Научная статья на тему 'Психологические и социальные проблемы ресоциализации трудного подростка в условиях Опекунского попечительства'

Психологические и социальные проблемы ресоциализации трудного подростка в условиях Опекунского попечительства Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
496
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Развитие личности
ВАК
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / ОПЕКУНСКОЕ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО / ДЕЛИНКВЕНТ / ФАКТОРЫ / ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РАЗВИТИЕ И БЫТИЕ ЛИЧНОСТИ: ГЕНОТИП / СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛАБИЛЬНОЕ РАССТРОЙСТВО ПСИХИКИ / АДДИКТИВНОСТЬ / РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА / НЕОБУЗДАННЫЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ / ПОРОЧНОСТЬ / ЭГОИЗМ / ЭГОЦЕНТРИЗМ / ПРИТЯЗАНИЯ НА ПРИЗНАНИЕ / ADOLESCENT / TUTORSHIP / DELINQUENT / DETERMINANTS OF PERSON’S DEVELOPMENT AND BEING / GENOTYPE / SOCIAL CONDITIONS / INNER POSITION / EMOTIONALLY LABIL DISORDER / ADDICTION / REFERENT GROUP / UNCONTROLLABLE BEHAVIORAL MANIFESTATIONS / DEPRAVITY / EGOISM / EGOCENTRISM / PRETENSION TO ACCEPTANCE / CONSUMERSHIP / LIE / REJECTION OF FORMS OF CONTROL / DESIRE FOR SHARP SENSATIONS / HYPERACTIVITY / IMPULSIVITY / AFFECTIVE BEHAVIOR / ПОТРЕБИТЕЛЬСТВО / ЛЖИВОСТЬ / НЕПРИЯТИЕ КОНТРОЛЯ / ЖАЖДА ОСТРЫХ ОЩУЩЕНИЙ / ГИПЕРАКТИВНОСТЬ / ИМПУЛЬСИВНОСТЬ / АФФЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЖАДНОСТЬ / СИНКРЕТИЧНЫЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ НА СЕБЯ И ДРУГИХ / НЕГАТИВНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Устюжанин Филипп Романович

Рассматривается частный случай развития и бытия девочки-подростка, а также особенности опеки над несовершеннолетней. Материалом для анализа послужили результаты лонгитюдного наблюдения за поведением и личностными особенностями подростка, живущего под опекой одинокой женщины в возрасте около 50 лет. Наблюдение за поведением подопечной сопровождалось дневниковыми записями, ведущимися на протяжении почти двух лет. Обсуждаются: факторы, определяющие особенности развития и бытия личности делинквентного подростка; психологические и социальные проблемы воспитания трудного подростка, возникающие в ситуациях обыденной жизни (дома, в школе, во взаимоотношениях с опекуном, сверстниками, учителями). Показано негативное влияние непростой наследственности и попустительского стиля семейного воспитания, а также синкретичных ориентаций подростка на себя и других, определяющих внутреннюю позицию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Устюжанин Филипп Романович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and social problems of re-socialization of a difficult teenager under the conditions of tutorship

Special case of development and being of the adolescent-girl and peculiarities of tutorship of minors are considered in the article. The result of longitudinal observation for behavior and personal peculiarities of adolescent-girl who lives under the tutorship of a single woman of 60 is used for analysis. Diary’s records for one and a half year were used. Factors that determine peculiarities of delinquent-adolescent development and being as well as psychological and social problems of difficult teenager in everyday life (at home, school, in communication with tutor, peers and teachers) are discussed.

