивановна - доцент кафедры медицинской психологии и психотерапии, Самарский государственный медицинский университет; 443099, Самара, ул. Чапаевская, д. 89. E-mail: kireevatatjana@lenta.ru

ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ: 09.07.2021. ДАТА ПРИНЯТИЯ: 01.12.2021.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Ковшова О.С, Киреева Т.И. Жизнестойкость и психологическая адаптация женщин, воспитывающих младенца с проблемами здоровья // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2021. Т. 9, №4 (35). С. 413-422. Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=505. Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi: 10.23888/ humJ20214413-422

INFORMATION ABOUT AUTHORS:

Kovshova Olga S. - Dr. Sci. (Med.), Associate Professor, Head of the Department of Medical Psychology and Psychotherapy, Samara State Medical University; 89, Chapaevskaya str., 443099, Samara. E-mail: Ol1955ga@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kireeva Tatyana I. - Associate Professor of the Department of Medical Psychology and Psychotherapy, Samara State Medical University; 89, Chapaevskaya str., 443099, Samara. E-mail: kireevatatjana@lenta.ru

PAPER RECEIVED: 09.07.2021. PAPER ACCEPTED: 01.12.2021.

FOR CITATION:

Kovshova OS, Kireeva TI. Life resistance and psychological adaptation of women raising a child with health problems. Personality in a changing word: health, adaptation, development. 2021;9(4):413-22. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/ art&id=505. Accessed: dd Month yyyy. doi: 10.23888/ humJ20214413-422

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.