Текст научной работы на тему «Психологические и социальные проблемы ресоциализации трудного подростка в условиях Опекунского попечительства»

Психологическая и социальная помощь на разных этапах онтогенеза

Филипп Устюжанин

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ТРУДНОГО ПОДРОСТКА В УСЛОВИЯХ ОПЕКУНСКОГО ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

Аннотация. Рассматривается частный случай развития и бытия девочки-подростка, а также особенности опеки над несовершеннолетней. Материалом для анализа послужили результаты лонгитюдного наблюдения за поведением и личностными особенностями подростка, живущего под опекой одинокой женщины в возрасте около 50 лет. Наблюдение за поведением подопечной сопровождалось дневниковыми записями, ведущимися на протяжении почти двух лет. Обсуждаются: факторы, определяющие особенности развития и бытия личности делинквентного подростка; психологические и социальные проблемы воспитания трудного подростка, возникающие в ситуациях обыденной жизни (дома, в школе, во взаимоотношениях с опекуном, сверстниками, учителями). Показано негативное влияние непростой наследственности и попустительского стиля семейного воспитания, а также синкретичных ориентаций подростка на себя и других, определяющих внутреннюю позицию.

Ключевые слова: подросток; опекунское попечительство; делинквент; факторы, определяющие развитие и бытие личности: генотип, социальные условия, внутренняя позиция; эмоционально-лабильное расстройство психики; аддиктивность; референтная группа; необузданные поведенческие проявления; порочность; эгоизм; эгоцентризм; притязания на признание; негативные личностные качества: потребительство, лживость, неприятие контроля, жажда острых ощущений, гиперактивность, импульсивность, аффективное поведение, жадность, синкретичные ценностные ориентации на себя и других.

Abstract. Special case of development and being of the adolescent-girl and peculiarities of tutorship of minors are considered in the article. The result of longitudinal observation for behavior and personal peculiarities of adolescent-girl who lives under the tutorship of a single woman of 60 is used for analysis. Diary's records for one and a half year were used. Factors that determine peculiarities of delinquent-adolescent development and being as well as psychological and social problems of difficult teenager in everyday life (at home, school, in communication with tutor, peers and teachers) are discussed.

Keywords: adolescent; tutorship; delinquent; determinants of person's development and being; genotype; social conditions; inner position; emotionally labil disorder; addiction; referent group; uncontrollable behavioral manifestations; depravity; egoism; egocentrism; pretension to acceptance; consum-ership; lie; rejection of forms of control; desire for sharp sensations; hyperactivity; impulsivity; affective behavior.

Предыстория Долговременное наблюдение и исследование пси-

хических особенностей девочки-подростка с трудностями в поведении и проблемами в личностных проявлениях началось с того, что к Валерии Сергеевне Мухиной обратилась одинокая женщина, взявшая на себя труд и ответственность — опеку над девочкой Алиной*.

Ребенок был взят из Дома малютки в возрасте трех лет. Опекун прилагала немалые усилия для развития своей подопечной, записывала ее в различные кружки и секции: девочка учила английский язык, занималась танцами, музыкой, рисовала, проявляя при этом определенные художественные способности.

Реально Алина не знает своей истинной истории, называет опекуна мамой (далее в отношении опекуна я буду употреблять слово «мама»). Девочке было сказано, что папа умер еще до ее рождения. С детства Алина отличалась гиперактивностью, стремилась быть в центре внимания. Решая свои проблемы, могла использовать статусную должность мамы. Примечательно, что девочка всегда была равнодушна к куклам, но интересовалась игрушками в образах животных. Начало проблем Серьезные проблемы начались, когда девочке испол-

нилось девять лет и она училась в третьем классе общеобразовательной школы. Учителя стали замечать агрессию в проявлениях Алины. Постепенно она переставала выполнять учебные задания, огрызалась, игнорировала замечания или агрессивно реагировала на них.

* Опека — вид семейного устройства малолетних (несовершеннолетние до 14 лет), в силу различных причин оставшихся без попечения родителей.

Аффективные проявления в поведении подростка

Особенности исследования

С началом предподросткового возраста (в 11—12 лет) Алина стала проявлять безудержную неуправляемость в моменты возникавших у нее аффектов. Нередко она выражала отчужденность по отношению к матери и окружающим ее близким людям. Девочку все больше одолевала леность: теперь она называет свое любимое «занятие» — ничего не делать.

В гневе Алина безудержна: кидает попавшие под руку предметы, яростно ломает и крушит их — может бросить на пол, разбить о стену, запустить в человека. Не единожды она накидывалась на мать: исступленно била ее руками и ногами. Могла взять без спроса деньги или интересующие ее предметы. Когда девочке исполнилось 11 лет, произошел тревожный случай: из-за отказа выполнять требования мамы Алина угрожала покончить с собой (выброситься из окна). Маме удалось убедить дочь в том, что, сделав это, она может даже остаться живой, но стать инвалидом. Похоже, такая угроза напугала девочку. С тех пор суицидальных намерений она не проявляла.

Когда мать поняла, что перестала справляться с дочерью, она обратилась за помощью к психологу — Валерии Сергеевне Мухиной.

Валерия Сергеевна некоторое время наблюдала Алину и приняла решение о необходимости психологического сопровождения девочки, поскольку та проявляла признаки психопатического поведения. Позже совместно с психиатром был поставлен диагноз: эмоционально-лабильное расстройство психики.

По предложению Валерии Сергеевны я начал работать с Алиной. В течение достаточно длительного времени (с марта 2014 года до конца 2015 года) за девочкой велось лонгитюдное наблюдение и осуществлялось психологическое сопровождение. Позже я стал эпизодически навещать семью и беседовать с матерью и Алиной.

Наблюдая за проявлениями и поведенческими особенностями подопечной, я вел подробные дневниковые записи. На основании моих лонгитюдных наблюдений, последующего контроля и собранных материалов я буду обсуждать психологические и социальные проблемы ресоциализации* трудного подростка (в опекунской

* Ресоциализация ( от лат. ге— приставка, указывающая на повторное, возобновляемое действие, и socialis — общественный) — повторная социализация, то есть изменение поведения, норм, ценностей, установок человека, связанное с адаптацией к социальным условиям.

Анамнез, диагностика психологом и психиатром

Влияние особенностей развития делинквентного подростка на его поведение и личностные проявления

Особенности общения подростка с окружающими

семье, в школе, в референтной для него асоциально ориентированной группе сверстников). Под ресоциализа-цией трудного подростка я подразумеваю присвоение им некоторых качественно новых позитивных просоци-альных форм поведения. Положительным результатом ресоциализации делинквента может быть трансформация сложившихся асоциальных форм поведения и присвоение нормативных ценностей. Однако усилия даже весьма добросовестного и профессионального наставника могут оказаться тщетными.

За время моей работы Алина достигла подросткового возраста — сегодня ей тринадцать лет и несколько месяцев. По характеру поведения и личностных проявлений подростка можно отнести к категории делинквентов. Она отличается агрессивным, асоциальным поведением и тяжелыми личностными проявлениями.

Валерия Сергеевна — мой консультант и научный руководитель — оказывает мне всяческую поддержку в работе над проектом психологического сопровождения.

В своих стремлениях познать суть происходящих с подростком изменений я исхожу из позиции В.С. Мухиной относительно влияния сущностно значимых факторов развития личности: 1 — генотипа; 2 — социальных условий; 3 — внутренней позиции самой личности.

Наследственность. Биологическая мать Алины была лишена родительских прав, около пяти лет находилась в местах лишения свободы за совершение краж и разбойных нападений.

Социальные условия. Опекун-мама — одинокая обеспеченная женщина — старается создать все условия для нормального психического и личностного развития

девочки. Однако воспитание — типично выраженно

*

попустительское , с элементами шантажа и подкупа.

Попустительство для ребенка с явными склонностями к асоциальному поведению стало негативным фактором для развития делинквентных тенденций в поведении.

Внутренняя позиция Алины в отношении позитивных ценностных ориентаций явно не сформирована. Ее стиль взаимоотношений с другими — взрослыми и сверстниками — тяготеет к асоциальному.

Алина использует определенную, стереотипно повторяющуюся схему взаимоотношений с окружающими, которая выражается в том, что в начале общения она ста-

* Попустительство — излишне снисходительное отношение к чему-либо недопустимому.

рается очаровать человека. Постепенно, по мере истинных деликвентных проявлений Алины, человек разочаровывается. Это приводит к разрыву в отношениях.

У подростка хватает хитрости и артистизма сыграть «хорошую девочку», когда ей это требуется. Дети и многие взрослые подпадают под влияние «игры». Алина пользуется этим приемом, чтобы расположить к себе окружающих , тех, в ком в данный момент она заинтересована, а затем ловко манипулировать этими людьми, испытывая при этом удовольствие и преследуя свою выгоду. Однако «спектакли» Алины, как правило, однообразны — она не в состоянии придумать другие сценарии.

Подросток жаждет По мере возрастания своих притязаний на домини-

страстеи рование Алина стала позволять себе издевательства

над сверстниками. По этой причине многие дети просто прекращают с ней общаться, но есть и такие, кто подавляется ею, продолжая страдать от ее выходок.

Как я уже писал, Алина любит «приключения», особенно такие, где во взаимоотношениях есть аморальный подтекст. В этих случаях у нее просыпается азарт. Если же аморального подтекста нет, девочка стремится его создать. Интриги, шантаж, подличанье — всё это Алину захватывает. Домработнице девочка не раз угрожала, что если та откажется выполнять все ее требования, то она пожалуется маме и ее уволят. Подросток ведет себя так, что взрослым проще пойти на поводу у нее, чтобы не возникало проблем. Других способов взаимодействия Алина не признаёт — они ей просто неинтересны.

Сексуальные Так сложилось, что Алина в основном жила в окруже-

проявления Алины нии женщин: мама, домработница, учительницы в школе,

а это означает, что у нее нет достаточного опыта общения с представителями противоположного пола. По рассказам мамы и домработницы, в присутствии мальчиков, юношей и взрослых мужчин Алина ведет себя вызывающе: строит им глазки, призывно смотрит, безудержно кокетничает. Понятия «скромность», о чем мы неоднократно с ней говорили, моя подопечная не признает. При мне Алина не проявляла вызывающего, вульгарного поведения, я не наблюдал сексуально окрашенных поз и других провокаций. Тем не менее она всегда стремилась одеваться так, чтобы максимально оголить плечи, ноги.

* Например, когда В.С. Мухина привела подростка в кабинет психиатра, Алина, играя роль «хорошей девочки», своим поведением так очаровала врача, что В.С. Мухиной даже пришлось напомнить психиатру о том, что накануне она предупреждала по телефону об артистических способностях и коварстве подопечной.

Завышенная самооценка подростка и эгоцентризм

Претензии к маме

Потребительское

отношение

и ревность

Алина склонна к полноте, что стало проявляться к десяти годам. До этого она была худенькой девочкой. При ее комплекции (маленький рост, плотное телосложение, короткая шея) Алина старается одеваться ярко, даже вульгарно, чтобы привлечь к себе внимание. Нередко распускает волосы, считая, что так она выглядит красивее.

Моя подопечная обладает высокой самооценкой. По отношению к другим людям часто ведет себя надменно, пренебрежительно. Нередко она забывается и не соблюдает субординацию. При любом удобном случае Алина демонстрирует высокомерие, козыряет статусом мамы. При этом поступки ее обычно неблаговидные, кроме, конечно, тех случаев, когда она хочет очаровать, чем-либо подкупить человека и т.п. Алина бесцеремонна: расталкивает людей на остановке, чтобы первой войти в автобус, не уступает место пожилым людям, всегда требует, чтобы ее пропустили без очереди, так как она маленькая девочка. Я неоднократно предупреждал Алину, что такое отношение к людям ей вскоре перестанет сходить с рук.

Мама склонна баловать Алину. Со временем ей становится все тяжелее справляться с необузданными проявлениями подростка. Алина побеждает маму своим упорным давлением, склоняя ее к попустительству. Девчонка стала своевольной, перестает быть управляемой. Исполнение своих желаний она воспринимает как неизменную данность.

Алина постоянно укоряет маму за то, что та ею не занимается, нанимает не тех учителей, воспитателей, психологов. Она считает, что окружающие ее люди должны ей во всем потакать. Ей мало два раза в год отдыхать на море. Упрекает маму в том, что та стремится от нее избавиться, записывая в музыкальную школу, театральную секцию и пр. Выученные со мной вежливые слова и должное отношение к маме Алина использует, когда ей выгодно, только для решения своих замыслов.

Потребительское отношение отмечается у подростка к окружающим людям и к вещам. Алина — собственница. Ревнует маму к другим людям, подслушивает ее телефонные разговоры. Когда у Алины нет проблем, мама ей не нужна. По словам мамы, если она перестанет давать Алине деньги, то девочка и вовсе перестанет нуждаться в матери. У подростка нет ценностного отношения к маме, нет теплых родственных чувств. При мне она картинно целует маму, чтобы создать у меня представление об идиллии в их отношениях. Такие же спектакли Алина устраивает и для очарования других людей. Если я хочу что-то рассказать маме, то Алина,

Несдержанность в еде

Отношение подростка к предметам

Особенности отношения к одежде

Неистовая агрессивность

Неприятие любых форм контроля

ревнуя, перебивает, всеми силами пытается перевести на себя внимание, кричит, затыкает маме уши и т.п.

Алина несдержанна в пище. Ест много и жадно, постоянно просит то, что ей хочется: чипсы, мороженое и т.п. Мама не может позволить себе купить, например, сразу килограмм апельсинов, потому что девочка не успокоится, пока не съест все, даже если это будет ей запрещено.

Обычно Алина без спроса берет в руки любой предмет, который ей понравился. При этом она присваивает себе все, что попадает к ней в руки. Когда мастер делал для мамы шкаф и задерживался, Алина кричала на маму, что та якобы ничего не делает, чтобы вернуть Алинин шкаф. То есть Алина считает, что мама пользуется ее вещами, а не наоборот. У подростка полностью отсутствует бережливость к вещам: в ее комнате обычно страшный беспорядок. Алина вытаскивает из шкафов вещи (свои, мамины) и кидает их на пол, оставляя там лежать. В момент уборки она просто запихивает вещи вместе с мусором и пылью под кровать или за диван, где все это остается лежать. А поскольку девочка толком не убирается, то грязные вещи и остатки еды, которые она постоянно приносит в свою комнату, заполняют помещение неприятным запахом. Между тем в этих условиях она себя комфортно чувствует. Чтобы заставить Алину заняться уборкой, приходится ставить ей условия, которые вынудили бы ее приступить к своим обязанностям, либо создавать игровую ситуацию, что мотивирует ее азарт.

Алина занашивает одежду, как говорится, до дыр. Новые вещи, купленные мамой, девочка обменивает у других подростков на то, что ей больше нравится. Если мама отказывается что-либо купить ей, Алина может попытаться это украсть. В этом она была замечена, когда искала деньги в карманах курток в раздевалке школы, а также копалась в забытых другими подростками вещах, чтобы подобрать себе что-нибудь подходящее. Мама отмечала, что у Алины появлялись деньги и вещи неизвестного происхождения.

Алина неуравновешенна, чрезмерно импульсивна. Нередко впадает в неистовую агрессию, если что-то пошло не так, как она хотела. В исступлении Алина яростно дерется, ползает по полу, ругается, визжит. После того как гнев уходит, она ведет себя непринужденно, забывает о своих действиях. Такие аффективные вспышки происходят постоянно и усиливаются при предъявлении к ней требований. Из-за таких проявлений у Алины нет друзей.

У подростка прослеживается стойкое неприятие контроля. Девочка не задумывается о последствиях.

Жизнь во лжи

Жажда острых ощущений

Аддиктивность подростка

Особенности выбора подростком референтной группы

Подростка надо постоянно уговаривать сделать что-либо. Нередко она восклицает: «Мне это не нужно. Если вам надо, вы и делайте!» Если Алина чувствует, что на нее давят, она сразу же впадает в ярость и отказывается что-либо делать.

Алина постоянно лжет. В такой ситуации окружающим людям сложно разобраться, как в действительности обстояло дело, о котором говорит Алина. Верить ей нельзя. Она любит приврать и сочинять небылицы.

С Алиной невозможно договориться — она легко нарушает данные обещания. При этом клянется, что это было в последний раз, но сразу же забывает о клятвах. В азартной игре Алина склонна нечестно выигрывать. Она завистлива и нетерпима к успеху других. Вместе с референтной группой сверстников Алина любит играть в такие «игры», как вытаскивать письма и газеты из почтовых ящиков соседей, читать их, а потом разбрасывать по подъезду. Ей нравится ходить по помойкам и разглядывать их содержимое, бегать в лесном массиве и разбивать пустые стеклянные бутылки о деревья и т.п.

Вопреки запретам матери Алина любит забегать в чужие подъезды, где продолжает подворовывать. Ее привлекают заброшенные голубятни, опустевшие постройки, при этом она рассчитывает там чем-то поживиться. Подросток постоянно ищет острых ощущений. Однажды в ее школу поступил звонок о том, что школа заминирована. Алина так стремилась увидеть «бомбу», что наотрез отказалась уходить. Вывести ее из здания удалось только прибывшим полицейским.

Несмотря на то что Алина часто выступает активным манипулятором в отношениях с близкими ей людьми, она в то же время ведома и склонна к аддикциям.

Алина может целый день смотреть телевизор, от которого ее невозможно оторвать, ни на минуту не расстается с мобильным телефоном. Мама приняла решение не покупать Алине компьютер, не без оснований опасаясь, что он может полностью завладеть вниманием и временем девочки.

Референтной группой для Алины являются подростки с явно выраженным делинквентным поведением. Она становится зависимой от отрицательного лидера среди подростков. Девочка разделяет ценности делинк-вентной группы.

В этой среде Алина перенимает асоциальные манеры поведения и отрицательные личностные качества. Аморализм — та стихия, к которой она подспудно тяготеет. В группе делинквентов ей комфортно.

Влияние

референтной группы

Учителя пригрозили подростку дисциплинарным школьным учетом

Низкий уровень рефлексии у делинквентного подростка

Для ресоциализации делинквентного подростка требуется множество усилий

Общаясь с референтной группой делинквентных подростков, Алина стала меняться в худшую сторону. И без того невысокая успеваемость по профильным предметам превратилась в неуспеваемость. Гиперактивной Алине трудно сосредоточить свое внимание на уроках. Подростки-делинквенты всё больше отвлекают ее. Участились конфликты в семье, с учителями в школе. Алина робеет перед отрицательным лидером, подбивающим ее на неблаговидные поступки.

После череды нескольких реальных проступков (кража в магазине, столкновение одноклассника с лестницы, порча мобильного телефона девочки) вызвали в школу маму, а Алине как исполнителю поручений отрицательного лидера референтной для нее группы делинквентов пригрозили постановкой на дисциплинарный школьный учет.

Однако Алина не принимает всерьез школьный учет. При этом она понимает, что действует ненормативно, но считает это «весельем». Ей льстит, что окружающие люди называют ее «безбашенной». Алина твердо убеждена, что не будет поймана.

Алина не воспринимает продуктивные, просоци-альные формы общения и поведения, характерные для обычного подростка. Будучи делинквентом, она ориентирована на аморальность. Это другой уровень притязаний и отношения к жизни. Слабые рефлексивные способности не позволяют ей осознать серьезные проблемы в своей жизни. Напротив, подросток стремится к совершению проступков. Предоставленный сам себе, он выбирает и усваивает близкие ему асоциальные навыки и роли, которые находятся в социальном пространстве.

Если при работе с подростком попросить его зимой надеть шапку, произнеся «надень немедленно», это, скорее всего, вызовет протестную реакцию. Потому следует, например, дать понять, что мнение подростка считается и использовать такую форму: «Посмотри, все вокруг в шапках! Как ты думаешь, тебе стоит ее надеть?». В моем случае подросток игнорировал любые мирные обращения к ней. В итоге, видя, что я не отстану, Алина воскликнула: «Как же вы меня достали!» — и надела шапку, заслужив одобрение своих действий (не слов), то есть на уровне «шапки» делинквентного подростка можно «достать». На глубинном уровне понимание отсутствует. Требуется приложить множество усилий и соответствующих ресурсов и условий, чтобы делинквентный подросток тебя «услышал». Каждодневная целенаправленная долговременная работа по ресоциализации может ситу-

Влияние наследственных факторов на развитие личности подростка

Непредвиденные проблемы при опекунстве

ативно вырвать подростка из асоциальности. К сожалению, в реальной жизни зачастую это не удается.

Психологическое сопровождение и анализ дневниковых записей поведенческих проявлений подростка, наблюдаемого мной с 11 до 13 лет, позволяет сделать следующие выводы.

Принимая концепцию В.С. Мухиной, при описании психосоциальных проблем делинквентного подростка я пришел к убедительному для меня выводу: поведение Алины в известной мере зависит от ее наследственности. В ее анамнезе — аффективная мать, которая была осуждена за грабежи и агрессивные нападения. Я согласен с тем, что существуют некие психические свойства, которые передаются по наследству и способствуют проявлению делинквентных побуждений. Эти негативные свойства психики побуждают человека к агрессии, негативизму, сопротивлению нормативным ожиданиям общества, они же — причина лени, импульсивности, ригидности, авторитарности, цинизма, отчужденности, социальной дезадаптивности и пр*.

Чрезвычайно значимо в этом случае обсуждать стиль воспитания, который может предложить опекун. В процессе опекунского попечительства нередко возникают непредвиденные проблемы, которые во многом изменяют характер отношений между опекуном и подопечной. Потребительское отношение к окружающим людям, негативные черты характера, безудержные страсти, пороки, аффекты, неуправляемость подопечной и т.д. — это то, с чем приходится сталкиваться матери-опекуну, которая вынуждена исполнять прихоти подопечной, вытаскивая ее из множества проблемных ситуаций. Подросток склонен постоянно заявлять о своих правах, но игнорировать обязанности. Являясь провокатором различных конфликтов и проступков своих сверстников, моя подопечная эксплуатирует свою мать, нередко манипулируя ею. При этом, будучи эмоционально отчужденной от всех, в том числе и от матери, она игнорирует ее чувства, обвиняет ее в своих бедах. Подросток постоянно стремится удовлетворить свои примитивные асоциальные потребности, игнорируя чувства и желания не только матери, но и других взрослых. Поэтому обыденная жизнь семьи превращается в существование на «пороховой бочке», в постоянную тревогу матери, ее волнения и неизменный стресс.

* Мухина В.С. Отчужденные: Абсолют отчуждения. — 2-е изд. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010. - С. 157, 497.

Педагоги и няни отказываются работать с Алиной. Подростку необходим жесткий контроль и неукоснительное следование требованиям. Из-за реальной невозможности осуществлять постоянный контроль в условиях обыденной жизни, от безысходности ситуации мама-опекун, посоветовавшись со специалистами, приняла решение определить свою подопечную в частную школу-пансион.

В поисках пансиона мама посещала вместе с Алиной разные воспитательные учреждения. Там, где к подростку предъявлялись высокие требования, где воспитание сводилось к индивидуальному попечительству, Алина демонстрировала протест, наотрез отказываясь там находиться.

В результате в конце апреля с.г. Алина была определена в пансион, где, по словам матери, требовательные и доброжелательные воспитатели, где дети из благополучных семей, где обучаются малыми группами (по 10—13 человек в классе). Опека - это большая Мечтая об опеке ребенка-сироты, следует серьезно ответственность взвешивать все риски, так как можно оказаться не готовым к действительности. Опека — это большая ответственность. Органы опеки постоянно контролируют жизнь опекунской семьи, предъявляя высокие требования к опекуну, причем гораздо более серьезные, чем к усыновителю. На примере проводимого мной лонгитюд-ного исследования становится ясно, что решение взять на себя ответственность по опеке ребенка требует личностной подготовки и достоверной информации о самом ребенке, его биологических родителях. Необходимо неустанно прилагать много усилий, чтобы достойно воспитать и ресоциализировать подопечного. Нельзя допускать попустительства в воспитании. При этом полезно знать, что не всегда эти труды будут вознаграждены.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В описанном мною конкретном случае явно прослеживаются негативные тенденции в отношении будущего Алины. Мама и учителя обеспокоены асоциальными проявлениями девочки-подростка. Однако у Алины есть шанс ресоциализации.

Вырвать делинквента из среды как оптимальное решение

Выбор пансиона

ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.